Презентация и конспект урока русского языка в 1 классе на тему: «Речевая ситуация: обсуждение поступков. Правописание сочетаний жи-, ши-» Программа «Начальная школа XXI века»
Выбранный для просмотра документ РУСС. ОТКР ЖИ-ШИ 1 В КЛАСС.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Русский язык 1 класс Программа «Начальная школа XXI века» Рощина Н.Н.
Запомни ЖИ – ШИ пиши с буквой И.
/ Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. Язык
очень хочется о чём-то рассказать; замолчать, отказаться говорить; зря проводить время в болтовне; Когда так говорят: «язык чешется» — «проглотить язык» — «чесать языком» —
Высказывания Прости меня, пожалуйста. Я нечаянно. Извините меня, пожалуйста. Знаешь, мне стыдно за это. Прости меня.
умываюсь — причёсываюсь — «умываю себя» «причёсываю себя» Что делаю? Я извиняюсь — «я извиняю себя» — сь « себя»
ручей бежит котёнок бежит — котёнок дрожит — ручей дрожит
Вставьте пропущенные в словах буквы. Выделите жи-ши. Подчеркните лишнее слово. Ш. шки, снеж. нки, луж. кувш. н, подш. л. Задание по выбору:
2. Подберите подходящее по смыслу слово из слов для справок. Подчеркните жи-ши. Летучие. колючие. густые . . Слова для справок: камыш, ёж, мышь. Задание по выбору:
3. Замените выделенные слова близким по значению словом с сочетанием жи-ши. Выделите орфограмму. просторные улицы -_________________ ароматный чай — ____________________ мохнатые ели — _____________________ Задание по выбору:
Проверка : Шишки, снежинки, лужи, кувшин, подшил 2. Летучие мыши, колючие ежи, густые камыши 3. Просторные улицы – широкие ароматный чай – душистый мохнатые ели – пушистые
У меня получилось. Мне было сложно. Продолжи высказывание:
Выбранный для просмотра документ конспект ЖИ-ШИ ОТКР. РУССК. 1 В.docx
Правописание сочетаний жи-, ши-»
Тема: Речевая ситуация: обсуждение поступков. Правописание сочетаний жи-, ши- (С. 63-66 Т. с. 68)
Цели деятельности педагога : создать условия для овладения диалогической формой речи, нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-, ши-), письму предложений с соблюдением гигиенических норм.
знают твёрдые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки, слово и предложение, кратко характеризуют условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решают учебные и практические задачи – используют нормы речевого этикета, списывают тексты, ставят точку в конце предложения; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
используют речь для регуляции своего действия, оперируют диалогической формой речи, соблюдают грамматические нормы произношения.
общеучебные – моделируют на основе приведенного текста монологические высказывания о собственных поступках; овладевают нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; применяют правила правописания сочетаний жи-, ши- ; логические – формулируют простые выводы о характере героя, его поступках (с опорой на текст); осуществляют анализ речевых формул извинения в соотношении с приведёнными ситуациями общения.
умеют принимать и сохранять учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.
Фронтальная, в парах, индивидуальная.
Рабочая тетрадь №1, мультимедийная установка, оформленная доска, карточки для индивидуальной работы и работы в парах.
I. Организационный момент.
Приветствие, доброжелательный настрой школьников.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
II. Актуализация знаний (шипящие согласные).
— Прочитайте звуки: [ж], [ш], [л], [щ’], [ч’]
— назовите лишний (лишний [л] — сонорный)
— что общего у остальных звуков (это согл. звуки, шипящие)
— разделите шипящие на две группы.
— чем они отличаются
( [ж], [ш] — непарные твёрдые, [щ’], [ч’] — непарные мягкие).
— К нам на урок пришёл гость.
— Из какой сказки? (Валерия Шульжика «Приключения Фунтика»)
— Кто главные герои сказки? (дядюшка Мокус, обезьянка Бамбино)
— Об увлекательных приключениях поросёнка Фунтика и его друзей вы можете узнать из серии книг: Неуловимый Фунтик. Фунтик почти попался. Фунтик и старушка с усами. Фунтик в цирке.
— Наш герой предлагает собрать пословицу — дана Ж . знь дела на добрые
— Подумал Фунтик и записал слово жизнь так — Ж ы знь.
— Согласны или нет?
ІІІ. Сообщение темы и цели урока.
— Догадались, какая тема урока?
— » Правописание сочетаний жи-ши»
— Поставьте перед собой цель, чему будем учиться?
— Научимся правильно писать сочетания жи-ши .
ІV. Работа над правилом.
— Скажите, какие гласные можно писать после букв ж и ш?
— Сделайте вывод, какие гласные будем писать в сочетаниях: жи-ши
Давайте исправим ошибку Фунтика. Запишите пословицу на листе. Подчеркните орфограмму.
V. Работа по теме урока.
1. — Как вы понимаете значение пословицы.
— Что такое доброта? Обратимся к словарю С. И. Ожегова. Дежурные по словарю (вторая парта). Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Послушайте, как Фунтик поёт о доброте. (Покачиваемся в такт.)
— Вы обратили внимание на строки, в которых сказано, что доброта идёт от сердца к сердцу.
Прочитайте пословицу: «Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать».
2. Работа над словарным словом — язык.
Я зык — слово словарное. Делим на слоги, ставим ударение. Назовите 1 слог, 2- слог. Запишите с новой строки.
Сейчас работа в парах.
— Возьмите жёлтую карточку и карандаш. Послушайте задание. В левом столбике даны «крылатые выражения», а в правом — их значения. Только они перепутались. Соедините крылатое выражение и его значение.
— Проверим. Когда так говорят?
Учитель читает стихотворение А. Барто
– Как зовут героя этого стихотворения? Можем сказать, что мальчик не плохой? Почему?
2. Речевое общение . Работа над высказываниями.
— Посоветуйте Вовке, как ему лучше попросить прощения. В учебнике на стр. 65 прочитаем, как еще можно попросить прощения. (Читает 1 ученик)
— Прочитайте слова. Поставьте вопрос. («Что делаю?») Что общего в словах? (часть — сь ) Часть слова -сь — обозначает — себя .
— Почему нельзя попросить прощения так — «я извиняюсь» ? (значит — «я извиняю себя»)
— А как нужно сказать? «Извините меня» (вместе повторить)
Прочитайте выделенное слово ( ре ши л ), поставьте вопрос. Какое правило нужно помнить, чтобы не допустить ошибку?
VI. Физминутка. Игра «Больше — меньше» Если «жи» — больше, если «ши» — меньше. Сторожит, шуршит, ворошит, жужжит, кружит. Что общего у этих слов? (Отвечают на вопрос — что делает?)
VII. Продолжение работы по теме урока.
3. Работа над упражнением 5 стр. 66. Послушайте задание.
Прочитайте отрывок из стихотворения Елены Благининой и Владимира Суслова. 1 вар. — найдите первую строчку в стихотворении Е. Благининой. Запишите на лист. 2 вар. найдите первую стр. в стихотворении В. Суслова. Запишите на лист.
Проверим. В каких словах встретили жи-ши, как написали. Найдите в упражнении слова, которые отвечают на
вопрос — что делала? — (шила), найдите слова, которые отвечают на вопрос — что делает? — (бежит, дрожит). Запишите. Подчеркните сочетания ж и — ш и .
− В каких случаях прямое значение, а в каких – переносное?
VІІI. Закрепление. Задание по — выбору.
— Задание по выбору. Прочитайте задание и выполните его на карточке.
1. Вставьте пропущенные в словах буквы.
Ш . шки, снеж . нки, луж . кувш . н, подш . л.
2. Подберите подходящее по смыслу слово из слов для справок.
Летучие. колючие. густые .
Слова для справок : камыш, ёж, мышь.
3. Замените выделенные слова близким по значению словом с сочетанием ж и — ш и . Выделите орфограмму.
Урок 20. РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ: ОБСУЖДЕНИЕ ПОСТУПКОВ. ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЖИ-, ШИ-.
Педагогические задачи: создать условия для овладения диалогической формой речи, нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-, ши-), письму предложений с соблюдением гигиенических норм.
Просмотр содержимого документа
«Урок 20. РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ: ОБСУЖДЕНИЕ ПОСТУПКОВ. ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЖИ-, ШИ-.»
Урок 20
речевая ситуация: обсуждение поступков.
Правописание сочетаний ЖИ-, ШИ—
Педагогические задачи: создать условия для овладения диалогической формой речи, нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-, ши-), письму предложений с соблюдением гигиенических норм.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки, слово и предложение, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решать учебные и практические задачи – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета, списывать тексты, ставить точку в конце предложения; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – моделирование на основе приведенного текста монологического высказывания о собственных поступках; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; применение правила правописания сочетаний жи-, ши-; логические – формулирование простых выводов о характере героя, его поступках (с опорой на текст); осуществление анализа речевых формул извинения в соотношении с приведёнными ситуациями общения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.
Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.
I. Организационный момент (Л. + К.).
– Спешите делать добро – это девиз нашего урока.
Учитель читает стихотворение А. Барто (упражнение 1 в учебнике).
– Как зовут героя этого стихотворения? Какой у него характер? Перечитайте стихотворение самостоятельно и назовите слова, которые говорят, что мальчик не плохой. Почему Вовка стал стесняться доброты? Что вы ему посоветуете?
II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
– Давайте вместе с Вовкой отправимся на планету Добра. Там проводятся соревнования на знание жи-, ши-. Примем в них участие.
Прочитайте пословицу: «Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать».
Всегда он в работе, когда говорим,
А отдыхает, когда мы молчим.
III. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
Речевое общение (упражнение 2) (К.).
− Прочитайте рассказ девочки. У кого из вас случалось в жизни нечто подобное? Расскажите, если хотите. Что приходилось предпринимать в подобных ситуациях? (Мириться, просить прощения.)
Коллективное выполнение упражнения 3 (П. + К.).
− Прочитайте на с. 61, о чём предлагают подумать авторы учебника. Как вы ответите на поставленный авторами учебника вопрос? (Смысл данного прощения: «Я извиняю себя».)
− На какой вопрос отвечают слова, оканчивающиеся на -сь?
− Назовите выделенное слово в упражнении 1. Задайте к нему вопрос. Какое правило надо применить, чтобы не ошибиться в написании этого слова? (Жи-, ши- пиши с буквой и.)
Выполнение упражнения 5 по вариантам.
Упражнение «Трудное задание».
− Прочитайте пары словосочетаний: ручей бежит – котёнок бежит; ручей дрожит – котёнок дрожит.
− В каких случаях прямое значение, а в каких – переносное?
Словарно-орфографическая работа (П.).
Будь смелым не языком, а делом.
Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.
За столом сказала мать:
− Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
− А болтать ногами можно?
− Когда так говорят:
«язык чешется» – очень хочется о чём-то рассказать;
«проглотить язык» – замолчать, отказаться говорить;
«чесать языком» – зря проводить время в болтовне;
«вертится на языке» – то, о чём никак не можешь вспомнить.
Наш язык и скромен, и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Не хотел котёнок мыться –
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапу языком.
Игра «Какой по характеру?» (Л. + Р.).
Учитель называет сказочных героев. Если герой добрый, учащиеся хлопают в ладоши, а если злой – топают. (Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Бармалей, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка.)
2. Работа в тетради «Русский язык» (К. + Р.).
Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)
В траве живой колючий мяч
Щетинится и ёжится.
– Ну, покажись, дружок, не прячь
Свою смешную рожицу!
Но ёжик фыркает, бормочет –
Со мной знакомиться не хочет.
Упражнение «Попробуй написать буквы, не отрывая ручки от бумаги».
– Назовите элементы, из которых состоит буква а. Запишите букву безотрывно в воздухе (тетради).
Аналогичная работа с буквами б, д.
Упражнение «Вставь в предложения пропущенные слова». (Фронтальная работа.)
– Прочитайте слова-подсказки. Можно ли каждое слово прочитать по-другому? (Слова́ – сло́ва, зи́мы – зимы́, холода́ – хо́лода, кружки́ – кру́жки, стрелки́ – стре́лки, бело́к – бе́лок.)
– Впишите слова в предложения, поставьте в них знак ударения. Спишите предложения в тетрадь.
Упражнение «Подбери к слову из левого столбика подходящие имя и фамилию из правого». (Работа в парах.)
– Соедините карандашом левый и правый столбики. (Писатель Николай Носов, космонавт Юрий Гагарин, поэт Александр Пушкин, художник Иван Шишкин, композитор Петр Чайковский.)
– Запишите получившиеся сочетания слов. Почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие – с заглавной?
Упражнение «Собери из слогов слова». (Самостоятельная работа.)
Проверка выполненной работы. (Лыжи, моржи, груши, мыши; жираф, шина, шишка, живот.)
– Подчеркните в словах буквосочетания жи-, ши-.
– Придумайте и запишите 2–3 слова на данное правило.
– Обратите внимание на слова: площадке, невероятный, хоккей, надеты, косолапым. (Слова записаны на доске.)
– Спишите текст. Второе предложение проговорите несколько раз, а потом запишите по памяти.
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ: ОБСУЖДЕНИЕ ПОСТУПКОВ. ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЖИ-, ШИ- .
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
КОНСПЕКТ
урока по русскому языку
Дата: 17 марта 2015 г.
Класс: 1 «Б», программа Виноградовой.
ТЕМА: * речевая ситуация: обсуждение поступков.
* Правописание сочетаний ЖИ-, ШИ-
Педагогические задачи: создать условия для овладения диалогической формой речи, нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-, ши-), письму предложений с соблюдением гигиенических норм.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки, слово и предложение, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решать учебные и практические задачи – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета, списывать тексты, ставить точку в конце предложения; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – моделирование на основе приведенного текста монологического высказывания о собственных поступках; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; применение правила правописания сочетаний жи-, ши-; логические – формулирование простых выводов о характере героя, его поступках (с опорой на текст); осуществление анализа речевых формул извинения в соотношении с приведёнными ситуациями общения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.
Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_rya_zhi_shi.zip | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
урока по русскому языку
Дата: 17 марта 2015 г.
Класс: 1 «Б», программа Виноградовой.
ТЕМА: * РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ: ОБСУЖДЕНИЕ ПОСТУПКОВ.
* ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЖИ-, ШИ —
Педагогические задачи: создать условия для овладения диалогической формой речи, нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-, ши-), письму предложений с соблюдением гигиенических норм.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки, слово и предложение, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решать учебные и практические задачи – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета, списывать тексты, ставить точку в конце предложения; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – моделирование на основе приведенного текста монологического высказывания о собственных поступках; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; применение правила правописания сочетаний жи-, ши- ; логические – формулирование простых выводов о характере героя, его поступках (с опорой на текст); осуществление анализа речевых формул извинения в соотношении с приведёнными ситуациями общения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.
Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.
- Организационный момент (Л. + К.).
Вот звонок нам дал сигнал –
Поработать час настал.
Руки шире, руки выше –
Руки шире, руки ниже –
Тихо сели на урок.
Будь школьником всегда сознательным –
За партою не вешай носа.
Сядь прямо – знаком восклицательным,
Но не сиди, как знак вопроса!
— Сегодняшняя наша гостья Надежда Николаевна пришла к нам не с пустыми руками. Она приготовила для вас интересный текст – загадку.
ОТГАДАЙТЕ, КТО Я?
Меня можно встретить в лесах и парках, на полянах и на опушках.
Я – маленький зверёк и питаюсь всем, что попадается мне на пути: опавшими плодами, грибами, орешками. Кроме того, я охочусь за насекомыми, червями, улитками и жуками. Могу напасть даже на змей – от их укусов меня спасают острые иглы на боках и спинке. В колючей шкурке у меня их почти 16 тысяч.
У меня острый слух и хороший нюх. Вечером и ночью я люблю путешествовать. За одну прогулку я могу пройти до 3 км. Днём я отдыхаю в укрытиях, свернувшись в неплотный клубок. Когда приходят холода, я впадаю в спячку и сплю до весны.
Обо мне люди даже сочинили загадки, например:
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(Ёжик) + показ картинки
III. Сообщение темы урока.
Постановка учебной задачи. (+ показ темы урока на доске)
— Сегодня на уроке, ребята, мы вспомним, что означает выражение «быть колючим, как ёж»; нас ждёт речевая ситуация – обсуждение поступков; будем развивать орфографическую зоркость, вспоминая о правописании сочетаний ЖИ-ШИ, и другие орфограммы; снова станем работать над формированием каллиграфического навыка письма и оформления своей работы с соблюдением гигиенических норм.
— Откройте, пожалуйста, рабочие тетради с печатной основой на с . 65, урок 20, и посмотрите, каким там изображён ёжик.
— Как вы думаете, подходит ли эта картинка к стихотворению Г Сапгира, которое прочитает наизусть нам сейчас Аида?
В траве живой колючий мяч
Щетинится и ёжится.
– Ну, покажись, дружок, не прячь
Свою смешную рожицу!
Но ёжик фыркает, бормочет –
Со мной знакомиться не хочет.
— Нет, на картинке ёжик настроен доброжелательно, и скорее всего, хочет познакомиться. А в стихотворении – нет.
— А что указывает на доброжелательность? (Улыбка)
- Выполните упр. 1 – «Дорисуй». (+ Звучит музыка – песня «Улыбка»)
IV. Работа в тетради «Русский язык» (К. + Р.).
- Упражнение 1 «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)
— Раскрасьте 1 ёжика и подумайте, что же означает выражение «колючий, как ёжик»?
- Упражнение 2 «Попробуй написать буквы, не отрывая ручки от бумаги».
– Назовите элементы, из которых состоит буква а . Запишите букву безотрывно в воздухе (тетради).
Аналогичная работа с буквами б, д .
- Задание: На 4 строке напишем словарные слова, в которых встретились эти буквы. Откроем словарик, проверим себя.
Адр е с, сп а сиб о , дор о га.
— Среди данных слов найдите и назовите слово, которое используется для вежливой формы общения, т. е. вежливое слово. (Спасибо)
— А какие слова вам ещё известны? (Пожалуйста, до свидания и др.)
— Как вы думаете, хорошо быть вежливым? А добрым?
— Предлагаю познакомиться с историей одного мальчика, который стеснялся доброты. Представляете себе?
— Для этого откроем учебники на с. 63, урок 20.
— Выполним упр. 1 – устно.
V. Работа по теме урока. Работа по учебнику.
1) Упр. 1, с. 63, урок 20 – устно.
Учитель читает стихотворение А. Барто (упражнение 1 в учебнике).
Беседа по содержанию:
- Как зовут героя этого стихотворения?
- Какой у него характер?
- Перечитайте стихотворение самостоятельно и назовите слова, которые говорят, что мальчик не плохой.
- Почему Вовка стал стесняться доброты?
- Что вы ему посоветуете?
Фрагмент из м/ф про кота Леопольда –
Песенка «Если добрый ты…»
Н/Д: – « Спешите делать добро» – пусть это выражение станет девизом в вашей жизни.
Н/Д: «Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать».
— Как вы понимаете это высказывание? (В общении важны чувства.)
2) Упр. 2, с. 64 – устно.
Речевое общение (упражнение 2) (К.).
− Прочитайте рассказ девочки.
— У кого из вас случалось в жизни нечто подобное?
— Расскажите, если хотите. Что приходилось предпринимать в подобных ситуациях? (Мириться, просить прощения.)
3) Отгадайте загадку:
Всегда он в работе, когда говорим,
А отдыхает, когда мы молчим.
4) Словарная работа: ЯЗЫК
— Чем интересно это слово? (Словарное.)
— Запишите в словарик, запомните. Поставьте ударение, подчеркните ошибкоопасное место.
Дополнительная работа со словом:
— Сколько в слове букв, звуков? Почему?
— Можно ли его перенести? Почему?
— Какие интересные пословиц, погооврки и стихи вызнаете об этом слове? Объясните, как понимаете.
5) Словарно-орфографическая работа (П.). Словесное рисование.
∙ Будь смелым не языком, а делом.
∙ Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.
За столом сказала мать:
− Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
− А болтать ногами можно?
− Когда так говорят:
∙ «язык чешется» – очень хочется о чём-то рассказать;
∙ «проглотить язык» – замолчать, отказаться говорить;
∙ «чесать языком» – зря проводить время в болтовне;
∙ «вертится на языке» – то, о чём никак не можешь вспомнить.
Не хотел котёнок мыться –
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапу языком.
Наш язык и скромен, и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
— А вот какой чудесный клад скрыт в каждом слове, мы знаем после физкульминутки.
1) Раз подняться, потянуться…
2) Игра «Какой по характеру?» (Л. + Р.).
Учитель называет сказочных героев. Если герой добрый, учащиеся хлопают в ладоши, а если злой – топают. (Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Бармалей, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Баба – Яга.)
VI. Закрепление ранее изученного.
1) Работа в тетради «Русский язык» (К. + Р.).
Упражнение 3 «Вставь в предложения пропущенные слова». (Фронтальная работа.)
– Прочитайте слова-подсказки. Можно ли каждое слово прочитать по-другому? (Слова́ – сло́ва, зи́мы – зимы́, холода́ – хо́лода, кружки́ – кру́жки, стрелки́ – стре́лки, бело́к – бе́лок.) + Н/Д
– Как влияет на слово постановка ударения?
— Какие ошибкоопасные места вы можете назвать?
— Впишите слова в предложения, поставьте в них знак ударения. Спишите предложения в тетрадь.
2) Работа по учебнику: с. 64 – 65 — упр. 3.
Коллективное выполнение упражнения 3 (П. + К.).
− Прочитайте на с. 61, о чём предлагают подумать авторы учебника. Как вы ответите на поставленный авторами учебника вопрос? (Смысл данного прощения: «Я извиняю себя».)
− На какой вопрос отвечают слова, оканчивающиеся на -сь ?
3) Работа по учебнику: с. 65. упр. 4.
− Назовите выделенное слово в упражнении 1. Задайте к нему вопрос. Какое правило надо применить, чтобы не ошибиться в написании этого слова? ( Жи-, ши- пиши с буквой и .)
- Работа в рабочей тетради, с. 68.
Упражнение «Собери из слогов слова». (Самостоятельная работа.)
Проверка выполненной работы. (Лыжи, моржи, груши, мыши; жираф, шина, шишка, живот.)
– Подчеркните в словах буквосочетания жи-, ши-.
– Придумайте и запишите 2–3 слова на данное правило.
ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ ИЛИ ДАТЬ Д/З, НО РАЗОБРАТЬ В КЛАССЕ:
- Упражнение 4 в рабочей тетради:
«Подбери к слову из левого столбика подходящие имя и фамилию из правого». (Работа в парах.)
– Соедините карандашом левый и правый столбики. (Писатель Николай Носов, космонавт Юрий Гагарин, поэт Александр Пушкин, художник Иван Шишкин, композитор Петр Чайковский.)
– Запишите получившиеся сочетания слов. Почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие – с заглавной?
* Упражнение 6 «Спиши» в рабочей тетради.
– Обратите внимание на слова: площадке, невероятный, хоккей, надеты, косолапым. (Слова записаны на доске .)
– Спишите текст. Второе предложение проговорите несколько раз, а потом запишите по памяти.
http://multiurok.ru/files/urok-20-rechevaia-situatsiia-obsuzhdenie-postupkov.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/05/24/rechevaya-situatsiya-obsuzhdenie-postupkov-pravopisanie