Обстоятельства места обстоятельство времени подлежащее сказуемое

Обстоятельство, сказуемое, подлежащее, обстоятельство, дополнение и определение — что это?

Обстоятельство, подлежащее, сказуемое, обстоятельство, дополнение, определение — все это члены предложения, его грамматически значимые части. Их нужно уметь находить, чтобы не только понимать смысл сказанного, но и самому уметь грамотно выстраивать свою речь.

В этой статье расскажем о различных членах предложениях, а также о том, как их находить и узнавать в тексте.

Подлежащее

Это самая значимая часть в предложении. Говоря о том, чем отличаются друг от друга обстоятельство, сказуемое, подлежащее, обстоятельство, дополнение и определение, стоит упомянуть, что в большинстве случаев подлежащее выражено существительным или местоимением, которые называют предмет (или объект), выражают тему данной фразы — то, о чем в ней сказано.

Вам будет интересно: Пекло — это что такое? Значение слова

Подлежащее (отвечает на вопросы «кто?» или «что?») обычно представлено словом в именительном падеже:

  • Снег идет. (Подлежащее: «снег» — существительное в имен. падеже).
  • Я выучил стихотворение. (Подлежащее: «я» — местоимение, именительный падеж).

Иногда подлежащее может иметь форму косвенного падежа. Например, в предложении «Котенку стало холодно» мы видим, что подлежащее выражено в форме существительного «котенок», которое стоит в дательном падеже.

В некоторых случаях подлежащее может быть опущено. Например, в предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении:

Или в тех случаях, когда из контекста понятно, какое слово пропущено:

  • Приду в восемь. (Здесь имеется в виду местоимение первого лица единственного числа «я»).

Сказуемое

Оно выражает главную часть содержания предложения. Цель сказуемого — рассказать, что произошло (происходит или будет происходить) с предметом, который уже назван подлежащим. В этом отличие сказуемого от обстоятельства, подлежащего, обстоятельства, дополнения и определения. Данный член предложения обычно выражен глаголом:

  • Разговоры стихли. (Сказуемое — глагол прошедшего времени — «стихли»).
  • Эта птичка далеко не улетит. (Сказуемое — «не улетит», будущее время).

Сказуемое может быть составным, то есть состоять из двух слов. Например, если это составное глагольное сказуемое:

  • Он не перестанет писать. (Сказуемое — составное, «не перестанет писать»).

Либо же может иметь глагол только в качестве связки:

  • Петр тогда был студентом. (Сказуемое — «был студентом»).

Необходимо научиться различать обстоятельство и составное сказуемое.

Обстоятельство

Не сообщает нам ничего нового, но добавляет временной (когда?), пространственный (где?) или иные смысловые оттенки в обозначаемое сказуемым действие — такой можно назвать роль обстоятельства в предложении. Как правило, обстоятельство — это наречие или существительное плюс предлог.

  • Завтра мы уедем далеко. («Завтра» — это обстоятельство времени, отвечающее на вопрос «когда?» и выраженное наречием , а «далеко» — наречие и обстоятельство места (вопрос «куда?»).
  • Он не пришел из-за болезни. (Обстоятельство причины «из-за болезни» отвечает на вопрос «почему?» и выражено существительным в родительном падеже с предлогом).

Данный член предложения — один из самых многообразных по проявлениям смысловых оттенков. Кроме упомянутых, обстоятельство может иметь и другие виды:

  • Образа действия и степени — отвечает на вопрос «как?» (Мы будем работать увлеченно).
  • Цели — «зачем», «с какой целью?» (А гном идет купаться!).
  • Условия — «при каком условии?» (В случае ухудшения видимости нам придется остановиться).

Дополнение

Но кроме уже упомянутых частей предложения — обстоятельства, сказуемого, подлежащего, обстоятельства — необходимо рассказать также и о дополнении. Оно расширяет смысл, сообщенный нам сказуемым. Обычно это предмет или лицо, на которое направлено действие. А значит, выражено оно будет существительным — с предлогом или без него. Вопросы, на которые отвечает дополнение: «кого?» или «чего?», «кому?» или «чему?», «о ком?» или «о чем?».

Дополнения бывают прямыми и косвенными.

  • Недавно я посмотрел фильм. (Прямое дополнение «фильм» выражено существительным в винительном падеже, отвечает на вопрос «чего?»).
  • Сяду-ка я в это кресло. (Косвенное дополнение — «в это кресло». Оно выражено существительным в винительном падеже с предлогом «в»).

Определение

Этот член предложения служит для того, чтобы дополнить или уточнить значение существительного. Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какие?». Выражен этот член предложения может быть прилагательным, причастием, числительным, местоимением. Определение чаще всего связано с подлежащим или дополнением.

  • С моря дул освежающий бриз. (Определение «освежающий» (какой?) выражено причастием, определяет существительное «бриз», которое в предложении является подлежащим).
  • Ко мне подошла веселая девушка. (Определение «веселая» (какая?) выражено прилагательным, определяет существительное «девушка», являющееся в предложении подлежащим).
  • Я прочел интересную книгу. (Определение «интересную» (какую?) — прилагательное, определяет существительное «книгу», которое в предложении является прямым дополнением).
  • Это было долгое путешествие. (Определение «долгое» (какое?) выражено прилагательным, определяет существительное «путешествие», которое входит в составное сказуемое «было путешествие»).
  • Второй фильм был интереснее. (Числительное «второй» определяет подлежащее «фильм»).
  • Завтра я приду за своей шляпой. (Местоимение «своей» определяет дополнение «за шляпой»).

Иногда в роли определения мы увидим существительное — в этом случае говорят о несогласованном определении, то есть о таком, которое не согласуется с определяемым словом. Примеры несогласованных сочетаний: «хижина дровосека», «роза мира», «сердцевина плода» и др.

Мы рассказали вам о том, как находить в предложении подлежащее, сказуемое, обстоятельство, определение и дополнение.

Определение, дополнение, обстоятельство

Определение, допол­не­ние, обсто­я­тель­ство — это вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Объясним, как най­ти в пред­ло­же­нии эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, на какие вопро­сы они отве­ча­ют и как их под­чер­ки­вать при син­так­си­че­ском раз­бо­ре предложения.

Члены пред­ло­же­ния, кото­рые пояс­ня­ют глав­ные или дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния и свя­за­ны с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью, назы­ва­ют­ся второстепенными.

Наличие вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния дела­ет пред­ло­же­ние рас­про­стра­нен­ным. По грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ям и син­так­си­че­ской функ­ции вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

Таблица с вопросами и примерами

НазваниеЧто обо­зна­ча­етВопросОт како­го чле­на пред­ло­же­ния зави­ситСпособ выра­же­ния
ОпределениеПризнак пред­ме­таКакой?
Чей?
от под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обстоятельстваСуществительное
Прилагательное
Местоимение
Порядковое числительное
Причастие
ДополнениеПредметКого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
от ска­зу­е­мо­гоСуществительное
Местоимение
Количественное числительное
ОбстоятельствоМесто, вре­мя, спо­соб дей­ствия и т.д.Где? Когда?
Как? Каким обра­зом? и др.
от ска­зу­е­мо­гоНаречие
Существительное с предлогом
Глагол
Деепричастие

Определение

Обычно в пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние пояс­ня­ет под­ле­жа­щее или дру­гой вто­ро­сте­пен­ный член со зна­че­ни­ем пред­ме­та. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет раз­лич­ные при­зна­ки пред­ме­тов (какой?) или при­над­леж­ность (чей?). В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся вол­ни­стой линией.

Крупные мох­на­тые (какие?) сне­жин­ки закру­жи­лись в воз­ду­хе (Г. Скребицкий).

Способы выражения определения

Определения выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • при­ла­га­тель­ны­ми (сол­неч­ный луч, мами­на доч­ка);
  • оди­ноч­ны­ми при­ча­сти­я­ми (обле­тев­шие листья) и при­част­ны­ми обо­ро­та­ми;
  • поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми (пер­вый ответ);
  • местоимениями-прилагательными (наш сад, твой дом);
  • суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в кос­вен­ном паде­же (паль­то из шер­сти, еголицо);
  • сло­во­со­че­та­ни­я­ми (стол из крас­но­го дере­ва).
  • наре­чи­я­ми (паль­то нарас­паш­ку, рубаш­ка навы­пуск);
  • инфи­ни­ти­вом (жаж­да выжить, при­выч­ка шеп­тать).

Зеленоватый сумрач­ный воз­дух , напол­нен­ный дымом и жёл­ты­ми отсве­та­ми скал , стру­ил­ся над нами (К. Паустовский).

Медведь (какой?) сред­ней вели­чи­ны возил­ся око­ло липы (В. Арсеньев).

Дополнение

Чтобы понять, что такое допол­не­ние, вспом­ним немно­го осно­вы рус­ско­го син­так­си­са.

В дву­со­став­ном про­стом пред­ло­же­нии суще­ству­ет обыч­но два состава:

  1. состав под­ле­жа­ще­го (под­ле­жа­щее + определения);
  2. состав ска­зу­е­мо­го (ска­зу­е­мое, допол­не­ние и обстоятельство).

Вот поче­му такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся дву­со­став­ным в отли­чие от одно­со­став­ных пред­ло­же­ний.

Дополнение харак­те­ри­зу­ет ска­зу­е­мое. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных падежей:

Шорник Антип Калачиков ува­жал (в ком?) в людях душев­ную (что?) чут­кость (В. Шукшин).

Под зеле­нев­ши­ми дуба­ми зем­ля была усы­па­на (чем?) листья­ми (В. Вересаев).

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния допол­не­ние под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной линией.

Прямое и косвенное дополнение

В зави­си­мо­сти от того, какой падеж­ной фор­мой суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) выра­жен рас­смат­ри­ва­е­мый вто­ро­сте­пен­ный член и какой гла­гол (пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный) управ­ля­ет им, в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют пря­мое или кос­вен­ное допол­не­ние.

Если дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит непо­сред­ствен­но на пред­мет, то такое допол­не­ние явля­ет­ся пря­мым. Грамматически это выра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щим обра­зом: пере­ход­ный гла­гол управ­ля­ет суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га или роди­тель­но­го паде­жа, если сло­во име­ет зна­че­ние части от целого.

Горные хреб­ты пере­се­ка­ли при­мор­скую (что?) доли­ну (К. Паустовский).

Остальные допол­не­ния явля­ют­ся кос­вен­ны­ми. Сравним:

Я пишу (что?) кни­гу . Разумеется, я поль­зу­юсь при этом (чем?) язы­ком , (чем?) сло­ва­ми (Ю. Смирнов).

Обстоятельство

Что такое обстоятельство?

Обстоятельство при­над­ле­жит к груп­пе ска­зу­е­мо­го и харак­те­ри­зу­ет раз­лич­ные усло­вия совер­ше­ния дей­ствия или про­яв­ле­ния при­зна­ка предмета.

За мостом (где?) я под­нял­ся (куда?) на взго­рье , вошел (куда?) в город моще­ной доро­гой (И. Бунин).

Вопросы к обстоятельству

В зави­си­мо­сти от того, какой при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка обо­зна­ча­ет обсто­я­тель­ство, этот вто­ро­сте­пен­ный член отве­ча­ет на вопросы:

  • рас­тут где? в поле;
  • ведут куда? вдаль;
  • тянет отку­да? из подвала;
  • слу­чи­лось когда? утром;
  • извест­но с каких пор? с дав­них пор;
  • поблед­нел поче­му? от страха;
  • вышел с какой целью? встретить;
  • сме­ять­ся как? заразительно;
  • смеш­ной до какой сте­пе­ни? очень;
  • гуля­ем несмот­ря на что? на про­лив­ной дождь;
  • зво­ни­те при каком усло­вии? в слу­чае высо­кой температуры;
  • свер­нул­ся подоб­но чему? колобком.

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду её штри­ха­ми, например:

На реке (где?) еще было про­хлад­но и тихо (И. Бунин).

Зимой (когда?) Балтика пустын­на и угрю­ма (К. Паустовский).

Виды обстоятельств

Таблица «Виды обстоятельств»

ВидыВопросыЧто обо­зна­ча­ютПримеры
1. МестаГде? Куда? Откуда?Место дей­ствия, направ­ле­ние, путь движенияОн купил кни­гу в мага­зине.
2. ВремениКогда? Как дол­го? С каких (до каких) пор?ВремяВчера он купил книгу.
3. Образа действияКак? Каким образом?Качественная харак­те­ри­сти­ка дей­ствия, спо­соб его совершенияОн дол­го выби­рал книгу.
4. ПричиныПочему? На каком основании?Причина, повод, мотив, осно­ва­ние совер­ше­ния действияИз-за спеш­ки он не купил книгу.
5. ЦелиЗачем? С какой целью?Цель совер­ше­ния действияОн купил кни­гу для учё­бы.
6. УсловияПри каком условии?Условие совер­ше­ния действияПри жела­нии он мог купить эту книгу.
7. УступкиВопреки чему? Несмотря на что?Условие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся действиеНесмотря на нехват­ку денег, он купил книгу.
8. Меры и степениНасколько? В какой степени?Степень про­яв­ле­ния при­зна­ка или действияОн купил слиш­ком доро­гую книгу.

Способы выражения обстоятельств

Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Быстро (как?) под­ни­ма­лось и рос­ло белое обла­ко (отку­да?) с восто­ка (С. Аксаков).

Но стаи тете­ре­вов выле­та­ли (как?) с шумом из люби­мой рощи ( с какой целью?) искать ноч­ле­га (где?) на высо­ких и откры­тых местах … (А. Аксаков).

Военный, (как?) при­дер­жи­вая рука­ми в зам­ше­вых пер­чат­ках полы шине­ли , взбе­жал (куда?) на крыль­цо (И. Бунин).

Этот вто­ро­сте­пен­ный член выра­жа­ет­ся также

Примеры:

Бабушка до сих пор любит его без памя­ти и сер­дит­ся, если гово­рят об нём с неува­же­ни­ем (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Однообразная трес­кот­ня уба­ю­ки­ва­ет , как колы­бель­ная пес­ня (А. П. Чехов).

Что-то на ред­кость фаль­ши­вое и неуве­рен­ное чув­ство­ва­лось бук­валь­но в каж­дой строч­ке этих ста­тей, несмот­ря на их гроз­ный и уве­рен­ный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Видеоурок

Обстоятельство, его виды и способы выражения

Что обозначает обстоятельство

Все члены предложения делятся на главные и второстепенные. К первым относятся подлежащее и сказуемое, которые называются грамматической основой и в совокупности представляют собой нераспространенное предложение. Для более точного выражения мыслей существуют второстепенные члены, которые, распространяя предложение, делают его более подробным.

К второстепенным членам относится обстоятельство, дополнение и определение.

Обстоятельство отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «откуда?», «когда?», «по какой причине?», «каким образом?». Но бывают и другие вопросы, появление которых обусловлено значением рассматриваемого члена предложения.

В зависимости от вопроса обозначать член предложения может место, время, образ действия, причину, цели и прочее.

Зависит член предложения от слов, обозначающих действие или состояние. Ими чаще всего являются глаголы и наречия. В синтаксическом разборе обозначается обстоятельство линией «пунктир-точка».

Виды обстоятельств (таблица с примерами)

Что касается вида обстоятельства, то он зависит от вопроса, задаваемого к слову. От глагола «бежать», например, к слову «быстро» задается вопрос «как?». Это будет означать, что «быстро» является обстоятельством образа действия. Или, к примеру, от слова «висит» можно задать вопрос «где?» к слову «вверху». Значит, «вверху» является обстоятельством места.

Перечень основных видов обстоятельств представлен в таблице ниже:

В отдельных случаях рассматриваемый член предложения на первый взгляд совмещает в себе несколько значений. В творчестве А.П. Чехова есть фраза «Берег весело зеленеет на солнце». К «на солнце», с одной стороны, можно задать вопрос «где?», а, с другой, «в какой обстановке?».

Для более точного определения вида следует вдуматься в смысл предложения. Разве «на солнце» может быть в данном контексте местом действия, где будет зеленеть берег? Скорее всего, упомянутая фраза здесь является отражением обстановки, при которой осуществляется действие «зеленеет».

К тому же оно может характеризовать ситуацию в целом: «Работа была проведена впустую». Если наречие «впустую» рассматривать как обстоятельство образа действия, отвечающее на вопрос «как?», то оно не позволяет представить процесс действия. Таким образом, это слово целесообразнее отнести к обстоятельствам, характеризующим ситуацию в целом.

Обстоятельства «характеризующие ситуацию в целом» встречаются редко. Это происходит, когда дается оценка событиям или состоянию природы, окружающей среды.

Ниже представлена характеристика наиболее часто встречающиеся разновидностей обстоятельств:

Обстоятельство меры и степени

Обстоятельства меры и степени близки по своему лексическому значению, поэтому они объединены в один разряд и обозначают проявление чего-либо в определенной степени. Отвечают такие слова на вопросы «насколько?», «сколько?», «в какой степени?»: работа выполнена «в какой степени?» полностью.

Относится данная разновидность:

  • к глаголам — работу выполнил «в какой степени?» полностью;
  • наречиям — бегал быстро «в какой степени?» очень;
  • прилагательным — кислый «насколько?» чуть-чуть;
  • причастиям — книга прочитана «в какой степени?» не совсем.

Данные обстоятельства преимущественно выражаются наречиями меры и степени (чуть-чуть), существительными в форме родительного падежа с предлогом (до безрассудства), фразеологизмами (до белого каления).

Обстоятельство образа действия

Обстоятельство образа действия позволяют представить, как происходит выполнения того или иного действия. По этой причине они относятся только к глаголам и отвечают на вопросы «как?», «каким образом?».

Они могут быть выражены:

  • наречиями — бегать «как?» быстро;
  • существительными в форме косвенных падежей — проиграл «как?» по неосторожности;
  • деепричастиями и их оборотами — читал «как?» улыбаясь;
  • фразеологизмами — работал «как?» засучив рукава.

Обстоятельство места

Эта разновидность широко распространена в речи и указывает на направление или место действия: лежит «где?» в шкафу. Для этой разновидности свойственны также вопросы «куда?», «откуда?», «докуда?».

Для выражения обстоятельства места используются:

  • существительные с предлогами — находился «где?» в лесу;
  • наречия места и местоименные наречия — лежал «где?» справа;
  • сочетания слов — прошлись «докуда?» до самого леса.

Обстоятельство времени

Обстоятельство времени также широко распространены, как и слова, обозначающие место. Они показывают время действия и его длительность. Отвечают на вопросы «когда?», «с каких пор?», «как долго?», «до каких пор?». Относятся преимущественно к глаголам, существительным и выражаются:

  • существительными — отпуск «как долго?» до сентября;
  • наречиями времени — прочту «когда?» завтра;
  • словосочетаниями — модно «когда?» в наше время.

Обстоятельство цели

Эта разновидность обозначает цель действия, поэтому относится только к глаголам и отвечают на вопросы «зачем?», «для какой цели?». Для выражения используются следующие способы:

  • наречия цели — выключил «для какой цели?» в отместку;
  • существительные в форме косвенных падежей — взялся «для какой цели?» для заработка;
  • инфинитив — пошла «зачем?» навестить;
  • деепричастным оборотом — работал «зачем?» мечтая стать успешным;
  • фразеологизмом — вставил «зачем?» для красного словца.

Чтобы не путать обстоятельство цели, выраженное начальной формой глагола, с составным глагольным сказуемым, следует помнить, что инфинитив является в предложении целью после глаголов движения. Для проверки между глаголами можно поставить союз «чтобы»: пошла (чтобы) навестить.

Обстоятельства обстановки

Эти обстоятельства вызывают больше всего трудностей, потому что не всегда получается сразу их распознать. Во избежание ошибок следует обращать внимание на лексическое значение, как обстоятельства, так и всего предложения. К этому типу ошибочно можно задать два вопроса: «как?» и «при каком условии?». К примеру, работал «как?» в тишине или работал «при каких условиях?» в тишине.

Но фраза «в тишине» не является ни образом действия, ни обстоятельством условия. С лексической точки зрения правильнее сказать, что здесь отражена обстановка, во время которой происходило действие. Таким образом, в подобных случаях целесообразнее задавать вопрос «при какой ситуации?» или «в какой обстановке?».

Чаще всего с целью описать обстановку используются предложные формы имен существительных: в тишине, при свете, на ветру, на солнышке, во мгле, в тумане и другие.

Обстоятельство причины

Этот тип указывает на причину, в результате чего проявился признак или совершилось действие. К таким словам задаются вопросы «почему», «по какой причине», «отчего?», и выражаются они:

  • словосочетаниями — задремал «почему?» в силу определенных событий;
  • наречиями причины — ударил «почему?» сгоряча;
  • существительными в форме косвенных падежей — молчал «по какой причине?» из вежливости.

Обстоятельства сравнения

Данный тип отражает сопоставление действия: крутился «подобно чему?» юлой. Разновидность ориентирована на сравнение предметов, свойств и отвечает также на вопрос «как?». Наличие вопроса «как?» часто является причиной, по которой эту разновидность путают с наречием образа действия. Во избежание ошибок следует помнить, что образ действия не предполагает сравнение. Например: писать «как?» аккуратно.

Обстоятельство в роли сравнения чаще всего выражается:

  • формой существительного в творительном падеже — порхала «как?» мотыльком;
  • сравнительным оборотом — бел «как?» как мел;
  • фразеологизмом — упал «как?» как снег на голову.

Обстоятельства условия

Разновидность выражает условие, при котором осуществлялось или будет осуществляться действие. Здесь актуален вопрос «при каком условии?»: экскурсию отменят «при каком условии?» при плохой погоде.

Данная разновидность выражается преимущественно существительными в форме косвенных падежей и деепричастиями, а также их оборотами:

  • добьюсь успеха «при каком условии?» при старании — существительное в предложном падеже;
  • прочитав книгу, смог раскрыть личность автора — деепричастный оборот.

С условием часто путают обстоятельство уступки, показывающее условие, вопреки которому совершается действие. Для этого типа характерен вопрос «несмотря на что?»: экскурсия состоялась «несмотря на что?» вопреки ожиданиям.

Выражаются уступки деепричастными оборотами или сочетанием существительного со следующими предлогами: несмотря на, вопреки, невзирая на и другими.

Как найти обстоятельство в предложении

Чтобы безошибочно найти обстоятельство и определить его разновидность, следует разобрать синтаксическую конструкцию по членам предложения, начиная с грамматический основы. К примеру, «В лесу часто пели птицы». Если в приведенном примере начинать разбор с первого слова, то может получиться, что фраза «в лесу» будет отвечать на вопрос «в чем?».

Подобная ошибка станет причиной не только неправильного разбора, но и исказит с логической точки зрения суть предложения. Вопрос «в чем?» актуален в случаях, когда речь идет о предмете, находящемся в чем-либо: в пакете, в ящике и прочее.

Чтобы безошибочно определить члены предложения и правильно их подчеркнуть, следует первым делом выделить грамматическую основу: птицы пели. Затем целесообразно будет узнать, где пели птицы. В предложении говорится, что это происходило в лесу (где?). Значит упомянутая фраза является обстоятельством места.

Без внимания осталось слово «часто». Очевидно, что «часто» относится к глаголу «пели» и является его образом действия: пели (как?) часто. Таким образом, перед нами обстоятельство образа действия.

Как выражаются обстоятельства

Если уметь отличать одну часть речи от другой, то способ выражения обстоятельств сложностей вызывать не будет. Чаще всего данный член предложения выражается наречием, существительным, деепричастием, деепричастным и сравнительным оборотом. В лингвистике имеется группа слов, именуемых «местоименными наречиями», которые в предложении также являются обстоятельством. К ним относятся слова «тут», «там», «оттуда» и другие.

Когда обстоятельство выражено наречием, его разновидность будет полностью соответствовать разряду наречия. В качестве примера возьмем слово «справа». Оно относится к наречиям места, поэтому в предложении будет ничем иным как обстоятельством места.

При работе с обстоятельствами, выраженными существительными с предлогом, важно не перепутать их с дополнениями. По этой причине рассуждения нужно начинать с определения грамматической основы. После логическая цепочка вопросов от главных членов к второстепенным позволит найти правильное решение.

Но при работе с обстоятельствами следует учитывать тот факт, что в отдельных случаях они могут быть обособленными, то есть выделенными с двух сторон запятыми. Это происходит, когда рассматриваемый член предложения выражен деепричастием, деепричастным или сравнительным оборотом. Во избежание ошибок нужно изучить правила обособления обстоятельств.

Примеры предложений с обстоятельствами разных значений

Предложения с обстоятельствами всех значений широко используются как в устной речи, так и в письменной. Стиль речи в данном случае не имеет никакого значения. Наиболее употребительными считаются обстоятельства:

  1. Места: «Книга находится (где?) в библиотеке».
  2. Времени: «Дождь будет (когда?) сегодня».
  3. Образа действия: «Работа выполнена (как?) хорошо».
  4. Меры и степени: «Задание сделано (насколько?) наполовину».

Виды, представленные ниже, в речи можно услышать часто, но их значение, как правило, вызывает вопросы по причине схожести некоторых видов. К примеру, обстоятельства уступки часто путаются с условием, а причина с целью.

Для закрепления материала рекомендуется рассмотреть следующие примеры:

  1. Уступки: «На прогулку хотелось выйти (вопреки чему?), несмотря на запрет врача».
  2. Условия: «Нужно много работать (при каком условии?) при желании победить».
  3. Цели: «Кучер замахнулся (зачем?) ударить лошадь».
  4. Причины: «Ребенок выглядывал (почему?) из любопытства».

В отдельных случаях обстоятельство обстановки путают с условием. Например, в предложении «Детям всегда лучше гулять (при каких условиях?) в тихую погоду» имеется обстоятельство обстановки. Но в предложении «Прекрасен Днепр (при каком условии?) в лунную ночь» обстоятельство будет условием, при котором река является красивой.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/opredelenie-dopolnenie-obstoyatelstvo.html

http://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/8/obstoyatelstvo-ego-vidy-i-sposoby-vyrazheniya