Мягкий знак в глаголах
Мягкий знак в глаголах пишется в нескольких грамматических формах согласно правилу орфографии.
В русском языке буква «ь» не обозначает звука. Она применяется как разделительный знак, для выражения мягкости согласных, а также для обозначений некоторых грамматических форм разных частей речи, например существительных женского рода III склонения (вещь, пустошь).
МЯГКИЙ ЗНАК В ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМАХ | ||||
---|---|---|---|---|
печ ь теч ь леч ь береч ь стрич ь моч ь толоч ь | спиш ь даш ь еш ь сорвёш ь сорвёшьс я можеш ь шьёш ь | тыч ь , тыч ь те маж ь , маж ь те еш ь , еш ь те спряч ь , спряч ь те плач ь , плач ь те увелич ь , увелич ь те реж ь , реж ь те | печ ь ся береч ь ся стрич ь ся сорват ь ся прятат ь ся плакат ь ся увеличит ь ся | печётся бережётся стрижётся срывается прячется плачется увеличивается |
Пиши с «ь», если в вопросе к возвратному глаголу есть «ь» (что сделать? умываться); если в вопросе нет «ь», нужно писать без «ь» (что сделают? умоются). |
Рассмотрим более подробно, когда используется мягкий знак в глаголах в соответствии с правилом орфографии.
Мягкий знак в неопределённой форме глагола
В русском языке глагол, как самостоятельная часть речи, имеет обширную систему грамматических форм. Его начальной формой является неопределённая форма, или инфинитив, к которому можно задать вопросы что делать? что сделать?
Эти вопросы указывают и подсказывают, что при написании глаголов в неопределённой форме обязательно следует поставить мягкий знак независимо от того, каким согласным, звонким или глухим, заканчивается слово.
Понаблюдаем:
- (что делать?) желать, полоть, сторожить, веять;
- (что сделать?) сберечь, отвлечь, зажечься, отписаться.
Если глагол выступает в возвратной форме, то аналогично задаём к нему соответствующий вопрос. Мягкий знак сохраняется в окончании неопределённой формы возвратного глагола перед постфиксом -ся:
Видеоурок «Правописание «ь» в глаголах неопределённой формы
Мягкий знак в форме 2 лица глагола
Буква «ь» используется в написании окончания формы 2 лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени:
- ты (что делаешь?) по ёшь , слав ишь ;
- ты (что сделаешь?) нарису ешь , покорм ишь .
Мягкий знак в повелительном наклонении глагола
Повелительное наклонение характерно тем, что глагол имеет грамматическую форму 2 лица единственного и множественного числа. В отличие от формы глагола 2 лица изъявительного наклонения слово выражает побуждение к действию в виде просьбы, приказа, пожелания, запрета:
В орфографии русского языка в написании этих форм глагола не обойтись без мягкого знака.
Мягкий знак пишется в формах единственного и множественного числа после согласных и у возвратных глаголов:
Особое внимание уделим написанию мягкого знака после шипящих согласных «ж» и «ш», которые соответствуют твёрдым звукам в русском языке. Мягкий знак не выражает мягкость этих согласных, а служит для обозначения форм повелительного наклонения глагола:
Итак, в русском языке согласно правилу мягкий знак в глаголах пишется в следующих грамматических формах:
- в неопределённой форме;
- в форме 2 лица единственного и множественного лица настоящего и будущего времени изъявительного наклонения;
- в формах повелительного наклонения.
Чтобы усвоить это написание, поупражняемся, вставив, где необходимо мягкий знак.
Упражнение
Необходимо привлеч… внимание общественности к этой проблеме.
Будьте добры, отправ…те это письмо заказной почтой.
Мы ушли на реку, а верный пёс остался стереч… дом.
Съеш…те на завтрак омлет и гречневую кашу.
Как мне увлеч… сына игрой в теннис?
Обознач…те, пожалуйста, карандашом все трудные случаи написания сложных слов.
Видеоурок
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Неопределённая форма глагола.
Правописание мягкого знака в глаголах
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Неопределённая форма глагола.
2. Употребление Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.
3. Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи.
Инфинитив – это неопределённая/начальная форма глагола, которая обозначает действие, не привязанное к субъекту (лицу, числу, наклонению) и ко времени. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?».
Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов и форм слов, стоит после корня.
Постфикс – это значимая часть слова, стоящая после всех морфем и служащая для образования новых слов или форм одного и того же слова.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012. – с. 103-108; 176 с.
1. Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс: ко всем действующим учебникам. // Влодавская Е.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2019. – С. 96.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Начальной формой глагола является инфинитив. Инфинитив лишь называет действие, отвечая на вопросы: «что делать?», «что сделать?», он не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число, поэтому его ещё называют неопределённой формой глагола.
Инфинитив легко узнать, он оканчивается на -ть (лаять, белить), -ти (пасти, везти), а также на -чь (жечь, печь, стеречь). Инфинитив может иметь суффикс (постфикс) -ся или -сь. Например, умываться, перенестись.
Инфинитив может быть любым членом предложения. Например, выступать в роли подлежащего: Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь. Оба подлежащих в этом сложном предложении выражены неопределённой формой глагола.
Часто глагол в инфинитиве бывает сказуемым, например Наша задача – учиться. Неопределенная форма глагола в роли определения выступает в предложении У меня врожденная страсть (какая?) противоречить (М. Лермонтов). Дополнением начальная форма глагола является в предложении Он боялся (чего?) идти к врачам. Инфинитив выступает в роли обстоятельства в предложении Вечером мы вышли (куда? зачем?) подышать свежим воздухом.
Давайте потренируемся. Поставим глаголы в форму инфинитива и распределим инфинитивы по соответствующим столбцам таблицы.
Глаголы: ополоснулся, убережём, состригут, ведёмся, стерегли, обвиняешь, обозначают, найдут, причешет, зацветают, зажёг, распоряжусь.
Как правильно пишутся окончания -ться и -тся: какой вопрос задать, правило русского языка, правописание
Содержание статьи:
В русском языке существует много различных правил, которые необходимо знать, чтобы грамотно писать. К моему огромному удивлению, очень многие, даже те, кто начинает работать копирайтерами, не помнят элементарных из них. Несчастный мягкий знак после буквы «Т» — одно из них.
Правило -тся, -ться можно считать одним из самых простых и логичных в русском языке. Однако, люди часто сомневаются, какое окончание правильно, и это является одной из самых распространённых орфографических ошибок.
В этой статье вам будет предложено подробно ознакомиться и понять, в чем же разница между -тся, -ться и как не ошибиться в постановке правильного окончания.
Затруднение в выборе -тся, -ться? Вопрос вам в помощь.
Для того чтобы понять, как правильно пишутся окончания -ться и- тся достаточно задать к глаголу вопрос. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах. Внимательно прочитайте следующие предложения:
- Я сегодня собираюсь заниматься йогой.
- Сегодня вечером я хочу встретиться с Оксаной.
- Осторожно! Эта собака может кусаться!
- Чтобы все получилось, нужно много трудиться.
- Мне бы хотелось развиваться в юридическом направлении.
Что общего у всех этих предложений? В каждом из них есть глагол, оканчивающийся на –ться. Давайте зададим вопросы к этим глаголам:
- Я сегодня собираюсь что делать? Заниматься йогой.
- Сегодня вечером я хочу что сделать? Встретиться с Оксаной.
- Осторожно! Эта собака может что делать? Кусаться!
- Чтобы все получилось, нужно что делать? (Много) трудиться
- Мне бы хотелось что делать? Развиваться (в юридическом направлении).
Как вы видите, в данном случае, мы можем поставить вопросы что делать? что сделать? Это вопросы так называемой неопределенной формы глагола (инфинитива).
Рассмотрим примеры других предложений:
- Они сегодня задерживаются.
- Завтра она представится своим коллегам.
- Смотри! Он приближается!
- Моя доченька развивается очень быстро, молодец!
- Пусть они хорошенько там повеселятся.
- Они сегодня что делают? Задерживаются.
- Завтра она что сделает? Представится (своим коллегам).
- Смотри! Он что делает? Приближается!
- Моя доченька что делает? Развивается (очень быстро).
- Пусть они хорошенько там что сделают? Повеселятся.
Это вопросы глаголов 3-го лица. Обратите внимание на то, что в них не содержится мягкого знака и в окончаниях глаголов –тся его тоже нет.
-ТСЯ, -ТЬСЯ. Примеры вопросов и глаголов.
Что делать? Что сделать?
Что (с)делает? Что (с)делают?
Заберётся, забирается, заберутся, забираются
Ознакомившись с несколькими примерами, вы должны были заметить определенную логику.
Итак, подведем итоги. Отчего же зависит правописание –тся и –ться в глаголах? Правильно. От поставленного вопроса. И важно научиться делать это правильно, потому что от того, какой вопрос вы поставите, будет зависеть то, как вы напишите глагол.
В учебнике русского языка 5-го класса (авторы: Ладыженская, Тростенцова) правило –тся и -ться в глаголах выглядит следующим образом:
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, пишется –ться (с буквой «Ь»).
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)?, пишется –тся (без буквы «Ь»).
Проще говоря, для того чтобы определить, как правильно пишется -тся, -ться в окончания глаголов нужно использовать следующий алгоритм.
- Необходимо определить, от какого слова зависит интересующий глагол.
- Поставить вопрос к глаголу. Примеры таких вопросов были рассмотрены выше.
- Если в вопросе есть мягкий знак, то и в окончании будет писаться -тЬся.
- Если в вопросе не содержится мягкого знака, то и в окончании его не будет, т.е. пишем –тся.
Бывают случаи, когда в предложении отсутствует подлежащее и поставить вопрос к глаголу невозможно.
Учиться всегда пригодится. Не годится ей молодиться.
Выделенные глаголы стоят в форме 3 лица единственного числа (перед ними мысленно можно поставить местоимения он или она) и пишутся без буквы Ь.
Чтобы проверить, насколько вы усвоили правописание -тся и -ться в глаголах, после прочтения статьи, предлагается выполнить следующее задание:
Поставить вопросы к глаголам и вставить –тся, -ться в окончания. Если сомневаетесь, поставить -тся или –ться, см. образец выше.
- Я предпочитаю развлека___ с друзьями, нежели в одиночку. А моя сестра всегда развлекае___ одна.
- Занима___ спортом – значит воспитывать силу воли. Но он совсем не занимае___ спортом.
- Завтра он будет труди___ до поздней ночи. А я не привык так труди___.
- Посмотри, как она старае___! Этим можно бесконечно восхища___.
- Дети меня не слушаю___. Разве можно так балова___?
- Знаю, что одному мне не справи___. Она прекрасно справляе___ с этим заданием.
- Поезд до Петрозаводска отправляе___ сегодня в девять часов по московскому времени. Как же я могу отправи___ туда без тебя?
- Мне кажется, ей понрави___ мой подарок. Он всем должен понрави___.
- Разве можно так громко смея___? Скажи ему, пусть смеё___ потише.
- Они же совсем не хотят учи___! Вот не выуча___ и не смогут быть хорошими специалистами.
Стоит немного попрактиковаться, чтобы понять, что это правило русского языка довольно простое и наличие или отсутствие мягкого знака весьма логично.
Но трудности правописания мягкого знака могут возникать и в других формах глаголов. Поэтому давайте посмотрим, в каких еще случаях мягкий знак будет писаться всегда.
Мягкий знак пишется всегда:
- В неопределенной форме глагола (инфинитив). Эта форма, как уже было сказано выше, отвечает на вопросы что делать? что сделать? Примеры: учиться, печь, помочь, стричься.
- В глаголах 2-го лица единственного числа (перед которыми стоит или мысленно можно подставить местоимение ТЫ). Примеры: почистишь, читаешь, намоешься, выучишься.
- В глаголах повелительного наклонения. Примеры: приготовься, приготовьте, намажьте.
Зная это, необходимо учесть и следующие правила:
- Если вы видите, что перед вами глагол во 2-м лице настоящего и будущего времени, то в конце слова после шипящих будет ставиться «Ь»: моешь – моешься – помоешься, чистишь – почистишь;
- У глаголов, которые выражают приказ (совет), мягкий знак перед постфиксом «ся» сохраняется: добавь – добавься, исправь – исправься, намажь – намажься.
Рекомендуется выполнить несколько упражнений для закрепления этих правил.
- Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа настоящего времени: рисовать, изучать, понимать, прибегать, развивать, практиковать, думать, плавать.
- Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа будущего времени: придумать, выступать, позвать, пригласить, позвонить, рассказать.
- Определите неопределенную форму глаголов (инфинитив): бегу, решаем, меняет, планирую, развиваем, читает, играю, изучаешь.
Любите и изучайте русский язык! –Ться, -тся, в таком случае, как и многое другое, станет понятно и с легкостью покорится вам. Тем более, наша работа и ее качество — это хорошее знание русского языка и умение его правильно использовать.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
http://resh.edu.ru/subject/lesson/7699/conspect/
http://yourwriter.ru/articles/crib/tsarsya/