Обидчивые слова лексическая ошибка заразительный смех

Контрольная работа № 1 по родному русскому языку по теме «Культура речи»

В материале представлена контрольная работа по родному русскому языку по теме «Культура речи». Работа может быть проведена как в 8, так и в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа № 1 по родному русскому языку по теме «Культура речи»»

Контрольная работа № 1 по родному русскому языку

Обобщение изученного по теме «Культура речи» (8 класс)

В одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.

А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности

А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности

4. Неоправданное употребление в речи однокоренных слов рядом называется…

А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология

5. В каком предложении вместо слова «сытый» должно употребляться слово «сытный» (укажите номер)

А) Сытый голодного не разумеет. Б) Обед был сытым и вкусным.

В) Вид у кота был сытый, довольный. Г) Сытые волки всё равно хищники.

6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант

А) заразительный смех Б) подмосковная здравица

В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл

7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.

А) Незащищённые ладони рук сильно замёрзли. Б) Затем выступил старый ветеран.

В) Необходимо беречь каждую минуту времени. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.

8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.

А) без царя в голове 1) выйти из себя

Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой

В) голубая кровь 3) семи пядей во лбу

Г) денег куры не клюют 4) чёрная кость

Д) держать себя в руках 5) идет со скрипом

9. Назовите выделенное средство выразительности.

Как хищный зверь, в смиренную обитель

Врывается штыками победитель.

Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сосен.

В красном закате плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке.

В саду горит костёр рябины красной.

10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.

А) младше Б) дальше В) красивше Г) тоньше

11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.

А) более лучший Б) сильно хуже В) менее худший Г) лучше

12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.

А) пятеро ребят Б) пятидесяти книгами В) трое ножниц Г) обе ученицы

Контрольная работа № 1 по родному русскому языку

Обобщение изученного по теме «Культура речи» (8 класс)

В одном из приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, обозначьте ударение.

А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности

А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности

4. Оборот речи, в котором зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном, называется

А) плеоназм Б) метонимия В) синекдоха Г) тавтология

5. В каком предложении вместо слова «царский» должно употребляться слово «царственный» (укажите номер предложения)

А) Гостю готовили поистине царский приём. Б) Толпа бежала за царской колесницей.

В) Царский приказ был оглашён. Г) Многие художники восхищались царской красотой осени.

6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант

А) заразительный смех Б) обидчивые слова

В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл

7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.

А) После атаки решили отступать назад. Б) Затем выступил старый ветеран.

В) Индейцы – коренные аборигены Америки. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.

8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.

А) рукой подать 1) спустя рукава

Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой

В) сорить деньгами 3) у чёрта на куличках

Г) денег куры не клюют 4) дрожать над каждой копейкой

Д) засучив рукава 5) идет со скрипом

9. Назовите выделенное средство выразительности.

1) С вечера все спится, 2) Из ненавидящей любви,

На дворе темно, Из преступлений, исступлений –

Лист сухой валится, Возникнет праведная Русь.

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Горят аулы, нет у них защиты. 4) Брезжит свет на заводи речные

Врагом сыны отечества разбиты, И румянит сетку небосклона.

И зарево, как вечный метеор,

Играя в облаках, пугает взор.

10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.

А) младше Б) длиньше В) лучше Г) тоньше

11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.

А) более лучший Б) самый сильный В) менее худший Г) очень больнее

12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.

А) обоими руками Б) тридцатью книгами В) трое ножниц Г) пятеро ребят

Ответы к контрольной работе № 1 по родному русскому языку (8 класс)

Задание 5 из ЕГЭ по русскому языку. Страница 9

В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

  1. В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.
  2. Окна моей комнаты в…

В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов?

  1. Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.
  2. Лучший способ передвижения по глубокому снегу — пе…

В каком предложении нарушены лексические нормы?

  1. Труд делает человека счастливым.
  2. Железнодорожный путь здесь пересекала грунтовая дорога.
  3. К матери Олег всег…

В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

  1. Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.
  2. Многие птицы способны зап…

Укажите номер предложения, в котором нарушена лексическая сочетаемость.

  1. В подобные ошибки впадали многие европейские народы.
  2. Дикие животные приспосабливаются к усл…

В каком предложении нарушены лексические нормы?

  1. Капитан стоял на палубе, держа фонарь высоко над головой.
  2. У Павла захватило дух.
  3. И уже через год состоялась…

Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность.

  1. Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.
  2. Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характ…

В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

  1. Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.
  2. Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди. …

В каком предложении нарушены лексические нормы?

  1. В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.
  2. Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополни…

В какой строке стихотворения А. С. Пушкина употреблена перифраза?

(1)Улыбкой ясною природа

(2)Сквозь сон встречает утро года;

(3)Синея блещут небеса.

(4)Ещё прозрачные леса

В каком варианте ответа верно указан(-ы) номер(-а) строки (строк), в которой(-ых) есть эпитет ?

(1)Слава прабабушек томных,

(2)Домики старой Москвы,

(3)Из переулочков скромных

На каком лексическом средстве выразительности основано изображение осени в стихотворении А. Ахматовой?

Заплаканная осень, как вдова

В одеждах чёрных, всё сердца туманит,

В каком примере слово чистый употреблено в переносном значении?

  1. чистая вода
  2. чистая комната
  3. чистое сердце
  4. чистый воздух

В каком предложении нарушено стилевое единство?

  1. Идти по тайге напрямик трудно.
  2. В салат нужно порезать два идентичных по размеру спелых помидора.
  3. По чистому…

В каком предложении нарушено стилевое единство?

  1. С утра до вечера мальчишки бегали по дворам.
  2. Крестьяне работали на барщине, а бургомистр, заместитель помещика, сле…

В каком предложении нарушено стилевое единство?

  1. Гоголь показывает мелкого чиновника, получающего маленькую зарплату.
  2. Юность — прекрасная пора жизни человека. …

В каком словосочетании лексическая сочетаемость не нарушена?

  1. применять усилия
  2. накренить голову
  3. попасть в беду
  4. выполнить клятву

В каком словосочетании лексическая сочетаемость не нарушена?

  1. изъявить непокорность
  2. предъявить претензии
  3. предпринимать меры
  4. рассадник культуры

Укажите словосочетание без лексической ошибки. Запишите номер этого словосочетания

  1. сыскать уважение товарищей
  2. обидчивые слова
  3. наиболее эффектный способ леч…

Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка.

  1. заразительный смех
  2. подмосковная здравица
  3. отдыхать в пансионате
  4. написать обоснование …

Контрольно-оценочные материалы по родному русскому языку для 8 класса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Контрольно- оценочные материалы по родному языку

Контрольная работа по теме « Язык и культура»

1.Списать текст. Вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания.

Язык народа лучший никогда (не)ув..дающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни нач..нающейся далеко (за)границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль в картину и звук небо отчизны её воздух её физические явления её климат её поля горы и д..лины её леса и реки её бури и грозы. Но в светлых прозрачных глубинах народного языка отр..жается (не)одна природа родной страны но и вся история духовной жизни народа. Язык есть самая живая самая обильная и прочная связь соед..няющаяотжившие живущие и будущие пок..ления народа в одно великое историческое живое целое.

2.Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русский слова.

1.Здравствуй, племя/ Младое, незнакомое!(А.Пушкин) 2.Как грустны сумрачные дни/ Беззвучной осени и хладной!(А.Фет)

3.Спишите слова, обозначьте ударение.

Жалюзи, каталог, квартал, цепочка, нарвала, засветло,эксперт.

4.Замените иноязычные слова русскими синонимами или синонимичными словосочетаниями.

5.Подберите прилагательные к существительным, запишите словосочетания.

Метро, кофе, пенальти.

6. Замени приведенные фразы более вежливыми этикетными формулами.

Выздороветь бы тебе поскорее.

Приходи в воскресенье в гости.

1.Списать текст. Вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания.

А язык как и прежде живет своею собстве(н/нн)ой жизнью медле(н/нн)ой и (не)постижимой (не)прерывно меняясь и при этом всегда ост..ваясь самим собой. С русским языком может пр..изойти всё что угодно перестройка пр..ображениепр..вращение но только (не)вым..рание.Он слишком велик могуч(ь?) гибок д..намичен и (не)предсказуем что(бы) взять и вдруг и(с/з)чезнуть.Разве что-вместе с нами. (Б.Стругацкий)

2.Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русский слова.

1.Знаю я, что в той стране не будет/ Этих нив, златящихся во мгле.(С.Есенин) 2.Прямых стволов благословение/ И млечный пар над головой. (А.Тарковский)

3.Спишите слова, обозначьте ударение.

Кухонный, сливовый, ждала, позвонит, одолжит, повторит, доверху.

4.Замените иноязычные слова русскими синонимами или синонимичными словосочетаниями.

5.Подберите прилагательные к существительным, запишите словосочетания.

Шоу, цунами, кенгуру.

6. Замени приведенные фразы более вежливыми этикетными формулами.

Позовите к телефону Орехова.

Благодарю за помощь.

Посмотри расписание занятий.

1.Списать текст. Вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания.

Язык народа лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух, её физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы. Но в светлых прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое.

2.Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русский слова.

1.Младое – молодое 2.Хладной – холодной

3.Спишите слова, обозначьте ударение.

Жалюзи, каталог, квартал, цепочка, нарвала, засветло, эксперт.

4.Замените иноязычные слова русскими синонимами или синонимичными словосочетаниями.

Экспорт- вывоз товара из страны;

5. Подберите прилагательные к существительным, запишите словосочетания.

Глубокое метро, горячий кофе, отличный пенальти.

6. Замени приведенные фразы более вежливыми этикетными формулами.

Выздороветь бы тебе поскорее.- Постарайся поскорее выздороветь.

Приходи в воскресенье в гости.- Приходи, пожалуйста, в воскресенье в гости.

Передайте соль.- Передайте, пожалуйста, соль.

1.Списать текст. Вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания.

А язык, как и прежде, живет своею собственной жизнью, медленной и непостижимой, непрерывно меняясь и при этом всегда оставаясь самим собой. С русским языком может произойти всё что угодно: перестройка, преображение, превращение, но только не вымирание. Он слишком велик, могуч, гибок, динамичен и непредсказуем, чтобы взять и вдруг исчезнуть. Разве что — вместе с нами. (Б.Стругацкий)

2.Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русский слова.

1.Златящихся — золотящихся 2.Млечный – молочный

3.Спишите слова, обозначьте ударение.

Кухонный, сливовый, ждала, позвонит, одолжит, повторит, доверху.

4.Замените иноязычные слова русскими синонимами или синонимичными словосочетаниями.

Импорт- ввоз товаров в страну.

Фауна- животный мир.

5.Подберите прилагательные к существительным, запишите словосочетания.

Интересное шоу, высокаяцунами, большой кенгуру.

6. Замени приведенные фразы более вежливыми этикетными формулами.

Позовитек телефону Орехова.- Позовите, пожалуйста, к телефону Орехова.

Благодарю за помощь.- Большое спасибо за помощь.

Посмотри расписание занятий.- Посмотри, пожалуйста, расписание занятий.

Критерии оценивания контрольной работы


источники:

http://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/2022/zadanie_5/?p=9

http://infourok.ru/kontrolno-ocenochnye-materialy-po-rodnomu-russkomu-yazyku-dlya-8-klassa-4946881.html