Обнимать правило правописания корней с чередующимися

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание корней с чередующимися гласными

Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.

I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.

II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.

1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.

2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.

3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.

1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг _ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл _ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл _ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

4. Все мое вн _ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб _ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)

5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк _ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р _ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

7. Я почтительно кланяюсь и, оп _ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум _ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome’a». (Лев Толстой. Отрочество.)

8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз _ рило конец этого возр _ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)

9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм _ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)

10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар _ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз _ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее «да». (Александр Грин. Алые паруса.)

11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, бл _ стит мокрой землею и зеленью и расст _ лается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны — осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.)

12. Мертвея, Лонгрен накл _ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)

13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств _ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р _ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап _ рли. (Лев Толстой. Отрочество.)

16. Она была улыбка, оз _ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р _ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)

18. И здесь р _ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп _ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп _ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)

20. В противоположном углу г _ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)

21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром _ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)

22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р _ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)

23. Толпа опять разр _ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)

24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг _ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)

25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр _ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)

26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл _ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск _ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск _ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к _ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг _ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)

31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол _ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр _ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

33. Из зар _ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з _ ри. (Александр Грин. Алые паруса.)

34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв _ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

35. Он не допускал даже возможности ср _ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал _ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)

37. З _ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут _ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)

39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр _ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик _ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск _ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг _ реть. (Лев Толстой. Война и мир.)

43. Ее доверие к старой Лизе р _ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм _ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция «Динамо»!» (В. Пелевин. Омон Ра.)

45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск _ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол _ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

47. А то ли еще будет, когда великолепные р _ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

48. Черные лайковые перчатки к _ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

49. Сейчас ск _ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)

50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл _ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Корни с чередованием -им-, -ин-

Слова с -им-, -ин- пишут­ся в соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфо­гра­фии о чере­ду­ю­щих­ся гласных.

Чтобы понять, как пишут­ся сло­ва с -им-, -ин- в кор­нях слов, име­ем в виду, что не вся­кую без­удар­ную глас­ную мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. В неко­то­рых сло­вах без­удар­ные глас­ные мож­но про­ве­рить, подо­брав род­ствен­ные слова:

  • пок о ря́ть пле­ме­на — поко́рный
  • осв я щён­ный кулич — свя́то
  • нав и ва́ть про­во­ло­ку — нави́ть
  • прим и ри́ть сто­ро­ны — мир.

В сло­вах с -им-/-ин- поста­вим уда­ре­ние и выяс­ним, что глас­ный «и» явля­ет­ся безударным:

Неверен под­ход, когда без­удар­ный глас­ный «и» пыта­ют­ся про­ве­рить с помо­щью уда­ре­ния (снима́ть — сни́мет). В напи­са­нии таких слов речь идет о замене эле­мен­тов -им, -ин глас­ны­ми -а/-я. Такая заме­на назы­ва­ет­ся чере­до­ва­ни­ем:

Чтобы пра­виль­но напи­сать эти сло­ва с без­удар­ной глас­ной «и», сле­ду­ет вос­поль­зо­вать­ся пра­ви­лом орфографии.

Понаблюдаем, как при­ме­нить это пра­ви­ло орфо­гра­фии в напи­са­нии слов:

  • пред­прин и м а́ ть — предприня́ть
  • зан и м а́ ть — заня́ть

В про­из­вод­ных сло­вах с -им, -ин сохра­ня­ет­ся напи­са­ние бук­вы «и», как напри­мер в лич­ных фор­мах гла­го­ла «вни­мать»

  • 1 лицо я внима́юмы внима́ем
  • 2 лицо ты внима́ешьвы внима́ете
  • 3 лицо он внима́етони внима́ют

Чтобы усво­ить напи­са­ния с чере­ду­ю­щи­ми­ся эле­мен­та­ми кор­ней -им, -ин с -а/-я, при­ве­дём при­ме­ры пар слов.

Примеры

  • начин а ть — начать
  • сжим а ть — сжать
  • сним а ть — снять
  • про­клин а ть — проклясть
  • вним а ть — внять
  • рас­пин а ть — распять
  • пере­ним а ть — перенять
  • отним а ть — отнять
  • уним а ть — унять
  • нажим а ть — нажать
  • при­ним а ть — принять
  • пред­при­ним а ть — предпринять
  • поним а ть — понять
  • смин а ть — смять
  • раз­мин а ть — размять
  • пожин а ть — пожать
  • при­мин а ть — примять

В сло­вах «вним а тель­ный», «заним а тель­ный», «напо­мин а ть», име­ю­щих в мор­фем­ном соста­ве суф­фикс -а- после кор­ня, отме­тим напи­са­ние -им, -ин. То же напи­са­ние сохра­ня­ют про­из­вод­ные слова:

  • вни­ма­тель­ный → внимательность
  • зани­ма­тель­ный → занимательность
  • напо­ми­нать → напоминание
  • пред­при­ни­мать → пред­при­ни­ма­тель.

Правила правописания. 3. 1. Чередование а и о

I. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

§3. Чередующиеся гласные

Чередование а и о

1. В корне гар- – гор- под ударением пишется а, без ударения – о; зага;р, уга;р – загоре;лый, угоре;ть.

Исключения: вы;гарки, и;згарь, при;гарь (специальные и диалектные слова).

2. В корне зар- – зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – а: за;рево, зо;рька – зарни;ца, озаря;ть.

3. В корне кас- – кос(н)- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях – а: касаться, касательная – коснуться, прикосновение.

4. В корне клан- – клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: кла;няться, покло;н – поклони;ться, поклоне;ние.

5. В безударном корне лаг- – лож- перед г пишется а, перед ж – о: предлага;ть, прилага;тельное – предложи;ть, обложе;ние.

Исключение: по;лог (семантически уже не связывается с корнем лаг- – лож-).

6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокну;ть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.

7. В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: пла;вать, плаву;честь, поплаво;к. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв- – в слове плывуны.

8. Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»; заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным).

9. В корне раст- – рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение – выросший, заросль, поросль.

Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть cm).

10. В безударном корне скак- – скоч- перед к пишется а, перед ч – о: подскака;ть – подскочи;ть.

Исключения: скачо;к, скачу;.

11. В корне твар- – твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: тварь, тво;рчество – твори;ть, творе;ц.

Исключение: у;тварь (семантически уже не связывается с корнем твар- – твор-). В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного о: уговори;ть – угова;ривать, затро;нуть – затра;гивать, зарабо;тать – зараба;тывать (см. §1, примеч. 2).


источники:

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/korni-s-cheredovaniem-im-in.html

http://proza.ru/2011/10/11/751