Образование страдательных причастий настоящего времени и их правописание

Страдательные причастия. Примеры

Страдательные при­ча­стия назы­ва­ют при­знак пред­ме­та по дей­ствию, кото­рое этот пред­мет испы­ты­ва­ет со сто­ро­ны. Эти сло­ва обра­зу­ют­ся от пере­ход­ных гла­го­лов, кото­рые управ­ля­ют суще­стви­тель­ным в вини­тель­ном паде­же без предлога.

Чтобы выяс­нить, что такое стра­да­тель­ные при­ча­стия в рус­ском язы­ке, сна­ча­ла вспом­ним, какие сло­ва назы­ва­ют­ся причастием.

  • мур­лы­чу­щая кошка;
  • заржа­вев­ший замок;
  • мучи­мый жаждой;
  • поте­рян­ный ключ;
  • рас­тер­тый в порошок.

В соот­вет­ствии с грам­ма­ти­че­ской кате­го­ри­ей зало­га раз­ли­ча­ют стра­да­тель­ные и дей­стви­тель­ные при­ча­стия.

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый испы­ты­ва­ет дей­ствие со сто­ро­ны, извне. Сам пред­мет не совер­ша­ет действие.

Сравните:

  • кре­стья­нин, сею­щий рожь — посе­ян­ная рожь крестьянином;
  • видя­щий рас­свет — рас­свет, види­мый нами;
  • чита­ю­щий кни­гу — кни­га, чита­е­мая мной;
  • покрыв­ший ска­тер­тью стол — стол, покры­тый скатертью.

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся толь­ко от пере­ход­ных гла­го­лов, кото­рые могут управ­лять суще­стви­тель­ны­ми в вини­тель­ном паде­же без пред­ло­га, например:

  • нари­со­вать (что?) кар­ти­ну — нари­со­ван­ная картина;
  • побе­лить (что?) сте­ну — побе­лен­ная стена;
  • рас­те­реть (что?) поро­шок — рас­тер­тый порошок;
  • видеть (что?) огонь — види­мый изда­ли огонь костра.

От гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ем стра­да­тель­ные при­ча­стия как насто­я­ще­го, так и про­шед­ше­го времени.

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния с помо­щью суф­фик­са -ем-, вто­ро­го спря­же­ния — с помо­щью суф­фик­са -им-:

  • узна­вать — узнава-ют — узна­ва ем ый;
  • слы­шать — слыш-ат — слыш им ый.

От несколь­ких гла­го­лов при­ча­стия обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -ом-, напри­мер:

  • вести — ведут — вед ом ый;
  • влечь — вле­кут — влек ом ый.

Некоторые пере­ход­ные гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида не обра­зу­ют стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го времени.

Отметим, что ряд непе­ре­ход­ных гла­го­лов обра­зо­ва­ли стра­да­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го времени:

  • руко­во­дить — руководимый;
  • пред­ше­ство­вать — предшествуемый;
  • угро­жать — угрожаемый;
  • управ­лять — управляемый.

Безударный глас­ный в суф­фик­се стра­да­тель­но­го при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни помо­жет напи­сать такой алгоритм:

  • разыг­ры­вать — мы разыг­ры­ва ем — разыг­ры­ва е мый приз;
  • неотъ­ем­леть — мы неотъ­емл ем — неотъ­емл е мый при­знак;
  • мучить — мы муч им — муч и мый жаж­дой путник;
  • видеть — мы вид им — вид и мые на гори­зон­те облака;
  • зави­сеть — мы завис им — завис и мые от погоды.

Примеры

  • колеб­ле­мый вет­ром куст,
  • едва слы­ши­мые шорохи,
  • изда­ва­е­мый стру­ной гита­ры звук,
  • мучи­мый жарой,
  • леле­е­мый роди­те­ля­ми ребенок,
  • непри­ем­ле­мое для меня условие,
  • дви­жи­мый желанием,
  • излу­ча­е­мый аппаратом,
  • устра­и­ва­е­мая вечеринка,
  • зна­чи­мые части слова,
  • иссле­ду­е­мое положение,
  • хоро­шо видимый,
  • сжи­га­е­мая солн­цем трава,
  • зави­си­мый от других,
  • дав­но леле­е­мая мысль,
  • изу­ча­е­мый в шко­ле предмет.

Видеоурок

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­сов -нн-, -енн-, -т- от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла, кото­рую полу­чим, если от инфи­ни­ти­ва отбро­сим окон­ча­ние -ть, -ти, напри­мер:

  • про­чи­та -ть — про­чи­та нн ый;
  • посея -ть — посея нн ый;
  • построи -ть — пост­ро енн ый;
  • пок­ры -ть — пок­ры т ый;
  • рас­те­ре -ть — рас­тёр т ый.

Суффикс -енн-/-ённ- при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве гла­го­ла на соглас­ный или на :

  • при­нес -ти — при­нес енн ый;
  • раз­ре­ши -ть — раз­реш енн ый;
  • покра­си -ть — покраш енн ый.

В осно­ве гла­го­ла перед суф­фик­сом часто про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние согласных:

  • раз­бу д и-ть — раз­бу ж -енн-ый;
  • заме т и-ть — заме ч -енн-ый;
  • осве т и-ть — осве щ -ённ-ый.

В напи­са­нии стра­да­тель­но­го при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни сле­ду­ет сохра­нять гла­голь­ный суф­фикс -а/-я:

  • выдерж- а -ть — выдерж- а -нный;
  • высме- я -ть — высме- я -нный.

Краткая форма страдательных причастий

Страдательные при­ча­стия име­ют крат­кую фор­му, кото­рая изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам, как и у при­ла­га­тель­но­го, например:

раз­ре­шён­ный:

вымы­тый:

Краткие фор­мы при­ча­стий обыч­но явля­ют­ся состав­ным имен­ным ска­зу­е­мым в предложении.

Под зеле­нев­ши­ми дуба­ми зем­ля была усы­па­на тёмно-бурыми про­шло­год­ни­ми листья­ми (В. Вересаев).

Окна в ниж­нем эта­же и в мезо­нине откры­ты , зана­вес­ки под­ня­ты , колон­ны и веран­да обви­ты плю­щом (А. Толстой)

Тема урока: Образование страдательных причастий настоящего времени.

Конспект урока учителя русского языка и литературы МОУ «Школа-лицей № 1»

Черкес Ветание Бекировны.

Предмет: русский язык

Тема урока: Образование страдательных причастий настоящего времени.

Тип урока — урок усвоения новых знаний:

Цели: познакомить учащихся со способами образования страдательных причастий настоящего времени, с правописанием гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; способствовать развитию умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее; воспитывать уважительное отношение к людям.

Задачи: вспомнить способы образования глагола (основу настоящего времени и основу инфинитива); закрепить умение образовывать страдательных причастий настоящего времени, причастия; отработать навыки написания гласных перед суффиксами причастий; совершенствовать навык постановки знаков препинания при причастном обороте.

Планируемые результаты: Предментные: научиться определять способ образования страдательных причастий настоящего времени, уметь находить страдательные причастия прошедшего времени.

Метапредметные УУД: Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует в сотрудничестве с учителем необходимые действия, операции, действует по плану, используя наряду с основными и дополнительные средства; в ходе представления проекта учится давать оценку его результатам. Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Оборудование: учебник «Русский язык. 7класс» (Л. М. Рыбченковой, О.М.Александрова, О.В.Загоровкская, А.Г.Нарушевич О.Ф.Вакулова) — М.: «Просвещение»,2014 , раздаточный материал для учащихся, ПК; мультимедийный проектор; презентация к уроку.

I . Организационный этап.

II . Актуализация знаний. Тестовые задания ( 10 мин) (Приложение)

( Ответы: 1-1; 2- 3; 3-2; 4-3; 5-3; 6-2; 7-2; 8-3; 9-3; 10-2; 11-4; 12-3; 13-1;

III . Формулировка темы и постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся .

Слайд. Словосочетания глагол + сущ.в косвенном падеже . Прочтите их. Запишите словосочетания в столбик, определяя вид, переходность, спряжение ( переходные- глаголы, которые сочетаются с сущ. в В.п. без предлога

ОБРАЗЕЦ: встречают (кого?) гостя (перех., несов. в., I спр.)

Возводят ( что?) электростанцию ( перех. несов. 2 спр.) , видят ( что?) кирпич ( перех. несов.2 спр. ), наливают ( что?) бензин ( перех. несов. 1 спр.), решают (что?) задачу ( перех., несов. в. 1 спр.)

Какие глаголы были вам даны? Назовите постоянные признаки глагола (вид, переходность, спряжение).

— От всех ли этих глаголов можно образовать страдательные причастия настоящего времени? Мы узнаем это после знакомства с новым материалом. Запишите тему урока. Сформулируйте цели урока ( познакомиться со способами образования страдательных причастий настоящего времени, с правописанием гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; уметь находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее.

IV . Первичное усвоение новых знаний.

Проанализируйте таблицу образования страдательных причастий & 14 стр. 50

— От основы какого времени и какого вида образуются страдательные причастия настоящего времени? (от основы настоящего времени, несов.вида)
— От каких глаголов образуются страдательные причастия наст. вр.: переход. или непереход.? ( от переходных гл.)

— При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени?
( — ом-, -ем, — от глаголов 1 спр., -им- от глаголов II спр. )
— Какие гласные нужно писать в суффиксах причастий, от чего они зависят?

( выбор гласной зависит от спряжения глагола ( -от глаголов 1 спр. — ом-, -ем) (от глаголов II спр. — -им- )
— Обратите внимание на слова прочитать, привести понять, умываться. Можно ли от таких глаголов образовать страдательные причастия настоящего времени? Если нет, то почему? ( прочитать, привести, понять – гл. сов.в., умываться – неперех. гл.)

. Многие глаголы не образуют страдательных причастий настоящего времени, например: кричать, жевать, крыть, есть, бить, петь.

Слайд. Составляем схему образования страдательных причастий настоящего времени. Запись в тетрадь:

Действительные и страдательные причастия

О чем эта статья:

Основные группы причастий

Для начала поймем, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.

Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.

Еще раз повторим самое важное: причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:

Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.

Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.

Основные группы причастий:

Страдательные причастия настоящего времени.

Страдательные причастия прошедшего времени.

Действительные причастия настоящего времени.

Действительные причастия прошедшего времени.

Рассмотрим пример действительных причастий:

Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.

Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.

Это все действительные причастия.

Рассмотрим пример страдательных причастий:

Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, сам подарок действие не выполняет.

Подарок, полученный именинников – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.

Это все страдательные причастия.

Еще один наглядный пример:

Ребенок обнял собаку.

Теперь есть ребенок, обнявший собаку (он сам совершал действие), и собака, обнятая ребенком (она испытывала на себе действие другого).

Обнявший — действительное причастие, обнятая — страдательное.

Суффиксы действительных и страдательных причастий

Чтобы разобраться в том, как различать страдательное и действительное причастие, смотрим на их суффиксы.

Все правила уже придумали за нас — осталось их запомнить и применять. В таблице мы привели суффиксы, с помощью которых можно образовать действительные и страдательные причастия.


источники:

http://infourok.ru/tema-uroka-obrazovanie-stradatelnih-prichastiy-nastoyaschego-vremeni-2486121.html

http://skysmart.ru/articles/russian/dejstvitelnye-i-stradatelnye-prichastiya