Обучение грамоте и правописанию в 1 4 классах вспомогательной школы

Обучение грамоте и правописанию в 1 4 классах вспомогательной школы

Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе).

Основные задачи добукварного периода: подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.

Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.

Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Дети, у которых обнаруживается грубое нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.

Рабочая программа «Обучение грамоте и письмо» 1 класс 8 вид

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2011 г.

Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе).
Основные задачи добукварного периода: подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.

Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.

Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Дети, у которых обнаруживается грубое нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Учащиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова ( слог ) , звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.

Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.

На уроках русского языка проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. Большую помощь в подготовке учащихся к обучению грамоте, коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития может оказать использование леготехнологии (ЛЕГО ДУПЛО).

К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.

В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.

Букварный период. В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова ( ау, уа ), затем обратные слоги ( ам, ум ), после этого прямые слоги ( ма, му ), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Обучение грамоте в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.

— формирование навыка правильного и осознанного чтения;

-в ыработка элементарных навыков письма строчных и прописных букв.

— научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

-выработать элементарные навыки грамотного письма;

-повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

-научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-формировать нравственные качества

— формировать навык письменной речи;

— формировать каллиграфические навыки;

— обогащать и уточнить словарь;

— п робудить познавательный интерес к родному слову;

Наряду с этими задачами в процессе обучения чтению ведется работа по уточнению и развитию слухового восприятия ученика, развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

Ученик должен приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии, синтаксиса. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой ученика.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

-Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — М.: Просвещение 2011.

Содержание программы учебного предмета

1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».

2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
4. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам. Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.

5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.

Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).

Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги ( у-хо, ру-ка, го-ло-ва ) . Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков ( а, у,м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).
6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).
Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).

Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
7. Специальная подготовка к обучению письму.

Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.
Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап . Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х .

Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).

Образование из усвоенных звуков и букв слов ( ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.

Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с .

2-й этап . Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р .

Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур ( ма-ма, мы-ла ) .

Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога ( сом ) .

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р .

Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

3-й этап . Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т .

Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога ( па, ли, лук, вил ) .
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур ( пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик ) .

Чтение предложений из двух-трех слов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д .
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

4-й этап . Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ .

Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных ( тра, кни, пле ).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э .

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).

Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга).

Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу.

Зина учится (где?) в школе).

Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.

Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий ( хорошо — плохо, близко — далеко и др.).
Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса.

Повторение пройденного за год

Требования к уровню подготовки учащихся

различать звуки на слух и в произношении;

анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

писать строчные и прописные буквы;

списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

рисовать прямые линии в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключаться с одного с направления на другое, соблюдать пределы при штриховке прямыми линиями.

обводить карандашом на бумаге простейших фигуры по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закрашивать и заштриховывать;

рисовать прямые линии и несложные предметы из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв);

писать строчные и прописные буквы;

списывать с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

написание основных элементов рукописных букв в последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

Календарно – тематическое планирование

Письмо и развитие речи

Элементы букв. Пользование карандашом.

Мотивация познав. Деятельности

Элементы букв. Пользование ручкой

Имя отчество учителя

Развитие фонематического слуха. Развитие зрительного внимания

Ручка. Рисование палочек

Увеличение объема восприятия

Ручка. Рисование геометрических фигур

Развитие процесса обобщения

Обведение по шаблону геометрических фигур

Развитие координации движений

Рисование несложного орнамента

Увеличение объема запоминания

Рисование знакомых предметов и их распределение по цвету, форме, величине

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие координации движений

Обведение по трафарету знакомых предметов (яблоко, груша, огурец, морковь)

Коррекция личностных качеств

Проведение прямых линий по пунктирам в разных направлениях

Проведение прямых линий, непрерывных линий по наклонной

Развитие и коррекция памяти

Орнамент из палочек и их сочетаний

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Орнамент из геометрических фигур

Увеличение объема запоминания

Рисование по линейке: линии, палочки наклонные и вертикальные. Соединение палочек в разных сочетаниях

Развитие логического мышления

Обведение клеток по образцу, точкам самостоятельно

Развитие координации движений

Обводка, раскрашивание, штриховка геометрических фигур

Развитие навыков самостоятельности

Рисование геометрических фигур, на их основе знакомых предметов

Элементы букв А, О

Развитие словаря и фразовой речи

Написание буквы А, а

Написание быквы О.о

Коррекция и развитие познав. деятельности

Элементы буквы У

Развитие фонематического слуха

Написание букву У,у

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Элементы буквы М, м

Развитие фонематического слуха

Написание буквы М,м

Развитие зрительного внимания

Написание слогов -ма, -му, -мо

Коррекция личностных качеств

Элементы и написание буквы С.с

Коррекция и развитие памяти

Развитие долговременной памяти

Написание слов ма-ма, са-ма

Развитие координации движений

Элементы и написание буквы Х,х

Слоги -ха, -хо, -ах, -ох

Элементы и написание буквы Л,л. Слоги -ла, -ло, -лу

Развитие словаря и фразовой речи

Элементы и написание буквы Ы,ы. Слоги –мы, -сы

Написание слов мал, малы

Развитие кратковременной памяти

Буквы Н, н. Слоги –на, -но, -ну

Буква Р, р. Слоги –ра, -ро, -ру

Развитие координации движений

Чередование букв р – л

Буква П, п Слоги -па, -по, -пу

Развитие зрительного внимания

Буква К, к. Слоги –ка, -ко, -ку

Развитие фонетического слуха

Написание слов мо-ло-ко, ко-ро-ва

Мотивация познавательной деятельности

Написание буквы Т, т. Слоги –та, -ту, -то.

Развитие навыков самоконтроля

Написание буквы И, и. Слоги с буквой и.

Развитие словаря и фразовой речи

Написание буквы З,з. Слоги с буквой З,з.

Развитие зрительного внимания

Буква В, в. Написание слогов с буквой в.

Развитие слухового внимания

Буквы ж, ш. Слоги –жи, -ши

Коррекция и развитие памяти

Буква Б, б. Слоги с буквой б.

Развитие мелкой моторики

Буква Г,г. Слоги с буквой г.

Развитие и коррекция памяти

Буква Д, д. Слоги с буквой д

Буква Й . Слоги с буквой Й

Развитие зрительного внимания

Буква Е.е. Слоги с буквой е

Буква ь. Слоги с буквой ь

Развитие понимания словесных конструкций

Буква Ё,ё. Слоги с буквой ё

Развитие понимания фразовой речи

Буква Я.я. Слоги с буквой я

Развитие навыков самостоятельности

Буква Ю,ю. Слоги с буквой ю

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Буква Ц, ц. Слоги с буквой ц

Увеличение объема запоминания

Буква Ч, ч. Слоги с буквой ч

Буква Щ, щ. Слоги с буквой щ

Развитие координации движений

Буква Ф, ф. Слоги с буквой ф

Развитие навыков самостоятельности

Буква Э, э. Слоги с буквой э.

Буква ъ. Слоги с буквой ъ

Мотивация познав. деят-ти

Написание простых словосочетаний

Повышение уровня концентрации внимания

Написание коротких предложений под диктовку

Развитие процессов анализа, синтеза и обобщения

Обучение грамоте в специальной коррекционной школе VIII вида по Букварю Аксеновой А.К.
рабочая программа по теме

Данная рабочая программа составлена в соответствии с «Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы)» Москва, «Просвещение», 2011 г. под редакцией Бгажноковой И.М.. Букварь. 1 класс. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2009 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_po_obucheniyu_gramote_aksenova.docx79.27 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Урюпинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Рассмотрено на заседании Согласовано зам. директора по УВР Утверждено директором

МО учителей начальных классов « » ______________2012 г. « » _____________

Протокол №___ от____________

Руководитель МО________Ледокова Е.Г. Зам. директора по УВР__________ Сафошкина Г.В. Директор ____________Копаева А.В.

по предмету «Обучение грамоте»

Составитель: Ледокова Елена Геннадьевна

Данная рабочая программа составлена в соответствии с «Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы)» Москва, «Просвещение», 2011 г. под редакцией Бгажноковой И.М..

Используемый учебно-методический комплект:

  • Букварь. 1 класс. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2009 г.
  • Пропись. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 3 частях. 2009 г.
  • Дидактический материал. Добукварный период. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. 1 класс. , 2009 г.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы), Москва, «Просвещение», 2011 г. под редакцией Бгажноковой И.М..
  • Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение» 2009г.

Всего уроков обучения грамоте – 330.

Из них: уроков обучения чтению – 165; уроков обучения письму – 165.

Программа состоит из двух разделов: добукварного и букварного .

Добукварный период – период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их способность в овладении письмом и чтением во время букварных занятий. Продолжительность данного периода – первая четверть (40 часов).

В добукварный период решаются следующие основные задачи:

— подготовка к овладению первоначальными навыками чтения;

— привитие интереса к обучению;

— выявление особенностей общего и речевого развития ребёнка.

Основные направления работы в добукварный период таковы:

— формирование у детей общеречевых навыков;

— развитие навыков диалогической речи;

— развитие слухового и зрительного восприятия;

— развитие фонематического слуха;

— формирование навыков звукового анализа и синтеза;

— развитие пространственной ориентировки;

— развитие графических навыков;

— совершенствование мелкой моторики рук.

Направления и краткое содержание работы

Развитие навыков произвольной деятельности

Участие в диалоге, выполнение инструкций учителя.

Развитие речи: формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи, составление предложений.

Заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольших инсценировок. Артикуляционные упражнения.

Развитие слухового восприятия и речевого слуха: различение звуков окружающей действительности, практическое знакомство с понятиями слово, часть слова (слог), звук.

Ответы на вопросы. Составление предложений с опорой на рисунок, на заданную тему, с данным словом. Деление предложения на слова, слов на слоги. Выделение звука в начале слова.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Различение геометрических фигур по форме, цвету, размеру. Составление комбинаций из полосок, геометрических фигур. Воспроизведение последовательности фигур, их расположение в заданном направлении. Упражнения по данному образцу, по памяти, по словесной инструкции.

Совершенствование мелкой моторики и формирование графо-моторных навыков.

Рисование и раскрашивание геометрических фигур, предметных изображений по трафарету, рисование и раскрашивание несложных орнаментов, рисунков, напоминающих образ букв, рисование элементов букв.

Обучение чтению и письму в букварный период условно делится на три этапа. Каждый этап соответствует одной учебной четверти. Порядок прохождения звуков и букв по сравнению с ранее существовавшей изменен. На первом этапе дети знакомятся со звуками и буквами, их обозначающими, а также их написанием: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии; на втором этапе – Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, И, Ж, Бб, Дд, Гг, ь; на третьем – изучаются последние десять букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.

Задачами обучения 1-го этапа букварного периода являются :

— умение правильно и отчетливо произносить, слышать, выделять изучаемые звуки;

— умение различать гласные и согласные звуки;

— образование и чтение открытых и закрытых слогов, чтение слоговых таблиц;

— дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах;

— составление и чтение слогов и предложений к предметной картинке;

— разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений со слов учителя;

— усвоение рукописного написания всех изученных строчных и прописных букв;

— списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов;

— запись под диктовку букв и слогов.

На 2-ом этапе осуществляется решение следующих задач:

— изучение, правильное и четкое произношение новых звуков и букв;

— умение характеризовать изученный звук;

— дифференциация сходных звуков изолированно и в словах;

— составление и чтение слов и предложений из усвоенных слоговых структур;

— работа со звуко-буквенной схемой;

— чтение небольших текстов из 2-4 предложений;

— усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв;

— письмо по образцу;

— усвоение правописания большой буквы в начале и точки в конце предложения;

— письмо на слух букв и слогов, интонирование каждого звука слова;

— самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью;

— вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

3-й этап предполагает решение следующих задач:

— повторение пройденных звуков и букв, изучение новых;

— практическое различение гласных и согласных букв, правильное обозначение их в схеме;

— дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих в слогах и словах;

— образование и чтение звукового состава слоговых структур, слогов со стечением согласных в начале и в конце слова;

— чтение предложений из 2-5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя;

— чтение небольших текстов и работа по ним;

— усвоение написания строчных и прописных букв;

— списывание с рукописного и печатного текста, вставка пропущенной буквы при списывании;

— прописная буква в именах людей;

— письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа;

В программе указаны разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: 1-й – базовый уровень, 2-й – минимально необходимый или сниженный) уровень. Это дает учителю возможность дифференцированно подходить к обучению детей с нарушением интеллекта.

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • различать звуки на слух и в собственно произношении;
  • читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
  • писать строчные и прописные буквы;
  • списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;
  • писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние – после звуко-слогового проговаривания);
  • различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
  • читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
  • слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;
  • списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.

Обучение грамоте предполагает обязательное использование наглядности:

— настенная касса букв «Городок букв»

— таблицы оппозиционных слогов;

— индивидуальные наборы букв и слогов;

— наборы полосок для условно-графического обозначения звуков, слогов, слов и предложений.

Добукварный период (1-я четверть)

Чтение 40 часов

Название темы, раздела

Цели учебные и коррекционные

Стр. дидактического материала

Беседа «Праздник школы»

Дать понятие о школе, празднике «День Знаний». Коррекция мышления, речи на основе выявления знаний по теме беседы.

Имитация звуков животного мира.

Формировать навык различения звуков животного мира. Коррекция слухового восприятия на основе имитации звуков животного мира.

Беседа по картине «Волшебница-осень»

Выявить знания учащихся о временах года, о признаках осени. Коррекция памяти, речи посредством работы по картине.

Рассказывание сказки «Курочка Ряба». Имитация голосов животных.

Формировать навык рассказывания сказки с опорой на наглядность и иллюстрации. Коррекция мышления, речи на основе подбора слов к картинке в точном соответствии с количеством условно-графических изображений.

Имитация звуков окружающего мира. Рассказывание сказки «Колобок»

Развитие звукового восприятия и воспроизведения на основе имитации звуков окружающей действительности. Формировать навык рассказывания сказки с опорой на наглядность и иллюстрации.

Знакомство с условно-графической схемой слов.

Дать первоначальное понятие об условно-графической схеме слов. Коррекция мышления в процессе определения соответствия схемы со словом.

«Чтение» условно-графической записи слов по порядку и вразбивку.

Формировать навык «чтения» условно-графической записи слов. Коррекция мышления на основе соотношения формы и предмета.

Рассказывание сказки «Три медведя». Исключение четвертого лишнего по признаку формы.

Формировать навык рассказывания сказки с опорой на наглядность и иллюстрации. Коррекция мышления, речи на основе подбора слов к картинке в точном соответствии с количеством условно-графических изображений.

Рассказывание сказки «Репка».

Формировать навык рассказывания сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя. Коррекция речи, мышления на основе подбора слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-графических изображений.

Дифференциация сходных по звучанию слов.

Формировать навык дифференциации сходных по звучанию звуков. Коррекция мышления, речи на основе «чтения» условно-графической записи слов парами с опорой на картинки.

Рассказывание сказки «Теремок»

Формировать навык рассказывания сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя. Коррекция речи, мышления на основе «чтения» условно-графической записи слов по порядку и вразбивку.

Составление предложений по картинкам.

Формировать навык составления предложений по картинкам в соответствии с количеством условно-графических схем и их последующее «чтение». Коррекция мышления, речи посредством работы со схемами предложений.

Составление рассказа по картинке на тему: «Домашние детеныши и их животные»

Формировать навык составления рассказа по картине . Коррекция речи, мышления на основе подбора слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-графических изображений.

Беседа на тему «Зоопарк»

Формировать навык составления предложений по картинкам, их фиксация условно-графическим изображением и последующее чтение. Коррекция внимания, мышления на основе работы ос схемами.

Составление предложений по картине.

Формировать навык составления рассказа по картине. Коррекция речи, мышления на основе работы по картине в точном соответствии с количеством условно-графических изображений.

Составление предложений из двух слов.

Формировать навык составления предложений из двух слов, их чтение и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической записи. Коррекция речи, мышления на основе работы по картине в точном соответствии с количеством условно-графических изображений.

Составление предложений из трех слов.

Формировать навык составления предложений из трех слов с опорой на картинку. Коррекция мышления, речи посредством работы со схемами предложений.

Закрепить навык составления предложений из двух и трех слов с опорой на условно-графические схемы.

Беседа на тему: «Дежурство в классе»

Формировать навык составления ответов на вопросы на тему. Коррекция речи, мышления на основе работы по картине в точном соответствии с количеством условно-графических изображений.

Деление слов на слоги. Беседа на тему «У нас соревнования»

Формировать навык деления слов на слоги. Коррекция фонематического слуха на основе определения количества слогов в слове.

Беседа на тему «В магазине «Овощи и фрукты»

Формировать навык деления слов на слои. Коррекция мышления на основе деления слов на слоги записи и «чтения» условно-графических схем слов.

Беседа на тему «Моя любимая сказка»

Формировать навык составления предложений по картинкам, их фиксация условно-графическим изображением и последующее «чтение». Коррекция внимания, мышления на основе работы ос схемами.

Знакомство со стихотворением А. Барто «Наша Таня»

Познакомить со стихотворением. Коррекция памяти на основе заучивания стихотворения наизусть.

Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Познакомить с новой формой условно-графической записи предложения. Коррекция речи на основе рассказывания сказки с опорой на иллюстрации.

Определение места звука [а] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов.

Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове.

Определение места звука [у] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов.

Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове.

Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки.

Развивать навык определения места звука в слове. Коррекция мыслительной деятельности на основе соотнесения изображения на рисунке с условно-графической схемой слова.

Определение места звука [о] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов.

Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове.

Определение места звука [м] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов.

Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме.

Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки.

Формировать навык определения первого звука в слове. Развивать навык составления предложений с опорой на условно-графическую запись. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме.

Определение места звука [с] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов.

Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме.

Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки.

Формировать навык определения первого звука в слове. Развивать навык составления предложений с опорой на условно-графическую запись. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме.

Определение места звука [н] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов.

Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме.

Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки.

Формировать навык определения первого звука в слове. Развивать навык составления предложений с опорой на условно-графическую запись. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме, сопоставлении оппозиционных звуков.

Дифференциация сходных по звучанию слов. Игра «Раз, два, три – повтори».

Формировать навык дифференциации сходных по звучанию слов. Коррекция фонематического слуха, мышления на основе деления слов на слоги, условно-графической записи слов.

Определение первого звука в словах. Соотнесение изображений с условно-графической схемой.

Формировать навык составления условно-графической записи слов и предложений. Коррекция звукового восприятия, мышления на основе анализа условно-графической записи слов и предложений, сопоставлении оппозиционных звуков.

Рассказывание сказки «Заячья избушка». Составление предложений по картинкам.

Формировать навык составления предложений по картинкам. Коррекция звукового восприятия, мышления на основе анализа условно-графической записи слов и предложений.

Беседа на тему: «В книжном магазине»

Формировать навык беседы по картинке. Учить отвечать на поставленные вопросы полным предложением. Коррекция речи, мышления посредством работы с картинным материалом пособия.


источники:

http://infourok.ru/rabochaya_programma_obuchenie_gramote_i_pismo_1_klass_8__vid-405241.htm

http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/11/24/obuchenie-gramote-v-spetsialnoy-korrektsionnoy