Нормы правописания одним словом

Нормы русского правописания

Орфография (от греч. orthos — прямой, правильный, grapho— пишу) — система правил написания слов, научно обоснованных и утверждённых государством. Назначение орфографии — точная передача содержания речи, выражение тех или иных мыслей.

В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов.

1. Основным из них является морфологический принцип, в соответствии с которым морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться. Так, приставка под- в словах подпилить и подбить одна и та же, несмотря на разное произношение; прилагательные насмешливый и хвастливый имеют один и тот же суффикс -лив-; безударное окончание и ударное обозначаются одинаково: в столе — в книге, большого — великого, синего — моего и т.п.

Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем истинность той или иной морфемы путем подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы морфема оказалась в сильной позиции (под ударением, перед р, л, м, н, j и т.д.), т.е. была бы четко обозначена.

2. Наряду с морфологическим действует и фонетический принцип, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся. Например, приставки на з изменяются в зависимости от качества следующего за приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках буква з (без-, воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, через-), а перед глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква с, ср.: возразить — воскликнуть, избить — испить, низвергнуть — ниспослать и т.п.

Действием фонетического принципа объясняется и написание гласных о — ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочок — ножичек, парчовый — кочевой, свечой — тучей и т.п. Примером может служить изменение в корне начальной и на ы после приставок, оканчивающихся на согласную (разыграть).

3. Действует в нашей орфографии также исторический, или традиционный, принцип, по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину. Так, написание гласных и, а, у после шипящих — это отголосок древнейшего состояния фонетической системы русского языка. По этому же принципу пишутся и словарные слова, а также заимствованные.

Орфограмма (от греч. orthos + gramma — правильный + письменный знак, черта, линия) — буква, правописание которой определяется тем или иным правилом. Орфограммы есть во всех словах языка, кроме односложных местоимений в именительном падеже (я, ты, вы, он), однозвучных и односложных союзов (и, но, да), предлогов (в, к, за) и междометий (ах, ох, ой). Орфограммой может быть буква, обозначающая гласный звук, согласный звук и не обозначающая звука (Ь и Ъ), слитное, раздельное и дефисное написание слова, прописная и строчная буква, перенос буквы с одной строки на другую в разделяемом слове.

Алгоритм поиска орфограмм в слове состоит из двух этапов. Сначала работаем с гласными звуками, затем — с согласными и буквами, не обозначающими звука.

На первом этапе делаем следующие шаги:

  • 1) ставим ударение;
  • 2) выделяем безударные гласные;
  • 3) делим слово на морфемы и определяем, в какой из них находится та или иная безударная гласная;
  • 4) если гласная в приставке или в корне, припоминаем правило;
  • 5) если гласная в суффиксе или окончании, определяем, к какой части речи принадлежит слово, к какому слову (члену предложения относится), и только потом вспоминаем правило.

На втором этапе выясняем следующее:

  • 1) нет ли в слове стечения согласных с Л, В, Т или Д в середине (проверяем это при помощи однокоренных слов);
  • 2) не встречается ли в слове уподобление согласных (озвончение глухих или оглушение звонких);
  • 3) не стоит ли в конце слова звонкий согласный;
  • 4) есть ли в слове буквы, не обозначающие звука (Ь и Ъ);
  • 5) есть ли в слове удвоенные согласные в корне, суффиксе, на стыке корня и приставки, корня и суффикса;
  • 6) припоминаем соответствующие правила.

Образцы применения алгоритма работы с орфограммой

НАСЛАЖДАЕШ. СЯ. Приставка НА- неизменяемая, поэтому пишем в ней А, безударную гласную в корне -СЛАЖД- проверяем однокоренными словами «сладкий», «сладость», правописание безударной гласной в окончании глагола определяется спряжением, в данном случае перед нами глагол I спряжения: в окончании 2 лица ед. числа следует писать Е. Безударная гласная Я в возвратном суффиксе не имеет альтернативной гласной.

РАССТРОЕННЫЙ. На стыке приставки РАС- и корня -СТРО(й)- пишется две буквы С. Страдательные причастия прошедшего времени в полной форме образуются от основ неопределённой формы при помощи суффиксов НН-, -ЕНН- и -Т-.

Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация

Пунктуация — это собрание правил расстановки знаков препинания, а также сама система знаков препинания. Пунктуационная система русского языка строится на синтаксическом, смысловом и интонационном принципах.

Основной принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с его грамматическим строением. Таковы, например, знаки в конце предложения, знаки между частями сложного предложения, между однородными членами предложения и др.

Сегодня быть он обещал, да, видно, почта задержала. (П.)

Обратите внимание на запятую после союза «да»: паузы после него нет, а знак ставится, поскольку мы должны выделить вводное слово с двух сторон.

Подчиненный принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с оттенками смысла. Применяется тогда, когда именно знак препинания позволяет правильно интерпретировать смысл предложения, а грамматически

подчинять себе структурное его членение.

Кот несся на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине (Пауст.).

Если не поставить запятую между двумя определениями, не считая их однородными по контексту, то получится, что у кота три лапы, на которых он несется, и еще четыре передних.

Подчиненный принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с особенностями интонации.

Можно по-разному произнести одно и то же слово. И смысл совсем разный.

Знаки препинания указывают на смысловое членение текста, они также помогают выявить синтаксическое строение текста и его ритмомелодику.

Способы оформления чужой речи. Цитирование

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог.

Прямая речь — это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

«Далече ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин).

«Тише, — говорит она мне, — отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» — и упала без памяти (Пушкин).

«Слава богу, — сказала девушка, — насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.

Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Предложение с прямой речью Диктор сообщил: «Завтра ожидается похолодание!»

Предложение с косвенной речью Диктор сообщил, что завтра ожидается похолодание.

Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ.

Я спросил, когда отправляется поезд.

Капитан приказал, чтобы подняли флаг.

Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя.

В несобственно-прямой речи почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью.

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

Следующий способ включения чужой речи в авторский текст — это диалог.

Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

  • Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
  • Вот, — сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.
  • (Чуковский)

Основные правила оформления цитат:

Цитата должна совпадать с текстом произведения.

Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. Если под рукой нет текста произведения (экзамен в вуз), то следует расставить знаки в соответствии с правилами пунктуации.

Если вы цитируете не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. В этом случае необходимо проверить, не искажен ли смысл цитаты.

Варианты включения цитаты в текст сочинения могут быть различны:

  • «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь», — говорит князь Андрей Пьеру.
  • Князь Андрей говорит Пьеру, что знает в жизни «только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь».

Пунктуация в прозаических цитатах совпадает с пунктуацией при прямой речи.

После двоеточия перед цитатой, пишущейся не с начала, ставится многоточие, например:

Сам Раскольников говорит Лужину по поводу его рассуждений: «…доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…»

Нельзя пересказывать поэтический текст своими словами (Пушкин пишет, что он любит Петра творенье)

Стихотворный текст можно цитировать двумя способами:

Соблюдая графический облик строфы, например:

«Чудная картина…» А. Фета — зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы:

Как ты мне родна:

В этом случае текст приводится без кавычек.

Одну-две строки можно цитировать «в строчку», например:

«Чудная картина» А. Фета — зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы: «Чудная картина, // Как ты мне родна…»

Эпиграф оформляется на правой стороне листа без кавычек. Фамилия и инициалы автора в скобки не заключаются, точка после них не ставится.

Орфографические нормы

Принципы русской орфографии

Орфография — исторически сложившаяся система правил написания слов. Она позволяет сохранять единство и целостность языка в письменной форме речи. Орфография может быть трудна для носителя языка, потому что в речи есть расхождения между словом звучащим и написанным. Грамотен человек, не угадывающий или запомнивший графический облик всех слов языка, а умеющий пользоваться правилами написания и при необходимости справочной литературой. При овладении письменной формой литературного языка в речи важно уметь объяснить выбор буквы в слове: это показывает знание и понимание правила, умение применить его в конкретном случае на основе обобщенного представления о закономерностях русского письма. Такие навыки обеспечивают практическую и систематизированную грамотность.

Орфографические нормы — правила написания слов. Орфографические нормы являются надуровневыми, так как они связаны не с одним уровнем языка, а касаются языковых единиц разных уровней: для выбора правильного варианта написания нужно учитывать лексические, морфологические, морфемные, словообразовательные признаки слова.

Орфография имеет ярко выраженный социальный характер, так как затрагивает интересы всего общества. Орфографические правила изучаются в школьном курсе русского языка, так как каждый член общества должен владеть орфографическими нормами. Орфография является предметом пристального внимания государства, языковедческих организаций, занимающихся культурой речи.

Русская письменная культура имеет длительную историю, что отразилось в различных правилах орфографии. Принципы орфографии — эго законы, лежащие в основе правил правописания конкретного языка. Русская орфография основана на трех принципах: морфологическом, фонетическом и традиционном.

1. Морфологический принцип — ведущий принцип орфографии в русском языке. В соответствии с ним морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) всегда сохраняет единое буквенное написание при наличии произносительных вариантов звуков, входящие в эту морфему: суд — судить, отбытьотпустить, заказчик — разработчик и др.

Отсюда следует, что для правильного написания букв в корне слова нужно подобрать однокоренные слова или изменить форму слова таким образом, чтобы морфема оказалась в сильной позиции: гласные пишутся так же, как под ударением, согласные — так же, как перед гласными или перед р, л, м, н. Сильная позиция четко обозначает трудный для написания фрагмент. Например, безударный звук в слове завещание проверяется однокоренным словом с этим звуком в сильной позиции: завещан. Принцип регулирует, в частности, написание непроизносимых согласных в корне: властный проверяется словом власть.

Морфологический принцип не отражает позиционных чередований звуков, т.е. их изменения в речи, но допускает проверку. Он позволяет опознавать родственные по значению и одинаковые по структуре и грамматической форме слова.

В соответствии с морфологическим принципом пишутся:

  • 1) безударные гласные в корне: дела — дело, правовед — право;
  • 2) звонкие и глухие согласные в корне: улов — уловить, залог — залоги;
  • 3) приставки: до-пуск, до-ход, до-летел; за-долго, за-езд, за-фиксировал; под-куп, подъ-езд, под-ытожить; над-пись, над-кус, над-писал; с-делатъ, с-купить;
  • 4) суффиксы: соврем-ённ-ый, государств-енн-ый, вещёств- енн-ый; кумач-бв-ый, налбг-ов-ый, иск-ов-бй;
  • 5) окончания: суд-бм, прав-ом; стрб-ит, говор-йт.
  • 2. Фонетический принцип, дополняющий морфологический, предполагает, что написание слова или его части совпадает с произношением. В русском письме представлены единичные орфограммы, следующие фонетическому принципу:
  • 1) правописание приставок, оканчивающихся на -з/-с: разрешить — расследовать, воззвание — восстановление;
  • 2) чередование гласных в корнях и приставках: загар — загореть, рост — расти; розлив — разливать;
  • 3) написание приставок и корней, начинающихся с и после русских твердых приставок: розыск — искать, предыдущий — идущий и др.

Фонетический принцип отражает позиционное чередование звуков в одной и той же части слова, поэтому в одной морфеме могут писаться разные буквы. Условия звукового чередования и написания букв необходимо выучить, а также не смешивать написание но морфологическому и фонетическому принципам:

потерял — проверочное слово потеря, вытереть — вытирал — гласная и в корне с чередованием пишется перед суффиксом а.

3. Традиционный принцип орфографии наряду с фонетическим носит дополнительный характер. Согласно ему слова пишутся так, как они писались исторически. В таких случаях выбор правильного написания осуществляется не на основе проверки сильной позицией (морфологический принцип) и не объясняется особенностями произношения слова (фонетический принцип). Выбор буквы определяет этимология, т.е. происхождение слова, и традиция написания в прежние исторические эпохи: что, справедливого, здоровье, экзекуция, легитимный и др.

В соответствии с традиционным принципом пишутся:

  • 1) непроверяемые безударные гласные и согласные в корне слова: анекдот, эксперт, вокзал, ковш, общее, футбол (к этой группе слов относится большинство заимствований);
  • 2) буквосочетания -жи-/-ши—в древнерусском языке эти

согласные были мягкими, поэтому и писалось после них закономерно;

  • 3) буквосочетания -ча-/-ща— исторически данные согласные звуки были твердыми и сопровождались гласной а;
  • 4) прилагательные и местоимения в форме родительного падежа единственного числа: большого, красивого, которого — слышим в, по пишем г;
  • 5) наречия и частицы с или без ъ: лишь, вскачь, уж, замуж.

Написание многих слов невозможно объяснить в аспекте

современного состояния языка. Так как традиционный принцип не допускает проверку, написание слов и морфем надо запоминать.

Таким образом, орфографическую систему русского языка определяет не один принцип, а совокупность нескольких при преобладании морфологического (табл. 1.18).

Принципы русской орфографии в разных морфемах

Please wait.

We are checking your browser. gufo.me

Why do I have to complete a CAPTCHA?

Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.

What can I do to prevent this in the future?

If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.

If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.

Cloudflare Ray ID: 69ffff34d86c5c26 • Your IP : 85.95.189.96 • Performance & security by Cloudflare


источники:

http://studme.org/237091/literatura/orfograficheskie_normy

http://gufo.me/dict/linguistics_rosenthal/%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F