Обмен имеющимся опытом лексическая ошибка

Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните предпосылки речевых ошибок. 1.

Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните предпосылки речевых ошибок. 1. Он обучался в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в собственной доле он предчувствовал заблаговременно. 4. Эрмитаж ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы скоро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Великолепный внутренний интерьер замка запомнится навечно. 7. Пожар содействует ожогам. 8. Исполняется исцеление вирусов, вызывающих рак. 9. Вы сможете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все вырастающую тревогу.

Речевые ошибки

Презентация к уроку

Наш язык — это язык слов. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как именно слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нём. Нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или сочетанием слов:

«Выражают мысли и чувства с помощью слов, прислушиваются к словам окружающих людей, усваивают новые или незнакомые слова, изучают слова других языков, вспоминают забытые слова родного языка». (Р.А. Будагов)

Одной из главных коррекционных задач школы для детей, имеющих нарушения слуха и речи, является формирование грамматически правильной речи. Для этого требуется большая повседневная работа всех педагогов школы, семьи. В решении этих проблем основную направляющую роль играет слуховой кабинет, где проводятся индивидуальные занятия.

Одной из основных задач речевого развития школьников является словарная работа. Эта работа — одно из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Она направлена на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка. Работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся коррекционные занятия, а также занятия по русскому языку и развитию речи, овладение словарным составом литературного языка. Вот почему работа над словом заслуживает не меньшего к себе внимания, чем чисто грамматическая; она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений.

Горький А.М. писал в одной из своих статей: «Никогда еще дети не нуждались так в обогащении языком, как нуждаются они в эти годы, в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется, создается множество нового и все требует новых словесных форм». Эти замечательные слова полностью сохраняют свое значение и в настоящее время.

Каждый человек должен быть заинтересован в том, чтобы уметь говорить и писать правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогая добиться успеха, в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. Чтобы общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику и словарь. Надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника.

Обучать человека пользоваться правильной речью необходимо с детства, со школьной скамьи. Именно по этой причине педагог должен уделять особое внимание речевым ошибкам учащихся и помогать их предотвращать.

Повышение речевой культуры учащихся — одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствием языковым нормам. Не подлежит сомнению, что организовать целенаправленную, планомерную и эффективную работу по привитию детям необходимых речевых навыков можно только при том условии, если учителю известны речевые нарушения, свойственные детскому возрасту. Наблюдения показывают, что однотипные нарушения встречаются в речи разных детей, повторяются из поколения в поколение.

Слово — важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Слово не только называет предмет или явление, но и выполняет эмоционально- экспрессивную функцию.

И, выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

Предложенные ниже задания связаны с типичными ошибками, допускаемыми при выборе и употреблении слов в речи [1]. К числу таких ошибок, в частности, относятся:

  • лексическая (речевая) избыточность (лишние слова, многословие),
  • тавтология (необоснованное повторение в тексте однокоренных слов),
  • подмена понятий (неоднородные понятия в тексте представлены как однородные),
  • псевдовысокий стиль (стремление во что бы то ни стало «говорить красиво»).

Задание 1. Что значат эти пословицы? Почему так говорят? Как мы должны относиться к тому, что мы говорим и пишем?

  • Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь!
  • Что написано пером, того не вырубишь топором!
  • Самое сладкое — слово, самое горькое — слово.

Задание 2. Известно, что люди должны говорить точно и правильно. Важно выбирать слова и так строить свою речь, чтобы она была максимально понятна другим. Прочитайте стихотворения. Их автор показал нам, что бывает, если человек недостаточно думает над тем, что говорит. Действительно, что здесь не так?

Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
А.Хайт

Песенка про лишние слова.

Как проехать на вокзал? —
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
— В общем, где-то, так сказать.
Это близко очень,
Просто тут рукой подать.
Говоря короче:
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.
Возвращаться нужно.
Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошёл
И коту заметил:
— Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте!
Не для вас для одного:
Будут, значит, гости.
В общем, я хотел сказать,
Что терпеть не стану:
Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.
А.Хайт

Явление, которое, играя со словами, показал нам поэт А.Хайт в своём стихотворении «Песенка про лишние слова», называется «лишние слова». Существует и другой термин для данного явления — «речевая избыточность». Это один из часто встречающихся видов речевых ошибок. Кроме речевой избыточности, существует и такая речевая ошибка, как тавтология. Тавтология и речевая избыточность — сходные явления, но всё же отличаются друг от друга. Речевая избыточность — это повторение в тексте «лишних» слов с одинаковым или очень близким значением. Если в тексте необоснованно повторяются однокоренные слова, то это явление называется тавтология.

Задание 3. Выберите один из вариантов, который вы считаете правильным. Какую речевую ошибку вы нашли? Объясните, почему этот вариант лучше другого. Худший вариант зачеркните.

1. Он учился в музыкальной консерватории.Он учился в консерватории.
2. Налицо разбазаривание государственного имущества.Налицо незаконное разбазаривание государственного имущества.
3. Перед смертью он долго болел.Перед своей смертью он долго болел.
4. Состоялся обмен имеющимся опытом.Состоялся обмен опытом.
5. Они окончательно закончили работу.Они закончили работу.
6. Художник мастерски описывает внешность своих героев.Художник мастерски давал портреты внешности своего героя.
7. Суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту.Главная суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту.
8. Он предчувствовал этот поворот в своей судьбе.Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее.
9. Эрмитаж — сокровищница нашей культуры.Эрмитаж — ценная сокровищница культуры.

Задание 4. В таблице приведены предложения с речевой избыточностью и тавтологией. Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему? Объясните, в чём избыточность этих предложений и где есть тавтология.

1. Он был мужественным и смелым человеком.
2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.
3. Он облокотился локтем на стол.
4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.
5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок.
6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью
7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя.
8. Сонина комната походила как будто на сарай.

Задание 5. Приводимые ниже примеры содержат речевую ошибку, которая называется подмена понятий. Такая ошибка возникает в случае, если в один ряд как однородные попадают несовместимые понятия. Например, глагол как центр предложения может сочетаться только с частью слов (но не со всеми словами), которые за ним следуют. Как устранить ошибки в примерах? Ответ запишите в правой части таблицы.

1. На высоком столике стояли миска с водой, мыло, полотенце.
2. Жильцы требовали ликвидации неполадок в квартирах и ремонта.
3. Школа опустела, не слышно привычного шума и ярких стенгазет.

Задание 6. Остановимся на ошибках, которые называются необоснованное стремление к псевдовысокому стилю. Такие ошибки появляются, когда автор текста хочет выразить свою мысль излишне торжественно и не к месту включает слова высокого книжного стиля в контекст разговорного стиля. В этом случае возникает стилистическое несоответствие. Из двух вариантов в скобках выберите один, присущий данному стилю, а ненужное зачеркните.

Юрий Гагарин (был в космосе — посетил космос) в 1961 году.

Разговор по телефону: «Знаешь, в (данный момент — сейчас) я не могу прийти, я готовлюсь к экзаменам».

Мальчик услышал, что охотники ищут медвежью берлогу. Он бегом кинулся к медведям, чтобы (проинформировать их об этом — сказать им об этом).

Я так рада! Моя племянница (приобрела — купила), наконец, квартиру.

Медведь увёл медведицу с медвежатами (на другую жилплощадь — в другую берлогу).

Старый ворон (вступил в конфликт — начал спорить) со всей стаей.

Предложенные задания могут быть использованы на уроке индивидуальной слухоречевой работы. Этот урок можно провести как без компьютера (Приложение 2), так и с использованием компьютера. Предлагаю Вашему вниманию конспект урока (Приложение 1) и презентацию урока (Презентация.ppt).

Воспитание бережного отношения к языку, формирование культуры языкового общения — длительный и трудоёмкий процесс, требующий времени на уроке, так и вне его рамок.

Литература.

1. Т.И.Фроянова. Культура русской речи. Практикум: Учебное пособие. — Спб., 2003.

Обмен имеющимся опытом лексическая ошибка

Войти через uID

—>

—>

—>Главная » —>Статьи » КУЛЬТУРА РЕЧИ » УПРАЖНЕНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
2. У него сразу вспотели ладони рук.
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.
4. Прейскурант цен вывешен на витрине.
5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.
6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.
8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.
9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.
10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.
11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.
12. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.
13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.
14. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.
15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.
16. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.
17. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.
18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.
19. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.
20. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.
21. Мы его видели и в сбоку, и в профиль.
22. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.
23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.
24. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.
25. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.
26. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.
27. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.
28. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.
29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.
30. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Выехать нам не удалось, потому что начался ливень (тавтология).
2. У него сразу вспотели ладони (плеоназм).
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами (плеоназм).
4. Прейскурант вывешен на витрине (плеоназм).
5. Гость попытался собрать осколки вазы (плеоназм).
6. В заключение рассказчик поведал еще одну забавную историю (тавтология).
7. Лидирует гонщик под номером 5 (плеоназм).
8. Между природой и человеком уже не существует разницы (тавтология).
9. Работа была выполнена небрежно (плеоназм).
10. Даже при неблагоприятных условиях развитие растений продолжается (плеоназм).
11. Как только прочитаете книгу, возвратите ее в библиотеку (плеоназм).
12. В прошлом году они окончили университет (плеоназм).
13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его суть (плеоназм).
14. Рано или поздно всем станет известна подоплека распускаемых слухов (плеоназм).
15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большой симпатией (плеоназм).
16. А.Н. Островский создает реалистические образы и картины действительности (плеоназм).
17. В «Грозе» обличается самодурство купцов (плеоназм).
18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов (плеоназм).
19. В киосках нашего города можно купить сувениры, подарки (плеоназм).
20. Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность (плеоназм).
21. Мы его видели в профиль (плеоназм).
22. Старые методы руководства были признаны ошибочными (плеоназм).
23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении насущных вопросов (плеоназм).
24. Обмен опытом был очень полезен (плеоназм).
25. Лес, окутанный мраком, наводил на нас ужас (плеоназм).
26. Писатель показал, как боролась с врагами молодежь (плеоназм).
27. Теплые дни пришлись на начало апреля (плеоназм).
28. Студенты активно готовятся к зимней сессии (плеоназм).
29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту (плеоназм).
30. Много жалоб на плохую доставку корреспонденции поступило от жителей деревень (плеоназм).


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/593536

http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/kultura_rechi/uprazhnenija_po_kulture_rechi/tavtologija_i_pleonazm/19-1-0-237