Нужны ли правила правописания

Русский язык — это не про правила

С первого по 11-й класс несколько раз в неделю школьники пишут диктанты, склоняют, спрягают, вставляют буквы, разбивают на слоги, учат правила и словарные слова. То же самое полвека назад делали их бабушки и дедушки.

За редким исключением, русский язык — один из самых нелюбимых предметов в школе. Сложные контрольные, много домашней работы и бесконечные правила. К сожалению, сегодняшние уроки не помогают школьникам становиться грамотнее и, главное, совершенно не развивают речь. В чём дело?

Русский как иностранный

Давайте представим себя на месте ребёнка. Он с самого рождения слышит родной язык и практически с года-двух начинает на нём говорить. К семи годам будущие первоклашки говорят в целом не хуже взрослых.

В первом классе основная задача — научить ребенка писать и читать. Как с этим справляется школа?

Именно в первый школьный год ребенок осваивает и понимает важную сущность нашего языка: говорим мы одно, а пишем другое. Тот, кто уже научился читать не по слогам, осознает, что слово «молоко» читается как «малако», и соглашается с этим.

Если ребёнок уже читает, то, несомненно, понимает разницу между звуками и буквами, поскольку процесс чтения, собственно, и состоит в переводе букв в звуки. Транскрипция только мешает ученику, запутывает его, не позволяя запомнить единственно правильный вид, «образ» слова.

Так дети уже в первом-втором классах на раз-два делают фонетический разбор слова «путь», определяя мягкость согласных, количество букв и звуков. Зачем? Чтобы благополучно забыть об этом в средней школе, вспомнив только перед ГИА и ЕГЭ.

Есть мнение (и оно поддерживается учебниками), что именно благодаря активному изучению фонетики в начальной школе дети начинают писать грамотно. Увы, это совершенно не согласуется с наблюдениями любого родителя — дети сейчас не более (а возможно, и менее) грамотны, чем предыдущие несколько поколений, которые фонетику изучали в 5-6 классе и не дольше одной четверти.

Страшная грамматика

Судя по учебникам и рабочим тетрадям, ученики научаются грамотности, просто применяя и запоминая правила или (если правил нет) словарные слова.

Названия падежей? Окончания существительных первого склонения в родительном падеже? И вообще, существительные первого склонения – это какие? А глаголы первого спряжения? Вспомнили? А теперь подумайте, какие правила вы регулярно применяете при письме?

Вспомним правило правописания гласных после шипящих в суффиксе:

Под ударением в суффиксах существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, пишется О, (девчонка, галчонок), а без ударения – Е (песенка).

Когда в классе «проходят» эту тему, ученики делают много упражнений, большинство из которых просто предлагает вставить пропущенную букву. По сути, задания сами подсказывают место применения правила, так же как, впрочем, и диктанты на заданную тему. После того, как параграф «пройден», упражнения можно забыть практически до итогового экзамена.

А теперь попробуем представить себя на месте школьника, который выучил множество правил, и ему теперь нужно просто писать грамотно (в общем-то, мы все на этом месте и так находимся). Подсказок в виде скобочек и многоточий нет. Чтобы применить правило, надо для начала вообще осознать необходимость его применения. Каким образом это сделать? Скажем, пишет человек слово «девченка» и… что? Есть три варианта:

написание слова не вызывает сомнений;

написание слова по какой-то причине вызывает сомнения (по какой?);

человек проверяет каждое слово вообще, поэтому сразу выделяет корень, суффикс, подбирает правило и исправляет ошибку.

Как вы думаете, часто ли встречается последний вариант?

Дело в том, что на самом деле вариантов два: либо человек пишет и не замечает ошибку, либо замечает по причине того, что ему не нравится «вид» слова.

Многие называют второй вариант «врожденной грамотностью», хотя на самом деле она не столько врожденная, сколько приобретенная. Хорошая зрительная память и любовь к чтению помогают запоминать «образы» слов, и, соответственно, грамотно писать.

Уже в первом классе школьники обязаны выучить довольно много «словарных» слов, написание которых не подчиняется правилам. Как их учат? Да просто переписывают каждое 10-20 раз в тетрадь. И после этого пишут правильно.

Вот здесь-то и собака зарыта. Для того чтобы правильно писать большинство слов в русском языке, совсем необязательно учить и применять правила. Достаточно просто читать и писать побольше — переписывать тексты из книг и учебников. Тексты без пропусков и многоточий, так, чтобы были видны все важные буквы слова. Тогда и сформируется та самая «врожденная грамотность», которой так завидуют те, кто вынужден постоянно заглядывать в словарь.

Кстати, в этой связи можно вспомнить, как учат в нашей школе иностранные языки. И в английском, и во французском никто не зубрит правила (и в любом случае их количество просто несопоставимо с количеством правил в русском языке), а просто запоминают вид слова и его звучание.

Большинство людей пишет грамотно, не применяя правил или применяя их иногда, причем в этом случае они часто представлены не в виде правил, а в виде удобных ассоциаций (например, что делает? — купается; что делать? — купаться).

Кстати, несмотря на такое простое правило, многие люди в данном случае всё равно неправильно пишут мягкий знак… С чего бы это? Все же в школе это учили!

Развитие речи? Нет, не слышали!

Интересно, что многие русские учёные-лингвисты, педагоги и историки языка ХIХ века ставили на первое место отнюдь не грамматику, а развитие речи! Умение вдумчиво читать, понимать и излагать прочитанное, овладение живой речью ещё сто пятьдесят лет назад считалось гораздо более важным умением, чем грамотное письмо.

Например, Фёдор Иванович Буслаев, лингвист и историк языка, положивший начало научному изучению русской народной словесности, писал:

Константин Дмитриевич Ушинский, учёный и педагог, считал, что изучение русского языка имеет три цели: развитие речи, сознательное овладение сокровищами родного языка и усвоение грамматики. Обратите внимание, что грамматика стоит на третьем месте!

Владимир Петрович Шереметевский, преподаватель русского языка и методист, писал, что предметом преподавания родного языка является живое слово. И на первое место снова ставил овладение учащимися живой речью.

Но в начале ХХ века в методике преподавания русского языка стала сильнее научно-лингвистическая направленность, хотя и уделялось внимание развитию всех сторон устной и письменной речи: произносительной культуре, работе над лексикой и фразеологией, развитию навыков связной речи.

Но уже к концу ХХ века, несмотря на всяческие новые методики (а может быть, и благодаря им), русский язык как предмет практически выхолащивается до чистой грамматики. Безусловно, в современных учебниках существуют упражнения по развитию речи, но их мало, и на них не сильно обращают внимание дети и учителя. Да и не до того! Столько правил надо выучить, столько разборов сделать, что написание сочинения или изложения кажется пустяковой и не требующей внимания задачей. Неудивительно, что навыки связной речи (хотя бы!) и связного письма, умение грамотно формулировать мысли развиты очень плохо. Зато любой пятиклассник за пару минут сделает синтаксический и морфологический разборы.

Ворд подправит наши грамматические ошибки, а вот с умением связно излагать мысли устно и письменно он, увы, не поможет.

А между тем, дети тонут в ворохе правил и разборов, даже и не подозревая, что умение говорить, читать и понимать — гораздо важнее склонения и спряжения. Жаль, что именно в русском языке бесконечное изучение правил совсем не гарантирует грамотности, более того, прививает отвращение к урокам родного языка (попробуйте найдите школьника, который любит «русский»).

Нужны ли правила орфографии?

Я считаю, что правила орфографии были и будут нужны всегда. Ведь что такое орфография? Это свод правил, обеспечивающий единое написание.

Мы просто не имеем права пренебрегать этими правилами – результатом труда многих языковедов.

Каждое слово, его написание укоренилось еще с давних времен. Существует множество различных правил, которые помогают нам в выборе написания слова.

Очень часто, при письме у нас возникают трудности с написанием тех или иных морфем, таких как приставки, суффиксы, корень, окончание.

В этом деле интуиция

Самой распространенной трудностью в русском языке является написание корней с чередующимися гласными. В этом случае верный выбор корня зависит от знания определенных правил. Например: слово расти не подчиняется такому правилу, как безударная гласная в корне слова, которая проверяется ударением.

В этом случае нужно вспомнить правило: В корне раст – рос пишется а перед сочетанием ст и перед щ. В остальных случаях пишется о, в таких словах, как выросший, заросли.

Одной из особенностей русского языка являются устаревшие

Таким образом, можно сделать вывод, что русский язык велик и многообразен. Каждый его раздел и орфография в том числе – важная часть языкознания, без которой люди не обходятся на протяжении многих лет.

Related posts:

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2 вариантаВАРИАНТ 1 1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. выр..стающий предст..вительный к..саться к..мпаньон л..ловый Ответ__________________ 2. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. р..мантичный орг..низовать р..форма укр..титель разг..раться Ответ__________________ 3. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная […].

Сочинение К сочинению об орфографииЗнание языка – ключ к правильному выражению своих и пониманию чужих мыслей. И оно невозможно без знания правил русской орфографии. Поэтому я полностью соглас мнением Ильи. Знать орфографические правила мы должны для того, чтобы избежать ошибок в письменной речи, чтобы верно понимать смысл написанного. Вы можете сказать, что невозможно знать правильное написание всех слов. Но […].

Принципы русской орфографииПринципы русской орфографии – принципы, которыми регули­руются нормы правописания. Первый принцип русской орфографии – фонематический. Этот принцип состоит в том, что каждая фонема обозначается одной буквой, независимо от того, как она произносится в потоке речи. В составе одной и той же морфемы звуки могут произноситься по-разному, но эти разные звуки объединяются на письме: Написание Произношение […].

Общие правила – Правописание согласных, ОрфографияГлаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер Общие правила Общие правила & 49. Чтобы правильно написать согласную в конце слова или перед другими согласными (п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж), нужно взять другую форму того же слова или подобрать другое слово […].

Безударные окончания имен существительныхПравописание безударных окончаний существительных Правописание безударных окончаний имен существительных в русском языке зависит от их типа склонения и падежа, в котором употребляется существительное. Большинство ошибок возникает при написании в окончании безударных гласных – е и – и. Безударные падежные окончания имен существительных изучаются в 4 классе. Как определить безударное окончание существительного? Для определения безударного окончания […].

Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе. Повторение правил правописания корнейКорень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. КОРЕНЬ ПРАВИЛО ПРИМЕРЫ 1. Корень с безударной Гласной. Безударную гласную корня надо проверить ударением. Удивительный – диво Примириться – мир 2. Корень с непроверяемой Гласной. Если корень нельзя проверить, то это слово словарное, его правописание надо запомнить. Корзина, вагон, конфета […].

Правописание безударных окончаний прилагательныхОсобенности написания безударных окончаний прилагательных В русском языке безударные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные. Для проверки правописания безударных окончаний прилагательных рекомендуем использовать следующие правила: Проще всего написание безударного окончания можно проверить с помощью вопросительного слова Какой? и производных от него. Окончание у прилагательного будет таким же, как и у вопросительного слова. […].

Тема урока: Словосочетание (русский язык 6 класс)Ход урока 1- Мобилизующий этап На доске написаны слова: Пос. дигь, чу…стительное, лор-жаться, в т…плице, сер…це. вс. гда. Учитель, Прочитайте слова вслух. Соедините между сси бой те с л оно, в которых пропущена одинаковая орфограмма. Назовите первую пиру слов. Можно соединить слово посадить в теплице. В них пропущена безударная гласная. В корне сад – слова […].

“Не”, “ни” с различными частями речиГрамотному и культурному человеку необходимо знать основные правила родного языка. Одним из достаточно сложных правил, с усвоением которой часто вникают определенные сложности, есть правило относительно Написания частиц “не” и “ни” с различными частями речи. На самом деле, есть несколько простых принципов, на которых это базируется, ознакомившись с ними можно в значительной степени облегчить усвоение материала. […].

Безударные падежные окончания имен прилагательныхОсобенности безударных окончаний прилагательных В русском языке правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных аналогично правописанию ударных. Исключением являются только окончания в совпадающих формах И. п. и В. п. мужского рода единственного числа – в ударной позиции в прилагательных пишется гласная – о – , в безударной – – ы – . Как проверить безударное падежное […].

Правописание суффиксов прилагательныхОсобенности правописания суффиксов прилагательных В русском языке правописание суффиксов прилагательных зависит от грамматических особенностей слова, способа его образования и значения. Условно правила правописания суффиксов имен прилагательных принято разделять на три категории: Написание в суффиксах прилагательных гласных; Написание в суффиксах прилагательных согласных; Написание в суффиксах прилагательных “-н-” и “-нн-“. Правописание гласных в суффиксах прилагательных Наиболее часто […].

Правила поведения при грозе. Правила и полезные советы для школьниковПрежде чем отправиться на прогулку за город, узнайте прогноз погоды. Если, согласно этому прогнозу, ожидается гроза, возьмите с собой зонт или плащ из непромокаемого материала. Духота – это верный признак приближающейся грозы. Самое опасное в грозу – находиться рядом с металлическими оградами, на смотровых башнях и охотничьих вышках. Во время грозы ни в коем случае […].

Определение. Что такое ОрфограммаОрфограмма (от греч. orthos “правильный” и gramma “буква”) – на­писание, регулируемое орфографическим правилом (см. Орфография) или устанавливаемое в словарном порядке. На уроках русского языка школьников учат узнавать орфограм­му, правильно применять правило и объяснять написание, ссылаясь на орфограмму. Например, слова капуста, здоровье – словарные сло­ва: “Правописание словарного слова нужно запомнить”. В словах вода (вод), примирять [врагов] […].

Правописание Н и НН в прилагательныхПравописание букв Н и НН в суффиксах прилагательных Написание Н и НН в прилагательных в русском языке зависит от того, от какой части речи образовано рассматриваемое слово. Чтобы понять, когда пишется одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, определите – перед вами отглагольное прилагательное, причастие или прилагательное, образованное от существительного. Для каждого случая существует […].

Повторение и обобщение по теме “Непостоянные морфологические признаки глагола”Содержание урока учитель составляет в зависимости от степени подготовки класса. В ход урока можно включить следующие задания. 1. Послушайте предложения. Выпишите из них глаголы и укажите наклонение. 1. Насажу я на крючок хитрую наживку. – Очень хочется поймать золотую рыбку. (М. Львовский) 2. Хоть поверьте, хоть проверьте, Это был чудесный бал! (И. Резник) 3. Но […].

Русские правила для иностранных словВторое, не менее очевидное изменение заимствованного слова – это его грамматическое освоение. Например, по­давляющее большинство иностранных существительных в русском языке склоняется так же, как собственно русские, и заимствования последних лет не являются исключением. Возьмем, к примеру, слово Интернет. Огромное количе­ство людей, не только молодых, употребляют это слово еже­дневно, причем, и скорее всего, не один раз […].

Повторяем правила правописания приставокПовторяем правила орфографии. Правописание приставок. ПРИСТАВКА – это часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. Приставки со словами пишутся слитно. (У местоимений и наречий есть случаи дефисного и раздельного написания) Основны Е правила правописания приставок: 1). Гласные в приставках пишутся всегда одинаково, независимо от произношения.. (надо знать приставки русского языка) Запомни […].

Виховна година “Ми вивчили Правила дорожнього руху”Виховна година “Ми вивчили Правила дорожнього руху” (в рамках місячника “Увага! Діти на дорозі!”) Місце проведення: актова зала школи. Дата проведення: 22 вересня 2010 р. Контингент учнів – 5,6 класи Мета : повторити і закріпити набуті знання з Правил дорожнього руху. Розвивати навчання застосовувати набуті знання практично. Виховувати увагу і бажання попередити травматизм. Оформлення залу: […].

Для чего нужны диктантыМы с детства, еще со школьных лет, привыкли к такой форме контрольных работ, как диктант. Он воспринимался, как неотъемлемая часть урока языка. Никто не сомневался, что к его целесообразности, и даже не задавал себе вопрос, зачем же он нужен. Хотя на самом деле Диктант является главной разновидностью работ, направленных на изучение орфографии. Целью этого упражнения […].

Как изменяется звучание слов и их чередованиеЛюбые изменения слова могут привести потери первичного корня, и разрушению первоначальных родственных связей. Также огромную роль в истории слова играет и Фонетическое или звуковое изменение слова, которое в какой-то степени приводит к разрушению родственных связей. Фонетическое изменение в словах происходит в разный период эпохи у всех языков мира. Данные изменения не случайны, существуют определенные законы, […].

Тест 5 класс Орфография (по учебнику Е. Быстровой)Тест 5 класс Орфография ( по учебнику Е. Быстровой) Вариант 1 В каком слове пишется буква А: А) выс..та Б) з..л..той В) гл..зной Г) д..брота В каком слове пишется буква О? А)р…скошная машина Б) м…стерил скворечник В) возвр…тился в школу Г) перехв…тил сообщение В каком слове пишется буква И? А) л…нивый коала Б) тр…щали ветки […].

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему “Правописание безударных гласных в корне слова”Конспект урока русского языка в 3 классе Автор: Левцова Елена Александровна, учитель начальных классов МКОУ “Муравьевская средняя общеобразовательная школа “, Омская область, Называевский район, с. Муравьевка Описание материала : Предлагаю вам конспект урока русского языка в 3 классе “Правописание безударных гласных в корне слова “. Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Педагогические задачи : […].

Запятая перед союзом И орфографические правила русского языкаЧтобы не путать предложения с однородными членами и сложносочиненные, нужно уметь точно различать и знать несколько правил. Чтобы отличить простое предложение от сложносочиненного, нужно обратить внимание на количество грамматических основ, и если их две и более, то предложение сложное, а так же следует обратить внимание на наличие сочинительных союзов, и если они есть, то предложение […].

Правописание гласных и согласных в приставкахВ русском языке есть приставки, правописание которых не зависит от следующего после нее звука. Их написание определяется общими правилами. Всегда одинаково, вне зависимости от произношения пишутся приставки: Об – : обветрить – обсосать; От – : отрубить – отпилить ; Над – : наддеть – надписать ; Под – : подговорить – подтереть ; Пред […].

Зачем в тексте нужны НЕОЛОГИЗМЫ?Неологизмы – это слова, созданные для обозначения нового предмета, явления. Например, астронавт, космодром. Их диктует нам жизнь, но есть неологизмы, созданные автором литературного произведения с определенной стилистической целью. Например: “надвьюжный” А. Блок. , “громадье” В. Маяковский. . Эти неологизмы нередко становятся сильным выразительным средством в художественной речи. Автор отрывка в предложении 2 называет людей, “врагов […].

Нужны ли кавычки как знак препинанияКавычки как знак препинания стали употребляться в конце 18 века. Ученые считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Этимологические словари русского языка разъясняют, что слово “кавычки” произошло от “кавыка”, то есть “крючок”, “помеха”. Кавычки, являясь выделительным знаком, имеют разнообразные значения. Какие примеры употребления кавычек нахожу в этом тексте? Во-первых, в предложениях 23-25 и […].

Сочинение на правила дорожного движенияСочинение на правила дорожного движения Сочинение на тему Правил Дорожного Движения Когда-то по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, […].

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание 7 класс по рассказу Юшка (Платонов А П)Все мы в нашей жизни часто слышим о сочувствии и сострадании, но каждый ли готов проявить эти чувства? Можете ли вы разделить часть страданий с другим человеком? В современном мире мы все чаще забываем об этих чувствах, все время спешим и проходим мимо нуждающихся в поддержке. Не просто так данная тема так часто поднимается в […].

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ПАССАЖИРСКИМИ ЛИФТАМИ ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИФТОМ С АВТОМАТИЧЕСКИМИ РАЗДВИЖНЫМИ ДВЕРЯМИПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ПАССАЖИРСКИМИ ЛИФТАМИ С АВТОМАТИЧЕСКИМИ РАЗДВИЖНЫМИ ДВЕРЯМИ ( грузоподъемностью 4 чел.) Чтобы открыть двери лифта, нажмите кнопку ” Вызов” на посадочном этаже. Для пуска лифта нажмите кнопку нужного этажа в кабине. Если кабина не пришла в движение, при закрытых дверях, нажмите кнопку “Стоп” и повторите пуск лифта (не допускайте перегруза кабины ЭТО ОПАСНО). В […].

Общие правила правописания неударяемых гласных – Правописание гласных, ОрфографияОбщие правила правописания неударяемых гласных Общие правила правописания неударяемых гласных & 11. В неударяемых слогах пишутся гласные, одинаковые с теми, которые произносятся в той же части слова (в том же корне, в той же приставке, в том же суффиксе или в том же окончании), когда эта часть стоит под ударением, например: В корнях: жара (жар), […].

Правописание О-Е после шипящих во всех частях речиВ древнерусском языке согласные шипящие звуки [ч] [ ш ] [ж] [ щ ] были мягкими. С течением времени Ш и Ж отвердели, а Ч иЩ сохранили свою мягкость, таким образом, разнообразие написаний с буквами ж, ш, щ, ч объясняется историческими чередованиями. 1. После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Е, если можно […].

Задание 11 ЕГЭ 20151 вариант 11-1.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. догон…шь омыва. мый подстрел. нный шепч. шься обурева. мый 11-2.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. забот. вшийся выпячива. мый завис..мый смотр..шь гон. шься 11-3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. расстел. шь продолж. шь, очист. […].

Нужны ли запятые?В школе изучают 10 знаков препинания, и запятые среди них занимают достойное место. Во-первых, запятые помогают увидеть строение предложения, выделить такие интонационно-смысловые отрезки, как простые предложения в составе сложного, однородные члены предложения, обращения, обособленные члены предложения, вводные словосочетания. Во-вторых, запятые помогают верно передать смысл предложения. К примеру, в предложении “Я ведь, кажется, могу думать или […].

Сочинение Зачем нужны запятые рассуждениеЯ учусь в нашей школе четвертый год. На одном уроке мы говорили о запятой. И теперь я знаю, что с помощью всего одного знака препинания, одной запятой, я могу просто изменить все сочинение, весь смысл. Вот прочтите предложение и попробуйте поставить запятую. Казнить нельзя помиловать. Казнить нельзя или казнить можно? От одного знака может решиться […].

Сочинение на тему: для чего нужны знаки препинпнияЗнаки препинания нужны для создания интонации. Одно и тоже предложение можно прочитать по разному если знаки препинания разные. Например. Вася – русский. или Вася – русский! Или Вася – русский? Запятые нужны для обращений. Она может сыграть очень важную роль. Пунктуация не всегда может строиться на строгих законах. Пунктуация нужна не сама по себе (пунктуация […].

Нужны ли телесные наказания при воспитанииКогда мы говорим о воспитании, то подразумеваем процесс передачи воспитываемому объекту определенных социальных установок, норм поведения. С воспитанием мы сталкиваемся с самого детства и до старости. Часто бывает так, что мы не совсем справляемся с ролью воспитателя, и зачастую в таких ситуациях мы обращаемся к повышению голоса или к телесным наказаниям. Но задумываемся ли мы, […].

Как правильно поощрять ребенка? Три золотых правила похвалыКроме словесного поощрения существует добрый взгляд, нежное прикосновение, объятия, игры, общение… Почти все родители уверены в том, что похвала позволяет ребенку убедиться в родительской любви, обрести уверенность в своих силах и заряжает оптимизмом. Между тем, похвала, которая бывает “полезной” и “вредной” – таит в себе массу коварных и хитрых моментов. Это своего рода искусство… искусство […].

Для чего нам нужны презентацииКогда без них нельзя обойтись, а когда они даже могут испортить урок? Может ли презентация заменить учебник или это такое же дополнение к учебнику, как карта, глобус, карточки для индивидуальной работы? Что такое презентация? Использование презентации PowerPoint на уроке дает широкие возможности для учителя и учащихся. Но почему же тогда столько слабых презентаций накопилось в […].

Зачем нам нужны книги?“Дорогие друзья! Кем бы вы ни стали, по какому пути бы вы не пошли, пусть всегда рядом с вами будут любимы книги. Авторы книг-самые большие ваши друзья”,-так писал С. Михалков. Они показывают читателям мир со другой стороны, призывая людей не совершать ошибок героев из их рассказов. Книжная продукция делится на два типа: художественная и научная […].

Нужны ли России Базаровы?“Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…” – решает герой романа ИС Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров перед смертью. Кто же такой этот герой, который так уверен в своей ненужности? Действительно ли он прожил бесполезную, бессмысленную жизнь? Прав ли он или нет? Что привело его […].

Исследовательская работа по русскому языку «Для чего нужны правила»

Для чего нужны правила

I . Теоретическая часть.

1.) Возникновение и развитие письма, как средство общения………. 5

2.) Тайны русского алфавита……………………………………………..7

3.) Японская и Китайская письменности………………………………. 9

II . Практическая часть.

План беседы с одноклассниками……………………………………………14

Актуальность: Сейчас все острее встает проблема грамотности. Уже не редкость, когда дикторы центральных каналов телевидения делают ошибки в словах, а страницы центральных газет пестрят грамматическими ошибками.

Задача каждого, кто считает себя носителем языка, осваивать его самостоятельно и пользоваться богатством языка в полной мере.

Я знаю, что многие дети не любят учить правила. Однажды, на уроке русского языка, когда наша учительница стала спрашивать правило, один ученик, не выучивший его, сказал: «И кто придумал эти правила? И откуда они взялись?»

И мне стало интересно: «Откуда пришли правила?»Я провёл опрос среди своих одноклассников,спросив у них: «Для чего нам нужны правила?» и «Учите ли вы правила?» Оказалось, что некоторые мои друзья не смогли ответить на первый вопрос, да и правила не все учат. И я решил провести своё исследование.

Цель исследования: выяснить, для чего нужны правила и откуда они к нам пришли.

Гипотеза исследования: если учить правила, то можно стать образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.

изучить историю возникновения и развития письма как средства общения;

узнать тайны русского алфавита;

изучить историю правописания в русской письменности;

узнать о японской и китайской письменности для сравнения с русской письменностью;

провести опрос среди одноклассников;

провести беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка.

провести опрос среди одноклассников, чтобы узнать, как они считают, для чего нужно знать правила по русскому языку, и учат ли они их;

проанализировать результаты опроса;

провести беседу с одноклассниками;

сбор информации по теме.

Возникновение и развитие письма как средства общения

Сохранилось предание, что первая фраза, которую перевёл в IX веке с греческого языка создатель славянской азбуки, гласила: «Вначале было слово…»

Так начинался библейский рассказ о сотворении мира, о появлении первого человека на нашей планете и о том, как он стал говорящим, откуда взялись самые первые слова на Земле. Из этого рассказа следует, что слово – это дар Бога, дар, которым сумел воспользоваться человек.

Многие учёные пытались разгадать тайну удивительной способности человека говорить и понимать речь другого.Оказывается, на Земле есть языки, которые значительно старше, древнее, чем человеческий язык.

Что такое «русский язык» представляет себе каждый: он звучит вокруг нас и внутри нас – русских и нерусских его носителей, он заключён в миллионах текстах, написанных за тысячелетие существования русской письменности и литературы.

Становление письменности — очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Славянская письменность, наследницей которой является наше современное письмо, встала в этот ряд уже более тысячи лет назад, в IX веке нашей эры.

Изначальная письменность была образной : передавала образы. Потом появилась более примитивная письменность.

Можно выделить следующие этапы её формирования:

Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите — «рассказ в картинках», так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus — нарисованный и от греческого grapho — пишу). То есть «рисую-пишу» (пиктографическим письмом и в наше время еще пользуются некоторые американские индейцы).

Письмо– это, конечно же, очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Поэтому, кстати, пиктографию как форму письма далеко не все специалисты признают началом письменности. К тому же для древнейших людей любое подобное изображение было одушевленным. Так что «рассказ в картинках», с одной стороны, наследовал эти традиции, с другой — требовал известной абстрагированности от изображения.

Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные ( древнеперсидская , аккадская и другие наследники шумерского письма ), западно-семитские ( финикийская , арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики ) и японские слоговые системы ( катакана и хирагана ).

Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма , от которого произошли латиница и кириллица , а соответственно, и большинство современных письменностей.

Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл). Так возник греческий алфавит, а на основе его и другие:

Древнейшие, дошедшие до нас славянские письменные памятники, выполнены двумя значительно различающимися азбуками – глаголицей и кириллицей. История их происхождения сложна и не ясна до конца.

Тайны русского алфавита

Если хочешь познать истину, начни с азбуки.

Конечно же, все знают наш русский алфавит. Его предшественником была

Кириллица

Интересно, что ещё до принятия христианства на Руси были люди, знавшие и применявшие кирилловский алфавит для государственных и иных надобностей. В этом убеждают нас и переводы договоров с греками (в особенности договор 944 года) и найденный при раскопках возле села Гнездово глиняный сосуд с надписью, относящейся к 20-м годам X века.

Создателями славянской письменности были Кирилл и Мефодий.

Кирилл (Константин) и Мефодий, братья, славянские просветители, первые переводчики богослужебных книг на старославянский (в основе — древнеболгарский) язык. Создатели славянской азбуки.Братья много читали, любили учиться. Константин получил блестящее образованиепри императорском дворце, в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22(. ) языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие сделали его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали философом.

Константин постригся в монахи и принял имя Кирилл, новую славянскую азбуку назвали в память о человеке, который первым его составил, кириллицей. От данной азбуки и происходит наш русский алфавит (а также украинский, белорусский, сербский и болгарский).

В 863 году в Константинополь к греческому царю пришли послы от хазар, просившие прислать учителей для разъяснения истинной веры. Царь пригласил к себе Кирилла и сказал: «Иди, Философ, к этим людям и с помощью святой Троицы благослови на учение о Пресвятой Троице». Кирилл согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним. Они отправились вместе.Кирилл и Мефодий прожили среди славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народы на славянском языке.

24 мая 863 года в граде Плеске, столице Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.Этот день стал праздником славянской письменности и культуры.А сама славянская письменность стала распространяться на Руси по-настоящему только после принятия христианства. Все письмена Ведической Руси были уничтожены. А богослужебные книги были взяты у Византии и переведены с греческого на старославянский (церковнославянский) язык. Именно с него началось развитие речевой культуры и становление литературного языка новой, христианской Руси.

Конечно, русский алфавит, возникший на основе кириллицы, значительно проще выглядит для того, кто начинает его изучать. Давайте сравним.

Японская и китайская письменности

Японская письменность обслуживается кандзи (иероглифами, заимствованными из Китая). Две азбуки, созданные в Японии катакана и хирогана (вместе они называются просто канна), были созданы на основе латинских букв и арабских цифр. Каждый из этих видов письма обрёл своё традиционное место в современной письменности.

Иероглифы могут использоваться для написания одного или разных слов. Кандзи имеют одно или несколько чтений. Выбор чтения иероглифа зависит от контекста, вкладываемого смысла, сочетания с другими кандзи и даже местом в предложении.

Хирагана

Хирагана используется для слов, в записи которых нет кандзи, а также употребляется в словах вместо кандзи в тех случаях, когда предполагается, что читатель не знает каких-то иероглифов, или эти иероглифы не знакомы самому пишущему, и в неофициальной переписке.

Катакана

Современное использование сводиться преимущественно к записи слов неяпонского происхождения. Распространенно использование катаканы для записи названий животных и растений, а так же, в качестве стилистического приёма в художественных произведениях.

Иероглифика называется по-японски «каньдзи», т. е. «иероглифы японского языка», а по-китайски — «ханьцзы», т. е. «иероглифы хань», китайцев. Каждый иероглиф, в отличие от буквы, разлагается на ключ и фонетик, и имеет, в отличие от буквы же, комплексное значение. Ключ указывает, к какому классу предметов принадлежит предмет, обозначенный иероглифом (растительность, люди, огонь, вода, звери, проч.), а фонетик подсказывает чтение. Этих иероглифов десятки тысяч, и каждый иероглиф в японском языке может читаться, как похожий на китайский образ.

Из истории правописания

Вообще, правила появились, когда ещё было узелковое письмо, которым владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Для узелкового письма требовалась толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке шнурок особым способом, в зависимости от содержания информации. Чем ближе к веревке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь. Черный узел обозначал смерть, белый — серебро или мир, желтый — золото, зеленый — хлеб. Если узел не был окрашен, то он обозначал число: простые узлы — десятки, двойные — сотни, тройные — тысячи. Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на самые малые детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом, соединены они между собой или нет.

Сейчас же, нормы правописания намного сложнее. Они охватывают правила орфографии и пунктуации и не имеют вариантов в отличие от норм произношения. Например, произнесем ли мы [ n э mop къ,пэ и т , оркъ, пи э торкъ, и даже питоркъ] писать в корне этого слова обязательно надо я .

Правила орфографии включают правописание гласных, согласных, букв ъ и ь , прописных букв, а также написания слитные и через дефис (черточку). К правилам пунктуации относится употребление знаков препинания: точки, запятой, точки с запятой, двоеточия, тире, кавычек и др.

Наибольшие изменения в русское правописание внесли реформы Петра I 1708– 1710 гг. Ломоносов писал о новой азбуке: « При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды ». Одним из самых ранних трудов по теории орфографии является труд В. К. Тредиаковского , вышедший в 1748 году, где сформулированы принципы построения алфавита и орфографии, которым хорошо соответствует даже современный русский алфавит. М. В. Ломоносов в «Российской грамматике», вышедшей в 1755 г. и получившей широкое распространение, долгие годы использовавшейся для обучения русскому языку, опубликовал правила правописания и такие основополагающие принципы, как удобство чтения для каждого, близость к трём основным российским диалектам, близость к морфологии и к произношению. Первый академический словарь русского языка был издан в 1784—1794 гг.Так же изменения внесли правительственные декреты 1917–1918 гг. В результате были изъяты из алфавита «лишние» буквы, т.е. передающие одни и те же звуки. Так, на месте ъ (ять) стали писать е , на месте (фиты) – ф, на месте i (и десятеричного) – и и т.д. Были устранены устаревшие формы (типа краснаго, синяго), было определено или уточнено написание многих слов (дуб, а не дубъ).

Постепенно сложились разделы русской грамматики, определяющие границы изучения.

Конечно, те и другие правила с течением времени по разным причинам изменялись. Изменились со временем и правила употребления знаков препинания. Например, простейший пунктуационный знак – точка, ставящийся сейчас в конце предложений, в древних русских рукописных памятниках использовался и для отделения друг от друга слов, а также более крупных отрезков текста. Причем ставился этот знак на разных уровнях: и у основания буквы, и на уровне середины. Более того, писец, прерывая работу, мог поставить точку даже в середине слова. К тому же вместо точки могли употребляться крест или вертикальная волнистая линия.

В 1956 г. впервые вышел единый обязательный для всех свод «Правил орфографии и пунктуации», подготовленный группой крупнейших языковедов страны. В этом своде были уточнены и дополнены существовавшие правила, регламентировано употребление написаний, установлено в словарном порядке написание тех слов, которые не подпадали под действие принятых правил.

Почему надо быть грамотным?

Рассуждая над материалами исследования, я понял, что грамотность, на самом деле, есть знание правил и исключений из правил написания и произношения в родном языке. Чем раньше человек начнет изучать эти правила, тем правильнее он будет писать впоследствии.

Историк Николай Карамзин говорил, что быть неграмотным – невежливо по отношению к тем, кто тебя будет читать. Неграмотная речь, неправильно написанные слова усложняют понимание текста. А порою делают его противоположным по своему значению.

Вот поэтому грамотная речь и письмо всегда были признаком кастовости, отличительной особенностью образованных и культурных людей. Они прекрасно понимали, что если допустить правописание слов по принципу «как слышим, так и пишем», то ни о какой грамотности не может быть и речи, поскольку слышит каждый по-своему.

«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью»,- утверждал А.Куприн.

В рамках оборонно–массовой и военно–патриотической работы городской Совет ветеранов совместно с управлением образования администрации города Армавира провели городской конкурс сочинений среди учащихся образовательных учреждений на тему: «Победа деда – моя победа!», в котором участвовал и я, тогда ещё ученик 6 класса. По итогам этого конкурса мне вручили диплом I степени . Моё сочинение стало одним из лучших и вошло в созданный Армавирским городским Советом ветеранов сборник сочинений школьников города Армавира о Великой Отечественной войне «Обещаю помнить тебя, родной мой солдат!».

Умение грамотно писать, связно и логично излагать свои мысли является частью общей культуры человека. Каких бы высот власти человек ни достиг, каким бы богатым он ни был, ему никогда не стать культурным, если он неграмотно пишет и не умеет связать двух слов. Это всегда понимали те, кто был в России правящим классом до революции – дворяне, которые обязательно обучались риторике и грамматике с детства.

Язык народа – это целый мир и душа этого народа, это сердце его тысячелетней культуры, а наука о языке – часть этой культуры.

Проанализировав результаты опроса одноклассников, выяснилось, что друзья мои пишут неграмотно, не могут связно и логично излагать свои мысли. Я решил устранить проблему грамотности в своём классе и провёл беседу со своими одноклассниками.

План беседы с одноклассниками:

Рассказать о проблеме грамотности в нашей стране.

Рассказать о возникновение и развитие письма.

Японская и китайская письменности для сравнения с русской письменностью.

Правила правописания в русской письменности.

Рассказать, что правила нужно изучать, чтобы быть грамотным и образованным человеком, являться частью культуры нашей страны.

В результате моих исследований я:

провёл опрос среди одноклассников;

изучил историю возникновения и развития письма, как средства общения;

узнал тайны русского алфавита;

узнал о японской и китайской письменности;

изучил историю правописания;

провёл беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка, после чего все мои друзья решили, что непременно нужно выучить все правила, и никогда о них не забывать.

Правила правописания в письменности существовали ещё в древнем мире, постепенно изменяясь с течением времени, существуют и сейчас.

Возникновение письменности изменило облик самого языка: он стал не только слышим, но и видим, и графическое его закрепление, открыв новую форму его существования и развития, придало ему и новую социальную значимость, превратив письменный язык в её живую память.

Если вы хотите быть культурным человеком, то умение грамотно писать и говорить для вас обязательно.

Если учить правила, то можно стать не просто образованным, но и культурным человеком.

Наряду с национальностью, язык — это то, что делает вас представителем той страны, той нации, к которой вы себя относите.

У чите правила русского языка, и вы будете образованным и

культурным гражданином нашей страны!


источники:

http://lit.ukrtvory.ru/nuzhny-li-pravila-orfografii/

http://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-russkomu-yaziku-dlya-chego-nuzhni-pravila-2632838.html