О бальзак гобсек составное именное сказуемое

Урок литературы по произведению Бальзака «Гобсек»

Урок № 10 Внекл. чт. Рассказ «Гобсек» — лучшее произведение Бальзака.

Цель: развивать представление о типичном герое Бальзака как представителе своего времени, провести мониторинг усвоения прочитанного материала, совершенствовать навык анализа прозаического произведения, развивать навык сравнения героинь, развивать понятие о композиции «рассказ в рассказе», воспитывать общечеловеческие ценности.

Лучшее произведение Бальзака — «Гобсек». Первое название – «Опасности беспутства», затем «Папаша Гобсек» и наконец просто «Гобсек». Главная тема – тема власти денег над человеком.

«Золото – это духовная сущность всего нынешнего общества. Да неужели всё сводится к деньгам?» Бальзак. Ростовщик – заметная фигура в литературе 19 века. Ростовщики упоминаются в произведениях Пушкина, Диккенса, Достоевского. Образ бальзаковского ростовщика Гобсека складывается постепенно. Сначала был написан очерк «Ростовщик», где Гобсек способен на добрые поступки, становится депутатом. Но затем Бальзак воплотил в герое страшную философию денег. Его девизом стал принцип: «Из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это… золото».

Почему Эрнест де Ресто не вызвал у матери Камиллы доверия?

Что общего у графини Анастази и Фанни Мальво?

С какой просьбой к Гобсеку обращается Дервиль?

Зачем Максим де Трай пригласил Дервиля на холостяцкую вечеринку?

Кому же достанется всё богатство Гобсека после его смерти?

Из-за репутации своей матери

Обе должницы Гобсека

Помочь выкупить контору

Чтобы тот помирил их с Гобсеком

Чем необычна композиция повести? Рассказ в рассказе. Кто такой Дервиль? (адвокат). Мервиль – так звали начальника нотариальной конторы, где служил Бальзак. Историю Дервиль рассказывает спустя 10 лет после того, как она произошла.

Кто главный герой произведения? Гобсек. Фамилия переводится с голландского живоглот. Описание – стр. 10 (слова Дервиля). Для раскрытия характера, сущности героя Бальзак большое внимание интерьеру, на фоне которого действуют герои, деталям. Описание интерьера – стр. 10. Как характеризует Гобсека эпизод со случайно выпавшей монетой? (крайняя скрытость героя, стремится быть незаметным, в отличие от аристократов, выставляющих напоказ своё богатство).

Как прошла юность героя? Как его называют его жертвы? Папаша Гобсек, золотой истукан. Какова философия героя? Стр. 14-16; 24-25. Кого из героев литературы вам напоминает Гобсек? Плюшкина. В образе Гобсека Бальзак показал, насколько губительной для человека оказывается власть денег. Трезво смотрящий на жизнь герой превратился в безумца: даже на пороге смерти этот сказочно богатый человек пытался выгадать копейки и превратил свой дом в склад гниющих товаров. Деньги разрушили не только его жизнь, но и судьбы других персонажей повести. Проанализируем, как Бальзак раскрывает с помощью этих персонажей одну из главных тем своего творчества – тему власти золота над душами.

Графиня Анастази Фанни Мальво

Дом-дворец неказистый дом

Была на балу, еще спит отправилась на работу

Роскошь, беспорядок чистота и порядок

Отдала бриллиант заплатила деньги

Описание интерьера – стр. 19 стр. 22

Как развлекается Гобсек? Наблюдает за людьми, проникая в их жизнь. В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное.

Как Дервиль решает деловой вопрос с Гобсеком? Почему Гобсек не дал денег Дервилю без процентов как другу? Стр. 47. Дервиль может потерять доверие Гобсека, если будет слишком много тратиться. Расплатился не через 10, а через 5 лет.

Кто еще из героев деньги ценит превыше всего? Граф Максим де Трай. Описание героя – стр. 32 . Его интерьер – стр. 33 . Какова роль Максима в истории?

Во что превратился к концу жизни Гобсек? Что было спрятано в его комнатах? Насколько образ Гобсека актуален?

Тема урока. Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек»: проблематика произведения, социально-историческая обусловленность персонажей. Неоднозначность образа Гобсека

Тема урока. Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек»: проблематика произведения, социально-историческая обусловленность персонажей. Неоднозначность образа Гобсека.

Деньги – главный закон мира

Цель: познакомить учащихся с содержанием произведения, проблематикой и социально-исторической обусловленностью персонажей; исследовать основные приёмы и средства характеристики героев повести, раскрыть разрушительную силу «власти золота» на людей, на межличностные и общественные отношения, выяснить суть философии Гобсека, неоднозначности этого образа; развивать навыки идейно-художественного анализа произведения; содействовать формированию представлений об истинных жизненных ценностях.

Тип урока: содержательно-поисковый.

Форма урока: урок общения с элементами театрализации и дискуссии.

Методы работы: проблемная дискуссия, театрализация, комментированное чтение, составление опорного конспекта.

1. Создание проблемной ситуации (диалог учителя с учениками)

— Хотите ли вы, чтобы у вас было больше денег?

— А для полного счастья сколько денег хотели бы иметь?

Сейчас мы увидим несчастного человека, который имел много денег, но хотел их иметь больше и больше.

Звучит симфония №8 Шуберта, на фоне мелодии исполняется сцена из драмы А. Пушкина «Скупой рыцарь» — монолог Скупого рыцаря.

— Кто это? Вы узнали? А где мы ещё встречали подобные персонажи?

( Гарпагон в комедии «Скупой» Мольера, Плюшкин в поэме «Мёртвые души» Н. Гоголя. Ещё встретимся с образом старухи-процентщицы в романе «Преступление и наказание»)

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с повестью Оноре де Бальзака «Гобсек». Несмотря на то, что она создана почти 200 лет назад, тематика её во многом созвучна нашему времени. Проблемы нравственного выбора, которые решают герои Бальзака, — проблемы сегодняшнего дня. Понять и оценить этот выбор – значит выработать свою точку зрения.

Кем быть? Каким быть? К чему стремиться? Что сделать смыслом своей жизни? Что принимать, а что отвергать? Над этими вопросами мы будем размышлять на сегодняшнем уроке, анализируя повесть «Гобсек», в которой речь идёт о власти денег над людьми. Главному герою принадлежат слова, которые составляют сущность ХIХ века.

« В золоте сосредоточены все силы человечества. А что касается нравов, — человек везде одинаков: везде идёт борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна».

Главная проблема произведения – влияние «золотого мешка» на внутренний мир человека – актуальна и сегодня. Ведь мы, как когда-то герои Бальзака, живём в эпоху накопления капитала. Поэтому нам полезно внимательно присмотреться к персонажу, главной и единственной страстью которого стала нажива, и к тем героям, которые его окружают.

3. Выступления учащихся с индивидуальными карточками — информаторами.

1 карточка — информатор. История написания повести.

— Почему Бальзак остановился именно на таком варианте названия?

Бальзак пишет о своём герое: « По удивительной прихоти судьбы … старика звали Гобсек (живоглот)». Гобсек действительно поглощает многие человеческие жизни, как паук плетёт сети вокруг жертвы. Он хищник и делает свои тёмные дела для личного обогащения.

4. Беседа учителя с учениками по содержанию повести, работа над образом Гобсека.

2 карточка — информатор. Внешность Гобсека.

— Если бы вы рисовали портрет Гобсека, каким тонам отдали бы предпочтение? Какой бы фон выбрали для картины?

Создание схемы-определения Гобсека метафорами из авторского текста.

ГОБСЕК

Докажите, что одна из метафор самая удачная

— Соответствует ли портрет Гобсека его сущности? Какова она, по вашему мнению?

Гобсек верит в безграничную силу и власть золота. « Вы всему верите, а я ничему не верю. Ну что ж, сберегите свои иллюзии, если можете. Я вам сейчас подведу итог человеческой жизни. То, что в Париже считается пороком, за Азарскими островами признаётся необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны … всяческие наши нравственные правила и убеждения – пустые слова… Вот поживите с моё, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надёжное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это … золото. В золоте сосредоточены все силы человечества… А что касается нравов человек везде одинаков: везде идёт борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так уж лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили».

Таким образом, Гобсек утверждает, что в мире нет абсолютных ценностей и истин. У разных народов своя мораль, свои законы, своё понятие о нравственности.

И лишь золото является абсолютной истиной и ценностью во всех странах и во все времена. Только золото может дать человеку абсолютную, реальную власть над миром.

— Что мы узнаём о прошлом Гобсека? Найдите в тексте доказательства больших испытаний, выпавших на долю Гобсека.

«Мать пристроила его юнгой на корабль, и в десятилетнем возрасте он отплыл в голландские владения Ост-Индии, где и скитался двадцать лет. Морщины его желтоватого лица хранили тайну страшных испытаний, внезапных ужасных событий, неожиданных удач, романтических превратностей, безмерных радостей, голодных дней, попранной любви, богатства, разорения и вновь нажитого богатства, смертельных опасностей, когда жизнь, висевшую на волоске, спасали мгновенные и, быть может, жестокие действия, оправданные необходимостью».

Перед посещением Гобсека Максимом де Трай ростовщик готовит пистолеты, говоря:

«…я уверен в своей меткости, потому мне случалось и на тигра ходить и на палубе корабля драться в абордажной схватке не на живот, а на смерть…»

В разговоре Дервиля с графом де Ресто стряпчий так говорит о прошлом Гобсека: «Я ничего не знаю о его прошлом. Возможно, он был корсаром; возможно, блуждал по всему свету, торговал бриллиантами или людьми, женщинами или государственными тайнами; но я глубоко уверен, что ни одна душа человеческая не получила такой жестокой закалки в испытаниях, как он».

Обращение к картине Теодора Жерико «Плот «Медузы» — 1818-1819

Если вы внимательно читали произведение, серьёзно продумывали данные на дом вопросы, то сразу почувствуете внутреннюю связь между картиной Теодора Жерико «Плот «Медузы» и повестью, ибо Гобсек не родился ростовщиком. Когда-то он был рыцарем наживы. Возможно, он был корсаром.

— Какие нравственные уроки, идеалы вынес Гобсек из своей бурной молодости и авантюрной зрелости? По каким правилам он живёт? Какова его жизненная философия?

Гобсек – продукт своего времени, истинное порождение буржуазного мира. Он живёт по законам этого мира, принимает установленные правила игры и честно (!) их выполняет. Не случайно Дервиль в разговоре с графом де Ресто прямо говорит о Гобсеке: «…вне этих дел он человек самой щепетильной честности во всём Париже».

Гобсек кажется безжалостным, но если он хотя бы раз окажется великодушным, то разорится. Не случайно Гобсек навсегда запомнил, как однажды «пощадил одну женщину» и «доверился ей», а она здорово его «общипала». Гобсек – скептик и материалист, он много пережил, поэтому не верит в незыблемость общечеловеческих ценностей, для него не существует ни религии, ни морали. Возможно, он сам об этом сожалеет, когда «с умилением» отмечает, что белошвейка Фани «…во что-то верила». А он ни во что не верит. Поэтому герой сам создаёт своё учение, где главная истина – золото. А по уровню власти он почти сравнял себя с Богом. Не случайно, Гобсек говорит: «У меня взор, как у господа бога: я читаю в сердцах».

Не любит роскоши; живёт рационально; стремится быть незаметным. Сохраняет чувство внутренней свободы, но ценой утраты высокого человеческого содержания. Научился подавлять природные чувства и желания. Презрение к богачам сделало Гобсека непоколебимым, бесстрастным, жестоким.

5. Инсценировка по повести (Чтобы лучше понять сущность главного героя, обратимся к страницам повести)

Действующие лица: Дервиль, Гобсек, графиня Анастези де Ресто, Фанни Мальво

— Как себя проявляет Гобсек в этих ситуациях? Определите своё отношение к Гобсеку.

Первое впечатление от образа Гобсека резко негативное. Это связано с его профессией (ростовщика) и определяющей чертой характера (скупость). Бальзак обличает духовное оскуднение героя, стремление разбогатеть за счёт слабостей и несчастий других людей. Нет в этом образе ни одной положительной черты, поэтому ни автор, ни читатели не испытывают к нему никакого сочувствия.

Учитель. Таким, на первый взгляд, кажется Гобсек. Но его образ гораздо глубже.

Попробуем это понять, создав таблицу «противоречий» поведения и характера Гобсека.

Неоднозначность образа Гобсека

Гобсек богатый человек.

(всего пять человек в Париже могут сравниться с ним по степени богатств)

Влачит жалкое существование.

Боится афишировать своё богатство (не поднял золотой)

Ненавидит всю свою родню.

Поддерживает дружеские отношения с Дервилем

Сосредоточил в своих руках власть над миром («…я владею миром, не утомляя себя»)

При этом сам ходит по клиентам и унизительно собирает платежи

Герой, лишённый каких бы то ни было человеческих чувств: «человек – автомат»;

«человек – вексель»; «золотой истукан».

Великодушный человек: испытал «чувство жалости» при виде надвигающейся нищеты, грозящей графине де Ресто; Гобсек «почти умилился», увидев комнату белошвейки Фанни

«Дикарь» (испытал «злобное торжество дикаря, завладевшего блестящими камешками» после приобретения бриллиантов графини).

Образованный человек: знает все тонкости юриспруденции, хорошо разбирается в политике, искусстве (не случайно автор сравнивает его со статуей Вольтера – одного из самых образованных людей своего времени)

«Гобсек – человек честный»

«скряга и философ» он «старик и ребёнок»

«подлое существо и возвышенное» «старый младенец»

Итак, Гобсек – сложная и противоречивая личность.

— Как использовал Гобсек свои лучшие качества? Может, он кого-то спас? Кому-то помог? Или принёс счастье, радость окружающим? Кто победил в душе Гобсека?

У Гобсека всё подчинено одной страсти – деньгам. Победили тёмные силы его натуры. В финале повести видим, как он окончательно деградирует. С его смертью всё идёт прахом. Богатство Гобсека не принесло счастья ни ему, ни другим, жизнь прошла напрасно.

Чтение сцены смерти Гобсека

«Он приподнялся на постели; его лицо чётко, как бронзовое, вырисовалось на белой подушке. Протянув иссохшие руки, он вцепился костлявыми руками в одеяло, будто хотел за него удержаться, взглянул на камин, такой же холодный, как его металлический взгляд, и умер в полном сознании, явив своей привратнице, инвалиду… образ настороженного внимания, подобно старцам древнего Рима, которых Летьер изобразил позади консулов на своей картине «Смерть детей Брута».

— Молодцом рассчитался, старый сквалыга! – по-солдатски отчеканил инвалид».

— Какие проблемы затрагивает автор в произведении?

Разрушительная власть золота на внутренний мир человека, на человеческие чувства и пристрастия. Одновременно писатель акцентирует, что бедняк может иметь благородство, добродетели, душевную чистоту.

6. Слово учителя.

Великий реалист Бальзак показал все социальные слои господствующей верхушки.

Анастези де Ресто – красивая, умная женщина – стала интриганкой, сожгла ценные бумаги, оставила детей без наследства.

Максим де Трай – любовник Анастези, эгоист, подлый человек. Живёт ради своего удовольствия.

— Может ли человек противостоять власти денег?

Ответ автора – да. Доказательством этого являются образы Дервиля и Фани Мальво. Они сохранили человеческое достоинство, честность, благородство. Дервиль помог детям графа де Ресто сохранить наследство и женился на Фанни).

— Неужели всё сводится к деньгам? – этот вопрос звучит в конце повести. Что об этом думаете вы? Давайте проверим домашнее задание и послушаем сочинения-рассуждения на эту тему.

Учащиеся читают творческие работы

7. Итоговое слово учителя.

Вопрос этот сложный, и решается он каждым по-разному:

— идти дорогой алчности и наживы, как Гобсек;

— все дни посвятить разврату, развлечениям, как Анастези и Максим;

— потерять рассудок над сундуками с золотом, как случилось со Скупым рыцарем Пушкина.

В 11 классе мы будем изучать роман «Преступление и наказание», в котором писатель пришёл к важному выводу:

— лучше быть жертвой, чем мучителем;

— лучше давать деньги, чем добывать их нечестно;

— лучше умереть без денег, оставшись достойным человеком, чем погибнуть за них.

8. Выставление оценок за урок.

9. Домашнее задание.

1). Прочитать критические статьи по теме.

2). Подготовить цитаты к теме «Художественные особенности повести О. де Бальзака «Гобсек».

3. 027. Оноре де Бальзак, Гобсек

3.027. Оноре де Бальзак, Гобсек.

Оноре де Бальзак
(1799—1850)

Данте в «Божественной комедии» поведал о возмездии, которое ожидает всех грешников после смерти, а французский писатель Оноре де Бальзак (1799—1850) в «Человеческой комедии» рассказал о том, почему оно их ожидает.

Писатель показал ад самой жизни и раскрыл человечеству глаза на самое себя.

За 20 лет каторжного труда (ежедневно с полуночи до шести вечера) Бальзак создал грандиозный цикл из 98 произведений, давших панораму целой эпохи, населенной бессмертными героями, одним из которых является ростовщик Гобсек.

Э. Золя сравнивал «Человеческую комедию» Бальзака с Вавилонской башней, которую «архитектор не успел, да и не имел бы времени когда-либо окончить». «Gobseck» — «Гобсек» стал в нем фундаментальным основанием, золотым во всех смыслах хребтом, на котором потом наросла плоть последующих сочинений.

Разные критики относят это произведение к разным жанрам: роману, повести, новелле и это не суть важно, т.к. оно впитало в себя все жанры прозы. Именно это обстоятельство побудило нас отнести его к романам.

«Гобсек»
(1830, 1835, 1842)

«Гобсек», вошедший в первую часть «Человеческой комедии» — «Сцены частной жизни» был впервые издан в «физиологических очерках» в марте 1830 г. под названием «Ростовщик».

Очерк не привлек широкого внимания. Через месяц Бальзак опубликовал повесть «Опасности беспутства», куда поместил этот очерк в качестве первой ее части.

В переработанном виде это произведение вышло в 1835 г. под названием «Папаша Гобсек» (Гобсек в переводе с французского и бельгийского означает «Сухоглот», т.е. «Питающийся всухомятку», или «Живоглот»).

В окончательной редакции 1842 г. оно стало называться «Гобсек».

Бальзак уловил основную мелодию июльской монархии — звон денег и разглядел главных «звонарей» послереволюционной эпохи — банкиров, ростовщиков, финансовую буржуазию вообще.

Ростовщик — одна из первых профессий в истории человечества. Уже в Вавилоне ростовщики выделялись своим роскошеством среди городских жителей. О них писали Катон и Шекспир, десятки других прославленных писателей и историков.

Со временем ростовщики впали в безумие накопительства, а значит, и в закономерную крайность — скаредность.

Именно таким скрягой Бальзак и создал Гобсека, вложив ему в уста целую философию скопидомства. Примечательно признание ростовщика: «Из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это… золото. В золоте сосредоточены все силы человечества… В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает в действительности… Золото — вот духовная ценность нынешнего общества. Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги. Везде идет борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна… Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили».

Принято считать, что образ Антея стал великим после того, как очистился от всего земного (этот посыл относят вообще ко всему великому). Но удивительно другое: образ Гобсека велик именно в его земной грязи; он корнями как дуб врос в почву стяжательства, породившую его.

Это воистину Наполеон наживы и скупости, победивший пространство и время, идеолог самой престижной ныне профессии — торгашества. Другого такого не знает мировая литература, даже в таких гениальных приближениях, как Скупой из одноименной комедии Мольера, Скупой рыцарь из «Маленьких трагедий» Пушкина и Плюшкин из «Мертвых душ» Гоголя. Этим персонажам, в сравнении с Гобсеком, увы, не хватает величия. И даже не просто человеческого — демонического. Ведь он не просто ростовщик, он жрец золотого тельца. «У меня взор, как у господа бога: я читаю в сердцах».

В основе сюжета лежит история любви дочери виконтессы де Гранлье — Камиллы и обедневшего аристократа Эрнеста де Ресто. По просьбе виконтессы, стряпчий Дервиль рассказал ей о причинах разорения отца Эрнеста. Граф де Ресто женился в свое время на беспутной дочери папаши Горио (героя другого романа Бальзака «Отец Горио») — Анастази, пустившей по ветру его состояние ради альфонса Максима де Трай. Дервиль в начале своей адвокатской практики пытался сохранить часть имущества графа для его детей с помощью ростовщика Гобсека, с которым он познакомился, будучи студентом.

Этого 76-летнего старика, безжалостно взыскивавшего с должников проценты, а за неимением оных присваивавшего их имущество и драгоценности, стряпчий называл не иначе как «человек-автомат», «человек-вексель», «золотой истукан».

Гобсека нельзя было разжалобить: «иногда его жертвы громко кричат и выходят из себя, затем у него воцаряется глубокая тишина, как на кухне, где только что зарезали утку». В душе у ростовщика, похоже, был один только холодный слиток золота, но тому было оправдание — «ни одна душа человеческая не получила такой жестокой закалки в испытаниях, как он».

Однако несмотря на нажитые им миллионы, Гобсек, дабы не афишировать свое богатство и платить за него «лишние» налоги, жил впроголодь, ходил пешком, ютился в двух снимаемых комнатенках, был одинок, нелюдим, и лишь проникшись доверием к Дервилю, ссудил ему однажды под «божеский» процент 150 000 франков для покупки патента, а также иногда, расчувствовавшись, по-отечески делился с ним своими циничными мыслями.

По Гобсеку механизм власти над людьми был прост — миром правит тот, кто владеет золотом, а владеет им ростовщик.

Особенно безжалостен Живоглот был к аристократам, когда те пресмыкались перед ним в надежде оттянуть время расплаты. Честный Дервиль по-молодости наивно восклицал: «Да неужели все сводится к деньгам!», пока сам не убедился в этом. Граф перед смертью успел по совету Дервиля передать все права на остатки имущества Гобсеку, которого стряпчий справедливо аттестовал как человека «самой щепетильной честности во всем Париже».

После кончины графа Дервиль с Гобсеком явились к де Ресто и застали «распотрошенный» Анастази кабинет умершего мужа. В поисках завещания неутешная супруга даже столкнула труп с постели.

«Труп графа лежал ничком, головой к стене, свесившись за кровать, презрительно отброшенный, как один из тех конвертов, которые валялись на полу, ибо и он теперь был лишь ненужной оболочкой».

Заслышав шаги, она бросила в огонь бумаги, адресованные Дервилю, лишив тем самым себя имущества. Ростовщик, в котором, по словам Дервиля, жили два существа — подлое и возвышенное, так и не вернул ей имущество графа.

Все свое добро он завещал внучатой племяннице — проститутке по прозвищу «Огонек», а Дервилю — сгнившие и пропавшие продукты питания, которыми было забито его жилище — до последней минуты ростовщик не решался продать их, боясь продешевить.

В последние свои мгновения Гобсек любовался грудой «золота» в камине. (Бальзак позднее в «Евгении Гранде» завершил обобщенный портрет ростовщика убийственным штрихом: умирая, старик Гранде судорожно вцепился в золотое распятие, поднесенное ему священником.) В конце рассказа Дервиль несколько утешил виконтессу, сообщив ей, что Эрнест де Ресто в скором времени обретет утраченное состояние.

«Гобсек», ставший одним из первых, если не первым социальным романом XIX в., по выходу в свет был встречен сдержанным гулом, в котором негодования было не меньше чем восторгов. Да и критика особо не баловала роман, ставший биографией тех, от кого зависело ее собственное существование.

В официальной России этот и последующие романы Бальзака были встречены без особого восторга. Позднее, когда писатель посетил нашу страну, за ним был учрежден негласный надзор полиции.

Вслед за Бальзаком, возвращавшимся к теме ростовщичества в «Евгении Гранде», «Истории величия и падения Цезаря Боррито», «Крестьянах», ее подхватили многие писатели: Н.В. Гоголь («Портрет», «Мертвые души»), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание»), В.В. Крестовский («Петербургские трущобы»), Ч. Диккенс («Рождественская история»), Т. Драйзер («Финансист», «Титан», «Стоик»), У. Фолкнер («Деревушка») и др.

В советское время было попрощались с образом Гобсека, уверовав в то, что «эпоха, описанная Бальзаком, давно отошла в прошлое». Однако Живоглот оказался на удивление живуч и сегодня вновь во весь голос заявил свои права на главное место под солнцем, отлитым из золота.

В СССР «Гобсек» впервые был экранизирован режиссером К.В. Эггертом в 1937 г. Через 50 лет на киностудии «Молдова-филм» сняли одноименный советско-французский фильм (реж. А.С. Орлов).


источники:

http://pandia.ru/text/80/085/44300.php

http://proza.ru/2013/09/03/318