Ни облачка ни пятна подлежащее или сказуемое

Поиск ответа

Всего найдено: 17

Вопрос № 303471

Скажите, пожалуйста, нужна ли запятая после первого слова в предложении «Стемнело и на небе появились звёзды, к которым вскоре присоединился и растущий месяц»?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 298943

Не пьют на небе си! А на Руси — кому ни поднеси! Как правильно: НИ поднеси или НЕ поднеси? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Конструкции с частицей НЕ входят в восклицательные или вопросительно-восклицательные предложения, в которых часто присутствует частица только, напр.: Кто не знал этого человека! Что только не восхитило его на этой необычной выставке! Кому не известен этот дом? Чего в мой дремлющий тогда не входит ум? (Держ.). Как не любить родной Москвы! (Бар.). Где только не приходилось ему бывать! Куда он только не обращался!

Такие предложения — по форме отрицательные — по содержанию всегда содержат утверждение.

Вопрос № 294215

Добрый день! Скажите, пожалуйста, правильно ли проставлены запятые в предложении: «На данный момент, сумма кэшбэка может отображаться неверно, но, в процессе обработки заказа, кэшбэк поступит правильно на Ваш баланс.» И в роли какой части речи выступает «в процессе обработки заказа»?

Ответ справочной службы русского языка

В этом предложении нужна только одна запятая перед но. Обратите внимание, что вторая часть предложения составле на небе зупречно, и ее лучше перестроить: На данный момент сумма кешбэка может отображаться неверно, но в процессе обработки заказа на Ваш баланс поступит правильная сумма.

Если Вы имеете в виду синтаксическую роль, которую выполняет словосочетание в предложении, то это обстоятельство времени.

Вопрос № 288345

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно писать — «11 мая стало самым тёплым днём», или «день 11 мая стал самым тёплым днём»? И ещё один вопрос — «облаков на небе будет не много (или немного)? Штудировала правила, раздельно пишется, если присутствует союз А, но мне кажется, что в данном случае пишется раздельно. Заранее благодарна!

Ответ справочной службы русского языка

1. Оба варианта правильны. Первый предпочтительнее, т. к. нет повторения слова день.

2. Корректно слитное написание: облаков немного, т. к. можно заменить синонимом без не («мало»). Но при подчеркивании отрицания возможно раздельное написание.

Вопрос № 285904

Добрый день. Возвращаясь к вопросу № 285855, хотел бы уточнить. «Если светит солнце и на небе нет облаков, то пение птиц и запах сена чувствуется сильнее, и это воспоминание будит мысль и уносит ее далеко-далеко». Объясните, пожалуйста, почему «пение» и «запах» (т.е. 2 вещи) «чувствуЕтся» (т.е. глагол в единственном числе)? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

У А. П. Чехова здесь употребляется множественное число: Если светит солнце и на небе нет облаков, то пение и запах сена чувствуются сильнее. Но и форма единственного числа не будет ошибкой. При однородных подлежащих сказуемое может стоять в форме единственного числа.

Вопрос № 285855

Подскажите, пожалуйста, а по какому правилу здесь не ставится запятая? Если светит солнце (,) и на небе нет облаков, то пение птиц и запах сена чувствуется сильнее, и это воспоминание будит мысль и уносит ее далеко-далеко.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не ставится, т. к. союз и соединяет два однородных придаточных предложения. Между ними пунктуация такая же, как при однородных членах.

Вопрос № 281788

Нужна ли запятая в данном примере? Какое здесь действует правило?
Смотри(,) какое солнце на небе !

Ответ справочной службы русского языка

Указанная запятая ставится между частями сложного предложения.

Вопрос № 279838

На небе только и разговоров, что о море и о закате — нужна ли запятая перед ЧТО?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 259297

Вот даю ещё одно определение предложения:

Предложение считается неполным, если в нём отсутствуют любые члены предложения, но есть хоть один главный член (подлежащее или сказуемое). Из интернета Сайт «Конференц зал».

Тогда предложение: » На небе ни облачка» или не является предложением, или «ни облачка» будет выполнять роль сказуемого или подлежащего.

Как на самом деле? Что за вопросы на ЕГЭ, если ответов нет в учебниках и справочниках?

Ответ справочной службы русского языка

Полагаем, такое определение не соответствует действительности.

Вопрос № 259264

В подготовке к ЕГЭ по материалам ФИПИ было такое предложение:
» На небе ни облачка.»
Учительница сказала, что в этом предложении нет основы, так как оно не подходит ни под одно определение.

Но что это за разновидность предложений, в которых нет основы? Где можно прочесть о таких предложениях?

Ответ справочной службы русского языка

Это так называемое неполное предложение. Пропущено слово «нет», оно и является грамматической основой.

Вопрос № 249700

У меня вопрос по ответам № 249693 и № 249687.

В первом случае вы расставили символы пунктуации таким образом: «Символ молодости и красоты, лотос – живой свидетель многих геологических эпох».
Во втором вы ответили, что причастный оборот обособляется запятыми даже если после него идет тире: «Радуга, сияющая на небе , – настоящее чудо!»
Но ведь в первом предложении уточнение (лотос) тоже бы обособлялось запятыми, если бы не было тире. Почему тогда перед тире запятая нфе нужна?

Ответ справочной службы русского языка

В первом предложении обособляется не слово лотос, а слова символ молодости и красоты , которые являются распространенным приложением, стоящим перед определяемым словом. Ср.: Лотос, символ молодости и красоты, – живой свидетель многих геологических эпох .

Вопрос № 249687

Здравстуйте. Есть вопрос по пунктуации. Ставится ли запятая, закрывающая оборот, если потом следует тире? Например: Радуга, сияющая на небе (,) — настоящее чудо!

Ответ справочной службы русского языка

Да, запятая ставится: Радуга, сияющая на небе , – настоящее чудо!

Вопрос № 239044

Да есть ли еще такой храм, который бы так увлекал сердце и побывав в котором можно было бы повторять: «Не знаем, где были: на небе ли, на земле. »? Можно ли эту фразу завершить вопросительным знаком, сохранив многоточие в конце цитаты?

Ответ справочной службы русского языка

Постановка вопросительного знака в конце предложения уместна.

Вопрос № 228549

К какой части речи относится слово «нет» в предложении: На небе нет ни одного облачка

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 222947

Подскажите, пожалуйста, в предложении «Если на небе собираются тучи, то (?) скорее всего, пойдет дождь» — нужна ли запятая после «то»?

Ответ справочной службы русского языка

1.8. Двусоставные и односоставные предложения. Типы односоставных предложений

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

Двусоставные предложения содержат два главных члена – подлежащее и сказуемое.

Мальчик бежит ; Земля круглая .

Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

Односоставные по структуре предложения — это полные предложения. У них не пропущен второй член: второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного членаПримерыСоотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом – СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).
1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).
1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме – определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

а) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть – о 1-м лице).

1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).а) нет соотносительных конструкций;
2) Составное именное сказуемое с именной частью – наречием.а) нет соотносительных конструкций;
3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого – составное именное сказуемое с именной частью – наречием.
4) Составное именное сказуемое с именной частью – кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.
5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).
6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).
1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое – независимый инфинитив.
2. Предложения с одним главным членом – ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее – имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. – Есть деньги ; На небе нет ни облачка. – На небе есть облака ).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе!) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать!); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю!).

4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство ( Аптека – (где?) за углом ; Я – (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные – с опущенным сказуемым.

Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

Ср.: Я иду / следую за тобой .

План разбора односоставного предложения

  1. Определить тип односоставного предложения.
  2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

Красуйся , град Петров (Пушкин).

Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

В кухне зажгли огонь (Шолохов).

Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

Предложение односоставное. По форме – определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению – обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий).

Чудесно пахло рыбой (Куприн).

Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

Мягкий лунный свет (Застожный).

Предложение односоставное (назывное). Главный член – подлежащее свет – выражен существительным в именительном падеже.

Упражнения к теме «1.8. Двусоставные и односоставные предложения. Типы односоставных предложений»

Читайте также другие темы главы 1 «Грамматическая основа предложения»:

Урок в классе п УМК Бабайцевой рвзработан в системе Способа диалектического обучения

Предмет: русский язык

Тема урока: Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. (урок в 5 классе по УМК В.В. Бабайцевой)

В классе 29 учащихся

Заявка на оценку:

Оргмомент: знакомство учащихся с заявкой на оценку. Планирование учащимися оценки, фиксирование ее на полях тетради. Определение и формулирование учащимися цели урока. Постановка проблемных вопросов

1 балл – вопрос-понятие

Даны 2 колонки выражений

Листья разноцветные — Разноцветные листья лежат на земле.

Золотая осень — Наступила золотая осень.

Шуршащий ковер — Под ногами пестреет шуршащий ковер.

Выпишите только те выражения, которые являются СС, выделите в них главное и зависимое слово, задайте ? от главного слова к зависимому, определите вид Сс по способу выражения главного слова.

– Обобщите оставшиеся выражения.

– Ответьте на вопрос в виде суждения.

Обобщите понятия Сс и П до ближайшего рода

Сформулируйте суждение по карточке №3, найдя отличительные признаки СС и П

Оставшиеся выражения не являются СС

Оставшиеся выражения являются П

– Что называется предложением?

– Предложение – это основная синтаксическая единица, которая содержит в своем составе грамматическую основу

Ближайшим родовым понятием для понятий СС и П является понятие единица синтаксиса

Сравнивая СС и П , можно сказать, что в структуре П выделяется грамматическая основа, а в структуре Сс ее нет

По 2 балла за обобщение

1 балл за вопрос-понятие

2 балла за вопрос-суждение

2 балла за обобщение

2 балла за суждение

Задание: выделите в записанных предложениях грамматическую основу

Ель рукавом мне тропинку завесила.

На небе ни облачка.

Работа в группах

Материально не выражена (пропущено сказуемое нет)

С каким противоречием вы столкнулись, выполняя это задание? Сформулируйте противоречие.

Определите понятие грамматическая основа предложения

Известно, что предложение как единица синтаксиса имеет в своем составе грамматическую основу, а в предложении НА НЕБЕ НИ ОБЛАЧКА грамматическая основа материально не выражена.

Грамматическая основа предложения — структурный элемент предложения, состоящий из его главных членов: подлежащего и сказуемого или одного из них.

1-3 балла за формулировку противоречия

Прочитав выражения, установить, какие из них являются определением понятия, и доказать свою точку зрения:

1. Сказуемое — главный член предложения, который называет действие предмета или его состояние, чувства, отвечает на вопросы кто? что? и подчеркивается двумя линиями.

2. Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое.

3. Подлежащее — это существительное или местоимение в именительном падеже.

Первое выражение не является определением понятия «сказуемое», т.к. не смотря на то, что указан родовой признак (главный член предложения), и он истинный, среди видовых признаков один ложный (отвечает на вопросы кто? что? ).

Второе выражение является истинным высказыванием, но не является определением понятия «главные члены предложения», т.к. нарушена структура определения: нет ни родового, ни видовых признаков, вместо них указаны виды главных членов предложения (подлежащее и сказуемое).

Третье выражение тоже не является определением понятия «подлежащее», т.к. нет родового признака (гл. член предложения), а из двух видовых признаков указан только один, необходимо добавить второй — обозначает, о чём (о ком) говорится в предложении.

2 балла за формулировку суждения

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ., несущ.).

Подведение под понятие.

Построение логической цепи рассуждений. Доказательство.

ОУ ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письм. форме.

Анализируют объекты с целью выделения признаков (сущ., несущ.).

Осуществляют подведение под понятие.

Строят логическую цепь рассуждений и доказательство.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Определить правильность (корректность) сравнения: Подлежащее подчеркивается одной чертой, а сказуемое выражено глаголом

Сравнение является некорректным, так как для сравнения используются разные признаки

2 балла за формулировку суждения

Графически обозначить в предложениях грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), номера предложений впишите в предложенную схему

1.Незримо по лесам поет и бродит Осень. 2.Люблю зимний лес. 3.В поселке строят школу. 4.В саду горит костер рябины красной. 5.Слезами горю не поможешь. 6.В дверь постучали.

Самопроверка по образцу на доске

Грамматическая основа с одним главным членом (подлежащим или сказуемым):

Грамматическая основа с двумя главными членами (и подлежащим, и сказуемым):

Сформулировав суждение на сравнение по карточке 3, ответить на вопрос-суждение: Каким образом подлежащее отличается от сказуемого?

Сравнивая подлежащее и сказуемое, можно сказать, что подлежащее отвечает на вопросы: кто? что?, а сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит?

По сравнению с подлежащим, которое называет предмет речи, сказуемое обозначает действие или состояние предмета речи.

Если подлежащее подчеркивается одной чертой, то сказуемое – двумя чертами.

2 балла за формулировку суждения

Обобщение темы урока посредством проблемных вопросов, сформулированных в начале урока

2 б – вопрос-суждение

1-3 балла — ответ

Степень достижения целей, поставленных в начале урока

Подсчет баллов, заработанных на уроке

Соотнесение учащимися количества баллов с заявкой на оценку

Выявление учащихся, получивших запланированную оценку

Выявление учащихся, получивших оценку выше (ниже)

Обсуждение с учащимися причин расхождения плана и факта оценки

Составить карточку №3, сравнив подлежащее и сказуемое

Карточка №3 (сравнение) по теме «Подлежащее и сказуемое»

1.По сравнению с подлежащим, которое называет предмет речи, сказуемое обозначает действие или состояние предмета речи.

2.Так же, как и подлежащее, сказуемое является членом предложения.

3.Как подлежащее, так и сказуемое – главные члены предложения.

4.Сравнивая подлежащее и сказуемое, можно сказать, что подлежащее отвечает на вопросы: кто? что?, а сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит?

5.Кроме подлежащего, и сказуемое может стоять в любом месте предложения.

6.Помимо сказуемого, второстепенные члены могут быть и у подлежащего.

7.У сказуемого бывает второстепенных членов больше, чем у подлежащего.

8.Не только подлежащее, а и сказуемое может быть выражено именем существительным.

9.Наряду со сказуемым и подлежащее может состоять как из одного, так и из двух и более слов.

10.Если подлежащее подчеркивается одной чертой, то сказуемое – двумя чертами.

11.В отличие от подлежащего, которое в предложении связывается в основном с определением, сказуемое связано с дополнением и обстоятельством.


источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/707-1%D0%BA%D0%BE%D1%8A

http://infourok.ru/urok-v-klasse-p-umk-babaycevoy-rvzrabotan-v-sisteme-sposoba-dialekticheskogo-obucheniya-1230149.html