Обсуждение поступков правописание сочетаний жи ши

Презентация и конспект урока русского языка в 1 классе на тему: «Речевая ситуация: обсуждение поступков. Правописание сочетаний жи-, ши-» Программа «Начальная школа XXI века»

Выбранный для просмотра документ РУСС. ОТКР ЖИ-ШИ 1 В КЛАСС.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русский язык 1 класс Программа «Начальная школа XXI века» Рощина Н.Н.

Запомни ЖИ – ШИ пиши с буквой И.

/ Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. Язык

очень хочется о чём-то рассказать; замолчать, отказаться говорить; зря проводить время в болтовне; Когда так говорят: «язык чешется» — «проглотить язык» — «чесать языком» —

Высказывания Прости меня, пожалуйста. Я нечаянно. Извините меня, пожалуйста. Знаешь, мне стыдно за это. Прости меня.

умываюсь — причёсываюсь — «умываю себя» «причёсываю себя» Что делаю? Я извиняюсь — «я извиняю себя» — сь « себя»

ручей бежит котёнок бежит — котёнок дрожит — ручей дрожит

Вставьте пропущенные в словах буквы. Выделите жи-ши. Подчеркните лишнее слово. Ш. шки, снеж. нки, луж. кувш. н, подш. л. Задание по выбору:

2. Подберите подходящее по смыслу слово из слов для справок. Подчеркните жи-ши. Летучие. колючие. густые . . Слова для справок: камыш, ёж, мышь. Задание по выбору:

3. Замените выделенные слова близким по значению словом с сочетанием жи-ши. Выделите орфограмму. просторные улицы -_________________ ароматный чай — ____________________ мохнатые ели — _____________________ Задание по выбору:

Проверка : Шишки, снежинки, лужи, кувшин, подшил 2. Летучие мыши, колючие ежи, густые камыши 3. Просторные улицы – широкие ароматный чай – душистый мохнатые ели – пушистые

У меня получилось. Мне было сложно. Продолжи высказывание:

Выбранный для просмотра документ конспект ЖИ-ШИ ОТКР. РУССК. 1 В.docx

Правописание сочетаний жи-, ши-»

Тема: Речевая ситуация: обсуждение поступков. Правописание сочетаний жи-, ши- (С. 63-66 Т. с. 68)

Цели деятельности педагога : создать условия для овладения диалогической формой речи, нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-, ши-), письму предложений с соблюдением гигиенических норм.

знают твёрдые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки, слово и предложение, кратко характеризуют условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решают учебные и практические задачи – используют нормы речевого этикета, списывают тексты, ставят точку в конце предложения; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

используют речь для регуляции своего действия, оперируют диалогической формой речи, соблюдают грамматические нормы произношения.

общеучебные – моделируют на основе приведенного текста монологические высказывания о собственных поступках; овладевают нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; применяют правила правописания сочетаний жи-, ши- ; логические – формулируют простые выводы о характере героя, его поступках (с опорой на текст); осуществляют анализ речевых формул извинения в соотношении с приведёнными ситуациями общения.

умеют принимать и сохранять учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Рабочая тетрадь №1, мультимедийная установка, оформленная доска, карточки для индивидуальной работы и работы в парах.

I. Организационный момент.

Приветствие, доброжелательный настрой школьников.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

II. Актуализация знаний (шипящие согласные).

— Прочитайте звуки: [ж], [ш], [л], [щ’], [ч’]

— назовите лишний (лишний [л] — сонорный)

— что общего у остальных звуков (это согл. звуки, шипящие)

— разделите шипящие на две группы.

— чем они отличаются

( [ж], [ш] — непарные твёрдые, [щ’], [ч’] — непарные мягкие).

— К нам на урок пришёл гость.

— Из какой сказки? (Валерия Шульжика «Приключения Фунтика»)

— Кто главные герои сказки? (дядюшка Мокус, обезьянка Бамбино)

— Об увлекательных приключениях поросёнка Фунтика и его друзей вы можете узнать из серии книг: Неуловимый Фунтик. Фунтик почти попался. Фунтик и старушка с усами. Фунтик в цирке.

— Наш герой предлагает собрать пословицу — дана Ж . знь дела на добрые

— Подумал Фунтик и записал слово жизнь так — Ж ы знь.

Согласны или нет?

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

— Догадались, какая тема урока?

— » Правописание сочетаний жи-ши»

— Поставьте перед собой цель, чему будем учиться?

— Научимся правильно писать сочетания жи-ши .

ІV. Работа над правилом.

— Скажите, какие гласные можно писать после букв ж и ш?

— Сделайте вывод, какие гласные будем писать в сочетаниях: жи-ши

Давайте исправим ошибку Фунтика. Запишите пословицу на листе. Подчеркните орфограмму.

V. Работа по теме урока.

1. — Как вы понимаете значение пословицы.

— Что такое доброта? Обратимся к словарю С. И. Ожегова. Дежурные по словарю (вторая парта). Добротаотзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Послушайте, как Фунтик поёт о доброте. (Покачиваемся в такт.)

— Вы обратили внимание на строки, в которых сказано, что доброта идёт от сердца к сердцу.

Прочитайте пословицу: «Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать».

2. Работа над словарным словом — язык.

Я зык — слово словарное. Делим на слоги, ставим ударение. Назовите 1 слог, 2- слог. Запишите с новой строки.

Сейчас работа в парах.

— Возьмите жёлтую карточку и карандаш. Послушайте задание. В левом столбике даны «крылатые выражения», а в правом — их значения. Только они перепутались. Соедините крылатое выражение и его значение.

— Проверим. Когда так говорят?

Учитель читает стихотворение А. Барто

– Как зовут героя этого стихотворения? Можем сказать, что мальчик не плохой? Почему?

2. Речевое общение . Работа над высказываниями.

— Посоветуйте Вовке, как ему лучше попросить прощения. В учебнике на стр. 65 прочитаем, как еще можно попросить прощения. (Читает 1 ученик)

— Прочитайте слова. Поставьте вопрос. («Что делаю?») Что общего в словах? (часть — сь ) Часть слова -сь — обозначает — себя .

— Почему нельзя попросить прощения так — «я извиняюсь» ? (значит — «я извиняю себя»)

— А как нужно сказать? «Извините меня» (вместе повторить)

Прочитайте выделенное слово ( ре ши л ), поставьте вопрос. Какое правило нужно помнить, чтобы не допустить ошибку?

VI. Физминутка. Игра «Больше — меньше» Если «жи» — больше, если «ши» — меньше. Сторожит, шуршит, ворошит, жужжит, кружит. Что общего у этих слов? (Отвечают на вопрос — что делает?)

VII. Продолжение работы по теме урока.

3. Работа над упражнением 5 стр. 66. Послушайте задание.

Прочитайте отрывок из стихотворения Елены Благининой и Владимира Суслова. 1 вар. — найдите первую строчку в стихотворении Е. Благининой. Запишите на лист. 2 вар. найдите первую стр. в стихотворении В. Суслова. Запишите на лист.

Проверим. В каких словах встретили жи-ши, как написали. Найдите в упражнении слова, которые отвечают на

вопрос — что делала? — (шила), найдите слова, которые отвечают на вопрос — что делает? — (бежит, дрожит). Запишите. Подчеркните сочетания ж и ш и .

− В каких случаях прямое значение, а в каких – переносное?

VІІI. Закрепление. Задание по — выбору.

— Задание по выбору. Прочитайте задание и выполните его на карточке.

1. Вставьте пропущенные в словах буквы.

Ш . шки, снеж . нки, луж . кувш . н, подш . л.

2. Подберите подходящее по смыслу слово из слов для справок.

Летучие. колючие. густые .

Слова для справок : камыш, ёж, мышь.

3. Замените выделенные слова близким по значению словом с сочетанием ж и ш и . Выделите орфограмму.

Урок 20. РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ: ОБСУЖДЕНИЕ ПОСТУПКОВ. ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЖИ-, ШИ-.

Педагогические задачи: создать условия для овладения диалогической формой речи, нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-, ши-), письму предложений с соблюдением гигиенических норм.

Просмотр содержимого документа
«Урок 20. РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ: ОБСУЖДЕНИЕ ПОСТУПКОВ. ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЖИ-, ШИ-.»

Урок 20
речевая ситуация: обсуждение поступков.
Правописание сочетаний
ЖИ-, ШИ

Педагогические задачи: создать условия для овладения диалогической формой речи, нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-, ши-), письму предложений с соблюдением гигиенических норм.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки, слово и предложение, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решать учебные и практические задачи – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета, списывать тексты, ставить точку в конце предложения; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – моделирование на основе приведенного текста монологического высказывания о собственных поступках; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; применение правила правописания сочетаний жи-, ши-; логические – формулирование простых выводов о характере героя, его поступках (с опорой на текст); осуществление анализа речевых формул извинения в соотношении с приведёнными ситуациями общения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.

Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

I. Организационный момент (Л. + К.).

– Спешите делать добро – это девиз нашего урока.

Учитель читает стихотворение А. Барто (упражнение 1 в учебнике).

– Как зовут героя этого стихотворения? Какой у него характер? Перечитайте стихотворение самостоятельно и назовите слова, которые говорят, что мальчик не плохой. Почему Вовка стал стесняться доброты? Что вы ему посоветуете?

II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

– Давайте вместе с Вовкой отправимся на планету Добра. Там проводятся соревнования на знание жи-, ши-. Примем в них участие.

Прочитайте пословицу: «Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать».

Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим.

III. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

Речевое общение (упражнение 2) (К.).

− Прочитайте рассказ девочки. У кого из вас случалось в жизни нечто подобное? Расскажите, если хотите. Что приходилось предпринимать в подобных ситуациях? (Мириться, просить прощения.)

Коллективное выполнение упражнения 3 (П. + К.).

− Прочитайте на с. 61, о чём предлагают подумать авторы учебника. Как вы ответите на поставленный авторами учебника вопрос? (Смысл данного прощения: «Я извиняю себя».)

− На какой вопрос отвечают слова, оканчивающиеся на -сь?

− Назовите выделенное слово в упражнении 1. Задайте к нему вопрос. Какое правило надо применить, чтобы не ошибиться в написании этого слова? (Жи-, ши- пиши с буквой и.)

Выполнение упражнения 5 по вариантам.

Упражнение «Трудное задание».

− Прочитайте пары словосочетаний: ручей бежит – котёнок бежит; ручей дрожит – котёнок дрожит.

− В каких случаях прямое значение, а в каких – переносное?

Словарно-орфографическая работа (П.).

 Будь смелым не языком, а делом.

 Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.

За столом сказала мать:

− Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

− А болтать ногами можно?

− Когда так говорят:

 «язык чешется» – очень хочется о чём-то рассказать;

 «проглотить язык» – замолчать, отказаться говорить;

 «чесать языком» – зря проводить время в болтовне;

 «вертится на языке» – то, о чём никак не можешь вспомнить.

Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Не хотел котёнок мыться –

Опрокинул он корытце

И в углу за сундуком

Моет лапу языком.

Игра «Какой по характеру?» (Л. + Р.).

Учитель называет сказочных героев. Если герой добрый, учащиеся хлопают в ладоши, а если злой – топают. (Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Бармалей, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка.)

2. Работа в тетради «Русский язык» (К. + Р.).

Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)

В траве живой колючий мяч

Щетинится и ёжится.

– Ну, покажись, дружок, не прячь

Свою смешную рожицу!

Но ёжик фыркает, бормочет –

Со мной знакомиться не хочет.

Упражнение «Попробуй написать буквы, не отрывая ручки от бумаги».

– Назовите элементы, из которых состоит буква а. Запишите букву безотрывно в воздухе (тетради).

Аналогичная работа с буквами б, д.

Упражнение «Вставь в предложения пропущенные слова». (Фронтальная работа.)

– Прочитайте слова-подсказки. Можно ли каждое слово прочитать по-другому? (Слова́ – сло́ва, зи́мы – зимы́, холода́ – хо́лода, кружки́ – кру́жки, стрелки́ – стре́лки, бело́к – бе́лок.)

– Впишите слова в предложения, поставьте в них знак ударения. Спишите предложения в тетрадь.

Упражнение «Подбери к слову из левого столбика подходящие имя и фамилию из правого». (Работа в парах.)

– Соедините карандашом левый и правый столбики. (Писатель Николай Носов, космонавт Юрий Гагарин, поэт Александр Пушкин, художник Иван Шишкин, композитор Петр Чайковский.)

– Запишите получившиеся сочетания слов. Почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие – с заглавной?

Упражнение «Собери из слогов слова». (Самостоятельная работа.)

Проверка выполненной работы. (Лыжи, моржи, груши, мыши; жираф, шина, шишка, живот.)

– Подчеркните в словах буквосочетания жи-, ши-.

– Придумайте и запишите 2–3 слова на данное правило.

– Обратите внимание на слова: площадке, невероятный, хоккей, надеты, косолапым. (Слова записаны на доске.)

– Спишите текст. Второе предложение проговорите несколько раз, а потом запишите по памяти.

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ: ОБСУЖДЕНИЕ ПОСТУПКОВ. ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЖИ-, ШИ- .
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

КОНСПЕКТ

урока по русскому языку

Дата: 17 марта 2015 г.

Класс: 1 «Б», программа Виноградовой.

ТЕМА: * речевая ситуация: обсуждение поступков.
* Правописание сочетаний ЖИ-, ШИ-

Педагогические задачи: создать условия для овладения диалогической формой речи, нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-, ши-), письму предложений с соблюдением гигиенических норм.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки, слово и предложение, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решать учебные и практические задачи – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета, списывать тексты, ставить точку в конце предложения; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – моделирование на основе приведенного текста монологического высказывания о собственных поступках; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; применение правила правописания сочетаний жи-, ши-; логические – формулирование простых выводов о характере героя, его поступках (с опорой на текст); осуществление анализа речевых формул извинения в соотношении с приведёнными ситуациями общения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.

Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_rya_zhi_shi.zip18.28 КБ

Предварительный просмотр:

урока по русскому языку

Дата: 17 марта 2015 г.

Класс: 1 «Б», программа Виноградовой.

ТЕМА: * РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ: ОБСУЖДЕНИЕ ПОСТУПКОВ.
* ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЖИ-, ШИ —

Педагогические задачи: создать условия для овладения диалогической формой речи, нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-, ши-), письму предложений с соблюдением гигиенических норм.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки, слово и предложение, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решать учебные и практические задачи – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета, списывать тексты, ставить точку в конце предложения; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – моделирование на основе приведенного текста монологического высказывания о собственных поступках; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; применение правила правописания сочетаний жи-, ши- ; логические – формулирование простых выводов о характере героя, его поступках (с опорой на текст); осуществление анализа речевых формул извинения в соотношении с приведёнными ситуациями общения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.

Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

  1. Организационный момент (Л. + К.).

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

Руки шире, руки выше –

Руки шире, руки ниже –

Тихо сели на урок.

Будь школьником всегда сознательным –

За партою не вешай носа.

Сядь прямо – знаком восклицательным,

Но не сиди, как знак вопроса!

— Сегодняшняя наша гостья Надежда Николаевна пришла к нам не с пустыми руками. Она приготовила для вас интересный текст – загадку.

ОТГАДАЙТЕ, КТО Я?

Меня можно встретить в лесах и парках, на полянах и на опушках.

Я – маленький зверёк и питаюсь всем, что попадается мне на пути: опавшими плодами, грибами, орешками. Кроме того, я охочусь за насекомыми, червями, улитками и жуками. Могу напасть даже на змей – от их укусов меня спасают острые иглы на боках и спинке. В колючей шкурке у меня их почти 16 тысяч.

У меня острый слух и хороший нюх. Вечером и ночью я люблю путешествовать. За одну прогулку я могу пройти до 3 км. Днём я отдыхаю в укрытиях, свернувшись в неплотный клубок. Когда приходят холода, я впадаю в спячку и сплю до весны.

Обо мне люди даже сочинили загадки, например:

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

(Ёжик) + показ картинки

III. Сообщение темы урока.

Постановка учебной задачи. (+ показ темы урока на доске)

— Сегодня на уроке, ребята, мы вспомним, что означает выражение «быть колючим, как ёж»; нас ждёт речевая ситуация – обсуждение поступков; будем развивать орфографическую зоркость, вспоминая о правописании сочетаний ЖИ-ШИ, и другие орфограммы; снова станем работать над формированием каллиграфического навыка письма и оформления своей работы с соблюдением гигиенических норм.

— Откройте, пожалуйста, рабочие тетради с печатной основой на с . 65, урок 20, и посмотрите, каким там изображён ёжик.

— Как вы думаете, подходит ли эта картинка к стихотворению Г Сапгира, которое прочитает наизусть нам сейчас Аида?

В траве живой колючий мяч

Щетинится и ёжится.

– Ну, покажись, дружок, не прячь

Свою смешную рожицу!

Но ёжик фыркает, бормочет –

Со мной знакомиться не хочет.

— Нет, на картинке ёжик настроен доброжелательно, и скорее всего, хочет познакомиться. А в стихотворении – нет.

— А что указывает на доброжелательность? (Улыбка)

  • Выполните упр. 1 – «Дорисуй». (+ Звучит музыка – песня «Улыбка»)

IV. Работа в тетради «Русский язык» (К. + Р.).

  1. Упражнение 1 «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)

— Раскрасьте 1 ёжика и подумайте, что же означает выражение «колючий, как ёжик»?

  1. Упражнение 2 «Попробуй написать буквы, не отрывая ручки от бумаги».

– Назовите элементы, из которых состоит буква а . Запишите букву безотрывно в воздухе (тетради).

Аналогичная работа с буквами б, д .

  1. Задание: На 4 строке напишем словарные слова, в которых встретились эти буквы. Откроем словарик, проверим себя.

Адр е с, сп а сиб о , дор о га.

— Среди данных слов найдите и назовите слово, которое используется для вежливой формы общения, т. е. вежливое слово. (Спасибо)

— А какие слова вам ещё известны? (Пожалуйста, до свидания и др.)

— Как вы думаете, хорошо быть вежливым? А добрым?

— Предлагаю познакомиться с историей одного мальчика, который стеснялся доброты. Представляете себе?

— Для этого откроем учебники на с. 63, урок 20.

— Выполним упр. 1 – устно.

V. Работа по теме урока. Работа по учебнику.

1) Упр. 1, с. 63, урок 20 – устно.

Учитель читает стихотворение А. Барто (упражнение 1 в учебнике).

Беседа по содержанию:

  • Как зовут героя этого стихотворения?
  • Какой у него характер?
  • Перечитайте стихотворение самостоятельно и назовите слова, которые говорят, что мальчик не плохой.
  • Почему Вовка стал стесняться доброты?
  • Что вы ему посоветуете?

Фрагмент из м/ф про кота Леопольда –

Песенка «Если добрый ты…»

Н/Д: – « Спешите делать добро» – пусть это выражение станет девизом в вашей жизни.

Н/Д: «Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать».

— Как вы понимаете это высказывание? (В общении важны чувства.)

2) Упр. 2, с. 64 – устно.

Речевое общение (упражнение 2) (К.).

− Прочитайте рассказ девочки.

— У кого из вас случалось в жизни нечто подобное?

— Расскажите, если хотите. Что приходилось предпринимать в подобных ситуациях? (Мириться, просить прощения.)

3) Отгадайте загадку:

Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим.

4) Словарная работа: ЯЗЫК

— Чем интересно это слово? (Словарное.)

— Запишите в словарик, запомните. Поставьте ударение, подчеркните ошибкоопасное место.

Дополнительная работа со словом:

— Сколько в слове букв, звуков? Почему?

— Можно ли его перенести? Почему?

— Какие интересные пословиц, погооврки и стихи вызнаете об этом слове? Объясните, как понимаете.

5) Словарно-орфографическая работа (П.). Словесное рисование.

∙ Будь смелым не языком, а делом.

∙ Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.

За столом сказала мать:

− Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

− А болтать ногами можно?

− Когда так говорят:

∙ «язык чешется» – очень хочется о чём-то рассказать;

∙ «проглотить язык» – замолчать, отказаться говорить;

∙ «чесать языком» – зря проводить время в болтовне;

∙ «вертится на языке» – то, о чём никак не можешь вспомнить.

Не хотел котёнок мыться –

Опрокинул он корытце

И в углу за сундуком

Моет лапу языком.

Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

— А вот какой чудесный клад скрыт в каждом слове, мы знаем после физкульминутки.

1) Раз подняться, потянуться…

2) Игра «Какой по характеру?» (Л. + Р.).

Учитель называет сказочных героев. Если герой добрый, учащиеся хлопают в ладоши, а если злой – топают. (Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Бармалей, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Баба – Яга.)

VI. Закрепление ранее изученного.

1) Работа в тетради «Русский язык» (К. + Р.).

Упражнение 3 «Вставь в предложения пропущенные слова». (Фронтальная работа.)

– Прочитайте слова-подсказки. Можно ли каждое слово прочитать по-другому? (Слова́ – сло́ва, зи́мы – зимы́, холода́ – хо́лода, кружки́ – кру́жки, стрелки́ – стре́лки, бело́к – бе́лок.) + Н/Д

– Как влияет на слово постановка ударения?

— Какие ошибкоопасные места вы можете назвать?

— Впишите слова в предложения, поставьте в них знак ударения. Спишите предложения в тетрадь.

2) Работа по учебнику: с. 64 – 65 — упр. 3.

Коллективное выполнение упражнения 3 (П. + К.).

− Прочитайте на с. 61, о чём предлагают подумать авторы учебника. Как вы ответите на поставленный авторами учебника вопрос? (Смысл данного прощения: «Я извиняю себя».)

− На какой вопрос отвечают слова, оканчивающиеся на -сь ?

3) Работа по учебнику: с. 65. упр. 4.

− Назовите выделенное слово в упражнении 1. Задайте к нему вопрос. Какое правило надо применить, чтобы не ошибиться в написании этого слова? ( Жи-, ши- пиши с буквой и .)

  1. Работа в рабочей тетради, с. 68.

Упражнение «Собери из слогов слова». (Самостоятельная работа.)

Проверка выполненной работы. (Лыжи, моржи, груши, мыши; жираф, шина, шишка, живот.)

– Подчеркните в словах буквосочетания жи-, ши-.

– Придумайте и запишите 2–3 слова на данное правило.

ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ ИЛИ ДАТЬ Д/З, НО РАЗОБРАТЬ В КЛАССЕ:

  • Упражнение 4 в рабочей тетради:

«Подбери к слову из левого столбика подходящие имя и фамилию из правого». (Работа в парах.)

– Соедините карандашом левый и правый столбики. (Писатель Николай Носов, космонавт Юрий Гагарин, поэт Александр Пушкин, художник Иван Шишкин, композитор Петр Чайковский.)

– Запишите получившиеся сочетания слов. Почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие – с заглавной?

* Упражнение 6 «Спиши» в рабочей тетради.

– Обратите внимание на слова: площадке, невероятный, хоккей, надеты, косолапым. (Слова записаны на доске .)

– Спишите текст. Второе предложение проговорите несколько раз, а потом запишите по памяти.


источники:

http://multiurok.ru/files/urok-20-rechevaia-situatsiia-obsuzhdenie-postupkov.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/05/24/rechevaya-situatsiya-obsuzhdenie-postupkov-pravopisanie