Нормы правописания в интернете

Орфография в интернете

Многие считают, что упадок орфографии в интернете связан с тотальной безграмотностью населения. Но это ложное утверждение. Просто в рамках интернет общения, люди набирают сообщения с очень большой скоростью и не перечитывают написанное. Скорость печатанья намного превосходит скорость письма, и мысль не успевает за пальцами. По этой причине происходят ошибки и опечатки. Но так ли это плохо?

Связана ли грамотность в интернете с образованием людей?

Хотя многие связывают ошибки с понижением уровня культурного развития, но это не совсем верно. Язык служит для коммуникации людей, а при коммуникации с высокой скоростью люди могут допускать ошибки. Если все начнут следить за собой, то это замедлит их общение. В некоторых случаях приемлемо опускать строгие правила языка, для коммуникации. Ведь какой смысл от языка, если он не помогает людям общаться. Хотя язык и несёт культурную ценность, но не является чем-то незыблемым. Даже строгие правила позволяет человеческой глупости закрепиться как в качестве правила. Одно из самых смешных случаев – это кофе. Хотя это слово произошло от устаревших форм «кофий» или «кофей». В ботанической науке кофе — оно. Мужской род не может сделать напиток из зерен кофейного дерева более благородным, соответственно род меня тоже не должно. Сокращение слово не оставляет за ним право на род от полной формы. На подобии кофе, пытались метро (сокращение от «метрополитен», мужского рода) писать мужского рода, но выходило «Советский метро», но глупость слишком очевидна, чтобы не исправить её. А с кофе так не вышло. И сейчас светлейшие умы и лингвистические университеты Москвы яростно доказывают, что кофе – он.

«Граммар-наци» в современном и интернете и их роль в словесности

«Граммар-наци» — это люди, которые борются за грамотное общение в интернете, но делают это в «жёстких формах». Может быть, необходимо общаться грамотно, но такие люди указыванием на чужие ошибки в грубой форме разрушают создавшуюся беседу. Человек может излагать глубокую и правильную мысль, но не заметить ошибки в сложном слове или допустить опечатку. «Граммар-наци» высмеют его, и на этом дискуссия может окончиться или скатиться в другую сторону. Они не выполняют образовательной функции. Может быть, они и хотели бы поднять уровень общения, но своими действиями они просто убивают коммуникацию на корню. Хотя могли бы давать консультацию и советы личными сообщениями без унижения и высмеивания. Именно это отличает «граммар-наци» от педагогов по русскому языку в школах или ВУЗах Москвы. При этом такие поборники грамотности, сами не всегда могут грамотно общаться, а пользуются кучей вспомогательных программ, что бы найти ошибки в сообщении других. В основном это школьники, которые получили двойку за диктант и хотят выплеснуть своё негодование на других людях. Это явление можно приписать к школьной оценочной системе знаний, где единичная двойка может испортить ряд пятёрок. Зачастую двойка в школе служит унизительным механизмом, а не оценочным. Поэтому «граммар-наци» точно так же указывают другим на их ошибки.

«Орфографические ошибки в социальных сетях»

Содержимое публикации

КОМИ РЕСПУБЛИКАСА ВЕЛÖДАН, НАУКА ДА ТОМ ЙӦЗ ПОЛИТИКА МИНИСТЕРСТВО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«Коми республиканскӧй агропромышленнӧй техникум»

уджсикасӧ велӧдан канму учреждение

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Коми республиканский агропромышленный техникум»

Допустить к защите

Зав. Очным отделением.

по предмету: Русский Язык

Тема: « Орфографические ошибки в социальных сетях»

Направление 23.02.07
Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Исполнитель: студент группы ТО-1, Кичайко В.В.

Научный руководитель: преподаватель, Тяпкин С.Е.

I.Особенности искажения норм русского языка в виртуальном пространстве

1.1 Роль Интернета в общении людей

1.2 Основные аспекты влияния социальных сетей на язык их пользователей

II. Практическая часть

Исследование «Влияние социальных сетей на русский язык»

Список используемой и рекомендуемой литературы

В современном мире сеть Интернет стала средством общения для многих людей. Посещая различные сайты, форумы, чаты, общаясь по электронной почте, мы заметили, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. Тексты пишутся «на скорую руку» и выглядят примерно одинаково: с орфографическими ошибками, без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками . Над темой нашей работы мы задумались давно, поскольку сами являемся пользователем сети Интернет. Нам далеко не безразлична судьба русского языка, ведь культура общения на родном языке, как нам кажется, уходит на второй план. Отчасти это связано с появлением новых технологий. Раньше люди вместо Интернета общались посредством писем с соблюдением всех языковых норм. Современная молодежь старается общаться на более упрощённом языке. В дальнейшем всё это может отразиться на речевой культуре подрастающего поколения, поэтому мы не должны этого допустить.
Актуальность темы исследования можно объяснить и тем, что существуют проблемы, которые возникли с появлением Интернет — сленга и не решены до настоящего времени:

1) сетевой язык уже превратился из модного течения в новый стиль онлайн-общения и правописания на сайтах, блогах и чатах, наличие орфографических и других ошибок входит в привычку, что становится причиной снижения грамотности;

2) сетевой язык выступает теперь не только из виртуального пространства, но и с экранов телевизоров, из радиоприемников и со страниц печатных изданий;

3) из-за интернет-сленга подрастающее поколение не знает, хорошо это или плохо: употреблять «аффтарский текст», и разница между ним и правильным русским языком очень скоро может стать незаметной для подростка или молодого человека;

4) невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью сленга, а потом (когда того требуют обстоятельства) заговорить красиво, грамотно, свободно.

Цель работы: выявить характер и особенности специального искажения слов русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет, а также выявить проблемы, возникшие в связи с этим.

В соответствии с поставленной целью предлагается решение следующих задач:

1) выяснить, как социальные сети влияют на русский язык ;

2) обосновать причины использования сленга подростками;

3) провести сравнительный анализ отношения к молодёжному сленгу моих сверстников и взрослых на основе анкетирования;

4) обобщить и систематизировать данные, формулирование выводов и предложений по заявленной проблеме;

5) оформить результаты исследования в виде письменной работы и презентации.

Гипотеза исследования: социальные сети отрицательно влияют на речь подростков.

Объект исследования – интернет-сленг в социальных сетях.

Предмет исследования – влияние социальных сетей на русский язык

Методы исследования:

работа с литературой, интернет-ресурсами,

I. Особенности искажения норм русского языка в виртуальном пространстве

1.1 Роль Интернета в общении людей

Сегодня сложно переоценить роль Интернета в нашей жизни в плане получения и обмена всевозможной информации, а также в организации общения. Ведь общение – это способ взаимодействия людей друг с другом, а с появлением всемирной паутины это общение вышло за рамки одного дома, города и даже одной страны. Бесспорно, в течение многих лет существовали и другие средства передачи информации на расстояния (почта, телефон, телеграф), но те неудобства, с которыми часто сталкиваются участники такого общения, вынуждают многих из них перейти в ряды тех, людей, кто уже оценил преимущества нового мира цифровых технологий и в частности Интернета. В настоящее время электронная почта, всевозможные форумы, организованные в сетевом пространстве, многочисленные Интернет — журналы и газеты, да и сам Интернет для многих стал более важным аспектом повседневности, чем телевизор или телефон. У сетевой коммуникации имеется масса преимуществ по сравнению с общепринятыми способами личного общения, и именно они играют огромную роль в привлечении людей к Интернет — общению. Интернет, служивший изначально исследовательским и учебным интересам, становится все более популярным в мире обычного общения. Общение посредством Интернета особенно важно для тех людей, чья реальная жизнь в плане общения с другими людьми по тем или иным причинам обеднена. Такие люди используют всемирную сеть Интернет, как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. Около половины пользователей Интернета выходят на просторы Сети, для того чтобы расширить свой круг общения, так как Сеть создает иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы. Таким образом, Интернет играет колоссальную роль в организации такого общения.

Особенности общения в интернете состоят в следующем: * Доступность
1. Неограниченность доступа к любой информации. Возможность путешествовать по страницам можно практически бесконечно. Количество сайтов огромно, а их тематика неисчерпаемая.
2. Доступность и простота использования. В любой час дня и ночи Интернет к вашим услугам.

1. Можно найти любую нужную информацию .
2. Легкость поиска собеседника, который отвечает каким угодно требованиям. * Анонимность.

1. Возможность создания собственного образа, персоны. Этот образ будет собственным, индивидуальным. В виртуальной среде вы вообще можете быть, кем хотите, выглядеть, как угодно, быть существом любого пола на выбор, словом, у вас нет ограничений, характерных для материального мира.
*Отсутствие ответственности.

Общение в Интернете не имеет еще одной черты, из-за которой не так просто многим людям общаться в обычной жизни. Ответственность. Вы — человек, у вас — окружение, вы не можете просто так все бросить. В Интернете же вы можете выйти из контакта в любой момент в случае нежелательного развития событий.
*Наличие определенных особенностей общения. 1. Общение с воображаемым собеседником. В Сети общаешься не с реальным человеком, а с образом (идеальным образом!) этого человека.
2. При общении в Интернете теряют свое значение невербальные средства общения. То есть они совсем отсутствуют из-за невозможности собеседников видеть друг друга.

* Свобода действий, поступков, высказываний 1. Свободное управление, пользование информацией, которая поступает. Возможность изменять ее, перерабатывать, рассылать, куда и кому угодно.
2. Свобода от ограничений и социальных норм, которые накладывает общество.

*Отсутствие времени и расстояния. Люди могут свободно общаться между собою, забывая о расстоянии и времени, которое нужно, чтобы встретиться в «реале».

1.2 Основные аспекты влияния социальных сетей на язык их пользователей

Всемирная паутина Интернет давно опутала наш язык общения новыми терминами. И если раньше влияние сети было заметно лишь в узких кругах немногочисленных пользователей, то теперь «Интернет — неологизмы» стали нормальным языком и даже модным стилем общения, особенно среди молодежи, но не только. Одно из главных достоинств Интернета – это краткость и доступность мысли. В жертву ему можно принести все – точность, красоту, стиль. В жизни мы используем два языка – сложный письменный и простой устный. Интернет породил третий язык – промежуточный. Он соединил в себе точность первого и краткость второго. Третий язык быстро набирает лексику. Слова типа «аська» или «мыло» давно перестали быть неологизмами и вошли в разговорный язык. Сетевой жаргон уже практически превратился в диалект, непонятный для непричастных. Например, деревенской бабушке никогда не понять переписку подростков по аське или в чате. А растущая доступность технологий увеличивает влияние интернета на современный русский язык все сильнее и сильнее. Появляются в речи и разные знаковые системы, без которых сейчас не обходится ни одна переписка среди подростков.

Основные аспекты влияния социальных сетей на язык их пользователей

1.Неправильные сокращения слов, используемых в Интернет – переписке

2.Нарушение орфографических, пунктуационных и других норм в языке пользователей сети Интернет

1.На наш взгляд, существуют следующие причины появления данной ошибки:

1.Стремление ускорить процесс написания сообщения.Вместо того чтобы написать предложение «Я взял информацию из Интернета» в полном виде, пользователи социальных сетей обычно пишут «Я взял инфу из инета». Конечно, подобный способ сокращения слов противоречит нормам русского языка, однако большинство пользователей социальных сетей это абсолютно не интересует.

2. Лень. В большинстве случаев, пользователи сети Интернет неправильно сокращают слова лишь под влиянием чувства обыкновенной, свойственной современному человеку, лени.

3.Удобство написания. Современный человек стремится сделать свою деятельность наиболее комфортной, и общение в социальных сетях не является исключением.

Чаще всего неправильно сокращают учащиеся во время переписки в Интернете следующие слова:

ДР – день рождения

2. Основные причины появления орфографических, пунктуационных и других ошибок.

1.Недостаточное языковое развитие. Некоторые обучающиеся не стремятся к грамотной устной и письменной речи и игнорируют правила русского языка, поэтому они допускают подобные ошибки.

2.Убежденность в том, что грамотно писать нужно только на уроках русского языка. К сожалению, некоторые люди действительно считают так, однако часто за этим скрывается банальная невозможность выражать свои мысли грамотно и красиво.

3 . Смайлики — динамично развивающаяся система, и поэтому они не имеют устойчивого, раз и навсегда принятого набора знаков. Объединяет все существующие в сети интернет смайлики их общее функциональное назначение — устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, более точно и конкретно выражать свое эмоциональное состояние. Гораздо реже смайлики служат для обозначения различных понятий, абстрактных или конкретных объектов, действий и состояний человека. Такие смайлики принято называть смысловыми. Особенность классических смайликов — в горизонтальном расположении вертикальных зон лица и тела. Эти смайлики обозначают эмоции, мимику, жесты, действия и состояния человека, а также различных персонажей.

При общении в Интернете мы используем различные смайлы, которые передают наше состояние, наши чувства, наши эмоции и жесты. Основные смайлы, которые используются при общении, вы можете увидеть в таблице (см. Приложение)

В переписках по электронной почте, когда обмен сообщениями занимает секунды, общение посредством письменной речи происходит так, как если бы мы видели собеседника. Общаясь в сети при помощи коротких фраз, емких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, подростки вырабатывают свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах. Смайлики получают все большее распространение, становясь практически общепринятым «интернетовским» языком. Все это приводит к тому, что пользователи начинают вести повествование от третьего лица. Снижение вербальных текстов, где человек может выразить свои эмоции, мнение, отношение к происходящему с помощью ярких выражений, с употреблением грамотной речи, богатой сравнениями, прилагательными, эпитетами, и замена этих текстов краткими выражениями, условными знаками, смайлами, безусловно упрощает презентацию личности, примитивизирует языковую личность.

4. Интернет-сленг.
Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной, говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. Сленг – это слова и выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий, классов. На наш взгляд, определение сленга должно быть следующим: Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке. Из этого определения следует, что сленг – разновидность нелитературной речи. Чаще всего сленгом пользуются подростки и молодые люди. В последнее время особенно заметно проникновение сленга во всеобщее употребление, даже в язык средств массовой информации и в литературу. Особенно это заметно в сети Интернет. Как отмечают филологи: «…по мере наблюдения за естественным ходом развития этого объекта со всей очевидностью стала проявляться та опасность, которую он представляет собой, всячески способствуя коррозии языка, размыванию его орфографических и грамматических основ и деформации лексико-стилистических норм». Одна из основных проблем распространения такого языка– коверканье слов- неизбежно снизит грамотность: невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью «сетеяза» в любых его проявлениях, а потом, когда будет необходимо, заговорить красиво и грамотно. Причина появления и распространения «сетеяза», с одной стороны – бедность словарного запаса пользователей и одновременно желание быть оригинальным, а с другой – новизна.

Аватар — картинка, которую пользователь выбирает себе в качестве «лица». В основном используется в социальных сетях.

Админ — администратор сайта, форума или чата.

Архиватор — программа для сжатия файлов.

Аффтар — Автор чего-либо.

Баг — ошибка в какой-либо программе.

Бан — запрет на какие-либо действия. Например, бан пользователя на форуме запрещает ему писать (а иногда и читать) сообщения.

Бот — программа, имитирующая действия человека, иногда с зачатками искусственного интеллекта.

Бэкап — резервная (страховочная) копия какой-либо информации.

Винда — операционная система MS Windows.

Геймер — игрок. Чаще всего применятся по отношению к игрокам в компьютерные игры.

Гифка — графический файл в формате GIF.

Глючить — работать с ошибками (чаще всего имеется ввиду какое-либо электронное устройство).

Гуглить — искать какую-либо информацию в интернете с помощью поисковика Google.

Демо — неполная (ознакомительная) версия программы.

Дистрибутив — комплект ПО, предназначенный для распространения.

Игнор — игнорирование сообщений собеседника. От англ. ignore — игнорировать.

Инет — сеть Интернет.

Касперыч – антивирус Касперского.

II Практическая часть

Влияние социальных сетей на русский язык

Анкетирование участников: педагогов и обучающихся

Для получения более объективного представления о взаимодействии русского литературного языка и сленга мы провели анкетирование среди сверстников школы, где учусь. Всего было опрошено 40 обучающихся.

АНКЕТА для обучающихся

2.Есть ли у Вас дома компьютер, Интернет?

3.Общаетесь ли Вы в социальных сетях? а) да б) нет

4.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет? а) да б) нет

5.Ваше отношение к интернет- сленгу?

а) положительное б) негативное в) мне все равно г) не обращаю внимание

6.Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети? Назовите, какие.

7.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в Сети?

8.Используете ли вы Интернет-сленг в повседневной жизни»?

9.Считаете ли вы необходимым соблюдение правил русского языка при общении в сети Интернет

АНКЕТА для педагогов

2.Есть ли у Вас дома компьютер, Интернет?

3.Общаетесь ли Вы в социальных сетях? а) да б) нет

4.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет? а) да б) нет

5.Ваше отношение к интернет- сленгу?

а) положительное б) негативное в) мне все равно г) не обращаю внимание

6.Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети? Назовите, какие.

7.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в Сети?

8. Считаете ли вы необходимым соблюдение правил русского языка при общении в социальных сетях

9.Используете ли вы Интернет-сленг в повседневной жизни»? а) да, б) нет почему?

«Общаетесь ли Вы в социальных сетях?»
1) 70% опрошенных учеников ответили утвердительно, 30% ответили отрицательно на данный вопрос.

2) 33% опрошенных педагогов ответили утвердительно, 67% ответили отрицательно на данный вопрос

«Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет?»
1) 70% опрошенных учеников ответили утвердительно, 30% ответили отрицательно на данный вопрос.

2) 33% опрошенных педагогов ответили утвердительно, 67% ответили отрицательно на данный вопрос

«Ваше отношение к интернет-сленгу?»

1) Положительный ответ дали 33% школьников. Негативное отношение испытывают 3%, в то время как 60% обучающихся заявили, что им всё равно.

2) Положительный ответ дали 11% педагогов. Негативное отношение испытывают 55 %, в то время как 33% не обращают внимание.

«Соблюдаете ли вы правила русского языка при общении в Сети?»
1) 23% подростков ответили, что не всегда пишут правильно слова и соблюдают правила пунктуации. 64% из них соблюдают правила, что довольно-таки радует. И лишь 13% вовсе не задумываются, когда пишут в чатах.
2) 8 % педагогов ответили, что не всегда пишут правильно слова и соблюдают правила пунктуации, 91 % из них соблюдают правила. « Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети?» .

94% из опрошенных используют сокращения в виде смайлов и сокращенных слов, в то время, как 6% не используют сокращения.
2) 23% из опрошенных используют сокращения в виде смайлов и сокращенных слов, в то время, как 77% не используют сокращения.

ДР – день рождения

«Считаете ли вы необходимым соблюдение правил русского языка при общении в социальных сетях»

1) 70% опрошенных учеников ответили утвердительно, 30% ответили отрицательно на данный вопрос.

2) 89 % опрошенных педагогов ответили утвердительно, 11% ответили отрицательно на данный вопрос.

Проведя анализ анкет, мы сделали вывод, что «сетевой язык» употребляют большинство пользователей-подростков, зачастую не уделяя внимания соблюдению правил русского языка. Педагоги школы (старшее поколение) считают необходимым соблюдение правил русского языка при общении в социальных сетях и следуют им при общении.

Заключение

В ходе исследовательской работы гипотеза подтвердилась: социальные сети отрицательно влияют на речевую культуру подростков.

Изучение литературы по проблеме исследования и анализ анкетирования убедили нас в том, что проблема влияния соцсетей на язык пользователей актуальна, стоит очень остро, волнует педагогов, родителей, журналистов, всех неравнодушных людей. В статьях, посвященных данной проблеме, отмечается риск развития у подростков Интернет -зависимости, утраты связи с реальным миром, отсутствие умения общаться, выражая свои мысли правильно, точно, логично, выразительно, с учетом норм литературного языка.

Задачи исследовательской работы решены. Данная работа может быть использована на уроках русского языка и литературы, в работе классного руководителя на родительских собраниях.

Список используемой и рекомендуемой литературы

Виноградова Т.Ю. «Специфика общения в Интернете». Казань 2004.
Гольцова Н.Г, Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 464 с

Гревцов, В.Е. Развитие социальных связей и отношений в виртуальных сообществах // Социосфера. — 2010. — №1. — С.59 – 61.

Домашек, Е.В. Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. – Изд. 7-е – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 190 с.

Кононов, Н. Код Павла Дурова// Forbes. – 2011. – июль 2011. – с.118 – 123.

Неровнова, Д. 5 опасностей виртуального общения в интернете// Аргументы и Факты. – 2013. — №44. – с.7-9.

Певцова, Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В 2.ч Ч. 1 – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 176 с.

Сорокина, А.Б. Интернет в жизни современных подростков: проблема и ресурс// Современная зарубежная психология. — 2015. — Т.4. №1. — С.45 — 46.

Тарханов, А. Вход в эскейп// ForbesWoman. – 2010. – лето 2010. – с.32.

Ханыков, В. Виктор Ханыков: Интернет коварнее кокаина?// Аргументы и Факты. – 2013. — №24. – с.11-13.

АНКЕТА для обучающихся

1.Имя, Фамилия ___________________________________ класс ______________

2.Есть ли у Вас дома компьютер, Интернет? _______________________________

3.Общаетесь ли Вы в социальных сетях? а) да б) нет

4.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет? а) да б) нет

5.Ваше отношение к интернет- сленгу?

а) положительное б) негативное в) мне все равно г) не обращаю внимание

6.Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети? Назовите какие.

7.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в Сети? ____________

8.Используете ли вы Интернет-сленг в повседневной жизни»? ______________________________________________________________

АНКЕТА для обучающихся

1.Имя, Фамилия ___________________________________ класс ______________

2.Есть ли у Вас дома компьютер, Интернет? _______________________________

3.Общаетесь ли Вы в социальных сетях? а) да б) нет

4.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет? а) да б) нет

5.Ваше отношение к интернет- сленгу?

а) положительное б) негативное в) мне все равно г) не обращаю внимание

6.Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети? Назовите какие.

7.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в Сети? ____________

8.Используете ли вы Интернет-сленг в повседневной жизни»? ______________________________________________________________

АНКЕТА для обучающихся

1.Имя, Фамилия ___________________________________ класс ______________

2.Есть ли у Вас дома компьютер, Интернет? _______________________________

3.Общаетесь ли Вы в социальных сетях? а) да б) нет

4.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет? а) да б) нет

5.Ваше отношение к интернет- сленгу?

а) положительное б) негативное в) мне все равно г) не обращаю внимание

6.Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети? Назовите какие.

7.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в Сети? ____________

8.Используете ли вы Интернет-сленг в повседневной жизни»? ______________________________________________________________

АНКЕТА для педагогов

1.ФИО педагога ____________________________________________________ возраст _________

2.Есть ли у Вас дома компьютер, Интернет? _______________________________

3.Общаетесь ли Вы в социальных сетях? а) да б) нет

4.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет? а) да б) нет

5.Ваше отношение к интернет- сленгу?

а) положительное б) негативное в) мне все равно г) не обращаю внимание

6.Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети? Назовите какие.

7.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в Сети? _______________________________________________

8. Считаете ли вы необходимым соблюдение правил русского языка при общении в социальных сетях ________________

9.Используете ли вы Интернет-сленг в повседневной жизни»? а) да, б) нет почему? ________________________________

АНКЕТА для педагогов

1.ФИО педагога ____________________________________________________ возраст _________

2.Есть ли у Вас дома компьютер, Интернет? _______________________________

3.Общаетесь ли Вы в социальных сетях? а) да б) нет

4.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет? а) да б) нет

5.Ваше отношение к интернет- сленгу?

а) положительное б) негативное в) мне все равно г) не обращаю внимание

6.Используете ли вы сокращения (смайлы, неполные слова), когда общаетесь в Сети? Назовите какие.

7.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в Сети? _______________________________________________

8. Считаете ли вы необходимым соблюдение правил русского языка при общении в социальных сетях ________________

9.Используете ли вы Интернет-сленг в повседневной жизни»? а) да, б) нет почему? ________________________________

Правила речевого поведения в Интернет-общении: нормативный и этический аспект Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Татьяна Игоревна, Вознесенская Ирина Михайловна

В статье на материале мнений пишущих пользователей Интернета рассматривается проблема грамотной речи в данной коммуникативной среде. Анализируемые дискуссионные суждения расцениваются в аспекте складывающегося процесса формирования правил речевого поведения в новых условиях Интернет-общения

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Попова Татьяна Игоревна, Вознесенская Ирина Михайловна

The rules of speech behavior in the Internet communication: normative and ethic aspect

In the article on the materials of opinions of Internet users who regularly write it is observed the problem of literate speech in this very communicative environment. The analyzed controversial opinions are regarded in the aspect of forming process of formation of the rules of speech behavior in the new circumstances of the Internet communication .

Текст научной работы на тему «Правила речевого поведения в Интернет-общении: нормативный и этический аспект»

[И. M. Вознесенская, Т. И. Попова] И. M. Вознесенская, Т. И. Попова

ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИИ:

НОРМАТИВНЫЙ И ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

IRINA M. VOZNESENSKAJA, TATIANA I. POPOVA THE RULES OF SPEECH BEHAVIOR IN THE INTERNET COMMUNICATION:

NORMATIVE AND ETHIC ASPECT

В статье на материале мнений пишущих пользователей Интернета рассматривается проблема грамотной речи в данной коммуникативной среде. Анализируемые дискуссионные суждения расцениваются в аспекте складывающегося процесса формирования правил речевого поведения в новых условиях Интернет-общения.

Ключевые слова: Интернет-общение, культура речи, норма, правила речевого поведения, ошибки.

In the article on the materials of opinions of Internet users who regularly write it is observed the problem of literate speech in this very communicative environment. The analyzed controversial opinions are regarded in the aspect of forming process of formation of the rules of speech behavior in the new circumstances of the Internet communication.

Keywords: the Internet communication, the culture of speech, the norm, the rules of speech behavior, errors.

Интернет-общение представляет собой новый вид общения и обмена информацией, характеризующийся особым функционированием языка, его специфическим обликом, который зачастую называют «устно-письменная речь, письменная разговорная речь» [8].

Среди специфических параметров общения в Интернете, влияющих на функционирование языка, исследователи отмечают его неоднородность, проявляющуюся в жанровом разнообразии, анонимность сообщений, их полиадресованность, интерактивность (возможность диалогового взаимодействия), а также гипертекстуальность (возможность ответвлений, указанных ссылками), линейность развертывания и кол-лажность, тематическую полифоничность, переплетение информационной и фатической функций языка (см.: [4; 6; 8; 2; 3; 9]). Эти параметры «создают максимально эксплицитный тип речевого поведения, провоцируют говорящих на проявление личностного начала, обусловливают свободу языкового воплощения замысла» [2: 567]. Вполне естественно, что язык в столь новых коммуникативных условиях приобретает новые функциональные черты.

Статья выполнена в рамках исследовательского проекта №1590 «Современная русская речь: проблемы нормы и динамика языковых изменений» при финансовой поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы

Ирина Михайловна Вознесенская

Кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета ► ¡ravoz@mail.ru

Татьяна Игоревна Попова

Доктор филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета ► Popova-Sakura2005@yandex.ru

Следует отметить, что правила речевого поведения в Интернет-общении находятся в начальной стадии формирования, являются неустоявшимися. Совершенно справедливо замечание Т. В. Матвеевой, которая вводит понятие «орто-логия текста» и пишет: «Корпус речедеятельност-ных норм текстопорождения, безусловно, вынашивается веками и представляет собой явление национальной культуры, ожидающее научного описания. Антропоцентризм как глобальная концепция современной лингвистики позволяет поставить в центр текстовой ортологии не речевой факт — результат оценки авторитетных пользователей языка, а личность, соотносящую свой речевой поступок с эталоном культуры определенного социума» [5: 29]. Ортология текста «предполагает опору не на понятие „норма», а на понятие „правило», причем не на правило как догму, а на правило как речекультурную обязанность одной стороны коммуникации во имя прав другой стороны» [5: 26-27]. Правила речевого поведения предполагают опору на культурную конвенцию (нравственно-этический кодекс социума), принятую в данной речевой ситуации, они не являются строго фиксированными и не всегда четко осознаются пользователями языка. Правила речевого поведения усваиваются человеком «либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта» [1: 265]. Набор этих правил можно выявить путем анализа речевых поступков, совершаемых пользователями языка в сходных ситуациях общения.

Итак, в нашей статье при анализе речевых поступков пользователей Интернета мы будем исходить не из понятия нормы, а из понятия правила речевого поведения. Нужно признать, что вопросы культуры речи, соблюдения/ отступления от норм русского правописания в сфере Интернет-коммуникации являются горячей темой обсуждения самими пользователями. Участники форумов, авторы блогов завязывают спонтанные споры вокруг следующих вопросов: Важно ли и насколько важно писать грамотно? Как ошибки в речи влияют на характер и эффективность общения в Интернет-среде? Как преодолеть безграмотность? Позиции разных людей

зачастую диаметрально противоположны, тем не менее важен сам факт заинтересованного внимания пользователей к вопросам качества речи в Интернет-коммуникации. Проблемы языка пишущие пользователи тесно связывают с проблемами моральными и этическими: Допустимо ли делать замечания партнерам по коммуникации? Является ли замечание инструментом полемики? Какого рода замечания реализуют колкости, оскорбления, нападки и используются в качестве тактик воздействия на собеседника? Общение в Интернете демонстрирует разные речевые формы указания на ошибки и замечания, а также многообразные формы ответа на высказанные замечания.

Интернет-общение, в силу эксплицитности проявления личностного начала, делает ситуацию «Указание на ошибку» частотной ситуацией общения, и эта ситуация становится предметом обсуждения в блогах и на форумах. Пользователи Интернета осознают необычность ситуации, они пытаются найти тонкую грань между официальностью, анонимностью общения и возможностью реагирования, характерную для ситуации неофициального межличностного общения. Так, например, один из пользователей (Батончик) пишет:

Безграмотные люди встречаются везде. Вот на улице же никто не подойдет к незнакомому человеку и не начнет указывать на его ошибки в речи.

Этот же пользователь старается сформировать эталон общения в Интернете, сравнивая ситуацию общения в Интернете с другими ситуациями: например:

Да, но допустим, я написала письмо деловому партнеру с ошибкой. Или мне надо было срочно ему отправить это письмо по каким-то причинам, и я его не прочла. Как Вы думаете, этот партнер напишет мне в ответ что-то типа «И вы еще работник приличной фирмы, вот посмотрите, как Вы написали слово „корова», да я с Вашей фирмой никогда теперь дел иметь не буду, потому что с Вами все ясно. И вообще, Вы врете, что Вы работаете в фирме, на самом деле, Вы — Маня-дворничиха»? Нет,

он никогда такого не напишет, даже если подумает, даже если вообще больше никогда со мной дел иметь не будет. Потому, что это — просто неприлично. Он сделает выводы про себя.

Пытаясь разделить официальное и неофициальное общение в Интернете, пользователи предлагают закрепить право указывать на ошибки за лицами, наделенными определенным социальным статусом и социальной ролью, а именно за модераторами и администраторами сайтов: например:

Батончик 12-12-2006, 17:27

А я знаю, что на многих форумах в правилах при входе прописана настоятельная просьба (читай требование) соблюдать правила русского языка при создании постов. (

Согласна. Может добавить и то и другое. И требование соблюдать и запрет попрекать ошибками. Тогда указывать человеку, на то, что его посты невозможно читать из-за ошибок смогут только модераторы. Они же будут требовать от участников отредактировать посты, чтобы они приобрели приличный вид, если сочтут, что участник вопиюще неуважителен к читающим его форумчанам.

Проблема сетевых сленгов («жаргон падон-каф», «лексика в стиле превед») часто затрагивается в аспекте культуры речи. Преподаватели и исследователи выражают беспокойство по поводу того, что «увлечение такой языковой игрой может приводить к разрушению орфографических навыков, зачастую недостаточно сформированных» [7: 190]. При этом специалисты указывают и на тот факт, что «появились посетители чатов, которые исправляют орфографические ошибки других участников, а такое вмешательство часто встречается с благодарностью» [Там же]. Рассматриваемый в данной статье материал показал, что пользователи Интернета ясно осознают и разграничивают ошибки и намеренное искажение правописания с целью языковой игры. Они легко опознают и дифференцируют так называемый «язык падонкаф», считая, что для его функционирования есть свой участок, своя зона Интернета, его использование узнаваемо, маркировано. Это особый код, включающий прагматически значимые смыслы. Ср.:

Вознесенская, Т. И. Попова]

Дата: 17 ноября 2008

Олбанский йозыг — это стиль написания текста. Между прочим, в сленге пАдонкаф существуют свои правила (подробнее в Википедии).

правила я писал ©

просто одно дело, когда люди специально делают ошибки, типа «есесьна» и проч, и совсем другое, когда показывают свою чудовищную безграмотность — ну это надо же, недавно мое отчество написали как «Генадевич». Вот такие пироги)) ©

Ух, ты! Вот это страсти! По теме: опечатки видны сразу и вполне простительны. А вот тупые ошибки напрягают. Сразу начинаешь сомневаться в умственных способностях человека вообще. Кто-то из древних греков сказал по своему древнегреческому обыкновению мудрость: Я пойму человека, который знает, как правильно писать, но при этом пишет с ошибками, и совершенно не понимаю и не уважаю людей, которые не знают правил. Согласен с Ярославом: нарочитые ошибки за оные не считаются, все остальные — ацтой.

Интересно, что пользователи Интернета пытаются сформулировать правила речевого поведения для рядовых пользователей и для профессионалов. Профессионалам предписывается соблюдать нормы русского литературного языка. Например,

Дата: 17 ноября 2008

Еще не менее важно, коммерческий ли это блог или личный. В личном блоге читатели лояльнее относятся к ошибкам. А вот с коммерческим сложнее — какой нормальный человек будет доверять фирме, у которой неграмотный вебмастер (контент-менеджер, копирайтер и т. п.). И никакого там албанского! ИМХО.

Таким образом, пользователи Интернета разделяют ошибки на допустимые, «нарочитые» — намереннные, связанные с языковой игрой, и недопустимые — неосознаваемые, вызванные безграмотностью. Они четко определяют сферу речевого общения, где ошибки допустимы и где абсолютно исключены.

Попробуем систематизировать тексты, размещенные на сайтах форумов и блогов (см. перечень источников в конце), в которых обсуждаются правила речевого поведения в Интернет-общении. Использованные источники представляют широкий спектр мнений, оценок и вариантов речевого поведения разных социальных групп пользователей.

Отношение к культуре речи, речевым средствам, используемым в общении, грамотность письма выявляют две основные группы пользователей Интернета: 1) представители первой группы прямо высказываются за необходимость автокоррекции и авторефлексии речи, выводимой в сферу публичной Интернет-коммуникации; 2) представители второй группы утверждают «свободу» речевого оформления, выражают сомнения в целесообразности редактирования речи, выдвигают доводы в защиту допустимости нарушения норм и отступлений от строгих правил, свойственных кодифицированному литературному языку в его книжно-письменной разновидности. Таким образом, параметр лояльности/терпимости/нетерпимости к ошибкам, связанным с отступлением от норм, позволяет в самом общем виде дифференцировать позиции участников форумов и блоггеров, разделить представителей этой среды на «сторонников» и «противников». Эти позиции раскрываются как в ходе разворачиваемых на тему правильности речи (а) дискуссий, так и в спонтанном диа/полилогическом общении, обнаруживающем (б) реакции на допущенные ошибки и сделанные замечания. В данной статье мы остановимся на первом типе речевых поступков (текстов).

Аргументы сторонников и противников соблюдения литературных норм русского языка в Интернет-общении строятся вокруг следующих вопросов: мешают или нет речевые ошибки передаче и получению информации (информативный аспект)? приводит или нет неграмотная речь к межличностному конфликту (этический аспект)? влияет или нет соблюдение/несоблюдение норм литературного русского языка пользователем Интернета на отношение к достоверности сообщения (прагматический аспект)?

1. Информативный аспект.

Суммируя аргументацию сторонников соблюдения литературных норм русского языка в Интернет-общении, можно сказать, что они исходят из права адресата на получение информации, подчеркивая, что большое количество ошибок затрудняет понимание:

Я никогда не высказывалась на этот счет, но последнее время читать форум становится все сложнее, очень тяжело продираться через дебри чужих ошибок в надежде уловить суть 🙁

Противники соблюдения норм литературного языка не связывают наличие ошибок с информативностью текста. Для них оказывается важнее такая категория текста, как интересность, важность обсуждаемых проблем:

Мне всё равно кто как пишет главное, что бы на интересующую меня тему, интересно, без злобы, снобизма, глупого сарказма и т. д. И я не высказываюсь в пользу запрещения разборок текстов высказывающихся, пусть будет демократия*.

Сторонники соблюдения правил напрямую связывают грамотность текста с темой обсуждения: серьезная тема, с их точки зрения, требует соблюдения норм литературного языка:

Меня коробит не от отсутствия неграмотности, все могут ошибаться, хотя не там поставленная запятая меняет весь смысл фразы, а грубость и хамство. Когда человек ведёт блог на дворовом сленге, то и посетители соответствующие, а он ещё пытается поднять темы сугубо специфические: экономика, политика и ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ. Лучше уж тогда про пиво и рэп писать.

2. Этический аспект.

Сторонники нормативной речи считают нарушение норм проявлением неуважения к собеседнику:

На мой взгляд — и критика, и вопиющее пренебрежение правилами русского языка — все это завуалированное хамство.

[И. М. Вознесенская, Т. И. Попова]

Для противников соблюдения норм на первый план выходит толерантность к собеседнику, допускающему ошибки. Они считают недопустимым делать замечания, потому что указание на ошибку — форма оскорбления собеседника, провоцирующая конфликтную ситуацию:

Но вот добивают такие темы. Обсуждают люди в топике какой-то спорный вопрос. Вдруг один пишет другому: «и Вы еще говорите, что. (сюда подставляется любое высказывание человека, с которым его собеседник не согласен, не важно какое), да Вы посмотрите, как Вы пишете, да у Вас небось и 3 классов образования нету, а еще с умными людьми разговаривать пытаетесь». Все, после этого топик пропал. Начинается дикая грызня всех со всеми на темы далекие от исходного обсуждения. Иногда получается мрачно. :001:

3. Прагматический аспект.

С точки зрения сторонников соблюдения литературной нормы, неграмотная речь подрывает доверие к словам пишущего, в результате сообщение не достигает своей цели:

Мое ИМХО: грамотность человека всегда ставит в моем сознании большой плюс в отношении к собеседнику, скажем, на уровне эмоций, и появляется определенная предрасположенность к человеку. Не зависимо, согласна я с его мнением или нет.

Вообще, я к опечаткам отношусь нормально, а вот если есть много именно орфографических ошибок, невольно возникает мысль, что автор бло-га (сайта) — какой-то тупой двоечник (автор этой мысли Самизнаетекто).

Пользователи Интернета осознают, что от степени грамотности пишущего зависит посещаемость блога, значит, престиж автора. Соблюдение норм, качество языка производит отбор круга посетителей того или иного блога, поэтому блоггеры, осознавая этот фактор, работают над грамотной речью, осуществляют самокоррекцию:

Я сам раньше не замечал то, что писал — писал очень безграмотно! Очень снизилась посещае-

мость! А как писать грамотно или нет — это зависит от аудитории, которая блог читает!

Для противников соблюдения норм нарушение норм — способ выделиться в отдельную социальную группу:

Видишь, ето не не форум грамотеев, тут грамматика не играет особой роли (форум рэпперов).

Противники соблюдения норм подчеркивают фатический характер общения в Интернете, они отказываются следовать правилам и нормам, мотивируя это неуместностью и отсутствием необходимости:

Ярослав, мы что на уроке чистописания? или

как понимать.. вот ты тут рассуждаешь, что было тогда и что сейчас. можно подумать — везде флуд, ошибки и все прочее. считаю, что ошибки — не большой Грех, и просто смотри на них и улыбайся, а поддаваться на интриги Далены, против конкретного лица. не идет.

Итак, анализ рефлексии участников Интернет-общения по поводу стихийно складывающихся правил речевого поведения в Интернет-общении приводит нас к выводу, что их формирование происходит под воздействием тех же факторов, что и становление норм речевого поведения в литературном языке. Специалисты, определяя понятие литературной нормы, связывают его с ситуацией общения, этическими предпочтениями определенного социального коллектива, с потребностью достижения коммуникативной цели в общении, с его эффективностью. Все эти параметры имеют принципиальное значение и для изучения функционирования языка в Интернет-пространстве.

Правила речевого поведения в электронной сфере коммуникации складываются с учетом специфики ее определенных участков, где жанровые различия осознаются и пользователями, и специалистами достаточно ясно (чаты, блоги, форумы, гостевые книги, комментарии обладают своими отличительными признаками).

Специфика неформального общения в Интернет-сфере обусловлена особой ролью категории тональности и субъективной модально-

сти. Как и в разговорной беседе, так и в Интернет-общении, «партнеры получают множество дополнительных прав, касающихся выражения субъективной позиции, эмоционального отношения к обсуждаемому» [5: 28]. Поэтому правила речевого поведения в Интернет-общении в целом подчиняются необходимости ограничения субъективного проявления пишущего в целях обеспечения гармонии общения.

Соблюдение/нарушение норм правописания, правил речевого поведения ведет к социальной идентификации и дифференциации определенных групп пользователей, объединяя в Интернет-пространстве единомышленников со схожим уровнем культуры, в том числе и речевой, с общими приоритетами и установками в общении.

Спонтанно возникающие в электронной коммуникации дискуссии по поводу грамотности речи показательны в отношении процесса формирования конвенций, соотносимых с принятыми в рамках определенного социума эталонами.

* Орфография и пунктуация соответствует источнику. ЛИТЕРАТУРА

1. Викулова Л. Г., Шарунов А. И. Основы теории коммуникации: Практикум. М., 2008.

2. Какорина Е. В. СМИ и Интернет-коммуникация (Интернет-форум как новый коммуникативно-речевой жанр) // Современный русский язык: Актуальные процессы на рубеже XX-XXI вв. / Под ред. Л. П. Крысина. М., 2008. С. 549-578.

3. Коретникова Л. И. Неофициальное общение в Интернете // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2006. С. 155-160.

4. Макаров М. Л. Жанры в электронной коммуникации: quo vadis? // Жанры речи. Саратов, 2005. Вып. 4.

5. Матвеева Т. В. Об ортологии текста // Культурно-речевая ситуация в современной России / Под ред. Н. А. Купиной. Екатеринбург, 2000. С. 21-29.

6. Рогачева Н. Б. Новые приоритеты в русском Интернет-общении: на материале жанра блога // Жанры речи: Сб. научных статей. Саратов, 2007. Вып. 5. Жанр и культура. С. 389-403.

7. Романова Н. Ю. Язык «Живых журналов» и проблемы культуры речи // Русский язык в системе высшего образования. Матер. докладов и сообщений XII междунар. научно-методич. конф. СПб., 2007. С. 187-190.

8. Трофимова Г. Н. Языковой вкус Интернет-эпохи в России: функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты. М., 2004.


источники:

http://www.art-talant.org/publikacii/27508-orfograficheskie-oshibki-v-socialynyh-setyah

http://cyberleninka.ru/article/n/pravila-rechevogo-povedeniya-v-internet-obschenii-normativnyy-i-eticheskiy-aspekt