Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — правила согласования и примеры предложений
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — распространенная ошибка не только у школьников и студентов, но и среди взрослых.
В интернете часто можно видеть тексты и предложения, в которых сказуемое не согласуется с подлежащем либо по падежу, либо по роду.
Правила согласования подлежащего со сказуемым
Определить, когда предложение построено правильно, можно по следующим признакам:
С числительным в роли подлежащего с окончанием «один» используется существительное единственного числа.
Форма сказуемого не зависит от обособленного оборота.
Местоимение «кто» употребляется с глаголами в единственном числе, мужском роде.
Во многих случаях неправильно используется падежная форма. Чтобы построение было правильным, поможет таблица падежей.
Часто предлог помогает понять, как связаны в предложении слова.
Примеры нарушения связи между подлежащим и сказуемым
Рассмотрим несколько примеров, выявим ошибки и объясним как правильно писать.
Пример 1
«Те, кто не придут завтра в школу, получат замечания».
В данном случае допущена ошибка. Придаточная часть подчиняется главной, но сказуемое придаточной части зависит от слова, к которому относится.
«Те, кто не придет завтра в школу, получат замечания».
Пример 2
«Соревнования – это важная часть жизни спортсменов, при которых каждый из участников претендуют на победу».
Произошло нарушение связи между главным и придаточным предложением.
Главные члены придаточного предложения: «каждый» и «претендует», ошибка произошла именно в последнем слове.
Пример 3
«Коллектив рабочих не были распущены».
Это простое предложение не согласовано, в нем упоминается о рабочих, но действие совершается в отношении коллектива.
Поэтому правильно будет так:
«Коллектив рабочих не был распущен».
Пример 4
«Сорок один человек работали на ферме».
Очень частый случай написания. Предложение несогласованное, правильный вариант:
«Сорок один человек работал на ферме».
Пример 5
«Тема произведений были интересны».
Это частая ошибка многих студентов. В предложении говорится об интересной теме, а не о произведениях.
Написать следует так:
«Тема произведений была интересна».
Теперь между членами предложения проявляется связь.
Пример 6
«Журналисты, в частности городская газета, привлекает много внимания к той проблеме».
Вопрос нужно ставить от существительного в главной части, а не от слова, которое выделено запятыми.
Правильно будет так:
«Журналисты, в частности городская газета, привлекают много внимания к той проблеме».
ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Подлежащее и сказуемое— главные члены предложения, его грамматическая основа. В задании № 8 на ЕГЭ по русскому языку есть примеры с нарушением связи между главными членами. В чём суть ошибок, как их найти и исправить. Ответим на эти вопросы.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Типичные ошибки.
Неверное употребление рода сказуемого.
- Пример № 1. Грамматические основы в сложном предложении.
Те, кто приехал позже, не успел вовремя прийти на совещание.
1-ая основа- те не успел (несовпадение числа)
2-ая основа – кто приехал (верно).
Суть ошибки в том, что сказуемое первой основы (успел) ставится в числе второй основы (кто приехал)
Верно.
Те, кто приехал позже, не успели вовремя прийти на совещание.
- Пример № 2. Подлежащее — несклоняемое существительное.
Неверно.
Тбилиси расположились в живописном месте Кавказа. (Тбилиси – это город, род несклоняемых существительных определяется по нарицательному существительному)
Верно.
Тбилиси расположился в живописном месте Кавказа.
Несовпадение числа подлежащего и сказуемого.
- Неверное число при подлежащем «кто». Запомните, что при нём сказуемое всегда стоит в единственном числе.
Неверно.
Все, кто присутствовали на конференции, остались довольны её результатами.
Верно.
Все, кто присутствовал на конференции, остались довольны её результатами.
- Спор — это возможность отстаивать свою правоту, при которой каждый из участников уверены в успешном исходе.
Пояснение.
Во втором предложении подлежащее «каждый», и хотя участников было несколько, подлежащее стоит в единственном числе, поэтому и сказуемое тоже должно быть в единственном числе.
Верно.
Спор — это возможность отстаивать свою правоту, при которой каждый из участников уверен в успешном исходе.
- Запомните, если подлежащее выражено числительным и последнее слов в нём «один», то сказуемое всегда будет стоять в единственном числе.
Неверно.
Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сданы в этом году.
Верно.
Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сдан в этом году.
- Запомните: если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, то сказуемое ставится в единственном числе.
Неверно.
Много лет прошли после нашей встречи.
Верно.
Много лет прошло после нашей встречи.
Особо хочу остановиться на грамматической основах, в составе которых есть слова: БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, РЯД, ЧАСТЬ.
1.Сказуемое стоит в единственном числе в следующих случаях.
- Если при данных словах нет зависимых слов.
Неверно.
Большинство были согласны с выступающим.
Верно.
Большинство было согласно с выступающим.
- Если подлежащее- неодушевлённое существительное.
Неверно.
Несколько школ были не готовы к началу учебного года.
Верно.
Несколько школ было не готово к началу учебного года.
2.Сказуемое стоит во множественном числе в следующих случаях.
- Если при данных словах есть зависимые слова.
Неверно.
Большинство слушателей было недовольно выступлением оратора.
Верно.
Большинство слушателей были недовольны выступлением оратора.
- Если подлежащее- одушевлённое существительное.
Неверно.
Ряд участников выступил за предложенные изменения в уставе компании.
Верно.
Ряд участников выступили за предложенные изменения в уставе компании.
- Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.
Неверно.
Только небольшая часть слушателей согласились прийти на вторую встречу.
Верно.
Только небольшая часть слушателей согласилась прийти на встречу.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
- Найдите грамматическую основу предложения (или грамматические основы, если это сложное предложение).
- Определите, в одинаковом ли роде и числе стоят главные члены. Если в разном — это ошибка.
- Если подлежащее — слово «кто», то сказуемое – в ед. ч.
- Если при подлежащем есть слова БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, РЯД, ЧАСТЬ, то сказуемое стоит в ед.ч. в следующих случаях: если при данных словах НЕТ зависимых слов и подлежащее- неодушевлённый предмет. В остальных случаях- множественное число.
- Если подлежащее имеет в составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, то сказуемое- в единственном числе.
- Если в подлежащем есть составное числительное, последнее слово которого «ОДИН», то сказуемое- в единственном числе.
Ребята, постоянно повторяйте вышеизложенные правила, только тогда выполнение данного задания дойдёт у вас до автоматизма.
Согласование подлежащего и сказуемого, нормы
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления.
Построение сложноподчиненных предложений.
Нормы согласования.
Согласование подлежащего и сказуемого
Согласование подлежащего и сказуемого
Согласование причастий с определяемым словом.
Правило.
Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом.
Подсказка.
Найди определяемое слово, задай от него вопрос к причастию. Окончание в вопросе = окончанию причастия (учитывай, что буквы О и Е в окончании равны).
Согласование приложения с определяемым словом.
Правило.
Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, роман, картина, симфония, отель) является несогласованным приложение и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.
Различай!
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.
В «Грозе» А.Н. Островского разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.
Построение предложения с однородными членами.
правило | распространенные ошибки |
общее дополнение требует от однородных членов предложения одного падежа и предлога | НЕЛЬЗЯ: смотрит (что?) и увлекается (чем?) сериалами |
нельзя объединять в однородные члены предложения разные части речи | НЕЛЬЗЯ: научился французскому языку и драться на дуэли |
нельзя соединять неоднородные синтаксические конструкции | НЕЛЬЗЯ: в книге описывается происхождение религии и как она развивалась |
нельзя составлять неправильные пары сопоставительных союзов НЕ ТОЛЬКО … НО, КАК… ТАК И | НЕЛЬЗЯ: В школе воспитывают не только знания, а воспитывают личность. |
Нормы управления.
Различай!
воплощение во что-либо | претворение в чем-либо |
идентичный чему-либо | сходный с чем-либо |
обидеться на что-либо | обижен чем-либо |
обрадоваться чему-либо | обрадован чем-либо |
обращать внимание на что-либо | уделять внимание чему-либо |
опираться на что-либо | базироваться на чем-либо |
отзыв о чем-либо | рецензия на что-либо |
полный чего-либо | наполненный чем-либо |
превосходство над чем-либо | преимущество перед чем-либо |
предостеречь от чего-либо | предупредить о чем-либо |
различать что и что | отличать что от чего |
рассердиться на что-либо | рассержен чем-либо |
уверенность в чем-либо | вера во что-либо |
удивляться чему-либо | удивлен чем-либо |
уплатить за что-либо | оплатить что-либо |
Построение сложноподчиненного предложения.
Правило.
Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. В косвенной речи меняется форма местоимения.
Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу» – Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.
Алгоритм действий.
1) Последовательно посмотри варианты ответа все возможные ошибки.
— все слова стоят в правильном падеже;
— согласуются ли в роде, числе и падеже подлежащее и сказуемое;
— согласуются ли причастные обороты со словом, от которого они зависят;
— правильно ли переведена прямая речь в косвенную и т.д.
Разбор задания.
Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).
1) Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
2) Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.
3) Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что хочет все знать.
4) Он уважает и заботится о своих фронтовых товарищах.
Вариант № 1.
В этом предложении нарушены нормы управления: вместо уделять большое внимание (чему?) развитию используется уделять большое внимание на развитие.
Вариант № 2.
Нарушены правила употребления двойного союза: вместо не только…но и употребляется не только… а
Вариант № 3.
Предложение построено с учетом всех грамматических правил.
Вариант №4.
Нарушены нормы при употреблении однородных членов предложения: глагол уважает требует зависимое слово в винительном падеже (кого? что?), а глагол заботится – в предложном (о ком? о чем?). При этом у них одно общее дополнение свои фронтовые товарищи.
Таким образом, правильный ответ – вариант № 3.
Потренируйся.
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Большинство зданий, определяющих исторический центр города, было построено еще в 17 веке.
2) Те, кто регулярно занимается различными видами спорта, редко болеют простудными заболеваниями.
3) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре».
4) Изменение климата на планете прогнозируют крупнейшие ученые-физики как в нашей стране, так и в странах Европы и Америки.
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.
2) В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей.
3) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К.Паустовского «Орест Кипренский».
4) Многие, кто бывал в Переяславле-Залесском, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далекое прошлое.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Она ничего не знала о том, что произошло на даче.
2) Жители города ожидали и надеялись на мирное разрешение конфликта.
3) Шаляпин был гениален не только на драматической, но и на оперной сцене.
4) Вследствие использования минеральных удобрений удалось собрать рекордный урожай.
Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Согласование подлежащего и сказуемого, нормы
http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1223-ege-russkij-yazyk-ekspress-podgotovka-zadanie-7-sintaksicheskie-normy-narushenie-svyazi-mezhdu-podlezhashchim-i-skazuemym
http://5-ege.ru/soglasovanie-podlezhashhego-skazuemogo/