Обобщение по теме правописание приставок пре при

урок русского языка 6 класс по теме «Правописание приставок пре-при»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 класс

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-;

Развивающая:развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная:развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;

Данный урок является завершающим в разделе «Правописание приставок ПРЕ, ПРИ».

Скачать:

ВложениеРазмер
rus.6_kl_otkrytyy_urok.doc53.5 КБ
pre-pri.ppt183.5 КБ
zadanie_k_uroku.doc32 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Матвеенко Татьяна Михайловна- учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 98 города Барнаула Алтайского края

Тема : Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 класс

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Обучаюшая : обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-;

Развивающая :развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная :развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;

Данный урок является завершающим в разделе «Правописание приставок ПРЕ, ПРИ».

II.Целеполагание, посмотрите на доску, тема нашего урока обобщение и систематизация знаний по правописанию приставок пре и при. ( слайд 1)

-Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать сегодня на уроке?

-Повторить и закрепить умение правильно писать приставки пре и при

III. . Фронтальный опрос по изученному материалу:

-Давайте вспомним, на какие группы делятся все приставки?

-( неизменяемые, на з-с, пре-при )

Вставьте пропущенные буквы и объясните провописание приставок. ( Слайд 3)

-А какая группа приставок самая сложная в написании? Почему?

( потому что надо определить значение , а это не всегда легко сделать)

— От чего зависит правописание приставок пре/при?

— Сколько значений у приставки при?

— Перечислите их. Приведите примеры.

— А сколько у приставки пре?

— Перечислите их. Приведите примеры.

Матвеенко Татьяна Михайловна- учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 98 города Барнаула Алтайского края

Давайте вспомним алгоритм действий при написании пре и при ( слайд 4)

IV.Закрепление изученного материала.

1 .(слайд 5) Вставьте пропущенные буквы,объясните правописание. Кто автор этих строк и какое это произведение?

Владимир Андреевич пр…ближался к родной Кистенёвке. ( Пушкин «Дубровский)»

«Боже мой! – пр..рвала барыня,- да она пр..миленькая собачка». (Тургеньев «Муму»)

— Час обеда пр..ближался, топот по двору раздался (Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

— Ещё ты дремлешь, друг пр..лестный (Зимнее утро» )

2.Выборочный диктант. Распределить слова по группам в зависимости от значения . (слайд 6)

Пр.ехать , пр.соединить , пр.отстать , пр.храмывать, пр.близиться, присесть, привокзальный. Пришкольный, пришить, прилететь. Прибежать, прикрутить, приморский. Приоткрыть.

Индивидуальная работа ( несколько учеников в это время работают по карточкам)

3. Игра « Найдите лишнее слово» слайд 7

• Пр…цепить , пр…интересный, пр…одолеть

• Пр..рвать, пр…школьный , пр…скучный

• Пр…гореть , пр…увеличить, пр…забавный

• Пр…ехать, пр…рвать , пр..шить

• Пр…морский, пр..творить , пр…вокзальная

• Пр…открыть, пр…близиться, пр…хорошенькая

• Пр…винтить, пр…крутить, пр…храбрый

Игра «Собери слова». (слайд 8)

ый,пре,ум,н; зл,ой,пре; ый,пре,забав,н; мудр,ый,пре.

Отгадай загадки (слайд 9)

Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.

Матвеенко Татьяна Михайловна- учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 98 города Барнаула Алтайского края

Стоит дом:
Кто в него войдёт,
Тот и ум приобретёт.

Прилетели галки в поле
И уселись на снегу .
Стану я учиться в школе —
Разобраться в них смогу!

Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать?

Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком.

4. Цифровой диктант (1-и, 2-е)

— Приклеить, преогромный, пригородный, преградить, прискакать, пресмешной, прижечь, преувеличить, прицепить, прервать.

5.Ученик работает у доски .Я буду зачитывать лексическое значение некоторых слов из «Словаря русского языка» Ожегова, а вы запишите эти слова, выделяя в них приставку.

Лечь ненадолго — прилечь

Сесть на краешек стула — присесть

Заболеть несильно, ненадолго — приболеть

Слегка поднять — приподнять

Временно остановиться — приостановиться

6. Работа по распечатанным листам

1. Вставьте недостающие буквы:

Русский язык пр. вращает тьму в свет, пр. дает значение и вес нашим словам и поступкам, пр. носит радость в сердца, умеет пр. ласкать как мать и пр. открыть тайны жизни подобно мудрому отцу.

Матвеенко Татьяна Михайловна- учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 98 города Барнаула Алтайского края

2. Замените данные словосочетания одним словом .

глава государства ___________президент

подарить что-либо -презент

оперная певица, исполнительница главных ролей — прима

помеха на дороге — преглада

первое представление пьесы, фильма ______премьера

человек с капризами-

история, передающаяся из уст в уста — предание

близкий знакомый, но не хороший друг- предатель

нарушение правил — преступление

3. Объясните, почему эти слова пишутся по-разному, ответ обоснуйте.

придание____________________________________________________________________________________, предание — _________________________________________________

5 Замените словосочетания синонимичными конструкциями с пре- и при-.

Поступить вероломно (предательски), относиться несправедливо (пристрастно), проходить свободно (беспрепятственно), идти сплошным потоком (непрерывным), находиться на собрании (присутствовать), относиться без уважения (с пренебрежением), нарушить верность (предать).

6. Подберите антонимы с приставками пре- и при-, составьте с ними предложения .

Удаляться (приближаться); очень мало (премного); отбавлять (прибавлять); очень злой (предобрый); уважать (презирать); отдалять (приближать); уродливый (прекрасный); последующий (предыдущий).

Матвеенко Татьяна Михайловна- учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 98 города Барнаула Алтайского края

-Что мы узнали на уроке?

9.Выставление оценок. Домашнее задание

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Обобщение и закрепление знаний по теме: «Правописание приставок пре- и при-»

Что мы должны знать и чему научиться на уроке? Знать: Об условиях выбора гласных в приставках пре- при Уметь: Различать значения и правописание слов с приставками пре и при

Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание приставок Бе… брежный, п… садить. во… раст, и… жарить, ни… вергать, н ..пилить, чре… мерный, на ..писать. ра… бросать . делать, о… дать, на.. строить, п..р.. слать, по.. бросить, пре.. ставить

Вспомним алгоритм действий

Откуда эти строки? Кто автор? Владимир Андреевич пр…ближался к родной Кистенёвке. «Боже мой! – пр..рвала барыня,- да она пр..миленькая собачка». — Час обеда пр..ближался, топот по двору раздался — Ещё ты дремлешь, друг пр..лестный

Выборочный диктант 1 Приближение 2 Присоединение 3 Нахождение около чего-то 4 Неполное действие

Игра «Третий лишний» 1. Пр…цепить, пр…интересный, пр…одолеть 2. Пр..рвать, пр…школьный, пр…скучный 3. Пр…гореть, пр…увеличить, пр…забавный 4.Пр…ехать, пр…рвать, пр..шить 5. Пр…морский, пр..творить, пр…вокзальная 6. Пр…открыть, пр…близиться, пр…хорошенькая 7. Пр…винтить, пр…крутить, пр…храбрый

Игра «Собери слова». ый,пре,ум,н; зл,ой,пре; ый,пре,забав,н; мудр,ый,пре.

Отгадай загадки 1.Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Пр…вратился я в ручей. 2.Стоит дом: Кто в него войдёт, Тот и ум пр…обретёт . 3.Пр…летели галки в поле И уселись на снегу . Стану я учиться в школе — Разобраться в них смогу! 4. Кто учит детишек читать и писать, Пр. роду любить, стариков уважать? 5. Выгоняли рога Погулять на луга. И рога вечерком Пр…брели с молочком.

Предварительный просмотр:

Задание по теме « Правописание приставок пре и при»

1. Вставьте недостающие буквы:

Русский язык пр. вращает тьму в свет, пр. дает значение и вес нашим словам и поступкам, пр. носит радость в сердца, умеет пр. ласкать как мать и пр. открыть тайны жизни подобно мудрому отцу.

2. Замените данные словосочетания одним словом .

глава государства ___________________________________________

подарить что-либо ___________________________________________

оперная певица, исполнительница главных ролей _____________________

помеха на дороге ____________________________________________

первое представление пьесы, фильма _______________________________

человек с капризами ____________________________________________

история, передающаяся из уст в уста ________________________________

близкий знакомый, но не хороший друг _____________________________

нарушение правил ______________________________________________

3. Объясните, почему эти слова пишутся по-разному, ответ обоснуйте.

придание____________________________________________________________________________________, предание — _________________________________________________

5 Замените словосочетания синонимичными конструкциями с пре- и при-.

Поступить вероломно (предательски), относиться несправедливо (пристрастно), проходить свободно (беспрепятственно), идти сплошным потоком (непрерывным), находиться на собрании (присутствовать), относиться без уважения (с пренебрежением), нарушить верность (предать).

6. Подберите антонимы с приставками пре- и при-, составьте с ними предложения .

Удаляться (приближаться); очень мало (премного); отбавлять (прибавлять); очень злой (предобрый); уважать (презирать); отдалять (приближать); уродливый (прекрасный); последующий (предыдущий).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация содержит материал к уроку.

Конспект урока русского языка по теме «Правописание приставок на -з,-с». Урок содержит презентацию.

Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные.

По программе Рузумовской.

Урок разработан с позиции деятельностного подхода. В конспекте представлены комментарии учителя к каждому этапу урока.Тип урока: урок «открытия» нового знания.Деятельностная цель: формирование у учащи.

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О.

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Правописание приставок. Обобщающий урок» разработана Долгой Ольгой Константиновной в соответствии c программой «Русский язык 5-9.

Конспект урока по русскому языку в 6 классе: «Повторение и обобщение знаний по теме «Правописание гласных в приставках при- и пре-» .

Конспект открытого урока в 6 классе.

Разработала Романенко Любовь Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ №22 х. Новотроицкого, Крымский район, Краснодарский край.

Тема: Повторение и обобщение знаний по теме «Правописание гласных в приставках пре- и при-»

— обобщить и систематизировать знания о правописании приставок при — и пре-; углубить понимание условий правильного выбора букв И и Е в приставках пре-, при-;

— развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;

— воспитывать положительное отношение к знаниям.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Вид урока: комбинированный.

Используемый учебно-методический комплект:

1. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2009.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык.6 класс. — М.: Просвещение, 2009.

— Дорогие ребята, уважаемые гости, здравствуйте! Рада всех приветствовать!

Не привыкайте к чудесам, –

Дивитесь им, дивитесь.

Не привыкайте к небесам

Глазами к ним тянитесь,

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам, –

Ничто не повторится!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так – и все не так

через одно мгновенье!

— Удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям будете вы сегодня, дорогие ребята, на примере нашего удивительного русского языка. У вас на столе лежат смайлики. Покажите, с каким настроением вы сегодня пришли на урок.

II . Определение задач урока совместно с учащимися.

— Ребята, сегодня у нас урок повторения и обобщения знаний по теме «Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-».( Слайд № 2. Тема урока: «Повторение и обобщение знаний по теме «Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-» )

— Как вы думаете, что мы должны сделать сегодня на уроке, чтобы не ошибиться в правописании гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- ?

обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв И и Е в приставках пре-, при-;

развивать умения делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;

воспитывать положительное отношение к знаниям.

— Для этого мы сегодня с вами поработаем вместе, парами и индивидуально.

III . Проверка домашнего задания.

Ребята, вы готовили на сегодня загадки. Загадайте их. Объясните написание слов с приставками пре-, при-.

IV . Повторение и обобщение изученного материала.

Запишите число, тему.

-У вас на столах лежат листы с графическими изображениями.

По центру – основное (ключевое) слово нашей темы (ПРИСТАВКА)

Ниже 2 овала. Что мы в них запишем? ( Приставки ПРЕ-, ПРИ-.)

Ниже в овалах ПРИБЛИЖЕНИЕ, ОЧЕНЬ,

Этот кластер будет вашим помощником при выполнении заданий.

Проверим, насколько каждый из вас научился правописанию гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ- .

2.Комментированное письмо( Слайд № 3.) .

Записать словосочетания, выделить приставку, объяснить ее написание.

— Проверьте свои работы по слайду ( Слайд №4 ), исправьте ошибки карандашом. В конце урока я соберу ваши тетради, проверю и поставлю каждом отметку за урок.

Пре интересный рассказ, при остановить движение, пре рывать изложение, при дорожный цветок, при школьный участок, при поднять стол, при землиться неудачно, пре терпевать изменения.

3.Работа с карточками.

Подберите синонимы к фразеологизмам, соедините пары стрелочками.

Превозносить до небес Внимательно слушать

Превратиться в слух Поменьше болтать

Придержать язык Приютиться, найти кров

Прирастать корнями Чрезвычайно хвалить

Приклонить голову Прочно укрепиться на каком-нибудь месте

4.Распределительный диктант ( Слайд №6.).

Распределить слова на две группы:

с ясным значением приставки с неясным значением приставки

Преодолеть, примечать, присмотреться, прельщать, прехорошенький, приоткрыть, причудливый.

-Перекрестная проверка. Проверьте друг у друга. Объясните, где возможно, правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.( Слайд № 7 )

(1-й столбик: преодолеть, присмотреться, прехорошенький, приоткрыть;

2-й столбик: примечать, прельщать, причудливый )

Вывод: есть слова, в которых значение приставок пре- и при- определить очень трудно .


5. Работа с учебником.

Выполняем упражнение 160 (устно), используя словарные слова, которые даны в учебнике в рамках на странице 71.

Вывод: правописание таких слов надо узнавать по словарю или запоминать.

Ручки потянули вверх,
Словно там висит орех.
(Потягивания — руки вверх.)
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом.
(Потягивания — руки в стороны.)
Ноги врозь, на пояс руки.
Влево плечи разверни.
А теперь направо. Ну-ка!
Упражненье повтори.
(Вращение туловищем в стороны.)

7. Объяснительный диктант (Слайд №8).

— А сейчас, ребята, мы вспомним строки из известных и всеми любимых сказок А.С.Пушкина. Задание: вставьте пропущенные слова с приставками пре-, при-; расставьте пропущенные знаки препинания, вспомните и запишите названия этих сказок.

1) Час обеда (…)
Топот по двору раздался.
2) Кто-то терем (…)
Да хозяев поджидал.
3) Здравствуй князь ты мой (…)!
Что ж ты тих, как день ненастный
4) (…) к нему рыбка спросила
Чего тебе надобно старче

Взаимопроверка по экрану (Слайд № 9).

1) Час обеда приближался,
Топот по двору раздался. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
2) Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
3) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный? ( «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

4) Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?» («Сказка о рыбаке и рыбке»)

8. Творческий диктант. Догадайтесь, какое слово с приставкой пре- или при- соответствует каждому словосочетанию. Запишите его, объясните условия выбора гласных и – е в приставках ( Один ученик работает у доски).

Пуговицу к пальто, участок рядом со школой, чуть-чуть открыть, край у моря, гвоздь к стене, очень красивый, на самолете в Сочи, нарушитель закона.

9 . Игра на внимательность.

Учитель называет слова, начинающиеся на пре- и при-. Задача учащихся – хлопнуть в ладоши, если слово начинается с пре-.

Прекратить, приготовить, пригласить, преобразовать, приобрести, привыкать, превратить, приказать, примерять, преодолеть, привет, причина, препятствие.

— Что нам удалось сегодня сделать?

(Повторили правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-, закрепили наши знания, выполняя различные виды работ)

Каждый из вас, ребята, сейчас подведет итог урока для себя, закончив выбранное начало предложения ( Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (Слайд №10):

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

5. Теперь я могу…

6. Я почувствовал, что…

Оценивание работы учащихся на уроке.

— Вы, ребята, хорошо сегодня поработали, передайте ваши тетради на проверку, я проверю их и оценю каждого из вас.

За работу на уроке отметки …

— Ребята, дома вам придется поработать корректорами. Секретарь, печатая, пропустила буквы. Вам предлагается отредактировать текст (У каждого ученика на парте лежит карточка с текстом). Чтобы справиться с этим заданием, вам надо еще раз повторить правила написание гласных и и е в приставках пре-, при-.

(Слайд №11) :Весь день шел Иванушка, и пр…вела его тропинка к пр…высокой стене. Пр…сел он на пр…дорожный камень и пр…горюнился. Как пр…граду пр…одолеть? И пр…звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр…бегай ко мне, дружок!»

— Урок окончен, всем спасибо за работу!

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык.6 класс. — М.: Просвещение, 2009.

Русский язык. 6 класс. Поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др., Волгоград, 2010

А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. М., «Просвещение», 2012

Конспект модульного урока по русскому языку по теме «Повторение и обобщение изученного о правописании приставок ПРЕ-, ПРИ-«. 6-й класс

Класс: 6

УЭУчебный материал с указанием заданийРуководство по усвоению учебного материалаВремя
УЭ-0Тема урока: «Повторение и обобщение изученного о правописании приставках ПРЕ -, ПРИ-».

Работая над темой «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-», вы уже узнали:

  • От чего зависит правописание приставок;
  • Какие значения имеет приставка ПРЕ -;
  • Какие значения имеет приставка ПРИ -.

Сегодня на уроке – практикуме, выполняя различные виды работ, вы будете отрабатывать навыки правописания приставок ПРЕ -, ПРИ-.

Интегрированная цель урока.

В процессе работы вы должны:

– обобщить и систематизировать знания о правописании приставок ПРЕ -, ПРИ-;
– совершенствовать практические умения в правописании приставок ПРЕ -, ПРИ-.2 мин.УЭ-1Цель:

– повторить учебный материал о правописании приставок ПРЕ -, ПРИ-;
– определить уровень знаний по теме;
– развивать умение самостоятельно работать.Внимательно прочитай цель УЭ.Тест по теме

«Правописание приставок ПРЕ -, ПРИ-»

1. Укажи, в каких случаях пишется приставка ПРИ-:

А) имеет значение, сходное со значением слова «очень»;
Б) имеет значение близости.

2. Чем определяется написание слов с приставками ПРЕ-, ПРИ-:

А) значением;
Б) произношением?

3. Внимательно прочитай задание. Укажи, в каких случаях пишется приставка ПРЕ -, а в каких – ПРИ -. Ответы запиши в два столбика, озаглавив «Имеет значение», в 1-ый столбик – ПРЕ -, во 2-ой – ПРИ-:

а) сходное со значением слова «очень»;
б) неполнота действия;
в) присоединение;
г) сходное со значением приставки ПЕРЕ_;
д) достичь чего-то;
е) приближение.Запиши в тетради число, тему урока.

Внимательно прочитай вопрос.

Запиши его номер. Обдумай свой ответ и запиши его в форме, которую требует от тебя вопрос.6 мин

Ключ.
Таблица оценки

БаллыУровень знанийОценка
8Высокий5
7Средний4
4–6Низкий3
3–1Очень низкий2
Пользуясь «ключом», оцени свою работу: каждый правильный ответ – 1 балл. Запиши результат2УЭ-2Цель:

– обобщить знания по теме «Правописание приставок ПРЕ -, ПРИ-;
– повторить значения приставок ПРЕ -, ПРИ-;
– развивать умение различать значение приставок;
– развивать логическое мышление.Внимательно прочитай цель.1. Внимательно прочитай слова.

Превозмочь, превосходный, превратить, превысить, преграда, преемственность, презирать, преклонение, прекращать, преображаться, преодолеть, преотличный, прервать, пресерьезный, преследовать, преступление, преувеличение, преподнести.

= очень, самый-самый= ПЕРЕ-

Выпиши слова в таблицу, распределив в два столбика.8 мин.2. Внимательно прочитай и запиши данные словосочетания.

Прибывать на место, препротивный разговор, приморский бульвар, пригладить волосы, прищурить глаза, премудрый пескарь, прервать разговор, приглушить звук, преобразовать город, приоткрыть дверь.Объясни письменно выбор Е-И в приставках.8 мин.3. Найди «лишнее» слово.

А) Пр_возносить, пр_восходить, пр_надлежать, пр-вратить.
Б) Пр_норовиться, пр_налечь, пр_тягивать, пр_пятствовать.
В) Пр_ниженный, пр_плюснутый, беспр_кословный, пр_вязчивый.
Г) Пр_одолеть, пр_целиться, пр_кратить, пр_небречь. [1]Запиши три слова, убрав «лишнее». Разбери слова по составу.7 мин.4. Внимательно прочитай «отрезки» слов.

…сутствовать, …тяжение, …глашение, …ручать,
…думывать, …восходный, …ветливый,
…кратить, …возмогать, …способление,
…ключение, …влекательный, …вычка,
…вязанность, …пятствие, …ятель, …градить,
…подаватель, …чудливый, …ступил.Соедини «отрезки» слов с приставками ПРЕ -, ПРИ– и запиши полученные слова.8 мин.5. Внимательно прочитай словосочетания.

Очень веселый – …
Близко от школы – …
Немного поднял – …
Ненадолго остановился – …
Очень мудрый – …
Слегка дотронулся – …
Самый-самый добрый – …
Очень противный – …
Не совсем заглушил -…
Чуть-чуть открыл – … [1]

Замени данные словосочетания одним словом с приставками ПРЕ– или ПРИ-.7 мин.

Ключ.
Шкала оценок

1 задание
2 –
3
4
5
– 9 баллов
– 5 б
– 6 б
– 10 б
– 5 б

Итого: 35 баллов.Проверь свою работу «по ключу».

Каждый правильный ответ – 0,5 баллов. Оцени свою работу, пользуясь шкалой оценок.3 мин.

БаллыУровень знанийОценка
32–35
27–31
18–26
0–17
Высокий
Средний
Низкий
Очень низкий
5
4
3
2
УЭ-3Цель: закрепить навык правописания слов, в которых трудно объяснить значение приставок ПРЕ-, ПРИ-.1. Прочитай стихотворные тексты.

А) С детских лет,
Признаюсь вам,
Всё привык
Я делать сам.
Ровно три часа,
Потом сказал:
– Привет!
Б) Его я встретил
В час ноль-ноль,
Он приподнял берет,
Молчал он
В) Каждый день
Трудился,
И – скажи на милость –
В пятницу со мною
Чудо приключилось.
Г) Рыбу лови
И сачком,
И крючком,
Мухой приманивай
И червячком.
(Дж.Чиарди) [2]
Найди и выпиши слова, в которых трудно объяснить значение приставки ПРИ-3 мин.2. В следующих словах объясни значение приставки ПРИ-.Прибыть, прижимистый, приколоть, придавить, приструнить, приручить, придвинуть, приголубить, приварить, приволжский, причудливый, приметный, пристрастный, приезжающий, признательный, присутствие, непризнанный, приспособиться, приток, прилив.Слова, в которых объяснить значение приставки трудно, выпиши в тетрадь.7 мин.3. Прочитай внимательно предложения.

1) Лев с презрением отвернулся от Великого обманщика. 2) «Сердце делает многих людей несчастными,– сказал Гудвин. – Не очень большое преимущество – иметь сердце». 3) Ей надоело такое бессмысленное времяпрепровождение. 4) Но тут пришла новая напасть: все другие коронованные олени возненавидели его и преследовали всеми возможными способами. [2]Выпиши слова, в которых трудно объяснить значение приставки ПРЕ-.6 мин.

Ключ.
Таблица оценки

БаллыУровень знанийОценки
14Высокий5
12–13Средний4
8–11Низкий3
7 и менееОчень низкий2
Проверь работу по «ключу». Оцени свою работу. За каждый правильный ответ – 1 балл.3 мин.УЭ-4Цель: проверить сформированность навыков по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-».

Работа по перфокартам

приучитьпрекрасныйпрестранный
преобразоватьприсестьпривязать
причудливыйприсвоитьпренеприятный
прехорошийпремудрыйприкупить
приморскийприлечьпрервать
пристроитьпреодолетьприклеить
президентпригодныйпредобрый
привилегияпретихийпрестиж
претензияприватизацияпримадонна
премироватьпремьераприоритет

Ключ.
Таблица оценки

Кол-во
ошибок
Уровень
знаний
Оценка
Без ошибокВысокий5
1–2Средний4
3–5Низкий3
6 и болееОчень низкий2
Пользуясь «ключом», выполни взаимопроверку.

Оцени свою работу, пользуясь таблицей оценки.2 мин.УЭ-5Цель: развивать речь учащихся и умение составлять текст по опорным словам.1. Давай пофантазируем.

Может быть, когда-нибудь тебе придется участвовать в космическом полете. И не вокруг Земли, а в бескрайний космос, с высадкой на какую-нибудь далекую планету. Прочитай подборку слов и словосочетаний на тему о космическом полете.

Беспредельный, неисследованный, приготовления, приборы, принять горизонтальное положение, перегрузки, преодолеть притяжение Земли, приступить, непрерывно, беспримерный, преломление солнечных лучей, приближение, причудливая природа, пребывание, приземлиться. [2]Запиши слова в тетрадь.

Попробуй составить с этими словами предложения, описывающие твое путешествие.

А если сможешь, напиши целый рассказ. Работу заверши дома.8 мин.УЭ-6Цель: подведение итогов урока.
Реализованы ли цели и задачи урока-модуля?2 мин.

=очень= ПЕРЕ-
превосходныйпревозмочь
превыситьпревратить
презиратьпреграда
преклонениепреемственность
преотличныйпрекращать
пресерьезныйпреображаться
преувеличениепреодолеть
преподнестипрервать
преследовать
преступление

2. Прибывать на место (приближение), препротивный разговор (= очень), приморский бульвар (около, рядом), пригладить волосы (приблизить), прищурить глаза (немного, чуть-чуть), премудрый пескарь (= очень), прервать разговор (=ПЕРЕ-), приглушить звук (чуть-чуть, слегка), преобразовать (=ПЕРЕ-) город, приоткрыть дверь (немного, чуть-чуть).

3. А) Превозносить, превосходить, превратить.
Б) Приноровиться, приналечь, притягивать.
В) Приниженный, приплюснутый, привязчивый.
Г) Преодолеть, прекратить, пренебречь.

4. Присутствовать, притяжение, приглашение, приручать, придумывать, превосходный, приветливый, прекратить, превозмогать, приспособление, приключение, привлекательный, привычка, привязанность, препятствие, приятель, преградить, преподаватель, причудливый, приступил.

5. Очень веселый – превеселый
Близко от школы – пришкольный
Немного поднял – приподнял
Ненадолго остановился – приостановился
Очень мудрый – премудрый
Слегка дотронулся – прикоснулся
Самый-самый добрый – предобрый
Очень противный – препротивный
Не совсем заглушил –приглушил
Чуть-чуть открыл – приоткрыл

1. 1) Признаюсь, привык; 2) привет; 3) приключилось.

2. Приструнить, причудливый, приметный, пристрастный, признательный, непризнанный.

3. 1) Презрением 2) преимущество; 3) времяпрепровождение; 4) преследовали.

Приучить
преобразовать
причудливый
прехороший
приморский
пристроить
президент
привилегия
претензия
премировать
прекрасный
присесть
присвоить
премудрый
прилечь
преодолеть
пригодный
претихий
приватизация
премьера
престранный
привязать
пренеприятный
прикупить
прервать
приклеить
предобрый
престиж
примадонна
приоритет
И
Е
И
Е
И
И
Е
И
Е
Е
Е
И
И
Е
И
Е
И
Е
И
Е
Е
И
Е
И
Е
И
Е
Е
И
И

Лист учета контроля

Ф.И.О. ученика _______________________________________ _______(баллы)

Учебный
элемент (УЭ)
Количество баллов по номерам заданийКол-во
баллов
Оценки
№1№2№3№4№5
УЭ-1
УЭ-2
УЭ-3
УЭ-4
УЭ-5
Итого:

  1. Александрова Г. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. «Тригон», С-Петербург, 1998.
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-povtorenie-i-obobschenie-znaniy-po-teme-pravopisanie-glasnih-v-pristavkah-pri-i-pre-282749.html

http://urok.1sept.ru/articles/616986