Образуйте слова с суффиксами ек ик просклоняйте их графически объясните правописание суффиксов

Образуйте слова с суффиксами ек ик просклоняйте их графически объясните правописание (подчеркните суффикс, укажите подеж). Ангелок, арбуз, василек, вечерок, гвоздь, год, горох, дом, ёж, зонт, кирпич, огурец, орех, платок, поясок, стол, шалаш, щенок, ящик.

Из данных слов образованы существительные с суффиксом –ек:

щенок — щеночек, висок — височек, орех – орешек

огурец — огурчик, кирпич — кирпичик, год — годик

Примеры слов с суффиксами -к-, -ек-, -ик-, -ок-

Суффиксы -к-, -ек-, -ик-, -ок- встре­ча­ют­ся в мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных с уменьшительно-ласкательным значением.

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих суще­стви­тель­ных нет суф­фик­са -к- , напри­мер, не будем его искать в непро­из­вод­ных словах:

  • банк а
  • почк а
  • марк а
  • тарелк а
  • вилк а
  • ложк а
  • шапк а
  • маск а
  • кружк а
  • куртк а.

Примеры слов с суффиксом -к-

Суффикс -к- име­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние и обра­зу­ет от суще­стви­тель­ных новые сло­ва с этим оттен­ком зна­че­ния, например:

  • бере­за — берёз к а;
  • печь — печ к а;
  • шап­ка — шапоч к а;
  • под­ко­ва — под­ков к а;
  • мар­ка — мароч к а;
  • курт­ка — кур­точ к а.

С помо­щью суф­фик­са -к- от гла­го­лов обра­зо­ва­ны суще­стви­тель­ные со зна­че­ни­ем про­цес­са или резуль­та­та дей­ствия, напри­мер:

  • поез­дить — поезд к а;
  • зана­ве­сить — зана­вес к а;
  • побе­лить — побел к а;
  • про­по­лоть — про­пол к а;
  • покра­сить — покрас к а;
  • заго­ро­дить — заго­род к а .

Примеры слов с суффиксом -ек-

Суффикс -ек- ана­ло­гич­но обра­зу­ет суще­стви­тель­ные с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем. Встречается он после шипя­щих в словах :

  • бараш ек
  • венич ек
  • ларёч ек
  • боти­ноч ек
  • ореш ек
  • кар­маш ек
  • пла­точ ек
  • чело­веч ек
  • лепе­сточ ек
  • мешоч ек
  • горош ек

В этом без­удар­ном суф­фик­се пишет­ся бук­ва «е», если в нем выпа­да­ет глас­ная при обра­зо­ва­нии фор­мы роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла существительного:

бара́ш е к — нет бара́ш к а.

Примеры слов с суффиксом -ик-

Напротив, в суще­стви­тель­ном муж­ско­го рода пишет­ся суф­фикс -ик- , если в нем не про­ис­хо­дит исчез­но­ве­ния глас­ной в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, например:

  • но́л и к — нет но́л и ка;
  • кре́ст и к — нет кре́ст и ка;
  • ба́нт и к — нет ба́нт и ка.

Приведем при­ме­ры слов, име­ю­щих суф­фикс -ик- в мор­фем­ном составе:

  • лист ик
  • холм ик
  • стол ик
  • куб ик
  • мост ик
  • дожд ик
  • хвост ик
  • каран­даш ик
  • луч ик
  • двор ик
  • сад ик
  • нос ик
  • шалаш ик
  • прут ик
  • рубл ик
  • дом ик
  • столб ик
  • ковр ик
  • ковш ик
  • час ик и.

Примеры слов с суффиксом -ок-

В мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих соглас­ных «ж», «ч», «ш», «щ» пишет­ся суф­фикс -ок- :

  • пры ж ок
  • гре­бе ш ок
  • зра ч ок
  • бор щ ок

При обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью суф­фик­са -ок- в корне про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных, напри­мер:

  • дру г — дру ж ок ;
  • кру г — кру ж ок ;
  • сне г — сне ж ок ;
  • сапо г — сапо ж ок ;
  • балы к — балы ч ок ;
  • каб­лу к — каб­лу ч ок ;
  • пу х — пу ш ок ;
  • оча г — оча ж ок ;
  • сто г — сто ж ок ;
  • сун­ду к — сун­ду ч ок ;
  • род­ни к — род­ни ч ок ;
  • баш­ма к — баш­ма ч ок ;
  • жу к — жуч ок ;
  • бар­сук — бар­суч ок ;
  • вол к — вол ч ок

«Правописание суффиксов -ек- и –ик

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

САХАРЫ БЫНÆТТОН ХИУЫНАФФÆЙАДЫ АДМИНИСТРАЦИ

РУХСАДЫ УПРАВЛЕНИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

362003, РСО – АЛАНИЯ, г. ВЛАДИКАВКАЗ, УЛ. ТОГОЕВА, 48, ТЕЛ.: 55 – 27 – 82

от _______________ № _______________

Технологическая карта урока «Правописание суффиксов -ек- и –ик»

во 2 классе по учебному предмету «Русский язык» по УМК «Начальная школа XXI века»

«Начальная школа 21 века», Иванов С.В.

«Правописание суффиксов -ек- и –ик».

урок открытия новых знаний

формировать у обучающихся умение писать суффиксы -ек-, -ик

продолжить работу над правописанием гласных в суффиксах-ек,-ик;

-способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

-способствовать формированию умения работать в паре, в группе;

-воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Основное содержание темы, термины и понятия

форма слова, суффикс

Знать правило написания суффиксов –ек, -ик; уметь находить способ проверки суффиксов – ек -, — ик -;

Уметь находить суффиксы в словах, образовывать слова с

помощью этих суффиксов; учить делать выводы и

Уметь определять и

формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в

действие после его завершения на основе его оценки и учѐта

Способность к самооценке на

успешности учебной деятельности.

обобщения при изучении новой темы;

характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую:

составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Название этапа урока

Цель этапа урока

Результат (формируемые УУД)

Мотивация к учебной

деятельности. (Организацион ный момент)

Создать благоприят ный

настрой на работу

Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте друг

другу удачи. В добрый путь за знаниями!

актуализацию требований к ученику со

Дети желают друг другу удачи.

самоопределение Регулятивные: целеполагание.

сотрудничества с учителем и

чистописания (актуализация знаний).

Воспроизв едение знаний правописа ния

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

-Пропишите сочетания: онок, енок. Что вы знаете о них?

— Это суффиксы, имеют уменьшительно- ласкательное значение

Организует работу по прописывани ю сочетаний, обсуждение

Индивидуал ьная работа в тетрадях, прописыван ие

Индив идуаль ная,ко ллекти вная

каллиграфическо го письма и

орфографическо й зоркости

Определен ие границ знания и незнания

Прежде чем мы с вами определим тему нашего урока, давайте вспомним, что такое суффикс. Перед вами карточки с высказываниями. Поработайте в парах и отметьте верные высказывания.

Найди верное утверждение :

Суффикс – это маленькое слово Суффикс – это часть слова

Суффикс служит для образования новых слов

Суффикс служит для связи слов в предложении.

Суффикс стоит после корня Суффикс стоит перед корнем Суффикс не имеет значение Суффикс имеет значение

Суффиксы – евн, — евич, -овн, — ович, -ич, -ичн образуют отчества

Суффиксы – евн, — евич, -овн, — ович, -ич, -ичн образуют фамилии.

Суффикс ѐнок пишется после твердых согласных и [ч’].

Суффикс ѐнок пишется после мягких согласных, кроме [ч’].

Организует работу по

обсуждению в паре

Слушают, читают задания,

представляю т результат, определяют цель и

деятельност и через понимание задание.

результаты, оценивают полученные результаты, соотнося их с целью.

искать и выделять

— Значит, с какой частью слова мы сегодня будем работать? (Суффиксом)

-Правильно. Послушайте небольшую сказку.

Жили — были два брата суффикса. Братьев этих все ребята постоянно путали, где должен был быть один — писали другой и наоборот. Братья было очень обидно, но что делать они не знали.

Однажды один из них гулял по книжным полкам и нашел шапку- невидимку. Иногда он прятал ее за спиной, а иногда надевал на свою гласную букву. Раз — и не видно букву, только была — и сразу нет. Когда ребята узнали об этом, они сразу перестали путать этих братьев. А вы догадались как их звали и кто из них нашел шапку — невидимку?

— Теперь не составит труда назвать тему нашего урока

Чем же мы будем заниматься?

Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Знаем ли мы, как они пишутся?

можем узнать об этом?

суффиксов – ек, -ик.

знакомимся с новыми

Научиться писать слова с

Познакомит ься с

правилом, используя которое

определение детьми уровня

Уметь проводить сравнение по заданным

критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в

устной форме (Коммуникативн ые УУД).

Уметь определять и

формулировать цель на уроке с помощью

учителя (Регулят ивные УУД).

Организов ать работу над

совершенс твованием знания правила.

умение объяснять написание суффиксов

Работа в паре. На листочках.

1 ряд: дожд[и]к, комоч[и]к, корабл[и]к, винт[ик]

2 ряд: сыноч[и]к, годоч[и]к, гвозд[и]к, топор[и]к

3 ряд: плащ[и]к, дубоч[и]к, букет[и]к, кружоч[и]к

-Сможем выполнить упражнение?

-Что для этого нужно?

Прочтите задание. Замените звуковую запись

буквенной (по рядам)

Повторяют алгоритм правописани

я гласных в суффиксах. (по

действовать по алгоритму, правилу.

орфографическо й зоркости, логики;

умения работать в паре

Дифференцир ованная работа по группам.

Использов ание нового знания, правила,

деятельнос ти с ранее в условиях решения задач и выполнени я

1 группа — задание для слабоуспевающих детей (задание выполняется комментировано под руководством учителя): р.т. с. 72, упр. 1 (по цепочке) листик, лужочек, мешочек, внучек, и т.д.

2 группа — с. 126, упр.3. выписать четыре группы родственных слов. Час-

Проверка выполнения задания.

1 группа комментиру ет выбор написания

суффикса, 2 группа работает

Уметь оформлять свои мысли в устной форме,

понимать речь других

(Коммуникативны е УУД).

планировать своѐ действие в

соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои

мысли в устной форме

(Коммуник ативные УУД).

Зафиксировать новое содержание урока;

— организовать рефлексию и самооценку учениками

собственной учебной деятельности

Какова была тема урока? А проблема?

Что нового вы сегодня узнали?

Для чего мы учимся

Предлагаю закончить любое из понравивши хся предложени й:

На этом уроке я

Мне было сложно,

Давайт е оцени м

умение писать суффи ксы – ик –,– ек –

Уметь оценивать правильность выполнения

действия на уровне

самооценке на основе критерия успешности

деятельности (Личностные УУД).

Уметь оформлять свои

мысли в устной форме

(Коммуник ативыые УУД).

Зафиксировать новое содержание урока;

— организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Какова была тема урока? А проблема?

Что нового вы сегодня узнали?

Для чего мы учимся

Предлагаю закончить любое из поправивши хся предложени и:

Мне б сложно, когда.

Давайт е оцени м

умение писать суффи

Уметь оценивать правильность выполнения

действия на уровне

Способность к самооценке на

основе критерия успешности

Домашнее задание: р.т. с. 72, упр. 2,3

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 320 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 742 человека из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 320 человек из 66 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Название города в разных стилевых лексических единицах. Для урока русского языка (стили речи)

Презентация на тему «Дополнение»

Тире между подлежащим и сказуемым

Презентация к уроку русского языка по теме «Главные и второстепенные члены предложения» 3 класс»

Конспект урока «Главные и второстепенные члены предложения» (3 класс)

Презентация на тему: «Имя прилагательное» 5 класс

Презентация на тему : «Происхождение знаков препинания в русском языке»

Презентация по теме: «Словарный диктант»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5240909 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни

Время чтения: 1 минута

Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/suffiks/primeryi-slov-s-suffiksami-k-ek-ik-ok.html

http://infourok.ru/pravopisanie-suffiksov-ek-i-ik-5416593.html