Нормы правописания гласных и согласных звуков

Правописание гласных и согласных

Правописание безударных гласных в корне.

Правила: в безударных слогах корня пишутся те же гласные, которые пишутся в этой части слова под ударением.

Примечание: Букву о в безударных корнях глаголов совершенного вида и образованных от них слов нельзя проверять глаголами несовершенного вида на -ывать ( -ивать).

Непроверяемые гласные в корне.

Правила: непроверяемые безударные гласные не поддаются проверке правилом. Их необходимо запомнить. Слова с непроверяемыми гласными называются словарными.

Чередующиеся гласные в корне.

Корни с чередованием а/o

1) Гар- — гор-, клан- — клон-, твар — — твор-. В безударном положении пишется о.

Исключения: выгарки, изгарь, пригарь, утварь.

2) Раст— ращ— рост—рос-. В безударном положении буква а пишется только перед ст и щ, в остальных случаях употребляется о.

Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, прорость.

3) Скак—скоч-. В безударном положении перед к пишется а, перед ч— о. Под ударением может быть как а, так и о.

  • 4)Плав—плов-. В безударном положении буква о в настоящее время пишется только в двух словах-исключениях— пловец и пловчиха. В остальных случаях следует писать а.
  • 5) Зар—зор-. В безударном положении пишется буква а.

Исключения: зорянка, зоревать.

6) Лаг— лож-, кас—кос-. Если за корнем идёт суффикс -а-, то в корне пишется а, во всех других случаях употребляется о.

7) Равн — ровн-. В этих корнях употребление а или о в безударном положении определяется значением.

Корень равн- связан со значением «равный», «одинаковый», «совершенно сходный», «такой же».

Корень ровн- имеет значения: «ровный», «гладкий, не имеющий впадин и возвышений», «плавный, не имеющий ускорений и замедлений», «спокойный, всегда одинаковый», «прямой, не имеющий утолщений, изгибов».

8) Мак— мок-. Употребление а или о в этих корнях зависит от значения слова.

Слова с корнем мак- имеют значение «отпускать, погружать во что-нибудь жидкое».

Слова с корнем мок- обозначают следующие свойства: «пропускать жидкость, становиться мокрым, влажным», «терять соленость, кислоту, остроту от нахождения в воде».

Корни с чередованием е/и

1) Бер— бир-, дер— дир-, мер— мир-, пер— пир-, тер— тир-, блест— блист, жег- жиг-, стел— стил, чет— чит. В перечисленных корнях пишется и, если после корня идёт суффикс —а-; во всех других случаях пишется е.

Исключения: сочетать, сочетание, чета.

Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня.

1). Двойное ж пишется в корнях слов: вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними.

речь орфографический стиль

Примечание: При наличии звукового чередования зг—зж, зд—зж пишется не двойное ж, а зж., например: визжать (визг), приезжать (приезд). Исключения: брыжейка, брыжи.

  • 2). Двойное с в корне пишется в словах ссора, ссуда и однокоренных с ними.
  • 3). Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач, госсектор, поссовет, роддом.

Примечание: В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грампластинка, групорг, конармеец.

4). В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл — пятибалльный, компромисс — компромиссный.

Исключения: В некоторых словах в рассматриваемом случае пишется одна согласная, например: кристалл —кристальный, (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-а), оперетта — оперетка; в названиях лиц с суффиксом —к-, например: Алла — Алка, Анна — Анка.

5). Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, то же самое касается и приставок иноязычного происхождения.

Примечание. Следует различать написание слов типа податься (приставка по-) и поддаться (приставка под-).

6). Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю.

Исключения: агрегат, алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, баркарола, брокер, вернисаж, волейбол, галерея, десант, десерт, децибел, дилер, дилетант, импресарио, привилегия и др.

1)Для проверки написания слов, имеющих в своем составе группу согласных —здн-,- ндск-, -нтск-,- стл-,- стн-,- рдц-, -лнц-, а также в некоторых словах —свств- нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, с тем чтобы после первого или второго согласного этой группы стоял гласный, например: грустный (грустен, грустить) -гнусный (гнусен).

Разрядить обстановку, роптать на судьбу, увядание красоты, угнетение, честолюбивые планы, галерея, компромисс, расстилающаяся равнина, пловец, блистательно, вымокнуть под дождем, подравнять волосы, угнетение, упрощение, щебетание, городской сторожил, утопический, разредить посевы, окрестные места, излагать, комментарий, мировоззрение, поколение, покалечить, интеллигенция, привилегия, просвещение, обогащать, оптимизм, идеология, произрастать, объединение, преимущество, ровесник, деспотизм, корректный, скептицизм, безмолвствовать.

Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1. Лекции по орфографии

Зачем нужны учебники по орфографии? С одной стороны, правила письма под ред. Лопатина или Розенталя всегда можно найти на сайте ГРАМОТА.РУ, но это всего лишь справочник, то есть сборник частных ответов (как писать?) обычно безо всякой мотивации принятого решения. В то же время русское письмо имеет строго системное построение, и лучший способ изучить предмет – это понять законы его устройства. Тогда вы будете знать правила, не заучивая их, и успешно пользоваться ими на практике.

Оглавление

  • О новой школе орфографии
  • Вводная лекция.. Основы русской орфографии
  • Лекция 1. Графические орфограммы
  • Лекция 2. Правописание гласных и согласных в корне слова

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1. Лекции по орфографии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция 2. Правописание гласных и согласных в корне слова

Материал включает два раздела:

Раздел 1. Правописание гласных в корне слова

Раздел 2. Правописание согласных в корне слова

Раздел 1. Правописание гласных в корне слова

В разделе рассматриваются следующие темы:

1. Общие положения

2. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

3. Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением

4. Чередование гласных в корне

Тема 1. Общие положения

Как уже говорилось, безударные гласные в корне слова являются орфограммами, так как они не пишутся по слуху, а требуют предварительной проверки. Причиной орфограммы является фонетическое чередование гласных звуков, то есть данная орфограмма относится к разряду фонетических орфограмм.

Звуки, из которых состоит слышимое слово, неравнозначны. Часть звуков является смыслоразличительными, опорными для понимания смысла слова, и они обозначаются буквами без предварительной проверки. Другие звуки при обозначении их буквами необходимо проверить, так они имеют неполную различительную способность.

Так, безударный звук А с словах гора и трава имеет неполную различительную способность, так как может представлять различные смысловые звуки — фонемы О и А.

Звуки с неполной различительной способностью находятся в слабых позициях, а смыслоразличительные звуки (или фонемы) в сильных позициях.

Фонетическим (или позиционным) чередованием называется чередование смыслоразличительных звуков и звуков с неполной различительной способностью при изменении их позиции внутри одной морфемы в разных словах. Для гласных такое чередование происходит при смене ударной и безударной позиции звука: реки — река, воды — вода.

Гласные в безударной позиции меняются не только по своим функциям — также происходит их количественное и качественное изменение. Безударные гласные короче ударных и произносятся с меньшей силой, артикуляция их менее энергичная, а язык занимает положение, близкое к нейтральному. Например, звук О в безударной позиции после твердого согласного произносится, как звук похожий на А. Такие изменения гласных звуков называются редукцией.

Общий принцип решения

Перед записью слова необходимо восстановить звуковой (фонемный) состав корня, для чего определяются слабые позиции звука, в которых возможно фонетическое чередование; для гласных — это безударные позиции. Для восстановления звукового состава корня применяется один из следующих методов решения:

А) Проверка гласных ударением: водянОй — вОдный

Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке вы повторите правила о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных и сопоставите эти правила. Вы сможете потренироваться в их применении, чтобы правильно решать орфографические задачи в словах.


источники:

http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83_2/4

http://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/pravopisanie/sopostavlenie-pravil-o-napisanii-bezudarnyh-glasnyh-gluhih-zvonkih-i-neproiznosimyh-soglasnyh