Образец правописания буквы з

Пропись буква «З, з»

Перед тем, как ваш малыш пойдет в школу, необходимо подготовить его к письму. В начальных классах он должен правильно и уверенно держать ручку и писать ровные, красивые буквы. В подготовке к правописанию вам помогут прописи.

Прописи — это образцы каллиграфического написания букв русского алфавита для детей. Сначала ребёнок учится писать отдельные элементы букв, а затем уже и сами буквы.

На картинках, которые вы можете распечатать, представлены заглавные буквы и строчные. Буква разделена на элементы для более удобного изучения написания.

Как пользоваться прописью

Для начала мы рекомендуем соединять пунктирные линии отдельных элементов буквы, чтобы приобрести навыки мелкой моторики, которые в дальнейшем помогут в написании самой буквы «З, з». После этого предложите ребёнку написать несколько раз уже целую букву «З» с помощью пунктирных линий. Последний этап изучения написания — это написание буквы самостоятельно, без вспомогательных пунктиров. Попросите ребёнка написать букву в тетради. Будет правильно, если перед его глазами будет находится образец написания буквы «З, з». Благодаря этому, первое время ребенок сможет подглядывать как правильно писать буквы. Позже убирайте шпаргалку, чтобы он писал буквы по памяти.

На этой странице представлена пропись с буквой «З» заглавной и «з» строчной.

Пропись буква «З, з» Пропись буква «З, з» Пропись буква «З, з» Обведи букву «З» по точкам

Пропись можно скачать и распечатать. Для этого необходимо навести курсор на картинку и кликнуть правой кнопкой мыши на ней. В выпадающем меню выбрать пункт «Сохранить картинку как. », после чего отправить на печать. Также вы можете отправить пропись на печать прямо с нашего сайта, нажав кнопку «Распечатать» вверху страницы.

Письмо заглавной и строчной буквы З,з.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа п. Сажное

Яковлевского района Белгородской области»

Методическая разработка урока

«Русский язык» (обучение письму)

по программе «Начальная школа XXI века»

под редакцией Н.Ф. Виноградовой, 1 класс

тема: «Письмо заглавной и строчной буквы З, з»

Кобзева Ольга Геннадиевна,

учитель начальных классов
МБОУ «НОШ п. Сажное»

Цели деятельности педагога : сформировать представление о букве З и звуках [з] , [з’] ; научить писать заглавную и строчную букву З, з ; способствовать развитию фонематического слуха, памяти, образного мышления.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают правила выполнения звукобуквенного анализа слов; умеют различать печатный и письменный вариант написания бук вы З , проводить поэлементный анализ; получат возможность научиться писать заглавную и строчную букву З, з .

Познавательные : общеучебные – написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания; сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков; логические – осуществление анализа поэлементного состава заглавной и строчной буквы З, з ; моделирование звуковой схемы слов.

Регулятивные : умеют учитывать выделенные ориентиры деятельности, вносить необходимые коррективы в учебно-операционные действия.

Коммуникативные : умеют строить понятные для слушателей высказывания, задавать вопросы, формулировать простые выводы.

Личностные : понимают значение границ собственного знания и незнания; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.

Оборудование : тетрадь для 1 класса, презентация «Прописи», компьютер, проектор, бумажные элементы буквы З, з, слова ( зайка, з а мок, зима, змея, глаза, узор ), картинка зайца.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Организационный момент. Введение в тему.

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

— Давайте проверим наши рабочие места, как мы сидим, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, начинаем наш урок. ( Плакат «Сиди правильно».)

Зверь ушастый, летом серый,

А зимою снежно-белый.

Я его не испугался,

Целый час за ним гонялся.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы – другого цвета.

– Как вы догадались, что это заяц? По каким признакам? Что ещё вы знаете о зайце?

Заяц – беляк обитает в тайге, смешанных лесах. Передвигается он прыжками. Днём заяц обычно лежит под кустом, в густой траве или ямке. Ночью он питается: летом поедает травянистые растения, грибы, а зимой – мелкие ветви и кору деревьев, кустарников. Но и сам заяц нередко становится едой для хищных животных – лис и волков.

Вот наш заяц, вы не бойтесь за него. Он пришёл к нам из русской народной сказки «Колобок» (Картинка). Вы знаете эту сказку?

— Кто читал или слышал эту сказку? Расскажите. (Рассказы детей.)

— А какие ещё вы знаете сказки, где героем был заяц? ( Ответы детей).

– Верно. Так заканчивается сказка. Вот и наш Заяц решил нам помочь в обучении грамоте и подарить букву.

— Как вы думаете, какая это буква? (Ответы детей). Какова тема нашего урока? Цели?

II. Изучение нового материала.

– Верно, сегодня на уроке вы познакомитесь с буквой З и научитесь писать заглавную и строчную букву.

Работа в прописи.

– Сравните печатный и письменный варианты написания заглавной буквы З .

– Рассмотрите образец заглавной буквы З . Опишите направление движения руки при написании буквы З .

(Заглавная буква З состоит из двух элементов – из двух полуовалов. Верхний полуовал начинаем писать чуть выше вспомогательной линии. Ведем округлую линию вправо вниз до вспомогательной линии рабочей строки, закругляя влево. Затем начинаем писать второй полуовал. От точки, где закончили писать первый элемент, ведем округлую линию вправо вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх; чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.)

Инструктаж о положении прописи на парте при письме, об умении правильно держать ручку, о правильной посадке во время письма.

Запись заглавной буквы З ; имен собственных по образцу.

– Прочитайте слова, которые вы написали.

– Прочитайте предложение. ( На доске ) Сколько в нём слов? (Зоя и Зина играли во дворе.)

– Какие слова в этом предложении написаны с большой буквы? Почему? Напишите предложение по образцу на дополнительной строке.

– В какие игры можно играть во дворе?

– Зоя и Зина играли в слова. Хотите к ним присоединиться?

– Какие слова ещё начинаются с буквы З .

Знаю многие слова.

В звезде найдёшь ты букву З,

И в золоте и в розе,

Земле, алмазе, бирюзе,

Заре, земле, морозе.

И чем больше слов на букву З, з

Веселее в букваре!

– Вы можете написать слова, с которыми вы играли? Почему? (Не умеем писать строчную букву з .)

– Рассмотрите образец строчной буквы з . Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? Расскажите об особенности расположения письменной строчной буквы з на рабочей строке.

— Рассмотрите образец строчной буквы з . Опишите направление движения руки при написании строчной буквы з .

(Буква з состоит из двух элементов. Начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии рабочей строки, закругляем вверх вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, не касаясь её. Второй элемент – петля. Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, ведем вниз за нижнюю строку, делаем петлю (петля пересекается на нижней линии рабочей строки). Заканчиваем письмо немного выше нижней линии рабочей строки.)

Запись строчной буквы з .

Зайки скачут по лужайке.

(Прыжки, руки согнуты вперёд, кисти вниз.)

Вдруг в лесу мелькнула тень,

Зайки спрятались за пень,

На носочки поднялись,

(Встать на носки, руки согнуты перед собой, кисти вниз.)

Серый зайка, оглянись,

(Повороты головы направо-налево.)

Не сидит ли за кустом

Серый волк с большим хвостом?

(Учащиеся повторяют упражнения за учителем.)

3. Самостоятельное выполнение работы.

— Напишите слова по образцу. ( Из печатного сделать письменный): зайка, з а мок, зима, змея, глаза, узор.

Вывод: буква З имеет два звука [з] , [з’] .

4. Индивидуальная форма (на местах и у доски)

– Заяц принёс из леса буквы и рассыпал у вас по странице (карточки у тех, кто у доски). Попробуйте из этих букв составить слова. Запишите.

(змея, земля, глаз, язык).

Далее проводится коллективная проверка работы.

– Что общего во всех этих словах? (У всех встречается строчная буква з).

Подчеркнуть букву з, разделить слова на слоги, поставить ударение.

5. (Работа в группе). Звукобуквенный анализ слов.

– Прочитайте слова, которые написаны на стр.42 (газета, зерно, юнги, ёлки, земля, мелки, кегли, ямки).

— Сравните слоговый, звуковой и буквенный состав этих слов. Какие слова подходят к данной схеме? Напишите это слово рядом со схемой.

Вывод: буква З имеет два звука [з] , [з’] .

6. Воспитательная задача

Наступила ночь в лесу.

По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней. В тёмном высоком небе видимо — невидимо рассыпались яркие звёзды.

Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.

Но в морозные зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка – это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц – беляк. Вот что – то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин. Завыли и замолчали волки.

По алмазной скатерти снегов, оставляя узоры следов, пробегают лёгкие ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.

Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совёнок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

Физ. минутка (пальчиковая гимнастика)

7. (Работа в парах). Задания на резервной странице.

1. Измените одну букву. Запишите новые слова.

Коза – козы, роза – розы, зима – зимы, змея – змеи ( сравнение: один – много).

8. Дифференцированная работа в рабочей тетради № 2 или в тетради «Я учусь писать и читать».

1. Записать предложения.

У Зои и Зины зоркие глаза.

У Зои земляника. Но она зелёная.

Звуковой анализ (Дополнить: над звонкими согласными звуками поставить красный колокольчик.

Раскрасить зелёным карандашом те части рисунка, на которых написана буква З, з. (зонтик).

– Кто доволен своей работой?

– Почему надо бережно относиться к слову?

Вот кончается урок.

Все старались, не ленились

И чему-то научились.

– Расскажите, что делали, что было самым трудным? (Самооценка и оценка работы). Для тебя Доминика, … Аня, … и т. д.

– Что предстоит сделать на следующем уроке?

(Игрушки на ёлке). Все молодцы, спасибо за работу.

Список используемых материалов

1. Русский язык. Обучение грамоте: методические рекомендации к урокам [Текст] /Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 544 с. ISBN 978-5-360-03772-9

2. Прописи №2 к учебнику «Букварь» 1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / М.М. Безруких, М.И. Кузнецова. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 64 с. : ил. ISBN 978-5-360-03843-6

3. Школа физминуток (1-4 классы): практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников [Текст] – М. : ВАКО, 2005. – 208 с. ISBN 5-94665-199-4

5. Животные леса /Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 63, [1] с. : ил. ISBN 978- 5-358-02213-3

Урок «Прописная буква З»

Цель:

  • формирование графически правильного, четкого и достаточного скорого письма;

Задачи:

  • сформировать в памяти первоклассников четкий зрительно – двигательный образ заглавной буквы “З”, научить писать её по алгоритму и соединять с буквами нижнего и верхнего соединения;
  • развивать у учащихся фонематический слух, формировать умение звукового анализа слов и перекодирования их в графическую форму;
  • учить использовать в учебной деятельности основные мыслительные операции – анализ – синтез, сравнение, обобщение и др.;
  • воспитывать позитивное отношение к письму как виду речевой деятельности и устойчивый познавательный мотив.

Ход урока

Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.

II. Упражнения для подготовки кистей рук к письму.

а) Идет по парте человек,
Передвигая ножки.
А если ножки смотрят вверх,
То получились? Рожки!

б) Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке,
Будут буковки писать.

в) Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный?

II. Повторение правил красивого письма. (Слайд 1)

IV. Мобильный этап (Слайд 2)

— Сегодня отправимся к букве, которая спряталась среди других букв.

С этой буквой мы познакомились на уроке обучения грамоте.

Это печатная буква. А сегодня на уроке письма мы будем учиться писать прописную букву З.

V. Коррекция дислексии. (Работа в группах) (Слайд 3)

Маша учится в школе. Она умеет хорошо писать буквы и без ошибок. А Миша только собирается пойти в школу, и поэтому многие буквы пишет неправильно. Давайте, ребята, поможем Мише выполнить это задание.

Образуем группы. Правильную букву вы обводите, а не верную букву — зачеркиваете.

— В какую сторону смотрит буква З? ( влево)

— На какую букву она похожа? (Е)

— В какую сторону смотрит буква Е? (вправо)

Проверка работы детей в группах на слайде. (Рисунок 1)

VI. Работа в тетради.

а) конструирование буквы

-А теперь откроем тетради и научимся писать прописную букву З (стр. 27)

— Сравните печатую букву и письменную.

— Они похожи друг на друга?

— Из каких элементов состоит буква З?

— Закрасьте кружочки рядом с теми элементами, которые нам потребуются для конструирования буквы.

— Откройте ваши альбомы с элементами букв. Найдите нужные элементы для конструирования и сконструируйте букву З прописную.

б) показ письма буквы

Начинаем писать ниже дополнительной линейки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись дополнительной линейки, опускаем руку чуть ниже верхней линейки, отклоняясь влево. Прописываем полуовальную линию вправо, коснувшись верхней линейки, опускаем руку вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линейки.

Попробуем написать букву в воздухе, а теперь на ладошке.

Напишите эту букву в рамочке поэлементно. Обведите элементы буквы “З” на строке.

в) письмо под счет

г) письмо соединений прописной буквы “З” со строчными гласными

—Прочитайте буквосочетания на следующей строке и постарайтесь объяснить способы соединения прописной буквы “З” со строчными гласными буквами.

Найдите верхнее соединение согласной буквы “З” с гласной. (Зи)

-Прочитайте. (“Зи” — гласный “и”)

— Придумайте чистоговорку с этим сочетанием.

— Запишите это соединение.

-Найдите нижнее соединение согласной буквы “З” с гласной (Зо, За)

— Прочитайте. (“Зо” – гласный “о”, “За” – гласный “а”)

— Придумайте чистоговорку с этими сочетаниями.

— Запишите эти соединения в тетрадь.

VII Физ. минутка

а) Топай мишка,
Хлопай мишка,
Приседай со мной братишка
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись.

б) Меж еловых мягких лап
Дождик кап, кап, кап.
Где сучок давно засох,
Серый мох, мох, мох
Где листок к листу прилип,
Вырос грипп, грипп, грипп.
Кто нашел его, друзья?
Это я, я, я.

д) логическое задание.

— Обведите заданный элемент в каждой букве данной группы и впишите общий элемент в окружность.

Анализ слова Зина.

  • Сколько слогов?
  • Какой первый?
  • Какой второй?
  • 4. Какой слог ударный?

    5. Почему написали с заглавной буквы?

    Запись слова с комментированием. “Зи” – гласный “и”, “на” – гласный “а”.

    Разделите слово Зина на слоги, поставьте ударение.

    Аналогично слово Лиза.

    ж) повторение правил письма предложения, анализ предложения.

    1. Прочитайте предложение.

    2. Сколько слов в предложении?

    4. Какие слова в этом предложении написаны с большой буквы? Почему?

    5. Что стоит в конце предложения?

    6. Как пишем слова в предложении?

    Аналогично разбирается второе предложение.

    з) рисование узора “Серпантин”

    Все ближе и ближе приближается к нам праздник Новый год. И вы все вместе с родителями будете наряжать новогоднюю ёлку. Возьмите в руки карандаши и обведите цветными карандашами узор “ Серпантин”.

    -Понравился ли вам урок?

    -Что больше понравилось на уроке?

    — У вас на партах лежат лица без настроения, подрисуйте им ваше настроение. Губки вверх – хорошее, вниз – плохое.


    источники:

    http://infourok.ru/pismo-zaglavnoy-i-strochnoy-bukvi-zz-2266728.html

    http://urok.1sept.ru/articles/579114