О каком модернистском течении идет речь во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание

Контрольный тест по поэзии Серебряного века

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест «Поэзия Серебряного века»

1. Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии.

1) начало 20 века
2) конец 19 – начало 20 века
3) начало-середина 20 века
4) конец 19 века

2. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?

1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм

3. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?

1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм

4. О каком поэтическом течении «серебряного века» идет речь?

«Направление в литературе и искусстве, проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах». (Словарь С. Ожегова)

5. Назовите модернистское течение конца XIX — начала XX.в.в., которому были присущи следующие принципы: «Отказ от мистической туманности, стремление к конкретности, красочности, предметности образов».

6. Кто из поэтов является представителем футуризма?

1) В. Маяковский
2) А. Блок
3) М. Цветаева
4) А. Ахматова

7. «Цех поэтов» — это название союза:

1) символистов
2) акмеистов
3) новокрестьянских поэтов
4) футуристов

8. Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни»?

1) С. Есенина
2) В. Иванова
3) К. Бальмонта
4) И. Северянина Конец формы

9. Творчество какого поэта Серебряного века (из перечисленных ниже) не было связано с футуризмом?

1. В. Маяковского

10. Кто из перечисленных поэтов Серебряного века не принадлежал к какому-либо поэтическому течению?

11. Что такое символ?

1. поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления

2. слово или оборот в иносказательном значении

3. художественный прием, основанный на преувеличении

4. художественный прием, основанный на противопоставлении

12. К какому литературному течению конца XIX — начала XX в.в. относились В. Брюсов, З. Гиппиус, К. Бальмонт?

4. новокрестьянская поэзия

13. Соотнесите приведенный ниже стихотворный отрывок с названием модернистского течения, в стиле которого оно написано:
Боэбоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиээй пелся облик,
Гзи-гзи-гзи пелась цепь.

14. Соотнесите название модернистского течения конца XIX — начала XX.в.в. с принципами, ему присущими: «Элитарность, возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность. Ориентация на читателя — соавтора».

1. Новокрестьяская поэзия

15.Какое из произведений не принадлежит Блоку?

а) «Анна Снегина»; б) «Незнакомка»; «На поле Куликовом»; «Вхожу я в тёмные храмы. ».

16.Назовите художественный приём, использованный в стихотворении С.А. Есенина: «Дымом половодье зализало ил, / Желтые поводья месяц уронил. ».

17.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Ахматовой: «У меня сегодня много дела: / Надо память до конца убить, / Надо, чтоб душа окаменела, / Надо снова научиться жить».

18.Определите средство художественной выразительности, используемое в стихотворении С. Есенина: «Все мы, все мы в этом мире тленны, / Тихо льётся с клёнов листьев медь. ».

19.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Блока: «О Русь моя! Жена моя! До боли / На ясен долгий путь!».

20.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А.А. Ахматовой: «Заплаканная осень, как вдова / В одеждах чёрных, все сердца туманит. »

21. «Стоит передо мной моя тема Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». О какой теме писал А. Блок?

а) тема революции; б) тема любви; в) тема прошлого; г) тема России.

22.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «авангардистское течение в европейском и русском искусс­тве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слия­ния его с ускоренным жизненным процессом».

23.Укажите соответствия (цифра – буква), с каким из направлений соотносится творчество каждого из нижеприведённых поэтов:

1. В. Маяковский а) символизм

2. С. Есенин б) акмеизм

3. А. Ахматова в) футуризм

4. В. Брюсов г) новокрестьянская поэзия

24.Манифестом какого литературного течения модернизма была «Пощёчина общественному вкусу»?

а) символизма; б) акмеизма; в) футуризма; б) имажинизма.

25. Кто является автором поэтического сборника «Вечер»?

1) М. Цветаева
2) З. Гиппиус
3) А. Ахматова
4) Н. Гумилёв

26.Какая тематика раскрывается в стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу. »?

а) любовная; б) философская; в) тема поэта и поэзии; г) тема родины.

27. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?

1) В. Брюсов
2) Н. Гумилев
3) А. Ахматова
4) О. Мандельштам

Прочитайте и проанализируйте стихотворение В. Маяковского «А вы могли бы?»

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

на флейте водосточных труб?

Тест «Поэзия Серебряного века»

1. Как называется период русской литературы, предшествующий «серебряному веку»?

1) золотой век
2) бронзовый век
3) медный век
4) нет правильного ответа

2. Название какого поэтического течения переводится как «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора».

1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм

3. Какое поэтическое течение было первым в литературе «серебряного века»?

1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм

4. Определите, о каком поэтическом течении «серебряного века» говорится в определении.

«…провозгласил освобождение поэзии от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова». (Большая Советская Энциклопедия)

5. Определите, о каком поэтическом течении «серебряного века» говорится в определении.

«Направление, отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, который должен был бы разрушить все традиции и приёмы старого искусства». (Словарь С. Ожегова)

6. Кто из поэтов является представителем новокрестьянской поэзии?

1) В. Маяковский
2) А. Ахматова
3) С. Есенин
4) Н.Гумилев

7. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» — это призыв:

1) акмеистов
2) имажинистов
3) футуристов
4) символистов

8. Кто из перечисленных русских поэтов не принадлежал к Серебряному веку русской поэзии?

9. Кто из перечисленных поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного акмеизмом?

10. Как назывался манифест футуристов?

2. «О прекрасной ясности»

3. «Пощечина общественному вкусу»

4. «Долой Пушкина с корабля современности»

11. Лирический герой — это

3. образ героя, чьи переживания, мысли и чувства отражены в стихотворении

4. образ героя, наиболее симпатичного рассказчику

12. К какому модернистскому течению конца XIX — начала XX в.в. примыкали Д. Бурлюк, В. Хлебников?

13. Какое модернистское течение В. Брюсов называл «поэзией намеков»?

3. новокрестьянская поэзия

14.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «литературно-художественное течение, ставившее целью искусства подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, характеризующееся музыкальностью, возвышенностью тематики, многозначностью образов, мистической настроенностью».

15.Какой теме посвящён микроцикл «На поле Куликовом»?

а) теме революции; б) любовной теме; в) теме родины; г) теме одиночества.

16.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении В. Маяковского: «В сто сорок солнц закат пылал, / в июль катилось лето. »

17.Определите средство художественной выразительности, используемое в поэме А. Блока «Двенадцать»: «Чёрный вечер. / Белый снег. / Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек».

18.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Ахматовой: «Из ребра твоего сотворённая, / Как могу я тебя не любить?».

19.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении С. Есенина: «Не жаль мне лет, растраченных напрасно, / Не жаль души сиреневую цветь. »

20.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Блока: «А Непрядва убралась туманом, / Что княжна фатой».

21.Какую тему можно считать ведущей в поэтическом творчестве С.А. Есенина

а) тема любви, б) тема одиночества; в) тема революции, г) тема родины.

22.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «модернистское течение, провозглашавшее конкрет­но-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначаль­ного, не символического смысла, повышенное внимание к ху­дожественной детали».

23.Укажите соответствия (цифра – буква), с каким из направлений соотносится творчество каждого из нижеприведённых поэтов.

1. А. Блок а) символизм

2. Н. Гумилев б) новокрестьянская поэзия

3. Д. Бурлюк в) футуризм

4. С. Есенин г) акмеизм

24.Какое из модернистских течений имело второе название «адамизм»?

а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм; г) новокрестьянская поэзия.

25. Соотнесите отрывок из литературного манифеста с литературным направлением: «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание».

4. Новокрестьянская поэзия

26.Кто стоял во главе «Цеха поэтов»?

а) А. Ахматова; б) О. Мандельштам; в) Н. Гумилёв; г) М. Кузмин.

27. Кто является автором сборника «На поле Куликовом»

Прочитайте и проанализируйте стихотворение А. Блока

«Этот мир очарований, этот мир из серебра». Приемы анализа лирического стихотворения. Семинар-практикум в 11-м классе

Разделы: Литература

Задачи урока:

  • Обобщить знания учащихся о культуре серебряного века;
  • Систематизировать знания о поэзии серебряного века;
  • Совершенствовать навыки системно-комплексного анализа лирического произведения;
  • Развивать эстетический вкус и чуткость к поэтическому слову;
  • Совершенствовать навыки работы в группах.

Оснащение урока:

  • Мультимедийный проектор, экран, системный блок;
  • Презентация, выполненная в программе Mikrosoft PowerPoint;
  • Портреты поэтов серебряного века и букет цветов перед ними;
  • Выставка поэтических сборников, книга пародий “Парнас дыбом”;
  • Раздаточный материал: тексты стихов, схема анализа лирического произведения, вопросы к анализу стихов.

Содержание урока:

На экране – слайд презентации с темой урока.

1. Оргмомент и вводное слово учителя.

Рождение стиха

В душе моей мрак грозовой и пахучий…
Там вьются зарницы, как синие птицы…
Горят освещенные окна…
И тянутся длинны,
Протяжно-певучи
Во мраке волокна…
О, запах цветов, доходящий до крика!
Вот молния в белом излучье…
И сразу все стало светло и велико…
Как ночь лучезарна!
Танцуют слова, чтобы вспыхнуть попарно
В влюбленном созвучье.
Из недра сознанья, со дна лабиринта
Теснятся виденья толпой оробелой…
И стих расцветает цветком гиацинта,
Холодный, душистый и белый.

Язык поэзии – особый язык. Им владеют настоящие Мастера – такими Мастерами были поэты серебряного века. Вы встречались с их произведениями на уроках литературы и, наверное убедились: чтобы понимать их язык тоже нужно мастерство. Мастерство читателя, владеющего приемами анализа лирического текста.

Я убеждена, что за годы учебы вы овладели многими секретами этого мастерства. И предлагаю вам сегодня проверить себя – чтобы во всеоружии подойти к выпускным экзаменам, которые уже не за горами.

Итак: цель нашей встречи – систематизировать имеющиеся у вас навыки анализа лирического стихотворения. А помогут нам в этом Великие Мастера – поэты серебряного века.

2. Повторение и обобщение знаний о культуре серебряного века (сопровождается слайдами презентации):

1. Характеристика модернистских течений;

Задание 1. О каком модернистском течении идет речь:

  • “Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой.” символизм
  • “Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.” футуризм
  • “Для нас … вес ничтожнейшего все-таки несоизмеримо больше отсутствия веса, небытия, и потому перед лицом небытия – все явления братья.” акмеизм

Задание 2. Определите течение по его характеристике:

1: (символизм)

  • Поэтика намека и иносказания;
  • Отношение к слову как шифру некоей духовной тайнописи, знаковое наполнение обыденных слов;
  • Апология мига, мимолетности, в которых отражается Вечность;
  • Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты;
  • Глубокий историзм, с позиций которого видятся и современные события;
  • Изысканная образность, музыкальность и легкость слога.

2: (акмеизм)

  • Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, “радостного любования бытием”;
  • Стремление придать слову определенное, точное значение, основывать произведения на конкретной образности, требование “прекрасной ясности” (“кларизма”);
  • Обращение к человеку, к “подлинности” его чувств;
  • Поэтизация мира первозданных эмоций.

3: (футуризм)

  • Отрицание гармонии как принципа искусства;
  • Культ техники, индустриальных городов;
  • Словесные деформации, напряженный интерес к “самовитому слову”, к неологизму, к игровому началу;
  • Пафос эпатажа;
  • Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника. Представители поэтических школ;

Задание 3. Исправьте неточности в предложенных списках:

Символисты: Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Соловьев, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, М.Волошин, И.Бунин, А.Блок, А.Белый…

Акмеисты: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, В.Ходасевич, М.Кузмин, Г.Иванов, С.Есенин…

Футуристы: В.Хлебников, В.Маяковский, Д.Бурлюк, И.Северянин, Б.Пастернак, И.Анненский, М.Цветаева…

Ответ:

Не принадлежали к этим течениям: И.Бунин, С.Есенин, Саша Черный, М.Волошин, М.Цветаева, В.Ходасевич…

2. Перекличка с другими видами искусства (на слайдах репродукции художников начала XX века, демонстрация сопровождается музыкальными фрагментами из произведений русских композиторов):

  • Символизм (Бакст, Врубель, Борисов-Мусатов, Глазунов)
  • Футуризм (Малевич, Гончарова, Кандинский, Прокофьев)
  • Акмеизм (Головин, Жуковский, Серебрякова, Кустодиев, Лядов)
  • Модернизм в целом (Грабарь, Куинджи, Кустодиев, Скрябин)
  • Реализм (Крамской, Левитан, Поленов, Чайковский)

3. Поэтические индивидуальности серебряного века (особенности стиля): комментарий к пародиям из сборника “Парнас дыбом”

  • Игорь Северянин
  • Владимир Маяковский
  • Константин Бальмонт
  • Николай Гумилев
  • Валерий Брюсов

(тексты стихов и пародий см. в приложении)

При работе опираются на предложенную учителем схему анализа стихотворения (см.в приложении)

В каждом случае учащиеся отмечают наиболее яркие приметы стиля, проявляющиеся в ритмике и мелодике стиха, особенностях рифмовки, интонировании, использовании ключевых слов и образов, неологизмов и т.п.

4. Предварительные итоги: общность поэтов серебряного века

  • На слайде презентации поочередно появляются тезисы:
  • Все эти поэты – современники, их объединяет сама эпоха, они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России;
  • Всем им свойственно ощущение внутреннего смятения, душевной дисгармонии;
  • Все они по-особенному трепетно относятся к слову, образу, ритму;
  • Все они новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры поэтического произведения;
  • Их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…

5. Анализ стихов: работа в группах с опорой на схему анализа и вопросы.

А.Блок “На железной дороге”

1. Охарактеризуйте общее настроение данного стихотворения. Какие интонации преобладают?

Стихотворение А.Блока – трагично по своему общему настроению, в нем преобладают интонации тоски, горечи, разочарований.

2. Прокомментируйте смысл названия. Как оно преломляется в композиции стихотворения?

В центре внимания поэта – судьба погибшей девушки. Однако о том, что она мертва, сообщается лишь в обрамляющих стихотворение строфах, центральная часть произведения посвящена ее жизни.

3. Как изображена погибшая девушка? Через какие детали раскрывается авторское отношение к ней (обратите внимание на структуру предложений)?

Многочисленные портретные детали подчеркивают красоту и одухотворенность героини (“красивая и молодая”, “нежней румянец, круче локон”). Даже о погибшей говорится – “как живая”. Автор рассказывает о своей героине, используя определенно-личные предложения, не называя ее имени, не употребляя местоимения “она”. Отсутствие подлежащего создает ощущение, что она предельно близка и дорога ему.

4. В каких образах предстает мир, окружающий героиню? С какой целью использована метонимия (“Молчали желтые и синие, в зеленых плакали и пели”)?

Иначе изображен окружающий героиню мир: это мир без людей, мир без лиц. Бездушие этого мира подчеркнуто метонимией (“Вагоны шли привычной линией… Молчали желтые и синие”) и пропуском подлежащего, который в этом случае играет совершенно иную роль (“В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стеклами…”).

5. Какие эпитеты раскрывают отношение мира к героине? Как проявляется трагическая парадоксальность этого мира?

Отношение этого мира к героине передают эпитеты привычной, сонные, ровным, блеклыми, небрежною. Особенно выразителен эпитет пустынные (глаза), который, с одной стороны, контрастирует с “жадными взорами” героини, а с другой – несет в себе не только мотив пустоты (ср. с эпитетом пустынные), но и мотив безжизненности. Не случайно эти пустынные глаза не замечают героиню, не различают ее на фоне окружающего пейзажа, о чем свидетельствует ряд однородных членов: “Платформу, сад с кустами блеклыми, ее, жандарма с нею рядом”. Таким образом, умершая девушка предстает перед нами как живая, а от мира живых людей веет холодом, мертвенностью.

6. Как чувствует себя в этом мире живая душа? Почему к слову “тоска” Блок подбирает эпитеты “дорожная, железная”?

Единственное чувство, которое рождается у человека в этом мире, — всепоглощающая душу тоска, которую Блок называет “дорожною, железною”. Слова, которые в названии стихотворения обозначают лишь место действия, приобретают характер символов, создают ощущение тоски бесконечной и холодной.

7. С какой целью в стихотворении дважды повторено слово “скользнул” в 6-й строфе? Учтите, что по “закону золотого сечения” именно эти строки являются ключевыми.

8. Почему юность героини названа “бесполезной”?

Живое чувство в этом мире – или маска, или случайность, что подчеркнуто дважды повторенным в изображении гусара глаголом скользнул. Поэтому ожидание любви, надежда на воплощение идеала оказываются здесь лишь “пустыми мечтами”, а юность, проведенная в них, “бесполезной”.

9. Какой смысл приобретает слово “больно” в последней строке? Какие художественные средства расширяют его смысл.

Сюжет этого стихотворения перекликается с произведениями русских классиков. На его связь с “Воскресением” Л.Н.Толстого указывал сам Блок. Интересны также переклички с некрасовской “Тройкой”. Однако в отличие от Некрасова Блок избегает социальной конкретики. Он не указывает реальной причины гибели героини. Более того, в последней строке он употребляет по отношению к мертвой девушке слово больно, тем самым как бы смещая акцент с физической гибели человека на гибель его души в бесчеловечном мире и одновременно выражая собственную боль.

10. Почему это стихотворение Блок включил в цикл “Родина”? Как оно связано с другими стихами цикла (например, со стихотворением “Россия”)?

Многими мотивами и образами стихотворение связано с циклом “Родина”, например со стихотворением “Россия” (“в цветном платке” — “плат узорный до бровей”; “тоска дорожная, железная” — “тоска острожная” и т.п.), что позволяет рассматривать данное стихотворение не только как рассказ о человеческой судьбе, но и как горькие размышления поэта о трагическом пути России.

А.Ахматова “Песня последней встречи”

1. Охарактеризуйте общее впечатление, которое производит стихотворение Ахматовой. Что ему свойственно – усложненность, вычурность формы или простота и внешняя непритязательность?

Как и большинство стихотворений Ахматовой, “Песня последней встречи” привлекает своей естественностью, простотой формы и глубиной содержания.

2. Какие интонации преобладают в стихотворении?

В нем преобладают интонации печали, тоски, одиночества, грусти, растерянности… Но нет того надрыва и трагизма, как в стихотворении А.Блока “На железной дороге”.

3. Какое переживание лежит в основе стихотворения? Обратите внимание на название и на то, что в стихотворении нигде прямо чувство героини не называется.

Название стихотворения иносказательно раскрывает нам ситуацию прощания, расставания, потери. Героиня пребывает в смятении, но Ахматова избегает называть само чувство, передавая его во внешнем проявлении, в своеобразии ассоциаций, которые появляются у героини.

Так воплощается связь Ахматовой с традициями “высокого модернизма”, к которому принадлежит и акмеизм: для постсимволистских течений в поэзии весьма актуальной была проблема соответствия слова тому, что оно обозначает, — и прежде всего это касается слов, передающих психические состояния человека. Ограниченный набор таких слов — “любовь”, “ненависть”, “волнение”, “смятение” и т.п. — при неисчерпаемом богатстве оттенков душевных переживаний человека заставляет поэтов искать косвенных средств передачи всех нюансов человеческих эмоций и состояний.

4. Как душевное состояние героини проявляется в ее поступках, ее восприятии окружающего мира? Найдите в стихотворении “говорящие детали”. Почему Ахматова так “скупа” в использовании изобразительно-выразительных средств?

Любовную лирику Ахматовой отличает глубочайший психологизм. Ей, как никому, удалось раскрыть самые заветные глубины женского внутреннего мира, переживаний, состояний и настроений. Для достижения потрясающей психологической убедительности она пользуется очень емким и лаконичным приемом говорящей детали, которая, западая в память участников кульминации личной драмы, становится “знаком беды”. Такие “знаки беды” Ахматова находит в обыденном мире, что дает дополнительную художественную убедительность и почти зримую достоверность чувствам и размышлениям героини.

В данном стихотворении это такие детали, как перчатка, надетая не на ту руку, три ступени, шепот осенний, темный дом, желтые свечи в спальне.

Своеобразная “скупость” Ахматовой, прозаизация лирики – еще и реакция на некоторую напыщенность и искусственность языка символистов, чего акмеисты старательно избегали в своем творчестве.

5. Каким размером написано стихотворение? Чем объяснить его выбор поэтессой? Какой художественный эффект создается ритмическим сбоем в 4 строчке?

В стихотворении использован излюбленный ахматовский размер – дольник, что становится ясно только с 4-й строчки. Этот размер имитирует эмоциональную разговорную речь, будучи очень близким к ней ритмически, но кроме того создает эффект запинки, выдающей душевное смятение героини.

6. Объясните смысл эпитета “горели свечи равнодушно-желтым огнем”.

Данный пример прекрасно иллюстрирует, как в восприятии героиней внешнего мира проявляется ее внутренне состояние: свечи наделяются свойствами человека, они равнодушны к ее горю. Темный дом и образ свечей, горящих в спальне, ассоциативно связывает любовную тему с мотивом смерти. Ведь именно смерть души переживает человек всякий раз, когда теряет свою любовь…

7. В чем типичность данного стихотворения для любовной лирики А.Ахматовой?

Тема расставания, прощания с любовью; сдержанные интонации; говорящие детали; стихотворный размер – все это делает стихотворение типичным для любовной лирики Ахматовой.

8. Итоги работы. Отметки выставляются с учетом мнения экспертов, которые с начала урока контролировали активность учащихся.

9. Домашнее задание (по выбору учащихся)

Оформить в виде сочинения анализ стихотворений А.Блока “На железной дороге” или А.Ахматовой “Песня последней встречи”.

Самостоятельно проанализировать стихи В.Маяковского “Скрипка и немножко нервно” или С.Есенина “Мы теперь уходим понемногу”. Оформить работу в виде сочинения.

Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота – ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы –
Один ответ: — Откуда мне сие?

Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты
Закон звезды и формула цветка.

Я очень надеюсь, что наша встреча помогла вам убедиться в том, что вы владеете секретами читательского мастерства и умеете общаться с поэтами на их сложном, но прекрасном языке…

Манифест из альманаха «Садок судей II»

Манифест из альманаха «Садок судей II»

Мы выдвинули впервые новые принципы творчества, кои нам ясны в следующем порядке:

1. Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.

2. Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике.

3. Нами осознана роль приставок и суффиксов.

4. Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.

5. Мы характеризуем существительные не только прилагательными (как делали главным образом до нас), но и другими частями речи, также отдельными буквами и числами:

a) считая частью неотделимой произведения его помарки и виньетки творческого ожидания,

b) в почерке полагая составляющую поэтического импульса,

c) в Москве поэтому нами выпущены книги (автографов) «само-письма».

7. Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные — краска, звук, запах.

8. Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках; всякое движение рождает новый свободный ритм поэту.

9. Передняя рифма (Давид Бурлюк), средняя, обратная рифмы (Маяковский)

11. Мы считаем слово творцом мифа, слово, умирая, рождает миф, и наоборот.

12. Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности воспеты нами.

13. Мы презираем славу; нам известны чувства, не жившие до нас.

Мы новые люди новой жизни. , А. Крученых.

Примечания

Манифест из альманаха « II» (стр. 245). Альманах «Садок судей II», СПб. 1913; свиток «Грамоты и декларации русских футуристов», СПб. 1914.

Альманах вышел в феврале 1913 года в Петербурге.

Стр. 245. 1-й «Садок судей» — альманах, в котором были напечатаны произведения В. Хлебникова, В. Каменского, Д. Бурлюка, Елены Гуро и др., вышел в 1910 году.

Метцель и К о — рекламная контора в Петербурге.

Богатых лишь в смысле Метцель и К о футуристов… — Имеется в виду группа эго-футуристов (И. Игнатьев, К. Олимпов, П. Широков, И. Северянин), в изданиях которых печатались рекламные объявления разных торговых фирм.

Стр. 246. …книги (автографов) «само-письма». — Речь идет о книгах футуристов, выпущенных литографским способом, с текстом написанным автором или художником от руки. Так, в частности, выпущена была и первая книга Маяковского — сборник «Я» (весна 1913 г.).

Передняя рифма (Давид Бурлюк), средняя, обратная рифма (Маяковский). — Речь идет об экспериментах над рифмами в стихотворениях Д. Бурлюка и Маяковского (см., в частности, стихотворения «Утро» и «Из улицы в улицу» в т. 1 наст. изд., стр. 34 и 38) — опытах рифмования концов строк с началами следующих («передняя рифма»), рифмования слов с зеркально переставленными слогами (напр., «улица — лица у», «резче — через» — «обратная рифма») и др. Об этих опытах в первых стихах Маяковского В. Я. Брюсов писал в статье «Новые течения в русской поэзии. Футуристы»: «Еще менее удовлетворяют нас такие способы находить новую рифму… какие предлагает В. Маяковский… Однако за пределами этих крайностей остается кое-что, не лишенное своей ценности, как новый прием выразительности в поэзии» (журн. «Русская мысль», М. 1913, № 3, стр. 130).


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/415718

http://mayakovskiy.lit-info.ru/mayakovskiy/articles/manifest-iz-almanaha-sadok-sudej-ii.htm