Страдательные причастия. Примеры
Страдательные причастия называют признак предмета по действию, которое этот предмет испытывает со стороны. Эти слова образуются от переходных глаголов, которые управляют существительным в винительном падеже без предлога.
Чтобы выяснить, что такое страдательные причастия в русском языке, сначала вспомним, какие слова называются причастием.
- мурлычущая кошка;
- заржавевший замок;
- мучимый жаждой;
- потерянный ключ;
- растертый в порошок.
В соответствии с грамматической категорией залога различают страдательные и действительные причастия.
Страдательные причастия обозначают признак предмета, который испытывает действие со стороны, извне. Сам предмет не совершает действие.
Сравните:
- крестьянин, сеющий рожь — посеянная рожь крестьянином;
- видящий рассвет — рассвет, видимый нами;
- читающий книгу — книга, читаемая мной;
- покрывший скатертью стол — стол, покрытый скатертью.
Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов, которые могут управлять существительными в винительном падеже без предлога, например:
- нарисовать (что?) картину — нарисованная картина;
- побелить (что?) стену — побеленная стена;
- растереть (что?) порошок — растертый порошок;
- видеть (что?) огонь — видимый издали огонь костра.
От глаголов несовершенного вида образуем страдательные причастия как настоящего, так и прошедшего времени.
Образование страдательных причастий настоящего времени
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени глаголов первого спряжения с помощью суффикса -ем-, второго спряжения — с помощью суффикса -им-:
- узнавать — узнава-ют — узнава ем ый;
- слышать — слыш-ат — слыш им ый.
От нескольких глаголов причастия образуются с помощью суффикса -ом-, например:
- вести — ведут — вед ом ый;
- влечь — влекут — влек ом ый.
Некоторые переходные глаголы несовершенного вида не образуют страдательных причастий настоящего времени.
Отметим, что ряд непереходных глаголов образовали страдательные причастия настоящего времени:
- руководить — руководимый;
- предшествовать — предшествуемый;
- угрожать — угрожаемый;
- управлять — управляемый.
Безударный гласный в суффиксе страдательного причастия настоящего времени поможет написать такой алгоритм:
- разыгрывать — мы разыгрыва ем — разыгрыва е мый приз;
- неотъемлеть — мы неотъемл ем — неотъемл е мый признак;
- мучить — мы муч им — муч и мый жаждой путник;
- видеть — мы вид им — вид и мые на горизонте облака;
- зависеть — мы завис им — завис и мые от погоды.
Примеры
- колеблемый ветром куст,
- едва слышимые шорохи,
- издаваемый струной гитары звук,
- мучимый жарой,
- лелеемый родителями ребенок,
- неприемлемое для меня условие,
- движимый желанием,
- излучаемый аппаратом,
- устраиваемая вечеринка,
- значимые части слова,
- исследуемое положение,
- хорошо видимый,
- сжигаемая солнцем трава,
- зависимый от других,
- давно лелеемая мысль,
- изучаемый в школе предмет.
Видеоурок
Образование страдательных причастий прошедшего времени
Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -т- от основы неопределенной формы глагола, которую получим, если от инфинитива отбросим окончание -ть, -ти, например:
- прочита -ть — прочита нн ый;
- посея -ть — посея нн ый;
- построи -ть — постро енн ый;
- покры -ть — покры т ый;
- растере -ть — растёр т ый.
Суффикс -енн-/-ённ- присоединяется к основе глагола на согласный или на -и:
- принес -ти — принес енн ый;
- разреши -ть — разреш енн ый;
- покраси -ть — покраш енн ый.
В основе глагола перед суффиксом часто происходит чередование согласных:
- разбу д и-ть — разбу ж -енн-ый;
- заме т и-ть — заме ч -енн-ый;
- осве т и-ть — осве щ -ённ-ый.
В написании страдательного причастия прошедшего времени следует сохранять глагольный суффикс -а/-я:
- выдерж- а -ть — выдерж- а -нный;
- высме- я -ть — высме- я -нный.
Краткая форма страдательных причастий
Страдательные причастия имеют краткую форму, которая изменяется по родам и числам, как и у прилагательного, например:
разрешённый:
вымытый:
Краткие формы причастий обычно являются составным именным сказуемым в предложении.
Под зеленевшими дубами земля была усыпана тёмно-бурыми прошлогодними листьями (В. Вересаев).
Окна в нижнем этаже и в мезонине открыты , занавески подняты , колонны и веранда обвиты плющом (А. Толстой)
Тема урока: Образование страдательных причастий настоящего времени.
Конспект урока учителя русского языка и литературы МОУ «Школа-лицей № 1»
Черкес Ветание Бекировны.
Предмет: русский язык
Тема урока: Образование страдательных причастий настоящего времени.
Тип урока — урок усвоения новых знаний:
Цели: познакомить учащихся со способами образования страдательных причастий настоящего времени, с правописанием гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; способствовать развитию умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее; воспитывать уважительное отношение к людям.
Задачи: вспомнить способы образования глагола (основу настоящего времени и основу инфинитива); закрепить умение образовывать страдательных причастий настоящего времени, причастия; отработать навыки написания гласных перед суффиксами причастий; совершенствовать навык постановки знаков препинания при причастном обороте.
Планируемые результаты: Предментные: научиться определять способ образования страдательных причастий настоящего времени, уметь находить страдательные причастия прошедшего времени.
Метапредметные УУД: Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует в сотрудничестве с учителем необходимые действия, операции, действует по плану, используя наряду с основными и дополнительные средства; в ходе представления проекта учится давать оценку его результатам. Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Оборудование: учебник «Русский язык. 7класс» (Л. М. Рыбченковой, О.М.Александрова, О.В.Загоровкская, А.Г.Нарушевич О.Ф.Вакулова) — М.: «Просвещение»,2014 , раздаточный материал для учащихся, ПК; мультимедийный проектор; презентация к уроку.
I . Организационный этап.
II . Актуализация знаний. Тестовые задания ( 10 мин) (Приложение)
( Ответы: 1-1; 2- 3; 3-2; 4-3; 5-3; 6-2; 7-2; 8-3; 9-3; 10-2; 11-4; 12-3; 13-1;
III . Формулировка темы и постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся .
Слайд. Словосочетания глагол + сущ.в косвенном падеже . Прочтите их. Запишите словосочетания в столбик, определяя вид, переходность, спряжение ( переходные- глаголы, которые сочетаются с сущ. в В.п. без предлога
ОБРАЗЕЦ: встречают (кого?) гостя (перех., несов. в., I спр.)
Возводят ( что?) электростанцию ( перех. несов. 2 спр.) , видят ( что?) кирпич ( перех. несов.2 спр. ), наливают ( что?) бензин ( перех. несов. 1 спр.), решают (что?) задачу ( перех., несов. в. 1 спр.)
— Какие глаголы были вам даны? Назовите постоянные признаки глагола (вид, переходность, спряжение).
— От всех ли этих глаголов можно образовать страдательные причастия настоящего времени? Мы узнаем это после знакомства с новым материалом. Запишите тему урока. Сформулируйте цели урока ( познакомиться со способами образования страдательных причастий настоящего времени, с правописанием гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; уметь находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее.
IV . Первичное усвоение новых знаний.
Проанализируйте таблицу образования страдательных причастий & 14 стр. 50
— От основы какого времени и какого вида образуются страдательные причастия настоящего времени? (от основы настоящего времени, несов.вида)
— От каких глаголов образуются страдательные причастия наст. вр.: переход. или непереход.? ( от переходных гл.)
— При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени?
( — ом-, -ем, — от глаголов 1 спр., -им- от глаголов II спр. )
— Какие гласные нужно писать в суффиксах причастий, от чего они зависят?
( выбор гласной зависит от спряжения глагола ( -от глаголов 1 спр. — ом-, -ем) (от глаголов II спр. — -им- )
— Обратите внимание на слова прочитать, привести понять, умываться. Можно ли от таких глаголов образовать страдательные причастия настоящего времени? Если нет, то почему? ( прочитать, привести, понять – гл. сов.в., умываться – неперех. гл.)
. Многие глаголы не образуют страдательных причастий настоящего времени, например: кричать, жевать, крыть, есть, бить, петь.
Слайд. Составляем схему образования страдательных причастий настоящего времени. Запись в тетрадь:
Действительные и страдательные причастия
О чем эта статья:
Основные группы причастий
Для начала поймем, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.
Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.
Еще раз повторим самое важное: причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:
Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.
Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.
Основные группы причастий:
Страдательные причастия настоящего времени.
Страдательные причастия прошедшего времени.
Действительные причастия настоящего времени.
Действительные причастия прошедшего времени.
Рассмотрим пример действительных причастий:
Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.
Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.
Это все действительные причастия.
Рассмотрим пример страдательных причастий:
Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, сам подарок действие не выполняет.
Подарок, полученный именинников – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.
Это все страдательные причастия.
Еще один наглядный пример:
Ребенок обнял собаку.
Теперь есть ребенок, обнявший собаку (он сам совершал действие), и собака, обнятая ребенком (она испытывала на себе действие другого).
Обнявший — действительное причастие, обнятая — страдательное.
Суффиксы действительных и страдательных причастий
Чтобы разобраться в том, как различать страдательное и действительное причастие, смотрим на их суффиксы.
Все правила уже придумали за нас — осталось их запомнить и применять. В таблице мы привели суффиксы, с помощью которых можно образовать действительные и страдательные причастия.
http://infourok.ru/tema-uroka-obrazovanie-stradatelnih-prichastiy-nastoyaschego-vremeni-2486121.html
http://skysmart.ru/articles/russian/dejstvitelnye-i-stradatelnye-prichastiya