Нет его и демократия обречена сказуемое

03.12.2020 Русский язык 9 класс варианты ОГЭ РУ2090201-РУ2090202 ответы и задания статград

ПОДЕЛИТЬСЯ

Ответы и задания для вариантов РУ2090201, РУ2090202 диагностической работы №1 статград по русскому языку 9 класс для подготовки к ОГЭ 2021, официальная дата проведения работы статград: 03.12.2020 (3 декабря 2020 год).

Ссылка для скачивания вариантов (РУ2090201-РУ2090202): скачать в PDF

Ссылка для скачивания всех ответов и критериев для вариантов: скачать

Диагностическая работа №1 по русскому языку 9 класс статград 2020-2021 решать онлайн:

Текст изложения:

Кто такой трус? Многие, наверное, скажут, что это человек, который способен сильно испугаться. Так и написано в Толковом словаре Ожегова: «Трус – это человек, легко поддающийся чувству страха». Можно подумать, что если вы регулярно ощущаете чувство страха, то вас должны считать трусом.

Но ведь все мы чего-то боимся: даже самые смелые люди не могут не бояться вообще. Мужчина может быть героем, который прошёл войну и рисковал жизнью ради других, но при этом всё равно чего-нибудь боится. Да разве не было ему страшно там, на войне, под бесконечными обстрелами? Должно быть, он боялся. Наверное, и в мирной жизни ему не раз было страшно. Но почему-то нам очень трудно назвать этого мужчину трусом.

«Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не бежит, тот ещё не трус», – так писал Фёдор Михайлович Достоевский в одном из своих романов. Действительно, разница между трусом и смельчаком не в том, что один боится, а другой нет, а в том, что один идёт у этого чувства на поводу, а другой способен поступить правильно вопреки своему страху. Умение совладать с чувством страха – вот то, что отличает смельчака от труса.

Сложные задания с варианта РУ2090201:

(1)Существует несколько теорий возникновения Луны. (2)Последние данные свидетельствуют в пользу гипотезы гигантского столкновения, согласно которой Луна сформировалась после того, как на Землю упала планета размером с Марс, выбросив вещество на околоземную орбиту. (3)Вероятно, подобные столкновения на ранней стадии формирования Солнечной системы были явлением распространённым. (4)Эта гипотеза также объясняет ещё одну из загадок Солнечной системы: Венера вращается в сторону, противоположную той, в какую вращаются все остальные планеты. (5)Всё становится на свои места, если предположить, что направление вращения планеты изменилось из-за соударения с другими планетами.

1)Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 является односоставным безличным.
  • 2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным и придаточным уступки.
  • 3) Грамматическая основа в предложении 3 – столкновения были.
  • 4) Вторая часть предложения 4 осложнена обособленным согласованным определением.
  • 5) В предложении 5 три грамматические основы.

2)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Володя боялся (1) что поездку перенесут из-за плохой погоды (2) но утром на следующий день увидел (3) проснувшись (4) голубое небо с (5) плывшими по нему маленькими белыми облаками (6) и волны (7) мягко разбивающиеся о берег.

3)Замените словосочетание «ждать с нетерпением», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

4)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  • 1) УРАВНЯТЬ (в правах) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
  • 2) СБИТЬ (температуру) – приставка С- остаётся неизменной, независимо от того, находится она перед глухой или звонкой согласной.
  • 3) КОЕ С КЕМ – неопределённое местоимение пишется раздельно, если в нём есть приставка КОЕ-.
  • 4) КАРТИННАЯ (галерея) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН.
  • 5) (затопить) ПЕЧЬ – на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Володя очень хорошо плавал, но в тот день ему свело ногу от холода, и пришлось купаться у самого берега.
  • 2) Перед тем как Володя захлебнулся и пошёл ко дну, он успел пожалеть о своём безрассудном поступке.
  • 3) Володя не знал, что рядом с молом было очень глубоко, и поэтому не боялся прыгать в воду.
  • 4) Старый рыбак не думал о награде, когда бросился спасать Володю.
  • 5) Володина мама не стала давать сыну денег, потому что думала, что Володя потратит их на игрушки.

7)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

  • 1) Штанишки остались лежать на траве, поглядывая на своего владельца с явной обидой.
  • 2) Через минуту Володя уже лежал на каменных плитах мола, а спасший его рыбак растирал неподвижное тело мальчика.
  • 3) Всю ты мне душу надорвал…
  • 4) Страх вцепился в его сердце противными холодными щупальцами и не давал сдвинуться с места.
  • 5) А ну-ка, покажи, лягушонок, как ты пузыри пускаешь!

8)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания советского и российского лингвиста, доктора филологических наук Веры Васильевны Бабайцевой: «Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выражать мысли и чувства, а читающему – понять их».

9)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «А сынок у вас, видать, боевой растёт. Видать, что принципиальный, но больно уж чересчур, я так скажу, до безрассудства…».

10)Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему «Что такое благодарность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Сложные задания с варианта РУ2090202:

1)Прочитайте текст. (1) Нам необходимо понять, что демократический строй далеко не везде и не всегда уместен. (2)Он должен иметь свои необходимые основы и «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего, кроме длительного разложения и гибели, демократия не даёт. (3)Народ должен осознавать политическую свободу, ценить её, нуждаясь в ней, умея ею пользоваться и за неё бороться. (4)Всё это вместе должно быть обозначено как искусство свободы. (5)Нет его – и демократия обречена.

Укажите верные варианты ответов. Запишите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 осложнено однородными сказуемыми.
  • 2) В предложении 2 две грамматические основы.
  • 3) Предложение 3 осложнено обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.
  • 4) Грамматическая основа предложения 4 – это должно быть.
  • 5) Сказуемое во второй части предложения 5 составное именное.

2)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие. Толька так и не смог ответить на вопрос о том (1) почему он так любит ездить на дачу. Ему было знакомо здесь всё (2) каждая тропинка (3) бегущая вдоль звонко журчащего ручья (4) каждый давно покосившийся от старости (5) забор. Быть может (6) он просто любил это место всегда (7) и в детстве (8) и теперь (9) когда стал приезжать сюда всё реже.

3)Замените словосочетание «кожаный портфель», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  • 1) НАМАЖЬ (кремом) – на конце неопределённой формы глагола после шипящего пишется буква Ь.
  • 2) (по) ЩУЧЬЕМУ (веленью) – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.
  • 3) ВАРЕЖКА – написание парной по глухости и звонкости согласной Ж в корне слова проверяется формой слова «варежек», где согласная находится перед гласной.
  • 4) ОДОБРЕННЫЙ (директором) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН.
  • 5) ПРЕПРОТИВНОЕ (чувство) – правописание приставки определяется её значением – близость.

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Глинковские мальчишки начали дразнить Володю лягушонком, увидев, что он только делает вид, что плавает.
  • 2) Рыбак посоветовал ребятам не говорить ничего Володиной маме.
  • 3) Володя прыгал с мола не первый раз и потому совершенно не боялся.
  • 4) По дороге домой Володя встретил своего обидчика и, смутившись, постарался пройти мимо незамеченным.
  • 5) Володина мама была тронута тем, что Володя хочет поблагодарить спасшего его рыбака, и потому дала сыну даже больше денег, чем он просил.

7)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  • 1) И вдруг почувствовал, что его подхватывают на руки, тут же одной рукой дерут за ухо, другой прижимают голову к чему-то мягкому, знакомому, пахнущему всеми родными, домашними запахами, и на лицо его часто закапало солёным, как море, но тёплым…
  • 2) А то бы я показал вам, как плавать надо.
  • 3) Икая, трясясь, мокрый и жалкий, как цыплёнок, только что вылезший из яйца, Володя побрёл домой.
  • 4) Правда, Володя вскоре выучился водить по дну руками, болтая при этом ногами, как лягушка.
  • 5) И героя унесли на руках укутанным в материнскую шаль.

8)Найдите в предложениях 9–24 синоним к слову ГЛЯДЕТЬ. Напишите этот синоним.

9)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского советского писателя и переводчика Исаака Эммануиловича Бабеля: «Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя».

10)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «“Я пойду леденчиков для того рыбака куплю. И чай пить к нам позову. Что он, зазря меня спасал, что ли?”». Мама будто чуть-чуть оттаяла, улыбнулась и дала Володе целых пять рублей. И в тот же вечер рыбак, вытащивший Володю из моря, сидел, смущённый, на почётном месте за столом у Дубининых, пил чай, и не только чай – мать хорошо угостила его».

11)Как Вы понимаете значение слова БЕЗРАССУДСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение рассуждение на тему «Что такое безрассудство?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

1.5. Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое (СИС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть – связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть – именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение.

СИС = связка + именная часть

Примеры: Он был врачом ; Он стал врачом ; Он был болен ; Он был больным ; Он был ранен ; Он пришёл первым .

Вид связки по значениюТипичные глаголыПримеры
1. Грамматическая связка – выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет.Глаголы быть, являться. В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»): отсутствие связки указывает на настоящее время изъявительного наклонения.
2. Полузнаменательная связка – не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки, но быть самостоятельным сказуемым (в том значении) не может.а) возникновение или развитие признака: стать, становиться, делаться, сделаться;
б) сохранение признака: остаться;
в) проявление, обнаружение признака: бывать, оказаться;
г) оценка признака с точки зрения реальности: показаться, казаться, представляться, считаться, слыть;
д) название признака: зваться, называться, почитаться.
3. Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого).а) Глаголы положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять;
б) глаголы движения: идти, приехать, вернуться, бродить;
в) глаголы состояния: жить, работать, родиться, умереть.

Глагол быть может выступать самостоятельным простым глагольным сказуемым в предложениях со значением бытия или обладания:

У него было три сына; У него было много денег.

Глаголы стать, становится, оказаться и т.д. тоже могут быть самостоятельными простыми глагольными сказуемыми, но в другом значении:

Он оказался в центре города; Он стал у стены.

Наиболее сложными для анализа являются составные именные сказуемые со знаменательной связкой, потому что обычно такие глаголы являются самостоятельными сказуемыми (ср.: Он сидел у окна). Если глагол становится связкой, то его значение оказывается менее важным, чем значение имени, связанного с глаголом (Он сидел усталый ; более важным является то, что он был усталым , а не то, что он сидел , а не стоял или лежал).

Чтобы сочетание «знаменательный глагол + имя» было составным именным сказуемым, должны соблюдаться следующие условия:

знаменательный глагол можно заменить грамматической связкой быть :

Он сидел усталый – Он был усталый ; Он родился счастливым – Он был счастливым ; Он пришёл первым – Он был первым ;

связку можно сделать нулевой:

Он сидел усталый – Он усталый ; Он родился счастливым – Он счастливый ; Он пришёл первым – Он первый .

Если глагол имеет при себе зависимые формы полного прилагательного, причастия, порядкового числительного (отвечает на вопрос какой?), то это всегда составное именное сказуемое (сидел усталый, ушёл расстроенный, пришёл первым). Запятыми части такого составного именного сказуемого не разделяются!

Способы выражения именной части

ФормаПримеры
1. Имя существительное
1.1. Существительное в именительном или творительном падеже
1.2. Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога
1.3. Цельное словосочетание с главным словом – существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки)
2. Имя прилагательное
2.1. Краткое прилагательное
2.2. Полное прилагательное в именительном или в творительном падеже
2.3. Прилагательное в сравнительной или в превосходной степени
3. Причастие
3.1. Краткое причастие
3.2. Полные причастия в именительном или творительном падеже
4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением
5. Числительное в именительном или творительном падеже
6. Наречие

2) краткие прилагательные и причастия всегда часть составного именного сказуемого;

3) именительный и творительный падежи – основные падежные формы именной части сказуемого;

4) именная часть сказуемого может быть выражена цельным словосочетанием в тех же случаях, что и подлежащее.

Наиболее типичные ошибки при разборе составного именного сказуемого:

1. Краткую форму прилагательного и особенно причастия принимают за глагол, поэтому сказуемое ошибочно считают простым глагольным. Чтобы не ошибиться, поставьте сказуемое в прошедшее время: в глаголе появляется суффикс -л , а у краткого прилагательного или причастия появится связка был (была, было, были).

Например:
Он болеет (ПГС). – Он болел ;
Он болен (СИС). – Он был болен ;
Город взят (СИС). – Город был взят .

2. Краткое прилагательное среднего рода (именную часть сказуемого) путают с наречием на -о . Чтобы не ошибиться, обратите внимание на форму подлежащего:

если подлежащего нет (предложение односоставное), то именная часть сказуемого – наречие.

Ср.: На море спокойно ;

если подлежащее – инфинитив, существительное женского, мужского рода, существительное во множественном числе, то именная часть сказуемого – наречие:

Жить – это хорошо ; Жизнь – это хорошо ; Дети – это хорошо ;

если подлежащее – существительное среднего рода, измените число подлежащего или подставьте другое подлежащее – существительное женского или мужского рода: форма наречия не изменится; окончание краткого прилагательного изменится; можно также заменить краткое прилагательное на полное.

Ср.: Море спокойно (СИС; именная часть выражена кратким прилагательным). – Река спокойн а ; Моря спокойн ы ; Море спокойн ое ).

3. Именную часть сказуемого, выраженную полным прилагательным, причастием, порядковым числительным, ошибочно разбирают как второстепенный член – определение. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на то, от какого слова ставится вопрос какой? к данному имени.

Если вопрос ставится от подлежащего или дополнения, то это определение.

Ср.: У неё было красное (какое?) платье ; красное – определение.

Если вопрос какой? ставится от глагола, то это именная часть сказуемого.

Ср.: У неё было красное

Ср.: Её платье было (какое?) красное ; красное – именная часть сказуемого.

Если глагола в предложении нет, то обратите внимание на порядок слов:

определение обычно стоит перед подлежащим-существительным.

Ср.: У неё красное платье ;

именная часть сказуемого обычно стоит после подлежащего-существительного.

Ср.: Её платье красное .

4. Именную часть сказуемого, выраженную существительным, местоимением в именительном падеже, часто путают с подлежащим. Особенно трудно разграничить подлежащее и сказуемое, если оба члена выражены формами именительного падежа.

Для разграничения подлежащего и сказуемого, выраженных формами именительного падежа, учитывайте следующее:

подлежащее обычно предшествует сказуемому:

Москва – столица России; Столица России – Москва .

Однако в русском языке сказуемое тоже может предшествовать подлежащему.

Ср.: Хороший человек Иван Иванович ;

указательная частица это стоит или может быть поставлена перед сказуемым:

Москва – это столица России; Столица России – это Москва ; Иван Иванович – это хороший человек .

Обратите внимание, что в предложениях типа: Это хорошо ; Это мой братэто является подлежащим, выраженным указательным местоимением в именительном падеже;

подлежащее может быть выражено только формой именительного падежа; у сказуемого две основные падежные формы – именительный и творительный падежи. Если поставить в предложении связку быть в прошедшее время (был, была, было, были) или связку являться , то форма именительного падежа сказуемого изменится на форму творительного, а у подлежащего она останется прежней.

Ср.: Москва была столиц ей России; Москва является столиц ей России; Иван Иванович был хорош им человек ом ; Иван Иванович является хорош им человек ом .

План разбора составного именного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать, чем выражена именная часть, в какой форме стоит глагол-связка.

Жизнь – это хорошо .

Хорошо – составное именное сказуемое. Именная часть хорошо выражена наречием; грамматическая связка быть – в нулевой форме; нулевая связка указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

Я пришёл первый .

Пришёл первый – составное именное сказуемое. Именная часть первый выражена порядковым числительным в именительном падеже; знаменательная связка пришёл выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

Этот парень среднего роста .

Среднего роста – составное именное сказуемое. Именная часть среднего роста выражена цельным словосочетанием с главным словом – существительным в родительном падеже; грамматическая связка быть – в нулевой форме; нулевая связка указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

Упражнения к теме «1.5. Составное именное сказуемое»

Читайте также другие темы главы 1 «Грамматическая основа предложения»:

Перейти к оглавлению раздела 1 «Простое предложение» книги «Курс русского языка. Синтаксис и пунктуация»


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy-skazuiemyh.html

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/704-15_sostavnoe_imennoe_skazuemoe.html

Ср.: Её платье было