Оба вы люди со средствами подлежащее и сказуемое

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
    Г Вставьте
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Глагол в личной форме
    • Начальная форма: ВСТАВИТЬ
    • Все характеристики
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ТЕКСТ
    • Все характеристики
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ПОЛ
    • Все характеристики

      Слово может быть разобрано в 4-х вариантах

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Наречие
    • Начальная форма: ВЫШЕ
    • Вариант 2:
    • Часть речи: Предлог
    • Начальная форма: ВЫШЕ
    • Вариант 3:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ВЫША
    • Все характеристики

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Инфинитив
    • Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
    • Все характеристики
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Прилагательное
    • Начальная форма: синтаксический
    • Все характеристики
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: РАЗБОР
    • Все характеристики

      Характеристика предложения

      По цели высказывания
      По интонации (по эмоциональной окраске)
      По количеству грамматических основ
      По количеству главных членов предложения
      По наличию второстепенных членов

      О инструменте

      После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

      Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

      Какой вариант разбора выбрать?

      Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

      Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

      Часть речи сверху слова

      Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

      Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения

      Общаясь каждый день с огромным количеством людей, мы не задумываемся о том, что наш разговор состоит из слов, слова складываются в предложения, предложения — в связный рассказ. И это правильно. Так и должно быть.

      Но иногда все-таки приходится вспоминать школьную программу по русскому языку. Например, чтобы объяснить ребенку основные правила, составить без стилистических ошибок документ, грамотно написать письмо или простую SMS-ку. И здесь нам не обойтись без знаний о том, что же такое подлежащее, сказуемое, и какую функцию они выполняют в предложении.

      Главные члены — грамматическая основа предложения

      Прежде всего необходимо запомнить, что предложение — это не какой-то набор разных слов, а взаимосвязанные между собой речевые единицы, которые, располагаясь в определенном порядке, представляют законченную информацию.

      Например, слова: гулять , я , в парке , люблю , осеннем — всем понятны, и каждое что-то обозначает. Но они существуют сами по себе и не несут никакой смысловой нагрузки. Если же эти слова выстроены в нужном порядке: я люблю гулять в осеннем парке — то получается законченная мысль, то есть предложение.

      Каждое предложение строится по нескольким правилам:

      • слова должны быть обязательно согласованы между собой как по смыслу, так и грамматически;
      • в нем должны находиться основные слова или одно слово, вокруг которых группируются остальные;
      • члены предложения должны располагаться в таком порядке, чтобы информация была наиболее понятной;
      • не должны повторяться одни и те же слова.

      Смысловым центром предложения являются его главные члены — подлежащее и сказуемое. Остальные единицы речи — это второстепенные члены предложения.

      Способы выражения подлежащих

      Подлежащее отвечает на вопросы кто (что)? и обозначает одушевленный или неодушевленный предмет (лицо, событие, явление, понятие и т.д.). В предложении оно всегда стоит в именительном падеже.

      Может быть выражено не только одним словом, но и каким-либо словосочетанием, и даже фразеологизмом. Проще говоря, подлежащее — это то, о ком или о чем говорится в данном предложении. Это предмет, совершающий действие.

      Способов выражения подлежащих существует множество, например:

      1. Существительное в именительном падеже единственного и множественного числа:
        • Белка грызет орехи .
      2. Числительное:
        • Двенадцать не делится на пять .
      3. Местоимение:
        • Я учусь в школе.
        • Мы пошли в кинотеатр.
      4. Инфинитив:
        • Курить — здоровью вредить!
      5. Прилагательное или причастие:
        • Взрослые вышли во двор.
        • Вошедший не закрыл за собой дверь.
      6. Наречие:
        • Завтра наступило неожиданно .
      7. Сочетания слов (географические названия, фразеологические обороты, количественно-именные сочетания или сочетания неопределенного местоимения с прилагательным, сочетания двух существительных с предлогом «с»).
        • Балтийское море является одним из самых больших водоемов в Северной Европе .
        • Бабье лето наступило совершенно неожиданно .
        • Тройка лошадей быстро пронеслась мимо нас.
        • Несколько мужчин сняли головные уборы .
        • Что-то страшное летало в темноте .
        • Мама с ребенком гуляли на детской площадке .

      Реже подлежащее выражается союзом, предлогом, междометьем.

      В чаще леса послышалось «ау» .
      «Но» — противительный союз.

      Особенности выражения сказуемых

      Чаще всего подлежащее поясняется другим главным членом — сказуемым. Оно говорит о том, что делает человек или предмет, или в каком состоянии он находится.

      Сказуемое отвечает на вопросы:

      Что делал (сделал, сделает)? Какова (каков, каково, каковы)?

      Сказуемое чаще всего бывает глаголом:

      Девочка нарисовала маму.
      Дети вышли на прогулку.
      Я посещаю музыкальную школу.

      Но может выражаться и другими частями речи.

      1. Кратким прилагательным:
        • Эта девушка очень скромна .
      2. Существительным:
        • Москва — столица России .
      3. Числительным:
        • Трижды три — девять .
      4. Наречием:
        • Днём — весна . Вечером — осень .

      Различают два вида сказуемых: глагольные и именные. К тому же, глагольные сказуемые бывают простыми и составными.

      Простые глагольные сказуемые могут быть выражены глаголом (в любом наклонении):

      • Вышел месяц из тумана .
      • Дайте мне вон ту книгу .
      • Осенью я пойду в школу .

      Составные глагольные сказуемые включают в себя вспомогательное слово и неопределенную форму глагола. Первое из которых несет грамматическое, а второе — лексическое значение:

      • Вчера папа начал красить забор .
      • Поэты любят читать стихи перед своими поклонниками .

      Составные именные сказуемые выражаются двумя (несколькими) словами или одним словом, но не глаголом:

      • Ребенок был похож на папу .
      • Слово — серебро , молчание — золото .
      • Перед экзаменом я была спокойная , как никогда .

      Знаки препинания между членами предложения

      В зависимости от того, какими именно частями речи являются главные члены предложения, ставятся и знаки препинания, в частности «тире».

      1. Подлежащее и сказуемое выражены существительными:
        • Наши дети — наша радость!
        • Вода — источник жизни на Земле.
      2. Перед такими словами, как: это, вот, это есть, это значит:
        • Движениеэто жизнь!
        • Чтение — вот лучшее учение!
      3. Оба члена предложения — инфинитивы:
        • Много читать — больше знать!
        • Править страной — трудиться ежечасно .
      4. Один компонент основы предложения — глагол в начальной форме, другой — существительное в именительном падеже:
        • Изучать законы мироздания — удел избранных .
        • Брать ответственность на себя — обязанность настоящего мужчины .
      5. Оба члена предложения количественные числительные или количественное числительное + существительное в именительном падеже
        • Пять на десять — пятьдесят .
        • Напряжение электрической сети — двести двадцать вольт .

      Как подчеркиваются главные члены предложения

      Когда есть задание «Найти грамматическую основу» , то можно выполнить следующий алгоритм:

      • прочесть предложение, уяснить его содержание;
      • найти подлежащее, задав вопрос: кто или что здесь главный (-ое);
      • задав от него вопрос: что делает? найти сказуемое;
      • подчеркнуть найденные члены предложения.

      Запомнить, как именно подчеркивать предложения с подлежащим и сказуемым совсем несложно: подлежащее — одной сплошной линией , сказуемое — двумя сплошными чертами .

      Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

      Часто возникает вопрос: подлежащее и сказуемое — это словосочетание или нет? Чтобы ответить на него, нужно сначала вспомнить определение:

      Словосочетание — это сочетание главного члена с одним или несколькими второстепенными членами предложения.

      Если убрать из предложения второстепенные члены, то смысл не потеряется. Например, из предложения: Скоро наступила долгожданная зима уберем слова «скоро» и «долгожданная» . Получилось: Наступила зима . Основная мысль осталась понятной. Значит грамматическая основа — это уже простое нераспространенное предложение, а не словосочетание.

      Как доступно рассказать ребенку о главных членах предложения

      Нам, взрослым людям кажется, что найти грамматическую основу предложения просто. Но ребенку, который еще только знакомится с правилами русского языка, порой бывает очень трудно понять, что такое сказуемые и подлежащие, и как их найти. Особенно, если вторые выражены не существительными, а первые — не глаголами. Еще одна сложность заключается в том, что в предложении может быть несколько имен существительных.

      В начальной школе изучаются только простые предложения, поэтому доступно рассказать о главных членах сможет рассказать практически любой родитель. Разберем объяснение на примере предложения:

      К зиме заяц меняет серую шубу на белую.

      Спрашиваем ребенка: о ком говорится в этом предложении? Правильно, о зайце. Заяц — это какая часть речи? Да, имя существительное. Значит слово «заяц» — подлежащее, подчеркнем его одной линией .

      Далее задаем вопрос «Заяц что делает?» . Правильно, меняет. Меняет — это какая часть речи? Да, это глагол. Значит слово «меняет» — сказуемое; как подчеркивать сказуемое? Правильно, двумя прямыми линиями . Значит грамматическая основа заданного предложения: Заяц меняет .

      Задание. Найдите подлежащее и/или сказуемое в следующих предложениях

      1. На уроке физкультуры дети выстроились в шеренгу по росту.
      2. Бабушка испекла для внучки вкусные пирожки с вишней.
      3. Кто-то шепотом произнес волшебную фразу.
      4. Отдыхающие расположились на лежаках под зонтами.
      5. Девочка все-таки ухитрилась найти спрятанную от нее шкатулку.
      6. Что сказала бы мама, увидев школьные отметки сына.

      Чтобы быстро и правильно находить главные члены в предложении, нужно внимательно изучить данный вопрос и разобрать несколько примеров. Для погружения в тему рекомендуем также ознакомиться со смежной статьёй про грамматическую основу. Она дополнит материал и тогда эта тема не будет вызывать трудностей ни у вас, ни у ваших детей.

      Способы выражения подлежащего

      Рассмотрим спо­со­бы выра­же­ния под­ле­жа­ще­го раз­лич­ны­ми частя­ми речи и сло­во­со­че­та­ни­я­ми в пред­ло­же­нии. В про­стом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее может быть обо­зна­че­но сло­ва­ми раз­ных частей речи, в том чис­ле инфи­ни­ти­вом, лек­си­че­ски и син­так­си­че­ски нераз­ло­жи­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фразеологизмами.

      В пред­ло­же­нии основ­ная мысль сосре­до­то­че­на в его син­так­си­че­ском ядре — под­ле­жа­щем и ска­зу­е­мом.

      Подлежащее — это глав­ный член пред­ло­же­ния, с помо­щью кото­ро­го мож­но узнать, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. К под­ле­жа­ще­му мож­но задать вопрос кто? или что? Этот глав­ный член пред­ло­же­ния пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, обо­зна­ча­ю­щем дей­ствие или состо­я­ние субъекта.

      Подлежащее име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа и может быть обо­зна­че­но не толь­ко отдель­ны­ми сло­ва­ми, но и сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фразеологизмами.

      Таблица

      СпособПример
      1. Имя суще­стви­тель­ное в и. п. Собака игра­ла с костью.
      2. Имя числительное Семеро одно­го не ждут.
      Шесть делит­ся на три.
      3. Местоимение в име­ни­тель­ном падеже Никто не спал в эту ночь.
      4. Инфинитив (обыч­но — в нача­ле предложения) Грубить — пло­хая привычка.
      5. Субстантивированное при­ча­стие, прилагательное Взрослые отпра­ви­ли детей спать.
      Вошедший при­вет­ство­вал присутствовавших.
      6. Любая часть речи в зна­че­нии существительногоНаше зав­тра туманно.
      Грянуло ура .
      7. Различные соче­та­ния слов:
      а) состав­ные гео­гра­фи­че­ские названия;
      Садовое коль­цо — кру­го­вая транс­порт­ная магистраль.
      б) устой­чи­вые соче­та­ния слов, в том чис­ле фра­зео­ло­ги­че­ские обороты;В стране актив­но раз­ви­ва­ет­ся сель­ское хозяй­ство .
      в) количественно-именные сочетания; Несколько чело­век вошли в ком­на­ту. Один из них был в очках.
      г) соче­та­ния соби­ра­тель­но­го сущ. с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем (ряд, часть, мно­же­ство) с сущ. или место­им. в р. п.;На пло­ща­ди собра­лось мно­же­ство наро­да .
      д) соче­та­ния неопре­де­лен­ных место­име­ний с име­на­ми прилагательными; Что-то чер­ное заше­ве­ли­лось в углу.
      е) соче­та­ние сущ. в и. п. с пред­ло­гом «с» и сущ. в тв. п. Мама с ребен­ком шли впереди.

      Выражение подлежащего в простом предложении

      Подлежащее выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи как имен­ны­ми, так и слу­жеб­ны­ми. В роли глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­ще­го субъ­ект дей­ствия, чаще все­го выступает

      1. суще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном паде­же един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го числа

      2. местоимения-существительные (лич­ные, отно­си­тель­ные, опре­де­ли­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопределенные)

      Любой зна­ет ответ на этот вопрос.

      3. коли­че­ствен­ное или соби­ра­тель­ное числительное

      Двое быст­ро про­шли через тем­ный двор.

      4. при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие, кото­рое пере­шло в существительное

      Скромный гово­рит о себе сво­и­ми поступками.

      Выздоравливающие про­гу­ли­ва­лись по аллее.

      6. наре­чие в роли существительного

      7. слу­жеб­ные части речи и меж­до­ме­тие, кото­рые при­об­ре­ли пред­мет­ное значение

      Около — это про­из­вод­ный пред­лог, а тоже — союз.

      Громкое «бра­во» раз­да­лось с бал­ко­на театра.

      Иногда осо­бое затруд­не­ние вызы­ва­ет под­ле­жа­щее, выра­жен­ное неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла, или инфинитивом.

      Выражение подлежащего инфинитивом

      Инфинитив может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния. Рассмотрим инфи­ни­тив в роли подлежащего.

      К упать­ся ночью в море запре­ща­ет­ся .

      В этом пред­ло­же­нии к сло­ву «купать­ся» зада­дим вопрос: о чем идет речь?

      «Купаться» — это под­ле­жа­щее, кото­рое пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, выра­жен­ным гла­го­лом «запре­ща­ет­ся».

      Купаться запре­ща­ет­ся — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

      Подлежащее, выра­жен­ное инфи­ни­ти­вом, нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния. Чтобы вер­но ука­зать под­ле­жа­щее в фор­ме инфи­ни­ти­ва и не спу­тать его с дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, сле­ду­ет выяс­нить вто­рой глав­ный член. Такое под­ле­жа­щее, как пра­ви­ло, име­ет пояс­ня­ю­щее его ска­зу­е­мое, обо­зна­чен­ное сло­ва­ми раз­ных частей речи:

      Осознать свою ошиб­ку — это бла­го­род­ство .

      б) дру­гим гла­го­лом в фор­ме инфинитива

      Для меня жить — зна­чит рабо­тать (И. К. Айвазовский).

      в) сло­вом кате­го­рии состояния

      Всегда насла­ждать­ся — это невоз­мож­но .

      г) при­ла­га­тель­ным в пол­ной фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа с глаголом-связкой

      Дарить сча­стье дру­гим — быть самом у счаст­ли­вым .

      Выражение подлежащего словосочетанием

      Подлежащее выра­жа­ет­ся лек­си­че­ски неде­ли­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми, в соста­ве кото­рых укажем

      а) име­на собственные

      б) име­на нарицательные

      в) устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния — термины

      Подлежащее может быть обо­зна­че­но син­так­си­че­ски неде­ли­мы­ми соче­та­ни­я­ми слов, одно из кото­рых обо­зна­ча­ет коли­че­ство или ука­зы­ва­ет на него:

      а) соче­та­ние чис­ли­тель­но­го с существительным

      б) соче­та­ние суще­стви­тель­ных «боль­шин­ство», «мно­же­ство», «мень­шин­ство», «ряд», «часть», «сот­ня» с суще­стви­тель­ным в фор­ме р. п. мн. ч.

      в) соче­та­ние место­име­ний «столь­ко», «сколь­ко», «несколь­ко» с суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме р. п. мн. ч.

      г) соче­та­ния, выра­жа­ю­щие при­бли­зи­тель­ное коли­че­ство, с пред­ло­га­ми «око­ло», «до» и сло­ва­ми «мно­го», «мало», «свы­ше», «боль­ше», «мень­ше»

      д) соче­та­ние место­име­ния или чис­ли­тель­но­го в и. п. с суще­стви­тель­ным в р. п. с пред­ло­гом «из»

      е) суще­стви­тель­ное или лич­ное место­име­ние в и. п. с суще­стви­тель­ным в тво­ри­тель­ном паде­же, если ска­зу­е­мое име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го числа

      (Кто?) Я с бра­том , вой­дя в дом, сня­ли шапки.

      Я (с кем?) с бра­том пошел на охоту.

      ж) неопре­де­лен­ное место­име­ние (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с при­ла­га­тель­ным (при­ча­сти­ем) в роли существительного:

      Некто незна­ко­мый загля­нул в калитку.

      Что-то тре­вож­ное послы­ша­лось нам в гуле ветра.

      з) выра­же­ния с вре­мен­ным зна­че­ни­ем, в соста­ве кото­рых име­ют­ся сло­ва «нача­ло», » «сере­ди­на», «конец»

      Незаметно подо­шла сере­ди­на квар­та­ла .

      и) целые пред­ло­же­ния, кото­рые теря­ют предикативность

      Подлежащее выражено фразеологизмом

      В каче­стве глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния может высту­пать фра­зео­ло­гизм, кото­рый не делит­ся на состав­ля­ю­щие его сло­ва и цели­ком явля­ет­ся подлежащим.

      Примеры:

      Нить Ариадны помог­ла Тесею вый­ти из лабиринта.

      Манна небес­ная вряд ли будет сыпать­ся нам.

      Эта голу­ба я меч­та неосу­ще­стви­ма для меня.

      Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»


      источники:

      http://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/sintaksis/podlezhaschee-i-skazuemoe-glavnye-chleny-predlozheniya.html

      http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/vyrazhenie-podlezhaschego.html