Образование и правописание причастий презентация

Презентация по русскому языку «Образование и правописание причастий» (7 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Образование и правописание причастий Причастие имеет несколько разновидностей, которые определяются по присущим причастию грамматическим значениям глагола: причастия действительные и страдательные; причастия настоящего и прошедшего времён.

Актуализация Основа настоящего времени получается путём отделения окончания 3 лица множественного числа настоящего( или простого будущего) времени: читать – читают – чита[й]- сидеть – сидят – сид- Основа неопределённой формы глагола остаётся, если отбросить –ть, -ти: читать – чита- сидеть – сиде-

Актуализация Спряжения глагола. 1спр. — ут/-ют в форме 3 лица мн. ч. настоящего и будущего простого времён: читать – читают прочитать – прочитают писать – пишут 2спр. — ат/-ят в форме 3 лица мн. ч. настоящего и будущего простого времён: сидеть – сидят кричать – кричат выйти — выйдут

Актуализация Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием. Оканчивается ли глагол на –ить? 1. ДА. Это глагол 2 спряжения (кроме брить и стелить). 2. НЕТ. Входит в число 11 глаголов-исключений – это глагол 2 спряжения. Все остальные глаголы 1спряжения.

Запомни 11 глаголов-исключений Гнать, дышать, держать, зависеть, Видеть, слышать и обидеть, А ещё вертеть, терпеть, Ненавидеть и смотреть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя!

Переходные и непереходные глаголы Переходные глаголы употребляются с существительными в форме винительного падежа без предлога: читать газету, купить цветы. Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке, улететь на юг. Все возвратные глаголы непереходные: купать — купаться, строить — строиться

Действительные причастия Страдательные причастия Настоящего времени Основа настоящего времени + -ущ- /-ющ — для глаг. 1 спр. -ащ- /-ящ — для глаг. 2 спр. Пишут — пиш-ущ-ий Строят – стро-ящ-ий Образуются от переходных и непереходных глаголов Основа настоящего времени + -ем- /-ом — для глаг. 1 спр. -им — для глаг. 2 спр. Склоняют – склоня-ем-ый Хранят – хран-им-ый Образуются от переходных глаголов Прошедшего времени Основа неопр. формы глагола + (гласн. звук) -вш- (согл. звук) –ш- Решать – реша-вш-ий Нести – нёс-ш-ий Образуются от переходных и непереходных глаголов Основа неопр. формы глагола + -нн-; -енн-/-ённ-; -т- Прочитать – прочита-нн-ый Отложить – отлож-енн-ый Прошить – проши-т-ый Образуются от переходных глаголов

Образуем действительное причастие настоящего времени Резать – режут – режущий Рыть – роют — … Колоть – колют — … Трепетать – трепещут – … Лить – льют — … Спать – спят – спящий Зависеть – зависят — … Заходить – заходят – … Висеть – висят — … Бриться – бреются — бреющийся Бороться – борются — … Пениться – пенятся — . Купаться – купаются — …

Образуем страдательное причастие настоящего времени Читать – читают — читаемый Увлекать – увлекают — … Ожидать – ожидают — … Озарять – озаряют — … Уважать – уважают — … Изображать – изображают — … Видеть – видят — видимый Гнать – гонят — … Победить – победят — … Любить – любят — … Слышать – слышат — … Видеть – видят … Именовать – именуют – именуемый Волновать – волнуют — … Рекомендовать – рекомендуют — … Но «движИМый», так как это причастие образовано от старинного глагола ДВИЖИТЬ (2 спряжения).

Образуем действительное причастие прошедшего времени Написать – написавший Рассказать – Двигать – Украсить – Украшать – Отметить – Придавать – Превратиться — превратившийся Смириться – Протянуться – Свалиться – Обрати внимание! Привести – приведший, истечь — истёкший

В Н И М А Н И Е ! В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН пишется А или Я , если глагол на -АТЬ или –ЯТЬ Указать – указанный Затеять – затеянный В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН пишется Е , если глагол на -ИТЬ или –ЕТЬ Видеть – виденный Склеить — склеенный

Образуем страдательное причастие прошедшего времени Разрезать – разрезанный Выкачать — выкач…нный Обещать – обещ…нный Просеять — просеянный Обстрелять – обстрел…нный Затеять – зате…нный Подстрелить – подстреленный Нахмурить – нахмур…нный Завалить – завал…нный Закрутить – закрученный Подсластить – подслащ. нный Обидеть – обиж…нный Бросить – брош…нный

Самостоятельная работа 1. Стены комнаты были окле…ны светлыми обоями. 2. Потер…нная книга нашлась. 3. Замеч…нные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 4. На засе…нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 5. Внезапно раздался топот скач…щей лошади.(Т.) 6.Время от времени впереди появлялся маш…щий флажком связист.(А.Т.) 7.Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу…щий обоз и на холме средь желтой нивы чету беле…щих берёз.(Л.) 8.Природа жажд…щих степей его в день гнева породила. 9.Зарево на дальных высотах трепещ…щим румянцем отразилось.(Л.) 9. Луна и звёзды исчезли перед блеском этого чудного, дыш…щего свежестью, радостного утра. (Стан.) 10. Поблёскивали лужицы от та…щего снега. 11. Встречая кол…щий взгляд маленьких глаз, она робко двигала бровями. (М.Г.)

Проверь себя ! 1. Стены комнаты были оклеены светлыми обоями. 2. Потерянная книга нашлась. 3. Замеченные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 4. На засеянных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 5. Внезапно раздался топот скачущей лошади.(Т.) 6.Время от времени впереди появлялся машущий флажком связист.(А.Т.) 7.Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берёз.(Л.) 8.Природа жаждущих степей его в день гнева породила. 9.Зарево на дальних высотах трепещущим румянцем отразилось.(Л.) 10. Луна и звёзды исчезли перед блеском этого чудного, дышащего свежестью, радостного утра. (Стан.) 11. Поблёскивали лужицы от тающего снега. 12. Встречая колющий взгляд маленьких глаз, она робко двигала бровями. (М.Г.)

Контрольное задание 1. Буква И пишется в слове: 1) увл..каемый 3) слыш..мый 2) ожида..мый 4) озаря..мый 2. Буква Я пишется в слове: 1) бре..щийся 3) стел..щийся 2) кол..щийся 4) стро..щий 3. Буква Ю пишется в слове: 1) кле..щий 3) ненавид..щий 2) бор.. щийся 4) пен..щийся 4. Буква И пишется в слове: 1) исполня..мый 3) муч..мый 4) леле..мый 4) имену..мый 5. Буква Я пишется в слове: 1. подстрел..нный 3. промасл..нный 2. просе..нный 4. увенч..нный

6. Буква Я пишется в слове: 1. усе..нный 3. застрел..нный 2. встреч..нный 4. замасл..нный 7. Буква Я пишется в слове: 1. нахмур..нные брови 3. засе..нное поле 2. приглуш..нный мотор 4. закруч..нная нитка 8. Буква А пишется в слове: 1. подслащ..нная вода 3. занавеш..нное окно 2. разрез..нный хлеб 4. накормл..нный ребёнок 9. Буква Е пишется в слове: 1. выкач..нная нефть 3. выстл..нная ельником 2. выслуш..нный замечания 4. завал..нная буреломом 10. Буква А пишется в слове: 1. обиж..нный другом 3. встреч..нный туристами 2. подслуш..нный разговор 4. засуш..нные растения

Проверь себя ! Ответы теста: 1. 3; 2. 4; 3. 2; 4. 3; 5. 2; 6. 1; 7. 3; 8. 2; 9. 4; 10. 2;

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Асташкина Зинаида ИвановнаНаписать 729 27.09.2020

Номер материала: ДБ-1315901

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    26.09.2020 0
    24.09.2020 0
    24.09.2020 0
    20.09.2020 0
    12.09.2020 0
    05.09.2020 0
    20.08.2020 0
    30.07.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Основы православной культуры чаще всего преподают учителя начальных классов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор соберет данные о частоте проведения контрольных работ в школах

Время чтения: 1 минута

Российские школьники завоевали две золотые медали на Международной олимпиаде по математике

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Презентация по русскому языку «Образование и правописание причастий»

Описание презентации по отдельным слайдам:

МКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2 при исправительной колонии» с. Чугуевка Приморского края Кисель Елена Анатольевна, учитель высшей квалификационной категории

Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. П. Чесноков.

Причастие как часть речи Общее грамматическое значение: обозначает проявляющийся по временам признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Начальная форма: мужской род, именительный падеж, единственное число (летящий)

Причастие – это «часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного». (В.И. Даль) «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». (М.В. Ломоносов)

Морфологические признаки постоянные непостоянные действительные страдательные глагола вид, время (наст. прош.), возвратность, переходность прилагательного полное или краткое (у страдательных), падеж, число, род (в ед.ч.)

Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Солнце уже снижалось над Лысой горой, и была эта гора оцеплена двойным оцеплением. Синтаксическая роль определение или именная часть сказуемого х

Детективное агентство «ШИК» (школа при исправительной колонии) приступило к расследованию по делу: «Образование и правописание причастий»

Обнаружены: 1. глаголы; 2. причастия настоящего времени; 3. причастия прошедшего времени. Доказательства по делу: 1. правописание причастий настоящего времени; 2. образование причастий; 3. Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени и в отглагольных прилагательных; 4. пунктуация; 5. тест. Итог

Образование причастий действ. прич. страдат. прич. действительные причастия несовершенный вид совершенный вид настоящего времени прошедшего времени прошедшего времени Глаголы переходные непереходные 3, реже 4 формы

Образование причастий настоящего времени действительные страдательные -ущ- /-ющ- -ащ- / -ящ- -ем- / -ом- -им- от глагола I спр. от глагола II спр. от глагола I спр. от глагола II спр. от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида

Образовать причастия настоящего времени цвет ут цвет-ущ-ий I спр. пада ют пада-ющ-ий I спр. лет ят лет-ящ-ий II спр. леж ат II спр. леж-ащ-ий освеща ем I спр. освеща-ем-ый ненавид им II спр. ненавид-им-ый действительные страдательные

Вставить пропущенные буквы Мел щий муку работник, пил щие дерево рабочие, ла щая собака, стел щийся туман, дремл щий старик, ссор щиеся воробьи, та щий снег, стро щееся здание, знач щееся по списку количество, клокоч щий смех, слыш мый издалека, прослушива мый телефон, колебл мый ветром, кле мая поверхность, муч мый жаждой. .. ПРОВЕРИТЬ ю я .. .. и ю .. ю .. ю .. я .. ю .. я .. а .. у .. и .. е .. е и .. ..

Образование действительных причастий прошедшего времени Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы переходных и непереходных глаголов прошедшего времени совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов –вш- / -ш-. чита л читавший нести читать нёс нёсший замёрзнуть замёрз замёрзший замереть замер замерший

Образование страдательных причастий прошедшего времени Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов –нн- / -енн- (-ённ-) / -т-. смешать НН смешанный потерять НН потерянный построить ЕНН построенный увидеть ЕНН увиденный осудить ЁНН осуждённый спеть т спетый Когда страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса –НН-, а когда при помощи суффикса –ЕНН-?

Образовать возможные формы причастий Бросать Бросить (несов.в., перех.) – I спр. II спр. (сов.в., перех.) – Бороться I спр. (несов.в., неперех.) – Колоть (несов.в., перех.) – Дремать I спр. I спр. (несов.в., неперех.) – Посеять (сов.в., перех.) – I спр. брошенный. бросающий, бросаемый. бросавший, бросивший, борющийся, боровшийся. колющий, коловший, колотый. дремлющий, дремавший. посеянный. посеявший,

Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. В.А.Жуковский. Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. А С. Пушкин. Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя. А.С.Пушкин. Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился; А.С.Пушкин ПРОВЕРИТЬ Действительные причастия настоящего времени: ликующий. Действительные причастия прошедшего времени: засохший. Страдательные причастия настоящего времени: томим. Страдательные причастия прошедшего времени: очарован, рассеянной, безуханный, забытый.

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных Н НН Есть (кроме не) причастие (покрашенный пол) Есть зависимое слово (вязанный бабушкой свитер) Образовано от глагола совершенного вида (решить – решённый) Есть суффиксы -ова- / -ёва- прилагательное (балованный) Нет приставки (крашеный пол) Нет зависимого слова (вязаный свитер) Образовано от глагола несовершенного вида (тушить – тушёный) Слова – исключения жёва ый, кова ый н н Исключения: смышлёный, названый, желанный, священный, неслыханный, нежданный, нечаянный, негаданный и др. ? Сколько букв Н пишется в кратких причастиях?

Ране..ый боец Изране..ый солдат Некоше..ый клевер Скоше..ая трава Гружё..ая лесом баржа Линова..ая тетрадь Листы пронумерова..ы Скова..ые движения Отчая..ый крик Писа..ые людьми законы Свеча погаше..а или 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10

Поучительная история Недавно я был посажёным отцом На свадьбе у младшего брата. Невеста, хотя и не вышла лицом, Но, уверяли, богата. Названый мой братец был очень смышлёный: Невесту с солидным приданым нашёл он. Позарился брат на сундук её кованый – Нашёл после свадьбы в нём рубль лишь жёваный, Кафтан ещё ношеный – переношеный. Да так и остался с лицом перекошенным. Мораль такова: на чужое позаришься – И в дураках непременно останешься.

Возвратившись со смотра Кутузов сопутству мый австрийским генералом прошёл в свой кабинет и кликнув адъютанта приказал подать себе некоторые бумаги относившиеся до состояния приходивших войск и письма получе ые от эрцгерцога Фердинанда начальствовавшего передовою армией. 1 2 4 3 5 6 7 8 9 10 11 12 Выписать причастия, распределив их по значению и по форме ПРОВЕРИТЬ . .. е нн

х х х х Действительные: сопутствуемый (наст.в.), относившиеся, прихордивших, начальствовавшего (прош.в.). Страдательные: полученные (прош.в.). , , , , , , , , ,

ТЕСТ В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е? разнош..нный, ове..ны завис..вший, удерж..ный потревож..нный, движ..мый вынес..нный, рису..мый — + — —

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю? дыш..щий, ре..щий мол..щий, мел..щий бре..щийся, ла..щий трепещ..щий, кол..щий — — + —

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? ненавид..мый, немысл..мый колебл..мый, независ…мый подмеч. нный, слыш..мый узнава..мый, реша..мый + — — —

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я? посе..нный, обстрел..нный + увенч..нный, скле..нный — застрел..нный, рассе..нный — раскро..ный, застел..нный —

расходу..мые, замеш..нный (в историю) пригрева..мое, законч..нный налаж..нный, знач..мый разве..нный, постро..нный + — — — В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)на стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется НН? 1, 3, 5 1) 2) 3) 1, 3, 4, 5 1, 2, 3, 4, 5

В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется НН? В середине комнаты стоял стол, покрытый оборва(1)ой чёрной клеёнкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изреза(2)ые перочи(3)ыми ножами. Кругом стола было несколько некраше(4)ых, но от долгого употребления залакирова(5)ых табуретов. 1, 2, 3, 5 1) 2) 3) 1, 3, 4, 5 1, 2, 5

В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется Н? Затем перед прокуратором предстал светлобородый красавец с орли(1)ыми перьями в гребне шлема, со сверкающими на груди золотыми льви(2)ыми мордами, в зашнурова(3)ой до колен обуви на тройной подошве и в наброше(4)ом на левое плечо багря(5)ом плаще. 1) 2) 3) 1, 2, 5 1, 3, 4, 5 1, 3, 4

В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется Н? Среди лесов, унылых и заброше(1)ых, Пусть остаётся хлеб в полях нескоше(2)ых! Мы ждём гостей незва(3)ых и непроше(4)ых, Мы ждём гостей! 1) 2) 3) 3, 4 1, 3, 4 2, 3, 4 ПРОВЕРИТЬ ТЕСТ

Детективным агентством «ШИК» расследование завершено. Создана база знаний учащихся.

http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MB900297074.gif — жених и невеста; http://img13.imageshost.ru/img/2011/08/21/image_4e5023a847d3a.jpg — портрет В.И.Даля; http://www.studio-portret.ru/images/portret_xolst_maslo/9_b.jpg — портрет М.В.Ломоносова; http://dc303.4shared.com/img/nCeaAyN-/s3/ag00317_.gif — думающий мальчик; http://s10.rimg.info/81021a53ab79a56ecb5ade493942d197.gif — детектив; http://s2.rimg.info/c42ed0d2fb3934e12d45ee723a3e0bdc.gif — сыщик с лупой; http://ts01.spaces.ru//tfil/b9ad5345abef7ac8961b359b51c5a120/1737183.f.100.128.jpg — смайлик с вопросительным знаком; http://us.cdn3.123rf.com/168nwm/clairev/clairev0901/clairev090100113/4215705-book-teacher—vector-illustration.jpg — книга; http://f1.pepst.com/c/7AA2F8/428210/ssc3/home/002/photos46/albums/ag00315____37935.gif_480_480_0_64000_0_1_0.gif — смеющийся мальчик http://img-fotki.yandex.ru/get/6301/161088577.a/0_99ab2_da67d03e_M — чернильница и перо; http://asceagr.free.fr/IMG/moton23.gif — сундук;

15. http://010.mp3ostrov.com/get-other/c%2F0%2Fmp3%2F8%2F30019%2F3001908_74ab1273c4d4/0/0/0/0/NzcuMzQuOTYuMjAwb3M2aWYzZW85b3M2aWYzZW85/%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%20%28mp3ostrov.com%29.mp3 – музыка из мультфильма «Розовая пантера».

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Данная презентация представляет собой материал для повторения и обобщения темы «Образование и правописание причастий». Применяются игровые технологии: детективное агентство ведёт расследование по делу «Образование и правописание причастий».

Повторяются общие сведения о причастиях, морфологические признаки причастия и синтаксическая роль в предложении.

В презентации содержится материал на повторение теоретических сведений и даны практические задания, в конце предлагается тест.

  • Кисель Елена АнатольевнаНаписать 1588 25.11.2014

Номер материала: 153461

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    25.11.2014 554
    25.11.2014 394
    25.11.2014 5243
    25.11.2014 1053
    25.11.2014 6691
    25.11.2014 653
    25.11.2014 556

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор рассчитывает, что экспресс-тесты на ковид в школах помогут избежать удаленки

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии

Время чтения: 2 минуты

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени Выполнила Кузнецова Антонина Александровна, МОУ «СОШ 6» г.Новомосковск, 2010г. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемТимур Карпушенко

Похожие презентации

Презентация на тему: » Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени Выполнила Кузнецова Антонина Александровна, МОУ «СОШ 6» г.Новомосковск, 2010г.» — Транскрипт:

1 Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени Выполнила Кузнецова Антонина Александровна, МОУ «СОШ 6» г.Новомосковск, 2010г.

2 Цели и задачи урока Дать понятие о том, как образуются страдательные причастия. Усвоение правила правописания гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Повторение орфографии причастий и пунктуации в предложениях с причастными оборотами. Воспитывать внимание к слову, работать над употреблением причастий в речи.

3 Методические рекомендации учащимся Для лучшего усвоения материала данного уровня необходимо повторить сведения о самостоятельных частях речи (о глаголе и прилагательном), их постоянных и непостоянных признаках. Глагол- постоянные признаки (вид, возвратность, спряжение, переходность) Прилагательное –непостоянные признаки (род, число, падеж) Причастия действительные и страдательные

4 Карточка 1. Задание. Вставить недостающие буквы и знаки препинания. Выделить причастный оборот. Дорога огибающая голые скалы вьётся по глубокой л..жбине. Далёкий неумолкаемый гул моря изредк… пр…рываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе нарушает тишину моря. Вдруг он вск…чил встревоженный неожиданным нападением на стадо огромной стаи волков.

5 Карточка 2 Задание.1. На месте каких цифр необходимы запятые? 2. Определить количество грамматических основ. Круглые, низкие холмы (1) распаханные и засеянные доверху (2) разбегаются широкими волнами; заросшие кустами (3) овраги (4) вьются между ними; сверкает речка (5) в четырёх местах перехваченная плотинами. 1) 1,2,3 3) 1,2,5 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4)4 2) 1,4,5 4) 2,3,5

6 Карточка 2 (проверка) Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; сверкает речка, в четырёх местах перехваченная плотинами. 3 грамматические основы

7 карточка 1 (проверка) Дорога, огибающая голые скалы, вьётся по глубокой ложбине Далёкий неумолкающий гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, нарушает тишину утра. Вдруг он выскочил, встревоженный неожиданным нападением на стадо огромной стаи волков.

8 Словарный диктант Задание: спишите, исправляя ошибки, где это необходимо. Клеющаяся бумага Разрушенные землятресением О хранящихся документах К вернувшейся девчонке Весевшему на стене Строющийся дом Отважный пловец Тысечелетние стены

9 Словарный диктант (проверка) Разрушенные земл е тр я сением Кле я щаяся бумага О хранящихся документах К вернувшейся девчонке В и севшему на стене Стро я щийся дом Отважный пловец Тыс я челетние стены

10 Страдательные причастия настоящего времени Е или И — ? Увлека…мый бурей Вид…мый силуэт Озаря…мый светом Угнета…мый властью

11 Образование страдательных причастий настоящего времени читать (1 спр.) слышать (2 спр.) 2. Приведи глагол в форму настоящего времени 1 лица множественного числа, получи основу: читаем слышим 3. Добавь суффикс причастия (суффикс ем, ом к глаголам 1 спряжения, им – к глаголам 2 спряжения) читаем… слышим… 4.Присоедини нужное окончание читаемый слышимый 1. Поставь переходный глагол несовершенного вида в неопределённую форму, определи спряжение: читать (1спр.) слышать (2 спр.) 2. Приведи глагол в форму настоящего времени 1лица множественного числа, получи основу: читаем слышим 3. Добавь суффикс причастия (суффикс -ем, -ом к глаголам 1 спряжения, им – к глаголам 2 спряжения) читаем… слышим… 4.Присоедини нужное окончание читаемый слышимый

12 Образец рассуждения Наблюдать – глагол 1 спряжения, Нет суффикса ся – невозвратный Действие переходит на другой предмет (сочетается с существительным в винительном падеже, наблюдать кого? что?) –переходный В настоящем времени форма глагола – наблюдаем, основа наблюда Добавляем суффикс 1 спряжения –наблюда ем Добавляем окончание прилагательного – ый= наблюдаемый – страдательное причастие

13 Значит, в суффиксах страдательных причастий пишем… Увлека ем ый бурей Вид им ый силуэт Озаря ем ый светом Угнета ем ый властью

14 Образуй страдательные причастия настоящего времени от глаголов Множишь озаряет Вырезают клеят Ненавидят носит Посещать рисуешь

15 Обрати внимание! Запомни: 1. движимый, следующий, будущее 2. страдательные причастия настоящего времени не образуются от глаголов: держать, бить, мести, писать, резать, шить, крыть, кормить …

16 Вставить пропущенные буквы задание на рабочих листах (1) рекомендуемая книга, сжигаемое топливо, уважаемый всеми, видимый простым глазом, колеблемый ветром, взвешиваемый товар, забиваемый в стену гвоздь мучимый жаждой,

17 Лев Николаевич Толстой

18 Проверяем слова к тексту излагаЕмого (1спр.) слышИмого (2спр.) рассказываЕмого (1спр.) видИмого (2спр.) узнаваЕмого (1спр.) подпоясываЕмого (1спр.)

19 Составить текст, используя словосочетания; С нескрываемым интересом Незабываемые впечатления Изучаемые произведения

20 . Задание на дом Параграф 137 Упражнение 135 Составить небольшой текст, используя следующие словосочетания: Усваиваемое правило Видимые успехи Получаемые результаты

21 Список литературы Поурочные планы 5-9кл.,под редакцией А.Ю.Купаловой, Т.М.Пахновой, С.Н.Пименовой, М.:Дрофа, 2009 Русский язык. Теория. 5-9кл., 2008г.под редакцией В.В.Бабайцевой Русский язык. Практика 7 кл. Под редакцией Пименовой С.Н., 2009г. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля, М.:Интеллект –Центр, 2006


источники:

http://infourok.ru/prezentaciya_po_russkomu_yazyku-153461.htm

http://www.myshared.ru/slide/582317/