Общий закон жизни есть стремление к счастью вид сказуемого

Тире между подлежащим и сказуемым. Материал к уроку.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Материал к уроку по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»: схемы , раздаточны материал для закрепления с заданиями и самопроверкой, задания для самостоятельной работы после изучения темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym._material_k_uroku.doc54 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тире между подлежащим и сказуемым

СТАВИТСЯ НЕ СТАВИТСЯ

(при нулевой связке)

  1. СУЩ. в им. п . – СУЩ. в им. п. 1) СУЩ. в им. п. ЕСТЬ СУЩ. в им. п.

Лев – царь зверей. Лев есть царь зверей.

2) ЧИСЛ. в им. п . – ЧИСЛ. в им. п. 2) СУЩ. в им. п. НЕ СУЩ. в им. п.

Дважды два – четыре. Заяц не царь зверей.

3) ЧИСЛ . – СУЩ. 3 ) СУЩ.в им.п. СР. СОЮЗ СУЩ,

Два года – большой срок КАК

Мой возраст – десять лет СЛОВНО .

4) ИНФ . – ИНФ. ЧТО

Жить – Родине служить. Озеро как сталь.

5) ИНФ . – СУЩ. в им. п. 4 ) Л.М. СУЩ. в им. п.

Читать – моё любимое занятие . Я учитель.

СУЩ. в им. п . – ИНФ. 5) СУЩ. в им. п. ПРИЛ. В им. п.

Моё любимое занятие – читать. Мир прекрасен.

6) подл. . – ЭТО сказ.

ВОТ 6 ) СУЩ. в им. п . , ВВ. СЛ., СУЩ .

ЗНАЧИТ Иванов, по-видимому, хороший

ЭТО ЗНАЧИТ врач.

Лев – это царь зверей.

Жить –значит Родине служить.

Читать – вот моё любимое занятие.

Закрепление темы. Расставьте знаки препинания, где это необходимо.

Без пользы жить безвременная смерть.

Твои радость и горе радость и горе для меня.

На тёмном небе звёзды будто яркие искры.

Он мой советчик и друг.

Страх не советчик.

Жить на белом свете значит бороться и побеждать.

Семь бед один ответ.

Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.

Сосновый бор протянувшийся по берегу реки любимое место отдыха горожан.

Дорога сегодня что асфальт.

Гусь известно птица важная, рассудительная.

Мода капризна и непостоянна.

Тире в простом предложении (раздаточный материал)

Задание – расставить и объяснить знаки препинания (тире), если это необходимо .

  1. Фонетика _ наука о звуках речи.
  2. Обомлеть _ значит обмереть, впасть в обморок.
  3. Для литературоведа Шекспир _ не главное.
  4. Карьера, которую ты сделал, _ чудесная вещь.
  5. Наука без литературы _ бездушна и груба.
  6. Утром на полях одуванчик _ словно живое золото.
  7. Людская молва _ что морская волна.
  8. Чужая душа _ потёмки.
  9. Его душа _ не пустыня.
  10. Сегодня день _ осенний, пасмурный.
  11. Первый в работе _ первый в почёте.
  12. Общий закон жизни _ есть стремление к счастью.
  13. Весна да осень _на дню погод восемь.
  14. Не сознаваться в своих поступках _ значит увеличивать их.
  15. Он _ редкий зверь.
  16. В июле окунь кормится ранним утром, а лещ и судак _ ночью.
  17. Город _ не деревня.
  18. Вкус _ не что иное, как искусство знать толк в мелких вещах.
  19. Дом, построенный моим дедом, _ настоящая крепость.
  20. Леса важнейшее достояние народа.
  21. Три да три шесть.
  22. Сегодня солнце как раскалённая сковородка.
  23. Курить здоровью вредить.
  24. Наша цель преобразить мир.
  25. Расстояние до Луны 384 тысячи километров.
  26. Человек есть существо разумное.
  27. Я ученик одиннадцатого класса.
  28. Весна, бесспорно, лучшее время года.
  29. Его сестра, кажется, юрист.
  30. Медведь не кто иной, как хозяин здешних мест.
  31. Глупая речь не пословица.
  32. Мужество есть великое свойство души.

33. Дружба гавань, к которой стремится человек.

34. Пройдёт пять шесть лет, и город будет построен.

Проверочная работа по теме «Тире в простом предложении».

Задание – в данных предложениях на месте пропусков, где необходимо, расставить и объяснить знаки препинания (тире).

  1. Гений _ есть, в сущности, дар огромного терпения.
  2. Справедливость без силы _ беспомощна.
  3. Тщеславие _ вот истинная причина, движущая вперёд колесницу человечества.
  4. Праздник _ это всегда таинственное ожидание чуда, предвкушение сказки.
  5. Скажите любимой девушке, что она _ настоящий ангел, богиня, и она не останется к вам равнодушной.
  6. Истина _ зеркало, отражение которого невыносимо для притворства и лицемерия.
  7. Читать _ значит мыслить с другим, продумывать мысль другого.
  8. В такую ночь человек _ как слепой котёнок.
  9. Расставания и встречи _ две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье.
  10. Гусь свинье _ не товарищ.
  11. Выносливость осла познаётся на неровной дороге, верность друга _ в житейских невзгодах.
  12. Работу обещали выполнить в сентябре _ октябре.

Проверочная работа по теме «Тире в простом предложении».

Задание – в данных предложениях на месте пропусков, где необходимо, расставить и объяснить знаки препинания(тире).

1. История литературы _ часть истории страны.

2. Ты _ отзвук забытого гимна в моей тёмной и дикой судьбе.

3. Зелень у берёзы _ как искусно вырезанные кружева.

4. Искусство читать _ есть не что иное, как искусство мыслить с помощью другого.

5. Одно из наиболее удачных дел его в этот период _ похищение поезда, шедшего на Волгу.

6. Лицо у капитана _ широкое, скулы _ по-монгольски крутые.

7. Интеллигентность _ это способность понимать.

8. Понять _ значит простить.

9. Этот дом _ не крепость, в нём не укрыться от врагов.

10. Твои речи _ будто острый нож.

11. Бедняку не хватает многого, алчному _ решительно всего.

12. Мы встретимся через два _ три дня.

Тире в простом предложении (раздаточный материал)

  1. Фонетика — наука о звуках речи.
  2. Обомлеть — значит обмереть, впасть в обморок.
  3. Для литературоведа Шекспир не главное.
  4. Карьера, которую ты сделал, — чудесная вещь.
  5. Наука без литературы бездушна и груба.
  6. Утром на полях одуванчик словно живое золото.
  7. Людская молва что морская волна.
  8. Чужая душа — потёмки.
  9. Его душа не пустыня.
  10. Сегодня день осенний, пасмурный.
  11. Первый в работе — первый в почёте.
  12. Общий закон жизни есть стремление к счастью.
  13. Весна да осень — на дню погод восемь.
  14. Не сознаваться в своих поступках — значит увеличивать их.
  15. Он редкий зверь.
  16. В июле окунь кормится ранним утром, а лещ и судак — ночью.
  17. Город не деревня.
  18. Вкус — не что иное, как искусство знать толк в мелких вещах.
  19. Дом, построенный моим дедом, — настоящая крепость.
  20. Леса — важнейшее достояние народа.
  21. Три да три — шесть.
  22. Сегодня солнце как раскалённая сковородка.
  23. Курить — здоровью вредить.
  24. Наша цель — преобразить мир.
  25. Расстояние до Луны — 384 тысячи километров.
  26. Человек есть существо разумное.
  27. Я ученик одиннадцатого класса.
  28. Весна, бесспорно, лучшее время года.
  29. Его сестра, кажется, юрист.
  30. Медведь — не кто иной, как хозяин здешних мест.
  31. Глупая речь не пословица.
  32. Мужество есть великое свойство души.

33. Дружба — гавань, к которой стремится человек.

34. Пройдёт пять — шесть лет, и город будет построен.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст.

Дидактический материал к урокам по темам : «Тире между подлежащим и сказуемым». » Тире в неполном предложении» в тестовой форме.

Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя.

В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани.

В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани.

Раздаточный материал по теме: Тире между подлежащим и сказуемым. (8 класс).

Цель урока — объяснение нового материала, закрепление пройденного, воспитание любви к природе.

Задания по русскому языку для повторения материала в 10 классе.

Нечипоренко Любовь Николаевна

Преподаватель русского языка и литературы

Краевое государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования

«Профессиональный лицей №40»

Красноярский край, город Ачинск

Задания по русскому языку для повторения изученного материала

Цель: закрепить знания учащихся по русскому языку

Синтаксис словосочетания и простого предложения

Значение словосочетаний связано с их строением. Могут указывать на предмет и его признак (глубокая тишина ); на действие и предмет, на который оно переходит (собирать цветы); на действие и его признак (говорить тихо)

Стальные рельсы, глиняный кувшин, весьма искусный, чрезвычайно привлекательный, приготовить обед, купить книгу, талантливый артист, гениальное изобретение, писать ручкой, храбрая птица, отчаянная храбрость, отчаянно смелый, рассказывать о спектакле, поездка в горы, подойти к реке, вытащить из сумки, очень холодно, скатиться с горы, найти друзей.

Выписать сначала словосочетания, в которых главное слово обозначает предмет, затем признак и действие.

вставить буквы в следующем тексте:

г…ворящий, земл…трясение, у…коколейка, б…лото, выр…стает, ч…ловек, . громный, д…рево, ска…ка, о…дельный, ц…лебный, не…звестный, . тобы, пр…ближаться, девч…нка, ни…кий сла…кий.

Выписать словосочетания по группам, соответствующим данным схемам.

Существительное + прилагательное в Р.п.

Глагол + существительное в В.п.

Глагол + существительное в Тв.п.

Легкий сарафан, летний день, пиджак сына, бабушкины пироги, смотреть передачу, писать картину, рубить топором, быстро бежать, медленно танцевать, строить дом, песня рыбаков, по-весеннему солнечно, блестящий успех, рисовать красками, нора лисы, весело смеяться, очень холодно, гнездо птицы, плохо чувствовать, сердито ворчать.

Согласуйте слова в словосочетаниях .

Обозначьте главные и зависимые слова, определите тип связи слов в словосочетаниях.

Участвовать в работе, чествовать ветеранов, верно расположить, очень внимательный, короткие встречи, рано утром, думать о сыне, косить траву, унести домой, унести доски, достать из сумки, благодарить друга.

Связь слов в словосочетании.

Согласование – зависимое слово стоит в тех же формах, что и главное.

Изменяется форма главного слова – изменяется и форма зависимого слова:

Управление зависимое слово ( c уществительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного, ставится при главном слове в определенном падеже:

Примыкание зависимое слово связывается с главным по смыслу:

Определить тип связи.

Сам. ч. р. + прилагательное

Сам. ч. р. + существительное

Сам. ч. р. + наречие,

неопределенная форма глагола

Выписать словосочетания, определить тип связи.

В середине осени устанавливается иногда удивительно ясная погода.

На красноватой траве, на былинках засохших камышей блестели и волновались бесчисленные легкие тени паутины.

Радостно и в дождь, и в холодный ветер возвращаться домой с полной корзинкой грибов.

Способы выражения подлежащего

1. Существительным: гроза прошла мимо.

2. Всеми частями речи в значении существительного:

бывалые и опытные поучали молодых;

восемь не делится на три;

кое-кто ловил рыбу;

наше завтра будет хорошим;

далече грянуло «Ура»;

Сущ. в Им.п. с сущ. в Тв.п.:

дед с матерью шли впереди;

Местоимение с сущ.:

мы с другом решительно принялись за работу;

Числительное. с сущ.:

трое ребят разжигали костер;

Словами множество, несколько, много, мало с сущ.:

несколько казаков обступили Савельича;

Определить способ выражения подлежащего

1. Мне представляется порой, что время – главный мой соавтор, что время- главный мой герой.

2. В тиши дубров озолоченных встречаю я приятелей своих.

3. Бороться и искать, найти и не сдаваться – вот девиз настоящих героев.

4. Два бойца сидят в дозоре над холодною водой.

5. Вчера прошло досадным моментом в жизни их тихого семейства.

6. Язык – душа нации.

7. Русский язык – один из богатейших языков мира.

8. Читать – это не только узнавать факты.

9. Кто стучится в дверь ко мне?

10. Сколько прошло времени?

11. Клочок бумаги остался никем не замеченным, и никто не догадался прочесть его.

12. Дом отдыха был расположен на берегу Волги, и здесь я научился плавать.

13. Немногие пойдут по трудному, неизведанному пути.

14. Авось да небось до добра не доведут.

15. Отдыхающие сидели на берегу моря и о чем-то неторопливо беседовали.

16. Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Простое глагольное сказуемое выражается любым глаголом:

1. В изъявительном наклонении: я решаю, решил, буду решать задачи;

2. В повелительном наклонении : решай задачу;

3. В условном наклонении: я решал бы задачу;

Составное глагольное сказуемое:

Вспомогат. глаг. или крат. прилаг.+ неопр.ф.глаг.

он стал, начал + решать задачи

Составное именное сказуемое:

он был, казался + спортсменом смелым

Определить, чем выражено сказуемое.

1. Приближаясь к станции, поезд стал замедлять ход.

2. Если бы я был волшебником, сделал бы всех на земле здоровыми и счастливыми.

3. В соревнованиях он хотел непременно добиться высоких результатов.

4. Дубровский сам был гвардейским офицером.

5. Человек есть украшение мира.

6. Начинается Волга на Валдайской возвышенности.

Определить вид сказуемого.

1. Точность и краткость – вот достоинства прозы.

2. Общий закон жизни есть стремление к счастью.

3. Богат, хорош собой, Ленский везде был принят как жени х.

4. Пушкин есть явление чрезвычайное, может быть, единственное явление русского духа.

5. Человек должен трудиться, работать в поте лица; в этом заключается смысл его жизни, его счастье, его восторги.

6. Два дня назад переломилось лето, сразу похолодало.

7. Лицо его казалось усталым.

8. Стану сказывать я сказки, песенку спою.

9. У двери я столкнулся с человеком высокого роста, он хотел войти в комнату.

10. Молодой Дубровский хотел заняться делами имения.

Подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Указать вид сказуемого.

1. Отец Вареньки был очень красивый, статный старик.

2. Ничто так не сближает людей, как хороший безобидный смех.

3. И вдруг в глухой тишине начинают раздаваться разнообразные звуки: звонко каплет вода, шуршит солома на крыше, громко вздыхает в хлеву корова.

4. Тропинки бежали параллельно одна за другой.

5. Грушницкий мечтал стать героем романа.

6. На темном небе ярко сверкали огромные звезды.

7. Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч.

8. Царь Салтан дивится чуду.

9. Работать для науки – это и есть счастье поиска.

10. Приближаясь к городу, пассажиры стали собирать вещи.

11. Прошло два дня.

12. Сын и мать никогда не разлучались.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Нечипоренко Любовь НиколаевнаНаписать 1058 19.01.2016

Номер материала: ДВ-356128

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    19.01.2016 405
    19.01.2016 304
    19.01.2016 1813
    19.01.2016 4510
    19.01.2016 2389
    19.01.2016 958

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах

Время чтения: 1 минута

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Типы сказуемых (таблица с примерами)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве пред­ло­же­ния.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и под­ле­жа­щее.

ОпределениеСказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый опре­де­ля­ет под­ле­жа­щее и состав­ля­ет с ним грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го пред­ло­же­ния:

  • (кто?) два медведя-подростка — это под­ле­жа­щее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — ска­зу­е­мое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му раз­ли­ча­ют

  • гла­голь­ные ска­зу­е­мые;
  • имен­ные ска­зу­е­мые.

    Сказуемое и способы его выражения

    В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния ска­зу­е­мо­го:

  • про­стое гла­голь­ное;
  • состав­ное гла­голь­ное;
  • состав­ное имен­ное.

    Таблица

    ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
    П
    Г
    С
    Выражено гла­го­лом в фор­ме
    одно­го из накло­не­ний
    Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
    Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
    С
    Г
    С
    Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го сло­ва
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
    По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
    Я был рад помочь вам.
    С
    И
    С
    Состоит из глагола-связки
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние)
    и имен­ной части
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
    Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
    Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

    Простое глагольное сказуемое

    Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, напри­мер:

    Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

    Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

    Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

    Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

    Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

    Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

    Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние дей­ствия:

    Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

    Будешь ты ещё мне тянуть душу !

    Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му пово­ду.

    Составное глагольное сказуемое

    К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфи­ни­ти­вом:

    вспо­мо­га­тель­ный гла­гол + инфи­ни­тив = СГС

    Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

    Вспомогательные глаголы в СГС

    В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла исполь­зу­ют­ся:

    1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец дей­ствия

    Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

    Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

    2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, спо­соб­но­сти

    К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

    3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние

    Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

    4. неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы

    Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

    5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем

    Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

    6. сло­ва состо­я­ния

    По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

    Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, напри­мер:

    Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

    Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

    Составное именное сказуемое

    Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

    • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
    • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней срав­не­ния;
    • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное соче­та­ние;
    • место­име­ние;
    • наре­чие;
    • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные;
    • меж­до­ме­тия;
    • нераз­ло­жи­мые сло­во­со­че­та­ния.

    Глагольная связ­ка + имен­ная часть = СИС

    Связка составного именного сказуемого

    В роли связ­ки часто упо­треб­ля­ет­ся

    1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том чис­ле
    «есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), напри­мер:

    Он был похож на маму (Борис Пастернак).

    Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

    Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

    Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

    Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

    Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

    2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

    Примерыстать, делать­ся, казать­ся, ста­но­вить­ся, являть­ся, счи­тать­ся, оста­вать­ся, пред­став­лять, звать­ся, назы­вать­ся, выгля­деть, дово­дить­ся, счи­тать­ся и пр.

    И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

    С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

    И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

    Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

    3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состо­я­ния:

    Примерысидеть, сто­ять, бежать, вер­нуть­ся, идти, лежать, рабо­тать, родить­ся, жить.

    Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

    Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

    Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская доч­ка).

    Алгоритм определения вида сказуемого


    Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

    Сохранить ста­тью


    источники:

    http://infourok.ru/zadaniya-po-russkomu-yaziku-dlya-povtoreniya-materiala-v-klasse-782571.html

    http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/sintaksis/44482-tipy-skazuemyh-tablica-s-primerami.html