Образование и правописание наречий

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Наречие – часть речи, вокруг которой в отечественном языкознании на протяжении последних трех веков идут непрекращающиеся дискуссии. Еще А. А. Барсов (1730–1791), автор первой «Российской грамматики», считал, что этимологический смысл термина «наречие» (по-латыни ADVERBUM – «предглаголие», от слова VERBUM – «глагол») не соответствует реальным функциям этой части речи в языке, ведь наречия употребляются также перед прилагательным и перед другими наречиями. Рассмотрите примеры:

КРАСИВО НАРИСОВАТЬ (наречие + глагол)

ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ (наречие + прилагательное)

ОЧЕНЬ ТРУДНО (наречие + наречие)

В XIX веке мнения ученых об этой части речи разделились более радикально. К. С. Аксаков и Ф. И. Буслаев считали, что такой части речи вообще не существует. Но А. А. Потебня «вернул» наречие в морфологию русского языка, а академик А. А. Шахматов даже считал, что наречие занимает центральное место в системе частей речи. Причина этих споров в том, что слова, которые принято называть наречиями, образуются из слов других частей речи (из существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов) и очень похожи на них. Рассмотрите несколько примеров:

Иногда при переходе слова из какой-либо части речи в наречие оно полностью сохраняет свое написание. Так произошло с наречием КРАСИВО. Но бывает, что вновь образованное наречие меняет свой графический облик по сравнению с исходным словом или сочетанием слов: пишется через дефис (ПО-НАШЕМУ) или слитно (НАВСТРЕЧУ). Именно с этим связаны трудности при выборе правильного варианта написания наречий.

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий зависит от того, как они образовались. Рассмотрим по порядку каждый из вариантов написания.

СЛИТНО наречия пишутся в шести случаях :

Наречие пишется ЧЕРЕЗ ДЕФИС в четырех случаях .

Наречия, которые пишутся раздельно , справедливее называть наречными сочетаниями, так как это сочетания слов, которые принадлежат другим частям речи и лишь приобрели некоторые признаки наречий. Возможно, пройдет какое-то время, и они превратятся в полноправные наречия и будут записаны в словаре через дефис или даже слитно, но сейчас такие слова только встали на путь превращения в наречия. Среди наречных сочетаний, пишущихся раздельно, можно выделить четыре группы.

Необходимо запомнить слова-исключения, которые пишутся иначе, чем указано в правиле: В ОТКРЫТУЮ, НА-ГОРА, ПО-ЛАТЫНИ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ.

Хомутов и телег немного, надо будет зимой все это завести и хорошо, и в_доволь . [А. А. Фет. Осенние хлопоты]

Одно ухо – из четырех – висело совсем по_собачьи . [Ю. Мамлеев. Конец света/Черное зеркало]

Мне хотелось бы вам оставить что-нибудь на_память . [А. С. Пушкин. Кирджали]

К выходу надо готовиться за_ранее (особенно, если много пассажиров). [Правила поведения в наземном транспорте]

Вслед за нею немец-лекарь, в чёрном кафтане и в учёном парике, вошёл, пощупал у Наташи пульс и объявил по_латыни , а потом и по-русски, что опасность миновалась. [А. С. Пушкин. Арап Петра Великого]

Стали они с Валюшей жить-поживать, и по_тихоньку до них стало доходить, что они напрочь чужие друг другу люди. [В. Шукшин. Жена мужа в Париж провожала]

Да, была тогда дисциплина, не то что сейчас, и работали на_совесть , сил не жалели.. [О. Глушкин. Последний рейс]

Мне сразу становится холодно, хотя одет я в теплую обезьянью дошку и меховую шапку, поверх которой натянут еще башлык–буденновка, и крест_накрест обвязан шерстяной шалью. [А. Чудаков. Ложится мгла на старые ступени]

Мне нужны деньги не после_завтра , а сегодня. [А. П. Чехов. Медведь]

Ему надоело каждый день собираться за_границу и уж хотелось домой, к себе в Новоселки. [А. П. Чехов. Расстройство компенсации]

За чашку вина платится в_пятеро , в_шестеро больше, чем в кабаке. [Ф. М. Достоевский. Записки из мертвого дома]

Нужно видеть мир по_новому . [Ю. Олеша. Записки писателя]

Катавшаяся по льду детвора бросилась в_рассыпную на берег, как воробьи. [Д. Мамин-Сибиряк. Дурной товарищ]

Звонит в парадное крыльцо: фигура аристократическая, костюм, взятый на_прокат , приличный. [В. Гиляровский. Москва и москвичи]

Связи прерваны, секрет на_всегда утерян. тайна – рождена! [А. Битов. Записки гоя]

Директор школы написал ему по_немецки пропуск в город, в штаб армии. [А. Н. Толстой. Странная история]

Все шлюпки разбило в_дребезги , в щепки, растрепало по небу и по морю последние остатки. [Б. Житков. Урок географии]

А мы ждали тебя до семи часов, потом решили, что ты не приедешь во_все . [А. П. Чехов. Калека]

Во_вторых было куда более важно, чем во_первых . [Э. Лимонов. У нас была Великая Эпоха]

Француз не имел таких денег и поехал во_свояси , несолоно хлебав. [В. Шукшин. Чужие]

По мостовой в_притык друг к другу, отливая лаком и оглашая ночь гомоном клаксонов и магнитол, медленно, в несколько рядов ползли бесконечные вереницы автомобилей диковинных иноземных пород. [С. Гандлевский. ]

Со_всем недавно в центре Ленинграда, на Каменном острове, отправлявшиеся в школу ребята увидели утром двух бродивших под деревьями лосей. [И. Соколов-Микитов. Лоси]

Михаил Храбрый шел на_ряду с другими, как простой воин. [Н. М. Карамзин. Марфа Посадница]

Они все меж собой за_панибрата ; платьем пообносились, так не узнаешь, кто капрал, кто генерал. [М. Н. Загоскин. Рославлев]

От этого он отвечает часто несвязно, иногда не_впопад , и мешающиеся в его голове предметы еще более увеличивают его робость. [Н. В. Гоголь. Невский проспект]

Живет мужик в_открытую , от людей не таится, худого другим не делает, а кому и помогает по своей силе-возможности. [П. П. Бажов. Круговой фонарь]

По_немногу ее усталая голова склонилась: бедная девушка не спала несколько ночей, не отходя от больного брата, и теперь слегка задремала. [В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе]

Вы не думайте, что он на_тощак , нет, он поутру фунта два калача смял да в полдень обедал, как полагается. [М. Горький. В людях]

Небось не за_даром пишешь, за деньги! [А. П. Чехов. На святках]

В глазах у него была тоска, а под_мышкой – шахматная доска. [В. Высоцкий. Об игре в шахматы]

У нас в столовой, на_пример , нет тараканов! [В. Высоцкий. Опять дельфины]

Население жило тихо_мирно . [Саша Черный. Солдатские сказки / Мирная война]

Она стучала по ним, и они отлетали, точь_в_точь как краска со старых манекенов. [Л. Улицкая. Путешествие в седьмую сторону света]

Различны их виды и образы, но корень благ по_всюду одинаков ибо природа себе неизменна нигде. [А. Н. Радищев. Положив непреоборимую преграду. ]

– А что такое, по_вашему , любовь? – спросила девушка. [А. А. Фет. Кактус]

А? Кто вас подослал, кому это на_руку ! [В. Высоцкий. Опять дельфины]

Во_истину останавливается кровь и отравляется мозг от одной мысли, что люди со столь преступными намерениями дышат одним воздухом и похожи на нас своим внешним образом. [Н. Эйдельман. Письмо царю]

Дело в диспансере, как и в любом другом учреждении, было поставлено до_нельзя рутинно и бессмысленно. [Л. Улицкая. Дочь Бухары]

Наконец_таки я буду бухгалтером! [А. П. Чехов. Из дневника помощника бухгалтера]

В ходе сборки многие детали приходилось переливать и перетачивать, пригонять, подчищать в_ручную . [А. Бек. Талант]

Отгуляли честь_честью , сколько достатку хватило. [П. П. Бажов. Круговой фонарь]

Когда еще государь был в Вильне, армия была разделена на_трое … [Л. Н. Толстой. Война и мир]

Когда они умирали, ему было горько и тяжко, а когда вырастали, то уходили от него, чтобы в_одиночку биться с тяжелою нуждой. [В. Г. Короленко. Сон Макара]

Иной обозник где_нибудь на выезде из завода прихватит барашка, да и ведет его потихоньку за своим возом. [П. П. Бажов. Васина гора]

Сидит Мальчиш у трубы на крыше, и видит Мальчиш, что скачет из_далека незнакомый всадник. [А. Гайдар. Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово]

Жизнь есть жизнь, и если какой-то вопрос никак не удается решить, человек живет с этим вопросом бок_о_бок . [В. Маканин. Сюр в Пролетарском районе]

Последовал приказ выдавать Хабарову в_добавок к жалованью по двести рублей в год. [И. А. Гончаров. Превратность судьбы]

Бабы громко ругались и толкали друг_друга кошелками. [Д. Хармс. Начало очень хорошего летнего дня]

Противники сыграли в_ничью . [А. Бек. Талант]

Те трое смотрели на нее в_упор , как можно смотреть лишь на свою знакомую. [Георгий Владимов. Все мы достойны большего]

Нужно почистить, потом обвалять в толченых сухарях и жарить до_суха , чтобы на зубах хрустели. [А. П. Чехов. Иванов]

В носу судна за_под_лицо заделан кубрик с двумя круглыми фрамугами, застекленными авиационным стеклом. [В. Астафьев. Царь-рыба]

Нередко того, что выставляется на_показ , как раз и нет на самом деле. [В. Постников. Почему у змеи такая длинная шея?]

Сидя высоко на сучке дерева, держа шишку в передних лапах, белки быстро_быстро выгрызают из неё семена, роняя вертящиеся в воздухе чешуйки, бросают на снег обгрызенный смолистый стержень. [И. Соколов-Микитов. Белки]

А дальше две куропатки, перевернувшись в воздухе через голову, за_мертво ударились о землю. [В. Бианки. Лесные были и небылицы]

Отец, в_отместку за переключение программы, рассказывал о космических пришельцах – самая ненавистная для матери тема. [А. Битов. Лес]

А я вот в_двое старше вас, а не могу разобраться в жизни. [А. Аверченко. Знаток женского сердца]

Правописание наречий

Особенность наречия в русском языке такова, что эта часть речи не имеет спрягается и не изменяется по родам, падежам и числам. Правописание наречий зависит от нескольких факторов, каждый из которых описан в данной статье. Кроме того, здесь приведены доступные примеры к каждому правилу, а также исключения из них.

Особенности правописания наречий

Наречие в русском языке – это самостоятельная часть речи, которая не изменяется по числам, родам и падежам и не спрягается. В словосочетаниях может примыкать к другим наречиям, глаголам, прилагательным и существительным. Правописание наречий зависит от способа их образования и того, на какой слог приходится ударение в слове.

Слитное и раздельное написание наречий

Таблица Слитное и раздельное написание наречий включает правила, примеры и исключения.

Пишутся слитно

Пишутся раздельно

Наречия, образованные от наречий, местоимений или прилагательных с помощью приставок

Донельзя, навсегда, зачем, потому, сгоряча, начисто, вручную, напрямую

Наречия с предлогами, образованные от слов, которые начинаются на гласную

Под утро, в открытую, без ума

Наречия, образованные от неиспользуемых в современной речи существительных

Вдребезги, встарь, наземь, спозаранку

Наречия, образованные от существительных с предлогами без, до, с, под

На бегу, без удержу, до отвала, с размаху

Исключения: дотла, донизу, доверху, сроду, сдуру, сплеча, подряд, подчас

Наречия с приставками в-, на-, образованные от собирательных числительных

Натрое, вчетверо, всемеро

Наречия, образованные от собирательных числительных и предлога по

По четверо, по сто

Наречия со значением пространства и времени

Вперед, ввысь, сначала

Если существительное в составе наречия сохранило падежную форму

На поруки (на поруках), под мышки (под мышку), на совесть (по совести)

Наречия, в которых к существительному нельзя поставить вопрос

Вслух, наполовину, поутру

Наречия, в которых между предлогом и существительным можно добавить определяющее слово

На скаку (на всем скаку), в тупик (в жизненный тупик)

Наречия, образованные с помощью предлога в, частицы пол и существительного

Вполголоса, вполоборота, вполпути

Исключения: в пол-лица, в пол-яблока, в пол-яйца

Наречия, состоящие из предлогов в, на и существительных с окончаниями -ах(-ях)

В сердцах, в головах, на радостях

Исключения: впопыхах, впотьмах, второпях

Дефисное (полуслитное) написание наречий

Через дефис пишутся следующие наречия:

  • Образованные от местоимений и полных прилагательных с помощью приставки по- и суффиксов -ому, –ему, -и (по-японски, по-другому, по-твоему).
  • Образованные от порядковых числительных с помощью приставки в-(во-) и суффиксов -ых, -их (во-вторых, в-третьих, в-пятых).
  • Наречия с частицами -нибудь, -либо, -то, таки-, кое- (откуда-нибудь, кто-либо, кое-что).
  • Сложные наречия, образованные повторением того же слова либо двух синонимов (мало-помалу, давным-давно, чуть-чуть).

Написание суффиксов на конце наречий

1. В конце наречий, образованных от полных прилагательных пишутся:

которые читают вместе с этой

  • суффикс -о после твердых согласных (холодный – холодно, крепкий – крепко, громкий – громко);
  • суффикс -е после мягких согласных (блестяще – блестящий, внутренний – внутренне, искренний – искренне).

2. На конце наречий после шипящих в безударной позиции пишется -е (ярче, звонче, крепче). Под ударением – -о (горячо, хорошо, светло). Исключение – еще.

3. На конце наречий, образованных от кратких прилагательных пишется:

  • суффикс -о, если наречие имеет приставки в-, за-, на (влево, заново, надолго);
  • суффикс -а, если наречие имеет приставки до- из-(-ис), с-(со-) (издалека, справа, дочиста).

4. На конце наречий после шипящих пишется ь (вскачь, наотмашь, сплошь, настежь). Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

Правописание НЕ и НИ с наречиями

НЕ с наречиями пишется слитно в следующих случаях:

  • если наречие без НЕ не употребляется (невзрачно, невмоготу, нельзя);
  • если наречие с НЕ можно заменить синонимичным наречием без отрицания (неплохо – хорошо, недорого – дешево, несильно – слабо);
  • если НЕ находится под ударением (незачем делать, некогда позвонить, неоткуда взять).

НИ с наречиями пишется слитно только в безударной позиции и употребляется со вторым отрицанием (никогда не закончу, никак не справится, ничем не удивить).

Тема «Правописание наречий» изучается на уроках русского языка в 7 классе.

Образование и правописание наречий

Цели:

  • закрепление и углубление знаний о значении морфологических признаков и синтаксической роли наречий;
  • ознакомление с некоторыми способами образования, правописанием и разрядами наречий;
  • формирование умения выделять наречия из предложений, использовать их в речи;
  • развитие орфографической зоркости;
  • воспитание речевой культуры.

Форма урока: урок-практикум (2 часа).

Эпиграфы:

  • Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом (К. Паустовский)
  • Относись к родному языку бережно и любовно (В. Луговской).

Ход урока

I. Повторение

1. Что мы называем наречием?
2. Что оно обозначает?
3. Чем отличаются наречия от других частей речи?
4. В чем сходство и в чем различия наречий и прилагательных?
5. Как найти наречия в предложении?6. Каким членом предложения чаще всего являются наречия?

II. Работа у доски

Задание 1. Выделить основы предложений, найти и подчеркнуть наречия как члены предложений.

  • Зелено-золотая иволга вскрикивала резко и радостно, колом проносясь над белыми цветами за болтливыми галками. (И. Бунин)
  • Повсюду блеск, повсюду яркий свет, песок – как шелк (И. Бунин).
  • . Я велел казаку нагреть чайник по-походному, засветил свечу и сел у стола (М. Лермонтов).

Задание 2. Найти в тексте наречия, подчеркнуть как члены предложения.

Мы живем недалеко.
Нас найти совсем легко.
Сперва направо вы пойдете,
Потом налево повернёте,
И прямо тут же за углом
Семиэтажный будет дом.
(И. Иртеньев)

Задание 3. Найдите ошибки в предложениях.

Обратно снег идёт (снова, опять). Не берись за это дело вперед меня (раньше).
Охотник сильно расстроился (очень).

III. Работа с классом. “Подскажи словечко”

Замените фразеологизм синонимом-наречием и запишите в тетрадь.

Как снег на голову – . (неожиданно, внезапно). Яблоку негде упасть – . (тесно).
Хоть глаз выколи – . (темно). Кот наплакал – . (мало).Со всех ног – . (быстро).
Много воды утекло – . (давно).Рукой подать – . (близко).
Никуда не годится – . (плохо).Жить душа в душу – . (дружно).

Пока учитель проверяет задания работающих у доски учащихся, класс составляет словосочетания с наречиями, записанными в тетрадь, например:

внезапно остановиться;
тесно прижаться и т.д.

IV. Образование и правописание наречий

Учитель предлагает вниманию учащихся таблицу и задаёт вопрос: почему одни слова написаны с суффиксом -А-, а другие – с -О-?

Учащиеся делают вывод, формулируют правило и записывают таблицу 2 в тетрадь или словарик.

Когда наречия пишутся через дефис? Учащиеся делают вывод.

Практикум 1

Карточка 1.
Перепишите, вставляя вместо точек буквы о или а.

Тропа стала забирать вправ. .
Я еду и от нечего делать читаю вывески справ. напев… .
Идёт направ. – песнь заводит, налев. – сказку говорит.
Издавн. русские считались храбрыми воинами.
Полы были вытерты досух. .
Мать вымыла мне руки, вытерла их насух. .

Карточка 2.
Спишите, раскрывая скобки.

а) Дуняша слушала, приоткрыв (по)детски рот (М Горький)
б) Изредка вспыхивал (по) летнему синий клочок неба (М. Шолохов).
в) Мы все учились (по)немногу, (чему)нибудь и (как)нибудь (А. Пушкин).
г) Никита проснулся и (волей)(не)волей принуждён был изменить своё положение (Л. Толстой).

IV. Образование наречий (продолжение)

Указать способ образования наречий:

плохой – плохо,два – дважды,твой – по-твоему,первый – во-первых,
весенний – по-весеннему,ночь – ночью,человеческий – по-человечески,давно – недавно.

Практикум 2

Карточка 1.
Выписать наречия, указать способ их образования.

1. На темно-сером небе кое-где мигают звезды, влажный ветерок изредка набегает волной.
2. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу.
3. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен; словно стеклянный; вдали носится мягкий пар, тёплый на вид. (По И. С. Тургеневу)

Карточка 2.
Выпишите наречия с теми словами, к которым они примыкают.

1. Сначала все шутили и смеялись, потом примолкли (сначала шутили и смеялись; потом примолкли).
2 Вера сидела, задумчиво глядя на лицо спящего Петеньки (задумчиво глядя).
3. На дворе идет дождь, черный сад шумит от ветра, тоскливо и однообразно журчит вода в дождевом желобе. (тоскливо и однообразно журчит), (По Вересаеву)

Карточка 3.
Определите синтаксическую роль наречия. Выделите основы предложений.

Ослепительно блестел снег, ласково синела вода, золотом солнце обпивало залив, горы, людей. И крепко, густо, могущественно пахло морем. Хорошо! (По Куприну.)

VI. Развитие орфографической зоркости

Выпишите из стихотворения слова на правописание ь (мягкого знака) после шипящих на конце слова в различных частях речи. Какие из этих слов являются наречиями? Каково их правописание?

Мелькнуло солнце из-за туч(?),
И был горяч(?) последний луч(?).
Стал вечер ясен и хорош(?).
Едва заметна листьев дрож(?).
Бил под горой студеный ключ(?).
Цвел ландыш(?) нежен и пахуч(?).
Вдруг вышел на поляну еж(?).
(Ему спать тоже невтерпеж(?).)
«Куда спешиш(?) ты, еж(?) колюч Мне не спросить его невмоч(?). –
Иль что-то гонит тебя проч(?) ?
Иль перепутал день и ноч(?) ?»
Но он молчит, как неживой.
Видать, идет к себе домой.
«Мой еж(?) игрушечный (точ(?))(в)точ(?)
Такой, как ты, – сказала доч(?). –
Ведь тоже он в иголках сплош(?).
Ну, чем не настоящий еж(?)!»

Практикум 3

Карточка 1,
Перепишите, раскрывая скобки.

Капитан упал навзнич(. ).
Григорий спал ничком, кинув наотмаш(…) руку.
Двери школы открыты настеж(. ).
Ольга Ивановна в гостиной увешала все стены сплош(. ) своими и чужими этюдами в рамках и без рам.
И теперь-то по ночам невтерпеж(. ) от холоду.
Дружим смолоду, с тех пор, как взяли замуж(. ) двух сестер.
Лошади шарахнулись и рванули вскач(. ) по узкой дороге.

Карточка 2.
Составьте предложения со следующими словосочетаниями.

мелькать вдали – в дали моря,
услышать впервые – в первые дни,
бежать навстречу – на встречу с друзьями,
дождаться наконец – отложить на конец месяца.

Карточка 3.
Сколько в наречиях приставок? Запишите данные наречия в порядке увеличения в них числа приставок, укажите их.

Спросонья, сзади, спозаранку, вдогонку, навзничь, исподтишка.

Карточка 4.
Данные слова запишите так, чтобы получилось восемь пар антонимов.

Сообща, враждебно, скромно, робко, неразборчиво, вежливо, нарочно, скромно, грубо, нечаянно, в одиночку, уверенно, небрежно, дружелюбно, старательно, вызывающе.

Карточка 5.
Обоснуйте написание наречий.

I вариант
работать по-новому
шашлык по-армянски
перечеркнуть крест-накрест
неуклюже по-медвежьи
бросить кое-как
отнестись по-товарищески
припечь где-нибудь
во-вторых
встретиться когда-либо
II вариант
советовать по-доброму
продвигаться мало-помалу
ответить как-нибудь
читать по-испански
поглядывать куда-то
связать крепко-накрепко’
в-десятых
выполнить кое-как
шипеть по-змеиному

Карточка 6.
Найдите наречие, употребленное в переносном значении.

а) Шумит молоденький лесок, одевшийся листвою. Он весь – как изумрудный дым и радостно белы весенним соком молодым налитые стволы (Д. Кедрин).
б) Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река, и в тверди пламенной и чистой лениво тают облака (Ф. Тютчев).

VII. Закрепление изученного

Практикум 4

Карточка 1.
Выделить в наречиях корень:

вприкуску (-кус-),
вразбивку (-бив-),
вперегонки (-гон-),
нарасхват (-хват-),
беспрепятственно (-пят-).

Карточка 2.
Преобразовать словосочетания «прилагательное + существительное» в словосочетание «наречие + глагол».

Быстрый бег – быстро бегать,
упорный труд – упорно трудиться,
веселая игра – весело играть,
толковый ответ – толково отвечать,
резкий удар – резко ударить,
спокойный сон – спокойно спать,
интересный рассказ – интересно рассказывать.

Карточка 3.
К данным наречиям подберите синонимы-наречия:

шли наудачу (наугад), подошли вплотную (близко), расколол надвое (пополам), совсем не удивился (совершенно), всё делали вместе (сообща), ушла вглубь (глубоко), вмиг появился (неожиданно), знал назубок (хорошо), готовились тайно (скрытно).

Карточка 4.
Объясните правописание наречий. Запомните их написание.

Во-первых, во-вторых, в-третьих, по-русски, по-иному, по-прежнему, по-птичьи, по-соловьиному, по-лошадиному, откуда-нибудь, куда-то, кое-как, чуть-чуть, еле-еле, давным-давно, точь-в-точь.

Карточка 5.
Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Аргументируйте свой ответ.

A. Как летней иногда порою
Вдруг птичка в комнату влетит,
И жизнь и свет внесет,с собою,
Все огласит и озарит.
(Ф. Тютчев)

Б. Сакля была прилеплена одним боком к скале (М. Лермонтов).

B. Она ходила как-то боком (М. Горький).

Г. Вьется кругом над полями,
Виснет пластью надо рвами,
Мчится скоком по горам,
Ходит дыбом по лесам.

(П. Ершов)

Д. Куда не обращаю взор, Кругом синеет мрачный бор. (А. Фет)

Е. Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел.
То верно б, кроме вас одной,
Невесты не искал иной.

(А. Пушкин)

Ж. На брови медный шлем надвинув,
Из мощных рук узду покинув,
Ты шагом едешь меж полей.
(А. Пушкин)

3. Андрий едва двигался в темном и узком земляном коридоре (Н. Гоголь).

И. Едва солнце село, наступила темнота (И. Соколов-Микитов).

Карточка 6.
Диктант. Напишите под диктовку.

По-январски морозно, по-хорошему поговорили, по деловому вопросу пришел: по-вашему сказал – по вашему мнению вышло: по-лисьи хитер, по-девичьи пропел, по-болгарски говорил; точь-в-точь по учебнику, едва-едва ответил, не сегодня-завтра отпуск: кое-чему научился, когда-нибудь приеду, куда-то пошли, где-либо найду.

Карточка 7.
Ответьте на вопросы, употребляя наречия скоро и быстро. Какую роль они выполняют в предложении?

1. Как плывет спортсмен?
2. Когда он приплывет к финишу?
3. Как вращается колесо машины?
4. Когда вы вернетесь?
5. Как говорят итальянцы?
6. Когда ты мне позвонишь?
7. Как она читает?
8. Когда ты мне вернешь книгу?

(Для справок: наречие быстро в предложении выполняет роль обстоятельства образа действия, а наречие скоро – обстоятельства времени.)

VIII. Разряды наречий по значению

Заполните таблицу данными словами. Укажите вопросы к ним.

Особенно, сегодня, внимательно, невзначай, впереди, сгоряча, нарочно, чрезмерно, назло, зря, сосредоточенно, чересчур, поневоле, накануне, без умолку, неподэлеку, сгоряча, впоследствии, издали, сослепу, кое-как, наверху, тотчас, совсем.

Разряды наречий по значению
ЗначениеВопросПримеры
Образ действияКак?
Каким образом?
Внимательно, чрезмерно, без умолку, кое-как
Мера и степеньВ какой степени?
Насколько?
Чересчур, совсем, особенно
МестоГде? Куда? Откуда?Впереди, неподалёку, издали, наверху
ВремяКогда?
Как долго?
Сегодня, накануне, впоследствии, тотчас
ПричинаПочему? Отчего?Сослепу, поневоле, сгоряча

IX. Закрепление изученного на уроке

1. Наречия – это знаменательная часть речи, которая обозначает признак действия, реже – признак качества или предмета.

2. Например: Колокольчик однозвучный утомительно гремит —признак действия (как гремит?). Мы живем в доме напротив – признак предмета (в каком доме?). Ночь была очень темной – признак качества.

3. Наречия – неизменяемые слова, в предложении они присоединяются к другим словам по способу примыкания. Чаще всего наречие зависит от глагола-сказуемого, характеризуя действие: появиться неожиданно, жить весело, говорить по-немецки, увеличить втрое.

4. Наречия выполняют в предложении функции обстоятельств (места, времени, образа действия, цели, причины) и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда? почему? зачем?

5. Наречия с приставками е-, за-, на- пишутся с буквой о на конце, а с из-, с-, до- с буквой а: вправо, влево, налево, издавна, досыта, снова.

6. В наречиях негромко, неинтересно, недавно и т. п. we является приставкой.

7. Наречия, образованные от прилагательных и местоимений с помощью приставки по- и суффиксов -ому, -ему, -и пишутся через дефис: по-видимому, по-прежнему, no-волчьи, по-английски, по-дружески.

8. Пишутся через дефис наречия, образованные от числительных с помощью приставки е- (во-) и суффикса -ых (-их): во-первых, в-третьих.

9. Через дефис пишутся неопределенные наречия с морфемами -то, -либо, -нибудь, кое-: где-то, кое-где, когда-нибудь.

10. Наречия, оканчивающиеся на шипящую букву, пишутся с ь на конце слова: прочь, сплошь, настежь Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

11. Наречия, образованные повторением слов или основ слов, пишутся через дефис: еле-еле, едва-едва, как-никак, крепко-накрепко, волей-неволей, точь-в-точь.

XI. Домашнее задание

1. Выписать предложения с наречиями из художественных текстов и указать их значение.
2. Дописать по 5–6 примеров в таблицу разрядов наречий.


источники:

http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/pravopisanie-narechiy

http://urok.1sept.ru/articles/603011