Общее представление о правописании частей слова

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Раздел. Правописание частей слова.

Тема.В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Определять, что такое приставка, корень, суффикс, окончание основа, находить в разных частях слова орфограммы.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Корень, приставка, суффикс, окончание, основа, орфограмма, безударная гласная, парная звонкая и глухая согласная.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • как определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
  • определять в частях слова орфограммы;
  • приводить примеры слов с разными орфограммами.

Рассмотрим рисунки. Прочитаем подписи. Чем они отличаются друг от друга?

Как видно, рисунки изображают слова: пришёл, дарить, маленький, в норе. В этих словах безударный гласный, который надо проверять, находится в разных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании.

Рассмотрим другие рисунки. Прочитаем подписи. Чем они отличаются друг от друга?

Как видно рисунки изображают слова: сгореть, дуб, пирожок, нет грибов. В этих словах парный согласный, который надо проверять, находится в разных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании.

  • как определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
  • определять в частях слова орфограммы;
  • приводить примеры слов с разными орфограммами.

Рассмотрим таблицу. Определим на основе таблицы опознавательные признаки орфограммы (ошибкоопасные места).

Презентация » Урок русского языка по теме » Общее представление о правописании частей слова» 3класс
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Презентация урока русского языка по теме » Общее представление о правописании частей слова» УМК » Школа России»3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Русский язык « Школа России» 3 класс Учитель МБОУ СОШ №12 Коротуненко Т.А. г . Красногорск

Тема урока: Общее представление о правописании ч астей слова

Словарная работа Четвёртый день недели ч е твер г

Могут ли орфограммы быть в любой части слова? Упр.192

Заморозок -лёгкий утренний мороз осенью или весной

В приставках: п р и шёл н а дышал п о сыпал з а хрустел

В корне: з а м о р о з ок х ол о д ом з е рн истым н о г ами

В суффиксе: Зам о р о з о к п о сып а л

В окончании: х олод о м с текл а з ернист ым крыш и

Буква, обозначающая безударный гласный звук, может быть в любой значимой части слова: в приставке, корне, суффиксе, окончании.

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова В приставке/суффиксе: Вспоминаем, как пишется приставка или суффикс Проверяем по словарю В корне: Подбираем проверочное слово Проверяем по словарю

Вставьте пропущенную букву, разделите слова на группы Л… нивый , п… купка , ни…кий, л…сник, б… ксёр , тр … ва , м…лоток, о пу …ка, з… мовье , ог … нёк , м… сты , д… ма , морко …ка, тетра…ка.

Выпишите слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением » . Гриб, грибок, вода, водичка, рука, земля, четверг, садовый, речка, трясёт, висит, огурец, стена, окно, полёт, листок, держать, солить, восток.

Работа в парах Разберите слова по составу, объясните правописание орфограмм.

Сегодня на уроке: понял узнал Я научился

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме «Общие сведения о глаголах».

Урок русского языка в 1 классе по новым ФГОС НОО.

Данная разработка урока русского языка во 2 классе по теме «Части речи» (урок открытия новых знаний) и презентация к данному уроку может быть применена к любому УМК по русскому языку при изучении данн.

Учебно — методический комплект по русскому языку на тему: «Общее представление о тексте» 1 класс (конспект + презентация).

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: «Общее представление о тексте и предложении» 1 класс.

Тип урока: вводный.Цель: помочь учащимся целостно представить в каждом средстве языка главные структурные части и выделить те, с помощью которых конкретизируется значение в слове, словосочет.

Презентация к проекту урока русского языка по теме Общее понятие об имени существительном.

План -конспект урока по русскому языку » Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова»

Тема урока: Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: — способствовать развитию умения находить орфограммы в разных частях слова;

— объяснять значение орфограмм.

Задачи : — познакомиться с орфограммами в разных частях слова;

— провести самостоятельную работу с проверкой по эталону;

— провести первичное закрепление знаний о орфограммах в разных частях слова.

а) осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека;

б) научиться писать без ошибок;

в) применять орфографические правила.

а) мотивация учебной деятельности;

б) развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

в) формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.

— формировать и удерживать учебную задачу;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации.

— применять правила и пользоваться инструкциями;

— ставить, формулировать и решать проблемы;

— передавать информацию устным и письменным способом;

— обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

— адекватно оценивать собственное поведение.

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Образовательные ресурсы: учебник, карточки, презентация.

-Добрый день и добрый час,
Мы начнём урок сейчас.
Тихо дети сели,
Тишине открыли двери,
На уроке пусть сидит,
Будет шумно – улетит.

-Открыли тетради записали число и классная работа.

II . Определение темы и целей урока.

-А чтобы определить тему нашего урока, вам нужно отгадать загадки и помочь паровозику собрать свои вагоны в правильной последовательности:

( После отгадки каждый ученик выходит и ставит вагон в нужное место).

Я у слов и у цветов

Я у дуба, я у зуба,

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (корень)

В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется. (приставка)

После корня он стоит,

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Называю домиком (суффикс).

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое (окончание).

И останется … (основа).

-Посмотрите, что же у нас получилось ! (Состав слова)

-А кто мне может сказать правильный разбор слова?

-А как мы можем еще назвать эти отгадки?( значимые части слова).

-А мы знаем как пишутся эти части слова?

— Так какая же тема урока сегодня у нас?

-А какую цель мы поставим на урок? Задачи?

— Сегодня на уроке нам предстоит в этом разобраться!

III . Работа по теме урока.

1.Определение орфограмм в частях слова.

-Давайте еще раз назовем, из чего может состоять слово? (приставка, корень, суффикс, окончание, основа).

-Давайте посмотрим на слайд?

-В какой части слова орфограмма? Можно проверить?

-Нельзя проверить только в словарных словах, нужно запомнить!

-Перед вами лежит карта, давайте ее заполним!

— В какой части слова орфограмма? Можно проверить?

-Вывод! Нет! Нужно запомнить!

— В какой части слова орфограмма? Можно проверить?

-Вывод! Нужно запомнить?

Слайд с приставками и слова исключения!

-В какой части слова орфограмма? Можно проверить?

-Нет! Нужно запомнить! Будем изучать позже, а пока мы не знаем, мы запоминаем!

-Итак, смотрим наши интеллект- карты и что у нас получилось?

-Как звучит правильно тема нашего урока? И как же будет звучать цель нашего урока? (научиться правильно писать части слова).

(Правописание гласных и согласных в значимых частях слова)

-Что мы можем проверить? Что должны запомнить?

— Эта карта будет помощницей на уроке!

2. Работа в парах

— А сейчас мы поработаем в парах, кто же напомнит, как правильно работать в парах?

Игра «Собери слово»

Перед вами лежат карточки, вы должны собрать слово и определить в какой части слова у вас орфограмма и если возможно подобрать проверочное слово.

Маленький, позолота, пришёл, дарить, ложка, черный, запел, грустить.

-Вывод! Уч.стр.103 правило!

3.Работа в группах.

-Для выполнения следующей работы вам нужно объединиться группами и выполнить работу на карточках .(рассаживаются группами).

-А сейчас послушайте инструкцию предстоящей работы. На выполнение задания вам даётся 5 минут. Вам нужно определиться: кто командир, кто ответственный за временем выполнения работы, секретарь — пишет задание, кто будет отвечать в группе. Внимательно прочитайте задание и только тогда приступайте к его выполнению. Подумайте, как его будете объяснять ребятам в классе. Какая группа выполнит задание, организатор показывает сигнал — поднять руку.

Вставь пропущенные буквы и определи орфограмму.

-В какой части слова орфограммы? Можем проверить?

Распределите и запишите слова в 2 столбика, объясните:

Ястре . ки, скри . ка, шу . ка, улы . ка, ла . ки, ли . кий.

Сколько раз встречается звук [ п ]

Допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках напишите проверочные слова

Тополь высокий, а шиповник……………( ).

Река широкая, а ручей……………………( ).

Камень тяжёлый, а пух…………………( ).

-Составьте и запишите предложения с данными словами. Вставьте пропущенную парную согласную.

Кругом, сне., зимой, лежит.

На, лё., пруду, сколь.кий.

По, гла.кому, с радостью, льду, дети, катаются.

-Можно ли это назвать текстом? Почему?

-Вставь пропущенные буквы и определи орфограмму.

Хомячок, кусочек, березонька, пирожок, лесочек,


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2018/10/29/prezentatsiya-urok-russkogo-yazyka-po-teme-obshchee

http://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-obschee-predstavlenie-o-pravopisanii-slov-s-orfogrammami-v-znachimih-chastyah-slova-3410985.html