Обращение может быть сказуемым

2.12. Обращения

Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.

Роль обращения обычно выполняет существительное в именительном падеже (с зависимыми словами или без них) или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и др.).

Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

Примеры: Чаадаев , помнишь ли былое? (Пушкин); О, скоро ли, мой друг , настанет срок разлуки? (Пушкин); Не гаси, любимая , огонёк (Малков).

а) обращение не является членом предложения, не входит в грамматическую основу;

б) если подлежащее выражено именем существительным, то сказуемое ставится в форму третьего лица ( Чаадаев помнит былое); если в предложении есть обращение, то предложение часто является односоставным с глаголом-сказуемым во втором лице ( Чаадаев , помнишь ли былое?);

в) обращение произносится с особой (звательной) интонацией: усиленное ударение, пауза.

2) По значению обращения чаще всего являются наименованиями лиц или названиями, кличками животных.

Не твоя ли, Пушкин , радость окрыляла нас тогда? (Блок); Что, конь , не малый мы с тобой по свету дали крюк? (Твардовский).

Но в речи (особенно в художественной речи) обращениями могут быть:

а) наименования неодушевлённых предметов, отвлечённых понятий.

Жизнь , я так благодарен тебе (Бенке);

б) географические наименования, собственные и нарицательные.

Я люблю тебя, Россия (Ножкин).

3) Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения:

Примечание. Личные местоимения ты и вы , как правило, выступают не в роли обращения, а в роли подлежащего, например: Простите, мирные долины, и вы , знакомых гор вершины, и вы , знакомые леса! (Пушкин).

Но они могут выступать и в роли обращения в следующих случаях:

а) сами по себе, например: Эй, вы ! Кончайте скорее! (Достоевский); – Тише, вы ! – крикнула Феня (Антонов);

б) в составе обращений, представляющих собой сочетание определения с определяемым словом, между которыми находится местоимение второго лица, запятыми не выделяемое, например: Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя ? (Островский);

в) обращение с предшествующей местоимению частицей о и последующим придаточным определительным предложением, например: О ты , чьей памятью кровавой мир долго, долго будет полн. (Пушкин).

Знаки препинания в предложениях с обращениями

1. Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются (в середине предложения) или отделяются (в начале либо в конце предложения) запятыми, если произносятся без восклицательной интонации:

Наши сестры в полутёмной зале , мы о вас ещё не написали (Смеляков); Позвольте мне, читатель мой , заняться старшею сестрой (Пушкин); До свидания, благороднейший господин Глинкин (М. Горький).

2. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (следующее за обращением слово пишется с прописной буквы):

Старик! О прежнем позабудь. (Лермонтов).

3. Если обращение стоит в конце предложения, то после него ставится тот знак, который требуется содержанием и интонацией самого предложения:

Думай же, мастер культуры (Леонов); Ты здесь, миленький ? (Тренев); Свинья ты, братец . (Горький).

4. Частица о , стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками:

Как хорошо ты, о море ночное ! (Тютчев).

Но перед обращением может стоять и междометие о (в значении «ах»), которое по правилам отделяется запятой или восклицательным знаком:

О, мама , почему ты меня упрекаешь?

Проверить знания
пунктуации
поможет практикум
по русскому языку:

5. Частицы а и да , стоящие перед повторяющимся обращением, запятой от него не отделяются, а перед ними запятая ставится:

– Барин, а барин! – промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом (Тургенев).

При неповторяющемся обращении а выступает в роли междометия и отделяется запятой:

– А, Васька ! – сказал он, узнав прежде всего розоватые панталоны своего друга. (Степняк-Кравчинский).

6. Повторяющиеся обращения разделяются запятой или восклицательным знаком:

Степь широкая, степь безлюдная , отчего ты так смотришь пасмурно? (Никитин).

7. Однородные обращения, соединённые союзом и или да , запятой не разделяются:

Здравствуй, солнце да утро весёлое ! (Никитин).

8. Если союз и повторяется при однородных обращениях, то перед первым и запятая не ставится.

Выйдите вон из класса и Петя, и Вася !

9. При наличии нескольких обращений к одному лицу, находящихся в разных местах предложения, каждое из них выделяется запятыми:

Иван Ильич , распорядись, братец , насчёт закуски. (Тургенев).

10. Если распространённое обращение разорвано другими словами – членами предложения, то каждая часть обращения выделяется по общему правилу:

Крепче, конское , бей, копыто , отчеканивая шаг! (Багрицкий).

Упражнение к теме «2.12. Обращения»

Читайте также другие темы раздела 1 «Простое предложение»:

Обращение в русском языке — примеры и виды обращений

И в литературной, и в разговорной речи существует потребность назвать того, к кому обращена речь, и эту функцию берёт на себя обращение. Оно включает в себя одно слово или развёрнутую характеристику, имеет ограничения в отношении сфер использования, обладает особенностями при включении в синтаксические конструкции. Безошибочно выделить обращение в составе предложений позволяет знание определения и отличительных признаков.

Что такое обращение в русском языке

Обращение представляет собой отдельное слово или сочетание слов, которым назвали, окликнули того, в чей адрес обращено высказывание. Это слово или словосочетание произносится с особой интонацией, которая определяется как звательная .

  • Вера Ивановна , подготовьте, пожалуйста, отчёт к четвергу.
  • Бобик , сидеть!
  • Девушка в красной куртке , Вы уронили перчатку.

Дополнительная функция этого речевого элемента – выражение отношения говорящего к называемому предмету или существу.

  • Подойдите сюда, дети .
  • Что, горе моё , опять ничего не сделал?
  • Спой ещё, соловушка !
В роли обращения используются:Примеры
имя существительноеБабушка , тебе помочь?
самостоятельные части речи в значении существительногоПрилагательное — Больной , пора принимать лекарство.
Причастие — Отдыхающие , не заплывайте за буйки.
словосочетание с главным словом – существительным или заменяющей его частью речиУважаемые посетители музея , путеводитель по экспозиции продаётся в киоске с сувенирами.
Пришедшие на первичный осмотр , обратитесь в кабинет №4.

Используемая часть речи (или главное слово в словосочетании) употребляется в именительном падеже. В древнерусском языке для этой цели существовал отдельный падеж – звательный . Его примеры сохранились в религиозных и фольклорных текстах, а также в поздних авторских литературных произведениях, имитирующих старинный стиль речи:

  • отче (отец) в молитвах;
  • человече (человек) в стихотворении А.К. Толстого «Поток-богатырь»;
  • старче (старик) в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина;
  • мати (мать) в народной песне и др.

Лингвисты отмечают в разговорной речи образование современных звательных форм, ещё не признанных литературной нормой:

  • Мам , папа звонил, что задерживается.
  • Наташ , принеси журнал посмотреть.

Как отличить обращение

Поскольку отдельной грамматической формы без стилистических ограничений использования современный русский язык для обращения не предусматривает, оно употребляется в именительном падеже. Именительный падеж характерен и для подлежащего, и для выраженной существительным именной части составного именного сказуемого.

  • Саша , сегодня Валера – вратарь .

В предложении три слова в одной грамматической форме, но с разной синтаксической ролью, следовательно, падеж в качестве отличительного критерия не используется. Сказуемое опознаётся при постановке предложения в прошедшее и будущее время:

  • Валера был вратарём, Валера будет вратарём.

Нулевая связка заменяется значимой и присоединяется к именной части.

При разборе односоставных предложений без подлежащего нередкая ошибка – приписывание его роли обращению. От подлежащего обращение отличается тремя признаками.

  1. Интонация. Звательная интонация подразумевает выделяющий акцент на слове или словосочетании и паузу после.
  2. Отсутствие связи с остальными членами предложения. Подлежащее входит в грамматическую основу, связано сочинительной связью со сказуемым и подчинительной (в роли главного слова) с зависимыми второстепенными членами.
ПримерСвязи
Ответственный хозяин не выгуливает собаку без поводка .хозяин — не выгуливает
хозяин — ответственный

Обращение не является ни главным, ни второстепенным членом предложения, не связано вопросом с остальными элементами синтаксической конструкции, при синтаксическом разборе не подчёркивается. При удалении его из предложения смысл последнего сохраняется.

  1. Форма сказуемого. Существительное в роли подлежащего требует постановки сказуемого в третьем лице.
  • Лариса идёт в магазин.

То же слово при назывании лица, которому предназначено высказывание, употребляется в односоставных конструкциях со сказуемым второго лица или повелительного наклонения.

  • Лариса , идёшь в магазин? (2 л.)
  • Лариса , иди в магазин. (повел. накл.)

Распространённые и нераспространённые обращения

По составу обращения делятся на распространённые и нераспространённые. Если объект, к которому обращено высказывание, назван одним словом или неделимой конструкцией, состоящей из имени с отчеством или фамилией, это нераспространённый вариант.

  • Подай-ка мне, друг , солонку.
  • Рады Вас видеть, Алексей Егорович .
  • Денис Лопатин , сдай тетрадь на проверку.
  • Кукушкина Анастасия Львовна , подойдите к стойке информации.

В повседневной речи в этой роли используются одушевлённые имена существительные.

Примеры
имена собственные (имя человека, кличка животного)Петя , собери игрушки и иди обедать.
Дай лапу, Барбос !
слова со значением степеней родства, статуса по отношению к говорящему, рода занятий, характеристики и пр.Попробуй, внучек , спелой клубники.
Соседи , послезавтра субботник по уборке территории.
Спасибо, доктор , маме лучше.
Что ж ты, трус , сам убежал, а друзей бросил!
названия видов животныхНе ешь меня, лиса .

Неодушевлённые предметы становятся адресатами высказываний при использовании приёма олицетворения, употреблении названия географического объекта для обозначения его жителей и пр.

Добавление к основному наименованию определений превращает конструкцию в распространённую . В этом случае адресат высказывания не только называется, но и характеризуется, уточняется, оценивается.

  • Бессовестная кошка , оставь аквариум в покое.
  • Пассажиры рейса «Иркутск-Владивосток» , пройдите на посадку.
  • Автомобиль «Шевроле» номер А123БВ , прижмитесь к обочине и остановитесь.

Речевой этикет не допускает использования в роли нераспространённых обращений личных местоимений второго лица, относя фразы к некорректным, грубым:

  • Эй, ты , иди сюда.
  • Ну, вы , сидеть тихо!

Частица О , стоящая перед выраженным местоимением обращением, делает его допустимым и характерным для высокого стиля:

  • О ты , что в горести напрасно на бога ропщешь, человек… М.В. Ломоносов «Ода, выбранная из Иова»;

· О вы , которых ожидает Отечество от недр своих… М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны»;

В составе распространённых конструкций использование местоимений второго лица допускается:

  • Что ж Вы, странный Вы человек , никому ничего не сказали?

Пунктуация при обращении

Конструкции, не связанные вопросами с главными или второстепенными членами предложения, обособляются знаками препинания. То же касается и обращения, не имеющего фиксированного места расположения в составе фразы. Предложение с обращением в конце или в середине требует его обособления запятыми.

  • Этот вопрос, уважаемые слушатели , будет рассматриваться в следующей лекции.
  • Ты напрасно беспокоишься, мама .

В начале синтаксической конструкции запятая после эмоционально окрашенного обращения, произнесённого с восклицательной интонацией, заменяется восклицательным знаком. Следующее после знака слово начинается с заглавной буквы.

  • Молодой человек, поставьте книгу на место.
  • Молодой человек! Поставьте книгу на место!

Частица О , входя в состав обособляемого речевого элемента, знаками препинания от него не отделяется.

  • О город мой , ты по-прежнему прекрасен.

Омоним частицы – междометие О , выражающее эмоцию: удивление, восхищение, восторг и др. В состав конструкции не входит, представляя собой самостоятельный компонент предложения, поэтому требует отдельного знака препинания.

  • О, Павел Дмитриевич , наконец-то, Вас все заждались.

Повторяющееся обращение, содержащее частицу А , выделяется запятыми или восклицательным знаком вместе с ней. Частица от элемента, к которому присоединена, знаком не отделяется.

  • Коля, а Коля , ты меня слышишь?

При отсутствии повтора А в начале предложения – уже не частица, а междометие. В этом случае знак после него требуется.

  • А, старый знакомый , рад тебя видеть.

Обособление нескольких обращений, относящихся к одному объекту, подчиняется следующим пунктуационным правилам.

Пунктуационные правилаПримеры
Повторяющиеся одинаковые элементы разделяются запятой.Дедушка, дедушка , про тебя в газете написали!
Из нескольких разных, разделённых другими членами предложения, обособляется каждый.Люба , подай мне, доченька , ножницы.
Между однородными при наличии союзов пунктуация как при любых однородных членах предложения.Наташа и Марина , полейте цветы.
Если союз и повторяется перед каждым из однородных, перед первым союзом знак препинания не нужен.Подойдите сюда и Лена, и Юра .

Поэтическая речь допускает разделение одиночных распространённых конструкций. В этом случае обособляется каждый отдельный фрагмент конструкции.

  • На небо, ясное , поднимайся, солнышко .

После обращения, заканчивающего фразу, ставится завершающий знак препинания, требуемый характером предложения: точка, многоточие, вопросительный или восклицательный знак. В случае завершения части сложного предложения, на которой оно не заканчивается, знаки между частями также определяются взаимоотношением частей (запятая, двоеточие, тире, точка с запятой).

Что такое обращение понятным языком – как его легко находить в предложении, как выделять запятыми и что про него обязательно надо знать

Слова, которые называют того, к кому мы обращаемся с речью: «Маша, налей-ка чайку».

Обращения – это слова, с помощью которых мы называем тех, к кому хотим обратиться. Без них мы не могли бы адресовать свое высказывание конкретному человеку. Например: «Антон, покорми хомячка» – понятно, что сказано это именно Антону, а не кому-либо еще. «Молодой человек в красной куртке, подойдите, пожалуйста сюда». Обращение тут – «молодой человек в красной куртке».

Обращения не бывают членами предложения

Их в предложении не надо вообще никак подчеркивать. Они не члены предложения, потому что к ним ни от каких других слов невозможно задать вопрос. Например: «Мама, я устал делать эти уроки». Как задать вопрос к слову «мама»? Никак.

Дети в школе часто допускают ошибку, выделяя обращение как подлежащее. Этого делать нельзя.

Чем обращение отличается от подлежащего

Смотрите, подлежащее называет того, о ком говорится в предложении. А обращение – того, к кому мы обращаемся с речью. Это не одно и то же.

«Дети решают задачу». О ком говорится? О детях. Это подлежащее. От подлежащего можно легко задать вопрос к сказуемому: дети (что делают?) решают.

Можно проверить себя еще и так. К подлежащему можно задать вопрос от сказуемого, например: решают задачу (кто?) дети.

«Дети, решайте задачу!» – в этом предложении НЕ говорится о детях. К детям кто-то ОБРАЩАЕТСЯ, чтобы донести до них какую-то мысль, побудить их к действию. Нельзя задать вопрос ни от обращения к сказуемому, ни от сказуемого к обращению. Нельзя сказать: «решайте задачу (кто?) дети».

Проще всего отличить обращение от подлежащего просто по интонации. Когда вы к кому-то обращаетесь, вы используете звательную интонацию, зовете кого-то, чтобы он обратил на вас внимание и услышал вас: «Барсик, не мурлычь».

Может ли быть обращение и подлежащее в одном предложении

Обычно в предложении есть либо подлежащее, либо обращение. Но бывает так, что есть и то, и другое. Смотрите: «Перестань ты, дорога, звать меня в путь». Тут есть подлежащее «ты» и обращение «дорога».

Если из-за наличия обращения у вас нет подлежащего, то предложение будет односоставным. У меня уже выходила статья про четыре типа односоставных конструкций, пробегитесь по ней глазами, чтобы сразу в них разобраться.

Как выделять обращения на письме

Запятыми с обеих сторон. Обращения могут стоять в любой части вашего предложения, вы должны выделять их запятыми в любом случае, где бы они ни стояли:

  1. Таня, сколько тебе лет?
  2. Скажи-ка, Таня, сколько тебе лет?
  3. Сколько тебе лет, Таня?

Что еще надо знать

Обращения – это один из пяти осложнителей предложения. Когда вы делаете синтаксический разбор простого предложения и доходите до пункта «Осложненное или неосложненное», вы должны сказать: «Осложнено обращением».

О других четырех осложнителях, которые вам обязательно надо знать, прочитайте в статье про осложненное предложение.

И еще я вас сразу направлю на свою статью о сложном предложении, потому что это не одно и то же.

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие полгода я постараюсь выписать всю школьную программу русского языка, потом другие авторы будут писать статьи по остальным предметам. Когда подпишетесь, я буду раз в неделю высылать вам лучшие статьи рубрики и ссылки на новые публикации. Отписаться можно в любой момент.

Рекомендую вам посмотреть три подборки с курсами русского языка. Они помогают готовиться к экзаменам и ВПР. В каждой подборке кроме платных материалов я даю ссылки на хорошие бесплатные справочники и пособия – их можно качать прямо из статьи.

Еще одна полезность. Посмотрите мое видео о том, как надо объяснять орфограммы. Я его продвигаю почти во всех статьях, потому что так, как я показываю, надо объяснять орфограммы с 5 по 9 класс. И репетиторы в таком случае будут не нужны. В ролике 3 минуты и 37 секунд, не поленитесь и посмотрите.

Всё, больше не спамлю.

Под статьей есть форма для комментариев, напишите в ней, пожалуйста, ваше мнение о материале. Понравился ли вам текст, сумел ли я объяснить вам, что такое обращение, легко ли было воспринимать информацию.


источники:

http://russkijyazyk.ru/obraschenie

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-obraschenie-ponyatnym-yazykom