«Не» с именами существительными — правило, примеры
Существительное, как и слова разных частей речи, пишется с «не» как слитно, так и раздельно. «Не» с именами существительными пишется слитно, если является словообразовательной приставкой или частью корня. Раздельное написание «не» с существительными зависит от грамматических условий в контексте.
Слитное написание «не» с существительными
Выясним, от чего зависит слитное написание «не» с существительными.
1. Существительные без начального «не» в современном русском языке не употребляются:
В большинстве этих слов элемент не- является частью корня:
- невежд а — корень/окончание;
- нерях а — корень/окончание;
- нелюдим — корень/окончание;
- ненависть — корень/окончание;
- ненасть е — корень/окончание
2. Частица «не» в сочетании с существительными используется в качестве словообразовательной приставки.
Приставка не- образует новое слово с противоположным значением. К нему зачастую можно подобрать синоним:
- счастье → не счастье (беда, горе);
- приятель → не приятель (враг, противник);
- правда → не правда (ложь, обман, враньё);
- доверие → не доверие (подозрительность);
- воля → не воля (плен);
- профессионал → не профессионал (любитель, дилетант).
Подобные образования пополняют синонимичные ряды слов. Заметно, что существительные с приставкой не- обладают смягчённым лексическим значением по сравнению с синонимом без приставки.
Сравним:
- успех — не успех, или провал;
- друг — не друг, или враг;
- любовь — не любовь, или ненависть.
3. Слитно пишутся слова с противоположным значением «неспециалист», «нерусский», к которым в русском языке нет синонимов. Хотя в определенном контексте субстантивированное прилагательное «нерусский» значит «иностранец», «чужеземец».
4. Некоторые слова-термины пишутся слитно с приставкой не-:
Раздельное написание существительных с «не»
В большинстве случаев частица «не» с именами существительными пишется раздельно. В высказывании она имеет чисто отрицательное значение:
Этот артист, поющий с акцентом, не француз.
В приведенных примерах присутствует логически подчеркнутое отрицание.
Раздельное написание существительных с отрицательной частицей «не» отметим при определенных условиях в предложении:
1. наличие противопоставления с союзом «а»
В этой ситуации он проявил не смелость, а трусость.
2. в присутствии слов «далеко», «вовсе», «отнюдь»
Мне кажется, такое жесткое отношение — это вовсе не любовь к животным.
Критик отметил, что это был далеко не успех у зрителя.
Отнюдь не собака зарычала около сторожки лесника.
3. Отрицательные местоимения и наречия подчеркивают отрицание, обозначенное частицей «не»
Оказалось, что это нисколько не успех.
Алгоритм определения правописания «не» с существительными
Видеоурок
«Не» с существительными: правило и примеры
Написание данной частицы с существительными может быть как слитным, так и раздельным. Рассмотрим правила правописания «не» с существительными.
Слитное написание
Написание «не» с существительными, которые не употребляются без этой отрицательной частицы.
Такие существительные с частицей «не» пишутся слитно.
Примеры: небылица, невидаль, неразбериха, невежда, недотепа, невзгоды, неверие, недоросль, незабудка, негодяй, недолет, неполадки.
Образованный человек сразу поймет, а невежде растолковывать устанешь. Данный пример является яркой иллюстрацией этого правила: существительного вежда не существует, поэтому слово невежда всегда имеет слитное написание.
Существительные следует писать слитно с «не» и в случаях, когда они образуют новые слова с противоположным значением. К таким словам можно подобрать синонимы, например:
- недруг;
- неприятель (противник, враг);
- неправда (вранье);
- нездоровье (болезнь);
- несчастье (горе);
- непорядок (беспорядок);
- невежливость (грубость);
- недоверие (подозрительность);
- неодобрение (порицание).
Все вышеперечисленные имена существительные пишутся с «не» слитно, потому что каждое из них можно заменить синонимами, а новые слова образованы без отрицательной частицы «не».
Неправдой не проживешь. Образование нового понятия: существительное «неправдой» может заменить синоним, не имеющий отрицательной частицы «не» — ложью. Поэтому здесь слитное написание.
В некоторых случаях синонимами таких слов являются словосочетания. Например : нелюбители (люди с другими вкусами).
Существительное с «не» следует писать слитно при обозначении лиц, при передаче качественного оттенка.
Подобные существительные в тандеме с приставкой не- получают значение противопоставления: политики — неполитики; биологи — небиологи; делитанты — неделитанты и др.
Но! У существительных с иным значением (обозначающих не лиц) противопоставление передается раздельным написанием частицы «не» с существительным: тетрадь и не тетрадь, проза и не проза.
Также слитным будет написание, если слово начинается приставкой недо- (в значении недостатка), написание будет слитным: недосмотр (при наличии слова досмотр); недоделка (доделка); недоработка (доработка).
При употреблении существительного с частицей «не» + зависимое прилагательное или при употреблении притяжательного местоимения перед «не».
Порой одержимый непрофессионал выполняет работу лучше, чем разочаровавшийся эксперт.
Меня огорчает твоя нелюбовь.
Раздельное написание
«Не» с существительными пишется раздельно в случаях, когда предложение содержит противопоставление или оно предполагается: не учителя ему помогали, а он сам добился высоких оценок.
Если частица «не» является отрицанием, она имеет раздельное написание с существительными. Даже без наличия союза «а» понятно, что в предложении есть отрицание: у него сердце не камень (а мягкое, доброе); не танки проехали по этому полю (а прошли войска).
Отрицательная частица пишется с существительными в два слова, когда отрицание подчеркнуто логически, например, в вопросах.
Этом летом не обещают высоких температур, не правда ли?
Разве это не гений?
Но! Если отрицание логически не выделяется, «не» + существительное пишется слитно:
Разве это неправда? (Разве это ложь?).
Этот человек был вовсе неглуп, не правда ли? (= разумен).
Если частица «не» пишется с существительными раздельно в словосочетаниях:
- далеко не;
- отнюдь не;
- совсем не (= отнюдь не);
- еще не;
- вовсе не;
- больше не.
Пример: Он отнюдь не глупец. Этот ожидаемый итог, вовсе не случайность.
Урок по теме » Правописание НЕ с существительными».
Тема урока: Правописание НЕ с существительными.
Цели урока: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными; повторить написание НЕ с глаголами; воспитание нравственных качеств.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал для работы, С.И.Ожегов «Толковый словарь». М.:Оникс Мир и Образование, 2008
— Добрый день, дорогие ребята! Прежде чем приступить к работе, я хочу узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Выберите, пожалуйста, смайлики -настроения (улыбается– отличное настроение; безразличие – хорошее; грустит– без настроения) . Сегодня мы с вами отправимся в гости на лесную поляну к героям известного вам стихотворения Агнии Барто «Медвежонок-невежа». (Слайд 1). Инсценировка отрывка из стихотворения.
Был сынок у маменьки-
В маму был фигурою-
В медведицу бурую.
Совсем не признает!
Нашел он мед пчелиный-
И грязной лапой в мед!
Мешает он беседе.
Перебивать не следует
-Родители жалели, хвалили своего медвежонка, а он вырос избалованным.
Повторение и закрепление знаний
-А сейчас открываем тетради, пишем сегодняшнее число, классная работа, выписываем отрывок из стихотворения, раскрываем скобки, выполняем морфемный разбор глаголов.(Один человек работает у доски).
Вот он примчался к дому
И первый влез в берлогу-
(Не) уступил дорогу.
-Как пишется не с глаголом? (раздельно)
-Почему? (Не с глаголами пишется раздельно)
— Ребята нашего класса очень сочувствуют медведице.
-А сейчас обратите внимание на экран. Нужно выполнить синтаксический разбор предложения (работа на доске и в тетрадях).
Шестиклассники (не)навидят лентяев, нерях и невежд . (Слайд 2)
Шестиклассники ненавидят лентяев, нерях и невежд. (Повест., невоскл.,распр.,простое, осложнено однородными дополнениями) (Слайд 3)
— Ребята, как пишется НЕ с глаголом?(слитно)
-Почему? ( без Не не употребляется)
— Есть ли в записанном вами предложении еще слова с НЕ?(Да)
— Какой частью речи они являются? (Имя сущ.)
-Что называется именем существительным? (Проверка домашнего задания: защита проектной работы). (Слайд 4)
-Как будет называться тема нашего урока, если мы говорим о НЕ и существительных? (Правописание Не с существительными). (Слайд 5)
-Каковы цели нашего урока? (Слайд 6)
-познакомиться с правописанием НЕ с c уществительными;
-уметь находить слово с данной орфограммой;
-уметь определять условия выбора;
II. Работа по новой теме
— Запишем тему урока в тетрадь. Составляем опорный конспект в виде таблицы. Сегодня вам придется выступать в роли ученых-языковедов. Давайте вернемся к предложению и найдем существительные с НЕ. Что они обозначают? Обратимся к словарю. (Слайд 7)
Неряха- неаккуратный человек
Невежда-необразованный , мало знающий человек
-Употребляются ли они без НЕ?(нет)
-Когда Не с существительными пишется слитно?
-Не с существительными пишется слитно, если:
слово без НЕ не употребляется: Неряха, невежда, невежа. (Слайд 8)
-Чем является НЕ в этих словах?(частью корня)
— Мама-медведица в раздумье: кто же ее сынок? Невежа или невежда? Обратимся за советом к «Толковому словарю».
НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек. (Слайд 9)
— А в семье-то, ребята, медвежьей что делается, что делается!
Нелады в семье
Медвежьей –
А сынок
Растет невежей! (Слайд 10-11)
— Как можно иначе сказать, подберем синоним без НЕ.
Нелады – ссоры . (Пишем слитно, потому что можем заменить синонимом без НЕ – ссоры.)
— Записываем второй пункт опорного конспекта.
2) можно заменить синонимом без Не:
-Чем является НЕ в этих словах?(приставкой)
— Ребята, откройте с. 150 учебника, подумайте, как перестроить предложение, чтобы НЕ писалось раздельно. Что нужно добавить, чтобы НЕ стала отрицательной частицей?
Нелады в семье медвежьей.
Не лады в семье медвежьей, а ссоры. (Слайд 13).
-Чем является НЕ в этом предложении?(частицей)
-Как она пишется ?(раздельно)
— Записываем в опорный конспект.
-Не с существительными пишется раздельно, если:
3) есть противопоставление с союзом а :
Не лады, а ссоры (Слайд 14).
Не правда, а лож ь.
III. Закрепление изученного
— А теперь внимательно прочитаем еще раз опорный конспект. Запомним правило.
Вновь у нас физкультминутка
Наклонились ну-ка, ну-ка,
А теперь назад прогнулись.
— Давайте напомним Мишке, каких ребят мы не любим. Запишем слова: недотепа, недоучка, непоседа, недотрога . Объясните значение этих слов (Слайд 15).
Недотепа-неумный, неуклюжий во всем человек
Недотрога-обидчивый, не терпящий шуток по отношению человек
-Как пишутся эти существительные?(слитно)
-Почему?(без Не не употребляются)
— Вот интересно: о мальчиках или о девочках идет речь? ( Существительные общего рода .)
— Уважаемые Мишки, у нас есть пословицы, которые многому вас научат. Я читаю пословицу, вы поднимаете карточку, показываете мне, как следует писать НЕ с существительными, объясняете значение ее и подбираете похожую пословицу на башкирском языке ( Использование сигнальных карточек. Синие – слитно, красные – раздельно .) (Слайд 16)
1.Ум определяется не возрастом, а головой.(Если тебе много лет, это не значит, что ты очень умный. Может быть человек моложе, но умнее)
2.Неправдой не проживешь.(Всегда жить ложью невозможно)
3.Не место красит человека, а человек место.(Важны качества человека, а не его положение, должность)
4.Друзья в несчастье познаются.(Хорошими друзьями могут быть только те, которые придут к тебе на помощь в трудную минуту)
5.Не работа старит, а забота. (Человек не от работы стареет, а от заботы)
— Ой, ребята, видите: здесь, на полянке, приветливо кивают нам головками ромашки. Давайте сорвем только одну, а остальные осторожно обойдем, ведь растения тоже живые и их нужно беречь. ( Отрываем лепестки ромашки и выполняем упражнение 287 .) (Слайд 17)
— Заменить данные словосочетания существительными с приставкой НЕ, записать в тетрадь. (Слайд 18-19)
1. Отсутствие внимания – невнимание.
2. Отсутствие вежливости – невежливость
3.Недостаток организованности- неорганизованность
4. Отсутствие самостоятельности – несамостоятельность.
5. Отсутствие предусмотрительности — непредусмотрительность
6. Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков – неблагозвучие
7. Неудачное, несчастливое стечение обстоятельств- неудача, несчастье
IV. Самостоятельная работа
— Давайте прочитаем лесным жителям стихотворение Станислава Бондаренко. ( Читает выразительно подготовленный ученик. Текст у каждого ученика, работаем с печатной основой самостоятельно) (Слайд 20)
-Ребята, вам понравилось стихотворение?
-Чего в нем не хватало?
-Сейчас запишите слова с НЕ, вернув им прежний облик.
Побывал я однажды в стране.
Где исчезла частица не.
Посмотрел я кругом с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
А навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
(С. Бондаренко)
-Поработайте учителями, проверьте тетрадь у соседа по парте. ( Правильный вариант на экране .) (Слайд 21)
— Наше путешествие подошло к концу. Что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие правила поведения должны соблюдать сыночки и дочки, чтобы не быть похожими на Медвежонка-невежу?
-Оцените свою работу на уроке, как хорошо вы поняли материал (Слайд 22).
1. Я усвоил(а) орфограмму «Не с именами существительными».
2. Я умею находить слово с данной орфограммой.
3. Я отличаю случаи слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными.
Баллы:
Да-5 баллов
Частично-3 балла
Нет- 0 баллов .
Сумма баллов Оценка
VI. Домашнее задание: выучить опорный конспект, выполнить упражнение 291(1 уровень);выписать предложения из стихотворений Агнии Барто Не с существительными(2 уровень); придумать сказку про существительного с НЕ (3 уровень). (Слайд 23).
http://russkyaz.ru/slova/sushhestvitelnoe/ne-s-sushhestvitelnymi-pravilo-i-primery.html
http://infourok.ru/urok-po-teme-pravopisanie-ne-s-suschestvitelnimi-846467.html