Обозначьте грамматические основы предложений укажите какой частью речи выражено сказуемое

Синтаксис. Пунктуация
Главные члены предложения

1. Обозначьте грамматические основы предложений.

1. 1) Солнце поднялось высоко.

2) На земле лежала ореховая скорлупа.

3) Дети надели маскарадные костюмы.

4) Мотыльки летели на свет со всех сторон.

5) Родители увели детей в комнаты.

6) Низкое солнце ослепительно било в глаза.

7) Из-под его каблуков сыпалась глина.

8) Петя залюбовался морем.

9) Корабль быстро шёл на запад.

10) Сердце мальчика забилось от радости.

2. 1) Чёрное небо осыпало бегущего мальчика звёздами.

2) Ветер гнал тучи сухой пыли.

3) Море быстро меняется на глазах.

4) Глянцевая зыбь отражала чистое небо.

5) Дилижанс въехал в тенистую улицу.

6) Вечер зажёг на небе мерцающие огоньки.

7) Жгучее чувство радостного страха охватило Петю.

8) Ветерок уносил туман.

9) Во дворах сонно кукарекали петухи.

10) К широкому подъезду подкатил легковой автомобиль.

1. 1) Солнце(п.) поднялось(ск.) высоко.

2) На земле лежала(ск.) ореховая скорлупа(п.).

3) Дети(п.) надели(ск.) маскарадные костюмы.

4) Мотыльки(п.) летели(ск.) на свет со всех сторон.

5) Родители(п.) увели(ск.) детей в комнаты.

6) Низкое солнце(п.) ослепительно било(ск.) в глаза.

7) Из-под его каблуков сыпалась(ск.) глина(п.).

8) Петя(п.) залюбовался(ск.) морем.

9) Корабль(п.) быстро шёл(ск.) на запад.

10) Сердце(п.) мальчика забилось(ск.) от радости.

2. 1) Чёрное небо(п.) осыпало(ск.) бегущего мальчика звёздами.

2) Ветер(п.) гнал(ск.) тучи сухой пыли.

3) Море(п.) быстро меняется(ск.) на глазах.

4) Глянцевая зыбь(п.) отражала(ск.) чистое небо.

5) Дилижанс(п.) въехал(ск.) в тенистую улицу.

6) Вечер(п.) зажёг(ск.) на небе мерцающие огоньки.

7) Жгучее чувство(п.) радостного страха охватило(ск.) Петю.

8) Ветерок(п.) уносил(ск.) туман.

9) Во дворах сонно кукарекали(ск.) петухи(п.).

10) К широкому подъезду подкатил(ск.) легковой автомобиль(п.).

2. Обозначьте грамматические основы только тех предложений, в которых подлежащее выражено словосочетанием.

1. 1) Две толстые утки нырнули быстро под забор.

2) Два парня с равнодушными лицами танцевали польку.

3) Парусиновые тенты над столиками вздувались от морского ветра.

4) Во дворе стояла пара лошадей.

5) Гаврик и Петя отправились в город.

6) Один из всадников подъехал к дилижансу.

7) Лоскутное одеяльце и подушка валялись в углу.

8) Где-то рядом раздалось шесть выстрелов.

9) Два часа пролетели быстро.

10) Два городовых везли дедушку на извозчике.

2. 1) Его усики и борода не соответствовали курносому лицу.

2) Две дамы неторопливо вошли в зал.

3) И вдруг из-за угла выдвинулась половина лица с плотно сжатыми губами.

4) На тропинке стояло двое мужиков.

5) Четыре человека в синих очках гуськом поднимались по трапу.

6) Мальчик и девочка стояли рядом.

7) Во дворе на привязи жил у них сердитый пёс.

8) По переулку медленно шли два человека.

9) На стенах комнаты висели картины и портреты.

10) Обрывки девичьих песен доносились издалека.

1. 1) Две толстые утки(п.) нырнули(ск.) быстро под забор.

2) Два парня(п.) с равнодушными лицами танцевали(ск.) польку.

3) Парусиновые тенты над столиками вздувались от морского ветра.

4) Во дворе стояла(ск.) пара лошадей(п.).

5) Гаврик и Петя отправились в город.

6) Один из всадников подъехал к дилижансу.

7) Лоскутное одеяльце и подушка валялись в углу.

8) Где-то рядом раздалось(ск.) шесть выстрелов(п.).

9) Два часа(п.) пролетели(ск.) быстро.

10) Два городовых(п.) везли(ск.) дедушку на извозчике.

2. 1) Его усики и борода не соответствовали курносому лицу.

2) Две дамы(п.) неторопливо вошли(ск.) в зал.

3) И вдруг из-за угла выдвинулась половина лица с плотно сжатыми губами.

4) На тропинке стояло(ск.) двое мужиков(п.).

5) Четыре человека(п.) в синих очках гуськом поднимались(ск.) по трапу.

6) Мальчик и девочка стояли рядом.

7) Во дворе на привязи жил у них сердитый пёс.

8) По переулку медленно шли(ск.) два человека(п.).

9) На стенах комнаты висели картины и портреты.

10) Обрывки девичьих песен доносились издалека.

3. Обозначьте грамматические основы предложений. Укажите, какой частью речи выражено сказуемое.

1) Мальчик похож на отца. (. )

2) Его отец — машинист. (. )

3) Ветер тёплый, ласковый. (. )

4) Лето дождливое, прохладное. (. )

5) Наши реки красивые и бурные. (. )

6) Родители сестёр — врачи в третьем поколении. (. )

7) Напиток вкусен. (. )

8) Воздух свеж и пахуч. (. )

9) В наших краях дожди обильные и затяжные. (. )

10) 12 ноября — синичкин день. (. )

1) Мальчик(п.) похож(ск.) на отца. (ск. — гл.)

2) Его отец(п.) — машинист(ск.). (ск. — сущ.)

3) Ветер(п.) тёплый(ск.), ласковый(ск.). (ск. — прил.)

4) Лето(п.) дождливое(ск.), прохладное(ск.). (ск. — прил.)

5) Наши реки(п.) красивые(ск.) и бурные(ск.). (ск. — прил.)

6) Родители(п.) сестёр — врачи(ск.) в третьем поколении. (ск. — сущ.)

7) Напиток(п.) вкусен(ск.) (ск. — кр. прил)

8) Воздух(п.) свеж(ск.) и пахуч(ск.). (ск. — кр. Прил.)

9) В наших краях дожди(п.) обильные(ск.) и затяжные(ск.). (ск. — прил.)

10) 12 ноября(п.) — синичкин день(ск.). (ск. — сущ.)

«Основы грамотности» — материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2018-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Русский язык. 5 класс

Сказуемое

Чем может быть выражено сказуемое? Выберите все возможные варианты ответа.

Грамматическая основа

Укажите, какое из сочетаний слов является грамматической основой в предложении.

Красивы сосны в зимнем наряде!

Способы выражения сказуемого

Сказуемое выражено именем существительным.

Сказуемое выражено глаголом.

Сказуемое выражено именем прилагательным.

Тонок лёд на речке.

Сорока – самая болтливая птица.

Своё удивление он выразил брату.

Определение сказуемого

Соотнесите предложение с картинкой, на которой изображено подходящее сказуемое.

Анализ предложения

Найдите грамматическую основу в предложении, укажите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.

В глубоких колодцах вода холодна. (И. Бунин)

Подлежащее « », выражено . Сказуемое « », выражено .

Способы выражения сказуемого

Найдите сказуемое. Распределите предложения, согласно тому, какой частью речи выражено сказуемое.

Имя существительное

Глагол

Имя прилагательное

Термины

Что такое сказуемое? Выберите правильные определения.

главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.

отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что он такое?».

отвечает на вопросы «кто?», «что?».

второстепенный член предложения.

Сказуемое

Найдите в каждом предложении сказуемое. Выделите цветом.

  1. Книга – источник знаний .
  2. Смолк далёкий шум .
  3. Динго – дикая австралийская собака .
  4. Свистнула какая-то птичка .
  5. Сумрак ночи прячется в лесах .
Грамматическая основа

Вычеркните сочетания, которые не являются грамматической основой предложений.

Ночь зимняя холодна. Туманны звёзды голубые. Свежо хрустит снежок. От зимней стужи птицы перебираются поближе к жилью.

Грамматическая основа

Найдите грамматическую основу предложения. Определите, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое. Впишите в пропуски.

Книжная полка хранит удивительные открытия для читателей.

В предложении подлежащее « », выражено в падеже. Сказуемое – « », выражено .

Грамматическая основа

Выделите в предложениях жёлтым цветом грамматическую основу.

Байкал – самое глубокое на земном шаре озеро . Местные жители называют его морем . Для россиян Байкал – чудо природы. Формой оно напоминает полумесяц. Вода в озере пресная . Много рек впадает в Байкал . Ангара – единственная река , вытекающая из озера .

Сказуемое

Найдите сказуемое в предложениях. Выделите его голубым цветом.

Россия – великая страна , которая расположилась в Северном полушарии . Она занимает площадь около 17 миллионов километров . Россия – это страна , в которой мирно уживается большое количество национальностей .

Способы выражения сказуемого

Найдите сказуемое в каждом предложении, определите, какой частью речи оно выражено. Выпишите в пропуски.

1. Алмаз – самое твёрдое вещество в мире.

2. Красив лес во время зимнего сна.

3. Высокие сосны со скрипом раскачивались.

1. Сказуемое « », выражено .

2. Сказуемое « », выражено .

3. Сказуемое « », выражено .

Грамматическая основа

Выделите грамматическую основу жёлтым цветом. Определите, чем выражено сказуемое. Правильный вариант выделите зелёным цветом.

Выделите грамматическую основу предложений, укажите, чем она выражена. ГДЗ. Упр. 111, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Прочитайте текст Н. Рериха, постарайтесь с помощью нужной интонации выразить чувства автора к России, затем спишите. Выделите грамматическую основу предложений, укажите, чем она выражена. Объясните постановку тире и его отсутствие между главными членами.

Рос(?)ия не только государство. Она — (сверх)государ­ство, океан стихия которая ещё не оформ..лась не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала ещё в от­точенных и огранён(?)ых понятиях в своём своеобразии как начинает в брил(?)..анте св..ркать сырой алмаз. Она вся ещё в предчувствиях, в брожениях в бесконечных ж..ланиях и бесконечных орг..нических возможностях.
Россия это океан земель размахнувш..йся на целую шестую часть света и держащий в к..саниях своих рас­крытых крыльев Запад и Восток.
Россия это семь синих морей; горы, увенчанные белы­ми льдами; Россия — меховая щетина бе..конечных лесов ковры лугов ветреных и цветущих.
Россия это бесконечные снега, над которыми поют мёрт­вые серебр..ные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными вёснами выходят тёмные фиалки, синие подснежники.
Россия страна неслыханных, богатейших сокровищ ко­торые. таятся в её глухих недрах.
Россия есть страна виз..нтийских куп..лов звона и синего лад..на, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима — Византии, второго Рима. И придают России не­слыханную 2 красоту запечатлённую в рус(?)ком искус(?)тве.

1. Разберите словосочетания в последнем предложении, пользуясь планом (см. приложение).
2. Разберите по членам 4-е предложение первого абзаца.
3. Каким членом предложения является союзное слово который (во всех случаях)?


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7635/train/

http://class.rambler.ru/temy-gdz/vydelite-grammaticheskuyu-osnovu-predlozheniy-ukazhite-chem-ona-vyrazhena-gdz-upr-111-russkiy-yazyk-10-11-klass-vlasenkov-a-i-rybchenkova-l-m-30365.htm