Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт подлежащее и сказуемое

Урок русского языка в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»

Выбранный для просмотра документ ТИРЕ.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Урок русского языка в 8 классе Учитель русского языка ГОРБУНОВА Е.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 48 Ворошиловского района Волгограда»

Вспомним изученное: Назовите главные члены предложения. Что такое подлежащее? Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Какой член предложения называется сказуемым? На какие виды делятся сказуемые?

Цели урока: познакомиться с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; развить умение применять полученные знания; обогатить словарный запас.

Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ.И.п.—сущ.И.п. Слово — полководец человечьей силы (Маяковский). Числ.И.п.—числ.И.п. Девятью сорок — триста шестьдесят. Сущ.И.п.—числ.И.п. Числ.И.п.—сущ.И.п. Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев). Сущ.И.п.—н. ф. глаг. Н. ф. глаг.—сущ.И.п. Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).

Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Н. ф. глаг.—н. ф. глаг. Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький). _____ — это Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться —это дело юношей (Тургенев). _____ — вот Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин). _____ — значит Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).

Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Личное мест.сущ. Вы умный человек, поймёте. (Чехов). Сущ. И.п.не сущ.И.п. Но:Н. ф. глаг.—нен. ф. глаг. Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький). Сущ.вводн. слово, союзытоже, также, лишь и др.сущ. Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ.прилаг. Море чудесное, синее и нежное. (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко). Сущ.естьсущ. Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой). Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

Запомни! Ставим тире Не ставим тире Сущ.И.п.— сущ.И.п. Н. ф. глаг.— сущ.И.п. Личное мест.сущ. Числ.И.п.— числ.И.п. Н. ф. глаг.— н. ф. глаг. Сущ. И.п.не сущ.И.п. Сущ.И.п.— числ.И.п. _____ — это Сущ.вводн. слово, союзысущ. Числ.И.п.— сущ.И.п. _____ — вот Сущ.прилаг. Сущ.И.п.— н. ф. глаг. _____ — значит Сущ.естьсущ.

Проверь себя! Номер предложения +/- Номер предложения +/- 1. — 6. — 2. + 7. + 3. + 8. + 4. — 9. + 5. — 10. +

Домашнее задание: §22, упр. 115

Выбранный для просмотра документ Тире между подлежащим и сказуемым.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 48 Ворошиловского района Волгограда»

Конспект урока русского языка в 8 классе

«ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ»

Горбунова Е.В., учитель русского языка и литературы

Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым;

научить правильно ставить его.

развить у учащихся умение применять полученные знания;

обогатить словарный запас учащихся.

способствовать приобретению навыков общения.

Оборудование: презентация, карточки с тестовыми заданиями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Назовите главные члены предложения.

Что такое подлежащее?

Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

Какой член предложения называется сказуемым?

На какие виды делятся сказуемые?

работа у доски по карточкам (Приложение 1)

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Сияют переливаются купола собора.

Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

Краткость достоинство прозы.

III. Объяснение нового материала.

– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.

– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;

работа с учебником ( с. 57, упр. 114 );

запись опорных схем в тетрадь.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:

Словополководец человечьей силы (Маяковский).

Д евятью сороктриста шестьдесят .

Глубина там с лодкишесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды двастеариновая свечка (Тургенев).

Дело художникарождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языканенужная роскошь (Чехов).

Учитьум точить (пословица). В камни стрелятьстрелы терять (Горький).

Задумчивостьэто признак душевного перелома (Паустовский). Нравитьсяэто дело юношей (Тургенев).

Точность и краткостьвот первые достоинства прозы (Пушкин).

Быть поэтомзначит петь раздолье (Есенин).

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:

Вы умный человек, поймёте. (Чехов).

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожитьне поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ.

Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Море чудесное, синее и нежное. (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна ( Короленко).

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

III. Закрепление полученных знаний

1. Распределительный диктант.

Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.

Наша задача – хорошо учиться.

Ум без книги как птица без крыльев.

Старость не радость.

Человек вот правда жизни.

Великое дело новость.

Пятью пять двадцать пять.

Погода несносная дорога скверная.

Татьяна не дитя.

Говорить не думая – стрелять не целясь.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Сердце не камень.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила .

2. Работа с учебником ( с. 59, упр. 120 – устно )

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить – только путать.

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

Бедность не порок.

Июнь лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

Искусство – это мышление в образах.

Память — одно из важнейших свойств бытия.

4. Тест на первичное усвоение знаний (Приложение 2).

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

Ученье вот чума, ученость вот причина…

Самые счастливые люди невежды, а слава удача.

Федор знал, что Артем свой парень.

Море чудесное, синее, нежное.

Лень есть лень, слабость есть слабость.

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

Моя солдатская шинель как печать отвержения.

Но объяснение не оправдание.

Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.

Твои речи будто острый нож.

Преодолеть препятствие вот наша задача.

IV. Подведение итогов урока

V. Домашнее задание

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Сияют переливаются купола собора.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Краткость достоинство прозы.

«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

Ученье вот чума, ученость вот причина…

Самые счастливые люди невежды, а слава удача.

Федор знал, что Артем свой парень.

Море чудесное, синее, нежное.

Лень есть лень, слабость есть слабость.

«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

Моя солдатская шинель как печать отвержения.

Но объяснение не оправдание.

Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.

Твои речи будто острый нож.

Преодолеть препятствие вот наша задача.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Горбунова Елена ВикторовнаНаписать 7397 15.09.2015

Номер материала: ДA-045567

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    15.09.2015 2789
    15.09.2015 4404
    15.09.2015 346
    15.09.2015 402
    15.09.2015 1487
    15.09.2015 1613
    15.09.2015 6159

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока русского языка в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник: Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. — М.: Просвещение, 2010. — 237 с.)

Скачать:

ВложениеРазмер
tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx30.55 КБ
tire.pptx841.03 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока : Тире между подлежащим и сказуемым.

  1. знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
  2. научиться правильно ставить его.
  1. развить у обучающихся умение применять полученные знания;
  2. обогатить словарный запас обучающихся.
  1. формировать интерес к предмету;
  2. способствовать приобретению навыков общения.

Оборудование: презентация, карточки с тестовыми заданиями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

  1. фронтальный опрос
  1. Назовите главные члены предложения.
  2. Что такое подлежащее?
  3. Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
  4. Какой член предложения называется сказуемым?
  5. На какие виды делятся сказуемые?
  1. работа у доски по карточкам (Приложение 1)

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

  1. Жизнь прекрасна и удивительна!
  2. Сияют переливаются купола собора.
  3. Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.
  4. Краткость достоинство прозы.

III. Объяснение нового материала.

– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.

– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

  1. запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;
  2. работа с учебником ( с. 57, упр. 114 );
  3. запись опорных схем в тетрадь.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:

Слово — полководец человечьей силы (Маяковский).

Числ. И.п. — числ. И.п.

Девятью сорок — триста шестьдесят.

Сущ. И.п. — числ. И.п.

Числ. И.п. — сущ. И.п.

Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев).

Сущ. И.п. — н. ф. глаг.

Н. ф. глаг. — сущ. И.п.

Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).

Н. ф. глаг. — н. ф. глаг.

Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький).

Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться — это дело юношей (Тургенев).

Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин).

Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:

Личное мест. сущ.

Вы умный человек, поймёте. (Чехов).

Сущ. И.п. не сущ. И.п.

Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг.

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ.

Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Море чудесное, синее и нежное. (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

III. Закрепление полученных знаний

1. Распределительный диктант.

Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.

  1. Наша задача – хорошо учиться.
  2. Ум без книги как птица без крыльев.
  3. Старость не радость.
  4. Человек вот правда жизни.
  5. Люди как реки.
  6. Великое дело новость.
  7. Пятью пять двадцать пять.
  8. Погода несносная дорога скверная.
  9. Татьяна не дитя.
  10. Говорить не думая – стрелять не целясь.
  11. Он порча, он чума, он язва здешних мест.
  12. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
  13. Сердце не камень.
  14. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила .

2. Работа с учебником ( с. 59, упр. 120 – устно )

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить – только путать.

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

Бедность не порок.

Июнь лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

Искусство – это мышление в образах.

Память — одно из важнейших свойств бытия.

4. Тест на первичное усвоение знаний (Приложение 2).

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  4. Твои речи будто острый нож.
  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

IV. Подведение итогов

V. Домашнее задание

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Сияют переливаются купола собора.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Краткость достоинство прозы.

«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  4. Твои речи будто острый нож.
  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Урок русского языка в 8 классе Подготовила учитель русского языка ГОРБУНОВА Е.В. Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 48 Ворошиловского района г. Волгограда

Вспомним изученное: Назовите главные члены предложения. Что такое подлежащее? Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Какой член предложения называется сказуемым? На какие виды делятся сказуемые?

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Двадцать третье ноября .

Цели урока: познакомиться с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; развить умение применять полученные знания; обогатить словарный запас.

Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ. И.п . — сущ. И.п . Слово — полководец человечьей силы (Маяковский). Числ . И.п . — числ . И.п . Девятью сорок — триста шестьдесят. Сущ. И.п . — числ . И.п . Числ . И.п . — сущ. И.п . Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев). Сущ. И.п . — н. ф. глаг. Н. ф. глаг. — сущ. И.п . Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).

Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Н. ф. глаг. — н. ф. глаг. Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький). _____ — это Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться — это дело юношей (Тургенев). _____ — вот Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин). _____ — значит Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).

Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Личное мест. сущ. Вы умный человек, поймёте. (Чехов). Сущ. И.п . не сущ. И.п . Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг. Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький). Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ. Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ. прилаг . Море чудесное, синее и нежное. (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко). Сущ. есть сущ. Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой). Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

Запомни! Ставим тире Не ставим тире Сущ. И.п . — сущ . И.п . Н. ф. глаг. — сущ. И.п . Личное мест. сущ. Числ . И.п . — числ . И.п . Н. ф. глаг. — н . ф. глаг. Сущ. И.п . не сущ . И.п . Сущ. И.п . — числ . И.п . _____ — это Сущ. вводн. слово, союзы сущ. Числ . И.п . — сущ. И.п . _____ — вот Сущ. прилаг . Сущ. И.п . — н. ф. глаг. _____ — значит Сущ. есть сущ.

Проверь себя! Номер предложения +/- Номер предложения +/- 1. — 6. — 2. + 7. + 3. + 8. + 4. — 9. + 5. — 10. +

Домашнее задание: §22, упр. 115

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя.

Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым».

План- конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» разработан по программе М.Т. Баранова , Т.А. Ладыженской и др. Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Материал в помощь учителю русского языка в 8 классе .Цели: углубить понятие о постановке тире между подлежащим и сказуемым; отработать навык постановки тире, а также запятой при срав­нитель.

На этом уроке идет работа по повторению и углублению знаний по постановке / непостановке тире между подлежащим и сказуемым.

Цели 1. Продолжить знакомить обучающихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.2. Развивать умение находить грамматическую осно.

Урок проходит с использованием ЭОР.Предусмотрена работа обучающихся за компьютерами, имеющими выход в Интернет. Материал урока может быть использован при подготовке к ГВЭ в 9 классе (дети с ОВЗ).

Конспект урока по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

Цели урока:

· знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;

· научиться правильно ставить его.

· развить у обучающихся умение применять полученные знания;

· обогатить словарный запас обучающихся.

· формировать интерес к предмету;

· способствовать приобретению навыков общения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

  1. фронтальный опрос

· Назовите главные члены предложения.

· Что такое подлежащее?

· Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

· Какой член предложения называется сказуемым?

· На какие виды делятся сказуемые?

  1. работа у доски по карточкам

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

  1. Жизнь прекрасна и удивительна!
  2. Сияют переливаются купола собора.
  3. Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.
  4. Краткость достоинство прозы.

III. Объяснение нового материала.

– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.

– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

  1. запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;
  2. запись опорных схем в тетрадь.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:

Словополководец человечьей силы (Маяковский).

Числ. И.п. — числ. И.п.

Девятью сороктриста шестьдесят.

Сущ. И.п. — числ. И.п.

Числ. И.п. — сущ. И.п.

Глубина там с лодкишесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды двастеариновая свечка (Тургенев).

Сущ. И.п. — н. ф. глаг.

Н. ф. глаг. — сущ. И.п.

Дело художникарождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языканенужная роскошь (Чехов).

Н. ф. глаг. — н. ф. глаг.

Учитьум точить (пословица). В камни стрелятьстрелы терять (Горький).

Задумчивостьэто признак душевного перелома (Паустовский). Нравитьсяэто дело юношей (Тургенев).

Точность и краткостьвот первые достоинства прозы (Пушкин).

Быть поэтомзначит петь раздолье (Есенин).

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:

Личное мест. сущ.

Вы умный человек, поймёте. (Чехов).

Сущ. И.п. не сущ. И.п.

Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг.

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожитьне поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ.

Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Море чудесное, синее и нежное. (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).

Сущ. есть сущ.

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

III. Закрепление полученных знаний

  1. Распределительный диктант.

Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.

  1. Наша задача – хорошо учиться.
  2. Ум без книги как птица без крыльев.
  3. Старость не радость.
  4. Человек – вот правда жизни.
  5. Люди как реки.
  6. Великое дело новость.
  7. Пятью пять – двадцать пять.
  8. Погода несносная, дорога скверная.
  9. Татьяна не дитя.
  10. Говорить не думая – стрелять не целясь.
  11. Он порча, он чума, он язва здешних мест.
  12. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
  13. Сердце не камень.
  14. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь –исключение из правила.

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить – только путать.

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

Бедность не порок.

Июнь лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

Искусство – это мышление в образах.

Память — одно из важнейших свойств бытия.

  1. Распределительный диктант

I команда. Записывает предложения с постановкой тире.

II команда. Записывает предложения без постановки тире.

1) Книга – источник знания.

3) Слово – одежда всех фактов.

4) Хорошие книги – вот верные друзья.

6) Читать вечером книги – мое любимое занятие.

7) Любимая книга словно сказка.

8) Чтение научной литературы не шутка.

5. Тест на первичное усвоение знаний.

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье – вот чума, ученость – вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава – удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  4. Твои речи будто острый нож.
  5. Преодолеть препятствие – вот наша задача.

IV. Подведение итогов

V. Домашнее задание


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/02/11/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-8-klasse-tire-mezhdu

http://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/konspiekt-uroka-po-tiemie-tirie-miezhdu-podliezhashchim-i-skazuiemym