Обстоятельство, сказуемое, подлежащее, обстоятельство, дополнение и определение — что это?
Обстоятельство, подлежащее, сказуемое, обстоятельство, дополнение, определение — все это члены предложения, его грамматически значимые части. Их нужно уметь находить, чтобы не только понимать смысл сказанного, но и самому уметь грамотно выстраивать свою речь.
В этой статье расскажем о различных членах предложениях, а также о том, как их находить и узнавать в тексте.
Подлежащее
Это самая значимая часть в предложении. Говоря о том, чем отличаются друг от друга обстоятельство, сказуемое, подлежащее, обстоятельство, дополнение и определение, стоит упомянуть, что в большинстве случаев подлежащее выражено существительным или местоимением, которые называют предмет (или объект), выражают тему данной фразы — то, о чем в ней сказано.
Вам будет интересно: Пекло — это что такое? Значение слова
Подлежащее (отвечает на вопросы «кто?» или «что?») обычно представлено словом в именительном падеже:
- Снег идет. (Подлежащее: «снег» — существительное в имен. падеже).
- Я выучил стихотворение. (Подлежащее: «я» — местоимение, именительный падеж).
Иногда подлежащее может иметь форму косвенного падежа. Например, в предложении «Котенку стало холодно» мы видим, что подлежащее выражено в форме существительного «котенок», которое стоит в дательном падеже.
В некоторых случаях подлежащее может быть опущено. Например, в предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении:
Или в тех случаях, когда из контекста понятно, какое слово пропущено:
- Приду в восемь. (Здесь имеется в виду местоимение первого лица единственного числа «я»).
Сказуемое
Оно выражает главную часть содержания предложения. Цель сказуемого — рассказать, что произошло (происходит или будет происходить) с предметом, который уже назван подлежащим. В этом отличие сказуемого от обстоятельства, подлежащего, обстоятельства, дополнения и определения. Данный член предложения обычно выражен глаголом:
- Разговоры стихли. (Сказуемое — глагол прошедшего времени — «стихли»).
- Эта птичка далеко не улетит. (Сказуемое — «не улетит», будущее время).
Сказуемое может быть составным, то есть состоять из двух слов. Например, если это составное глагольное сказуемое:
- Он не перестанет писать. (Сказуемое — составное, «не перестанет писать»).
Либо же может иметь глагол только в качестве связки:
- Петр тогда был студентом. (Сказуемое — «был студентом»).
Необходимо научиться различать обстоятельство и составное сказуемое.
Обстоятельство
Не сообщает нам ничего нового, но добавляет временной (когда?), пространственный (где?) или иные смысловые оттенки в обозначаемое сказуемым действие — такой можно назвать роль обстоятельства в предложении. Как правило, обстоятельство — это наречие или существительное плюс предлог.
- Завтра мы уедем далеко. («Завтра» — это обстоятельство времени, отвечающее на вопрос «когда?» и выраженное наречием , а «далеко» — наречие и обстоятельство места (вопрос «куда?»).
- Он не пришел из-за болезни. (Обстоятельство причины «из-за болезни» отвечает на вопрос «почему?» и выражено существительным в родительном падеже с предлогом).
Данный член предложения — один из самых многообразных по проявлениям смысловых оттенков. Кроме упомянутых, обстоятельство может иметь и другие виды:
- Образа действия и степени — отвечает на вопрос «как?» (Мы будем работать увлеченно).
- Цели — «зачем», «с какой целью?» (А гном идет купаться!).
- Условия — «при каком условии?» (В случае ухудшения видимости нам придется остановиться).
Дополнение
Но кроме уже упомянутых частей предложения — обстоятельства, сказуемого, подлежащего, обстоятельства — необходимо рассказать также и о дополнении. Оно расширяет смысл, сообщенный нам сказуемым. Обычно это предмет или лицо, на которое направлено действие. А значит, выражено оно будет существительным — с предлогом или без него. Вопросы, на которые отвечает дополнение: «кого?» или «чего?», «кому?» или «чему?», «о ком?» или «о чем?».
Дополнения бывают прямыми и косвенными.
- Недавно я посмотрел фильм. (Прямое дополнение «фильм» выражено существительным в винительном падеже, отвечает на вопрос «чего?»).
- Сяду-ка я в это кресло. (Косвенное дополнение — «в это кресло». Оно выражено существительным в винительном падеже с предлогом «в»).
Определение
Этот член предложения служит для того, чтобы дополнить или уточнить значение существительного. Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какие?». Выражен этот член предложения может быть прилагательным, причастием, числительным, местоимением. Определение чаще всего связано с подлежащим или дополнением.
- С моря дул освежающий бриз. (Определение «освежающий» (какой?) выражено причастием, определяет существительное «бриз», которое в предложении является подлежащим).
- Ко мне подошла веселая девушка. (Определение «веселая» (какая?) выражено прилагательным, определяет существительное «девушка», являющееся в предложении подлежащим).
- Я прочел интересную книгу. (Определение «интересную» (какую?) — прилагательное, определяет существительное «книгу», которое в предложении является прямым дополнением).
- Это было долгое путешествие. (Определение «долгое» (какое?) выражено прилагательным, определяет существительное «путешествие», которое входит в составное сказуемое «было путешествие»).
- Второй фильм был интереснее. (Числительное «второй» определяет подлежащее «фильм»).
- Завтра я приду за своей шляпой. (Местоимение «своей» определяет дополнение «за шляпой»).
Иногда в роли определения мы увидим существительное — в этом случае говорят о несогласованном определении, то есть о таком, которое не согласуется с определяемым словом. Примеры несогласованных сочетаний: «хижина дровосека», «роза мира», «сердцевина плода» и др.
Мы рассказали вам о том, как находить в предложении подлежащее, сказуемое, обстоятельство, определение и дополнение.
Определение, дополнение, обстоятельство
Определение, дополнение, обстоятельство — это второстепенные члены предложения. Объясним, как найти в предложении эти второстепенные члены, на какие вопросы они отвечают и как их подчеркивать при синтаксическом разборе предложения.
Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения и связаны с ними подчинительной связью, называются второстепенными.
Наличие второстепенных членов предложения делает предложение распространенным. По грамматическим значениям и синтаксической функции второстепенные члены предложения делятся на следующие виды:
Таблица с вопросами и примерами
Название | Что обозначает | Вопрос | От какого члена предложения зависит | Способ выражения |
---|---|---|---|---|
Определение | Признак предмета | Какой? Чей? | от подлежащего, дополнения или обстоятельства | Существительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие |
Дополнение | Предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? | от сказуемого | Существительное Местоимение Количественное числительное |
Обстоятельство | Место, время, способ действия и т.д. | Где? Когда? Как? Каким образом? и др. | от сказуемого | Наречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие |
Определение
Обычно в предложении определение поясняет подлежащее или другой второстепенный член со значением предмета. Этот второстепенный член обозначает различные признаки предметов (какой?) или принадлежность (чей?). В предложении определение подчеркивается волнистой линией.
Крупные мохнатые (какие?) снежинки закружились в воздухе (Г. Скребицкий).
Способы выражения определения
Определения выражаются словами разных частей речи:
- прилагательными (солнечный луч, мамина дочка);
- одиночными причастиями (облетевшие листья) и причастными оборотами;
- порядковыми числительными (первый ответ);
- местоимениями-прилагательными (наш сад, твой дом);
- существительным или местоимением в косвенном падеже (пальто из шерсти, еголицо);
- словосочетаниями (стол из красного дерева).
- наречиями (пальто нараспашку, рубашка навыпуск);
- инфинитивом (жажда выжить, привычка шептать).
Зеленоватый сумрачный воздух , наполненный дымом и жёлтыми отсветами скал , струился над нами (К. Паустовский).
Медведь (какой?) средней величины возился около липы (В. Арсеньев).
Дополнение
Чтобы понять, что такое дополнение, вспомним немного основы русского синтаксиса.
В двусоставном простом предложении существует обычно два состава:
- состав подлежащего (подлежащее + определения);
- состав сказуемого (сказуемое, дополнение и обстоятельство).
Вот почему такое предложение называется двусоставным в отличие от односоставных предложений.
Дополнение характеризует сказуемое. Этот второстепенный член обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей:
Шорник Антип Калачиков уважал (в ком?) в людях душевную (что?) чуткость (В. Шукшин).
Под зеленевшими дубами земля была усыпана (чем?) листьями (В. Вересаев).
При синтаксическом разборе предложения дополнение подчеркивается пунктирной линией.
Прямое и косвенное дополнение
В зависимости от того, какой падежной формой существительного (местоимения) выражен рассматриваемый второстепенный член и какой глагол (переходный или непереходный) управляет им, в предложении различают прямое или косвенное дополнение.
Если действие, обозначенное сказуемым, переходит непосредственно на предмет, то такое дополнение является прямым. Грамматически это выражается следующим образом: переходный глагол управляет существительным (местоимением) в форме винительного падежа без предлога или родительного падежа, если слово имеет значение части от целого.
Горные хребты пересекали приморскую (что?) долину (К. Паустовский).
Остальные дополнения являются косвенными. Сравним:
Я пишу (что?) книгу . Разумеется, я пользуюсь при этом (чем?) языком , (чем?) словами (Ю. Смирнов).
Обстоятельство
Что такое обстоятельство?
Обстоятельство принадлежит к группе сказуемого и характеризует различные условия совершения действия или проявления признака предмета.
За мостом (где?) я поднялся (куда?) на взгорье , вошел (куда?) в город мощеной дорогой (И. Бунин).
Вопросы к обстоятельству
В зависимости от того, какой признак действия или другого признака обозначает обстоятельство, этот второстепенный член отвечает на вопросы:
- растут где? в поле;
- ведут куда? вдаль;
- тянет откуда? из подвала;
- случилось когда? утром;
- известно с каких пор? с давних пор;
- побледнел почему? от страха;
- вышел с какой целью? встретить;
- смеяться как? заразительно;
- смешной до какой степени? очень;
- гуляем несмотря на что? на проливной дождь;
- звоните при каком условии? в случае высокой температуры;
- свернулся подобно чему? колобком.
При синтаксическом разборе предложения обстоятельство подчеркивается пунктирной линией с точками между её штрихами, например:
На реке (где?) еще было прохладно и тихо (И. Бунин).
Зимой (когда?) Балтика пустынна и угрюма (К. Паустовский).
Виды обстоятельств
Таблица «Виды обстоятельств»
Виды | Вопросы | Что обозначают | Примеры |
---|---|---|---|
1. Места | Где? Куда? Откуда? | Место действия, направление, путь движения | Он купил книгу в магазине. |
2. Времени | Когда? Как долго? С каких (до каких) пор? | Время | Вчера он купил книгу. |
3. Образа действия | Как? Каким образом? | Качественная характеристика действия, способ его совершения | Он долго выбирал книгу. |
4. Причины | Почему? На каком основании? | Причина, повод, мотив, основание совершения действия | Из-за спешки он не купил книгу. |
5. Цели | Зачем? С какой целью? | Цель совершения действия | Он купил книгу для учёбы. |
6. Условия | При каком условии? | Условие совершения действия | При желании он мог купить эту книгу. |
7. Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Условие, вопреки которому совершается действие | Несмотря на нехватку денег, он купил книгу. |
8. Меры и степени | Насколько? В какой степени? | Степень проявления признака или действия | Он купил слишком дорогую книгу. |
Способы выражения обстоятельств
Этот второстепенный член предложения выражается словами разных частей речи:
Быстро (как?) поднималось и росло белое облако (откуда?) с востока (С. Аксаков).
Но стаи тетеревов вылетали (как?) с шумом из любимой рощи ( с какой целью?) искать ночлега (где?) на высоких и открытых местах … (А. Аксаков).
Военный, (как?) придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели , взбежал (куда?) на крыльцо (И. Бунин).
Этот второстепенный член выражается также
Примеры:
Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят об нём с неуважением (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Однообразная трескотня убаюкивает , как колыбельная песня (А. П. Чехов).
Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Видеоурок
Обстоятельство, его виды и способы выражения
Что обозначает обстоятельство
Все члены предложения делятся на главные и второстепенные. К первым относятся подлежащее и сказуемое, которые называются грамматической основой и в совокупности представляют собой нераспространенное предложение. Для более точного выражения мыслей существуют второстепенные члены, которые, распространяя предложение, делают его более подробным.
К второстепенным членам относится обстоятельство, дополнение и определение.
Обстоятельство отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «откуда?», «когда?», «по какой причине?», «каким образом?». Но бывают и другие вопросы, появление которых обусловлено значением рассматриваемого члена предложения.
В зависимости от вопроса обозначать член предложения может место, время, образ действия, причину, цели и прочее.
Зависит член предложения от слов, обозначающих действие или состояние. Ими чаще всего являются глаголы и наречия. В синтаксическом разборе обозначается обстоятельство линией «пунктир-точка».
Виды обстоятельств (таблица с примерами)
Что касается вида обстоятельства, то он зависит от вопроса, задаваемого к слову. От глагола «бежать», например, к слову «быстро» задается вопрос «как?». Это будет означать, что «быстро» является обстоятельством образа действия. Или, к примеру, от слова «висит» можно задать вопрос «где?» к слову «вверху». Значит, «вверху» является обстоятельством места.
Перечень основных видов обстоятельств представлен в таблице ниже:
В отдельных случаях рассматриваемый член предложения на первый взгляд совмещает в себе несколько значений. В творчестве А.П. Чехова есть фраза «Берег весело зеленеет на солнце». К «на солнце», с одной стороны, можно задать вопрос «где?», а, с другой, «в какой обстановке?».
Для более точного определения вида следует вдуматься в смысл предложения. Разве «на солнце» может быть в данном контексте местом действия, где будет зеленеть берег? Скорее всего, упомянутая фраза здесь является отражением обстановки, при которой осуществляется действие «зеленеет».
К тому же оно может характеризовать ситуацию в целом: «Работа была проведена впустую». Если наречие «впустую» рассматривать как обстоятельство образа действия, отвечающее на вопрос «как?», то оно не позволяет представить процесс действия. Таким образом, это слово целесообразнее отнести к обстоятельствам, характеризующим ситуацию в целом.
Обстоятельства «характеризующие ситуацию в целом» встречаются редко. Это происходит, когда дается оценка событиям или состоянию природы, окружающей среды.
Ниже представлена характеристика наиболее часто встречающиеся разновидностей обстоятельств:
Обстоятельство меры и степени
Обстоятельства меры и степени близки по своему лексическому значению, поэтому они объединены в один разряд и обозначают проявление чего-либо в определенной степени. Отвечают такие слова на вопросы «насколько?», «сколько?», «в какой степени?»: работа выполнена «в какой степени?» полностью.
Относится данная разновидность:
- к глаголам — работу выполнил «в какой степени?» полностью;
- наречиям — бегал быстро «в какой степени?» очень;
- прилагательным — кислый «насколько?» чуть-чуть;
- причастиям — книга прочитана «в какой степени?» не совсем.
Данные обстоятельства преимущественно выражаются наречиями меры и степени (чуть-чуть), существительными в форме родительного падежа с предлогом (до безрассудства), фразеологизмами (до белого каления).
Обстоятельство образа действия
Обстоятельство образа действия позволяют представить, как происходит выполнения того или иного действия. По этой причине они относятся только к глаголам и отвечают на вопросы «как?», «каким образом?».
Они могут быть выражены:
- наречиями — бегать «как?» быстро;
- существительными в форме косвенных падежей — проиграл «как?» по неосторожности;
- деепричастиями и их оборотами — читал «как?» улыбаясь;
- фразеологизмами — работал «как?» засучив рукава.
Обстоятельство места
Эта разновидность широко распространена в речи и указывает на направление или место действия: лежит «где?» в шкафу. Для этой разновидности свойственны также вопросы «куда?», «откуда?», «докуда?».
Для выражения обстоятельства места используются:
- существительные с предлогами — находился «где?» в лесу;
- наречия места и местоименные наречия — лежал «где?» справа;
- сочетания слов — прошлись «докуда?» до самого леса.
Обстоятельство времени
Обстоятельство времени также широко распространены, как и слова, обозначающие место. Они показывают время действия и его длительность. Отвечают на вопросы «когда?», «с каких пор?», «как долго?», «до каких пор?». Относятся преимущественно к глаголам, существительным и выражаются:
- существительными — отпуск «как долго?» до сентября;
- наречиями времени — прочту «когда?» завтра;
- словосочетаниями — модно «когда?» в наше время.
Обстоятельство цели
Эта разновидность обозначает цель действия, поэтому относится только к глаголам и отвечают на вопросы «зачем?», «для какой цели?». Для выражения используются следующие способы:
- наречия цели — выключил «для какой цели?» в отместку;
- существительные в форме косвенных падежей — взялся «для какой цели?» для заработка;
- инфинитив — пошла «зачем?» навестить;
- деепричастным оборотом — работал «зачем?» мечтая стать успешным;
- фразеологизмом — вставил «зачем?» для красного словца.
Чтобы не путать обстоятельство цели, выраженное начальной формой глагола, с составным глагольным сказуемым, следует помнить, что инфинитив является в предложении целью после глаголов движения. Для проверки между глаголами можно поставить союз «чтобы»: пошла (чтобы) навестить.
Обстоятельства обстановки
Эти обстоятельства вызывают больше всего трудностей, потому что не всегда получается сразу их распознать. Во избежание ошибок следует обращать внимание на лексическое значение, как обстоятельства, так и всего предложения. К этому типу ошибочно можно задать два вопроса: «как?» и «при каком условии?». К примеру, работал «как?» в тишине или работал «при каких условиях?» в тишине.
Но фраза «в тишине» не является ни образом действия, ни обстоятельством условия. С лексической точки зрения правильнее сказать, что здесь отражена обстановка, во время которой происходило действие. Таким образом, в подобных случаях целесообразнее задавать вопрос «при какой ситуации?» или «в какой обстановке?».
Чаще всего с целью описать обстановку используются предложные формы имен существительных: в тишине, при свете, на ветру, на солнышке, во мгле, в тумане и другие.
Обстоятельство причины
Этот тип указывает на причину, в результате чего проявился признак или совершилось действие. К таким словам задаются вопросы «почему», «по какой причине», «отчего?», и выражаются они:
- словосочетаниями — задремал «почему?» в силу определенных событий;
- наречиями причины — ударил «почему?» сгоряча;
- существительными в форме косвенных падежей — молчал «по какой причине?» из вежливости.
Обстоятельства сравнения
Данный тип отражает сопоставление действия: крутился «подобно чему?» юлой. Разновидность ориентирована на сравнение предметов, свойств и отвечает также на вопрос «как?». Наличие вопроса «как?» часто является причиной, по которой эту разновидность путают с наречием образа действия. Во избежание ошибок следует помнить, что образ действия не предполагает сравнение. Например: писать «как?» аккуратно.
Обстоятельство в роли сравнения чаще всего выражается:
- формой существительного в творительном падеже — порхала «как?» мотыльком;
- сравнительным оборотом — бел «как?» как мел;
- фразеологизмом — упал «как?» как снег на голову.
Обстоятельства условия
Разновидность выражает условие, при котором осуществлялось или будет осуществляться действие. Здесь актуален вопрос «при каком условии?»: экскурсию отменят «при каком условии?» при плохой погоде.
Данная разновидность выражается преимущественно существительными в форме косвенных падежей и деепричастиями, а также их оборотами:
- добьюсь успеха «при каком условии?» при старании — существительное в предложном падеже;
- прочитав книгу, смог раскрыть личность автора — деепричастный оборот.
С условием часто путают обстоятельство уступки, показывающее условие, вопреки которому совершается действие. Для этого типа характерен вопрос «несмотря на что?»: экскурсия состоялась «несмотря на что?» вопреки ожиданиям.
Выражаются уступки деепричастными оборотами или сочетанием существительного со следующими предлогами: несмотря на, вопреки, невзирая на и другими.
Как найти обстоятельство в предложении
Чтобы безошибочно найти обстоятельство и определить его разновидность, следует разобрать синтаксическую конструкцию по членам предложения, начиная с грамматический основы. К примеру, «В лесу часто пели птицы». Если в приведенном примере начинать разбор с первого слова, то может получиться, что фраза «в лесу» будет отвечать на вопрос «в чем?».
Подобная ошибка станет причиной не только неправильного разбора, но и исказит с логической точки зрения суть предложения. Вопрос «в чем?» актуален в случаях, когда речь идет о предмете, находящемся в чем-либо: в пакете, в ящике и прочее.
Чтобы безошибочно определить члены предложения и правильно их подчеркнуть, следует первым делом выделить грамматическую основу: птицы пели. Затем целесообразно будет узнать, где пели птицы. В предложении говорится, что это происходило в лесу (где?). Значит упомянутая фраза является обстоятельством места.
Без внимания осталось слово «часто». Очевидно, что «часто» относится к глаголу «пели» и является его образом действия: пели (как?) часто. Таким образом, перед нами обстоятельство образа действия.
Как выражаются обстоятельства
Если уметь отличать одну часть речи от другой, то способ выражения обстоятельств сложностей вызывать не будет. Чаще всего данный член предложения выражается наречием, существительным, деепричастием, деепричастным и сравнительным оборотом. В лингвистике имеется группа слов, именуемых «местоименными наречиями», которые в предложении также являются обстоятельством. К ним относятся слова «тут», «там», «оттуда» и другие.
Когда обстоятельство выражено наречием, его разновидность будет полностью соответствовать разряду наречия. В качестве примера возьмем слово «справа». Оно относится к наречиям места, поэтому в предложении будет ничем иным как обстоятельством места.
При работе с обстоятельствами, выраженными существительными с предлогом, важно не перепутать их с дополнениями. По этой причине рассуждения нужно начинать с определения грамматической основы. После логическая цепочка вопросов от главных членов к второстепенным позволит найти правильное решение.
Но при работе с обстоятельствами следует учитывать тот факт, что в отдельных случаях они могут быть обособленными, то есть выделенными с двух сторон запятыми. Это происходит, когда рассматриваемый член предложения выражен деепричастием, деепричастным или сравнительным оборотом. Во избежание ошибок нужно изучить правила обособления обстоятельств.
Примеры предложений с обстоятельствами разных значений
Предложения с обстоятельствами всех значений широко используются как в устной речи, так и в письменной. Стиль речи в данном случае не имеет никакого значения. Наиболее употребительными считаются обстоятельства:
- Места: «Книга находится (где?) в библиотеке».
- Времени: «Дождь будет (когда?) сегодня».
- Образа действия: «Работа выполнена (как?) хорошо».
- Меры и степени: «Задание сделано (насколько?) наполовину».
Виды, представленные ниже, в речи можно услышать часто, но их значение, как правило, вызывает вопросы по причине схожести некоторых видов. К примеру, обстоятельства уступки часто путаются с условием, а причина с целью.
Для закрепления материала рекомендуется рассмотреть следующие примеры:
- Уступки: «На прогулку хотелось выйти (вопреки чему?), несмотря на запрет врача».
- Условия: «Нужно много работать (при каком условии?) при желании победить».
- Цели: «Кучер замахнулся (зачем?) ударить лошадь».
- Причины: «Ребенок выглядывал (почему?) из любопытства».
В отдельных случаях обстоятельство обстановки путают с условием. Например, в предложении «Детям всегда лучше гулять (при каких условиях?) в тихую погоду» имеется обстоятельство обстановки. Но в предложении «Прекрасен Днепр (при каком условии?) в лунную ночь» обстоятельство будет условием, при котором река является красивой.
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/opredelenie-dopolnenie-obstoyatelstvo.html
http://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/8/obstoyatelstvo-ego-vidy-i-sposoby-vyrazheniya