Образцы прямой речи правописание

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Чужая речь и способы ее передачи

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог .

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:

«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:

Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:

«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:

«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили» .

Рассмотрите схемы этих предложений.

2. Предложения с косвенной речью

Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например: Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте . В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос ( верить ЧЕМУ? ), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.

Батюшка не хотел верить,

что я мог быть замешан в гнусном бунте.

Главная частьПридаточная часть

Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.

Предложение с прямой речью.

Диктор сообщил : « Завтра ожидается похолодание! »

Предложение с косвенной речью.

Диктор сообщил , что завтра ожидается похолодание .

Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:

Я спросил, когда отправляется поезд .

В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:

Капитан приказал, чтобы подняли флаг .

В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:

Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя .

Цель высказывания в косвенной речи

Способ присоединения косвенной речи

Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ


3. Предложения с несобственно-прямой речью

Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:

  • Друзья побывали в театре и в один голос заявили : «Очень уж понравился нам этот спектакль!»
  • Друзья побывали в театре и в один голос заявили , что им очень понравился этот спектакль.
  • Друзья побывали в театре. Очень уж понравился им этот спектакль !

В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.

Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.

Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.

Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

4. Диалог

Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.

Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок .

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

Образцы прямой речи правописание

Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А всё-таки это совершенно против правил» (Лермонтов).

Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?» (Лермонтов).

Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!» (Лермонтов).

«А что Казбич?» — спросил я нетерпеливо у штабс-капитана (Лермонтов). или:
— А что Казбич? — спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

«Как это скучно!» — воскликнул я невольно (Лермонтов). или:
— Как это скучно! — воскликнул я невольно.

«Умерла…» — эхом откликнулась Аксинья (Шолохов). или:
— Умерла. — эхом откликнулась Аксинья.

«Вон окружной атаман», — шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория (Шолохов). или:
— Вон окружной атаман, — шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них тире;

после слов автора — точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая — если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце её, например:

— Не хотите ли подбавить рому? — сказал я моему собеседнику. — У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно (Лермонтов).

— Ну, полно, полно! — сказал Печорин, обняв его дружески. — Неужели я не тот же? (Лермонтов).

— Выслушайте меня. — сказала Надя, — когда-нибудь до конца (Чехов).

— Меня зовут Фомой, — отвечал он, — а по прозвищу Бирюк (Тургенев).

— Дождь пойдёт, — возразил Калиныч, — утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет (Тургенев).

Примечание 1. Если в словах автора заключаются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире , например:

— Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь? (М. Горький).

Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

Как правильно оформлять предложения с прямой речью в русском языке

Понятие о прямой речи и словах автора

Прямая речь — это дословное воспроизведение высказывания, введенное в авторскую речь. Состоит из реплики и слов автора.

Одну и ту же мысль можно передать с помощью прямой и косвенной речи.

Учительница попросила учеников: «Откройте тетради и возьмите ручки».

Учительница попросила учеников, чтобы они открыли тетради и взяли ручки.

Косвенная и прямая речь отличаются следующими характеристиками:

  1. В прямой — реплика вводится дословно, в косвенной — передается смысл высказывания, но конкретные слова могут видоизменяться.
  2. В оформлении косвенной — используется один из типов придаточного предложения. Прямая — связана с авторскими словами только по смыслу и интонации.
  3. Прямая — сохраняет стилистические особенности реплики. Она может включать междометия, диалектизмы, жаргонизмы, повторы.

Слова автора — речевая конструкция, функцией которой является введение реплики.

Часто содержат глаголы, с помощью которых может обозначаться:

  1. Способ подачи и характер высказывания. Примеры: закричал, подумал, проговорил, переспросил, продолжил.
  2. Цель реплики: приказал, пояснил, подтвердил, опроверг.
  3. Невербальные характеристики, сопутствующие высказыванию. Примеры: вздохнул, кивнул, вскочил.
  4. Внутреннее состояние автора реплики: возмутился, расстроился, обрадовался, ужаснулся, удивился.

Примеры (слова автора выделены):

  1. «Это самая интересная история, которую я когда-либо слышал», — прервал меня собеседник на середине рассказа.
  2. Поясню: «Со мной не пройдет такое обращение».
  3. «У меня так мало времени, — вздохнул он. — Если только совсем ненадолго».
  4. Дедушка обрадовался: «Как хорошо, что вы догадались это сделать».

Как оформить на письме предложения с прямой речью

Оформление зависит от того, на каком месте расположена реплика относительно авторских слов.

Прямая речь стоит после слов автора

Если высказывание находится после авторских слов, то перед ним ставится двоеточие. Начало реплики следует писать с прописной (заглавной) буквы. Выделение высказывания осуществляется с помощью кавычек, при этом знаки вопроса и восклицания ставятся внутри, точка — после кавычек.

  1. Наконец отец задумчиво сказал: «Никогда так больше не делай».
  2. Сестра с восторгом воскликнула: «И это еще только начало!»
  3. Собеседник нахмурил брови: «Зачем ты мне это говоришь?»

Прямая речь стоит внутри слов автора

Если высказывание размещено внутри авторских слов, то перед ним ставится двоеточие, после него — в зависимости от контекста:

  1. Бабушка помолчала несколько секунд, а затем промолвила: «Ну, как знаешь», вздохнула и ушла на кухню.
  2. Сослуживец совсем расстроился после моего отказа: «И вы не можете мне помочь…» — отвернулся и заплакал.
  3. Когда мама мне говорила: «Не гуляй допоздна», — «Да, не буду», — отвечал я обычно, но каждый раз задерживался.

Слова автора внутри прямой речи

Если высказывание разорвано словами автора, то вся прямая речь выделяется в кавычки. Обособление авторской части происходит с обеих сторон с помощью знаков тире.

Например: «Сергей не должен был так поступать, — печально сказала Светлана. — Это несправедливо по отношению ко всем нам».

Если на месте разрыва высказывания должен стоять вопросительный или восклицательный знак, то они сохраняются.

  1. «Это изумительная постановка! — с восторгом проговорила соседка. — Я советую и вам на нее сходить».
  2. «Вы еще не видели премьеру новой оперы? — удивилась она. — Я думала, что уже весь город ее посмотрел».

Продолжение высказывания пишется с прописной буквы, если представляет собой отдельное предложение. В случае, если одно предложение разрывается словами автора, то его следует продолжать писать со строчной буквы.

  1. «Вы допустили много ошибок в последней проверочной работе, — проговорила учительница. — Вам придется ее переписывать».
  2. «Я вынуждена сказать вам, — проговорила учительница, — что вы допустили много ошибок в работе».

Для того чтобы понять, с прописной или заглавной буквы писать реплику после слов автора, необходимо мысленно выделить высказывание и попробовать определить, является ли оно одним предложением.

Прямая речь стоит перед словами автора

Высказывание, расположенное перед авторскими словами, выделяется кавычками и обособляется знаком тире. Если реплика заканчивается восклицательным или вопросительным знаком, то они сохраняются. Точка в конце высказывания меняется на запятую. Слова автора пишутся со строчной буквы.

  1. «Откуда ты знаешь этого человека?» — удивленно спросила мать.
  2. «Я не мог предвидеть такие последствия наших преобразований!» — в отчаянии воскликнул инженер.
  3. «Все уже давно заснули», — подумал Костя, осторожно открывая дверь ключом.

Примеры предложений с оформлением прямой речи

Высказывание выделяется кавычками, если в тексте оно идет построчно, а не начинается с нового абзаца.

Он вдруг успокоился, и мысли его прояснели. «Все это ерунда, — подумал он с надеждой, — и нечего было так бояться! Просто я немного нездоров!» (по Ф.М. Достоевскому)

Если реплика начинается с нового абзаца, то перед ней ставится тире. В кавычки при этом высказывание не берется.

Обернувшись, я увидел слугу, подошедшего, как и всегда, беззвучно в своих мягких лаптях.

— Что тебе, Ярмола? — спросил я. (по А. И. Куприну)

При написании следует учитывать, что в репликах используется знак тире «—», а не дефис «-».

В кавычки всегда выделяется внутренняя речь, размышления, невысказанные вслух мысли.

Полная тяжелыми мыслями голова склонилась к книге, он положил под лицо руки, чтобы было мягче, и подумал:

«Я нечестен с людьми. Я обманным путем получаю жалование и служу вредному делу». (по А.П. Чехову)

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

В русском языке для отделения реплики от слов автора используются в зависимости от контекста двоеточие и тире. Само высказывание выделяется кавычками.

Если прямая речь оформлена в виде диалога, то кавычки не используются.

Когда к нему подошли, Миша нахмурился:

— Что вам нужно? — воскликнул так, словно был чем-то недоволен.

— Мы хотим помочь тебе, — ответили ему одноклассники.

— Мне не нужна ваша помощь! — раздраженно прокричал он.

Для того чтобы понять, какой знак препинания следует использовать, необходимо определить положение в прямой речи высказывания относительно слов автора.

Правила использования знаков препинания в прямой речи:

  1. Высказывание после слов автора отделяется двоеточием.
  2. Реплика перед ними отделяется знаком тире.
  3. Прямая речь внутри слов автора с одной стороны выделяется двоеточием, с другой — в зависимости от контекста запятой, тире, или запятой с тире.

Наибольшие сложности вызывает выбор знаков препинания в случае наличия прямой речи внутри слов автора. Для того, чтобы правильно выбрать необходимую пунктуацию, нужно мысленно выбросить реплику и перечитать оставшееся предложение.

Кассир переспросил: «Вам две порции?», пробил чек и дал сдачу.

Если убрать высказывание, получится предложение:

Кассир переспросил, пробил чек и дал сдачу. Запятая в данном предложении ставится, поэтому и в прямой речи она остается.

Кассир переспросил: «Вам две порции?» — и пробил чек.

Без реплики предложение звучит так:

Кассир переспросил и пробил чек.

В данном предложении запятая не ставится, поэтому в прямой речи используется тире, а не запятая.

Если в конце реплики стоит восклицательный или вопросительный знак, а также многоточие, то после них всегда ставится тире.

  1. Она быстро взглянула на меня: «Неужели вы могли так поступить?» — глаза ее наполнились слезами.
  2. Прокричав: «Вы поступили низко!» — она быстро вышла.
  3. Промолвив: «Я не стою ваших слез…» — он опустил голову.

Другие правила использования прямой речи

В некоторых случаях прямая речь не выделяется кавычками:

  1. Когда не ясно, кто именно произносит речь. Пример: Про него все говорили: такой найдет выход из любой ситуации.
  2. Если приводится общеизвестная фраза, пословица, поговорка. Пример: Недаром в народе молвят: нет худа без добра.
  3. Если прямая речь неотличима от косвенной. Пример: Вдруг я задумался: какое это имеет значение?
  4. Если в предложении используется слово «говорит» в качестве вводного. Пример: Приду, говорит, и всем покажу, где раки зимуют.
  5. Когда в средствах массовой информации в предложении указывается, кто является автором предоставляемых сведений. Пример: Исход матча непредсказуем, отмечает наш корреспондент.
  6. Если высказывание передается приблизительно. Пример: Реализация программы реконструкции, подчеркнул глава района, требует дополнительных денежных вливаний.

Особые случаи использования прямой речи:

  1. Кавычками выделяются на письме передаваемые звуки. Пример: «Ау, люди!» — раздался раскат эхо.
  2. При письменной фиксации телефонного разговора обычно используют пунктуацию, характерную для диалога — тире между репликами.
  3. Реплики разных лиц внутри слов автора выделяются кавычками и отделяются друг от друга тире. Пример: Когда к нему подходила младшая сестра и просила: «Поиграй со мной, пожалуйста», — «Мне некогда», — обычно отвечал он.


источники:

http://therules.ru/direct-speech/

http://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/5/kak-pravilno-oformlyat-predlozheniya-s-pryamoj-rechyu-v-russkom-yazyke