Составное глагольное сказуемое
О чем эта статья:
Определение составного глагольного сказуемого
Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:
Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);
Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.
Правило СГС выглядит так:
составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив
Схема построения составного глагольного сказуемого
Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:
Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия, а именно:
начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.
Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия, а именно:
мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и другие.
Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть глаголом-связкой «быть» + краткими прилагательными «рад», «готов», «обязан», «должен», «намерен», «способен», а также наречиями и существительными с модальным значением:
Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать.
Собрали в таблице основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизмов, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.
Основные вспомогательные глаголы
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов
Фразеологические сочетания
Начало, конец, продолжение действия
Желательность, возможность, необходимость действия
Виды сказуемых в русском языке (примеры)
Укажем типы сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
- (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
- два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
- глагольные сказуемые;
- именные сказуемые.
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
- простое глагольное;
- составное глагольное;
- составное именное.
Таблица
Виды | Способ выражения | Примеры |
---|---|---|
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
- я буду рассказывать;
- мы будем говорить;
- они будут отдыхать;
- вы будете собирать и т. п.;
- пусть уйдет;
- пускай спляшет;
- да отпустите его.
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Будешь ты ещё мне тянуть душу !
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть , когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
- имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
- имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
- имя числительное или количественное сочетание;
- местоимение;
- наречие;
- причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
- междометия;
- неразложимые словосочетания.
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения , в том числе
«есть» — форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно , и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество , излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно , кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится , этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным , как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная , такая же бледная , как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Разработка урока по русскому языку на тему «Двусоставное предложение»
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №8 г. Избербаш
Тема: Повторение по теме «Двусоставное предложение»
Цель: обобщить полученные знания о двусоставных предложениях
— повторить и обобщить сведения о главных и второстепенных членах предложения;
— закрепить навыки синтаксического разбора двусоставного предложения;
— совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
— развивать логическое мышление, память, эмоциональную сферу;
— формировать умение сотрудничать при выполнении упражнений;
— воспитывать внимание и уважение к слову.
Оборудование: учебник русского языка для 8 класса под ред.
М.Н. Шанского, интерактивная доска Elit Panaboard book .
— Какую тему мы изучили? Что обычно следует за изучением темы? (Повторение).
— Попытайтесь сформулировать тему урока.
— Какова основная задача урока? (Дети формулируют цели)
II. Актуализация знаний
Найдите неверные утверждения, запишите в строчку без пробелов номера, под которыми они записаны.
5. Подлежащее – самый главный член предложения.
6. Подлежащее может быть выражено любой частью речи в значении существительного.
7. Сказуемое обозначает то, что говорится о предмете речи.
8. Простое глагольное сказуемое может быть выражено глаголом в форме одного из наклонений.
9. В качестве простых глагольных сказуемых могут быть неделимые сочетания типа повесить нос, задирать нос и пр.
10. Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части.
11. Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного слова и неопределенной формы глагола.
12.В составном именном сказуемом именная часть выражает грамматическое значение сказуемого.
2. Согласованные определения примыкают к определяемому слову.
1. Несогласованные определения могут быть выражены существительным или неделимым словосочетанием.
0. Дополнение может быть выражено деепричастием.
3. Дополнения бывают прямые и косвенные.
4. Обстоятельства образа действия, времени, причины могут быть выражены деепричастным оборотом.
13. Обстоятельство цели отвечает на вопрос почему? отчего?
КЛЮЧ: 5122013 – дата, когда проводился урок.
Работа с учебником.
Выполнение контрольных заданий и ответы на контрольные вопросы на с. 82 – 83 учебника.
Задание 1. Диктант. «Определите тип сказуемого»
Из предлагаемых предложений выпишите грамматическую основу, определите вид сказуемого.
Никто не хотел уходить в эту ночь с площади.
В этом микрорайоне будет построен ледовый дворец.
Долго еще будет стучать по крышам осенний дождь.
— Какие предложения по наличию второстепенных членов у вас получились?
— Распространите предложения, восстановив их исходный вариант либо самостоятельно подобрав подходящие по смыслу второстепенные члены.
Никто не хотел уходить (СГС).
Будет построен ледовый дворец (СИС).
Будет стучать дождь (ПГС).
Проверка осуществляется с помощью интерактивной доски.
3.Задание 2. Игра «Третий лишний» Работа в парах. Необходимо найти «лишнее» предложение и обосновать свой выбор. Выигрывает та пара, которая быстрее всех даст правильный и обоснованный ответ.
А. Книги могут рассказать о многом . Вечерние улицы были пустынны. Выражение его лица становилось строгим.
Б. Солнце начало пригревать землю. Вчера погода была дождливая . Мы стали подниматься в горы.
Проверяется с помощью интерактивной доски. «Лишние» предложения записываются в тетрадях. Учащиеся выделяют грамматическую основу, определяют вид сказуемого.
— Если в предложении есть второстепенный член дополнение, руки поднимите вверх, если определение – разведите в стороны, если есть обстоятельство – опустите руки вниз.
Юноша писал письмо.
Всходило яркое солнце.
Школьники посадили деревья.
Вчера моросил дождь.
Подул холодный ветер.
Завтра будет тепло.
Прозвенел веселый звонок.
Мы вышли погулять.
А1. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых на месте пропуска следует поставить тире?
А. Пять тысяч книг … фонд нашей школьной библиотеки.
Б. Человек, равнодушно относящийся к своему языку, … дикарь.
В. Заря как пожар на снегу.
Г. Она … моя подруга.
А2. В каком предложении неопределенная форма глагола является дополнением?
Сквозь туман начал пробиваться розовый свет.
Вы меня просили рассказать о моей поездке.
У меня была мечта отправиться летом в горы.
Отец поехал в санаторий лечиться.
А3. Найдите предложение с несогласованным определением.
На ветвях висят тяжелые снежные шапки.
У меня было желание искупаться в озере.
За калиткой смолкшего сада позвонит и замрет бубенец.
Сияние небес твоих огромно.
А4. Определите вид обстоятельства в предложении Она смотрела на него, заслонив глаза от солнца.
обстоятельство образа действия
А5. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых на месте пропуска ставится дефис?
А. Сотни лет город … крепость несокрушимо стоял на высоком речном берегу.
Б. Поэт … песенник – высокое звание.
В. На дереве мы заметили птицу … дятла.
Г. Крепыш … боровик отличался от других грибов.
Работа по культуре речи (упр.169)
Самостоятельная работа. Дифференцированные задания
Вариант 1. Спишите. Сделайте синтаксический разбор.
Ранний ветерок весело порхает над землей.
Вариант 2. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Сделайте синтаксический разбор.
В полук..лометре от деревн.. изв..ваясь и бл..стя на солнце медле..о прот..кала река Тихая.
Вариант 3. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Сделайте синтаксический разбор.
Из(за) леса темнеющего (в)дали вдруг пок..зался и стал медле..о выплывать разливая по земле потоки золотистого света огромный огне..ый шар солнца.
Что вам понравилось на уроке?
Что на уроке вам не понравилось?
Какие полезные навыки вы приобрели на уроке?
Что было затруднительно?
Упр.167, 168, 170 (по выбору учащихся)
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сулейманова Мариям ГамидовнаНаписать 1312 12.02.2018
Номер материала: ДБ-1166951
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 12.02.2018 807
- 12.02.2018 253
- 12.02.2018 600
- 12.02.2018 1997
- 12.02.2018 462
- 12.02.2018 491
- 12.02.2018 988
- 12.02.2018 455
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy-skazuiemyh.html
http://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-dvusostavnoe-predlozhenie-2588762.html