Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса
Подчеркните грамматическую основу каждого предложения. Обозначьте цифрами вид сказуемого: простое глагольное -1, составное глагольное – 2, составное именное – 3.
Обедало человек двадцать.
Третий играл на клавикордах венский вальс.
Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение.
Подчеркните грамматическую основу предложений. Поставьте, где нужно, тире.
Лесть и трусость самые дурные пороки.
Познание России вот главнейшая, живая наука.
Выделите грамматическую основу предложений. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложений и подчеркните их.
Старушка протянула блюдечко с красным мороженым.
Определите однородные и неоднородные определения. Поставьте необходимые, на ваш взгляд, знаки препинания.
Офицеры смотрели на толстую громадную фигуру Пьера.
Он был одет в толстую драповую куртку.
Поставьте недостающие знаки препинания
Карманы их вечно были наполнены всякою дрянью, как то бабками свистелками сделанными из перышек недоеденным пирогом.
Определите, где слова с повторяющимися союзами являются однородными членами, а где – устойчивыми сочетаниями. Поставьте нужные запятые.
Что-то подняло ее совсем ни свет ни заря…
И те и другие с удивлением смотрели на Пьера.
Поставьте, где нужно, запятые. Укажите несогласованные определения и определяемые слова, к которым они относятся.
Чистенький немножко плешивый с золотистыми бачками около ушей скромный он имел вид человека готового услужить.
Поставьте необходимые запятые.
Он скрепя сердце поехал в Варшаву.
Мне по случаю трудной дороги подпрягают пять и шесть лошадей
Поставьте необходимые, на ваш взгляд, запятые.
Все барышни и даже дамы исключая самых старых встали.
Поставьте необходимые запятые, выделив, где нужно, уточняющие, пояснительные и определительные обороты.
Поздно вечером то есть часов в одиннадцать я пошел по аллее.
У берегов Сахалина водятся сивучи или морские львы
Поставьте недостающие запятые, обращая особое внимание на вводные слова внутри обособленных оборотов.
Послышался крик Денисова очевидно разгорячившегося
Она отвечала ему невпопад и очевидно не слушала его.
Поставьте недостающие запятые. Обведите обращения.
Любезный граф вы один из лучших моих учеников.
Разбойник ты мне поплатишься за это…
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса
Подчеркните грамматическую основу каждого предложения. Обозначьте цифрами вид сказуемого: простое глагольное -1, составное глагольное – 2, составное именное – 3.
Познать его трудно.
Болтовня француза теперь показалась ему противна.
В это время начальник показался на мосту.
Подчеркните грамматическую основу предложений. Поставьте, где нужно, тире.
Остроумие, по-моему, великолепная вещь.
Купцы, известно, народ хвастливый. Вы ученые.
Выделите грамматическую основу предложений. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложений и подчеркните их.
В ста шагах от ворот стоял небольшой домик с красной крышей.
Определите однородные и неоднородные определения. Поставьте необходимые, на ваш взгляд, знаки препинания.
Над черными крышами стояло темное звездное небо.
На чистом звездном небе было только два облака.
Поставьте недостающие знаки препинания
И насвистываемая песенка, и походка, и жест покручиванья усов все казалось теперь оскорбительным Пьеру..
Определите, где слова с повторяющимися союзами являются однородными членами, а где – устойчивыми сочетаниями. Поставьте нужные запятые.
Чем ни то ни се, ни два ни полтора, так уж лучше совсем ничего.
Меня оклеветали ни за что ни про что.
Поставьте, где нужно, запятые. Укажите несогласованные определения и определяемые слова, к которым они относятся.
Это была сухая желтая с черными блестящими глазами болезненная и нервная женщина..
Поставьте необходимые запятые.
Два помощника писали на столах скрипя перьями.
За сценой бьют в набат по случаю пожара, начавшегося уже давно.
Поставьте необходимые, на ваш взгляд, запятые.
Сперва он ничего кроме биения своего сердца не слышал..
Поставьте необходимые запятые, выделив, где нужно, уточняющие, пояснительные и определительные обороты.
Царапнула по стене ветка растущего по близости куста или дерева.
В тот день 27 июня были подписаны первые условия мира.
Поставьте недостающие запятые, обращая особое внимание на вводные слова внутри обособленных оборотов.
Но видимо у медведя заболела спина.
Долохов смотрел на него видимо желая еще повеселиться над ним..
Поставьте недостающие запятые. Обведите обращения.
Неужели несчастный вы этого не видите?
Вы собираетесь на войну князь?
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса
Подчеркните грамматическую основу каждого предложения. Обозначьте цифрами вид сказуемого: простое глагольное -1, составное глагольное – 2, составное именное – 3.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Детское лицо Ростова первое бросилось ему в глаза.
День был ясный, солнечный.
Подчеркните грамматическую основу предложений. Поставьте, где нужно, тире.
Нос с подбородком словно щипцы для орехов.
Расточить такое богатство нелегкая задача.
Выделите грамматическую основу предложений. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложений и подчеркните их.
Вода ручьями лилась с моей отяжелевшей бурки..
Определите однородные и неоднородные определения. Поставьте необходимые, на ваш взгляд, знаки препинания.
Высокий человек с круглым улыбающимся лицом принимал из рук горничной шкатулку.
Пьер с веселым улыбающимся лицом разбирал свои покупки.
Поставьте недостающие знаки препинания
Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия ничего не было видно.
Определите, где слова с повторяющимися союзами являются однородными членами, а где – устойчивыми сочетаниями. Поставьте нужные запятые.
Пожалейте меня ни пуха ни пера.
Ни рука ни один мускул лица графа не дрогнули..
Поставьте, где нужно, запятые. Укажите несогласованные определения и определяемые слова, к которым они относятся.
Его жена сухая черноглазая с большим носом топала на него ногами и кричала как на слугу.
Поставьте необходимые запятые.
Собаки легли высунув языки.
Топорков по приезде из Франции заживал по-прежнему.
Поставьте необходимые, на ваш взгляд, запятые.
Кроме того он был рассеян.
Поставьте необходимые запятые, выделив, где нужно, уточняющие, пояснительные и определительные обороты.
Тут на берегу овладевают мною не мысли, а именно думы..
Тут на берегу шесть помещичьих усадеб.
Поставьте недостающие запятые, обращая особое внимание на вводные слова внутри обособленных оборотов.
Под мантией у них обыкновенный халат и юбка конечно шелковые.
Публика конечно разная бывает.
Поставьте недостающие запятые. Обведите обращения.
Тут брат у нас такая каша второй день.
Здравствуйте моя милая поздравляювас
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса
Подчеркните грамматическую основу каждого предложения. Обозначьте цифрами вид сказуемого: простое глагольное -1, составное глагольное – 2, составное именное – 3.
Князь Андрей был позван в кабинет к отцу.
Пьер начал было рассказывать про Каратаева.
Дело на ум не шло.
Подчеркните грамматическую основу предложений. Поставьте, где нужно, тире.
Моя обязанность помогать поварам.
Любить родину значит украшать ее своим трудом.
Выделите грамматическую основу предложений. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложений и подчеркните их.
Скоро дверь распахнулась с треском.
Определите однородные и неоднородные определения. Поставьте необходимые, на ваш взгляд, знаки препинания.
Офицеры смотрели на толстую громадную фигуру Пьера.
Он был одет в толстую драповую куртку.
Поставьте недостающие знаки препинания
Все лица ямщик, смотритель, мужики на дороге или в деревне все имели для него новый смысл..
Определите, где слова с повторяющимися союзами являются однородными членами, а где – устойчивыми сочетаниями. Поставьте нужные запятые.
Смотритель пошел домой ни жив ни мертв.
Злословит всех и все не щадя ни живых ни мертвых..
Поставьте, где нужно, запятые. Укажите несогласованные определения и определяемые слова, к которым они относятся.
В Чурасове крестьянские избы крытые дранью с большими окнами стояли как-то высоко и весело.
Поставьте необходимые запятые.
Все это утро он бегал сломя голову и высунув язык.
На другой же день по приезде в Петербург я отправился к Орлову.
Поставьте необходимые, на ваш взгляд, запятые.
Вошла она сверх ожидания моего очень храбро.
Поставьте необходимые запятые, выделив, где нужно, уточняющие, пояснительные и определительные обороты.
Все они таковы даже самые добрые, самые умные!.
Он едва слышал даже свой голос.
Поставьте недостающие запятые, обращая особое внимание на вводные слова внутри обособленных оборотов.
Хозяйка вспомнила может быть и свое золотое невозвратное время.
Такое убеждение может быть и ложное, внушало мне самолюбие..
Поставьте недостающие запятые. Обведите обращения.
Что с тобой мой ангел больна?
Ты о чем думал теперь Николенька?
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса
Подчеркните грамматическую основу каждого предложения. Обозначьте цифрами вид сказуемого: простое глагольное -1, составное глагольное – 2, составное именное – 3.
Знай себе списывай с мозгов на бумагу!.
Борис приехал к ним с визитом.
Он готовился уехать с губернатором к семейству.
Подчеркните грамматическую основу предложений. Поставьте, где нужно, тире.
Дважды два четыре. Высота хребта здесь две тысячи футов.
Мысль изреченная есть ложь. Язык мой враг мой..
Выделите грамматическую основу предложений. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложений и подчеркните их.
Он в последнее время безвыездно жил в Москве.
Определите однородные и неоднородные определения. Поставьте необходимые, на ваш взгляд, знаки препинания.
Над черными крышами стояло темное звездное небо.
На чистом звездном небе только два облака.
Поставьте недостающие знаки препинания
И насвистываемая песенка, и походка, и жест покручиванья усов все казалось теперь оскорбительным Пьеру..
Определите, где слова с повторяющимися союзами являются однородными членами, а где – устойчивыми сочетаниями. Поставьте нужные запятые.
Не было отдыха ни днем ни ночью.
Отчего вы не заехали ни к нам ни к ним, когда были в Москве?.
Поставьте, где нужно, запятые. Укажите несогласованные определения и определяемые слова, к которым они относятся.
Он плотный сытый мясистый в расстегнутой жиетке и в новых сапогах со скрипом сидит за столом.
Поставьте необходимые запятые.
Публика начиная с Адама Иваныча переменила свое отношение.
И это было нам развлечением за неимением других.
Поставьте необходимые, на ваш взгляд, запятые.
Здесь было восемь полковых оркестров и кроме того множество частных.
Поставьте необходимые запятые, выделив, где нужно, уточняющие, пояснительные и определительные обороты.
Старая лошадь вдруг возьмет да и ляжет средь дороги..
После обеда посмотришь – посмотришь да и ляжешь опять спать.
Поставьте недостающие запятые, обращая особое внимание на вводные слова внутри обособленных оборотов.
Вчера например Митенька стал капризничать.
Спросите эту красавицу о чем-нибудь например о ее имени, она соврет..
Поставьте недостающие запятые. Обведите обращения.
Едва ли я воспользуюсь вашим гостеприимством господа.
Прощай же милый друг не беспокойся пожалуйста ни о моей болезни ни о своем проигрыше.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Наумова Юлия СергеевнаНаписать 3319 09.05.2016
Номер материала: ДБ-073166
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 09.05.2016 538
- 09.05.2016 817
- 09.05.2016 309
- 09.05.2016 40317
- 09.05.2016 278
- 09.05.2016 243
- 09.05.2016 846
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров
Время чтения: 1 минута
Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Виды сказуемых в русском языке (примеры)
Укажем типы сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
- (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
- два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
- глагольные сказуемые;
- именные сказуемые.
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
- простое глагольное;
- составное глагольное;
- составное именное.
Таблица
Виды | Способ выражения | Примеры |
---|---|---|
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
- я буду рассказывать;
- мы будем говорить;
- они будут отдыхать;
- вы будете собирать и т. п.;
- пусть уйдет;
- пускай спляшет;
- да отпустите его.
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Будешь ты ещё мне тянуть душу !
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть , когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
- имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
- имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
- имя числительное или количественное сочетание;
- местоимение;
- наречие;
- причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
- междометия;
- неразложимые словосочетания.
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения , в том числе
«есть» — форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно , и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество , излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно , кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится , этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным , как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная , такая же бледная , как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Найти грамматическую основу и указать вид сказуемых.
Обедало человек двадцать. Третий играл на клавикордах венский вальс. Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение. Познать его трудно. Болтовня француза теперь показалась ему противна. Детское лицо Ростова первое бросилось ему в глаза. Пьер начал было рассказывать про Каратаева. Дело на ум не шло. Знай себе списывай с мозгов на бумагу. Жених с невестой делали планы о будущем устройстве дома.
1. Обедало безличное
2. Играл вальс составное именное
3. Было наслаждение безличное
4. Трудно безличное
5. Показалась противна составное именное
6. Бросилось в глаза составное именное
7. Начал рассказывать составное глагольное
9. Списывай определённо-личное
10. Делали (хотя правильнее было бы «строили»)
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy-skazuiemyh.html
http://questio.ru/884574.html