Объясни правописание страдательных причастий прошедшего времени

Урок русского языка в 7 классе с презентацией по теме «Страдательные причастия прошедшего времени»

Технологическая карта урока

Тема урока: «Страдательные причастия прошедшего времени».

Цели урока: познакомить со способами образования страдательных причастий прошедшего времени; повторить правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных; развивать монологическую речь.

· обучение способам образования страдательных причастий прошедшего времени.

· формирование умения определять страдательные причастия прошедшего времени по их грамматическим признакам;

· объяснять языковые явления и процессы.

· развитие монологической речи обучающихся (устной и письменной);

· развитие умения и навыков критического мышления в условиях дифференцированной работы;

· развитие интереса к использованию ИКТ при работе с учебным материалом.

· воспитание ответственности за результат своего труда и труда своего товарища;

· готовность и способность к саморазвитию;

· воспитание умения работать в коллективе, не создавать конфликты.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

v мультимедийная презентация;

v карточки с заданием (для каждого ученика);

v учебник «Русский язык: Учебник для 7 класса» авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

— Добрый день, ребята.

Древнее изречение гласит: «День без улыбки прожит зря», — поэтому улыбнитесь друг другу, и начнём урок».

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на совместную деятельность.

разминка. Объяснительный диктант.

Соломенное чучело, безветренная погода, утиная стая, песчаный пляж, деревянная мебель, нефтяная скважина, ветреный день, стеклянная посуда, пустынная местность, осиная талия, экскурсионный автобус.

Записывают под диктовку словосочетания, затем объясняют правописание одной и двух н в суффиксах прилагательных.

II I . Проверка домашнего задания.

Проверяет правильность выполнения упр. 122, по необходимости исправляет ошибки в объяснении.

Объясняют орфограммы в словах с пропущенными буквами и постановку знаков препинания «цепочкой».

III . Актуализация знаний учащихся.

1. Повторяет изученные сведения о причастии.

Теперь давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках.

На какие две группы по значению делятся причастия? Как образуются действительные причастия?

2. Самостоятельная работа. Определение групп причастий с последующей взаимопроверкой по эталону.

5. едва вид..мое во мгле,

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют самостоятельную работу, а затем проверяют по эталону.

1. Строящийся дом (действ. прич., наст. вр.),

2. колеблемая ветром (страд. прич., наст. вр.),

3. затихший сад (действ. прич., прош. вр.),

4. расстилающийся туман (действ. прич., наст. вр.),

5. едва видимое во мгле (страд. прич., наст. вр.),

6. Рассказавший историю (действ. прич., прош. вр.).

I V . Формулирование темы и цели урока.

Помогает сформулировать тему и цели урока.

Ребята, мы сейчас определяли группы причастий по значению.

Каких причастий нет среди них?

(Страдательных причастий прошедшего времени).

Какова же тема сегодняшнего урока?

А какие цели мы поставим?

В качестве эпиграфа к уроку мы возьмём слова известного русского учёного М. В. Ломоносова: « Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

Как вы думаете, почему Ломоносов так определял причастие?

Обучающиеся делают вывод, определяют тему, цели урока, знакомятся с эпиграфом к уроку:

познакомить со способами образования страдательных причастий прошедшего времени; повторить правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных; развивать монологическую речь.

М. В. Ломоносов говорил: « Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

V. Изучение нового материала.

1. Организует беседу по таблице учебника на стр. 55, подводит учащихся к формулировке вывода о способах образования страдательных причастий прошедшего времени.

Давайте отдохнем и заодно проверим, как вы умеете отличать действительные причастия от страдательных. Итак, если причастие действительное – приседаем, если страдательное – поднимаем руки:

Плескавшийся, сидящий, рассказывающий, рассказанный, думающий, решавший, изучаемый, поющий, приглашаемый .

1. Работают по учебнику, анализируют упражнение для наблюдения на стр. 55.

От каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени?

С помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени?

К каким основам присоединяется суффикс –нн-, а каким — -енн- (-ённ-)?

2. Читают теоретический материал на стр. 55-56 и отвечают на вопросы:

С помощью какого суффикса образуются страдательные причастия прошедшего времени от основ глаголов на -ать (-ять)?Привести примеры страдательных причастий

Обучающиеся делают физкультминутку.

VII. Закрепление изученного материала.

Организует следующие виды работ по закреплению изученного материала:

1. Работа по учебнику. Выполнение упр. 124. Комментированное письмо, составление предложений

Комментарии: Страдательное причастие прошедшего времени не образуется от глагола приехать, потому что это непереходный глагол.

В некоторых страдательных причастиях прошедшего времени наблюдается чередование согласных (наградить — награждённый, победить — побеждённый, привести – приведённый, перевести – переведённый и др.)

2. Самостоятельная работа. Выполнение упр. 125 с последующей проверкой.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни! На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин, раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокурлычут в небе журавли, пролетающие косяком. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Идешь по такому лесу, расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа. Наступила удивительная пора, недаром названная в народе «бабьим летом».

Определите тему этого текста.

Какова основная мысль текста? Какие ключевые слова раскрывают эту мысль?

Какое настроение создаётся у читателя?

Найдите в этом тексте страдательные причастия прошедшего времени и выпишите их. (Раскрашенных, наполненном, расцвеченному, названная).

4. Повторение темы «Одна и две буквы н в прилагательных».

В начале урока в объяснительном диктанте мы обозначали условия выбора одной и двух н в прилагательных. Потренируемся ещё раз, включив в задания страдательные причастия прошедшего времени.

Сейчас вы поработаете парами. На карточках записаны имена прилагательные и причастия. Первая пара выписывает имена прилагательные, вторая – причастия.

Кожаный, увешанный, скошенный, оловянный, туманный, гусиный, старинный, подклеенный, костяной, станционный, карманный, смешанный, дистанционный, помятый, клюквенный, забранный.

5. Взаимопроверка по заданному эталону с критериями оценивания.

1. Работают по учебнику. Выполняют упр. 124.

2. Самостоятельная работа. Выполняют упр. 125 с последующей проверкой.

3. Работают с текстом.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни! На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин, раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокурлычут в небе журавли, пролетающие косяком. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Идешь по такому лесу, расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа. Наступила удивительная пора, недаром названная в народе «бабьим летом».

Определяют тему текста, основную мысль, находят ключевые слова, страдательные причастия прошедшего времени.

4. Повторение темы «Одна и две буквы н в прилагательных».

В начале урока в объяснительном диктанте мы обозначали условия выбора одной и двух н в прилагательных. Потренируемся ещё раз, включив в задания страдательные причастия прошедшего времени.

Обучающие работают парами с заданиями на карточках. Первая пара выписывает имена прилагательные, вторая – причастия.

Кожаный, увешанный, скошенный, оловянный, туманный, гусиный, старинный, подклеенный, костяной, станционный, карманный, смешанный, дистанционный, помятый, клюквенный, забранный.

5. Проводят взаимопроверку по заданному эталону с критериями оценивания.

— Ребята, давайте вспомним, какие цели ставили мы сегодня? Достигли ли их?

-Над чем нам еще следует поработать?

-Зачем нам нужен был этот урок?

Отвечают на вопросы учителя.

1. п. 21, упр. 127 (базовый уровень).

2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Лес осенью», употребив страдательные причастия прошедшего времени (повышенный).

Записывают задание на дом.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Действительные и страдательные причастия

О чем эта статья:

Основные группы причастий

Для начала поймем, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.

Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.

Еще раз повторим самое важное: причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:

Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.

Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.

Основные группы причастий:

Страдательные причастия настоящего времени.

Страдательные причастия прошедшего времени.

Действительные причастия настоящего времени.

Действительные причастия прошедшего времени.

Рассмотрим пример действительных причастий:

Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.

Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.

Это все действительные причастия.

Рассмотрим пример страдательных причастий:

Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, сам подарок действие не выполняет.

Подарок, полученный именинников – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.

Это все страдательные причастия.

Еще один наглядный пример:

Ребенок обнял собаку.

Теперь есть ребенок, обнявший собаку (он сам совершал действие), и собака, обнятая ребенком (она испытывала на себе действие другого).

Обнявший — действительное причастие, обнятая — страдательное.

Суффиксы действительных и страдательных причастий

Чтобы разобраться в том, как различать страдательное и действительное причастие, смотрим на их суффиксы.

Все правила уже придумали за нас — осталось их запомнить и применять. В таблице мы привели суффиксы, с помощью которых можно образовать действительные и страдательные причастия.

Правописание суффиксов причастий

Орфограмма: правописание суффиксов причастий (образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени).

Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ (-ющ) от глаголов 1-го спряжения и суффиксов -ащ (-ящ) от глаголов 2-го спряжения: играют — играющий, пишет — пишущий, бреет — бреющий, строят — строящий, кричит — кричащий, видит — видящий.

Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффиксов -вш- (-ш-). Суффикс -вш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на гласный: читать — читавший, смеяться — смеявшийся . При этом суффикс неопределённой формы сохраняется перед -вш- так же, как в прошедшем времени глагола перед : увидеть — увидел — увидевший, растаять —растаял —растаявший.

Суффикс -ш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на согласный, как, например, у всех глаголов на -чь. При этом происходит чередование ч/г, к. С помощью -ш- образуются причастия от глаголов с окончанием -ти (в этом случае тоже возможны чередования).

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем- (-ом-) от глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- от глаголов 2-го спряжения: ведут — ведомый, уважают — уважаемый, видят — видимый, хранят — хранимый . Нужно запомнить причастие с суффиксом -им- — движимый (в значении «побуждаемый»: «движимый чувством раскаяния»; также употребляется применительно к имуществу, которое может быть перемещено). Данное причастие образовано не от гла­гола двигать (I спряжение), а от устаревшего глагола «движити».

От многих переходных глаголов страдательные причастия настоящего времени не образуются (например, брать, ждать, жать, писать, мыть, лить, бить, пить и др.). В то же время есть несколько страдательных причастий, образованных от непереходных глаголов: предшествуемый, руководимый, управляемый .

Страдательные причастия настоящего времени не следует путать с отглагольными прилагательными с суффик­сами -ем-, -им- (ископаемый, допустимый, несравнимый, непобедимый, неугасимый). Такие прилагательные могут образовываться и от непереходных глаголов (зависимый, неиссякаемый, непромокаемый, неумолкаемый, неувядае­мый, несгораемый), и от глаголов совершенного вида (умо­лить — неумолимый). Большинство из них не употребляется без приставки не- (невозмутимый, невыносимый, незримый, неисчислимый, неисчерпаемый). Признаки, кото­рые обозначены отглагольными прилагательными, являют­ся постоянными, не протекают во времени (в отличие от признаков, обозначенных причастиями).

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия прошедшего времени образуют­ся от основ неопределённой формы переходных глаголов при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т- ( прочитанный, увиденный, решённый, понятый ).

При помощи суффикса -нн- образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -атъ, -ять. При этом суффикс глагола -а- или -я- сохраняется перед суффиксом причастия —нн- (засеять — засеянный, замешать — замешанный).

С помощью суффикса -енн- (ённ-) образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -итъ, -етъ. При этом суффикс глагола -и- или -е- отсекается ( заклеить — заклеенный, увидеть — увиден­ный, обидеть — обиженный, спросить — спрошенный ). Суффиксы причастий -енн- (-ённ-) используется также для образования причастий от глаголов с основой на согласный (глаголы на -чь: увлечь —увлечённый, сберечь — сбережённый ; глаголы с окончанием -ти: привести — приведённый, сплести — спле­тённый ).

Причастия, в которых часто
допускают ошибки на ОГЭ/ЕГЭ

Таблица «Правописание суффиксов причастий»

Вы смотрели конспект по русскому языку «Правописание суффиксов причастий». Продолжение темы «Причастие это» в следующих конспектах:


источники:

http://skysmart.ru/articles/russian/dejstvitelnye-i-stradatelnye-prichastiya

http://uchitel.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B9/