Обедало человек двадцать вид сказуемого

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

Подчеркните грамматическую основу каждого предложения. Обозначьте цифрами вид сказуемого: простое глагольное -1, составное глагольное – 2, составное именное – 3.

Обедало человек двадцать.

Третий играл на клавикордах венский вальс.

Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение.

Подчеркните грамматическую основу предложений. Поставьте, где нужно, тире.

Лесть и трусость самые дурные пороки.

Познание России вот главнейшая, живая наука.

Выделите грамматическую основу предложений. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложений и подчеркните их.

Старушка протянула блюдечко с красным мороженым.

Определите однородные и неоднородные определения. Поставьте необходимые, на ваш взгляд, знаки препинания.

Офицеры смотрели на толстую громадную фигуру Пьера.

Он был одет в толстую драповую куртку.

Поставьте недостающие знаки препинания

Карманы их вечно были наполнены всякою дрянью, как то бабками свистелками сделанными из перышек недоеденным пирогом.

Определите, где слова с повторяющимися союзами являются однородными членами, а где – устойчивыми сочетаниями. Поставьте нужные запятые.

Что-то подняло ее совсем ни свет ни заря…

И те и другие с удивлением смотрели на Пьера.

Поставьте, где нужно, запятые. Укажите несогласованные определения и определяемые слова, к которым они относятся.

Чистенький немножко плешивый с золотистыми бачками около ушей скромный он имел вид человека готового услужить.

Поставьте необходимые запятые.

Он скрепя сердце поехал в Варшаву.

Мне по случаю трудной дороги подпрягают пять и шесть лошадей

Поставьте необходимые, на ваш взгляд, запятые.

Все барышни и даже дамы исключая самых старых встали.

Поставьте необходимые запятые, выделив, где нужно, уточняющие, пояснительные и определительные обороты.

Поздно вечером то есть часов в одиннадцать я пошел по аллее.

У берегов Сахалина водятся сивучи или морские львы

Поставьте недостающие запятые, обращая особое внимание на вводные слова внутри обособленных оборотов.

Послышался крик Денисова очевидно разгорячившегося

Она отвечала ему невпопад и очевидно не слушала его.

Поставьте недостающие запятые. Обведите обращения.

Любезный граф вы один из лучших моих учеников.

Разбойник ты мне поплатишься за это…

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

Подчеркните грамматическую основу каждого предложения. Обозначьте цифрами вид сказуемого: простое глагольное -1, составное глагольное – 2, составное именное – 3.

Познать его трудно.

Болтовня француза теперь показалась ему противна.

В это время начальник показался на мосту.

Подчеркните грамматическую основу предложений. Поставьте, где нужно, тире.

Остроумие, по-моему, великолепная вещь.

Купцы, известно, народ хвастливый. Вы ученые.

Выделите грамматическую основу предложений. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложений и подчеркните их.

В ста шагах от ворот стоял небольшой домик с красной крышей.

Определите однородные и неоднородные определения. Поставьте необходимые, на ваш взгляд, знаки препинания.

Над черными крышами стояло темное звездное небо.

На чистом звездном небе было только два облака.

Поставьте недостающие знаки препинания

И насвистываемая песенка, и походка, и жест покручиванья усов все казалось теперь оскорбительным Пьеру..

Определите, где слова с повторяющимися союзами являются однородными членами, а где – устойчивыми сочетаниями. Поставьте нужные запятые.

Чем ни то ни се, ни два ни полтора, так уж лучше совсем ничего.

Меня оклеветали ни за что ни про что.

Поставьте, где нужно, запятые. Укажите несогласованные определения и определяемые слова, к которым они относятся.

Это была сухая желтая с черными блестящими глазами болезненная и нервная женщина..

Поставьте необходимые запятые.

Два помощника писали на столах скрипя перьями.

За сценой бьют в набат по случаю пожара, начавшегося уже давно.

Поставьте необходимые, на ваш взгляд, запятые.

Сперва он ничего кроме биения своего сердца не слышал..

Поставьте необходимые запятые, выделив, где нужно, уточняющие, пояснительные и определительные обороты.

Царапнула по стене ветка растущего по близости куста или дерева.

В тот день 27 июня были подписаны первые условия мира.

Поставьте недостающие запятые, обращая особое внимание на вводные слова внутри обособленных оборотов.

Но видимо у медведя заболела спина.

Долохов смотрел на него видимо желая еще повеселиться над ним..

Поставьте недостающие запятые. Обведите обращения.

Неужели несчастный вы этого не видите?

Вы собираетесь на войну князь?

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

Подчеркните грамматическую основу каждого предложения. Обозначьте цифрами вид сказуемого: простое глагольное -1, составное глагольное – 2, составное именное – 3.

Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.

Детское лицо Ростова первое бросилось ему в глаза.

День был ясный, солнечный.

Подчеркните грамматическую основу предложений. Поставьте, где нужно, тире.

Нос с подбородком словно щипцы для орехов.

Расточить такое богатство нелегкая задача.

Выделите грамматическую основу предложений. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложений и подчеркните их.

Вода ручьями лилась с моей отяжелевшей бурки..

Определите однородные и неоднородные определения. Поставьте необходимые, на ваш взгляд, знаки препинания.

Высокий человек с круглым улыбающимся лицом принимал из рук горничной шкатулку.

Пьер с веселым улыбающимся лицом разбирал свои покупки.

Поставьте недостающие знаки препинания

Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия ничего не было видно.

Определите, где слова с повторяющимися союзами являются однородными членами, а где – устойчивыми сочетаниями. Поставьте нужные запятые.

Пожалейте меня ни пуха ни пера.

Ни рука ни один мускул лица графа не дрогнули..

Поставьте, где нужно, запятые. Укажите несогласованные определения и определяемые слова, к которым они относятся.

Его жена сухая черноглазая с большим носом топала на него ногами и кричала как на слугу.

Поставьте необходимые запятые.

Собаки легли высунув языки.

Топорков по приезде из Франции заживал по-прежнему.

Поставьте необходимые, на ваш взгляд, запятые.

Кроме того он был рассеян.

Поставьте необходимые запятые, выделив, где нужно, уточняющие, пояснительные и определительные обороты.

Тут на берегу овладевают мною не мысли, а именно думы..

Тут на берегу шесть помещичьих усадеб.

Поставьте недостающие запятые, обращая особое внимание на вводные слова внутри обособленных оборотов.

Под мантией у них обыкновенный халат и юбка конечно шелковые.

Публика конечно разная бывает.

Поставьте недостающие запятые. Обведите обращения.

Тут брат у нас такая каша второй день.

Здравствуйте моя милая поздравляювас

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

Подчеркните грамматическую основу каждого предложения. Обозначьте цифрами вид сказуемого: простое глагольное -1, составное глагольное – 2, составное именное – 3.

Князь Андрей был позван в кабинет к отцу.

Пьер начал было рассказывать про Каратаева.

Дело на ум не шло.

Подчеркните грамматическую основу предложений. Поставьте, где нужно, тире.

Моя обязанность помогать поварам.

Любить родину значит украшать ее своим трудом.

Выделите грамматическую основу предложений. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложений и подчеркните их.

Скоро дверь распахнулась с треском.

Определите однородные и неоднородные определения. Поставьте необходимые, на ваш взгляд, знаки препинания.

Офицеры смотрели на толстую громадную фигуру Пьера.

Он был одет в толстую драповую куртку.

Поставьте недостающие знаки препинания

Все лица ямщик, смотритель, мужики на дороге или в деревне все имели для него новый смысл..

Определите, где слова с повторяющимися союзами являются однородными членами, а где – устойчивыми сочетаниями. Поставьте нужные запятые.

Смотритель пошел домой ни жив ни мертв.

Злословит всех и все не щадя ни живых ни мертвых..

Поставьте, где нужно, запятые. Укажите несогласованные определения и определяемые слова, к которым они относятся.

В Чурасове крестьянские избы крытые дранью с большими окнами стояли как-то высоко и весело.

Поставьте необходимые запятые.

Все это утро он бегал сломя голову и высунув язык.

На другой же день по приезде в Петербург я отправился к Орлову.

Поставьте необходимые, на ваш взгляд, запятые.

Вошла она сверх ожидания моего очень храбро.

Поставьте необходимые запятые, выделив, где нужно, уточняющие, пояснительные и определительные обороты.

Все они таковы даже самые добрые, самые умные!.

Он едва слышал даже свой голос.

Поставьте недостающие запятые, обращая особое внимание на вводные слова внутри обособленных оборотов.

Хозяйка вспомнила может быть и свое золотое невозвратное время.

Такое убеждение может быть и ложное, внушало мне самолюбие..

Поставьте недостающие запятые. Обведите обращения.

Что с тобой мой ангел больна?

Ты о чем думал теперь Николенька?

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

Подчеркните грамматическую основу каждого предложения. Обозначьте цифрами вид сказуемого: простое глагольное -1, составное глагольное – 2, составное именное – 3.

Знай себе списывай с мозгов на бумагу!.

Борис приехал к ним с визитом.

Он готовился уехать с губернатором к семейству.

Подчеркните грамматическую основу предложений. Поставьте, где нужно, тире.

Дважды два четыре. Высота хребта здесь две тысячи футов.

Мысль изреченная есть ложь. Язык мой враг мой..

Выделите грамматическую основу предложений. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложений и подчеркните их.

Он в последнее время безвыездно жил в Москве.

Определите однородные и неоднородные определения. Поставьте необходимые, на ваш взгляд, знаки препинания.

Над черными крышами стояло темное звездное небо.

На чистом звездном небе только два облака.

Поставьте недостающие знаки препинания

И насвистываемая песенка, и походка, и жест покручиванья усов все казалось теперь оскорбительным Пьеру..

Определите, где слова с повторяющимися союзами являются однородными членами, а где – устойчивыми сочетаниями. Поставьте нужные запятые.

Не было отдыха ни днем ни ночью.

Отчего вы не заехали ни к нам ни к ним, когда были в Москве?.

Поставьте, где нужно, запятые. Укажите несогласованные определения и определяемые слова, к которым они относятся.

Он плотный сытый мясистый в расстегнутой жиетке и в новых сапогах со скрипом сидит за столом.

Поставьте необходимые запятые.

Публика начиная с Адама Иваныча переменила свое отношение.

И это было нам развлечением за неимением других.

Поставьте необходимые, на ваш взгляд, запятые.

Здесь было восемь полковых оркестров и кроме того множество частных.

Поставьте необходимые запятые, выделив, где нужно, уточняющие, пояснительные и определительные обороты.

Старая лошадь вдруг возьмет да и ляжет средь дороги..

После обеда посмотришь – посмотришь да и ляжешь опять спать.

Поставьте недостающие запятые, обращая особое внимание на вводные слова внутри обособленных оборотов.

Вчера например Митенька стал капризничать.

Спросите эту красавицу о чем-нибудь например о ее имени, она соврет..

Поставьте недостающие запятые. Обведите обращения.

Едва ли я воспользуюсь вашим гостеприимством господа.

Прощай же милый друг не беспокойся пожалуйста ни о моей болезни ни о своем проигрыше.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Наумова Юлия СергеевнаНаписать 3319 09.05.2016

Номер материала: ДБ-073166

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    09.05.2016 538
    09.05.2016 817
    09.05.2016 309
    09.05.2016 40317
    09.05.2016 278
    09.05.2016 243
    09.05.2016 846

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

Найти грамматическую основу и указать вид сказуемых.

Обедало человек двадцать. Третий играл на клавикордах венский вальс. Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение. Познать его трудно. Болтовня француза теперь показалась ему противна. Детское лицо Ростова первое бросилось ему в глаза. Пьер начал было рассказывать про Каратаева. Дело на ум не шло. Знай себе списывай с мозгов на бумагу. Жених с невестой делали планы о будущем устройстве дома.

1. Обедало безличное

2. Играл вальс составное именное

3. Было наслаждение безличное

4. Трудно безличное

5. Показалась противна составное именное

6. Бросилось в глаза составное именное

7. Начал рассказывать составное глагольное

9. Списывай определённо-личное

10. Делали (хотя правильнее было бы «строили»)


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy-skazuiemyh.html

http://questio.ru/884574.html