Нормы произношения и правописания гласных в словах 4 класс

Разработка урока русского языка для 4 класса по теме: «Правописание гласных и согласных в корне слова».
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Русский язык 4 класс

Тема: Правописание гласных и согласных в корне слова.

Цель: 1) развивать умение осознанно проверять и писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне

2) познакомить с правописанием слов непроверяемыми орфограммами

3) воспитывать у детей внимательность, самостоятельность и активное участие на уроке.

Оборудование: мультипроектор, перфокарта, компьютер.

Скачать:

ВложениеРазмер
russkiy_yazyk.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 4 класс

Тема: Правописание гласных и согласных в корне слова.

Цель: 1) развивать умение осознанно проверять и писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне

2) познакомить с правописанием слов непроверяемыми орфограммами

3) воспитывать у детей внимательность, самостоятельность и активное участие на уроке.

Оборудование: мультипроектор, перфокарта, компьютер.

I. Мотивация к учебной деятельности.

1.Проверка готовности к уроку

— Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Надеюсь, все готовы к уроку!

I I. Актуализация опорных знаний

-Какое время года наступило?

-Какие осенние месяцы вы знаете?

-Какие изменения происходят осенью в природе?

(Перелётные птицы улетают на юг. Пожелтели листья. Дни стали короче, а ночи длиннее.)

I I I. Формирование новых знаний и умений

Слайд 1 Картина Левитан «Золотая осень»

— Посмотрите на экран. Какое время года на картине? (На картине осень)

— Что вы видите? (Деревья)

-Какого цвета листья? (Красные, желтые, оранжевые)

— Нравится картина? (Да)

— Какие слова можно подобрать к этой картине?

Слайд 2 Ос…нь, со..нце, грус..но, бере…ки, п…ля, р…ка.

— Какие буквы пропущены? Почему?

— Попробуем восстановить пропущенные буквы. (Ответ детей)

— Давайте проверим ваши ответы

  1. Ос е нь — осенний
  2. Солнце – солнечный
  3. Грустно – грустен
  4. Березки – береза
  5. Поля – поле
  6. Река – реки

1,5,6 – подобрали слово с ударением на е ( на о, на е) ( безударном гласном )

2,3 – непроизносимый согласный – превратился в произносимый

4 – перед глухим к з слышится как с (сомнительный согласный рядом с гласным)

Вывод: Мы вспомнили правописание таких слов. Теперь вспомним правила.

1.Чтобы правильно написать слово с безударным гласным в корне (а, о, и, е, я) нужно изменить слово так, чтобы безударный стал ударным (п я терка – пять, моряк — море)

— Знакомо правило? (да)

2. Чтобы правильно написать слово с глухим или звонким согласным в корне, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный: поезд – поезда, мягкий – мягок.

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо: звездный – звезда.

В словах чудесный, опасный непроизносимого согласного нет. Проверочные слова: чудеса, опасен.

— Откройте тетради. Запишем число.

Для красивого и правильного письма напишем слово желтый.

-В слове жёлтый после буквы ж слышится звук о, но пишется буква ё. Проверочное слово – желтеть, пожелтел.

I V. Закрепление знаний и умений.

— Откройте книги, страница 20, упражнение 34.

1. Прочитайте текст про себя. Подумайте, какие буквы пропущены и подготовьтесь к выразительному чтению текста.

2. Беседа с учениками.

-Какие слова помогли это определить?

-Какие слова не знаете?

3. Слайд Словарная работа

Зацветающие-чәчәк атып торучы

4. Какие противоположные по смыслу слова вы встретили?

-А теперь этот текст прочитает …….. .

-Какие буквы вы вставили? Давайте вместе проверим.

В…сна – весна, ос…нь — осень, з…лёная – зелёная, тр…винка – травинка, цв…ты – цветы, со…нце – солнце, х…лодный – холодный, т…шина — тишина.

-Какое слово нужно подобрать, чтобы правильно написать слово?

(устно подбирают проверочные слова)

-Теперь откройте тетради и спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните пропущенные буквы, которые вы вставили.

5. Упражнение 36 (стр.21). А теперь проверим, как вы усвоили новый материал. Возьмите перфокарты, вместо точек вставьте пропущенные буквы.

— Теперь, ребята, поменяйте перфокарты друг с другом, возьмите карандаши и проверьте по слайду.

тяжёлый лёгкий честный

почтовый скользкий поздний

воздушный отгадка звёздный

позвонил улыбка известный

-Подберите проверочное слово.

— Теперь на доске по цепочке напишем словарный диктант. (К доске выходит Дилюс…..)

Осень, тишина, жёлтый, солнце, холодный, поздний.

(При допущении ошибки ,подбираем проверочные слова) -Какое слово нужно подобрать?

— Давайте проверим, правильно ли написали?

Упражнение 37 (стр. 22)

-Прочитайте стихотворение про себя.

-О чём говорится в стихотворении? (об осени)

-Стихотворение прочитает Стас.

-Найдите слова, правописание которых нужно проверить.

V. Итог урока Рефлексия

  1. -Мы разобрали, как нужно написать трудные слова в данном упражнении, на следующем уроке нужно будет написать это стихотворение по памяти.

А теперь откройте дневники и напишите домашнее задание.

Упр.37, стр.22 (письмо по памяти)

-Что мы сегодня делали на уроке? (подбирали проверочные слова)

-С какой темой познакомились? (Правописание гласных и согласных в корне слова)

3. Оценка знаний учащихся

-Сегодня на уроке ….. принимали активное участие, им я поставлю «5».

-Урок окончен, можете идти на перемену.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс по теме:»Правописание парных звонких и глухих согласных»

Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П.

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо.

Урок русского языка в3 классе по теме «Правописание непроизносимых согласных в словах».

Урок проведен с использованием образовательных технологий: проблемное обучение, технология сотрудничества, технология развития критического мышления ( знаю, узнал).

Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) «Звонкие и глухие согласные в корне слова»

Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России).

разработка урока русского языка 4 класс по теме: Правописание суффиксов -ек, -ик.

Урок составлен по УМК «Перспектива» в технологии системно-деятельностного подхода.

Урок русского языка по теме «Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова».

Урок разработан по УМК «Начальная инновационная школа» для 3 класса.

план к уроку русского языка 2 кл по теме правописание безударных гласных в корне слова

план к уроку русскогоязыка 2 кл по теме правописание безударных гласных в корне слова.

Сборник заданий, направленный на формирование представление об орфоэпических нормах русского языка на уроках русского языка в 4 классе

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Сборник заданий, направленных на формирование представления об орфоэпических нормах русского языка на уроках русского языка в 4 классе

Сборник заданий, направленных на формирование представлений об орфоэпических нормах русского языка на уроках русского языка в 4 – том классе / сост. Устюгова Елена – Камышлов: ГБПОУ «Камышловский педагогический колледж», 2016.

Сборник содержит задания для уроков русского языка, направленные формирование представления об орфоэпических нормах русского языка в 4 – том классе.

Данный сборник имеет педагогическую значимость. Он может быть использован учителем начальных классов при формировании представлений об орфоэпических нормах в 4 – том классе, а так же, родителями и студентами педагогических учебных вузов в профессиональной практике.

В сборник включены следующие разделы: содержание; введение, задания, направленные на формирование представлений об орфоэпических нормах.

Руководитель: Виноградова К.Я., преподаватель филологических дисциплин.

Введение

Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными погрешностями произношения. Правильное произношение облегчает и ускоряет процесс общения. Кроме того, соблюдение орфоэпических норм устной речи — один из показателей владения культурой русской речи. Культура речи позволяет в любой ситуации общения использовать языковые средства с максимальным эффектом при соблюдении этики общения. Владение культурой речи — важное качество патриота России.

В настоящее время результаты образования определяет Федеральный государственный стандарт начального общего образования, в котором указываются предметные результаты обучения русскому языку, среди которых имеется задача овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (в том числе и орфоэпических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; которая реализуется через формирование у детей младшего школьного возраста представления об орфоэпических нормах русского языка. Именно поэтому был создан сборник заданий, направленный на формирование представлений об орфоэпических нормах русского языка.

Орфоэпические нормы – это часть норм современного русского языка, которые в свою очередь входят в общую речевую культуру человека.

Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит существующее в сознании человека представление о «речевом идеале», образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь.

Задания представлены в виде упражнений, которые соответствуют возрастным особенностям обучающегося 4 –го класс : заинтересованность в общении с взрослыми; возможность особенно эффективно влиять на формирование мировоззрения ребенка. Это практически последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.

Представление заданий из сборника осуществляются на уроках русского языка учителем начальных классов, в форме раздаточного материала (карточки), а так же могут быть использованы родителем. Студент может использовать данный сборник как пример методической разработки.

Сборник состоит из 6 разделов, которые включают в себя введение, список литературы и задания, направленные на формирование представлений об орфоэпических нормах русского языка в 4 – том классе.

Цель сборника : направлен на формирование представлений об орфоэпических нормах русского языка в 4 – том классе.

Задания на развитие произношение

гласных и согласных звуков

Цель: формирование представлений безударном гласном в корне

Условия: Разбейте слова на слоги, обозначьте ударение и типы слабых позиций. Подчеркните букву безударного гласного звука.

Вода, водяной, голова, головушка, аптека, победа, побеждать, плата, заплатить, вёсла, веслом, балет, начинать, опекун, мокрица, обрывать, обрезать, обременять, жёсткий, жестокий, танцевать, оперение, часы, часовой, красный, красное, съедать, взъерошить, взъерепенить, восток, восточнее, переменить, выше, дьяк, дьякон, дьячиха, дьявол, дьяволёнок.

Цель: закрепление норм произношения гласных звуков

Условия : Произнесите звуки, которые звучат на месте пропущенных гласных.

Л..нейка, обл..ниться, , обл..чённый властью, с..деть на стуле, с..деть от горя, напольные в..сы, пров..сать под тяжестью, сн..гирь, разр..дить посевы, разр..дить ружьё, пром..лькнуть, осл..пительный, прим..рять врагов, посв..тить фонариком, посв..тить стихотворение матери, зал..зать на крышу, зал..зать рану.

Цель: формирование умения находить слова с буквой безударного гласного звука в корне

Условия: Выпишите слова с буквой безударного гласного звука, подчеркните ее.

Слог, линейка, чайка, властелин, стихотворение, свадьба, домашний, деревянный, красивее, память, вложить.

Цель: закрепление норм произношения гласных звуков

Условия: Вставьте пропущенные буквы. Выделите часть слова, в которой пропущена буква. Произнесите звуки, которые звучат на месте пропущенных гласных.

Щ. риться от солнца, ч. шка кофе, ч. десное утро, радостное ч. вство, ш. рь полей, моя ж. знь, дощ. тый забор, освещ. ть спорт-площ. дку, мостовая из брусч. тки, поч. ять недоброе, клавиш. рояля; прыжок с параш. том, полезная брош. ра, беспристрастное ж. ри.

Цель: закрепление о различии норм произношения и норм правописания

Условия: Укажите, верны ли суждения.

В слове «мышцы» на конце слышится звук [и].

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Урок по русскому языку

Тема: Правописание гласных и согласных в значимых частях слова

Я вспомню, правила правописание гласных и согласных в корне слова, а также правописание суффиксов, приставок и предлогов.

Я научусь: применять данные правила при письме.

Приставка — значимая часть слова, стоящая перед его корнем и дополняющая или изменяющая смысл слова.

Корень — главная значимая часть слова, в которой отражено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с.

Русский язык: Рабочие программы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. 2018.

Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. 1989.

Ст..яла жара, со(н,лн)це раск…лило землю. Не было видно н.. одного обл…ка на небе. Ночью небосвод был усыпан ни(з,с)кими звёздами, разбросанными вокру(г,к) луны.

Выделите в скобках нужные буквы цветом.

Вставьте пропущенные буквы. Выполните проверку любого 1 слова.

  1. Прочитайте слова, найдите суффиксы, выделите суффикс.
  1. Прочтите слова в правой и в левой колонке.

В словах впишите необходимую букву. Найдите подходящие к ним пары в левой колонке. Соедините стрелочками.


источники:

http://infourok.ru/sbornik-zadanij-napravlennyj-na-formirovanie-predstavlenie-ob-orfoepicheskih-normah-russkogo-yazyka-na-urokah-russkogo-yazyka-v—4895653.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4015/conspect/205040/