Обобщение правил о правописании корня

Обобщение правил о правописании корня
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Данный урок проводится в 3 классе по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
razrabotka.obobshchen.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока в 3- классе Сиюховой Н. К.

Тема: Обобщение правил о правописании корня

Цели: 1. Обобщить знания о написании безударных гласных, парных

Согласных и непроизносимых согласных в корне слова.

2. Пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания.

3. Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность,

внимание, логическое мышление.

Оборудование: графпроектор, таблицы, кроссворды, карточки, ребусы.

Каждый день – всегда , везде,

На занятиях, в игре.

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце

Гласные и согласные

Бывают такие опасные!

Звуки очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

(Безударные гласные и парные согласные)

Играют с нами в прятки,

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Игра «Замени одним словом»

  1. Маленький ребенок – малыш.
  2. Молодое поколение, молодые люди – молодежь.
  3. Шестой день недели – суббота.

Вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы .

З . п . вать лекарство- з . п . вать песню

П . л . скать белье – п . л .скать щенка

Прим . рять платье – прим . рить друзей

Приписать слова- антонимы и первое слово разобрать по составу.

веселый – грус т ный

высокий – ни з кий

дешевый – д о рогой

Объяснить орфограммы и второе слово разобрать по составу.

Составить словосочетания,чтобы выделенные слова были прилагательными. В первом слове посчитать количество звуков и букв.

поступок чести — чес т ный поступок

день радости — радос т ный день

счастье в жизни — счас т ливая жизнь

Раскрыть скобки и написать проверочные слова, объяснить

вкус( ?) ный – вкус

вес (?) ник – весть

прелес (?) ный — прелесть

А. В. Полякова «Русский язык»: Упражнение №249. Распределить слова в три группы:

1 р. Слова с безударными гласными в корне.

2 р. Слова с парными согласными.

3 р. Слова с непроизносимыми согласными.

4 р. Ситимова С. С., Чуяко А. Б. «Родные просторы»: «Снежинка»,

с. 77- 78 выписать слова с непроизносимыми согласными.

Молодцы! Вы хорошо поработали, и чтобы немного отдохнуть,

я загадаю вам загадку.

Хорошо по лестнице

Нам идти с тобой,

Бежит сама собой.

Назовите слово с непроизносимыми согласными.

Какой согласный звук не произносится?

Подберите проверочное слова , чтобы согласный т слышался ясно. Да ,таких слов нет.

В нашем языке есть еще два слова, которых нельзя проверить непроизносимые согласные.

историю этих слов, то мы увидим, что эти буквы не зря находятся в данных словах.

Слово «лес т ница» произошло от древнерусского лествица, от слова лества (лезть) – то , с помощью чего лезут,

Слова «чу в ство» из старо – славянского языка чувьство образовано с суффиксом ьство, от чути – слышать , ощущать.

Слова «праз д ник» в древнерусском языке звучало праздь

(свободный от работы день), отсюда и буква д.

Пусть будет со . нце ясным

И речка голубой

А Родина – прекрас (?) ной

И вечно м . л . дой.

Ребусы (объяснить орфограммы).

Лодка К

Ло ж ка н а хо д ка

Праздники есть не только у людей, есть праздники и у природы. Какие?

(первые соловьи, первая зелень)

У леса тоже бывают свои «праздники». Лес вам приготовил к своему

8. Творческая работа.

О какой это поре? Списать, исправляя ошибки, допущенные в тексте. (надпись на доске). Разобрать 5 предложение по членам и частям речи.

Побелели паля и луга. Льдом покрылась рика. Она уснула, как в сказке. На диревьях лижат сниговые шупки. Пушыстые варешки на ветках сосен. Маладые елочьки укрылись мягким снишком. Наснегу кругом узоры птичьих слидов.

9.Работа с графпроектором.

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С печальной думой на лице.

Добрый день , князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день пасмурный?

с печальной — с грус т ной

добрый день- здра в ствуй

пасмурный – ненас т ный

Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда мы получим тот текст, который был у А.С.Пушкина.

10.Работа по группам.

1 гр. Решите кроссворд. Напишите слова. Подчеркните в них двойные

1.Как называется комната, где учатся дети?

2.Как называется язык, общий для всех

3.Как называется шестой день недели?

(класс, русский, суббота)

2 гр. Решите кроссворд. Слова с безударными гласными о.

(полоса, голова, борода, голоса)

3 гр. Решите кроссворд. Слова с непроизносимыми согласными.

1.Что обогревает землю?

2.Как называется ряд ступенек, идущих вверх?

3.Как называется растение, растущее на болоте?

4.Как называется того, кто принес весть?

(со л нце, лес т ница, трос т ник, вес т ник)

4 гр. Разгадай ребусы. Напиши слова с двойными согласными.

  1. Подведение итогов уроков.

Какое слова загадал нам сегодняшний урок?

Парные согласные в слове лу к к

Безударный в корне ст о ловая о

Сонорный звук в слове к р от р

Безударный гласный в корне слова зве з дочет е

Сонорный звук в слове зуб н ой н

Буква, которая не имеет звука в слове камен ь ь

А почему именно это слова?

Наверное, потому что безударные гласные, парные согласные и

Непроизносимые согласные в корне слова.

Какой вывод можно сделать после нашего исследования?

Безударные гласные, парные согласные и непроизносимые согласные в

корне слова в слабой позиции всегда нужно проверять.

Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме «Обобщение правил о правописании корня»

Цель: формирование навыка правописания букв в корнях слов, развитие орфографической зоркости.

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания детей по темам: «Правописание безударных гласных в корне», «Правописание слов с парными согласными в корне», «Слова с непроизносимыми согласными в корне».
  • развивать навык правописания корня на основе сопоставления,
  • формировать умение сравнивать,
  • обогатить словарный запас детей,
  • воспитывать любовь к родному языку, природе нашего края,
  • продолжить работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата,
  • воспитанию внимания, памяти, самоконтроля, интереса к предмету.

Оборудование: оформленная доска, толковый словарь, видеомагнитофон, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент.

С добрым утром начат день,
первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
а работать и писать.

II. Мобилизующий этап.

(на доске слова) Л…сная, в…дёт, д…рожка, оп…здать.

-Чем похожи эти слова?(Во всех словах есть безударный гласный в корне слова.)

-Чем отличаются эти слова? (Эти слова относятся к разным частям речи.)

-Какое слово « лишнее» среди данных слов?(Лишнее слово-дорожка, безударный гласный в этом слове нужно запомнить, во всех остальных словах безударный гласный в корне можно проверить.)

(учитель пишет пропущенные буквы)

III. Минутка чистописания.

Цепочка букв, которую мы будем писать на минутке чистописания, состоит:

1) из буквы, которая обозначает согласный звук в имени существительном. Этот звук непарный твёрдый, парный звонкий, шипящий, оглушается.

-Про какую букву я говорю? (букву ж)

(учитель пишет на доске букву ж и объясняет её написание)

2) Вторая буква является суффиксом у имени прилагательного. Какая это буква?(буква н)

(учитель пишет букву н и объясняет её написание)

3) Третья и четвёртая буквы являются окончанием глагола, который отвечает на вопрос что делает? Найдите окончание глагола? (учитель пишет -ёт и объясняет написание)

— Значит наша цепочка состоит из букв ж н ё т.

-В следующих цепочках поменяйте буквы местами и запишите.

(во время письма тихо звучит песня «Если б не было зимы.)

IV. Формирование учащимися темы и целей урока.

-Из какого мультфильма звучала музыка?

-Используя эту песенку и слова, записанные на доске, мы должны составить предложение и его записать. Только слово опоздать заменим однокоренным прилагательным, где буква д обозначала бы нулевой звук.(позднюю)

-Ещё раз посмотрите на эти слова: Лесная, ведёт, дорожка,позднюю.

-Какие «хитрые» буквы в корне могут помешать нам правильно написать эти слова?

(в слове лесная-буква е, дорожка-буквы о,ж ,позднюю-буква д)

-Т.е.на какие правила у нас даны слова?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Чему мы будем учиться на уроке? (1 слайд)

-Какое предложение вы составили?

-Комментированное письмо предложения: Лесная дорожка ведёт позднюю гостью в Простоквашино. Подчеркнуть главные члены предложения.

V. Тренировочные упражнения.

Упр 322, учебник Т.Г.Рамзаевой, стихотворение О.Высотской(целиком стих-е дано в «Дидактическом материале»-упр.268.)

-Прочитайте задание. Поиск и классификация слов по столбикам. Слова из 1-го четверостишия находим вместе. Слова из 2 –го четверостишия находят и записывают дети, сидящие на 1 варианте. Слова из 3-го четверостишия находят и записывают дети, сидящие на 2варианте)

-Проверяем.Какие слова записали в 1столбик?во 2столбик?в 3 столбик?(обратить внимание на слова хлопушка, игрушка, где буква ш в суффиксе, но проверяем точно также, как и в корне.)

-Какие 3 слова встретились с непроверяемой безударной гласной?

VI. Физкультминутка.

Больше слов в этом стихотворении на правописание безударных гласных, на 2 и 3 правило слов встретилось мало. Поэтому с этими словами мы проведём физкультминутку.

-Если в слове есть звонкий или глухой согласный звук- вы подпрыгиваете, тянете руки вверх и делаете хлопок,

— если слово с непроизносимым согласным- вы приседаете,как бы прячетесь.

-Лошадка, здравствуй, скользкий, солнце, радостный, близкий, гигантский, редкий, ловкий, местность, мягкий, окрестность.

VII. Работа над правилами.

Какие правила надо знать , чтобы правильно написать эти слова? (2 слайд,3 слайд, 4 слайд)

-Что между ними общего?

-Чем различаются эти правила?

Итак, какую часть слова учат писать грамотно все три правила?

VIII. Домашнее задание. Упр.312

IX. Словарно-орфографическая работа.

1) В книге Э.Успенского «Зима в Простоквашино.»было записано предложение : «Тут в окошко кто-то постучал -и вошла мама в горницу в лыжном костюме и с рюкзаком.»

-Может ли такое быть?

…в покои,
… в палату,
…в светлицу,
…в светёлку.

-Как лучше сказать?

2) Разбор слова « комната».

-Это слово заимствованно из польского языка, где коmпаtа –помещение, которое отапливается.

-Комната- это отдельное помещение в квартире, доме, отгороженное стенами, перегородками.

-Запишите это слово в словарик.

-Составьте из слогов родственные слова к слову комната и запишите их в тетрадь.(5 слайд)

Х. Творческая работа.

1) Просмотр отрывка из мультфильма «Зима в Простоквашино», где герои готовятся к встрече Нового года.

2) Работа в группах. Записать слова , которые обозначают предметы, в три столбика.( три правила)

3) Составление рассказа про ёлку.( 6слайд)

-Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.(7 слайд)

-Найдите в тексте слова с проверяемыми безударными гласными, с парными согласными, с непроизносимыми согласными.

-Не только под Новый год нужно устраивать праздник для птиц и зверей.

-Как мы можем позаботиться о птицах?

ХI. Итог урока.

-Чему учились сегодня на уроке?

-Какие три правила учат писать буквы в корне слова?

-Что общего между ними? В чём различие?

Давайте ещё раз повторим по таблице.( 8слайд)

Попробуйте оценить свою работу:(на полях в тетради напишите:

Урок русского языка в 3 классе на тему: «Обобщение знаний правил о правописании корня».

Урок русского языка в 3 классе на тему:

«Обобщение знаний правил о правописании корня».

Цель: обобщение знаний правил о правописании корня.

-формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова или подбора однокоренного слова;

-совершенствовать умения выполнять алгоритмы действий по решению орфографических задач (правописания слов с безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согласной в корне);

-развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-развивать орфографическую зоркость учащихся;

-воспитывать интерес к родному языку;

-воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе.

Оборудование: мультимедийная презентация, книга Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот», кассета «32 урока с интермедиями и песнями. Радионяня. Весёлая грамматика», сигнальные карточки с гласными буквами, «Тесты для проверки знаний правил написания корня слов», карточки с дифференцированными домашними заданиями, карточки с текстами, три волшебных сундучка, сладкие призы – шоколадные монетки.

I. Организационный момент.

Русский язык очень богат,

Многому научит непосед-ребят.

Будем на уроке серьёзно изучать

Свой родной язык, конечно же, на «5»!

II. «Арабское письмо».

-А начнём наш урок с арабского письма. Вы должны записать предложение, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд.

.атябер еынжурд тувиж онишавкотсорП В (СЛАЙД №2.)

-Прочитайте, что у вас получилось.

(В Простоквашино живут дружные ребята.)

III. Введение в тему урока.

-В Простоквашино живут

Мальчик, пёс и кот –

Хоть и ссорятся порой –

Знаем мы из книжки,

Но надёжнее друзей

Нету у мальчишки.

-О каких героях идёт речь? (Дядя Фёдор, пёс Шарик, кот Матроскин.)

«Кто придумал этих друзей?»

Выдумщик он дерзкий … (Эдуард Успенский!)

-А кто знает, как называется произведение Эдуарда Николаевича Успенского об этих друзьях? («Дядя Фёдор, пёс и кот».)

-Эдуард Николаевич Успенский – не простой юморист, а детский. Поэтому среди его героев много детей, которые часто попадают в различные забавные ситуации. Он пишет сказки и сказочные повести, фантастические, детективные, приключенческие произведения, а также комиксы, стихи, пьесы, сценарии, делает переводы и составляет сборники детского и городского фольклора. (СЛАЙД №3.)

-А сегодня на уроке мы отправимся вместе с героями Простоквашино искать клад. Каждый из героев должен преодолеть препятствия на своём пути. А мы будем помогать. А создавать эти препятствия будет ещё один герой этого произведения. Угадайте его.

Кто ворчит и почту носит?

Иногда приходит в гости

С целым ворохом газет.

Догадались или нет? (Это Печкин, почтальон.

Кто из вас с ним не знаком?) (СЛАЙД №4.)

IV. Работа по теме урока.

Закрепление знаний о правописании безударной гласной в корне слова.

-Печкин предлагает вспомнить Матроскину одну из тем русского языка. (СЛАЙД №5.)

ВОРОБЕЙ, ЗЕМЛЯНИКА, КРЕСТЬЯНЕ, СОВА, ПОМИДОР, РЕБЯТА, ДОРОГА, БЕРЁЗА.

-Какое слово здесь «лишнее»? (Сова.)

-Можем ли мы слово СОВА написать без раздумий?

-Почему? (Слышится без ударения а , а надо писать о . Проверочное слово – совы.)

-Итак, сформулируйте тему, над которой предлагает поработать Матроскину Печкин? («Правописание безударной гласной в корне слова».)

-Но для начала вспомним, что мы называем корнем слова? (Общую часть родственных слов.)

-Как мы называем слова с одинаковым корнем? (Родственными или однокоренными.)

-Как мы пишем корень в родственных словах? (Одинаково.)

-«Хорошо живётся ударной гласной корня, — пишет в своей замечательной книге для детей Бурмако – все её отчётливо слышат, видят и правильно пишут. А как быть безударной бедняжке? Помоги ей, поставь её под ударение, она в благодарность так отчётливо зазвучит, что правильно написать её не составит труда!»

-Вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне слова. (СЛАЙД №6.)

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо:

выяснить смысл слова;

узнать, есть ли в слове безударный гласный;

узнать, в какой части слова этот безударный звук находится;

КОРЕНЬ ПРИСТАВКА, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ

подобрать проверочное слово:

-изменить форму слова так, чтобы безударный гласный звук стал ударным

-подобрать однокоренное слово с ударной гласной в корне;

сравнить проверяемое и проверочное слово.

-Почтальон Печкин предлагает «эстафету — соревнование» между рядами. Выигрывает ряд, который быстрее других и без ошибок выполнит задание. Каждый ряд записывает в тетрадях только гласные. (СЛАЙД №7.)

ТР.ПА Г.РА СВ.ТЛЯЧОК

СТ.НА Р.КА П.ТЁРКА

П.ТНО ГР.БЫ СКР.ПАЧ

Ч.СЛО СЛ.ДЫ С.ДОВНИК

ПЛ.ТА С.СНА СН.ГОВИК

З.МЛЯ В.СНА ДР.ЖИТ

-В каком столбике написание гласных в словах можно проверить путём изменения формы слова?

-В каком – только подбором однокоренных слов?

-Проверим вашу работу с помощью сигнальных карточек. Почтальон Печкин даёт ответы.

-Помогите Матроскину, сделайте вывод о правописании безударной гласной в корне слова:

Если в корне гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Ставь под ударение. (СЛАЙД №8.)

Закрепление знаний о правописании парной согласной в корне слова.

-А для Шарика Печкин подобрал задания на знание другого правила. (СЛАЙД №9.)

В нашем русском языке

«Ходят парами» БЭ-ПЭ,

ВЭ и ЭФ, ГЭ-КА, ДЭ и ТЭ, ЖЕ-ША, ЗЭ-ЭС.

Эти пары у людей вызывают интерес.

Часто «хитрые подружки»

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать, писать какую –

Эту букву иль другую?

С толку сбить хотят ребят.

Но у нас не детский сад!

Мы решим проблему эту!

И расскажем всему свету.

Предстоит сегодня вам

Всё расставить по местам. (Стихотворение читает наизусть заранее подготовленный ученик.)

-Вот какую проблему нам предстоит решить. Даны буквы, но некоторые из них пропущены. Вам нужно вставить пропущенную букву, которая должна стоять вместо знака вопроса.

-Чем похожи все эти буквы? (Согласные.)

-На какие группы можно их разбить? (Один — звонкий, другой – глухой.)

-Чем они различаются между собой? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие – только с шумом.)

-Сформулируйте тему, над которой предлагает поработать Шарику Печкин. (Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.)

-Вспомним алгоритм проверки парной согласной в корне слова. (СЛАЙД №10.)

Чтобы проверить парную согласную в корне слова надо:

выяснить смысл слова;

найти парную согласную в слабой позиции;

НА КОНЦЕ СЛОВА ПЕРЕД ГЛУХОЙ СОГЛАСНОЙ

подобрать проверочное слово:

-изменить форму слова так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная

-подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная;

4) сравнить проверяемое и проверочное слово.

-Печкин предлагает отгадать Шарику загадки и записать отгадки вместе с проверочными словами в тетрадь, выделить корень слова, подчеркнуть согласную в слабой позиции.

-Прежде, чем вы начнёте записывать слова, послушайте совет:

Смотреть в тетрадь соседа,

Считаю, смысла нет.

Ведь нет у вас уверенности,

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь,

Это зверь лесной — … (МЕДВЕДЬ). (СЛАЙД №11.)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны,

Так приятен он на вкус,

А зовут его … (АРБУЗ). (СЛАЙД №12.)

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (ЁЖ) (СЛАЙД №13.)

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (ГРИБ) (СЛАЙД №14.)

То назад, то вперёд

Ходит, бродит пароход.

Продырявишь море! (УТЮГ) (СЛАЙД №15.)

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. (МОРОЗ) (СЛАЙД №16.)

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы вместе с Печкиным – работа в парах. (СЛАЙД №17.)

-Работа в парах продолжается. Печкин предлагает вам прочитать текст и вставить в слова пропущенные буквы. Вы должны доказать друг другу правильность вставленной буквы. (СЛАЙД №18.)

Солнечная пого. ка. Мы плывём на ло.ке к зелёному остро.ку. Под берё.ками и ду.ками прячутся гри.ки. Сла.кие яго.ки манят нас. Скорее на бере.!

-А проверят ваши работы родители.

-Помогите Шарику, сделайте вывод о правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне:

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды –

Будешь грамотным и ты. (СЛАЙД №19.)

Физминутка (Учащиеся выполняют движения под слова песни «Глухие согласные» из уроков «Радионяня. Весёлая грамматика»:

На дворе стоит мороз,

Стынет лоб и мёрзнет нос,

Снег валит и небо хмуро.

Покрывает землю лёд

И в машине стынет смазка.

А в берлоге молодой медведь ревёт,

Что нельзя ему кататься на салазках.

Чтобы знать, как тут быть,

Надо слово изменить,

Чтоб за звуком непонятным

Сделай так поскорей –

Сразу станет веселей

И послушай нашу песенку сначала.

На дворе стоит мороз –

Нам морозы надоели.

Стынет лоб и мёрзнет нос –

Лбы от стужи покраснели.

Покрывает землю лёд

И по льду скользит прохожий.

А в берлоге молодой медведь ревёт,

Что к медведям в гости он пойти не может.)

Закрепление знаний о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне.

-А дяде Фёдору Печкин предлагает вспомнить ещё одно «золотое» правило русской орфографии, позволяющее грамотно писать корень слова. (СЛАЙД №20.)

-Составьте из данных слов предложение:

Приносит, тот, другим, кто, счастлив, счастье.

(Счастлив тот, кто приносит счастье другим.)

-К какому жанру устного народного творчества относится это предложение? (Пословица.)

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Делай добро другим.)

-Назовите в этой пословице однокоренные слова.

-Произнесите слово СЧАСТЛИВ ещё раз.

-Что происходит с согласным? (Он выпадает, не произносится.)

-Когда согласный не произносится? (Когда рядом несколько согласных. Звук [т] выпадает, так как трудно сразу произнести три согласных звука [стл].)

-Как мы называем согласный, который не произносится в слове? (Непроизносимый.)

-Какое же правило русской орфографии предлагает вспомнить Печкин дяде Фёдору? (Слова с непроизносимыми согласными в корне.)

-Назовите слово, в котором этот звук слышится чётко. (Счастье.)

-Какие ещё «хитрые» сочетания вы знаете? (СЛАЙД №21.)

-Вспомним алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова. (СЛАЙД №22.)

Чтобы проверить написание слов с непроизносимыми согласными в корне надо:

проверить, есть ли в слове «хитрые» сочетания ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, СТН;

подобрать однокоренное слово, в котором звуки [в], [д], [л], [т] произносятся отчётливо:

произносятся не произносятся

писать согласную надо писать согласную не надо

сравнить проверяемое и проверочное слово.

-Печкин предлагает вспомнить, что мы называем синонимами? (Синонимы – слова одной и той же части речи, по-разному называющие одно и то же явление или близкие, сходные явления.)

-Замените слово, называющее предмет, словом-синонимом. Запишите слова-синонимы в столбик в тетрадь, выделите корень, подчеркните «хитрые» сочетания согласных.

здешний житель – местный

пасмурный день – ненастный

печальная картина – грустная

знаменитый артист – известный

весёлый мальчик – радостный

страшный ветер — ужасный (СЛАЙД №23.)

-Проверим с Печкиным вашу работу.

-Помогите дяде Фёдору сделать вывод о написании непроизносимых согласных в корне слова:

Играют с нами в прятки:

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Мы родственное слово

Должны так подобрать,

Чтоб Л и Т, и Д, и В

В них верно написать.

вкусный, гласный, интересный,

безопасный и небесный,

и чудесный, и прекрасный,

и ужасный, и напрасный.

Этих слов не забывайте,

букву Т в них не вставляйте! (СЛАЙД №24.)

-Молодцы! И в заключение Печкин предлагает вам ответить на вопросы теста.

Тест для проверки знаний правил написания корня слов.

Родственными словами являются:

а) роль, ролевой, король;

б) вода, подводный, водить, водяной;

в) ледник, лёд, ледяной, заледенеть;

г) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).

2. Проверочными словами к слову г.ра являются:

3. Безударную гласную в корне нельзя проверить в словах:

4. К данным словам из первого столбика подбери по смыслу слова из второго столбика. Соедини их стрелками. Вставь пропущенные буквы.

ветер мя_кая

5. Образуй от существительных прилагательные:

(Критерии оценивания теста:

3 и более ошибок – «2».)

-Итак, какие «золотые» правила русской орфографии, позволяющие грамотно писать корень слова, вы сегодня вспомнили?

-Наши герои, благодаря вашей помощи, отлично справились со всеми заданиями и, конечно же, нашли свой клад. А для чего мечтали найти клад Матроскин, дядя Фёдор и Шарик? (СЛАЙД №25.)

-А знаете ли вы, что героям Простоквашино поставлен памятник? (Рассказ ученика.)

Герою легендарного советского мультфильма «Простоквашино» почтальону Печкину открыт памятник в подмосковных Луковицах. Монумент самому знаменитому работнику почты отлили из бронзы высотой почти в два метра. А установили его, что, конечно, очень символично, напротив здания местного почтампа. Почтальон Печкин изображён на велосипеде, а рядом с ним расположились не менее примечательные герои мультфильма Матроскин и Шарик. (СЛАЙД №26.)

-Сегодня нам с вами тоже повезло. Вы преодолели пока небольшой, но трудный путь и получили в награду знания. Храните этот клад знаний и пополняйте его на каждом уроке. И помните: знания – это самое ценное богатство. Повторив правила написания корня, мы тоже заработали свой приз. (СЛАЙД №27.) Он находится в трёх волшебных сундучках. (У учителя три сундучка, в которых лежат сладкие призы – шоколадные монетки и дифференцированные домашние задания по трём уровням.)

-В первом сундучке задания для тех, кто умеет грамотно писать корень слова и не боится трудностей, может другим объяснить правила написания корня.

(-Исправьте ошибки в словах и напишите текст правильно. Подчеркните буквы, в которых были допущены ошибки.

На пруду плавал белый лебеть. У воды рос камыж. На берек выполс уш. На высокий дуп сел ястреп. В лису раздался криг птицы.

-Вставьте пропущенные слова с парными согласными и подчеркните орфограммы во вставленных словах.

Ученик сделал в диктанте три ____________.

В аквариуме живут золотые ____________.

К лесу вела узкая ____________.

Сторож живёт в ______________.

У берега реки стояла ветхая ____________.

В берлогу зале_ бурый __________.)

-Во втором сундучке задания для тех, кто тему понял, но объяснить другому не может.

(-Вставьте безударные гласные и подчеркните их.

Л.сные цв.точки, п.св.тлело в л.су, з.л.тая ос.нь, курлыч.т жур.вли, в.рсистый к.вёр, кр.чат гр.чи, в.сенние л.сточки, .сенняя кр.сота, с.дит с.ва, т.скает ч.рв.ков.

-Запиши проверочные слова, вставь и подчеркни пропущенные буквы, выдели корень.

_______ — дв.ры ________ — р.ды

_______ — гр.бок ________ — ш.ги

_______ — ч.сы ________ — гр.за

_______ — л.нейка ________ — к.за

_______ — ст.лбы ________ — д.жди)

-В третьем сундучке задания для тех, кто тему не понял.

(-Вставьте пропущенные буквы и подчеркните их, выделите корень.

Ст.лы, м.сты, сл.ды, с.сновый, п.тёрка, с.нева, р.чушка, л.пили, г.ра, н.га, ч.сы, с.довник, т.нул, д.ска, к.вёр, кр.ты, тр.вяной, р.са, п.ясок.

-Запишите слова и подчеркните «хитрые» сочетания.

-Молодцы! Спасибо за работу на уроке! (СЛАЙД №28.)

1. Исправь ошибки в словах и напиши текст правильно. Подчеркни буквы, в которых были допущены ошибки.

На пруду плавал белый лебеть. У воды рос камыж. На берек выполс уш. На высокий дуп сел ястреп. В лису раздался криг птицы.

2. Вставь пропущенные слова с парными согласными и подчеркни орфограммы во вставленных словах.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/537544

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-na-temu-obobschenie-znaniy-pravil-o-pravopisanii-kornya-572909.html