Обозначьте приставку графически объясните ее правописание разбросать беззаботно

ГДЗ диктанты по русскому языку 6 класс Задание: § На небе разгорается заря Я пробираюсь узкой дорожкой

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и собираются удержать меня. Из придорожных зарослей вылетела перепелка и скрылась во ржи.

Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля и кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.

Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и грибов. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоит присесть, и сразу увидишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.

Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод. Здесь мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.

Грамматические задания:

1. Фонетический разбор слова: ягоды, колосья.

2. Выписать слова с чередующимися гласными в корне и объяснить их написание.

Выписать слова с проверяемыми гласными и подобрать к ним проверочные слова.

Тяжёлые (тяжесть), колосья (колос), лица (личико), удержать (держит), освещают (свет), далёкие (даль), поля (поле), грибы (гриб), оправдались (правда), лесные (лес), поляны (поле), траве (травка), головки (головы), бродил (бродит), дотащил (тащит), хорошо (хороший).

3. Синтаксический разбор предложения.

Из придорожных зарослей вылетела перепелка и скрылась во ржи.

С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод.

Спишите, обозначьте в словах приставки. Объясните их правописание. 1) Бе..грамотный, ..бегать (с горы), и..жарить,

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,275
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,059
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Материал к уроку «Правописание слов с приставками, оканчивающимися на .. з- …с-

Правописание слов с приставками, оканчивающимися на .. з- …с-

Задание 1. Прочитайте слова, данные ниже. Подчеркните те слова, значение которых вы не знаете или затрудняетесь в их написании.

Зги (ни зги не видно)

1) Орфоэпическая. Правильно произнесите слова. Подчеркните те слова, которые вы обычно произносите по-другому. Постарайтесь запомнить правильный вариант произношения.

Низве́ргнуть с пьедеста́ла, уничтожение чересполо́сицы, чере[щ]чур тихо, ро́злив сока, ро́ссыпь камней , ро́ссказни одноклассника, новые ро́звальни.

2) Словообразовательная. а) Соберите словообразовательную цепочку, расположив слова в необходимой последовательности. В каждом слове цепочки обозначьте графически ту морфему, с помощью которой было образовано данное слово от предыдущего. Попробуйте определить, какой компонент значения появляется в слове вместе с новой морфемой.

Бесшумный, шум, шумный.

б) постройте словообразовательную цепочку к данному слову.

безоблачный ← ____________________ ← _____________________

в) образуйте цепочку «существительное → прилагательное → прилагательное»:

Болезнь → ____________________________ → _______________________________

РАБОТА С ПРАВИЛОМ

Задание 2. Работа в группах. Рассмотрите представленный ниже список слов. Определите, при каком условии приставка оканчивается на -з- , а при каком на – -с- . Вывод запишите.

ПРАВИЛО (мой вариант). _ ________________________________________________

Проиллюстрируйте правило примерами из списка слов в начале занятия.

Буква з в приставках пишется перед звонкими и сонорными согласными и гласными.

Буква с в приставках пишется перед глухими согласными.

Образуйте от выделенных слов прилагательные с приставками на – з(-с). С двумя словосочетаниями составьте предложения. Проверьте себя по списку слов, данному в начале занятия. ( упр.67)

Небо без облаков

Погода без ветра

Гласная без ударения

Детство без забот

Жидкость без цвета

Походка без шума

Человек без страха

Разговор без цели

Старания без пользы

Есть ли приставки в словах здание, здоровье, здесь, не видно ни зги *?

Восстановите выражения по данным толкованиям.

1._______________________________так темно, что ничего нельзя разглядеть.

2._______________________________без всякого повода, причины, ни с того ни с сего.

3._______________________________приветствие при встрече и прощании (устар.).

4. ______________________________ доброе пожелание при угощении.

5. _____________________________. всюду, в разных местах.

Слова для справок : желаю здравствовать, ни зги не видно, на (доброе) здоровье, здесь и там, за здоро́во живешь.

*Зга – 1. Темь, потемки, темнота. На дворе зга згою . 2. Кроха, капля, искра, малость чего. Ни зги хлеба нет. ( Словарь В.И. Даля)

Составьте предложение с выражением не видно ни зги .

Найдите в толковом словаре значения слов: чересполосица, безучастный, низвергнуть, россказни, розвальни, подпись, роспись.

УПРАЖНЕНИЯ В СЛОВЕСНОСТИ

Восстановите слова или выражения по данным ниже толкованиям (см. слова для справок)

Кто либо не может остановиться, сосредоточиться на чем либо одном — _____________________________________________________________

Внимательно, с полным доверием к рассказывающему, слушать что-либо _____________________________________________________________

Изнурять тяжёлой работой — _____________________________________

Работать, не прилагая должного энтузиазма, усилий, рвения — _____________________________________________________________

Откровенный человек, не умеющий ничего скрывать -_____________________________________________________________

Слова для справок: душа нараспашку, работать спустя рукава, глаза разбежались, сгонять семь потов, развесить уши.

Восстановите предложения, использую подходящие по смыслу слова с приставкой на … з- или … с-. (см. слова для справок)

Стали у меня исчезать вещи. То носок пропадет, то перчатки. Мама говорила, что я растяпа и всюду ……. свои вещи. Но пропадали и те вещи, которые я клал на место. Однажды исчезли мои тапочки и кроссовки. Я …… и долго искал их. Оказалось, что их наш щенок по разным укромным уголкам ….

Для справок: разбрасывать, беспокоиться, растаскивать.

Самостоятельная работа. Образуйте от данных слов новые с приставками без- или бес- . Объясните свой выбор. Приставки выделите. Какое значение привносит приставка без — в слово? Составьте словосочетания с образованными словами.

Образец: платный – бесплатный проезд

Срочный, ударный, личный, ветреный, водный, болезненный, грамотный, контрольный, опасность, участие, примерный.

Образуйте от данных глаголов глаголы совершенного вида с приставкой с- .

Мастерить поделку, точить карандаш, бегать по полю, писать эссе, косить траву, шить платье, чистить туфли, молоть зерно, вязать шарф.

Приставка с- всегда пишется одинаково, независимо от произношения.

Спишите словосочетания, обозначьте приставку. Сделайте вывод, когда в приставках раз – ( рас-) , роз ( рос-) пишется а, а когда о.

Распи́ска в получении

Развали́ться на диване

Ро́спись по дереву

Усесться в ро́звальни

ПРАВИЛО (мой вариант). _____________________________________________________________________________

Составьте три предложения, используя сочетания слов: время истекло, роспись по дереву, слушать россказни и запишите их в тетрадь.

Отличать слова с приставками на … з- и … с- и с приставкой с- от слов, в которых корень начинается с з- или с- ?

Запишите номера слов, где есть:

Приставки на … з- /… с- ______________________________

Приставка с — ________________________________________

Корень, начинающийся с буквы з _____________________

Корень, начинающийся с буквы с ______________________

Слишком расшалиться; 2) раззадорить собаку; 3) расплатиться за проезд; 4) рассчитать покупателя; 5) расшуметься на уроке; 6) рассказ В.П. Астафьева; 7) важно расхаживать; 8) разжалобить маму; 9) разбросать игрушки; 10) внести разлад; 11) не видно ни зги; 12) чересчур быстро; 13) сделать поделку; 14) удачный розыгрыш; 15) крепкое здоровье; 16) высокое здание; 17) спуститься вниз; 18) сказать что-то важное, 19) списать текст, 20) здравия желаю, 21) сдать тетрадь.

Не могу: ____________

Как пишутся приставки, заканчивающиеся на …з- …с-.

Как пишется приставка с- ?

От чего зависит написание гласных в приставках раз – (рас-) , роз (рос-) ?

Перед ______________ согласными, ______________и __________в приставках на … з- и … с- пишется буква _______

Перед _____________ согласными в приставках на … з- и … с- пишется буква________

Приставка _______ не изменяется.

Не знаю: ____________

Выбирать и записывать нужную букву в приставке?

Вставьте пропущенные буквы.

Бе_донный колодец; бе_численное войско; удачная _делка; _доровый ребенок; во_главить государство; приехать и_далека; бе_корыстный поступок; чре_мерная опека; желаю _дравствовать; _пуститься в метро; в_глянуть со стороны; бе_заботное время; получить _дачу; сильно и_пугаться; и_пытать восхищение; чере_чур громко.

Не умею: ____________

мы бесплатно пользуемся бесценным богатством земли – лесом но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми чтобы не знать горя впереди надо возмещать всякую копейку без расписки взятую у природы

вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле защищайте зелёного друга

Задание 1. Текст испорчен. Посмотрите, в каких местах требуется изменить приставки. Выпишите исправленные вами слова в тетрадь.

Лисица увалилась в колодец и сидела там, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к колодцу, заметил лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лисица обрадовалась, начала похваливать воду — уж так-то она хороша! — и звать козла вниз. Подпрыгнул козел, напился воды и стал с лисицей подумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала: «Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я разбегу по твоей спине и тебя вытащу». И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица разбежала по спине, оперлась на рога и очутилась возле с колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить, а лисица сказала: «Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти!»

Задание 2. Восстановите правило.

Если после приставки на …з-/…с- стоит _________________________ согласный, то в приставке пишется буква ______ .

Например: издалека, разбросать.

Если после приставки на …з-/…с- стоит _________________________ согласный, то в приставке пишется буква ______ .

Например: бессонный, восстать.

В словах _______________, _______________, ________________, ______________ буква з является частью корня.

Задание 3 . Прочитайте текст. Озаглавьте, определите тип текста.

Выпишите слова с приставками на …з-/…с- и с приставкой с- . Обозначьте орфограммы.

* Письменно ответьте на вопрос: «Какое настроение вызывает у вас этот текст?»

С самого рассвета идет мелкий дождь. Это не летний, грозовой дождь, который шумит и низвергается, подобно водопаду. Он льет беспрестанно, тихими, тонкими струйками. Ветер дует без устали, далеко разнося созревшие семена деревьев и трав.

Первая весной распускается береза, и теперь она первая пожелтела. А осина раскрасилась красными, багровыми, золотыми листьями. Но порывистый осенний ветер сбрасывает и это последнее убранство; крутя в воздухе легкие, иссохшие листья, он расстилает их по мокрой земле. Цветы исчезли: как будто мертвая рука осени сжала и измяла их. Измокшие заборы смотрят уныло из-под бесконечной сетки дождя.

Ответы на самоконтроль

Приставки на … з- /… с- : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10, 14.

Приставка с -: 12, 19, 21.

Корень, начинающийся с буквы з : 11, 15, 16, 20.

Корень, начинающийся с буквы с: 17, 18.

Бездонный колодец; бесчисленное войско; удачная сделка; здоровый ребенок; возглавить государство; приехать издалека; бескорыстный поступок; чрезмерная опека; желаю здравствовать; спуститься в метро; взглянуть со стороны; беззаботное время; получить сдачу; сильно испугаться; испытать восхищение; чересчур громко.

Мы бесплатно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо возмещать всякую копейку, без расписки взятую у природы.

Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга!


источники:

http://www.soloby.ru/765439/%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D1%8C%D1%82%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D1%8F%D1%81%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9

http://infourok.ru/material-k-uroku-pravopisanie-slov-s-pristavkami-okanchivayuschimisya-na-z-s-3222726.html