Нормы русского правописания презентация

Презентация по русскому языку на тему «Орфографические правила»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Преподаватель: Половинкина Ирина Вячеславовна Орфографические правила.

Определим тему урока. Переписка — «Здравствуйте, Герман! Я представляю крупную финансовую компанию, занимающуюся продвижением акций на бирже. Вы удевитесь, но мы знаем, как увеличить ваш доход. Скажу больше, мы гарантируем выгодное влажение ваших денег. Это не шутка. Скажите для начала — как я могу к вам обращаться?» Ответ: — «Здравствуйте. Можете обращаться ко мне просто: „Ваше Высокопреосвященство“. Вы удивитесь, но слово „удевитесь“ пишется через „И“, а не через „Е“. Скажу больше, „влАжение“ пишется через „О“, если, конечно, вы не подразумеваете слово „лажа“. Денег я вам не дам. Владимир Иванович не разрешает» — «Какой Владимир Иванович?» — «Даль» — «Какая даль?!» — «Бесконечная, блин! (В страну Русского языка!»

Владимир Иванович Даль (1801-1872)

Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». После кораблекрушения посылает человек записку в бутылке: «Я на необитаемом острове, помогите выбратся, вы моя единственная надежда». Бутылка возвращается через 3 года: «ться». Грамотность — это вежливость автора по отношению к читателю. (Стас Янковский)

« А ты умеешь читать? » – спросила меня Агафья. Все трое с любопытством ждали, что я отвечу. Я сказала, что умею читать и писать. Это, нам показалось, несколько разочаровало старика и сестер, считавших, как видно, умение читать и писать исключительным даром.. » Василий Михайлович Песков. Таежный тупик

Из кинофильма «Весна на Заречной улице»: «Итак, разбирая этот пример, мы убедились — уж коли берёшься писать на доске, то пиши так, чтоб ни ты, ни доска не краснели!» Мне сечас недо улыпки Мне сечас недо улыпки У миня опять ошипки Но какието они Неродные не мои Я с перва претположил Что их ктой то подложил Накедал в мою тетратку В совершеном безпорядке Я свои ошипки знаю И всегда их изправляю А чужии как искать Можно голову сламать Если кто ни буть поможет И найти ошипки сможет Поддарю их бес труда На совсем и на всегда Сергей Никифоров-Старший

Лев Владимирович Щерба: «Нам, филологам, было, конечно, всегда понятно, что орфография есть вещь условная и меняющаяся во времени; но широкие круги грамотных людей считали её покоящейся на каких-то незыблемых основаниях.»

Цель урока — . 1)знакомство с принципами русской орфографии и их функционированием в языке; 2)обобщение и систематизация орфографических правил; 3)совершенствование учебно-языковых умений и навыков; 4)воспитание сознательного и бережного отношения к языку как явлению культуры, интереса к будущей профессии. Задачи: 1)выделить основные принципы русской орфографии и проследить их функционирование в языке; 2) выработать умение соотносить орфограмму в слове с принципом написания; 3)выполнить комплексный анализ текста; 4)провести словарную и орфографическую работы, направленные на повышение грамотности и словарного запаса.

План: 1.Орфография. 2.Принципы русской орфографии: а)фонематический; Б)морфологический; в)традиционный; г)дифференцирующий.

Орфографический словарь Указывает норму написания слов какого-либо языка в соответствии с системой правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме.

Орфография (от греческого opto «правильный» и «grapho» пишу) — это совокупность правил, устанавливающих единообразие способов передачи речи на письме. В русской орфографии выделяют следующие разделы: а) правописание значимых частей слова: корней, приставок, суффиксов и окончаний; б) слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей; в) употребление строчных и прописных букв; г) правила переноса слов; д)графическое сокращение слов.

Принципы русской орфографии

Словарь Принцип – 1) А) Основное исходное положение какой – либо научной системы, теории. Б) Основной закон какой – либо точной науки. 2) Внутренняя убежденность в чем – либо, норма или правило поведения. 3) Основная особенность устройства какого – либо механизма, прибора.

Каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами. Принципы орфографии — это языковые закономерности, лежащие в основе одного или нескольких правил. 1.Фонематический принцип обеспечивает одинаковое написание букв, обозначающих звуки, состоящие как в сильной, так и в слабой позиции. К фонемным правилам, то есть правилам, основанным на фонематическом принципе, относятся те, которые действует при правописании приставок: — приставки на -з/с; гласные «и/ы» после приставок на согласный; приставки раз-рас, роз-рос.

З, С на конце приставок З С без-/бес- воз-/вос- из-/ис- низ-/нис- раз-/рас- чрез-/чрес- Безвестный Воззвание Избежать Бесцветный Воспеть Исчезнуть Запомни! сделать сбить сжечь Перед звонкими согласными Перед глухими согласными

В приставках -раз- (-рас-) — -роз- (-рос-) под ударением пишется О, без ударения — А: раздать – розданный Приставка С- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными: стереть — сделать

Гласные Ы и И после приставок Ы И после приставок, оканчивающихся на согласную играть- сыграть отыграть искать- подыскать разыскать -после приставокмеж-, сверх- межинститутский сверхизысканный -после иноязычных приставок ичастиц контр-,дез-, транс-, пан- контригра дезинформация панисламизм

Запомнить: Взирать Изымать Отнимать Подымать Поднимать Отымать Снимать

2.Морфологический — сохраняется единообразное написание всех значащих частей слова (морфем, то есть приставок, корней, суффиксов и окончаний) с учетом принадлежности слова к определенной части речи, несмотря на различие в их произношении. К правилам, основанным на морфологическом принципе, относятся: -правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением воды, вода, водяной; -приставок поезд, поехал, поезжай (приставка по- в этих словах пишется одинаково, вне зависимости от произношения, так как имеет значение, указывающее на время или способ действия); -суффиксов дубовый, березовый (суффикс -ов-, производящий прилагательные со значением принадлежности, пишется одинаково, несмотря на разницу в произношении; -окончаний столом, стулом (окончание -ом пишется одинаково, несмотря на различие в произношении, ибо указывает на одну и ту же форму существительного мужского рода, а именно творительный падеж единственного числа).

На морфологическом принципе основываются следующие орфографические правила: 1)написание безударных гласных, проверяемых ударением: (в корнях слов: во׳дный – вода׳ – водяно́й – наводне́ние ; в служебных морфемах: о׳т-мель и от-бо́й, мудр-е׳ц иста́р-ец, на стол-е׳ и на сту́л-е). 2)написание звонких и глухих согласных на конце слова (луг– луга, лук – лука) и в корне слова перед согласными (лавка – лавок, сковородка – сковородок); 3)написание проверяемых непроизносимых согласных (поздний – опоздать, лестный – лесть); 4)написание приставок на согласный, исключая приставки на з (отдать как отловить, надстроить как надломить и т. д.); 5)употребление буквы ё после шипящих в ударной позиции в корнях слов, а также в суффиксах глаголов и отглагольных слов (ночёвка – ночевать, шёпот – шептать, размежёвка – размежевать); 6)написание твердых и мягких согласных в сочетаниях с мягкими согласными (мостик – мост, но восьми – восьмой); 7)написание безударных окончаний имен существительных, которые обычно проверяются по ударяемым окончаниям существительных того же склонения и в той же падежной форме (ср.: в дере׳вне, в па׳рке – в седле׳; в ра׳дости – в степи׳; в не׳бе – в ведре׳ и т. п.).

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением далекий – даль визгливый – визг соединение -единый Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы эта гласная оказалась под ударением. Например: синеть – синий, водить – водит.

СОГЛАСНЫЕ звонкие глухие Б В Г Д Ж З + л, м,н,р, +й П Ф К Т Ш С +х,ц, ч,щ

Презентация «Нормы русского языка»
презентация к уроку русского языка (10 класс) по теме

Презентация знакомит обучающихся с понятием «языковая норма» и предлагает выполнить тестовые задания в формате ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
normy_rya.pptx309.56 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ГОРБУНОВА Елена Викторовна, учитель русского языка НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 48 Ворошиловского района г. Волгограда

Понятие культуры речи Что такое «культура речи»? умение четко, ясно, грамотно выражать свои мысли, способность воздействовать на слушателей; как особая лингвистическая дисциплина это такое качество речи, которое обеспечивает максимально эффективное общение при соблюдении языковых, коммуникативных и этических норм.

Понятие культуры речи КУЛЬТУРА РЕЧИ Языковой компонент Коммуникативный компонент Этический компонент Языковые нормы (орфографические и др.) Коммуникативные нормы (соблюдение требований точности, понятности, чистоты речи, владение стилями речи) Этикет делового письма, этикет устного общения

Понятие нормы языка Языковая норма – основной признак литературного языка. Под нормой понимается совокупность правил употребления слов, их грамматических форм, правил произношения, словообразования, действующих в данный период литературного языка; правила словоупотребления.

Виды языковых норм Акцентологические (ударение) Орфоэпические (произношение звуков и их сочетаний) Лексические (правильный выбор слов с учетом их значений) Фразеологические (правильное употребление устойчивых сочетаний) Словообразовательные (образование слов и их строение)

Виды языковых норм Орфографические Пунктуационные Грамматические ( правила использования морфологических форм разных частей речи) Синтаксические (правила связи слов в предложении и словосочетании ) Стилистические (стилевая принадлежность языковых элементов)

Орфоэпические нормы В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) послалА в магазин 2) давнИшний 3) крЕмень 4) кОрмящий 1) недУг 2) согнУтый 3) врУчит медаль 4) сливОвый 1) дОбела 2) ерЕтик 3 ) откупОрил 4 ) нАчатый 1 ) нАчавшийся 2) позвАла гостей 3) газопрОвод 4) дОверху

Лексические нормы Лексическое значение какого слова сформулировано неверно? Штурман – специалист по вождению кораблей, самолетов. 2) Сувенир – подарок ко дню рождения. 3) Актуальный – очень важный, злободневный. 4) Дезинформировать – сообщать искаженные или ложные сведения.

Лексические нормы Какое слово имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»? Образцовый 2 ) Абсолютный 3 ) Идеальный 4 ) Безупречный

Фразеологические нормы Какой фразеологический оборот имеет значение «самостоятельно, без чьей-либо помощи»? Своя голова на плечах 2 ) Своими словами передать 3 ) Своими глазами увидеть 4 ) Своими руками сделать

Словообразовательные нормы В каком ряду во всех словах выделяется приставка за- ? Заглохший, залежь, законный 2 ) Загородный, задушевность, закатиться 3 ) Заземленный, замшевый, заикаться 4 ) Заквасить, занозить, закадычный

Орфографические нормы В каком ряду во всех словах пишется буква А ? К_лейдоскоп , мет_морфоза , эвк_липт , ам_ральный Ст_тистика , эт_жерка , льтр_мариновый , п_стамент К_раван , к_нцерт , п_нтомима , ф_милия П_радокс , тр_мплин , г_рмония , ш_мпиньон

Орфографические нормы В каком ряду во всех словах пишется НН? Освобожде __ ая деревня, бракова __ ый товар, ружье заряже_о Линова__ ая тетрадь, моще__ ая дорога, змеи__ ый яд Дрессирова __ ые собаки, глиня __ ый горшок, игрушки разброса__ы Бронирова __ ый автомобиль, рискова __ ый поступок, соломе__ ая шляпка

Пунктуационные нормы В каком предложении не надо ставить тире? Чтение вот лучшее учение. Гений это терпение. Его жизнь как легенда. Жить Родине служить.

Пунктуационные нормы В каком предложении нет вводных конструкций? Человеку нужно наверное узнать все прелести цивилизации чтобы прийти к такому пониманию счастья. Впрочем наша встреча происходила при весьма странных обстоятельствах. Земля казалось во много раз увеличила силу своего притяжения. С одной стороны безмолвствовали горы с другой стороны шумело море.

Грамматические нормы Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1)лягте на землю 2) килограмм вафлей 3) пятисот семидесяти шести рецензий 4) страннейший случай 1) веселее всех 2) пять блюдец 3) поезжай к князю 4) пятидесятью пятью способами 1) двести килограммов 2) день именин 3) более твердо 4) с пятидесятью солдатами 1) жгет дрова 2) в трехстах шагах 3) более красивое представление 4) килограмм макарон

Грамматические нормы Выберите грамматически правильное продолжение предложения Прочитав статью профессора, 1) у нас возникло много вопросов относительно посылок теории. 2) оригинальность и простота концепции вызвали у Станислава восторг. 3) у Натальи появилось желание лично обсудить с автором некоторые аспекты его работы. 4) я был поражен смелостью высказанной идеи до глубины души.

Грамматические нормы Найдите предложение с грамматической ошибкой (нарушение синтаксической нормы) 1 ) В романе-эпопее «Война и мир» немало батальных сцен. 2) Те из нас, кто катался в этот холодный зимний день на лыжах, обморозили лицо и руки. 3) Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор — это знаменательное событие для команды. 4) Генрих Манн по праву считается одним из величайших прозаиков-реалистов , живших в двадцатом веке.

Стилистические нормы Определите стиль текста, назовите слова, которые можно заменить более соответствующими данному стилю В организме человека насчитывается около 200 типов всяких клеток. С момента своего возникновения ведущим методом изучения клетки остается микроскопия. Большинство компонентов клеток прозрачны, поэтому в микроскоп не видны. Чтобы сделать их видимыми, клетки окрашивают, сначала обработав специальными растворами, которые, сохраняя строение клетки, делают ее проницаемой для красителя.

Функции норм функция защиты языка (нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность , защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия) функция отражения истории языка (нормы отражают то, что сложилось в языке исторически)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии.

Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн.

Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из.

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края .

Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми.

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой.

Презентация по дисциплине Русский язык и культура речи Презентация по дисциплине Русский язык и культура речи Орфографические нормы. Пунктуационные нормы. — презентация

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемvalshinamtt.narod.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Презентация по дисциплине Русский язык и культура речи Презентация по дисциплине Русский язык и культура речи Орфографические нормы. Пунктуационные нормы.» — Транскрипт:

1 Презентация по дисциплине Русский язык и культура речи Презентация по дисциплине Русский язык и культура речи Орфографические нормы. Пунктуационные нормы. Лексические нормы. Грамматические номы. Морфологические и синтаксические нормы. Орфоэпические нормы.

2 Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка. Языковая норма – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно – языковой практике. Это единообразие, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка. Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка. Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка.

3 Признаки нормы литературного языка: относительная устойчивость к употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

4 Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о трёх степенях нормативности: — норма l степени – строгая, жесткая, не допускающая вариантов. — норма ll степени – нейтральная, допускает равнозначные варианты. — норма lll степени – более подвижная, допускает использование разговорных, а также устаревших форм. Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о трёх степенях нормативности: — норма l степени – строгая, жесткая, не допускающая вариантов. — норма ll степени – нейтральная, допускает равнозначные варианты. — норма lll степени – более подвижная, допускает использование разговорных, а также устаревших форм.

5 Языковые нормы – явление историческое, они меняются. Источники изменения норм литературного языка различны: Разговорная речь; Местные говоры; Просторечье; Профессиональные жаргоны; Другие языки.

6 Нормы ударения. Особенности русского ударения. Особенности и функции ударения изучает раздел языкознания, который называется акцентологией (от лат. Accentus – ударение). Ударение в русском языке свободное, что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким – то определенным слогом.

7 В русском языке ударение может падать на любой слог, поэтому его называют разноместными. Кроме того, ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то такое ударение является неподвижным. Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным

8 Сложность в определении места ударения в том или ином слове возрастает, поскольку для некоторых слов существует варианты ударений. При этом есть варианты, которые не нарушают норму и считаются литературными. В других случаях одно из ударений считается неправильным.

9 Орфоэпические нормы. Орфоэпические нормы. Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания- орфоэпия ( от греч. Orthos – правильный и epos – речь). Орфоэпией называют и совокупность правил литературного произношения. Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов или отдельных словах.

10 Основные правила литературного произношения. Произношение гласных. В русской речи среди гласных только ударные произносятся четко. В безударном положении они утрачивают ясность и четкость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией. Это называется редукции. Отсутствие редукции гласных мешает нормальному восприятию речи, т.к. отражает не литературного норму, а диалектные особенности.

11 Произношение согласных. Основные законы произношения согласных – оглушение и употребление. В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] – хлеб, смо[к]- смог, любо[ф ] – любовь.

12 Произношение заимствованных слов. Они, как правило, подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Например, иногда произношение звука [о] в безударных слогах ( м [о] дель, [о]азис).

13 Морфологические нормы. Морфология – раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов, т.е. грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории. Особенности русского языка заключаются в том, что средства выражения грамматических значений зачастую варьируются. При этом варианты могут различается оттенками значений, стилистических окраски, сферой употребления; соответствовать норме литературного языка или нарушать её.

14 Самую большую группу составляют варианты, использование которых ограничено функциональным стилем или жанром речи. Так, в разговорной речи нередко встречаются формы родительного падежа множественного числа апельсин, помидор, вместо апельсинов, помидоров, у от ней, ней вместо у неё, от неё. Употребление таких форм в официальной письменной и устной речи считается нарушением морфологической нормы.

15 Немало в русском языке морфологических вариантов, которые рассматриваются как идентичные, равнозначные.Например: цехи – цеха, весною – весной, дверями – дверьми. В других случаях одна из форм нарушает норму литературного языка: рельс, а рельса неправильно, туфля, а туфель и туфля неправильно.

16 В русском языке не мало слов мужского и женского рода для обозначения людей по их должности, профессии. При существительных, обозначающих занимаемую должность, профессию, чин, звание, возникающие в речи затруднения объясняются особенностями этой группы слов.

17 1.В русском языке существуют названия мужского рода и отсутствуют к ним параллели женского рода или существуют только названия женского рода. Например: ректор, бизнесмен, финансист, няня, кружевница. 2.Существуют названия мужского, так и женского рода, оба оно нейтральны. Например: спортсмен – спортсменка, поэт – поэтесса. 3. Образованы обе формы( и мужского рода и женского), но слова женского рода отличаются значением или стилистической окраской. Так слова профессорша, докторша имеют значение « жена профессора», « жена доктора» и разговорный оттенок, а как названия должности становятся просторечными.

18 Синтаксические нормы Было давней нормой было употребление предлога по и местоимения в предложном падеже: по ком, по чем, по нем, по нас, по вас. Существительные в данный конструкции имели форму дательного падежа: по отцу, по матери, по другу. Поскольку существительные с предлогом по имели форму дательного падежа, то и местоимения стали приобретать эту же форму: по кому, по нему, по чему, по ним. Предложные форму по ком, по нем, по чем в настоящее время устарели, встречаются редко.

19 Лексические номы Лексические номы Особое внимание требует лексическое нормы, т.е правила применения слов речи. Слова должно использоваться в том значении, которое оно имеет и которое зафиксировано в словарях русского языка. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Можно привести немало примеров неточного употребления отдельных слов. Так, наречие где –то имеет одно значение – «в каком – то месте», «неизвестно где»

20 Нарушение лексических норм порой связано с тем, что говорящие путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению. Например,не всегда правильно употребляются глаголы предоставить и представить. Глагол предоставить означает «дать возможность воспользоваться чем- либо», а глагол представить имеет значение «передать, дать, предъявить что-либо, кому-либо»

21 Для уточнения лексических норм современного литературного языка рекомендуется обращаться к толковым словарям русского языка, к специальной справочной литературе.

22 В последнее время все чаще в передачах по радио, телевидению стали звучать такие фразы :Команда спортсменов обречена на победу; выступление ансамбля обречено на успех.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/02/14/prezentatsiya-normy-russkogo-yazyka

http://www.myshared.ru/slide/59259/