Обобщение по теме правописание корней 5 класс

Обобщающий урок «В мире чередующихся гласных» по теме «Чередующиеся гласные в корне слова». 5-й класс

Класс: 5

Цели урока:

  • Образовательные:
    • повторить и систематизировать сведения о правописании слов с чередующимися гласными в корнях;
    • расширить лексический запас учащихся.
  • Развивающие:
    • развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;
    • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
    • развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
  • Воспитательные:
    • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
    • воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с тестовыми заданиями, распечатка текста, сигнальные карточки.

1. Организационный момент

Слово учителя.

– Сегодня, ребята, мы с вами продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных. И начнем работу спроверки домашнего задания.
– Дома вы выполняли задание по тексту. Что нужно было сделать с ним? (Выразительно прочитать текст, выписать слова с безударными гласными, разделив их на разные группы, объяснить условия выбора орфограммы).

Выразительное чтение учеником:

У дома росла рябина. Её ветви касались нашего окна, и я мог наблюдать за деревом влюбое время года. Весной чудесное растение зацветало так пышно, что цветы покрывали его как белое облако, опустившееся на землю. Летом дерево было осыпано созревающими ягодами. Их можно было собирать поздней осенью, после того, как ударят первые морозы.
А зимой… О! Зимой было самое интересное, потому что в это время года прилетали красногрудые снегири и располагались на рябине. (Н.Носов).

Вопросы учителя:

– Можно ли данный фрагмент назвать текстом? (Да)
– Докажите это. (Все предложения написаны на одну тему и связаны между собой по смыслу и грамматически)
– Определитетему текста. (Рассказ о рябине).
– Какова основная мысль текста? (Красота рябины в разное время года)
– Озаглавьте текст. (Рябина)
– Определите стиль и тип речи. (Художественный, повествование)
– Назовите средства художественной выразительности. (Эпитет – чудесное растение; сравнение – цветы, как белое облако; олицетворение – ударят морозы).
– Прочитав текст, почувствовали ли вы настроение автора?
– Каково оно? Какое предложение подсказывает это?
– Сколько групп слов у вас получилось? (Три)
1) Какие? (Проверяемые, непроверяемые, чередующиеся)
2) Назовите слова первой группы (Деревом, созревающими, зимой). Какое правило вы применяли?
3) Какие слова вошли во вторую группу? (Облаком, интересное, рябина). Как мы объясняем их написание ?
Слова третьей группы? (Росла, растение, располагались, собирать). Как мы объясним правописание этих слов?

Слово учителя. Итак, вспоминаем правила правописания корней с чередующимися гласными. Тема урока так и звучит «В мире чередующихся гласных».

Теоретическая часть

– Какие же гласные буквы могут чередоваться? (О//А, Е//И)
– Кто «командует» корнями?(Суффикс А, ударение, согласные буквы, смысл слова).
– Правописание каких корней зависит от суффикса А? (-КАС-/-КОС-, -БЕР-/-БИР-, -МЕР-/-МИР-, -ДЕР-/-ДИР-, -ТЕР-/-ТИР-,-ПЕР-/-ПИР-, -БЛЕСТ-/-БЛИСТ-,-СТЕЛ-/-СТИЛ-, -ЖЕГ-/-ЖИГ-, -ЧЕТ-/-ЧИТ-).
– Расскажите правило. Какие примеры вы подобрали из произведений художественной литературы?
– Приведите примеры. (Ученики читают предложения).

  • Ворона хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. (К.Паустовский).
  • Петя стаскивал старую шапчонку и вытирал ею мокрые от росы щеки. (К.Паустовский).
  • Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. (А.Пушкин).
  • В полях блистает май веселый. (К.Батюшков).
  • В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы. (К.Паустовский).
  • Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде. (Ф. Тютчев).
  • Разнеслась вдруг в том царстве – государстве дурная весть: собирается Чудо-Юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить. (Сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо»).
  • Горизонтом я назову ту грань, где хрустальный купол неба соприкасается с краем земли. (Л. Лагин).
  • Хоттабыч коснулся, по восточному обычаю, лба и груди. (Л. Лагин).

Лингвистическая сказка (рассказывает подготовленный ученик)

«Братья – близнецы КАС и КОС»

У королевы Орфографии братья-близнецы -КАС–КОС- жили в мире и согласии. Но вот однажды их мирная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах косарь и косичка спокойствию братьев и решили разрушить его. «Мы твои истинные братья, – шептали они корню -КОС- Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Бери нас в свою семью, а корень -КАС- гони подальше». Засомневался корень -КОС-. И брата ему жалко гнать (сколько лет вместе), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!)
– Как быть корню -КОС-? Помогите ему. Можем ли мы назвать слова косарь и косичка однокоренными к словам с чередованием корней -КОС–КАС-? Почему?
– Такие корни называются омонимичными. (Одинаково звучат, но имеют разное значение).

Слово учителя. А теперь вспомним корни, которыми командует ударение? (-ГАР—ГОР-, -ЗАР—ЗОР-, -КЛАН—КЛОН-, -ТВАР—ТВОР-, -ПЛАВ—ПЛОВ-)

Алгоритм решения этой лингвистической задачи:

1) Определяю, в какой позиции гласный звук.
2) В сильной позиции(под ударением) пишу, как слышу.
3) В слабой позиции (без ударения) пишу -ГОР-, -КЛОН-, -ТВОР-, но -ЗАР-, -ПЛАВ-.

– Есть ли в этой группе слова исключения? тварь, пловец, пловчиха)
– Послушаем, какие вы подобрали предложения с этими корнями. (Ученики читают предложения)

  • Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле мошек. (К.Паустовский).
  • Заходящее солнце догорает на облаках, похожих на парусные корабли. (К.Паустовский).
  • Северные белые ночи – это непрерывная вечерняя заря, или, пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней. (К.Паустовский).
  • Мама наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзину. (В. Драгунский).
  • Плот наклонился, и Элли закричала от страха.(А. Волков).
  • Воля и труд человека дивные дива творят. (Н. Некрасов).
  • Погиб и кормщик и пловец. (А. Пушкин).
  • Что без рук стучит, без огня горит? (Гром и молния).

Слово учителя. Есть корни, в которых согласные командуют гласными и заставляют их тоже чередоваться. Это корни -РАСТ—РАЩ—РОС-, -СКАК—СКОЧ-, -ЛАГ –ЛОЖ-. Исключения: РОСТОВЩИК в РОСТВЕ жил, РОСТИСЛАВОМ звали. Он РОСТОК себе купил прямо на базаре.+ ОТРАСЛЬ, скачок.

«Справочное бюро» – работа с этимологическим словарем.

Задание: найти в словаре статью об образовании слова «ростовщик».

Ростовщик – собственно русское. Образовано от суффикса -ЩИК- от ростовый – «накопленный отдачей под проценты».
– А теперь расскажите алгоритм выполнения этой задачи. Ваши предложения на это правило. (Ученики читают предложения).

  • Растем от года к году мы. (В. Маяковский).
  • Озеро чуть не на версту заросло камышами. (М.Пришвин).
  • Не беречь поросли – не видать дерева. (Пословица).
  • Казбич толкнул лошадь, и она дала скачок в сторону. (М Лермонтов).
  • Выстрела не получилось, зато кошка поскакала на сцену. (В. Драгунский).
  • На каких поля трава не растет? (На полях шляпы).
  • Растет кустик мимо себя не пустит?(Шиповник).
  • В ягодах брусники на зелёной кочке вырос гриб-грибочек в красненьком платочке.(Трутнева).
  • Мы увидели город, расположенный у самого подножия гор. (К. Домбровский).
  • Хоттабыч коснулся, по восточному обычаю, лба и груди. (Л. Лагин).
  • Ранняя зимняя ночь укрыла селение темным пологом. (В. Ажаев).
  • Сцены кино снимаются по отдельности и только потом располагаются режиссером в нужной последовательности. (К. Домбровский).
  • Положил каравай на золотое блюдо и понес к царю. (Сказка «Царевна-Лягушка»).

Кто такие ЛАГ и ЛОЖ ?

Лингвистическая сказка (рассказывает подготовленный ученик)

Жили-были -ЛАГ- и -ЛОЖ-…
Кто такие? Как поймешь?
Королевич Елисей
За ответом поскорей
Поскакал в далекий путь
Разузнать хоть что-нибудь.
У кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец:
– Свет наш солнышко, скажи
И вопрос-то разреши:
Корень -ЛАГ- и корень -ЛОЖ-
Кто такие? Как поймешь?
Красно солнце отвечало:
– Про такое не слыхало.
Ты у месяца спроси.
Доброго тебе пути!
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он с мольбой за ним погнался:
– Месяц, мой дружок, скажи
И вопрос мой разреши:
Корень -ЛАГ- и корень -ЛОЖ-
Кто такие? Как поймешь?
Отвечает месяц ясный:
– Ты задал вопрос опасный.
И боюсь я ошибиться –
Лучше к ветру обратиться!
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
– Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Аль откажешь мне в ответе?
– Что такое? – взвыл тут ветер.
– Корень -ЛАГ- и корень -ЛОЖ-
Кто такие? Как поймешь?
И признался сильный ветер:
– Знаю я про все на свете,
Только корни -ЛАГ- и -ЛОЖ-
Не известны мне. Пойдешь
Ты к Грамматике. Она
Корни ведает одна.
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал…
А рыдать-то ни к чему.
Мы ведь знаем, почему
Корень -ЛАГ- и корень -ЛОЖ-
Друг на дружку не похож.
И ответим мы все дружно:
– Правило на это нужно
Выучить. И будет толк.
Перед Г мы пишем А,
Перед Ж мы пишем О.
Все! И больше ничего!

Слово учителя. Есть пары корней, в которых чередованием О-А командует смысл слова. Это -РОВН—РАВН- и -МОК—МАК-.
Рассмотрим первую пару. Предметы вокруг нас могут быть ровными, а могут быть равными. Как по-вашему, это одно и то же или нет? Ровным мы называем все прямое и гладкое. Если надо сделать что-то прямым или гладким, мы говорим: подровнять, сровнять, выровнять.
Предметы могут быть в чем-то одинаковыми. Например, по весу, по форме и т. д. Тогда мы говорим: «Они равны по весу». О тех, у кого одинаковые права, говорим: «Они равноправны».
– О чем же нужно помнить, чтобы не ошибиться в написании этих корней?
–Слова, обозначающие все ровное, мы пишем с корнем -РОВН-. Слова, обозначающие что-то одинаковое, мы пишем с корнем -РАВН-.

– Есть ли слова исключения из этого правила? (Равнина)
– Ваши примеры предложений и словосочетаний.

  • Железный Дровосек и Страшила погнали плот через реку, за которой начиналась чудесная равнина. (А.Волков).
  • Держать равнение в рядах, сравнить два числа, подровнять кусты сирени, увеличить уровень производства, заровнять канаву, великолепная равнина.

Слово учителя. А теперь обратимся к корням -МАК—МОК-. Расскажите правило, которому подчиняется написание этих корней. Оба они употребляются тогда, когда говорится, что кто-то или что-то становится мокрым. Корень -МАК- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость. Корень -МОК- пишется в словах со значением «пропускать жидкость».
Ваши примеры. (Ученики читают предложения и словосочетания).

Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было. (Н.Гончаров). Промокательная бумага, макать хлеб в молоко, обмакнуть кисть в краску, непромокаемый плащ, вымокнуть под дождем, новая промокашка.

Практическая часть. Закрепление знаний

Объяснительный диктант

Под диктовку учениками на доске записываются слова и словосочетания, устно кратко поясняются Каждый работает в тетради, к доске ученики выходят по цепочке .

Сложение и вычитание, запрягать лошадей, играть в горелки, вошёл к смотрителю, спешил отправиться, вскочить на ходу, степные скакуны, преклоняться перед кем-нибудь, увертюра, реликвия, чудесное творение, поплавок, обмакнул в чернильницу, оптимистический, опираясь на перила, отраслевой , уровень производства, великолепная равнина, поросло мхом, озарились румянцем, непромокаемое пальто, поднимется медленно, запирали крепко, блистал на сцене, динамичный.

Игра «Корректор

Задание. Запишите текст в тетрадь, исправив ошибки, найдите слово(а) с чередующейся гласной в корне.

Вершины огромных страевых сосен еще алеют нежным отблеском догаравшей зари. Роздалась в предрассветной мгле лисная песенка. Вазникла и полилась тихо, полная ропкой радости и светлой висенней грусти.

Творческое задание

В данных предложениях выделенные глаголы замените другими глаголами (синонимами), сходными по значению с чередующимися гласными в корне (с любыми).

Наступил вечер. Туристыустроились на отдых у реки. Быстроподнялись расположились на берегу палатки. Последние лучи солнцатрогали касались вершин деревьев. По оврагамрасходился туман. Путники сталиискать сучья для костра.

Тест. (Слова записываем в тетрадь).

1. В каком слове написание чередующейся гласной зависит отзначения?

  • Прискакал 3. выровнять
  • подложу 4. опоздание

2. В каком слове написание чередующейся гласной зависит от ударения?

  • растение
  • обмакнуть
  • пригорел
  • касается

3. В каком слове написание чередующейся гласной зависит от суффикса?

  • Проберусь 3. заря
  • наклонился 4. Уравнение

4. В какой строчке все слова с чередующейся гласной в корне?

  • р.сли, подг.рела, обж.гать
  • уд.вительный, з.ревать, обм.кнуть
  • подск.чил, бл.стательный, д.лина

5. В какой строке пропущена одна и та же буква?

  • з.рница, к.сается, сл.гаемое
  • отп.реть, зам.реть, пом.риться
  • Р.стов, выр.щенный, тв.рение

Игра «Третий лишний»

1. Прорастать, угасать, избиратель.
2. Роскошный, заблестел, озарять.
3. Полагается, соединение, простираться.

Назови одним словом, объясняя написание слова

1. Прибавлять одно число к другому. лагать)
2. Предварительное суждение, догадка. (Предположение)
3. Название одного из чисел при сложении. лагаемое)
4. Увеличиваться в росте. (Расти)
5. Специалист по выращиванию растений. (Растениевод)
6. Количество лет кому- либо. (Возраст)
7. Густо разросшиеся кустарники, деревья. (Заросли)

Итоги урока. Беседа

– Назовите гласные, которые могут чередоваться.
– Перечислите условия написания чередующихся гласных в корне.
– Какие трудности могут подстерегать вас при написании безударных гласных, проверяемых ударением?

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: Составить связный текст, используя слова с чередующимися гласными в корне.

Рефлексия: Выберите условные знаки, которые соответствуют вашей работе на уроке

! У меня все получилось. Я все усвоил.
? У меня есть вопрос.
– Мне надо еще раз все повторить.

Слово учителя. Таким образом, нужно очень хорошо знать все корни с чередующимися гласными. Если корень не узнаешь, то и не догадаешься, что надо применять какое-либо правило. Все как в обычной жизни: знакомого человека узнал – поздоровался, а мимо незнакомого пройдешь и не обратишь на него внимания.

Урок русского языка в 5 классе «Систематизация и обобщение изученного о правописании корней с чередованием»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Цели урока:

1. Проверить знания учащихся по теме.

2. Активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока.

3. Воспитывать потребность овладевать грамотным письмом.

4. Прививать любовь к окружающей среде и бережного к ней отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
korni_s_cheredovaniem.doc47 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Систематизация и обобщение изученного о правописании корней с чередованием».

  1. Проверить знания учащихся по теме.
  2. Активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока.
  3. Воспитывать потребность овладевать грамотным письмом.
  4. Прививать любовь к окружающей среде и бережного к ней отношения.

1. Организационный момент.

(в тетрадях заранее записано число и классная работа)

Ребята, сегодня мы заканчиваем тему «Правописание корней с чередованием», поэтому на этом уроке мы подведём итог всему, что вы узнали и чему научились. Наш урок пройдёт необычно. Посмотрите на доску: перед нами парк, но он очень загрязнён, мы проведём трудовой десант по очистке парка.

2. Давайте послушаем стихотворение Игоря Северянина «Что шепчет парк» и постараемся ответить на этот вопрос, ведь это стихотворение и о нашем парке, который вы видите.

О каждом новом свежем пне, Но вот пришли на двух ногах

О ветви сломанной бесцельно, Животные – и по долинам

Тоскую я душой смертельно, Топор разнёс свой гулкий взмах.

И так трагично – больно мне. Я слышу, как, внимая гулу,

Редеет парк, редеет глушь, Убийственного топора,

Редеют еловые кущи… Парк шепчет:

Он был когда – то леса гуще, «Вскоре я не буду…

И в зеркале осенних луж Но я ведь жил – была пора…»

Он отражался исполином…

Работа по вопросам:

  1. Какова идея стихотворения?
  2. Что шепчет вам парк, о котором написал Игорь Северянин?
  3. Что на ваш взгляд роднит человека и природу?
  4. Почему люди должны защищать и охранять всё живое?
  5. Объясните значение слова «экология».

Итак, мы с вами выяснили, для чего же надо охранять природу.

Ребята, поможем нашему парку выжить?

3. Чтобы расчистить парк, нам нужен инвентарь. Мы с собой возьмём все знания, которые есть в ваших умных головах. За нашей работой будет строго следить Комитет по охране природы.

Ребята, посмотрите – вход в парк закрыт, чтобы войти в него, надо

разгадать секрет волшебных яблок.

(Перед входом в парк 2 яблони, на них яблоки с буквами. На доске 2 столбика слов, в которых пропущены буквы. Надо выбрать яблоко с буквой и поставить в нужное место.)

(Комитет принимает работу.)

  1. Итак, путь открыт, давайте все дружно примемся за работу! Парк условно разделён на четыре части: пруд, фонтан, детская площадка и площадка спортивных игр. У нас тоже четыре группы, поэтому каждая группа будет отвечать за свой участок. (Все группы получают карточки с заданиями).

ПРУД. Задание: Заполнить таблицу примерами.

Орфограммы – гласные в корне слова.

Проверяемые безударные гласные

Слова: в…терок, папор…тник, б…гряный (закат), ур…ган, подст…лать, м..тель, д…ревья, разл…жить, г…рение, н…бесный, соприк…саться, в…дяной, ж…лание, нар…щение, осл…пительный.

ФОНТАН. Задание: записать, вставить недостающие буквы. Обозначить орфограммы в корнях с чередованием.

Есть на нашей реке глухие и укромные места. Когда прод…рёшься через лесные заросли и присядешь около самой воды, почувствуешь себя в отг…роженном от земного пространства мире. У кромки воды р…стут, накл…няясь в сторону, травы. Больше всех украшает наш земной мирок некое высокое р…стение с пышными белыми цветами. А так как стебли этого р…стения никогда не р…стут поодиночке, то пышные шапки сливаются. И вот уже белое облако дремлет среди лесной травы.

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА. Задание: перепишите, обозначьте орфограммы.

Южное р…стение, зап…рать ворота, предл…гать помощь, слегка заг…реть, зар…сли тростника, утренние з…ри, распол…гать ресурсами, оз…рённый луной, позар…ставшие тропинки, заг…рать на пляже, прил…гать старание, подр…стающая рассада.

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. Задание: перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте орфограмму «Чередующиеся гласные в корне».

Тихо заг…рался рассвет исчезали ночные тени и на снег л. жились бледно-жёлтые лучи зимнего солнца. Первые лучи утренней зари чуть к…снулись вершин сосен. Чайки опускались едва к…сались воды и опять поднимались вверх. Когда наступили сумерки мы разл…жили костёр. Отряд предпол…гал выйти утром, но начался сильнейший дождь. Склоны гор зар…сли густым лесом.

5. Пока группы работают, Комитет разрабатывает и записывает «Правила поведения в парке».

6. Проверка. Консультант сдаёт работу Комитету. Если все задания выполнены верно, то в центре парка распускается цветок.

7. Ребята, помните, каким грустным был парк в стихотворении? А сейчас подумайте: что шепчет парк, который мы расчистили?

8. Учащиеся пишут сочинение – миниатюру «Что шепчет парк?»

9. Подведение итогов, консультанты выставляют оценки.

10. Домашнее задание: закончить сочинение.

На этом наш урок заканчивается, я думаю, что и в жизни мы теперь более бережно будем относиться к родной природе.

Спасибо за работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» — 2009. Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо.

Цели урока:•повторение и обобщение знаний учащихся о словах категории состояния;•развитие навыков связной речи;•формирование умения употреблять слова данной морфологической категории в речи. През.

Разработка включает в себя конспект урока, презентация и ЭОР.

1. Посмотреть, как дети усвоили тему «Глагол», как умеют определятьморфологические признаки.2. В работе над предложением повторить знаки препинания приоднородных членах.3. Работать над орфографией: уч.

Материал разработан для учащихся национальной школы.

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур.

Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати.

Урок-обобщение русского языка в 5 классе. «Правописание корней с чередующимися гласными о-а, е-и»

Урок-обобщение. Правописание корней с чередующимися гласными о-а, е-и

Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся о правописании корней с чередующимися гласными о-а, е-и.

— организовать деятельность учащихся по повторению, обобщению и систематизации знаний о правописании корней с чередующимися гласными;

— отработать навыки нахождения орфограммы в словах;

— способствовать развитию логического мышления, познавательного интереса;

— содействовать развитию у учащихся умения ставить перед собой учебные цели и анализировать результаты своей деятельности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Организационный этап. «Психологическая настройка».

Звенит звонок весёлый,

Зовёт нас на урок.

Такой порядок в школе –

Не забывай, дружок!

Все у парты ровно встали,

Тихо сели за свой стол,

— Я рада нашей встрече. Я надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам стать грамотнее. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хороших отметок.

Формулировка темы и целей урока.

— Тема нашего урока «Обобщение правописания корней с чередующимися гласными о-а, е-и».

-Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Совместная постановка задач урока).

— А для чего нам нужно это знать? (Чтобы грамотно писать. Поэтому продолжим сегодня развивать орфографическую зоркость.

На уроках русского языка мы знакомимся с новыми понятиями, словами, поэтому будем пополнять лексический запас).

— О чём важно помнить, работая в коллективе? (Следует уважать друг друга, поэтому продолжим воспитывать в себе культуру коллективной деятельности).

— Я хочу пригласить вас совершить путешествие в сказку. В некотором царстве, в тридевятом государстве властвует строгая, но справедливая королева Орфография. Но случилось страшное горе. Налетел из страны Неграмотности злой и свирепый ураган и перепутал слова с чередующимися гласными в корне. Как же им жить дальше? Как узнать друг друга и своих родственников? Погоревали слова, да делать нечего: решили отправиться в путь, чтобы отыскать себе волшебных помощников.

— Ребята, давайте поможем словам. Что нужно знать, чтобы правильно написать слова, имеющие корни с чередующимися гласными? Какие у них есть волшебные помощники?

— Теперь путь в царство свободен.

стражи мило улыбнулись.

Ведь вы, ребята, молодцы,

за дело правое борцы.

Выполнение задания. Игра «Рассели жильцов». Заполните таблицу словами из предложений.

1-й ряд – написание зависит от ударения.

2-й ряд – написание зависит от конечной согласной корня.

3-й ряд – написание зависит от суффикса а.

Дети мои милые! Вы теперь все на возр..сте, пора вам и о невестах подумать.

Покл..нились царевичи отцу и пошли.

Ул..жила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу.

Принял от среднего, посмотрел: «Только у ворот его ст..лить!»

Принял у Ивана-царевича, взглянул: «А вот этот ковёр в моей горнице по большим праздникам расст..лать!»

Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду дол..жи…

На девичник соб..раясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним.

Вишь, какая подр..сла!

Кто-то терем приб..рал да хозяев поджидал.

Перед утренней з..рёю братья дружною толпою выезжают погулять…

— Итак, давайте посмотрим, как с помощью волшебных помощников вы помогли словам найти свою семью. (Проверка выполнения задания).

— Ребята, назовите произведения, из которых взяты эти строчки, кто автор строк. (Сказка «Царевна-лягушка», А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Физкультминутка (грамматическая зарядка).

— Молодцы, красны девицы и добры молодцы. Поработали вы плодотворно, можно и отдохнуть, но не забываем про корни. Если в корне пишется буква а – хлопаем, если буква о – встаём.

Отложили, полагается, коснуться, заря, выскочка, растительность, поклониться, скачок, загорать, выгарки, творцы, кланяться.

— Мы оказались сегодня в волшебном государстве Орфография. Подружиться с самой королевой нелегко. Она любит испытывать ребят сложными заданиями. Давайте и мы выполним некоторые из них.

Игра «Четвёртое лишнее».

Косить, косилка, коснулись, косец.

Обгорелый, горный, горение, горелка.

Отбирать, вытирать, вычитать, блестит.

Отложить, приложение, сложение, полог.

— Выполняя это задание, на что вы обратили внимание? (Нужно различать корни с безударными гласными, которые проверяются ударением, и корни с чередующимися гласными, помнить слова-исключения).

— Мы с вами в сказке. А что обозначают фразеологические обороты из сказок. (Сообщение учащегося).

За тридевять земель – очень далеко. Слово тридевять первоначально означало три раза по девять, так как счёт вёлся девятками.

Избушка на курьих ножках . В старину деревянные домики в топких, сырых местах ставили на пеньки с обрубленными корнями. Конечно, богатый, просторный дом на такие ножки не поставишь. Вот и стало это выражение синонимом ветхой, кривобокой избушки, в которой жить может разве что Баба Яга.

Творческое списывание . Замените выделенные слова глаголами с чередующимися гласными в корне. Выделите орфограмму, объясните правописание корней с чередующимися гласными.

Ребята устроились (расположились) на отдых у реки. Заря угасала (догорала). Последние лучи солнца чуть трогали (касались) вершины деревьев. По оврагам расходился (расстилался) туман. Ребята стали искать (собирать) сучья. Один за другим вспыхивали (загорались) костры.

III . Контрольно-коррекционный этап.

Королева государства Орфографии хочет убедиться в том, что вы умеете правильно писать корни с чередующимися гласными о-а, е-и. Выполните тестовую работу и покажите, что вы всё знаете.

1 вариант 2 вариант

Укажите слова , в которых на месте пропуска нужно писать букву а.

накл..нение 1) заг..рать

сг..реть 2) покл..ниться

оз..рить 3) з..рянка

пол..гаться 4) изг..рь

ск..кать 5) прил..гательное

Укажите слова, в которых на месте пропуска нужно писать букву о.

заг..рать 3) утв..рь

выр..щу 4) дог..рать

отр..сль 5) з..ревать

Укажите слова, в которых на месте пропуска нужно писать букву е.

соб..русь 1) зап..реть

оп..реться 2) заж..гать

выт..рать 3) уб..рать

забл..стает 4) зам..реть

соч..тать 5) нат..реть

Укажите слова, в которых на месте пропуска нужно писать букву и.

заст..лать 1) бл..стать

уд..рать 2) выч..тать

соб..рём 3) словосоч..тание

отб..рать 5) расст..лать

В каких словах допущена ошибка?

слогаемое 1) отскачить

зарасль 2) отрасла

наклонение 3) запереться

росток 4) озарить

— «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»,- говорил А.С.Пушкин.

— О чём была сегодня наша сказка?

— Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

IV . Этап определения и формулировки домашнего задания.

— Итак, мы заканчиваем путешествие в волшебную страну Орфографию. Напоследок королева этой страны просит вас выполнить ещё одно задание, но дома.

Упражнение 155 (2 задание)

— Вспомните, как обычно заканчивается сказка? (Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец).

— Вы сегодня отлично поработали. Спасибо за урок. На доске три картинки: чемодан, мясорубка, корзина. Выберите, как вы поступите с информацией, полученной на уроке.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/04/26/urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse-sistematizatsiya-i

http://infourok.ru/urok-obobshenie-russkogo-yazyka-v-5-klasse-pravopisanie-kornej-s-chereduyushimisya-glasnymi-o-a-e-i-4253910.html