Никто не хотел уходить тип сказуемого

Составное глагольное сказуемое

О чем эта статья:

Определение составного глагольного сказуемого

Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.

Правило СГС выглядит так:

составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив

Схема построения составного глагольного сказуемого

Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:

Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия, а именно:

начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.

Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия, а именно:

мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и другие.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть глаголом-связкой «быть» + краткими прилагательными «рад», «готов», «обязан», «должен», «намерен», «способен», а также наречиями и существительными с модальным значением:

Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать.

Собрали в таблице основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизмов, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.

Основные вспомогательные глаголы

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

Разработка урока по русскому языку на тему «Двусоставное предложение»

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ №8 г. Избербаш

Тема: Повторение по теме «Двусоставное предложение»

Цель: обобщить полученные знания о двусоставных предложениях

повторить и обобщить сведения о главных и второстепенных членах предложения;

— закрепить навыки синтаксического разбора двусоставного предложения;

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

— развивать логическое мышление, память, эмоциональную сферу;

формировать умение сотрудничать при выполнении упражнений;

— воспитывать внимание и уважение к слову.

Оборудование: учебник русского языка для 8 класса под ред.

М.Н. Шанского, интерактивная доска Elit Panaboard book .

— Какую тему мы изучили? Что обычно следует за изучением темы? (Повторение).

— Попытайтесь сформулировать тему урока.

— Какова основная задача урока? (Дети формулируют цели)

II. Актуализация знаний

Найдите неверные утверждения, запишите в строчку без пробелов номера, под которыми они записаны.

5. Подлежащее – самый главный член предложения.

6. Подлежащее может быть выражено любой частью речи в значении существительного.

7. Сказуемое обозначает то, что говорится о предмете речи.

8. Простое глагольное сказуемое может быть выражено глаголом в форме одного из наклонений.

9. В качестве простых глагольных сказуемых могут быть неделимые сочетания типа повесить нос, задирать нос и пр.

10. Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части.

11. Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного слова и неопределенной формы глагола.

12.В составном именном сказуемом именная часть выражает грамматическое значение сказуемого.

2. Согласованные определения примыкают к определяемому слову.

1. Несогласованные определения могут быть выражены существительным или неделимым словосочетанием.

0. Дополнение может быть выражено деепричастием.

3. Дополнения бывают прямые и косвенные.

4. Обстоятельства образа действия, времени, причины могут быть выражены деепричастным оборотом.

13. Обстоятельство цели отвечает на вопрос почему? отчего?

КЛЮЧ: 5122013 – дата, когда проводился урок.

Работа с учебником.

Выполнение контрольных заданий и ответы на контрольные вопросы на с. 82 – 83 учебника.

Задание 1. Диктант. «Определите тип сказуемого»

Из предлагаемых предложений выпишите грамматическую основу, определите вид сказуемого.

Никто не хотел уходить в эту ночь с площади.

В этом микрорайоне будет построен ледовый дворец.

Долго еще будет стучать по крышам осенний дождь.

— Какие предложения по наличию второстепенных членов у вас получились?

— Распространите предложения, восстановив их исходный вариант либо самостоятельно подобрав подходящие по смыслу второстепенные члены.

Никто не хотел уходить (СГС).

Будет построен ледовый дворец (СИС).

Будет стучать дождь (ПГС).

Проверка осуществляется с помощью интерактивной доски.

3.Задание 2. Игра «Третий лишний» Работа в парах. Необходимо найти «лишнее» предложение и обосновать свой выбор. Выигрывает та пара, которая быстрее всех даст правильный и обоснованный ответ.

А. Книги могут рассказать о многом . Вечерние улицы были пустынны. Выражение его лица становилось строгим.

Б. Солнце начало пригревать землю. Вчера погода была дождливая . Мы стали подниматься в горы.

Проверяется с помощью интерактивной доски. «Лишние» предложения записываются в тетрадях. Учащиеся выделяют грамматическую основу, определяют вид сказуемого.

— Если в предложении есть второстепенный член дополнение, руки поднимите вверх, если определение – разведите в стороны, если есть обстоятельство – опустите руки вниз.

Юноша писал письмо.

Всходило яркое солнце.

Школьники посадили деревья.

Вчера моросил дождь.

Подул холодный ветер.

Завтра будет тепло.

Прозвенел веселый звонок.

Мы вышли погулять.

А1. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых на месте пропуска следует поставить тире?

А. Пять тысяч книг … фонд нашей школьной библиотеки.

Б. Человек, равнодушно относящийся к своему языку, … дикарь.

В. Заря как пожар на снегу.

Г. Она … моя подруга.

А2. В каком предложении неопределенная форма глагола является дополнением?

Сквозь туман начал пробиваться розовый свет.

Вы меня просили рассказать о моей поездке.

У меня была мечта отправиться летом в горы.

Отец поехал в санаторий лечиться.

А3. Найдите предложение с несогласованным определением.

На ветвях висят тяжелые снежные шапки.

У меня было желание искупаться в озере.

За калиткой смолкшего сада позвонит и замрет бубенец.

Сияние небес твоих огромно.

А4. Определите вид обстоятельства в предложении Она смотрела на него, заслонив глаза от солнца.

обстоятельство образа действия

А5. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых на месте пропуска ставится дефис?

А. Сотни лет город … крепость несокрушимо стоял на высоком речном берегу.

Б. Поэт … песенник – высокое звание.

В. На дереве мы заметили птицу … дятла.

Г. Крепыш … боровик отличался от других грибов.

Работа по культуре речи (упр.169)

Самостоятельная работа. Дифференцированные задания

Вариант 1. Спишите. Сделайте синтаксический разбор.

Ранний ветерок весело порхает над землей.

Вариант 2. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Сделайте синтаксический разбор.

В полук..лометре от деревн.. изв..ваясь и бл..стя на солнце медле..о прот..кала река Тихая.

Вариант 3. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Сделайте синтаксический разбор.

Из(за) леса темнеющего (в)дали вдруг пок..зался и стал медле..о выплывать разливая по земле потоки золотистого света огромный огне..ый шар солнца.

Что вам понравилось на уроке?
Что на уроке вам не понравилось?

Какие полезные навыки вы приобрели на уроке?

Что было затруднительно?

Упр.167, 168, 170 (по выбору учащихся)

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сулейманова Мариям ГамидовнаНаписать 1312 12.02.2018

Номер материала: ДБ-1166951

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    12.02.2018 807
    12.02.2018 253
    12.02.2018 600
    12.02.2018 1997
    12.02.2018 462
    12.02.2018 491
    12.02.2018 988
    12.02.2018 455

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy-skazuiemyh.html

http://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-dvusostavnoe-predlozhenie-2588762.html