Образование и правописание существительных с не

«Не» с именами существительными — правило, примеры

Существительное, как и сло­ва раз­ных частей речи, пишет­ся с «не» как слит­но, так и раз­дель­но. «Не» с име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми пишет­ся слит­но, если явля­ет­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной при­став­кой или частью кор­ня. Раздельное напи­са­ние «не» с суще­стви­тель­ны­ми зави­сит от грам­ма­ти­че­ских усло­вий в контексте.

Слитное написание «не» с существительными

Выясним, от чего зави­сит слит­ное напи­са­ние «не» с существительными.

1. Существительные без началь­но­го «не» в совре­мен­ном рус­ском язы­ке не употребляются:

В боль­шин­стве этих слов эле­мент не- явля­ет­ся частью корня:

  • невежд а — корень/окончание;
  • нерях а — корень/окончание;
  • нелю­дим — корень/окончание;
  • нена­висть — корень/окончание;
  • ненасть е — корень/окончание

2. Частица «не» в соче­та­нии с суще­стви­тель­ны­ми исполь­зу­ет­ся в каче­стве сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной приставки.

Приставка не- обра­зу­ет новое сло­во с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. К нему зача­стую мож­но подо­брать синоним:

  • сча­стье → не сча­стье (беда, горе);
  • при­я­тель → не при­я­тель (враг, противник);
  • прав­да → не прав­да (ложь, обман, враньё);
  • дове­рие → не дове­рие (подо­зри­тель­ность);
  • воля → не воля (плен);
  • про­фес­си­о­нал → не про­фес­си­о­нал (люби­тель, дилетант).

Подобные обра­зо­ва­ния попол­ня­ют сино­ни­мич­ные ряды слов. Заметно, что суще­стви­тель­ные с при­став­кой не- обла­да­ют смяг­чён­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем по срав­не­нию с сино­ни­мом без приставки.

Сравним:

  • успех — не успех, или провал;
  • друг — не друг, или враг;
  • любовь — не любовь, или ненависть.

3. Слитно пишут­ся сло­ва с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем «неспе­ци­а­лист», «нерус­ский», к кото­рым в рус­ском язы­ке нет сино­ни­мов. Хотя в опре­де­лен­ном кон­тек­сте суб­стан­ти­ви­ро­ван­ное при­ла­га­тель­ное «нерус­ский» зна­чит «ино­стра­нец», «чуже­зе­мец».

4. Некоторые слова-термины пишут­ся слит­но с при­став­кой не-:

Раздельное написание существительных с «не»

В боль­шин­стве слу­ча­ев части­ца «не» с име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми пишет­ся раз­дель­но. В выска­зы­ва­нии она име­ет чисто отри­ца­тель­ное значение:

Этот артист, пою­щий с акцен­том, не француз.

В при­ве­ден­ных при­ме­рах при­сут­ству­ет логи­че­ски под­черк­ну­тое отрицание.

Раздельное напи­са­ние суще­стви­тель­ных с отри­ца­тель­ной части­цей «не» отме­тим при опре­де­лен­ных усло­ви­ях в предложении:

1. нали­чие про­ти­во­по­став­ле­ния с сою­зом «а»

В этой ситу­а­ции он про­явил не сме­лость, а трусость.

2. в при­сут­ствии слов «дале­ко», «вовсе», «отнюдь»

Мне кажет­ся, такое жест­кое отно­ше­ние — это вовсе не любовь к животным.

Критик отме­тил, что это был дале­ко не успех у зрителя.

Отнюдь не соба­ка зары­ча­ла око­ло сто­рож­ки лесника.

3. Отрицательные место­име­ния и наре­чия под­чер­ки­ва­ют отри­ца­ние, обо­зна­чен­ное части­цей «не»

Оказалось, что это нисколь­ко не успех.

Алгоритм определения правописания «не» с существительными

Видеоурок

«Не» с существительными: правило и примеры

Написание данной частицы с существительными может быть как слитным, так и раздельным. Рассмотрим правила правописания «не» с существительными.

Слитное написание

Написание «не» с существительными, которые не употребляются без этой отрицательной частицы.

Такие существительные с частицей «не» пишутся слитно.

Примеры: небылица, невидаль, неразбериха, невежда, недотепа, невзгоды, неверие, недоросль, незабудка, негодяй, недолет, неполадки.

Образованный человек сразу поймет, а невежде растолковывать устанешь. Данный пример является яркой иллюстрацией этого правила: существительного вежда не существует, поэтому слово невежда всегда имеет слитное написание.

Существительные следует писать слитно с «не» и в случаях, когда они образуют новые слова с противоположным значением. К таким словам можно подобрать синонимы, например:

  • недруг;
  • неприятель (противник, враг);
  • неправда (вранье);
  • нездоровье (болезнь);
  • несчастье (горе);
  • непорядок (беспорядок);
  • невежливость (грубость);
  • недоверие (подозрительность);
  • неодобрение (порицание).

Все вышеперечисленные имена существительные пишутся с «не» слитно, потому что каждое из них можно заменить синонимами, а новые слова образованы без отрицательной частицы «не».

Неправдой не проживешь. Образование нового понятия: существительное «неправдой» может заменить синоним, не имеющий отрицательной частицы «не» — ложью. Поэтому здесь слитное написание.

В некоторых случаях синонимами таких слов являются словосочетания. Например : нелюбители (люди с другими вкусами).

Существительное с «не» следует писать слитно при обозначении лиц, при передаче качественного оттенка.

Подобные существительные в тандеме с приставкой не- получают значение противопоставления: политики — неполитики; биологи — небиологи; делитанты — неделитанты и др.

Но! У существительных с иным значением (обозначающих не лиц) противопоставление передается раздельным написанием частицы «не» с существительным: тетрадь и не тетрадь, проза и не проза.

Также слитным будет написание, если слово начинается приставкой недо- (в значении недостатка), написание будет слитным: недосмотр (при наличии слова досмотр); недоделка (доделка); недоработка (доработка).

При употреблении существительного с частицей «не» + зависимое прилагательное или при употреблении притяжательного местоимения перед «не».

Порой одержимый непрофессионал выполняет работу лучше, чем разочаровавшийся эксперт.

Меня огорчает твоя нелюбовь.

Раздельное написание

«Не» с существительными пишется раздельно в случаях, когда предложение содержит противопоставление или оно предполагается: не учителя ему помогали, а он сам добился высоких оценок.

Если частица «не» является отрицанием, она имеет раздельное написание с существительными. Даже без наличия союза «а» понятно, что в предложении есть отрицание: у него сердце не камень (а мягкое, доброе); не танки проехали по этому полю (а прошли войска).

Отрицательная частица пишется с существительными в два слова, когда отрицание подчеркнуто логически, например, в вопросах.

Этом летом не обещают высоких температур, не правда ли?

Разве это не гений?

Но! Если отрицание логически не выделяется, «не» + существительное пишется слитно:

Разве это неправда? (Разве это ложь?).

Этот человек был вовсе неглуп, не правда ли? (= разумен).

Если частица «не» пишется с существительными раздельно в словосочетаниях:

  • далеко не;
  • отнюдь не;
  • совсем не (= отнюдь не);
  • еще не;
  • вовсе не;
  • больше не.

Пример: Он отнюдь не глупец. Этот ожидаемый итог, вовсе не случайность.

Урок по теме » Правописание НЕ с существительными».

Тема урока: Правописание НЕ с существительными.

Цели урока: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными; повторить написание НЕ с глаголами; воспитание нравственных качеств.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал для работы, С.И.Ожегов «Толковый словарь». М.:Оникс Мир и Образование, 2008

— Добрый день, дорогие ребята! Прежде чем приступить к работе, я хочу узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Выберите, пожалуйста, смайлики -настроения (улыбается– отличное настроение; безразличие – хорошее; грустит– без настроения) . Сегодня мы с вами отправимся в гости на лесную поляну к героям известного вам стихотворения Агнии Барто «Медвежонок-невежа». (Слайд 1). Инсценировка отрывка из стихотворения.

Был сынок у маменьки-

В маму был фигурою-

В медведицу бурую.

Совсем не признает!

Нашел он мед пчелиный-

И грязной лапой в мед!

Мешает он беседе.

Перебивать не следует

-Родители жалели, хвалили своего медвежонка, а он вырос избалованным.

Повторение и закрепление знаний

-А сейчас открываем тетради, пишем сегодняшнее число, классная работа, выписываем отрывок из стихотворения, раскрываем скобки, выполняем морфемный разбор глаголов.(Один человек работает у доски).

Вот он примчался к дому

И первый влез в берлогу-

(Не) уступил дорогу.

-Как пишется не с глаголом? (раздельно)

-Почему? (Не с глаголами пишется раздельно)

Ребята нашего класса очень сочувствуют медведице.

-А сейчас обратите внимание на экран. Нужно выполнить синтаксический разбор предложения (работа на доске и в тетрадях).

Шестиклассники (не)навидят лентяев, нерях и невежд . (Слайд 2)

Шестиклассники ненавидят лентяев, нерях и невежд. (Повест., невоскл.,распр.,простое, осложнено однородными дополнениями) (Слайд 3)

— Ребята, как пишется НЕ с глаголом?(слитно)

-Почему? ( без Не не употребляется)

— Есть ли в записанном вами предложении еще слова с НЕ?(Да)

— Какой частью речи они являются? (Имя сущ.)

-Что называется именем существительным? (Проверка домашнего задания: защита проектной работы). (Слайд 4)

-Как будет называться тема нашего урока, если мы говорим о НЕ и существительных? (Правописание Не с существительными). (Слайд 5)

-Каковы цели нашего урока? (Слайд 6)

-познакомиться с правописанием НЕ с c уществительными;
-уметь находить слово с данной орфограммой;
-уметь определять условия выбора;

II. Работа по новой теме

— Запишем тему урока в тетрадь. Составляем опорный конспект в виде таблицы. Сегодня вам придется выступать в роли ученых-языковедов. Давайте вернемся к предложению и найдем существительные с НЕ. Что они обозначают? Обратимся к словарю. (Слайд 7)

Неряха- неаккуратный человек

Невежда-необразованный , мало знающий человек

-Употребляются ли они без НЕ?(нет)

-Когда Не с существительными пишется слитно?

-Не с существительными пишется слитно, если:

слово без НЕ не употребляется: Неряха, невежда, невежа. (Слайд 8)

-Чем является НЕ в этих словах?(частью корня)

— Мама-медведица в раздумье: кто же ее сынок? Невежа или невежда? Обратимся за советом к «Толковому словарю».

НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек. (Слайд 9)

— А в семье-то, ребята, медвежьей что делается, что делается!

Нелады в семье
Медвежьей –
А сынок
Растет невежей! (Слайд 10-11)

— Как можно иначе сказать, подберем синоним без НЕ.

Неладыссоры . (Пишем слитно, потому что можем заменить синонимом без НЕ – ссоры.)

— Записываем второй пункт опорного конспекта.

2) можно заменить синонимом без Не:

-Чем является НЕ в этих словах?(приставкой)

— Ребята, откройте с. 150 учебника, подумайте, как перестроить предложение, чтобы НЕ писалось раздельно. Что нужно добавить, чтобы НЕ стала отрицательной частицей?

Нелады в семье медвежьей.

Не лады в семье медвежьей, а ссоры. (Слайд 13).

-Чем является НЕ в этом предложении?(частицей)

-Как она пишется ?(раздельно)

— Записываем в опорный конспект.

-Не с существительными пишется раздельно, если:

3) есть противопоставление с союзом а :

Не лады, а ссоры (Слайд 14).

Не правда, а лож ь.

III. Закрепление изученного

— А теперь внимательно прочитаем еще раз опорный конспект. Запомним правило.

Вновь у нас физкультминутка

Наклонились ну-ка, ну-ка,

А теперь назад прогнулись.

— Давайте напомним Мишке, каких ребят мы не любим. Запишем слова: недотепа, недоучка, непоседа, недотрога . Объясните значение этих слов (Слайд 15).

Недотепа-неумный, неуклюжий во всем человек

Недотрога-обидчивый, не терпящий шуток по отношению человек

-Как пишутся эти существительные?(слитно)

-Почему?(без Не не употребляются)

— Вот интересно: о мальчиках или о девочках идет речь? ( Существительные общего рода .)

— Уважаемые Мишки, у нас есть пословицы, которые многому вас научат. Я читаю пословицу, вы поднимаете карточку, показываете мне, как следует писать НЕ с существительными, объясняете значение ее и подбираете похожую пословицу на башкирском языке ( Использование сигнальных карточек. Синие – слитно, красные – раздельно .) (Слайд 16)

1.Ум определяется не возрастом, а головой.(Если тебе много лет, это не значит, что ты очень умный. Может быть человек моложе, но умнее)

2.Неправдой не проживешь.(Всегда жить ложью невозможно)

3.Не место красит человека, а человек место.(Важны качества человека, а не его положение, должность)

4.Друзья в несчастье познаются.(Хорошими друзьями могут быть только те, которые придут к тебе на помощь в трудную минуту)

5.Не работа старит, а забота. (Человек не от работы стареет, а от заботы)

— Ой, ребята, видите: здесь, на полянке, приветливо кивают нам головками ромашки. Давайте сорвем только одну, а остальные осторожно обойдем, ведь растения тоже живые и их нужно беречь. ( Отрываем лепестки ромашки и выполняем упражнение 287 .) (Слайд 17)

— Заменить данные словосочетания существительными с приставкой НЕ, записать в тетрадь. (Слайд 18-19)
1. Отсутствие внимания – невнимание.
2. Отсутствие вежливости – невежливость

3.Недостаток организованности- неорганизованность
4. Отсутствие самостоятельности – несамостоятельность.
5. Отсутствие предусмотрительности — непредусмотрительность
6. Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков – неблагозвучие

7. Неудачное, несчастливое стечение обстоятельств- неудача, несчастье

IV. Самостоятельная работа

— Давайте прочитаем лесным жителям стихотворение Станислава Бондаренко. ( Читает выразительно подготовленный ученик. Текст у каждого ученика, работаем с печатной основой самостоятельно) (Слайд 20)

-Ребята, вам понравилось стихотворение?

-Чего в нем не хватало?

-Сейчас запишите слова с НЕ, вернув им прежний облик.

Побывал я однажды в стране.
Где исчезла частица не.
Посмотрел я кругом с доумением:
Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
А навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
(С. Бондаренко)

-Поработайте учителями, проверьте тетрадь у соседа по парте. ( Правильный вариант на экране .) (Слайд 21)

— Наше путешествие подошло к концу. Что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие правила поведения должны соблюдать сыночки и дочки, чтобы не быть похожими на Медвежонка-невежу?

-Оцените свою работу на уроке, как хорошо вы поняли материал (Слайд 22).

1. Я усвоил(а) орфограмму «Не с именами существительными».
2. Я умею находить слово с данной орфограммой.
3. Я отличаю случаи слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными.
Баллы:
Да-5 баллов
Частично-3 балла
Нет- 0 баллов .

Сумма баллов Оценка

VI. Домашнее задание: выучить опорный конспект, выполнить упражнение 291(1 уровень);выписать предложения из стихотворений Агнии Барто Не с существительными(2 уровень); придумать сказку про существительного с НЕ (3 уровень). (Слайд 23).


источники:

http://russkyaz.ru/slova/sushhestvitelnoe/ne-s-sushhestvitelnymi-pravilo-i-primery.html

http://infourok.ru/urok-po-teme-pravopisanie-ne-s-suschestvitelnimi-846467.html