Облака как причудливые замки вид сказуемого

Конспект урока на тему «Тире между подлежащим и сказуемым»

Дата урока: 21.10

Предмет: русский язык

Тема урока: «Тире между подлежащим и сказуемым»

Углубить знания об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым

Отработать навык правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым

Отработать навык правильно выделять грамматическую основу

Развить у обучающихся умение применять полученные знания в различных ситуациях

Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогатить словарный запас

Формировать у обучающихся интерес к предмету

Прививать любовь к художественному слову

Совершенствовать навыки общения

Тип урока: урок отработки навыков и умений

Вид урока: урок-практикум

Проверка готовности класса к уроку

Повторение орфограмм в окончаниях, суффиксы причастий, НЕ, НН –Н, написание слов через дефис.

Небольшой томик в серовато-синем переплёте; ало-сизые облака развеяны свирепым по-зимнему ветром; беседует по-домашнему непринуждённо; строящаяся взлётно-посадочная полоса; надеющиеся на официально-деловой приём; дышащий еле-еле; по-пустому молотящий языком; движущаяся по пустому шоссе машина.

Пишут под диктовку, объясняют орфограммы

Тогда к чему мы будем стремиться на уроке? Какие цели и задачи себе поставим?

(углубить знания о постановке тире м/у П. и С., научиться правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым)

Новая тема урока

Давайте вспомним правило постановки тире между подлежащим и сказуемым (полные ответы).

Когда тире ставится?

Если П и С выражены Сущ или Числит в им.п .

Если оба главных члена выражены Неопр. формой Гл .

Если один главный член выражен Неопр. формой Гл, а другой — Сущ.

Когда перед сказуемым стоит указательная частица ЭТО, ВОТ, то тире ставится перед этой частицей.

Если логическое ударение падает на подлежащее.

Когда тире обычно не ставится?

Сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами

Если подлежащее выражено ЛИЧНЫМ МЕСТ.

Если при сказуемом есть отрицат. частица Не

Я – фабрикант, ты – судовладелец.

В этом предложении, ребята, ставится тире потому что есть противопоставление.

Микро вывод: существуют особые случаи постановки тире м/у подлежащим и сказуемым, которые нам сегодня предстоит рассмотреть.

Ты – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик..(Чехов)

Не я, не я, а ты – вредоносный элемент (Федин).

Расставит тире между П и С

Простота — есть необходимое условие прекрасного (Л. Толстой)

Дело художника — рождать радость. (К. Паустовский)

Хороший вкус — это прежде всего чувство меры (К. Паустовский)

Облака как причудливые замки .

Тире не ставится

Старость не радость

Жизнь прекрасна и удивительна !

Контроль усвоения темы

Что нового узнали?

Теперь я предлагаю объяснить иностранцам когда же ставится тире между П и С.

Синтаксич. разбор : Простота — есть н еобходимое условие прекрасного (Л. Толстой)

Повеств., невоскл, простое, двусост, распр.

ВЫВОД: Те, кто справился с этим заданием 100%, т.е не допустил ни одной ошибки, может считать, что хорошо усвоил тему на данном этапе.

Те, кто выполнил 80% — 7 предложений правильно — внимательнее.

Менее 80% , обратите особое внимание на те предложения, в которых у вас ошибки. Чем выражено П, чем выражено С, повторите правило.

Карточка №2. Задание: Устно: Перестройте предложения так, чтобы м/у подлежащим и сказуемым вместо связки было тире. Чем выражены П и С? 3 мин

Проверка: сразу, на ходу — выслушивание получившихся предложений.

Дедушка стал моим лучшим другом.

С детских лет путешествия были моим любимым увлечением.

Поверхность озера словно прозрачное стекло.

Дубровский был мстителем за поруганную семейную честь.

Дубровский мститель за поруганную семейную честь.

Маяковский словно первая скрипка среди футуристов.

( подлежащее выражено именем существительным в именительном падеже, а сказуемое – фразеологическим оборотом).

Маяковский — первая скрипка среди футуристов.

Понимать поэзию было чертовски трудно. ( Дополните свою таблицу. Подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое – наречием; знак ставится при наличии паузы. В этом сл. Здесь тире выступает средством выразительности.

ВЫВОД: Теперь вы научились перестраивать предложения, чтобы в них было тире м/у П и С.

Карточка №3. Работа в парах. Исправьте ошибки, объясните постановку знаков препинания (выделите грамм. основу, определите чем выражены П и С. )3 мин самост+ 1,5 мин проверка = 5 мин

Я — ученик. мест+сущ, не ставим тире

Глаза — как небо, голубые… сравнит союз, не ставим тире

Хорошо учиться вот наша задача. нужно тире инф+ сущ

Пятью пять двадцать пять. нужно тире числ+числ

Герой этого спектакля – я. Прекрасный человек Иван Иванович. (инверсия, новый случай, дополните им таблицу).

Пример тому — он.

ВЫВОД: При написании различных работ (сочинений, эссе и т.д.) используйте предложения с тире м/у главными членами, они придадут вашим текстам большую выразительность.

Прочтем задание. Выписать ГО из предложения.

Безумств о храбрых — вот мудрость жизни! (М. Горький) БЕЗУМСТВОМУДРОСТЬ

Сто тысяч — громадная сумма … (М. Булгаков) СТОТЫСЯЧСУММА

Бедность не порок . БЕДНОСТЬНЕПОРОК

ВЫВОД: если справились с этим заданием, правильно заполнили бланк ответа, то вы уже на шаг ближе к успешной сдаче ГИА. Если у кого-то не все получилось с первого раза, будьте внимательнее. Мы и в дальнейшем будем вести подготовку к ГИА.

Дополнительное задание (если останется время до звонка). Из ряда слов составьте предложение так, чтобы между подлежащим и сказуемым было тире. Подчеркните грамматическую основу.

1 ) Не думая, не целясь, говорить, стрелять. 2) Это, родной, изучение, дело, речи, великое. 3) В юности, это, в старости, знание, мудрость. 4) Для меня, в жизни, чувствовать, самая, радость, себя, большая, нужным.

1. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым.

1) Сад сохнет – совсем уж не тот, – да я его и не вижу.
2) Устройство выставок, конкурсов – всё это проходило через её руки.
3) В серой воде качались отражения пёстро раскрашенных — зелёных, жёлтых и синих — домов на набережной.
4) Ощущение жизни как непрерывной новизны — вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство.

2. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым.

1) Их раздражала жара, пыльный сад санатория, лечебные процедуры — одним словом, всё.
2) На Поганое озеро бабы ходить опасались — около него были какие-то «зеленущие трясины».
3) Солотча — извилистая, неглубокая река.
4) Если задеть рукой или веслом за космы мха, из него вылетает густым облаком яркая изумрудная пыль — споры кукушкиного льна.

3. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым.

1) Плавание всегда приводит к неизвестной цели — к лесному озеру или к лесной реке, несущей чистую воду над хрящеватым дном.
2) Путь в лесах — это километры тишины, безветрия.
3) От старого времени остался только дряхлый пес — никак не хочет умирать.
4) «Здравствуйте,- писал Вася.- Отпишите, что делать с вашими красками и как их вам переслать».

4. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым.

1) И слышно, как где-то очень далеко — кажется, за краем земли — хрипло кричит старый петух в избе лесника.
2) Мы почему-то говорим шепотом — боимся спугнуть рассвет.
3) Наши руки пахнут дымом и брусникой — этот запах не исчезает неделями.
4) Мещёра — остаток лесного океана.

Задание 1. Распределить предложения в два столбика с тире и без тире, подчеркните грамматическую основу, указать, чем выражены подлежащие и сказуемые.

Дополнительное задание: синтаксический разбор выделенного предложения.

Простота есть необходимое условие прекрасного. (Л. Толстой)

Глаза будто вишни.

Дело художника рождать радость. (К. Паустовский)

Хороший вкус это прежде всего чувство меры (К. Паустовский)

Очень важное проявление вежливости поздороваться первым.

Облака как причудливые замки.

Старость не радость.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Задание 2. Перестройте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире. Чем выражены подлежащее и сказуемое (надписать над словом)? Устно

Дедушка стал моим лучшим другом.

С детских лет путешествия были моим любимым увлечением.

Поверхность озера словно прозрачное стекло.

Дубровский был мстителем за поруганную семейную честь.

Маяковский словно первая скрипка среди футуристов.

Задание 3. Работа в парах. Исправьте ошибки, объясните постановку знаков препинания (выделите грамм. основу, определите чем выражены подлежащее и сказуемое).

Глаза — как небо, голубые…

Хорошо учиться вот наша задача.

Пятью пять двадцать пять.

Герой этого спектакля – я. Прекрасный человек Иван Иванович.

Задание 4. Выписать грамматическую основу из предложения. Задание ГИА

Безумство храбрых — вот мудрость жизни! (М. Горький)

Разработка открытого урока русского языка в 8 классе на тему «Тире между подлежащим и сказуемым»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

ТЕМА УРОКА: Тире между подлежащим и сказуемым.

На усвоение темы «Тире между подлежащим и сказуемым» в 8 классе отводится 2 часа.

Тип урока: урок отработки навыков и умений, 2-й по этой теме.

Вид урока: урок-практикум

Данный урок выстроен на основании поставленных целей урока с учетом особенностей учебного материала. Теоретическая и практическая части подобраны так, что их можно использовать с 8 по 11 кл. для подготовки ГИА и ЕГЭ. Идеи урока доводятся до учащихся.

При планировании урока учитываются следующие факторы: возраст детей, поверхностное знакомство детей с темой в 5-7 классах, ограниченное время занятия.

На уроке применяются такие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический.

На уроке используются различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах.

На 1 этапе урока проверяется внешняя и внутренняя психологическая готовность к уроку. Цель урока, самоцель и принятие ее каждым учеником обеспечила проблемная ситуация — желание помочь людям. Принятие цели каждым учеником происходило через определение границ Знаю — Не знаю. Таким образом, на уроке были созданы условия для активизации деятельности учащихся.

При работе были использованы: мультимедиа-проектор, таблица, презентация, карточки с заданиями. Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно – наглядный, демонстрационный.

Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, устные ответы.

Контроль сформированности умений происходит в индивидуальной тестовой форме. Учебно–познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной и парной работы. По результатам проверки самостоятельной работы за урок все учащиеся получат оценки.

Применение на уроке карточек с заданиями позволило сэкономить время на списывании предложений.

Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ ,средней степени сложности, составлены с учетом особенностей данного класса, рассчитан на учащихся, имеющих средний уровень развития. Дифференциация достигалась за счет наличия дополнительных заданий. Степень обобщаемого материала поэтапная, от простого к сложному.

Проведение динамической паузы способствовало снятию усталости у учащихся.

В конце урока подводится итог работы над темой, рефлексия, тем самым учащихся направляются на обратную связь.

Выбранная структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Метапредметный подход на уроке осуществляется путём привлечения знаний учащихся из смежных предметов (литературы и английского языка). При этом использовались четыре метапредмета: Проблема, знание, знак, задача.

Данная форма урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение. Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. 11 класс. Конспект урока

Конспект урока русского языка для 11 класса
по теме «Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение. Подготовка к ЕГЭ»

Лазарян Эмма Георгиевна, учитель русского языка и литературы, I категория,
МОУ СОШ №2 г. Буденновска Ставропольского края.

УМК «Русский язык. 10-11 классы» В. В. Бабайцевой. Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля

Тип урока: обобщение материала

Цели: Повторение основных видов словосочетаний и предложений; закрепление умений учащихся определять грамматическую основу, виды сказуемых, тире между подлежащим и сказуемым.

Использованные источники: Поурочные разработки. Русский язык. 10–11 классы О. А. Сальникова, издательство «ДРОФА», 2013 г.

Цель занятий – закрепить и углубить лингвистические знания, умение применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ.

На обобщающих уроках мы будем повторять пройденное, закреплять и углублять знания обо всех уровнях языка, выполнять индивидуальные и групповые задания. В качестве контрольных заданий будут предложены различные виды диктантов, тестов, анализ текстов.

II. Обобщающее повторение проводится по вопросам в учебнике

Для эффективной работы можно разделить класс на группы, каждая из которых будет отвечать за подготовку заданий по конкретному разделу языкознания: фонетике, лексике, словообразованию, морфологии и синтаксису. К каждому уроку группы готовят задания по разным разделам. Сегодня на уроке мы повторяем синтаксис.

Вопросы для повторения.

1. Что изучает синтаксис?

2. Что называется словосочетанием? Какие виды словосочетаний вам известны?

Практические задания к вопросу 2.

I. Приведите примеры согласования (примеры подбираются с орфограммами).

Серебряный (какой?) век, антоновские (какие?) яблоки, бесконечные (какие?) снега.

а) Попутно повторяем и обращаем внимание на написание определения Серебряный с прописной буквы и без кавычек, объясняем правописание суффикса.

б) Отметим правописание словосочетания антоновские яблоки, оно может писаться в кавычках и с большой буквы, так как есть рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки».

в) Сделаем словообразовательный разбор прилагательного «бесконечные»:

II. Приведем примеры управления: заниматься спортом, увлекаться чтением, надеяться на лучшее.

III. Примеры примыкания: шла припеваючи, говорить наизусть, бежал не оглядываясь.

IV. На доске запись, ученики должны выбрать только словосочетания: последний звонок, рядом с домом (не словосочетание), подключение к сети, кто следующий (не словосочетание), читать лёжа, скоро зима (не словосочетание).

а) Те примеры, которые не являются словосочетаниями, объясняют:

рядом с домом (предлог с существительным), кто следующий (грамматическая основа), скоро зима (грамматическая основа).

б) В остальных словосочетаниях называют способы связи:

последний звонок – согласование

подключение к сети – управление

читать лёжа – примыкание

в) для контроля выполняем работу в КИМах по вариантам; учащиеся определяют типы связи в словосочетании.

1 группа – Вар. 1, Вар. 2 – задание В3

2 группа – Вар. 3, Вар. 4 – задание В3

3 группа – Вар. 5, Вар. 6 – задание В3

(ответы будут показаны чуть позже на экране).

V. Переходим к следующему вопросу учебника .

1. В чем отличие грамматической основы от словосочетания?

Предложение – основная синтаксическая единица, имеет грамматическую основу: подлежащее и сказуемое, между которыми сочинительная (равноправная) связь, они оба главные, а в словосочетании подчинительная связь, зависимое слово подчиняется главному.

VI. Мы говорим, что в предложении есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Чем в предложении может быть выражено подлежащее?

а) На экране текст, найти подлежащее в каждом предложении и определить, чем оно выражено.

  1. Слабенькое гав-гав (междометие) собачонки никого не пугало.
  2. Двое (местоимение) уже обогнали меня.
  3. Кроткое слово (существительное) укрощает гнев.
  4. Невидящий (причастие) лишь то берёт, что видящий (причастие) ему даёт.
  5. Жить (н.ф. глагола) – Родине служить.
  6. Завтра (наречие) будет лучше, чем вчера.
  7. Некоторые (местоимение) просто повесили носы.
  8. Мы с друзьями (словосочетание) пришли раньше остальных.

Итак, мы с вами определили, что подлежащее может выражаться всеми частями речи.

VII. Чем же в предложении может быть выражено сказуемое?

Назовите основные виды сказуемых.

Задания к вопросу 7 на экране.

а) Определите, какие сказуемые являются составными:

1. Он начнет учить. 2. Он будет учить. 3. Он дал слово молчать. 4. Мы одержали победу. 5. Он перестал заниматься. 6. Он готов помочь. 7. Ты обязан знать. 8. Он совсем задрал нос. 9. Он задрал голову кверху. 10. Я рад вас слышать.

Составными являются сказуемые 1,5,6,7,10. Остальные сказуемые простые глагольные:

2 – выражено формой составного будущего времени, 3-4 – неделимыми словосочетаниями, 8 – фразеологическим словосочетанием, 9- простым глагольным сказуемым.

б) На экране 3 предложения, нужно выбрать предложение с составным именным сказуемым:

1. Казалось, все осталось по-прежнему.

2. Дворец казался островом печальным.

3. Это мне казалось.

(Правильный ответ: 2)

в) Для полного контроля обращаемся к КИМам, выполняем задания А8, определить грамматическую основу предложения:

1 группа – Вар. 1, Вар. 2 – задание А8

2 группа – Вар. 3, Вар. 4 – задание А8

3 группа – Вар. 5, Вар. 6 – задание А8

Через некоторое время на экране будут даны ответы для проверки.

VIII. Переходим к последнему вопросу на этом уроке.

В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится и не ставится тире?

На экране показаны предложения:

  1. Дело (существительное) художника – рождать (н.ф. глагола) радость.
  2. Хороший вкус (существительное) – это (указательное слово) прежде всего чувство (существительное) меры.
  3. Жизнь (существительное) – нескончаемый экзамен (существительное).
  4. Для меня жить (н.ф. глагола) – значит работать (н.ф. глагола).
  5. Облака (существительное) как (сравнительный союз) причудливые замки (существительное).
  6. Озеро (существительное) словно (сравнительный союз) зеркало (существительное).
  7. Бедность (существительное) не (отрицательная частица) порок.
  8. Она (личное местоимение) врач (существительное).

Для закрепления выполняем тест, показанный на экране:

а) В каком предложении правильно поставлены знаки:

I. 1. Зима в этом году – чудо.

2. Он человек учёный.

3. Дома новы, но предрассудки стары.

II. Знаки препинания правильно поставлены в предложении:

  1. Нищета – душа порока и преступления.
  2. Минута с ней – небесный рай.
  3. Его цель – сделаться героем романа.

III. Знаки препинания правильно поставлены в предложении:

  1. Говорить с ним бесполезно.
  2. Говорить о живописи занятие неимоверно интересное.
  3. Его жизнь словно легенда.

IX. Подведение итогов урока.

Итак, мы сегодня с вами повторили словосочетание, типы связи в словосочетании, грамматическую основу, способы выражения подлежащего и сказуемого, тире между подлежащим и сказуемым.

Повторить разделы: второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, обособленные члены предложения. Выполнить упражнения 212.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/01/13/razrabotka-otkrytogo-uroka-russkogo-yazyka-v-8-klasse-na

http://rosuchebnik.ru/material/sintaksis-i-punktuaciya-obobschayuschee-povtorenie-podgotovka-k-ege/