Ну и пусть едет скатерть ему на дорогу тип лексической ошибки

Фразеолого-стилистические ошибки (стр. 2 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2

Материал для справок:

моментально, непосредственно, окончательно, приблизительно, вероятно, беспричинно, бестолково, самозабвенно, безграмотно, случайно, исключительно, изворотливо, неуклонно, лживо, дельно, лицемерно, оскорбительно, неустанно, мгновенно, удивительно,

Задание 7. Укажите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов:

1)неоправданная замена компонентов фразеологизма, 2) немотивированное расширение или сокращение его состава, 3) изменение грамматической формы слов во фразеологизме. Отредактируйте предложения.

1. Анатомия имеет важную роль в подготовке будущего медицинского работника.

2. Было совершенно очевидно, что его слова и слезы – это ф′иговое прикрытие, за которым он пытается спрятать свою вину.

3. Мы трудились в поте лиц, но, завершив работу, наконец-то почувствовали облегчение.

4. Хотя и был он не из робкой десятки, но в данный момент струсил.

5. Большое значение в профилактике многих заболеваний играют прививки.

6. Я зуб даю на отсечение, что зачет вы не сдадите.

7. Так вот, где собака порылась!

8. «Ты прекрасно разбираешься в подобных вещах, почему же в этом про­стом деле заблудился как в трех березах», — сказал мне мой старший брат.

9. Нашему герою все удается, должно быть, он родился под счастливой луной.

10. Нам давно уже пора привести в порядок библиотеку, но никак дело не доходит.

11. «У него семь пятниц на каждой неделе», — говорим мы про человека, часто меняющего свои решения.

12. Ткнуть пальцами в небо.

13. Сосед из него все жилы сосёт.

14. Ну и пусть едет, скатерть ему на дорогу.

15. Профессор микрохирургии решил с первой же лекции взять быков за рога, чем напугал нас страшно.

16. Эта проблема гроша выведенного не стоит.

17. Наши родители всю жизнь работали не покладая сил.

18. Приезд дальнего родственника был как гром среди неба.

19. Я решил как следует подготовиться, чтобы не упасть в грязь физиономией.

20. Увиденное представляло собой жалкое настроение.

21. Пациент отвечал на вопросы врача с виновным видом.

22. В нашей поликлинике давно пора провести ремонт.

23. Больные гуляли в больничном саду по теневой стороне аллеи.

24. Сегодня обед в госпитале ветеранов был сытым.

25. Постоянные раздоры и непонимание довели его до белого колена.

☺ Задание 8. 1.Какую функцию выполняют фразеологизмы в текстах? В чем заключается прием их обыгрывания?

Спички были готовы сгореть от стыда за выпустившую их фабрику, но никак не могли зачечься (Э. Кроткий). Тренер не хватал звезд с неба. Он переманивал их из соседней команды (С. Марков). Его золотые слова были невысокой пробы (Г. Городецкий). Новая немнущаяся ткань производила неизгладимое впечатление.

2. С какими фразеологизмами соотносятся комические выражения?

Количество переходит в ячество; единожды приписавши, он был на волосок от облысения; без отрыва от конспекта; я же вам говорю черным по белому; пойман с наличными; брак – понятие расторжимое; пожирать плоды чужих трудов.

Задание 9. Укажите, какие из предложенных устойчивых сочетаний являются фразеологическими сращениями, единствами или сочетаниями.

Ломать голову, бить баклуши, проливной дождь, взять реванш, медвежья услуга, делать из мухи слона, битый час, держать слово, стереть в порошок, держать порох сухим.

Задание 10. I. Объясните значение следующих медицинских фразеологизмов, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней» Под редакцией , .

Голова Медузы. Грудь «сапожника». Желудок «песочные часы». Звук «треснувшего горшка». «Мраморная бледность». «Печеночные» ладони. «Маска Паркинсона». «Пляска каротид». «Ритм галопа». «Пушечный» ритм. Симптом «кошачьего мурлыканья». «Воротник Стокса». «Сосудистые звездочки».

II. Выпишите другие медицинские фразеологизмы. Объясните их значение.

III.Составьте небольшой текст на медицинскую тематику, используя профессиональные фразеологизмы.

1). Укажите специфические свойства фразеологизмов.

1. Целостность значения;

2. Слова во фразеологизме имеют свою смысловую самостоятельность;

3. Фразеологизмы воспроизводятся говорящим в готовом виде.

4. Во фразеологизме можно заменять слова по своему желанию;

5. Фразеологизмы обладают экспрессивностью, образностью;

2). Сгруппируйте определения фразеологических единиц.

А. Фразеологические сращения;

Б. Фразеологические единства;

В. Фразеологические сочетания;

1. Обороты, в которых одно из слов ограничено в своём употреблении рамками фразеологизма;

2. Обороты, в которых слова потеряли свой первоначальный смысл; целостное значение оборота не вытекает из значений составляющих его элементов (слов);

3. Обороты, в которых целостное значение образно, а составляющие его слова имеют переносное значение.

3) Укажите виды фразеологических ошибок, сгруппировав по соответствию буквы и цифры: А) Фразеологические ошибки.

Б) Фразеолого-стилистические ошибки.

3) использование книжных фразеологизмов в обыденной речи;

4) нарушение лексического состава фразеологизма;

5) расширение фразеологизма;

6) сокращение фразеологизма;

7) нарушение грамматического состава. фразеологизма

9) использование в научном стиле речи разговорных (просторечных) фразеологизмов;

10) нарушение лексической сочетаемости.

4). К предложенным в левой колонке словам подберите синонимичные фразеологизмы из правой колонки.

1. Не осрамиться 1) не покладая рук

2. Обосноваться 2) диву даваться

3. Удивляться 3) на скорую руку

4. Внезапно 4) не ударить в грязь лицом

5. Наспех 5) как снег на голову

6. Усердно 6) пустить корни

7. Убежать 7) дать знать

8. Мешать 8) прийтись по вкусу

9. Ободриться 9) за тридевять земель

10. Понравиться 10) вставлять палки в колеса

11. Сообщить 11) навострить лыжи

12. Очень далеко 12) воспрянуть духом.

ЭТАЛОН к практической части

1) у него семь пятниц на неделе; 2) он и мухи не обидит; тише воды, ниже травы; 3) у него язык без костей; 4) подает большие надежды; 5) чудеса в решете.

Задание 2. Определите стилистическую принадлежность фразеологизмов (книжный, нейтральный, разговорный, просторечный стили речи). В каких ситуациях они могут быть использованы?

1) Сложить голову (книж.), повесить голову (разговор.);

2) Не смыкать очей (книж.), делать большие глаза (нейтрал.), пялить глаза (простореч.);

3) поджать губы (нейтрал.), скривить губы (разговор.);

4) раскрыть рот (разговор.), разинуть рот (простореч.);

5) вешать голову (разговор.), опустить голову (нейтрал.);

6) развести руками (нейтрал.), махнуть рукой (разговор.);

7) показать нос (нейтрал.), остаться с носом (разговор.);

1) Приложить руку (принять участие в чем-либо) – приложить руки (постараться выполнить какую-либо работу качественно);

2) девать некуда (очень много) – деваться некуда (неизбежность чего-либо);

3) язык проглотить (молчать) – язык проглотишь (очень вкусно);

Задание 5. «Фразеологический волейбол».

1-я игра: Антонимы-фразеологизмы

1 команда 2 команда

1. С гулькин нос — воз и маленькая тележка

2. В руках горит — все из рук валится

3. Гол как сокол – полные закорма

4. Выходить из себя — держать себя в руках

5. Куда Макар телят не гонял — рукой подать

6. 6. Появиться на свет — уйти в мир иной

1. Верста коломенская — от горшка два вершка

2. Со дня на день — когда рак на горе свиснет, после дождичка в четверг

3. Заварить кашу — найти концы

4. Без царя в голове — семь пядей во лбу

5. Как кошка с собакой — душа в душу

6. 6. Без году неделя — сто лет в обед

1 команда 2 команда

Рослый, плечистый – косая сажень в плечах

Очень высокий – коломенская верста

Кроткий, смирный – воды не замутит

Безутешно, горько (плакать) – в три ручья

Недоброжелательно (встречать) – в штыки

Строго (обращаться с кем-либо) – держать в ежовых рукавицах

Утомляться – — выбиваться из сил

Ничего не осталось – от жилетки рукава, рожки да ножки

Ничем не примечательный, невлиятельный – мелкая сошка.

Смелый – не из робкого десятка

Самый важный, самый главный – пуп земли

Однообразно и непрерывно действовать – как заведенная машина

Неразборчиво, неряшливо писать – как курица лапой

Быстро, стремительно (бежать) – как на пожар

Неторопливо (двигаться) – как сонная муха

Нестройно (говорить, петь) – кто в лес, кто по дрова

Худой – кожа да кости

Забывчивый — -(у него) дырявая память

1 команда. 2 команда.

1. Дать по рукам – наказать

2. Вбивать клин – разъединять, ссорить

3. Вставать на дыбы – возмущаться, сопротивляться

4. Праздновать труса – испугаться, бояться

5. С гулькин нос – очень мало

6. Делать большие глаза – удивляться

7. Задирать нос – важничать

8. И в ус не дует – не обращать внимание

9. Много воды утекло – давно

10. Попасть в переплет – попасть в сложную или неприятную ситуацию

11. Валяться в ногах – униженно просить о чем-либо

12. Китайская грамота – непонятное, абракадабра

13. И глазом не моргнуть – 1) очень быстро; 2) не реагировать на что-либо

14. Ветреная голова – несерьезный, безалаберный

1. Как сонная муха – медлительный, «вялый»

2. Вводить в свой круг – знакомить

3. (Сказать) в полный голос – сказать открыто, прямо

4. Вольный казак – свободный

5. Бесструнная балалайка – болтливый

6. (Глядеть) во все глаза – пристально

7. (Алмаз) чистой воды – истинная ценность чего-либо, кого-либо

8. (Жить) как за каменной стеной – надежно, «под защитой»

9. (Беречь) как зеницу ока – очень сильно

10. Душа нараспашку – простодушность

11. Душа не на месте – беспокойство

12. Из ряда вон выходящий – незаурядный, особенный

Найди в предложениях ошибки и исправь их. Это задание

Ткнул пальцами в небо.

Сосед из него все жилы сосет

Анатомия имеет важную роль в подготовке медицинского работника.

Ну и пусть едет, скатерть ему на дорогу.

Эта проблема гроша выеденного не стоит.

Наши родители работали не покладая сил.

На уроке он изложил главную суть книги.

Маршрут движения автоколонны определяется заранее.

Через час он выглядел ошпаренной курицей перед начальством.

Картина вызывает жалкое настроение.

Пациент отвечает на вопросы с виновным видом.

Слово представляется декану.

Больные гуляли в больничном саду по теневой стороне аллеи.
Это предложения
Заранее спасибо

Тренировочные упражнения по теме «Лексика. Фразеология» 6 кл.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Задание 1. Определите значения следующих слов: бартер, консенсус, триллер, шоумен, гран-при, йети, ноу-хау, саммит, эксклюзивный, кемпинг, рефери, дефолт.

Задание 2. Каждое толкование замените одним словом.

Краткая приветственная застольная речь.

Настенный светильник из одной или нескольких ламп.

Искусство составления букетов, распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства.

Грубый, невоспитанный человек.

Тоска по родине.

Задание 3. Запишите синонимы к прилагательным в словосочетаниях:

Свежий ветер, свежий воздух, свежий хлеб, свежие новости, свежее решение, свежая газета; чистые намерения, чистый спирт, чистое белье, чистое небо, чистое стекло.

Задание 4. Подберите подходящие по смыслу антонимы:

Мягкий климат, мягкий хлеб, старая женщина, старая история, живые цветы, живой человек, интересное лицо, интересный фильм, тяжелый день, тяжелый чемодан.

Задание 5. Замените получившиеся словосочетания синоноимичными

Крепкий (орех, организм, сон, чай, мороз); мягкий (хлеб, голос, движения, характер, вода, звук); сухой (воздух, хлеб, человек, дорога, ветка, кашель, закон); брать (лопату, такси, обязательства, хитростью, штраф, влево, в плен).

Задание 6. Объясните значения следующих слов.

Бережный – бережливый, встать – стать, нетерпимый – нестерпимый, убежденно – убедительно, невежа — невежда, почтительный – почтенный, командированный – командировочный, горделивый – гордый, значимый – значительный, финал – финиш.

Задание 7. Объясните различия в значении следующих паронимов.

Абонемент – абонент, восприятие – восприимчивость, дельный – деловой, демонстративный – демонстрационный, единичный – единый, лирический – лиричный, обосновать – основать, факт – фактор.

Задание 8. Составьте словосочетания, подбирая к существительным подходящие определения из слов-паронимов.

… молоко, … день, …назначение (целевой, цельный, целый); … завеса, … воздух, … цвет (дымный, дымовой, дымчатый); … привет, … улыбка, … работа (дружеский, дружный);… принадлежности, … бумага,(писчая, письменная); … район, мальчонка (соседский, соседний); … вид, … метод (эффектный, эффективный).

Задание 10. Продолжите фразеологизмы, объясните значение.

1. Невзирая … 2. Буря в … 3. За семь верст … 4. Кисейная … 5. Голод … 6. Танцевать от … 7. Ждать у … 8. Волчий … 9. Имеющий уши … 10. Не видеть дальше …

Задание11. Замените одним словом.

Зарубить на носу, себе на уме, куры не клюют, вилять хвостом, наложить вето, намылить шею, пальчики оближешь, развесить уши, обвести вокруг пальца, прикусить язык.

Задание 12. Замените свободное сочетание фразеологизмом.

1. Овладевать собой, успокаиваться. 2. Привлекать к себе внимание, быть особенно заметным. 3. Временно, незаконно. 4. Поступать так, как прежде, в молодости. 5. Добиваться хорошего положения в жизни, в обществе. 6. Усиленно думать над трудным вопросом. 7. Вдоволь, без ограничения. 8. Бесконечное повторение одного и того же. 9. Хорошенько запомнить. 10. Все нипочем, ничего не страшно.

Задание 13. Найдите ошибки и исправьте их.

Ткнул пальцами в небо. Сосед из него все жилы сосет. Ну и пусть едет, скатерть ему на дорогу. Эта проблема гроша выеденного не стоит. Родители работали не покладая сил. Он выглядел ошпаренной курицей перед начальством.

1. Установите соответствие между архаизмом и его современным синонимом.

2. Установите соответствие между устаревшим словом и его современным синонимом.

3. Установите соответствие между словами и их антонимами.

4. Найдите слова, омонимы к которым имеют значение «национальность женщины»

5. Антонимами являются слова

А) веселье – горе

Б) упрек – похвала

В) зной – прохладный

Г) помнить – забвение

Д) кошка – собака

6. Установите соответствие между прилагательным и существительными

7. Установите соответствие между заимствованными словами и их значением

Раздел 2. Виды речевых ошибок

Употребление слова в несвойственном ему значении:

— незнание значения слова.

Он сунул ноги в удила и поскакал рысью .

Удила – приспособление из железных стержней, прикрепляемых к узде и вкладываемых в рот лошади. Надо было употребить слово стремя .

— смешение паронимов . Сравните: Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.

Праздничный – прилагательное к слову «праздник»

Праздный – не заполненный, не занятый делом.

2. Нарушение лексической сочетаемости.

Не всегда слова могут сочетаться друг с другом.

Ошибки этого типа связаны с тем, что говорящий или пишущий не замечает, что

— слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу: танцевальная песня

— одно имеет положительное, а другое отрицательное значение: полчища тружеников

— разнородны по стилю: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню

— несовместимы по традиции: можно выполнить желание – нельзя выполнить мечту, может быть сильная привязанность, страсть, ненависть – не может быть сильной дружбы.

3. Употребление лишних слов.

Лишним является слово, употребление которого ничего не добавляет к сказанному и ничего не уточняет в нем. Очень прекрасный день – « прекрасный» обозначает высшую степень качества, очень хороший; вступительная преамбула – преамбула и есть «вступительная часть»

Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу, потому логически излишних слов. Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

4. Тавтология и неуместное повторение слов.

Тавтология – это близкое употребление однокоренных слов, спародированное в выражении «масло масляное», «расскажу в рассказе».

Другая ошибка – неуместное повторение слов: Предателя повесили, а на груди его повесили табличку, на которой написали, за что его повесили. причины этих ошибок – речевая бедность и неразвитость «речевого слуха».

6. Ошибки в употреблении местоимений.

Нагромождение местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект. Фразу «Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его речь» можно понять в 4 вариантах.

7. Использование клише и штампов.

Канцеляризмы – слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях они неуместны, являются штампами. Имеет место отсутствие запасных частей. На заводе проводится большая работа по линии профорганизации. При голосовании поднялся лес рук.

Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

Задание 2. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

1. Проявить желание, проявить заботу, проявить, дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие. 2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья. 3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь. 4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок. 5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию. 6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

Задание 3. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

Они работали как самые отъявленные специалисты.

Наши воины совершили много геройских подвигов.

Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.

Шолохов изобразил образы трех коммунистов.

Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.

Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.

Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

1. Он учился в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. 7. Пожар способствует ожогам. 8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 9. Вы можете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.

Задание 5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»

Вся публика была уже в триумфе.

На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.

Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.

наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

Моей подруге вырезали аппендицит.

Задание 6. Найдите избыточные словосочетания.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

Паронимами не являются слова

а) идеалистический – идеалистичный

б) умственный – интеллектуальный

в) романтический – романтичный

г) криминальный – криминогенный

2. Правильно построены словосочетания

а) продвигать кого-либо по должности

б) повышать в должности

в) ввести деятельность

г) убедиться о достоинствах работы

3. Сочетаются с неодушевленными существительными слова

4. Правильно построено словосочетание

а) свободная вакансия

б) монументальный памятник

в) хронометраж времени

г) обыкновенное чудо

5. Правильно построено предложение

а) Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.

б) У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию.

в) Они сыграли главную роль в этой истории.

г) Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.

6. Правильно построены предложения

а) Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономическую ситуацию.

б) Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.

в) Мы получили неожиданные результаты.

г) Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.

7. Правильно построены предложения

а) Определить рейтинг политика непросто.

б) Я против крайностей и скоропостижных выводов.

в) Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоевского.

г) Оплатите, пожалуйста, за проезд.

8. Правильными являются сочетания слов

а) самоотверженный проступок

б) главный приоритет

в) презентовать ценный подарок

г) тактический ход

9. Правильными являются сочетания слов

в) националистический бюджет

г) сатиричное произведение

10. Сочетаются с одушевленными существительными слова

1. Лишним в синонимическом ряду является слово

2. Синоним к слову плеоназм

3. Правильно построены словосочетания

а) прыгать с парашюта

б) предпринять меры

в) заслужил известность

г) приобрел известность

4. Сочетаются с одушевленными существительными слова

5. Правильно построено словосочетания

а) выдающийся виртуоз

б) высокий рейтинг

г) заразная инфекция

6. Правильно построено предложение

а) Мы уделяем большое значение образованию наших школьников.

б) Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.

в) Это не играет никакого значения.

г) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

7. Правильно построены предложения

а) Нам не удалось предвосхитить эти события.

б) Результаты выборов будут подведены после решения суда.

в) Задачи, поставленные нами, достигнуты.

г) Командированные шумели в кабинете администратора

8. Правильными являются сочетания слов

б) очевидный факт

в) памятный сувенир

г) тактическое обращение

9. Правильно построены словосочетания

а) гостиничный номер

б) лесистая река

в) предварительный аванс

г) практический цвет

10. Правильно построены словосочетания

а) скоропостижное решение

б) уменьшение стоимости

в) прыгать с парашюта

г) подорожание цен

Раздел 3. Фразеологизмы

В русском языке существуют два вида словосочетаний: свободные и несвободные (устойчивые). Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами, а раздел лингвистики, изучающий их, называется фразеологией. В отличие от свободных словосочетаний у фразеологизмов лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а все словосочетание в целом, поэтому в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения. Одной из характерных черт фразеологических единиц, отличающих их от свободных сочетаний слов, является переносный смысл. Фразеологизмы могут иметь омонимы, синонимы, антонимы, различаются стилистической окраской, различны по происхождению. В частности, много фразеологизмов перешло в литературный язык из речи представителей различных профессий: попасть в тон, играть первую скрипку – из речи музыкантов; разделать под орех, без сучка, без задоринки – из речи столяров; позолотить пилюлю, через час по чайной ложке, в здоровом теле здоровый дух – из речи медработников.

В основе некоторых фразеологических оборотов лежат факты русской истории: отложить дело в долгий ящик, кричать во всю ивановскую .

Происхождение других фразеологизмов связано с легендами и фактами античной истории: со щитом или на щите, прокрустово ложе, вычистить авгиевы конюшни . Часть перешла к нам из религиозных книг: беречь как зеницу ока, вавилонское столпотворение .

Фразеологические обороты являются устойчивыми сочетаниями, поэтому произвольное изменение их свойств, замена одного слова другим нарушает целостность фразеологизма, ведет к речевым ошибкам. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов:

— замена компонентов ( перебирать из пустого в порожнее, львиная часть );

— сокращение или расширение состава фразеологического оборота ( оставлять желать много лучшего – вместо оставлять желать лучшего ; ну хоть бейся об стенку – вместо бейся головой об стенку )

— незнание значения фразеологизма ( Хлестаков мечет бисер перед свиньями, а ему все верят);

— грамматическое видоизменение ( ругали на чем свет стоял, сидит сложив руки, надела на босую ногу).

Задание 1. Продолжите фразеологизмы, объясните значение.

1. Невзирая … 2. Буря в … 3. За семь верст … 4. Кисейная … 5. Голод … 6. Танцевать от … 7. Ждать у … 8. Волчий … 9. Имеющий уши … 10. Не видеть дальше …

Задание 2. Замените одним словом.

Зарубить на носу, себе на уме, куры не клюют, вилять хвостом, наложить вето, намылить шею, пальчики оближешь, развесить уши, обвести вокруг пальца, прикусить язык.

Задание 3. Замените свободное сочетание фразеологизмом.

1. Овладевать собой, успокаиваться. 2. Привлекать к себе внимание, быть особенно заметным. 3. Временно, незаконно. 4. Поступать так, как прежде, в молодости. 5. Добиваться хорошего положения в жизни, в обществе. 6. Усиленно думать над трудным вопросом. 7. Вдоволь, без ограничения. 8. Бесконечное повторение одного и того же. 9. Хорошенько запомнить. 10. Все нипочем, ничего не страшно.

Задание 4. Найдите в предложенных текстах ошибки и исправьте их.

Ткнул пальцами в небо.

Сосед из него все жилы сосет

Анатомия имеет важную роль в подготовке медицинского работника.

Ну и пусть едет, скатерть ему на дорогу.

Эта проблема гроша выеденного не стоит.

Наши родители работали не покладая сил.

На уроке он изложил главную суть книги.

Маршрут движения автоколонны определяется заранее.

Через час он выглядел ошпаренной курицей перед начальством.

Картина вызывает жалкое настроение.

Пациент отвечает на вопросы с виновным видом.

Слово представляется декану.

Больные гуляли в больничном саду по теневой стороне аллеи.

Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям.


источники:

http://znanija.org/russkii-yazyk/36774321.html

http://infourok.ru/trenirovochnie-uprazhneniya-po-teme-leksika-frazeologiya-kl-549443.html