Нормы правописания в русском

Тема 2.2. Нормы правописания в современном русском языке

ЛЕКЦИЯ 8

По учебной дисциплине

«Русский язык и культура речи»

По теме

«Нормы правописания в современном русском языке»

для студентов всех специальностей и направлений

Лекция подготовлена кандидатом филологических наук, доцентом ГБОУ ВО «БАГСУ» Р. А. Валеевой

Модуль 2. Лингвистическая компетенция языковой личности

Тема 2.2. Нормы правописания в современном русском языке

Цель занятия: познакомить студентов с основами русского правописания, изучить принципы русской орфографии и пунктуации.

1.Орфография как раздел языкознания
2.Принципы русской орфографии
3.Русская пунктуация и ее принципы
4.Из истории русского правописания
Литература

Вопрос 1.Орфография как раздел языкознания

Орфография (греч. orthos «правильный», grapho «пишу»), или правописание, — раздел языкознания, устанавливающий свод правил, которые определяют единые нормы написания слов, их форм, а также нормы графического оформления сопутствующих компонентов письма. Графика сама по себе не в состоянии определить режим функционирования буквенных знаков. Эту задачу признана решать орфография.

Орфография в свою очередь является составной частью ортологии — теории правильной литературной речи. Ортология основывается на убеждении, что овладение культурой прошлых поколений возможно только на основе грамотности и зависит от степени владения культурой письменного и устного слова.

Обычно при своем возникновении любое звуковое письмо бывает фонетическим. Таким было вначале письмо греческое, латинское, санскритское, старославянское. Однако по мере развития национального языка произношение изменяется, написания же, по своей сути более консервативные, остаются в неизменном виде. Возникший разрыв между устной и письменной речью либо ликвидируется (это делается социально осознанно), либо закрепляется. В последнем случае между звуком и буквой возникают соотношения, которые возводятся в ранг закона. Так устанавливается принцип правописания той или иной письменности.

Правила русской орфографии разрабатываются и совершенствуются не ради их накопления, а для того, чтобы максимально облегчить процесс письменного общения людей путем устранения разнородных и противоречивых подходов к использованию средств русской графики.

Базовым понятием орфографии является орфограмма.

Орфограмма — это случай проблемного написания, где пишущий должен выбирать буквы для обозначения того или иного звука. Например, слово шоколад может иметь целый ряд вариантов оформления, если опираться на произношение: *шакалат, шикалат, шыколад и др.Однако орфография устанавливает только один вариант графического оформления данного слова в соответствии с требованием единообразия.

Вариантами могут быть фонемы, которые находятся в слабой позиции, т.е. позиции, в которой звук может быть обозначен вариативно. Фонема в слабых позициях могут обозначаться по-разному, выбор букв определяется орфографическими принципами.

Вопрос 2.Принципы русской орфографии

Орфографические принципы — это правила выбора букв для обозначения фонемы в слабой позиций. Современная русская орфография построена на основе нескольких принципов:

Морфологический принцип в системе русской орфографии является главным, ведущим принципом, ибо на его основе сформировалось большинство написаний.

Сущность морфологического принципа в том, что в основу написания любой морфемы (корня, суффикса, префикса, флексии) положен тот графический облик данной морфемы, который создается буквенным обозначением образующих ее звуков в сильной позиции. Например, в слове плоды гласный звук корневой морфемы мы должны обозначить буквой О, потому что в сильной позиции — плод — данный звук обозначается буквой О.

Значит, чтобы проверить написания, соответствующие морфологическому принципу, достаточно подобрать родственное или содержащее ту же морфему слово так, чтобы сомнительный звук оказался в сильной позиции: вода — воды, оптовый — оптом, премировать — премия; ходатайство — торжество, баловство; резать — создать, считать, решать; окалина — сахарин, анальгин,

В словах лес и лез конечный согласный звучит одинаково, как глухой звук, но на письме обозначается разными буквами, т.к. в сильной позиции для обозначения данного звука используются в одном случае С (леса – лес), в другом — З (лезу – лез).

Необходимо обратить внимание на то, что морфологический принцип распространяется на все морфемы — префиксы, суффиксы, флексии. Например в предсказать префикс (приставка) пишется с буквой Д, т. к. соответствующий согласный в сильной позиции обозначается буквой Д — предлагать, предугадать.

Правописание, строящееся на морфологическом принципе, внешне расходится с произношением, но не резко и лишь в определенных звеньях речи: на стыка морфем и в абсолютном конце слова для согласных и внутри морфем для гласных. При этом расхождение между написанием и произношением осуществляется на основе строгого соотношения с произношением, а не в отрыве от него, не хаотично. Морфологические написания являются следствием понимания носителями языка структурного членения слова по составляющим его значимым частям (морфемам) и имеет своим результатом единообразную передачу этих частей на письме. Способ письма с единообразной графической передачей значимых частей слов облегчает «схватывание» смысла.

Название принципа «морфологически» связано с единообразной передачей морфем. Общеизвестно, что все морфемы имеют определенное значение. Так, суффикс -щик несет значение «человек, который занимается чем-либо» (каменщик, стекольщик). Приставка пре- имеет в качестве одного из значений «очень» (пресветлый, преувеличивать, прекрасный).

Если бы мы писали так, как произносим, то морфологический состав слов не был бы ясен и мы с трудом узнавали бы даже родственные слова. Но поскольку мы, несмотря на разное произношение пишем морфемы одинаково, единообразно, то значимая часть слова имеет единый графический образ.

Таким образом, морфологический принцип облегчает быстрое понимание и осмысление текста, ибо внимание не задерживается, на обозначении особенностей произношения. Мы сразу видим корень, приставку, суффикс, окончание в словах пре-вращ-ени-е, бес-цвет-н-ый, дел-а-ет-ся.

Морфологическое написание подавляет в нашем сознании различия в произношении: жидкость — жиденький; форма — формальный, связист — связь; подходить — подбирать. Морфема остается в сознании в виде жид-, форм-, связ-, под-, хотя отдельные звуки в ней могут заменяться другими. Морфологический принцип существует прежде всего как следствие осознания «родственности» корней, приставок, суффиксов, окончаний. Мы пишем слова в зависимости от понимания их состава. В этом случае изменения звукового состава слова и его частей не разрушают единства морфемы. Морфема остается в сознании определенной смысловой единицей, и возникает стихийное, неосознанное стремление не изменять ее написания.

Морфологический принцип русской орфографии в историческом плане сложился стихийно, а в дальнейшем сознательно поддерживался для единообразного написания родственных слов.

Традиционный (исторический) принцип написания заключается в том, что сохраняется написание, закрепленное традицией, даже если оно не соответствует современному состоянию языка. Примерами традиционных написании могут служить написания жи, ши, ци в словах ширь, жить, циркуль. Когда-то эти согласные были мягкими, написание отражало фонетический принцип. Со временем эти звуки в русском языке отвердели, но написание осталось. Это написание поддерживается к тому же морфологическими аналогиями: глагольное окончание —ит, -и (летит, рубит; клади, неси).

Традиционный принцип заключается в том, что он отражает написание фонем в слабых позициях: звуки обозначаются одной из ряда возможных букв.

В отличие от морфологического принципа в традиционном выбор буквы для обозначения фонемы определялся на основе традиции написания, основанного на историческом написании или просто условно. Однако выбор букв здесь ограничен и совершенно конкретен.

Например, в словах изотоп, коэффициент, атом, выбор буквы О определяется из его возможного чередования с А. Слова раствор, стандарт, магнит пишутся с буквой А, т.к в принципе здесь могло быть представлено чередование А/ О. Выбор буквы происходит не на основе произношения, а традиционно: на основе этимологии, транскрипции, транслитерации либо просто условности.

Традиционные написания имеют существенную особенность, сближающую их с морфологическими написаниями. Они создают графически единообразные образы морфем: каблук, подкаблучник; собака, собачий, выключатель, заместитель; крестьяне, горожане.

Традиционный принцип определяет следующие написания:

— безударные гласные, непроверяемые ударением олоко, сарай);

чередование гласных в корнях асти – росток; вскочить – скакать; постелить – постилать);

— написание Г для обозначения [в] в окончаниях –ого, -его (пятого, моего, синего, доброго, странного, заблудшего;

— написание Ч для обозначения [ш] в сочетании чн (булочная, скворечник;

Ь после шипящих на конце существительных, глагольных форм, наречий и частиц (тушь, рожь, ночь, едешь, говоришь, вскачь, наотмашь, лишь);

дефисные, слитные, раздельные написания;

— выбор прописной и строчной букв при обозначении несобственных имен;

— оформление графических сокращений.

Фонетический принципопределяется, как девиз «пиши как слышишь». При фонетическом принципе на письме буквами обозначаются именно фонемы: дом, пол, храм, стол, душа, сразу, водит. Фонетический принцип лежит в основе всех фонемографических систем письма. На данном принципе построена сербско-хорватская орфография; частично (в области написания гласных) – орфография белорусов.

Фонетический принцип противостоит морфологическому, т. к. звуки в сильных и слабых позициях обозначаются разными буквами: разыграть – игра; расставить — разобрать.

Орфограммы, пишущиеся по фонетическому принципу, могут писаться по морфологическому принципу. Поэтому фонетические орфограммы принято считать нарушениями морфологического принципа.

К фонетическим написаниям относятся:

— написание приставок с конечным З: без-, воз-§ вз-, низ-, раз-, роз-, через-(чрез-). Морфологически эти приставки следовало бы писать всегда с З, ведь именно так мы пишем все остальные приставки: спел и сдал, подсел и подбил.

— написание Ы вместо начального И в корне после приставок, оканчивающихся на твердый согласный: безыдейный, изысканный, разыграть, безынтересный. Написание начального И в корне сохраняется в настоящее время время после русских приставок меж-, сверх-. После меж- И пишется в силу общего правила жи-, ши-, а после сверх- — потому что русском/ языку нет сочетаний КЫ, ГЫ, ХЫ (сверхидейный, межинститутский). После иноязычных приставок И сохраняется для того, чтобы пишущий и читающий мог быстрее осознать корень ибыстрее понять слово: субинспектор, панисламизм;

написание О в суффиксах -онок, -онк- после шипящих: галчонок, шапчонка. В морфологическом написании было бы Е, ср.: совенок, избенка.

Идеографические принцип заключается в том, что слова с одинаковыми звуковыми оболочками различаются графически: ожог (сущ.) — ожёг (глагол прош. вр., м. р., ед. ч.); компания (веселая) — кампания (предвыборная); бал (выпускном вечер) — балл (оценка); плач (сущ.) – плачь (глагол); Надежда (собств. имя) – надежда (нариц. имя). Т.е. для различения значений омонимов используются дифференцирующие написания.

Вопрос 3. Русская пунктуация и ее принципы

Пунктуация является частью графической системы языка. Но функции букв и роль знаков препинания значительно различаются. Если с помощью букв обозначается звуковая и графическая оболочка слов, то с помощью знаков препинания письменное высказывание расчленяется на определенные структурные части, тем самым облегчается задача пишущего при оформлении текста, а для читающего — восприятие его содержания. Текст, написанный без знаков препинания (и без прописных букв), читается в три-пять раз медленнее, чем текст, грамотно оформленный. С помощью пунктуации передается членение текста, его целенаправленность, структура и основные особенности интонации.

Русская пунктуация — это система графических знаков, которые в соответствие с определенными правилами расчленяют текст на абзацы, предложения, обозначают определенные компоненты внутри предложения, что является необходимым условием для письменного сообщения на русском языке.

Знаки препинания – это графические (письменные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию. Знаки препинания употребляются по правилам, которые необходимы для того, чтобы пишущий и читающий одинаково понимали смысл и строение текста.

Русские знаки препинания включают:

1) точку, вопросительный знак, восклицательный знак – это знаки конца предложения;

2) запятую, тире, двоеточие, точку с запятой – это знаки разделения частей предложения;

3) скобки, кавычки («двойные» знаки), которые выделяют отдельные слова или части предложения, для этого же употребляются запятая и тире как парные знаки; если выделяемая конструкция стоит в абсолютном начале или в конце предложения, то употребляется одна запятая или тире;

4) многоточие; будучи знаком «смысловым», оно может ставиться в конце предложения для указания на особую значимость сказанного или в середине для передачи сбивчивой, затрудненной либо взволнованной речи.

Принципы русской пунктуации – это основы современных пунктуационных правил, определяющих оптимальное использование знаков препинания. Знаки препинания отражают смысловое и структурное членение речи, а также ее ритмико-интонационное строение. В основе русской пунктуации лежит структурно-семантический принцип. Современная пунктуация опирается и на смысл, и на структуру, и на ритмико-интонационное членение высказывания в их взаимодействии.

Структурно-семантическое расчленение текста осуществляется при выполнении основных функций знаков препинания.

1. Структурная функция заключается в отделении абзацев друг от друга, соседние самостоятельные предложения внутри абзаца. В роли отделительных знаков выступают красная строка (знак абзаца), точка, вопросительный и восклицательный знаки. Кроме того, структурную функцию могут выполнять запятая, точка с запятой, тире и двоеточие, если они ставятся на границе между частями сложного предложения. Эту же функцию выполняют знаки препинания для обозначения границ тех смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение: при вводных словах и конструкциях, при обращении, для обособления второстепенных членов, при прямой речи, в положении между однородными членами предложения. Например: В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (Чехов).

2. Логико-семантическую функцию выполняют двоеточие и тире в бессоюзном двучленном предложении. Двоеточие указывает на предложение дедуктивного строя (Простое число 19 можно представить в виде произведения двух натуральных чисел только одним способом: 19=4×19.) Тире — в предложении индуктивного строя (Свершилось открытие колоссального общественного звучания — получен высокотемпературный сверхпроводник ).

3. Экспрессивную функцию выполняют восклицательный знак и многоточие. Они служат показателями эмоциональной приподнятости высказывания или его незавершенности в момент эмоционального обращения: Весна.

Система знаков препинания была унифицирована в Европе с появлением книгопечатания. Большинство знаков препинания в их современном виде и значении ввели в XV-XVI веках венецианские книгопечатники Альдо Мануции (дед и внук, носившие одно имя).

Вопрос 4.Из истории русского правописания

Русское правописание — явление историческое. В таком виде, в каком сейчас нам известна орфография, она была далеко не всегда. Нормы русского правописания были установлены не сразу, а складывались по мере развития общих литературных норм в сферах фонетики, лексики, словообразования, грамматической системы

Русская орфография пережила несколько крупных этапов развития. История русского гражданского письма была начата в Петровскую эпоху с введения им гражданского шрифта и утверждения образца азбуки усовершенствованной на основе славяно-русском кириллицы. Реформа Петра была реформой графики. История русской орфографии берет начало в «Российской грамматике» Ломоносова (1753 г.), в котором была заложена теоретическая основа морфологического принципа. Но русское письмо оставалось сложным, противоречивым, поэтому в конце XIX века учеными была проделана работа по упрощению алфавита и упорядочению системы русской орфографии. В 1904 г. комиссия при Российской академии наук опубликовала проект нового правописания, но противников реформы оказалось так много, что провести ее удалось лишь при Советской власти в 1918 г. Реформа русского правописания совпала со сломом старой государственной машины, поэтому ее проведение стало возможным.

Однако реформа, разрешив крупнейшие вопросы по упрощению русского письма, не коснулась многих частных вопросов орфографии.

В 1929 г. при Главном управлении наукой Наркомпроса была организована комиссия для решения задачи упорядочения русского правописания. 30-50-е гг были периодом создания единого свода правил русской орфографий и пунктуации. В 1956 г. были опубликованы «Правила русской орфографии и пунктуации», утвержденные Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР, Министерством просвещения РСФСР. «Правила. » стали документом, все пункты которого были обязательными для учебных заведений, органов печати, для государственных и общественных организаций в их официальной переписке и открытых публикациях. «Правила. » стали источником для всех составителей учебников, словарей русского языка, энциклопедий и справочников.

«Правила русской орфографии и пунктуации» — первый в истории русского правописания действительно полный свод четко сформулированных и научно обоснованных правил и положений.

Необходимо понимать, что «Правила. » имели целью упорядочение, унификацию русского правописания на основе принципа исторической и культурной преемственности. Это не было реформой русского правописания, т. к. его основы были сохранены.

С другой стороны, «Правила..» не использовали всех возможностей для совершенствования русского письма. Его составители излишне бережно отнеслись к многочисленным исключениям, остались случаи явно устаревших написаний. После опубликования «Правил. » в адрес руководящих ведомств посыпались многочисленные письма и обращения по поводу несовершенств орфографии. В 1962 г. при Институте русского языка Академии наук СССР была создана Орфографическая комиссия по усовершенствованию русской орфографии по председательством акад. В. В. Виноградова. После развала СССР Орфографическая комиссия работает при Президенте Российской Федерации. На рубеже ХХ-ХХI вв. была предпринята попытка совершенствования русского правописания. Однако проект реформы при широком обсуждении не встретил одобрения российского общества.

Работа документоведа и архивоведа требует с необходимостью таких профессиональных качеств как автоматический навык правописания и орфографическая зоркость. Навыки правописания необходимо поддерживать в течение всего периода активной профессиональной деятельности. Основным источником и способом поддержания необходимого уровня профессиональной квалификации является постоянное обращение к нормативным словарям и лингвистическим справочникам, а также работа со сводами орфографических и пунктуационных правил..

1. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо. – М.: Просвещение, 1974.

2. Гвоздев А.Н Современный русский литературный язык. Ч.I. Фонетика и морфология. – М.: Просвещение, 1973.

3. Горбунова Л.И. Письмо в его истории и функционировании: учеб.-метод. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2007.

4. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976.

5. Иванова В.Ф. Современная русская орфография.

6. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. – М.: Азбуковник, 1999.

7. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М.: «Высшая школа», 1990 (Лекция 1,2, 8, 11, 12).

8. Русский язык. Энциклопедия/Гл. ред. Ю.Н.Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1998.

9. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

Нормы русского правописания

Орфография (от греч. orthos — прямой, правильный, grapho— пишу) — система правил написания слов, научно обоснованных и утверждённых государством. Назначение орфографии — точная передача содержания речи, выражение тех или иных мыслей.

В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов.

1. Основным из них является морфологический принцип, в соответствии с которым морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться. Так, приставка под- в словах подпилить и подбить одна и та же, несмотря на разное произношение; прилагательные насмешливый и хвастливый имеют один и тот же суффикс -лив-; безударное окончание и ударное обозначаются одинаково: в столе — в книге, большого — великого, синего — моего и т.п.

Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем истинность той или иной морфемы путем подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы морфема оказалась в сильной позиции (под ударением, перед р, л, м, н, j и т.д.), т.е. была бы четко обозначена.

2. Наряду с морфологическим действует и фонетический принцип, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся. Например, приставки на з изменяются в зависимости от качества следующего за приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках буква з (без-, воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, через-), а перед глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква с, ср.: возразить — воскликнуть, избить — испить, низвергнуть — ниспослать и т.п.

Действием фонетического принципа объясняется и написание гласных о — ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочок — ножичек, парчовый — кочевой, свечой — тучей и т.п. Примером может служить изменение в корне начальной и на ы после приставок, оканчивающихся на согласную (разыграть).

3. Действует в нашей орфографии также исторический, или традиционный, принцип, по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину. Так, написание гласных и, а, у после шипящих — это отголосок древнейшего состояния фонетической системы русского языка. По этому же принципу пишутся и словарные слова, а также заимствованные.

Орфограмма (от греч. orthos + gramma — правильный + письменный знак, черта, линия) — буква, правописание которой определяется тем или иным правилом. Орфограммы есть во всех словах языка, кроме односложных местоимений в именительном падеже (я, ты, вы, он), однозвучных и односложных союзов (и, но, да), предлогов (в, к, за) и междометий (ах, ох, ой). Орфограммой может быть буква, обозначающая гласный звук, согласный звук и не обозначающая звука (Ь и Ъ), слитное, раздельное и дефисное написание слова, прописная и строчная буква, перенос буквы с одной строки на другую в разделяемом слове.

Алгоритм поиска орфограмм в слове состоит из двух этапов. Сначала работаем с гласными звуками, затем — с согласными и буквами, не обозначающими звука.

На первом этапе делаем следующие шаги:

  • 1) ставим ударение;
  • 2) выделяем безударные гласные;
  • 3) делим слово на морфемы и определяем, в какой из них находится та или иная безударная гласная;
  • 4) если гласная в приставке или в корне, припоминаем правило;
  • 5) если гласная в суффиксе или окончании, определяем, к какой части речи принадлежит слово, к какому слову (члену предложения относится), и только потом вспоминаем правило.

На втором этапе выясняем следующее:

  • 1) нет ли в слове стечения согласных с Л, В, Т или Д в середине (проверяем это при помощи однокоренных слов);
  • 2) не встречается ли в слове уподобление согласных (озвончение глухих или оглушение звонких);
  • 3) не стоит ли в конце слова звонкий согласный;
  • 4) есть ли в слове буквы, не обозначающие звука (Ь и Ъ);
  • 5) есть ли в слове удвоенные согласные в корне, суффиксе, на стыке корня и приставки, корня и суффикса;
  • 6) припоминаем соответствующие правила.

Образцы применения алгоритма работы с орфограммой

НАСЛАЖДАЕШ. СЯ. Приставка НА- неизменяемая, поэтому пишем в ней А, безударную гласную в корне -СЛАЖД- проверяем однокоренными словами «сладкий», «сладость», правописание безударной гласной в окончании глагола определяется спряжением, в данном случае перед нами глагол I спряжения: в окончании 2 лица ед. числа следует писать Е. Безударная гласная Я в возвратном суффиксе не имеет альтернативной гласной.

РАССТРОЕННЫЙ. На стыке приставки РАС- и корня -СТРО(й)- пишется две буквы С. Страдательные причастия прошедшего времени в полной форме образуются от основ неопределённой формы при помощи суффиксов НН-, -ЕНН- и -Т-.

Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация

Пунктуация — это собрание правил расстановки знаков препинания, а также сама система знаков препинания. Пунктуационная система русского языка строится на синтаксическом, смысловом и интонационном принципах.

Основной принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с его грамматическим строением. Таковы, например, знаки в конце предложения, знаки между частями сложного предложения, между однородными членами предложения и др.

Сегодня быть он обещал, да, видно, почта задержала. (П.)

Обратите внимание на запятую после союза «да»: паузы после него нет, а знак ставится, поскольку мы должны выделить вводное слово с двух сторон.

Подчиненный принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с оттенками смысла. Применяется тогда, когда именно знак препинания позволяет правильно интерпретировать смысл предложения, а грамматически

подчинять себе структурное его членение.

Кот несся на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине (Пауст.).

Если не поставить запятую между двумя определениями, не считая их однородными по контексту, то получится, что у кота три лапы, на которых он несется, и еще четыре передних.

Подчиненный принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с особенностями интонации.

Можно по-разному произнести одно и то же слово. И смысл совсем разный.

Знаки препинания указывают на смысловое членение текста, они также помогают выявить синтаксическое строение текста и его ритмомелодику.

Способы оформления чужой речи. Цитирование

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог.

Прямая речь — это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

«Далече ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин).

«Тише, — говорит она мне, — отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» — и упала без памяти (Пушкин).

«Слава богу, — сказала девушка, — насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.

Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Предложение с прямой речью Диктор сообщил: «Завтра ожидается похолодание!»

Предложение с косвенной речью Диктор сообщил, что завтра ожидается похолодание.

Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ.

Я спросил, когда отправляется поезд.

Капитан приказал, чтобы подняли флаг.

Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя.

В несобственно-прямой речи почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью.

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

Следующий способ включения чужой речи в авторский текст — это диалог.

Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

  • Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
  • Вот, — сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.
  • (Чуковский)

Основные правила оформления цитат:

Цитата должна совпадать с текстом произведения.

Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. Если под рукой нет текста произведения (экзамен в вуз), то следует расставить знаки в соответствии с правилами пунктуации.

Если вы цитируете не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. В этом случае необходимо проверить, не искажен ли смысл цитаты.

Варианты включения цитаты в текст сочинения могут быть различны:

  • «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь», — говорит князь Андрей Пьеру.
  • Князь Андрей говорит Пьеру, что знает в жизни «только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь».

Пунктуация в прозаических цитатах совпадает с пунктуацией при прямой речи.

После двоеточия перед цитатой, пишущейся не с начала, ставится многоточие, например:

Сам Раскольников говорит Лужину по поводу его рассуждений: «…доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…»

Нельзя пересказывать поэтический текст своими словами (Пушкин пишет, что он любит Петра творенье)

Стихотворный текст можно цитировать двумя способами:

Соблюдая графический облик строфы, например:

«Чудная картина…» А. Фета — зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы:

Как ты мне родна:

В этом случае текст приводится без кавычек.

Одну-две строки можно цитировать «в строчку», например:

«Чудная картина» А. Фета — зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы: «Чудная картина, // Как ты мне родна…»

Эпиграф оформляется на правой стороне листа без кавычек. Фамилия и инициалы автора в скобки не заключаются, точка после них не ставится.

Нормы правописания в современном русском литературном языке

Нормы правописания включают в себя орфографические нормы (правила написания слов) и пунктуационные нормы (правила расстановки знаков препинания).

Орфографические нормы современного русского литературного языка

Орфографические нормы русского языка – это правила написания слов. Такие правила могут касаться передачи буквами фонетического состава слова; оформления слитных, раздельных и дефисных написаний слов и их частей; употребления прописных и строчных букв и т.д.).

Орфографические нормы русского языка базируются на нескольких определенных принципах. Основным для русской орфографии (как, впрочем, и для немецкой, английской, французской) является морфемный (морфологический) принцип, суть которого заключается в том, что минимальные значимые части слов (морфемы: корни, приставки, суффиксы, окончания) сохраняют на письме тождественное начертание. При этом графическое тождество морфем может быть двоякого рода:

1) безвариантное, предполагающее одно единственно возможное написание, которое реализуется во всех без исключения условиях (ср. написание морфемы –дом–в словах домом, дома, надомник, домашний и т.д.);

2) вариантное, при котором морфема может быть представлена несколькими (обычно двумя) написаниями в соответствии со строго определенными условиями (ср.: варианты корневой морфемы —кос-, -кас-в словах касаться, прикасаться, коснуться, прикосновение и т.д.).

Помимо морфемного в русской орфографии действуютфонетический и традиционный принципы правописания. В соответствии с фонетическим принципом написания некоторых морфем определяются их произношением. Ср., напр., написание приставок, оканчивающихся на -З: без-, воз-, низ-, раз–и т.п. Конечный звук З в таких приставках перед глухими согласными корня оглушается, что и находит отражение на письме: беспокойныйбезвременный, издать – испечь. Традиционный (исторический) принцип обусловливает написания, которые невозможно проверить или объяснить теми или иными условиями. Такие написания определяются происхождением слов и традицией. Ср., напр.: собака, каблук, доброго, жизнь, цифра.

ЗАПОМНИТЕ: Принципы орфографии определяют выбор написания в тех случаях, где имеется орфограмма. Орфограмма — такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных и отвечает определенному орфографическому правилу.

Умение членить слова на морфемы и различать два вида письменной передачи звуков: не содержащий орфограмму и содержащий ее – является важным условием выработки орфографических навыков.

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 176 ; Нарушение авторских прав


источники:

http://studwood.ru/985289/literatura/normy_russkogo_pravopisaniya

http://lektsii.com/1-11201.html

Читайте также:
  1. I. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
  2. Quot;Понимание» текста на естественном языке
  3. Администативно-правовые нормы и административно-правовые отношения
  4. Административно-правовые нормы, их действие и реализация.
  5. Акцентологические нормы – умение правильно ставить ударение.
  6. Аналогия права (когда не обнаруживается даже и сходной нормы, дело разрешается на основе и в соответствии с общим духом, смыслом, принципами действующего права).
  7. Аудиторские стандарты и нормы
  8. Биологические особенности подсолнечника, особенности технологии возделывания, расчет нормы высева.
  9. Бюль Ахим— немецкий социолог, исследующий роль компьютерных тех­нологий в современном обществе. Автор работы «Виртуальное общество» (1997).
  10. В коми языке есть особые звуки: [ДЗ], [ДЖ], [ТШ]. Они обозначаются двумя буквами: дз, дж, тш.