Обобщающий урок правописание глаголов

Урок-обобщения «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок-обобщения

«Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Предмет: русский язык.

Тип урока: урок рефлексии.

Содержательная цель урока: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании безударных личных окончаний глаголов.

Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин).

Задача урока (для учителя): создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения писать безударные личные окончания глаголов.

Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;

работать в парах; в группах;

сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;

систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Задачи урока (для учащихся):

— учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину;

— учиться ставить учебные задачи;

— учиться организации работы в парах и в группах;

— систематизировать знания о грамматических признаках глагола;

— научиться без ошибок писать личные окончания глаголов;

— научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки;

— учиться контролировать и оценивать себя.

— настрой на продуктивную работу,

Я думаю этот урок принесет вам радость общения друг с другом. Желаю успехов и удач.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Сегодня урок обобщения знаний. Работать будем по плану:

-Оценивать работу будете сами: белый квадрат – я справился с заданием самостоятельно, оранжевый — мне нужна подсказка, синий – я затрудняюсь выполнить задание , мне нужна помощь.

Послушайте загадку. Какая часть речи могла так сказать о себе?

Что без меня предметы,

Все в действие придет.

-Дайте определение глаголу. (вывод)

3. Формулировка темы , цели урока и постановка учебных задач.

Работа в командах. Веер. Fan-N-Pick.(работа с карточками, первый держит веер, второй – выбирает и читает, третий – отвечает, четвертый прослушав хвалит, затем начинает второй ученик).

Отвечаете на вопросы и определяете тему урока.

№1.Что такое спряжение глаголов?

Как определить лицо глагола?

Сколько спряжений у глагола?

Различаются ли личные окончания глаголов в зависимости от спряжения?

( на работу дается 3 минуты)

— Отвечает 3 команда 4 ученик. (Правописание безударных личных окончаний глаголов).

— Есть другие мнения?

— Цель урока. Закрепит знания и умения правописания безударных окончаний глаголов.

-Задачи урока. Составить алгоритм. По личному окончанию определять грамматические признаки глагола.

4. Минута чистописания.

-Как по личному окончанию определить спряжение глагола? ( если в окончании гласная – е, то / спряжение, если в окончании гласная – и, то // спряжение)

— Пропишите гласные Е И , составь сочетания из этих гласных.( слайд гимнастика для пальчиков).

5. Словарная работа. Работа с партнером по плечу.Rally Robin. ( 5 минут)

-Запишите слова , разделив на группы, выделите орфограмму. Назовите общие и различные признаки.

№ 2. Л..тает, м…лчит, п…сёт, ск…льзит, гл…(и/я)дит, ст..ит, г…в…рит.

— Назовите орфограмму слов.(безударная гласная в корне слова)

— Общие признаки.( глаголы)

-Различные признаки ( / и // спряжение)

-Лишнее слово? ( летает- безударное окончание)

— Легко ли вам было определять спряжение? Почему? (ударное окончание)

— Вывод. Как определить спряжение глагола?

6. Работа над решением поставленных задач.

-Когда можно ошибиться в правописании личного окончания глаголов?

Ситуация. Обсудите в командах и ответьте на вопрос: Как узнать какую гласную надо выбрать?

Дети подходят к учительнице и вручают ей приглашение и говорят:

-Инна Викторовна, приглашаем Вас на концерт в музыкальную школу.

Учительница открывает приглашение и говорит:

-Спасибо., но сначала исправим ошибку. Почему в окончании слова «Приглашаем» вы написали букву «и»?

Как узнать какую гласную надо выбрать?

7. Физминутка. Miks Pair Share.

— Для чего нужны глаголы?

(Дети под музыку ходят по классу, когда музыка останавливается, ученики поднимают руку, образуют пары и делятся своими мнениями . Учитель спрашивает ученика, что сказал ему одноклассник).

Без глаголов не обойтись рассказчику. Чем точнее, ярче описывает он действие , тем интереснее его слушать.

8. Упражнения в написании окончаний глаголов.

Rally Robin (работа с партнером по лицу)

-Пользуясь алгоритмом запишите словосочетания, определите грамматические признаки глагола.

Записыва…..шь в блокнот..

Завис……те от сестры

— Как вы действовали при написании окончания?

— Все ли необходимо называть грамматические признаки глагола, чтобы верно написать окончание?

(Нет, достаточно определить спряжение).

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

И теперь только одна могучая ель стоит на просторной поляне. В зимнюю стужу ель помога…т (………) птицам, корм…т (………) их своими семенами. Ранней весной роня….т (…………………) ель семечки на влажную землю. Прораста. т ( ……………….) семечко, выглян…..т ( …………..) маленький росток. Он даёт жизнь новому деревцу.

Вставь пропущенные гласные.

Определи спряжение, лицо, число.

Запиши в тетрадь выделенное предложение, подчеркни основу предложения. (для сильных)

Еловый лес сумрачный. В таком лесу всегда стоит запах сырости. Колючие лапы елей царапа …т (……………………………)лицо и руки. Вдоль опушки раст….т (…………………….) пышные елочки. Хороши маленькие лесные красавицы! Смолистый дух идет(…………….) от елки. Ель корм….т (………………………..) лесных жителей.

Запиши глагол в н.ф.

Определи спряжение, лицо, число

Запиши в тетрадь выделенное предложение, подчеркни основу предложения.

Когда можно ошибиться в правописании личного окончания глаголов? (вывод)

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Со всеми поставленными задачами вы справились?

— Поднимите руку у кого все белые. Значит вы научились безошибочно писать окончания глаголов,.

-Поднимите руку у кого есть оранжевые, составьте памятку – алгоритм.

Поднимите руку у кого есть синие , не стыдно спросить, когда не знаешь, стыдно ничего не делать.

— При работе над этой же темой , какие задачи вы еще можете поставить перед собой?

(Научиться безошибочно писать окончания глаголов, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше выучить глаголы-исключения).

— Спасибо за урок!

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_otkrytyy.docx36.57 КБ
seminar_urok_.pptx293.11 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов. Тетеревникова И.К.

« Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Предмет: русский язык.

Тип урока: урок рефлексии.

Содержательная цель урока: з акрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании безударных личных окончаний глаголов.

Деятельностная цель урока: ф ормирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин).

Задача урока (для учителя): с оздать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения писать безударные личные окончания глаголов.

Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;

работать в парах; в группах;

сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;

систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Задачи урока (для учащихся):

— учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину;

— учиться ставить учебные задачи;

— учиться организации работы в парах и в группах;

— систематизировать знания о грамматических признаках глагола;

— научиться без ошибок писать личные окончания глаголов;

— научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки;

— учиться контролировать и оценивать себя.

— настрой на продуктивную работу,

Я думаю этот урок принесет вам радость общения друг с другом. Желаю успехов и удач.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Сегодня урок обобщения знаний. Работать будем по плану:

-Оценивать работу будете сами: белый квадрат – я справился с заданием самостоятельно, оранжевый — мне нужна подсказка, синий – я затрудняюсь выполнить задание , мне нужна помощь.

Послушайте загадку. Какая часть речи могла так сказать о себе?

Что без меня предметы,

Все в действие придет.

-Дайте определение глаголу. (вывод)

3. Формулировка темы , цели урока и постановка учебных задач.

Работа в командах. Веер. Fan-N-Pick.(работа с карточками, первый держит веер, второй – выбирает и читает, третий – отвечает, четвертый прослушав хвалит, затем начинает второй ученик).

Отвечаете на вопросы и определяете тему урока.

№1.Что такое спряжение глаголов?

Как определить лицо глагола?

Сколько спряжений у глагола?

Различаются ли личные окончания глаголов в зависимости от спряжения?

( на работу дается 3 минуты)

— Отвечает 3 команда 4 ученик. (Правописание безударных личных окончаний глаголов).

— Есть другие мнения?

— Цель урока. Закрепит знания и умения правописания безударных окончаний глаголов.

-Задачи урока. Составить алгоритм. По личному окончанию определять грамматические признаки глагола.

4. Минута чистописания.

-Как по личному окончанию определить спряжение глагола? ( если в окончании гласная – е, то / спряжение, если в окончании гласная – и, то // спряжение)

— Пропишите гласные Е И , составь сочетания из этих гласных.( слайд гимнастика для пальчиков).

5. Словарная работа. Работа с партнером по плечу.Rally Robin. ( 5 минут)

-Запишите слова , разделив на группы, выделите орфограмму. Назовите общие и различные признаки.

№ 2. Л..тает, м…лчит, п…сёт, ск…льзит, гл…(и/я)дит, ст..ит, г…в…рит.

— Назовите орфограмму слов.(безударная гласная в корне слова)

— Общие признаки.( глаголы)

-Различные признаки ( / и // спряжение)

-Лишнее слово? ( летает- безударное окончание)

— Легко ли вам было определять спряжение? Почему? (ударное окончание)

— Вывод. Как определить спряжение глагола?

6. Работа над решением поставленных задач.

-Когда можно ошибиться в правописании личного окончания глаголов?

Ситуация. Обсудите в командах и ответьте на вопрос: Как узнать какую гласную надо выбрать?

Дети подходят к учительнице и вручают ей приглашение и говорят:

-Инна Викторовна, приглашаем Вас на концерт в музыкальную школу.

Учительница открывает приглашение и говорит:

-Спасибо., но сначала исправим ошибку. Почему в окончании слова «Приглашаем» вы написали букву «и»?

Как узнать какую гласную надо выбрать?

7. Физминутка. Miks Pair Share.

— Для чего нужны глаголы?

(Дети под музыку ходят по классу, когда музыка останавливается, ученики поднимают руку, образуют пары и делятся своими мнениями . Учитель спрашивает ученика, что сказал ему одноклассник).

Без глаголов не обойтись рассказчику. Чем точнее, ярче описывает он действие , тем интереснее его слушать.

8. Упражнения в написании окончаний глаголов.

Rally Robin (работа с партнером по лицу)

-Пользуясь алгоритмом запишите словосочетания, определите грамматические признаки глагола.

Записыва…..шь в блокнот..

Завис……те от сестры

— Как вы действовали при написании окончания?

— Все ли необходимо называть грамматические признаки глагола, чтобы верно написать окончание?

(Нет, достаточно определить спряжение).

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

И теперь только одна могучая ель стоит на просторной поляне. В зимнюю стужу ель помога…т (………) птицам, корм…т (………) их своими семенами. Ранней весной роня….т (…………………) ель семечки на влажную землю. Прораста. т ( ……………….) семечко, выглян…..т ( …………..) маленький росток. Он даёт жизнь новому деревцу.

Вставь пропущенные гласные.

Определи спряжение, лицо, число.

Запиши в тетрадь выделенное предложение, подчеркни основу предложения. (для сильных)

Еловый лес сумрачный. В таком лесу всегда стоит запах сырости. Колючие лапы елей царапа …т (……………………………)лицо и руки. Вдоль опушки раст….т (…………………….) пышные елочки. Хороши маленькие лесные красавицы! Смолистый дух идет(…………….) от елки. Ель корм….т (………………………..) лесных жителей.

Запиши глагол в н.ф.

Определи спряжение, лицо, число

Запиши в тетрадь выделенное предложение, подчеркни основу предложения.

Когда можно ошибиться в правописании личного окончания глаголов? (вывод)

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Со всеми поставленными задачами вы справились?

— Поднимите руку у кого все белые. Значит вы научились безошибочно писать окончания глаголов,.

-Поднимите руку у кого есть оранжевые, составьте памятку – алгоритм.

Поднимите руку у кого есть синие , не стыдно спросить, когда не знаешь, стыдно ничего не делать.

— При работе над этой же темой , какие задачи вы еще можете поставить перед собой?

(Научиться безошибочно писать окончания глаголов, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше выучить глаголы-исключения).

— Спасибо за урок!

«Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Предмет: русский язык.

2012- 2013 уч. год

Учитель начальных классов.

Открытый урок по теме: «Правописание безударных окончаний имён прилагательных» , 4 класс. Учитель начальных классов.

Цель: Повторение и обобщение знаний об имени прилагательном.

а) закрепить навыки правильного написания окончания прилагательных мужского и среднего рода в косвенных падежах;

в) обогащать речь и словарный запас детей эмоционально окрашенной лексикой;

а) развивать навыки орфографической зоркости;

б) развивать умения анализа, синтеза, обобщения;

в) формировать общие способы решения орфографических задач;

г) развивать внимание, мышление;

д) развивать устную и письменную речь уч-ся;

а) расширять знаний о родном языке;

б) развивать у детей эмоциональную отзывчивость;

в) формировать потребность писать грамотно;

г) воспитывать учебную активность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Тип урока: урок обобщения и закрепления, развития умений и навыков.

— настрой на продуктивную работу,

Я умею думать, я умею рассуждать.

Что полезно для работы то и буду выполнять.

У меня получиться и у тебя тоже.( дети обмениваются смайликами)

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

— Сегодня вместе мы увидим красоту, многогранность и волшебство нашего языка.

-Многие поэты, писатели и музыканты воспевали в своих произведениях русский язык.

Вот , что о нем писал К.Д.Паустовский.

«Нам дан во владения самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык».

-Какие слова характеризуют русский язык?

— К какой части речи они относятся? ( имя прилагательное )

-Что вы знаете об имени прилагательном? (Имя прилагательное — часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Прил. изменяются по падежам и числам.)

Формулировка темы , цели урока и постановка учебных задач.

(Работа в командах. Веер . Fan-N-Pick :работа с карточками, первый держит веер, второй – выбирает и читает, третий – отвечает, четвертый прослушав хвалит, затем начинает второй ученик).

— Ответьте на вопросы и определяете тему урока .

Как изменяются имена прилагательные?
Какая морфема изменяется?
Что является показателем грамматической формы у имени прилагательного?
Почему в правописании окончаний имен прилагательных можно ошибиться?

( на работу дается 3 минуты)

— Отвечает 3 команда 4 ученик. ( Тема урока: Правописание безударных окончаний имен прилагательных).

— Есть другие мнения?

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

— Цель урока . Закрепить знания и умения правописания безударных окончаний имен прилагательных) .

— Задачи урока . Составить алгоритм. Применять на практике теоретические знания.

-Оценивать работу будете сами: белый квадрат – я справился с заданием самостоятельно, оранжевый — мне нужна подсказка, синий – я затрудняюсь выполнить задание , мне нужна помощь.

— Работаем с партнером по плечу «Расскажи партнеру». Rally Robin.

Я превращаю почки в зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю.

-Пропишите заглавную и строчную букву В

-Подберите однокоренные слова, ответив на вопросы.

-как называются желто- коричневые пятна на лице, заметные весной

-весенняя лирическая обрядовая песня

Назовите общие и различные признаки.(однокоренные, различные части речи)

Как чаще всего образуются имена прилагательные

Словарная работа. Работа с партнером по плечу.Rally Robin. ( 5 минут)

-Образуйте имена прилагательные от существительных : первый ученик в форме мужского рода, второй ученик – женского рода, третий – среднего рода, четвертый ученик во множественном числе.

Интересн ый , интересн ая , интересн ое , интересн ые .

Дежурн ый , дежурн ая , дежурн ое , дежурн ый .

Городской, городская, городское, городские.

Субботн ий , субботн яя , субботн ее , субботн ие .

Почему у одного и того же слова разные окончания?

Как проверить написание безударного окончания?

(дети обратили внимание, что в слове городской , — ая, -ое, -ие ударное окончание)

Вывод. Подобрать имя прилагательное с ударным окончанием.

-А как еще можно проверить безударное окончание имен прилагательных?

Работа над решением поставленных задач.

. Физминутка. Miks Pair Share.

— Для чего нужны имена при лагательные?

(Дети под музыку ходят по классу и обмениваются ответами с четырьмя партнерами, когда музыка останавливается, ученики поднимают руку, образуют пары и делятся своими мнениями . Учитель спрашивает ученика, что сказал ему одноклассник).

— Без имен прилагательных не обойтись рассказчику, прилагательные делают нашу речь живописной и выразительной.

Упражнения в написании окончаний имен прилагательных.

Пробудилась з…мля от сна. Забл…стела тра…ка. Разлилась в…лна тумана по лугу. Ст…ят вечера. По земле, по лугам, по оврагам плывет звон. Что это звенит? Вот ск…тилась капля сока с ветки. Она упала на поверхность пруда. Возвратились из края журавли. Они важно осм…трели б…лото. Вес…ло зазвучала их песня. В эти дни мы всюду слыш…м музыку природы

-Понравился ли вам текст? Почему?

— Какова роль имён прилагательных в тексте?

( Делают текст более ярким, живописным, более точно передают свойства и качества предметов, передают чувства.)

— Подберите походящее по смыслу прилагательные , измените форму слова , запишите словосочетания, укажите грамматические признаки имен прилагательных.

-Составьте памятку правописание безударных окончаний имен прилагательных ( ученики в команде составляют памятку )

(Работа в командах Round Robin Ученики в команде по очереди называют словосочетание, выписывают , вставляют пропущенные окончания имён прилагательных, обосновывая свой выбор . )

Пробудилась земля от долгого зимнего сна . Заблестела молодая травка. Разлилась волна зеленого тумана по лугу. Стоят теплые и тихие вечера . По земле, по лугам, по оврагам плывет звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладк ого сока с березовой ветки . Она упала на поверхность пруда. Возвратились из теплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото . Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

— Команды отвечают по порядку, по одному словосочетанию, начиная с номера 1.

— Я приглашаю представителя из каждой команды для защиты своего проекта «Памятка правописания безударных окончаний имен прилагательных»

. ( Прил. изменяются по падежам и числам. Прилагательные всегда связаны с существительными и стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительные с которым они связаны. Прилагательные во множ. числе по родам не изменяются.)

Второй способ – от существительного ставим вопрос к прилагательному.
По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.

— Когда мы говорим о частях речи, обязательно определяем их синтаксическую роль. — Разберем второе предложение. ( ведется разбор предложения учеником)

— Каким членом предложения является имя прилагательное? (определением)

— Чтобы не сделать ошибки в написании безударных окончаний имен прилагательных, как проверить правильность написания безударных окончаний имен прилагательных?

( по вопрос, надо найти существительное, к которому относится прилагательное, от него поставить вопрос к прилагательному и по нему определить, какое окончание следует писать)

/Х. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Со всеми поставленными задачами вы справились?

— Поднимите руку у кого все белые. Значит вы научились безошибочно писать окончания имен прилагательных,.

-Поднимите руку у кого есть оранжевые, составьте памятку – алгоритм.

Поднимите руку у кого есть синие, не стыдно спросить, когда не знаешь, стыдно ничего не делать.

— При работе над этой же темой , какие задачи вы еще можете поставить перед собой?

(Научиться безошибочно писать окончания имен прилагательных не пользуясь схемой-алгоритмом).

Урок русского языка по теме «Глагол» (обобщение)

Презентация к уроку

1) Повторить и обобщить знания о глаголе, закрепить навыки морфемного и морфологического разбора, правописание безударных личных окончаний, умение определять спряжение глагола.

2) Поддерживать интерес у детей к предмету, продолжить работу над развитием речи учащихся, расширять кругозор, желание изучать русский язык.

3) Воспитать аккуратность в работе, уважение к товарищам.

Оборудование: таблицы по теме “Глагол”, иллюстрации, интерактивная доска.

I. Организационный момент.

— Ребята, сегодня у нас гости, повернитесь к ним, пожалуйста, лицом.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам вас сегодня встречать.
Ну что же, не будем зря время терять.

Садитесь, ребята. Откройте тетради, запишите число, “Классная работа”.

II. Сообщение темы и цели урока.

— Наш урок сегодня пройдет под девизом: “Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!” А в центре нашего внимания будет “его величество Глагол”! (Слайд № 2)

На уроке мы обобщим, систематизируем (разложим по полочкам) ваши знания о данной части речи. Уверена, что откроете на уроке что-то новое для себя. Проверите свои знания и убедитесь в том, что вы все знаете? А может, надо еще поработать над этой темой.

III. Актуализация знаний.

Итак, что такое глагол? (Слайд №1)

— Расскажите, все, что знаете о глаголе.

А теперь, мы проверим ваши знания на практике.

1) Внимательно прочитайте слова:

Подъехал, пролетит, голосить, чувствует, распустится, празднует, съежился.

— Что их объединяет?

— Разделите их на несколько групп по двум признакам одновременно.

— Какие группы получились?

— Есть другие мнения?

Голосить – это четвертая группа или лишнее слово? Почему? Обсудите в парах.

(Ответы детей после обсуждения)

— А что значит голосить и от какого слова произошло оно? (Ответы детей)

— Ребята, посмотрите видеофильм о происхождении этого слова. (“Говорим без ошибок” 2007. Xvid. TVRip_Fenix. Тип “Видеозапись”. Отрывок 3 мин.)

2) Разберите по составу глагол заголосил (Слайд № 5)

3) Подберите по 2 глагола к данным схемам:

4) Выполните морфологический разбор глагола улыбнулся. (Слайд № 7)

5) Прочитайте! Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Определите спряжение глаголов. (Слайд № 8)

Стын.т на солнышке

— Из скольких предложений состоит это стихотворение?

— Объясните расстановку знаков препинания.

— Дайте полную характеристику предложения.

6) Собери пословицы. (Слайд № 9)

Кто (не) работает, торопись делом.

(Не) спеши языком, тот (не) ест.

Правда в огне (не) горит, чего (не) знаем.

Легко забыть то, и в воде (не) тонет.

— Запишите одну из понравившихся пословиц, раскрывая скобки.

— Как написали частицу не?

— Всегда ли не пишется раздельно?

— Назовите глаголы, которые без не не употребляются.

7) Вставьте пропущенный ь (мягкий знак). (Слайд № 10)

8) Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение глаголов. (Слайд № 11)

Я ружьишко зар.дил

И морковку прор.дил.

В огороде ув.дал

Как кустарник ув.дал.

— Как называются такие слова?

9) Игра “Кто самый умный?”. Блиц-турнир. (Слайд № 12)

— Определите время глагола позвал.

На что указывает суффикс ся в глаголе одевается?

— Определите лицо и число глагола расцветают.

— Каким членом предложения чаще всего является глагол?

— Определите форму глагола открывать.

— Какой формообразующий суффикс есть у глагола прыгал?

— Определите спряжение глагола плачет, вертит?

— Определите лицо глагола согреваешь.

Определите число и род глагола перекрыла.

Определите время глагола выскочит.

— Определите вид глагола расплакался.

10) Физминутка. (Слайд № 13)

— Ребята, его величество Глагол устал и нам пора отдохнуть. Встаньте с места.

— Если я назову глагол – хлопайте, другую часть речи – топайте!

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажег, флажок, дружок.

— А сейчас я предлагаю вам посмотреть случай из жизни.

Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:

— В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…

— Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить.

— А как сказать правильно?

Учитель: Действительно, а как сказать правильно? (Никак)

12) — Да, некоторые глаголы не употребляются в 1-м лице единственного числа настоящего времени. Вот некоторые из них:

Однако, ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержу победу. Попробуйте применить этот прием.

13) Запишите данное предложение, раскрывая скобки. (Слайд №14)

Я (дерзить) учителю. (Я грубо разговариваю с учителем.)

14) Определите спряжение глагола хотеть. (Слайд № 15)

— Глагольный суффикс —е говорит, что слово это 1 спряжения, хотят – окончание —ят – о 2 спряжении. Проспрягайте этот глагол, обсудите в парах и скажите, наконец, к какому спряжению отнесем это слово. Что заметили?

Внимание! В ед. ч. мы наблюдаем окончания 1 спряжения, а во мн.ч. – окончания 2 спряжения. Так какого же спряжения этот глагол? Таких слов, ребята немало. И называются они разноспрягаемыми. О них подробнее вы узнаете в старших классах.

15) — А вы знаете, ребята, как часто происходят вот такие казусы? (Слайд № 16)

За столом сказала мать:
“Хватит языком болтать!”
А сынишка осторожно:
“А болтать ногами можно?”

— Скажите, каким словом играет автор стихотворения?

— Объясните значение словосочетаний: болтать языком, болтать ногами.

В каком значении употреблено это слово в обоих случаях?

— Скажите, все ли знаки препинания стоят на месте? Какие это предложения?

— Объясните расстановку знаков.

16) Подберите к каждому фразеологическому обороту соответствующий глагол. (Слайд № 17)

17) Домашнее задание.

— Выберите себе задание соответственно по уровню сложности. (Слайд № 18)

а) Записать 4 предложения со словами — убедить, бороздить, пылесосить, шелестеть в форме 1 лица.

б) Записать 4-5 разноспрягаемых глаголов

в) Записать по 10 глаголов 1 и 2 спряжения.

18) Оценивание учащихся.

19) Итог урока. (Слайд №19)

Урок привлек меня тем, что.

— Урок показался мне интересным…

— Урок заставил меня задуматься …

— Урок навел меня на размышления…

20) — Наш урок, ребята, я хочу закончить словами пословицы. (Слайд №19)

“Когда человек учится, он делает свой ум острым и проницательным. А в жизни всегда есть чему учиться, и человек, который много знает, многое может”.

Обобщающие материалы по теме «Правописание глаголов»

После шипящих на конце глаголов пишется Ь

мочь

можешь

сможешь 2-е лицо, единств. ч., настоящ. и будущ. вр.

режь

режьте повелительное наклонение

Личные окончания глаголов I и II спряжения

1-е л. -у , -ю

3-е л. -ет

-ут , -ют

1-е л. -у , -ю

2-е л. -ишь

-им

-ите

Если личные окончания ударные, пишем ту гласную, которую слышим: кричать ( II ) – кричит – кричим.

Для правильного написания безударных личных окончаний необходимо определять спряжение глагола.

Глаголы I и II спряжения

ко II спряжению относятся

Все остальные глаголы относятся к I спряжению

(писать, бороться, плясать и пр.)

Порядок действий при выборе написания безударных личных окончаний глагола:

Чтобы не ошибиться в написании безударных личных окончаний глагола, необходимо:

поставить глагол в неопределенную форму;

выяснить, оканчивается ли он на –ить и является ли глаголом-исключением;

определить спряжение глагола;

вспомнить личные окончания глагола в этой форме.

Например: бре..шь – брить, исключение, I спряжение, окончание –ешьбреешь;

стро..шь – строить, глагол на –ить, II спр., окончание –ишьстроишь.

Приставка вы- часто перетягивает на себя ударение, делая окончание безударным. Спряжение глагола с приставкой вы- следует определять бесприставочной формой этого же глагола. Если окончание станет ударным, спряжение глагола определяется по этому окончанию, а не по неопределенной форме:

в неопределенной форме

(он смеется, знамя развевается)

Порядок действий, помогающий правильно определить написание –ться – –тся в глаголе:

найдите слово, с которым связан глагол; задайте от него к глаголу вопрос;

если в вопросе есть мягкий знак (что делать? что сделать?), то это глагол в неопределенной форме и ь обязателен;

если в вопросе нет мягкого знака (что делает? что сделает?), то это глагол 3-го лица, ь не пишется.

Отличайте форму 3-го лица от неопределенной формы:

Вопрос можно поставить только к неопределенной форме глагола: Чем (что делать?) сердиться, лучше (что сделать?) помириться.

К безличным глаголам 3-го лица поставить вопрос трудно: Мне хочется чаю.

Используйте прием замены глаголом прошедшего времени:

Мне хотелось чаю.

Подобная замена глагола в неопределенной форме невозможна: Ему хочется выпить чаю. В составном глагольном сказуемом вспомогательный глагол всегда стоит в 3-м лице, а основной – в неопределенной форме.

Правописание суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-

Выбирая суффиксы -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- в неопределенной форме и форме прошедшего времени глагола, рассуждаем так.

Ставим глагол в 1-м л. ед.ч. настоящего (или будущего) времени. Если он оканчивается на -ую (-юю), то пишем в неопределенной форме (и в прошедшем времени) суффикс -ова- (-ева-):

я командую – командовать – командовал

Если в форме настоящего (или будущего) времени суффиксы не изменяются, то они пишутся и в неопределенной форме, и в форме прошедшего времени:

я разыгрываю – разыгрывать – разыгрывал

я рассматриваю – рассматривать – рассматривал

Запомните написание трудных для проверки глаголов:

исповедовать, затмевать, продлевать, застревать, разведывать, отведывать, выведывать.

5. Употребление и написание глаголов в повелительном и изъявительном наклонении.

Глагол обозначает побуждение к действию (просьбу, совет, приказ) – пишем и:

вытри пыль, вынеси те мусор.

Держи те крепче!

Наполни те сосуд!

Действие происходит в настоящем или будущем времени. Для правильного написания необходимо определить спряжение глагола.

Если глагол II спряжения, то написание формы изъявительного наклонения совпадает с написанием формы повелительного наклонения:

Если вы держ ите крепко, палка не упадет. Когда

наполн ите сосуд, воду подогрейте.

Если глагол I спряжения, в окончании пишем

Как только дернете, машина тронется.

Запомните: написание глагола в повелительном наклонении НЕ зависит от спряжения глагола!

повелит. накл. ед. ч.

повелит. накл. мн. ч.

Гласная основы неопределенной формы глагола сохраняется:

в прошедшем времени глагола

в условном наклонении глагола

в действительных причастиях прошедшего времени

в страдательных причастиях прошедшего времени (кроме гласной и)

в деепричастиях совершенного вида

Суффиксы причастий настоящего времени

Выбор суффикса причастия настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Лобанова Светлана НиколаевнаНаписать 1812 19.10.2015

Номер материала: ДВ-077118

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    19.10.2015 421
    19.10.2015 1247
    19.10.2015 522
    19.10.2015 638
    19.10.2015 474
    19.10.2015 493
    19.10.2015 1997

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Основы православной культуры чаще всего преподают учителя начальных классов

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор рассчитывает, что экспресс-тесты на ковид в школах помогут избежать удаленки

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Более 600 школ в регионах России закрыто из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/620376

http://infourok.ru/obobschayuschie-materiali-po-teme-pravopisanie-glagolov-503644.html