Объясните графически правописание букв в корнях распределив слова по типу орфограмм воображение

ДАМ 60 баллов графически объяснить написание слов, определить тип орфограммы?

Русский язык | 1 — 4 классы

ДАМ 60 баллов графически объяснить написание слов, определить тип орфограммы.

Рать, д…ревня ; уб.

Рать, предвыборная к…мпания ; уг.

Рь, очаровательный компл…мент ; бл.

Стеть, ул…ченный во лжи ; обл…ченный властью ; пор…деть ; отбл.

Вец, пом…рить товарищей ; попл.

Вок, с…рдечко ; жук — пл.

Чок об…ятельная девочка вск.

Вень, пот…мнела гн…здо к…сить траву сл.

Вставьте буквы : ш рох, заг раться, обж гаться, выр внить, попл вок, разб раться, оз рять, бл стать, выт реть, р вномерный, изл жение, тв рец, р скошный, увл кать, р вновесие, прил гательное, прор ста?

Вставьте буквы : ш рох, заг раться, обж гаться, выр внить, попл вок, разб раться, оз рять, бл стать, выт реть, р вномерный, изл жение, тв рец, р скошный, увл кать, р вновесие, прил гательное, прор стать, скл ниться, к саться, заг рать, пром кать.

Найди слово с проверяемой безударной гласной в корне слова : г?

Найди слово с проверяемой безударной гласной в корне слова : г.

Как вы напишите данные слова?

Как вы напишите данные слова?

1. Правописание корней с чередующимися гласными?

1. Правописание корней с чередующимися гласными.

Вставь пропущенную букву, графически объясни выбор.

Релый какие буквы вписать ?

Объяснить как обозначить такую орфограмму?

Вставить буквы и распределите слова в два столбика 1)безударные проверяемы гласные + в скобках проверка 2)чередующаяся гласная в корне?

Вставить буквы и распределите слова в два столбика 1)безударные проверяемы гласные + в скобках проверка 2)чередующаяся гласная в корне!

Рить друзей, разг.

Зам. реть , отп?

Пол…гать, возр…ст, прикл…ниться, кл…няться, изл…жить, прир…щение, зар…сли, р…сток, заг…р, соб…рать, з…ри, зам…реть, г…релый, обд…рать, приг…реть, разл…жить, бл…стеть, обт…рать?

Пол…гать, возр…ст, прикл…ниться, кл…няться, изл…жить, прир…щение, зар…сли, р…сток, заг…р, соб…рать, з…ри, зам…реть, г…релый, обд…рать, приг…реть, разл…жить, бл…стеть, обт…рать.

Вы перешли к вопросу ДАМ 60 баллов графически объяснить написание слов, определить тип орфограммы?. Он относится к категории Русский язык, для 1 — 4 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

Долгая — единственное число, женский род, какая, Именительный падеж, окончание «ая». Солнечные — множественное число, рода нет, какие, Именительный падеж, окончание «ые». Белая — единственное число, женский род, какая, Именительный падеж, окончание..

В первом 1ое число ж. Р.

Лесница, морковь картофель картон гараж — непроверяемые гл. Проверяемые гл. — след сад шаг чудесный.

Существительные ж. Р. с окончанием — а ( — я) в и. Падеже ед. Ч (страна, земля, сестра, ягода, книга, весна, улыбка. ), а также существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями (юноша, дядя, папа). Килограмм, алтын. . ба..

В осеннем лесу запели птички. В лесу я увидела маленький пенёк.

Сороки глядят на землю. Лисица бегала около пня.

Изучая «Слово о полку Игореве», у нас возникает вопрос : «Кто автор этого произведения? «.

(Кто? ) — солдат — ОДУШ. ; (Что? ) — дом — неодуш. ; (Что? ) — неваляшка — неодуш.

Легендарный. 1. Являющийся легендой, содержащий в себе легенду. Легендарная повесть. Легендарный рассказ. 2. Невероятный, неправдоподобный. Легендарные слухи. |Необыкновенный, небывалый. Легендарный храбрец. Легендарный герой. •Легендарная л..

Любимый день недели Мой любимый день недели — это понедельник. В понедельник появляются новые задачи и цели к которым нужно всегда стремится. Также в понедельник трудно просыпаттся но это не его минус это ваш минус! Ну я что — то отстала от темы. ..

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Орфограммы в корнях слов

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1. Повторение знаний о морфемах.

2. Повторение орфограмм в корнях слов.

3. Повторение морфемного и орфографического анализа слов.

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

Окончание – значимая часть слова, которая служит для образования формы слова.

Орфография – это 1) раздел науки о языке, который определяет единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных графических средств (дефисов, пробелов, чёрточек); 2) система правил правописания слов.

Орфограмма – такое написание в слове, которое соответствует определённому графическому правилу или традиции письма.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с.16– 19; 191 с.

        1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 20 – 25; 159 с.
        2. Баранов М. Т., Русский язык: справ. материалы // Баранов М. Т., Костяева Т. А., Пруднкова А. В. – М.: Просвещение, 2006. – с.225 – 227, 229 – 231; 285 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Чтобы правильно писать слова, необходимо соблюдать инструкции, в которых указываются условия выбора правильных написаний (орфограмм) в словах, то есть соблюдать орфографические правила. Вспомним, что условия выбора – это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые и определяют, что и как писать в каждом конкретном случае.

Обычно в орфографическом правиле соединяются 2 – 3 условия выбора. Необходимо запоминать условия выбора орфограмм и понимать их связь с правильным написанием.

Вспомним известные нам правила правописания корней слов. В корнях бывают орфограммы – гласные и орфограммы – согласные.

Орфограммы – безударные гласные в корне слова могут чередоваться, проверяться ударением, а могут не проверяться никакими правилами.

Какие условия выбора орфограмм для проверяемых ударением безударных гласных в корне? Во-первых, безударная гласная должна быть в корне слова (словообразовательное условие); во-вторых, эта гласная должна быть одинаковой с ударной в однокоренных словах (смысловые особенности): осеньосенний, дорогойдорого, дороже; укрощать тигра, чтобы он стал кротким, послушным; сокращать путь – делать его кратким.

Итак, чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

При проверке безударной гласной в корне у глагола следует обращать внимание на вид. Глаголы совершенного вида нельзя проверять глаголами несовершенного вида (что сделать? опоздать – что делать? опаздывать). Опоздать проверяем однокоренным словом – прийти поздно.

Если безударная гласная в корне чередующаяся, то её написание зависит от корня с чередованием.

При чередовании безударных е//и в корнях —бер— – —бир-; —блест— – —блист-; —дер— – —дир-; —жег— – —жиг-; —мер— – —мир-; —пер— – —пир-; —стел— – —стил-; —тер— – тир— выбор гласной зависит от наличия или отсутствия суффикса —а— после корня: если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишем и, если суффикса —а— нет, то в корне – е. Например, бл_ст-е-ть – нет суффикса —а— за корнем: пишем блестеть; бл_ст-а-ть – есть суффикс —а— после корня – пишем блистать.

Непроверяемые безударные гласные в корнях слов надо запоминать и проверять по словарю: генерал.

При выборе гласной оё после шипящей и ц в корне слова вспоминаем правило: в корне под ударением после шипящего пишется буква ё: например, чёрный, жёлтый.

В словах цирк, цикорий, циркуль и других в корне после ц пишется буква и. исключения: цыган, на цыпочках, цыкнуть, цыплёнок, цыц.

Орфограммы – согласные буквы в корне бывают проверяемые, непроверяемые и непроизносимые.

Проверяемые согласные перед гласным звуком и перед согласными л, н, м, р, й слышатся отчётливо, поэтому подбираем такое однокоренное слово, в котором после проверяемая согласная стоит в сильной позиции: перед гласной или сонорной. Например, просьбапросить, ладладный.

Мы знаем, что при стечении согласных в корне слова некоторые согласные не произносятся. Поэтому подбираем такое однокоренное слово, чтобы эта согласная слышалась отчётливо. Если в проверочном слове согласный не произносится, то он и не пишется. Например, лестныйлесть; ужасноужасен.

Непроверяемые согласные, как и непроверяемые гласные, надо запомнить и проверять себя в случае затруднения по словарю: рюкзак, аккуратный.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

В каком ряду во всех словах пропущена буква и?

А) ц_ркуль, ц_корий, ц_ган

Б) нарц_сс, ц_плёнок, пац_ент

В) ц_линдр, ц_стерна, ц_клон

Г) на ц_почках, ц_кнуть, ц_када

Разбор задания: вспомним, что в корне ы пишется только в словах-исключениях: цыган, на цыпочках, цыкнуть, цыплёнок, цыц. Поэтому строки, в которых есть слова-исключения, мы не выбираем.

Ответ: В) ц_(и)линдр, ц_(и)стерна, ц_(и)клон.

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите из предложенного списка проверочное слово к слову горевать.

Сборник упражнений по орфографии 5-6 класс

Сборник словарных диктантов, заданий по орфографии для 5-6 класса и кратких правил к орфограммам

Просмотр содержимого документа
«Сборник упражнений по орфографии 5-6 класс»

Пособие предназначено учащимся и преподавателям. С помощью этого пособия обучающиеся могут более основательно отработать навыки грамотного письма, а преподаватели получат методическую базу для индивидуального подхода к каждому ученику.

Сборник включает словарные диктанты, задания по орфографии русского языка при изучении морфемики, морфологии в 5-6 классах, а также краткие правила к орфограммам. В сборнике представлены задания согласно темам учебников по русскому языку 5,6, классов (М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.- 5-е изд. – 2015г.).

Тема «Правописание проверяемых и непроверяемых безударных

Тема «Непроизносимые согласные в корне слова»……………………….4

Тема «Употребление и неупотребление Ь и Ъ»……………………….…..5

Тема «буквы з, с в конце приставок» ………………………………………6

Тема «Правописание корней -лаг-, -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-, -скак-,

Тема «Правописание о, ё после шипящих в корне слова»………………..7

Тема «правописание тся\ться в глаголах». …………………………………9

Тема «Е-и в корнях с чередованием» ………………………………………9

Тема «ь в глаголах 2го л., ед.ч.» …………………………………………..10

Тема «Правописание личных окончаний глаголов»……………………..10

Тема «Правописание глаголов» …………………………………………..11

Тема «Буквы О и А в корне -кос-/-кас-, -гор-/-гар-, -зор-/-зар-»………..12

Тема «Буквы Ы и И после приставок на согласный»…………………….12

Тема «Гласные в приставках пре- и при-»………………………………. 13

Тема «Соединительные О и Е в сложных словах»……………………….14

Тема «Не с частями речи» …………………………………………………16

Тема «Буквы Ч и Щ в суффиксах имён существительных -чик-/-щик»..17

Тема «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»..17

Тема «Одна и две Н в суффиксах прилагательных» …………………….21

Тема «Различение на письме суффиксов прилагательных -к-/-ск-»…….21

Тема «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»……..22

Тема «Мягкий знак на конце и в середине числительных»……………. 23

Тема «Дефис в неопределенных местоимениях»…………………………23

Тема «Не и НИ в отрицательных местоимениях»………………………. 23

Тема «Правописание гласных в суффиксах глаголов ыва- — -ива-,

Контрольные словарные диктанты………………………………………..25

Орфографические диктанты, задания по русскому языку

Тема «Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова»

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

Охранять (склад) (охрана), властелин (власть), укоротить (платье) (коротко, укороченный), кратчайший (кратко), сокращение (кратко), прохладительные (прохлада), золотая (золото), поздравление (поздравить), чередовать (очередность), (выглядеть) помолодевшим (молодость).

Объяснить правописание безударных в корнях слов, обращая внимание на их значение.

Чистота эксперимента – частота волн;

Разрядить атмосферу – разредить посевы;

Сплотить единомышленников – заплатишь долг;

Спешите видеть – спишите данные;

Спуститься в цветущую долину – быть вдалеке от дома;

Тема «Непроизносимые согласные в корне слова»

1.Вставить, где нужно, пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.

Чес…ный ответ, интерес…ная книга, бесхитрос…ные слова, лес…ный отзыв, перекрес…ный огонь, вирус…ная инфекция, парус…ный спорт, час…ное лицо, трос…никовые заросли, кризис…ная ситуация, словес…ное искусство, безвкус…ная пища, опытный наез…ник, дружба ровес…ников, сверс…ники моего сына, че…ствовать гостя, чу…ствовать усталость.

2. Вставить пропущенные буквы. Записать данные слова в два столбика: с непроизносимой согласной и без непроизносимой согласной.

Горес…ный, древес…ный, безглас…ный, опас…ный, добес…ный, ненас…ный, беспристрас…ный, целос…ный, ярос…ный, захолус…ный, неподвлас…ный, искус…ный, бессовес…ный, гиган…ский, гнус…ный, сверс…ник, ровес…ник, предвес…ник, педчу…ствовать, уча…ствовать, хлес…нуть, хрус…нуть, съес…ное, безмол…ствовать, окрес…ность, объез…чик, аген…ство, мес…ность, хулиган…ский, шампан…ское.

3. Переписать, вставляя пропущенные буквы. В скобках указывать проверочные слова.

1. Зал настороженно безмол…ствовал. 2. Ещё двести шагов – и мы в безопасности. (Арсеньев) 3. Осень в этом году была поз…няя. (Короленко) 4. Дудников всадил лопату в землю с такой силой, что трес…нул держак. (Шолохов) 5. В числе восьми детей был один ровес…ник мне. (Герцен) 6. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и варились, шипя, разные яства. (Гончаров) 7. Безденежье меня приковало к ненавис…ной мне деревне. (Толстой) 8. Гармонист играл так залихватски, с такими икус…ными переливами, что старик не удержался от соблазна послушать. (Марков) 9. Всё моё семейство здра…ствует и шлёт вам поклон. (Чехов) 10. Пахло пересохшей горячей глиной и близким пас…бищем. (Федин) 11. Эскадра че…ствовала своих героев. (Степанов) 12. Уча…ствовал он и в славной Бородинской битве. (Куприн) 15. Солдаты с бескорыс…ным любопытством следили за тем, куда самолеты полетят. (Казакевич)

Тема «Употребление и неупотребление Ь и Ъ»

1. Орфографический диктант.

Ночной дозор, выглянуть из-за туч, обузить брюки, разбитые очки, почти закончить, влезть на мачту, отправить по почте, легкая лодочка, мощность двигателя, ручной хищник, решение задач, необъятный простор, вьюжный февраль, напишешь строчку, тоньше волоса, лучше подготовиться, правило-помощник, научные достижения, подъехать к станции, встань пораньше, разъяснить задачу, получить весточку, бесконечная дорога, складной зонтик, нянчить сестричку, возьмем в дорогу, письменный стол, неразборчивый почерк, подчеркнуть карандашом.

Тема «Беглые гласные»

Справка: беглый гласный бывает в приставках: если приставка заканчивается на согл., а корень начинается на 2 и более согл., то для удобства то для удобства произношения в приставке появляется беглый гласный: разгон – разогнать, всходить – восход, надрывать – надорвать; в корнях: лоб-лба, лед-льда, земля-земель, уголь-угли; в суффиксах: расческа – расчесок, носок – носка, книжка – книжек.

Измените слово, чтобы появился беглый гласный, укажите, в какой части слова.

Ботиночек (ботиночка), галчонок (галчонка), владелец (владельца), согнать (сгонять), войти (входить), подобрать (подбирать), мешок (мешка), зов (звать), иголка (игла), грустен (грустный).

Правило: чтобы проверить правописание суф. –ик-, -ек-, нужно поставить слово в Р.п. Если гласная в суф. Сохраняется, надо писать –ик-, если выпадает — -ек-. Например: замочек – замочка, ключик – ключика.

Орфографический диктант: молоточек, бубенчик, карандашик, ножик, денечек, звоночек, калачик, ножичек, бережочек, бегемотик, песочек, манежик, рисуночек, салатик, пакетик, клубочек.

Тема «буквы з, с в конце приставок»

Орфографический диктант. Безграмотная работа, здание театра, бесполезная работа, сбить с ног, рассчитать время, рассвет над морем, безвкусная одежда, сжатый воздух, безводная местность, беречь здоровье, расцвет искусства, сдать экзамен, расписание движения, на месте сгиба, точный расчёт, бессердечный человек, беззвёздная ночь, испугаться ошибки, отъявленный бездельник, безударный гласный, бесконечная дорога, безвыходное положение, размышлять о будущем, изредка посещает, взбежать по лестнице.

Творческий диктант. Задание: заменить словосочетание один словом с приставкой на з-,с-, выделите орфограмму:

Живет без цели (бесцельный), ничего не делает (бездельник), изучить местность (исследовать), не имеет цены (бесценный), вызвать жалость (разжалобить), был в пользовании (использованный), узнать длину (измерить).

Задание: в данных словосочетаниях слова с приставкой заменить на слова синонимы с приставками на з,с: образец: неспокойный человек – беспокойный.

Соль просыпалась (рассыпалась), бутоны раскрылись (расцвели), потратили деньги (растратили, истратили), мебель поставили (расставили), вода закипела (вскипела).

Игра: Приставка или нет? Найти слово без приставки в каждой строчке:

Расписание, растение, расколоть;

Роскошь, росчерк, россыпь;

Исследовать, история, истолкование;

Воспринимать, восхвалять, восковой.

Тема «Правописание корней -лаг-, -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-, -скак-, -скоч-

Правило: Если в корне согласные:

с, пиши о: росла,
ст или щ, то а: расти, выращенный,

Исключение: росто´к, ростово´й, ростовщи´к, вы´рост, подростко´вый, Ростов, Ростов-на Дону, Ростов Великий, ростовский, Ростислав. скачок и формы глагола скакать и его производных: скачу, скачи, обскачу, обскачи, проскачу, проскачи и др. под.

1.Раскройте смысл данных фразеологизмов и замените их синонимичным выражениями. Используйте фразеологические словари русского языка.
Образец. Наложить вето – запретить.

Сложить оружие — . положить зубы на полку — . сидеть сложа руки —. положить на обе лопатки — . вложить в уста — . ложиться на плечи —. положа руку на сердце —. заложить основы — . войти в положение — . ума не приложу — .

Составьте на основе данных фразеологизмов 5—6 предложений.

Выпишите в один столбик словосочетания, включающие слова пропущенной буквой а, в другой — с буквой о.

Р..стовская область, подр..стающее поколение, классификация р..стений, произр..стать на юге, выр..щенный урожай, зар..сли тростника, комедия Д. И. Фонвизина «Недор..сль», жители Р..стова, морские водор..сли, новая отр..сль промышленности, преклонный возр..ст, просьба Р..стислава, р..стительное масло, молодая пор..сль, р..сточек сливы, повзр..слевший сын, Изложение, излагать, прилагательное, возложить, полагается, приложение, предположение, слагаемое, сложение, положение, низложить.
Прилагать усилия, сложить вещи, отложить поездку, возлагать цветы, предложить помощь, безотлагательное дело, заложить фундамент, приложение к журналу «Огонек», высказать предположение.

Тема «Правописание о, ё после шипящих в корне слова»

Правило: буква Ё пишется, если можно подобрать родственное слово с буквой е в корне под ударением или без. В большинстве случаев затруднительно или невозможно найти такое слово, написание таких слов нужно запомнить.

Пример проверяемых ударением написаний: дешёвый — деше́вле, жёрдочка — же́рдь.

Пример непроверяемых ударением написаний: шёлк — шелкови́стый, жёлтый — желте́ть.

Написание буквы О не проверяемо, необходимо запомнить: Жонглёр, шокирует жокея и шофёра с шоколадом на шоссе в Шотландии. Шорох, шорты и крюшон,

Шорник шомпол, капюшон,

Жор, прожорливый, боржом,

Шов и шоу, шоры, жом,

Шок, крыжовник и мажор,

Шоркать, джонка и вечор,

Трущоба, чопорный, обжора,

Жостово, ужо, Ижора,

И чокнуться, с судьбой не споря,

В северной реке Печоре.

1.Орфографический диктант. Спишите в рабочую тетрадь, вставьте пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите корень, подчеркните орфограммы:

Тонкая жёрдочка, дешёвый товар, городские трущобы, спелый жёлудь, длинная бечёвка, шофер, завитая чёлка, красивый шёлк, чёрствый хлеб, мокрое шоссе, тяжёлая ноша, чёрная кошёлка, спелый крыжовник, легкий чёлн, жёсткая щётка, чугунная решётка, кривой шов, щёлкать, чопорный вельможа, тихий шорох, полушёпот, шоковая терапия, ожёг руку, ожог руки, жонглер.

Тема «ы, и после ц»

Правило: Буква «ы» после Ц пишется:

в окончаниях слов;

в суффиксах слов;

в корнях слов-исключений: цыплёнок, на цыпочках, цыкнуть, цыган.

Буква «и» после Ц пишется:

в словах на – ция.

1. Диктант: Работать шофёром, цитрусовые растения, цирковой артист, тоненькая жёрдочка, свежие огурцы, с детским врачом, панцирь черепахи, жокейская шапочка, вести под уздцы, робкий шёпот, загородное шоссе, рой пчёл, могучего богатыря, шёлковое платье, большого рюкзака, костюм работницы, молочный шоколад, выглянешь в оконце, чёткая дикция, выводок цыплят, наденет капюшон, слышатся шорохи, рассыпались жёлуди, цветы акации, добрые молодцы.

2.Вставьте и или ы: крепкие мышцы, длинные ресницы, строительство гостиницы, артисты цирка, надвигающийся циклон, нефтяная цистерна, участвовать в демонстрации, получить компенсацию, опасная провокация, идти на цыпочках, цыганский танец.

Тема «правописание тся\ться в глаголах»

1.Вставьте, где надо, ь.

Саша ошибает….ся, больно ушибит….ся, надо познакомит.…ся, хочется вытянут….ся, валят….ся на травке, мыт….ся под душем , копат…ся в огороде, старают….ся понравит….ся, посмеят…ся над собой, надеют….ся на лучшее, надо хорошо учит….ся, громко смеят….ся, ребята смеют….ся.

Создаёт….ся команда, пора сдават….ся, ему удаёт…ся вернут….ся, встретит…..ся с другом, они скоро вернут….ся, поезд тронет….ся, флаг развевает….ся, брат….ся за ручку, он лечит….ся в больнице, волны бьют….ся, надо собират….ся, кот царапает….ся, давай лечит….ся.

Лит….ся из крана, поднят….ся в горы, дети шепчут…ся, комар кусает…ся, надо умыват….ся , рано открывает….ся, вылит….ся из бутылки, греет….ся на солнышке, хочется погрет….ся, друзья помирят….ся, кафе закрывает…ся , дорого продават….ся, дорога сужает….ся.

Костёр разгорает….ся, можно простудит….ся, не будем ссорит…ся, посыпат….ся с полки, хватит ругат….ся, копат….ся в огороде, они быстро оденут….ся, можно ошибит….ся, ты будешь смеят….ся, нужно осмотрет….ся, занавес опускает….ся, помогут устроит….ся, любоват…ся природой.

2.Составь словосочетания: встретится-встретиться, вернутся-вернуться, отразится-отразиться, познакомиться-познакомится, проснуться-проснутся.

Тема «Е-и в корнях с чередованием»

Правило ослика ИА: если в слове есть суф.а, пиши в корне и.

Корни: бир, мир, пир, стил, блист, тир, чит, жиг, дир.

Объясните написание чередующихся корневых безударных гласных в следующих словах и словосочетаниях.

Блестеть на солнце, блистательный успех, блеснувшая молния, блистание, блестящий оратор, заблестели на небе, блеснуть знаниями, лунный блеск, ловить на блесну, отблеск пламени, блиставшие молнии, слегка поблескивая.

Запишите, вставляя пропущенные буквы, в одну колонку слова с корневым е, а в другую — и. Объясните (устно) выбор написаний. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Наст..лать полы, ст..лить лен, расст..лающийся туман, перест..лить постель, расст..лать ковры, уст..лать желтыми листьями, заст..лать горизонт, пост..лить скатерть, ст..лющийся клевер.

3.Диктант «Проверяю себя»

1) Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не оп..раясь на воздух. (Павлов.) 2) На штыки можно оп..раться, но на них нельзя сидеть. (Из газет.) 3) Трусливый друг опаснее врага: врага опасаешься, а на друга оп..раешься. (Пословица.) 4) На коня не полагайся, на реку не оп..райся. (Пословица.) 5) Кто широко живет, тот ворот не зап..рает. (Пословица.) 9) Дерево на дерево оп..рается, а человек — на человека. (Пословица.)

Тема «ь в глаголах 2го л., ед.ч.»

1.Поставьте глаголы в форму 2л,ед.ч. Выделите окончания.

Шагать, писать, заниматься, улыбаться, тратить, свистеть, торопиться, строить, кипятить, учить, учиться.

2. Прочитайте. Сгруппируйте пословицы и поговорки попарно в зависимости от смысла. Найдите общие признаки в каждой паре. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

Мног… захочеш… – п . следнее п . т . ряеш…

Что п . сееш…, то и п . жнёш… .

За двумя зайцами п . гониш.ся – ни одного (не) п . ймаеш… .

В дырявый мешок (не) напихаеш . ся.

Бе(с,з)донную бочку в. дой (не) н . полниш… .

Что прип . сёш… , то и п . н . сёш… .

3.Распределительный диктант. Распределите слова на 2 колонки: с ь, без ь. с какими словами возникли затруднения? (печь, плач – правописание зависит от части речи).

Рож. печешь, туч. мяч. жеч. стереч. плач. печ. жеч. береч. гониш. бережеш. сидиш. ноч..

Тема «Правописание личных окончаний глаголов»

1.Перепишите, вставив необходимую букву, определите спряжение.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носа не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

2.Образуйте от данных глаголов форму 3л. ед.ч.

Стелить, приходить, стирать, колоть, забирать, вязать, вешать, видеть, сидеть, седеть, валять, задирать, полоскать.

Тема «Правописание глаголов»

1.Орфографический диктант. Не знаешь, испугаться, интересуется, прогонит, ненавидеть, расстелет, бросаться, (они) прогонят, шепчут, отправят, заварят, открывается, не удержишь, приходит, (он) разбудит, вытерпит, прочитает, не хочет, изучается, разъединяться.

Искупаться в речке, терпим бедствие, возмущаться и негодовать, приклеит марку, не найти бинокль, слышится отовсюду, выпрыгнет из будки, чувствуешь испуг, весело хохочет, придётся постараться, грохочет камнепад, мягко стелет, растаяли весной, разбудит утром, надо стремиться вперед, стеречь избушку, бережно обращаться, пойдешь направо, посеет на грядке, вертишься на стуле, тяжело дышит, отправишься на вокзал, вежливо извиниться, услышит издалека.

Выпишите только слова с чередующейся гласной в

корне, графически объясняя.

Тема «Буквы О и А в корне -кос-/-кас-, -гор-/-гар-, -зор-/-зар-»

Правило: без ударения пиши о, под ударением а (гар-гор, клан-клон, твар-твор), искл.: пригарь, выгарки, утварь; без ударения а (зар-зор, плав-плов) искл.: зоревать, зорянка, пловец, пловчиха, плывуны.

Словарный диктант. Загорать на пляже; касаться земли; загорелые дети; свеча догорела; прикосновение к проводам; выгореть на солнце; выгорать на солнце; соприкасаться с огнем; коснуться ветки ели; горелый пень; пирог пригорел; прикасаться к ране; прикоснуться к стене; лампочка перегорела.

Словарный диктант. Загорел, догорел, прикосновение, касаться, касание, касается, коснуться, докоснуться, соприкасаться, сгорел, прогореть, выгорает, пригорел, нагорело, разгорел, озорной, узорный, озарить, обзор, зарница.

Задание. Подберите однокоренное слово с чередованием в корне.

Заря – (зорька), загар – (гореть), касание – (коснуться), загорать – (нагар), прикасаться – (прикосновение).

Контрольный словарный диктант «Чередование гласных в корне слова»

Зал..жить, р..сли, изл..гать, изл..жение, выр..с, р..стительное, пор..сль,

прор..сли, предл..гать, р..сток, нар..стает, утв..рь, пл..вник, изл..жить,

прик..снуться, предпол..гать, сл..жить, накл..няться, выл..жить, ск..ковая

(лошадь), водор..сли, на всем ск..ку, подр..сли, ул..жить, покл..н,

з..рница, р..стовщик, предл..гать, взр..щенный, Р..стислав, зам..чил,

пол..жил, м..кать, предл..жение, заск..чить, зар..сло, пл..вучесть,

вым..кнуть, прил..жение, р..сточек, отр..сль, к..саться, заг..релый,

з..рька, прил..гается, уг..р.

2. Имя прилагательное, растительное масло, загореться от спички, положить в карман, запереть дверь, выросли в аквариуме, обжигает в печке, тяжёлое положение, росток апельсина, прибирает кабинет, располагаться на трибуне, запутаться в водорослях, положиться на друга, натирать паркет, выращивает на грядке, предполагает участие в соревнованиях, сверкание зарниц, блистать на сцене, сумма слагаемых, выстелили листьями, предложный падеж, опираться на перила, сердце замирает, напишем изложение.

Тема «Буквы Ы и И после приставок на согласный»

Правило: ы пишется после русских приставок, заканчивающихся на согласную, кроме сверх- и меж-, искл.: взимать. И пишется после иноязычных приставок и частиц контр-, дез-, пост-, супер-, транс-, пан-, суб.

Примечание.
Правило не распространяется на сложносокращённые слова.
Например: мединститут, спортигра, спортинвентарь.

Образуйте от данных слов слова с приставкой, обозначьте орфограмму:

Словарный диктант. обыскать, безынвентарное хозяйство, безыглый, взыгравшее самолюбие, безымянный палец, сызмальства (дружить), безыскровая сварка, обызвествление, безыскусный рассказ, безысходность, предыдущий параграф, изыскать возможности, подыгрывать другу, разыскивать преступника, безыдейное содержание, небезызвестный писатель, сыгранный вничью, знать друг друга сызмала.

Образуйте слова с приставкой меж-, сверх-, выделите орфограмму.

 игровой — межигровой перерыв,

 институтский — межинститутский матч,

 издательский — межиздательское соглашение;

 изысканный — сверхизысканные манеры,

 индивидуальный — сверхиндивидуальный подход,

 интересный — сверхинтересный рассказ,

 инициативный — сверхинициативный человек.

Тема «Гласные в приставках пре- и при-»

Правило: е пишется в случае, если приставку можно заменить словом очень, синонимичной приставкой пере-; и пишется, если приставка вносит в слово значение: — приближения, близости –присоединения, -неполноты действия, — действия, которое совершено в чьих-либо интересах (прикарманить, припрятать), -действие, сопутствующее основному (пританцовывать, прихлопывать).

Распределительный диктант. Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую — с приставкой при, во вторую — с приставкой пре-.

Старинное предание, камень преткновения, причуды природы, приступить (к делу), богатое приданое, превратности судьбы, преодоление препятствий, не надо прирекаться, признание в содеянном, беспрекословно повиноваться, предать друга, примирить врагов, прибытие поезда, жизнь без прекрас, презабавный случай, преломление лучей, превышение полномочий, приостановить слушание дела, давать присягу, искатели приключений.

Составьте словосочетания с данными словами. Объясните значение приставок.

Презирать, преодолеть, превратиться, приостановить, пригласить, приготовить.

3.Замените обороты словами с при-, пре-.

Находящийся возле школы (пришкольный), усердный, старательный (прилежный), приехать в назначенное место (прибыть), устный рассказ, передающийся из поколения в поколение (предание), сообщить недругу тайну (предать), обратить что-то в нечто другое (превратить), ненадолго лечь (прилечь), перестать что-то делать (приостановиться), немного открыть (приоткрыть).

Тема «Соединительные О и Е в сложных словах»

Правило: В сложных словах после основы на твердый согласный пишется соединительная гласная о, после основы на мягкий согласный, на шипящий и ц – соединительная гласная е. Например: домосед, стихоплет, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I.

Сказочные герои. Спишите, объясните, почему их так зовут. Какие из этих имен образованы словосложением?

Синеглазка, Златовласка, Золушка, Красная шапочка, Белоснежка, Краснозорька, Черномор, Конек-Горбунок, Незнайка, Людоед, Жар-птица, Сегурочка.

Игра «Кто больше?» Образуйте сложные слова с данными словами:

Снег, сам, птица, падать, катать, ловить, летать, вода, камень, ферма, фабрика, чистка.

Природа и погода. Выпишите сначала названия природных явлений, названия местности и природных объектов:

Снегопад, солнцеворот, плоскогорье, землетрясение, водоворот, мелководье, ледоход, звездопад, гололед, редколесье, небосвод, ледостав, суховей, лесостепь, листопад, бурелом, сухостой, водопад, полнолуние, равноденствие, солнцепек.

Объясните значения сложных слов, используя описательные схемы: для явлений – То, когда. , для местности и природных объектов – То, где.

Флора и фауна. Выпишите из списка по порядку названия:1) зверей, 2) птиц, 3) рыб, 4) насекомых, 5) растений, отдельно выпишите названия грибов. Постарайтесь объяснить названия, используя схему: Тот (та), кто . , Тот (та), у кого . .

Носорог, сороконожка, лирохвост, шелкопряд, муравьед, мухоловка, перекати-поле, утконос, буревестник, волкодав, долгоносик, красноперка, водомер, сыроежка, трясогузка, мать-и-мачеха, землеройка, козодой, толстолобик, горицвет, не-тронь-меня, зимородок, мухомор, горихвостка, чертополох, короед, иван-чай, трын-трава, водоросли, тысячелистник.

Какие слова не укладываются в схемы?

5. Изобретения. Выпишите из списка сначала названия транспортных средств, потом приборов и механизмов:

Вездеход, водопровод, ледоруб, самокат, мышеловка, самовар, дырокол, снегоход, паровоз, кофемолка, землечерпалка, пылесос, вертолет, стеклорез, луноход, маслобойка, громоотвод, самолет, зубочистка, пароход, самосвал, мусоропровод.

Попробуйте объяснить названия, используя схемы: То, что . , То, чем . , То, на чем . .

Придумайте название тому прибору (механизму, средству транспорта), который вы хотели бы изобрести.

6. Техника. Как видно, для наименования изобретений во всем мире широко используются латинские и греческие основы. В русском языке тоже много слов с такими элементами: авто (сам), аудио (звук), аэро (воздух), вело (быстрый), видео (видимый), кино (заимствовано из нем. Kino), космо (Вселенная), мото (движение), микро (малый), стерео (пространственный), теле (далекий), термо (горячий), фото (свет), электро и другие.

Сложные слова с такими частями пишутся слитно. Слитно пишется также элемент авиа (сокращение от авиация). Второй частью может быть как иностранная (мобиль, —метр, —фон, —скоп, —грамма, —граф и другие), так и русская основа (например, фото + выставка, электро + печь).

Вспомните как можно больше сложных слов, относящихся к технике, в составе которых используются латинские и греческие основы.

7. Наука. Латинские и греческие корни используются для наименования наук и научных областей исследования. Второй частью таких слов обычно являются греческие основы -лог- (от логос – «слово»), и -граф- (от графо – «пишу»), первая часть обозначает предмет науки: био- – «жизнь», гео- – «земля», а целостное значение наименованию придает суффикс -иj-, например, биология – «слово (наука) о жизни», география – «наука о поверхности земли».

Вспомните как можно больше подобных наименований. На русской основе названия наук – областей знания – создаются с помощью основ —знание, —ведение, например, языкознание, естествознание, литературоведение).
Попытайтесь для иноязычных наименований привести (или составить) соответствующие русские.

8. Природа и погода. Выпишите сначала названия природных явлений, названия местности и природных объектов:

Снегопад, солнцеворот, плоскогорье, землетрясение, водоворот, мелководье, ледоход, звездопад, гололед, редколесье, небосвод, ледостав, суховей, лесостепь, листопад, бурелом, сухостой, водопад, полнолуние, равноденствие, солнцепек.

Объясните значения сложных слов, используя описательные схемы: для явлений – То, когда. , для местности и природных объектов – То, где.

9. Календарь. Объясни, как понимаешь названия месяцев.

Посмотрите, какими названиями характеризовали на Руси календарные месяцы: сентябрь – златолист, листопадник; октябрь – листопад; ноябрь – полузимник, листогной; февраль – вьюговей, бокогрей; март – зимобор; апрель – снегогон, водолей; июнь – скопидом, хлеборост, разноцвет, светозар; июль – сенозарник; август – хлебосол, разносол, припасиха-собериха, густоед.

10. Занятия и качества. Выпишите сначала названия занятий людей, их времяпрепровождения, затем названия их качеств:

Чаепитие, честолюбие, путешествие, простодушие, хоровод, рукоделие, милосердие, сенокос, равнодушие, пустословие, легкомыслие, своеволие, мордобитие, самолюбие.

Объясните их значение. К каким из них подходит описательная схема: То, когда. ?

11. Какие мы? Выпишите сначала признаки, относящиеся к внешности людей, потом к характеру, потом признаки, описывающие животных:

Синеглазый, долговязый, любопытный, короткошерстный, вислоухий, широкоплечий, твердолобый, мягкотелый, низкорослый, великодушный, миролюбивый, полоумный, длиннохвостый, добродушный, остромордый, легкомысленный, белобрысый, курносый, лопоухий, самостоятельный, сумасшедший.

Объясните их значения, используя схему Такой, у кого. Такой, кто.

Опишите свою внешность. Опишите свою или знакомую собаку или кошку.

Тема «Не с частями речи»

Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не.

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

Перепишите, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.

1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка — итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.

Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.

1. (Не)засыпая (н. ) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н. )(н. )приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.). 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не) я, (не)ты виноваты в этом. 23. (Не)други моего друга — мои (не)други. 24. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 26. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 27. Отец (не)(до)смотрел за ребенком. 28. Ты как будто (не)рад мне? 29. (Не) достать мне этой редкой книги! 30. Урал — край (не)сметных богатств. 31. Издали слышался шум (не)угомонного ручья. 32. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.

Тема «Буквы Ч и Щ в суффиксах имён существительных -чик-/-щик»

Образуйте от данных слов однокоренные с суффиксами –чик-, -щик-. Объясните значение слов. Барабан (барабанщик, барабанчик), летать (летчик), мороженое (мороженщик), разведка (разведчик), шарманка (шарманщик), кран (крановщик), переплет (переплетчик).

Тема «Гласные О и Е после шипящих»

Правило: Рассмотрим ряд слов: кусочек, овражек, орешек, пиджачок, пирожок, пушок. Это существительные. Сгруппируем слова по сходству шипящих. У нас получились пары: кусочек – пиджачок, овражек – пирожок, орешек – пушок. Теперь нужно определить морфему, в которой находится орфограмма. Все слова с уменьшительными суффиксами. Кусочек – это маленький кусок.

Пиджачок – маленький пиджак.

Овражек – маленький овраг.

Пирожок – маленький пирог

Орешек – маленький орех

Пушок – маленький пух

Расставим ударения в словах и снова сгруппируем слова: кусо́чек, пиджачо́к, овраже́к, пирожо́к, оре́шек, пушо́к.

Мы видим, что буква о после шипящих в суффиксах существительных пишется под ударением, в соответствии с произношением: пиджачо́к, пирожо́к, пушо́к. В суффиксах существительных после шипящих без ударения пишется буква е: кусо́чек, овраже́к, оре́шек. Такими же были условия выбора гласных о и е в окончаниях существительных: врачом, плащом, рубежом; товарищем, тучей.

После шипящих в окончаниях существительных под ударением пишется буква о, без ударения – е.

Объединим оба правила: после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных под ударением пишется буква о, без ударения – буква е.

Вспомним ещё одно правило правописания гласных после шипящих. В корнях слов после шипящих пишется буква ё, если можно подобрать однокоренное слово или форму слова с чередованием ё//е: жёлтый – желтеть, чёлка – чело, шёл – шедший, шёпот – шепчет, дешёвый – дешевле. В остальных случаях пишется буква о: шорох, шоколад, шомпол, капюшон.

Составим алгоритм применения правил. Для анализа возьмём скороговорку: «Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон».

Шаг 1. Определяем часть речи.

В тексте есть три слова с орфограммой. Два из них существительные: кукушонок и капюшон.

Шаг 2. Определяем, что орфограмма находится после шипящих.

Шаг 3. Определяем, в какой морфеме находится орфограмма: в слове кукушонок она в суффиксе, а в слове капюшон в корне.

Шаг 4. Ищем однокоренные слова с чередованием в корне.

Шаг 5. Ставим ударение.

Шаг 6. Делаем вывод.

В суффиксе существительного после шипящей под ударением пишем букву о.

Давайте потренируемся. Возьмём предложение: на свежий червячок и рыбка на крючок. В нём есть два существительных с орфограммой «Гласные после шипящих»: червячок и крючок. Применяем алгоритм. Определяем, в какой морфеме орфограмма. Червячок – это маленький червяк, а крючок – маленький крюк. Орфограммы находятся в суффиксах. Ставим ударение, оно падает на орфограмму. В соответствии с произношением пишем о.

Теперь обобщим случаи написания гласных о и ё после шипящих в существительных. Орфограмма может быть в корне слова, в суффиксе и в окончании. Под ударением в суффиксах и окончаниях пишется буква о. А в корне может писаться и буква о, и буква ё.

Рассмотрим примеры: мышонок, ключом, шёлк, шомпол (стержень для чистки и смазки огнестрельного оружия).

Мышонок – детёныш мыши. Орфограмма в суффиксе под ударением. Пишем о.

Ключом – это существительное ключ в форме творительного падежа. Орфограмма в окончании. Под ударением пишем о.

Шёлк – орфограмма в корне, ищем чередование: шёлк – шелка, шелковистый. Пишем в корне ё.

Шомпол – орфограмма в корне, однокоренных слов с чередованием нет, пишем о.

Слов с буквой о после шипящих в корне слова под ударением немало. Шов, шок, шоу, капюшон, крыжовник, шоры (боковые щитки на уздечке возле глаз, не дающие лошади возможность смотреть по сторонам; наглазники), шорох, шорты.

Если вы затрудняетесь определить, в какой морфеме находится орфограмма, воспользуйтесь толковым и словообразовательным словарями, в том числе онлайн-версиями. Например, нужно правильно написать слово беч..вка. Сначала выясняем значение слова по толковому словарю. А затем смотрим, как слово образовалось. Бечёвка от «бечева» (верёвка). Орфограмма после шипящих находится в корне слова, нужно писать букву ё.

Найдите ошибку в объяснении правописания.

Книж..нка – после шипящих под ударением в суффиксе существительного пишется о;

Ларч..к – пишется и, так как при изменении слова гласный в суффиксе не выпадает;

Ж..сткий – после шипящих под ударением в корне пишется о;

Ландыш..м – в окончании существительного после шипящих в безударном положении пишется е.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Определить часть речи (сущ.);

Определить, в какой морфеме находится орфограмма (корень, суффикс, окончание);

В слове ж..сткий орфограмма находится в корне. Ищем родственное слово или форму с чередованием е//ё: жестковатый. Вывод: в корне пишется ё.

Ж..сткий – после шипящих под ударением в корне пишется о

2. Зачёркивание элементов.

Найдите лишние слова в каждом ряду, зачеркните их.

Морж..нок, пирож..к, крольч..нок, крюч..к, свеч..й

Циркач..м, ключ..м, стриж..нок (птенец стрижа), флаж..к, полотенц..м

Пуч..к, прич..ска, светляч..к, камыш..м, грач..м

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Определить, в какой морфеме находится орфограмма (корень, суффикс, окончание);

Сравнить варианты, найти лишний.

Моржо́нок, пирожо́к, крольчо́нок, крючо́к, свечо́й (орфограмма в окончании, в остальных словах – в суффиксе)

Циркачо́м, ключо́м, стрижо́нок, флажо́к, полоте́нцем (буква е)

Пучо́к, причёска, светлячо́к, камышо́м, грачо́м (буква ё)

Тема «Одна и две Н в суффиксах прилагательных»

Правило: н пишется в суф.-ин-, -ан-, -ян-. Искл.: стеклянный, оловянный деревянный. Нн пишется в отыменных прилагательных с основой на н + суф.н (лунный), в суффиксах –онн-, -енн-. Искл.: ветреный (с приставками пишется с нн: безветренный). Краткая форма прилагательных имеет столько же н, сколько и полная.

1. Словарный диктант. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы н или нн. Обоснуйте ответ.

Ю..ый, серебря..ый, авиацио..ый, дли..ый, оловя..ый, пря..ый, урага..ый, дискуссио..ый, лебеди..ый, ветре..ый, ветря..ой, безветре..ый, осе..ий, утре..ий, стекля..ый, семе..ой, ледя..ой, клюкве..ый, конопля..ый, воробьи..ый, соловьи..ый, стреме..ой, семе..ой, краснознамё..ый, торжестве..ый, жизне..ый, стари..ый, пле..ый, це..ый, пья..ый, рья..ый, румя..ый, румя..а, огне..ый, песча..ый, ремесле..ый, второстепе..ый, пенсио..ый, глиня..ый, звери..ый, потомстве..ый, драгоце..ый, бульо..ый, плоскодо..ый.

2. Образуйте от существительных прилагательные с суффиксом н. обозначьте орфограмму.

Земля, утка, олово, серебро, огонь, государство, клюква, водя, шерсть, рожь, дерево, тыква, глина, солома.

Тема «Различение на письме суффиксов прилагательных -к-/-ск-»

С суффиксом -к- пишутся относительные прилагательные с основой на ц и на ч, к, если в основе происходит чередование согласных ч/ ц, к/ ц: молодец – молодецкий, ткач – ткацкий, рыбак – рыбацкий. Если согласные в основе не чередуются, то прилагательные пишутся с суффиксом -ск-: узбекский (от узбек), окский (от Ока).

Словарный диктант. Турецкий, узбекский, французский, ткацкий, рыбацкий, туристский, гигантский, кандидатский, мужицкий, горняцкий, чешский, казахский, зверский, ноябрьский, зверский, сибирский, богатырский, молодецкий, донецкий, университетский.

Тема «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Правило: Слитно пишутся сложные прилагательные, образованные на основе словосочетаний, например, легкоатлетический – легкая атлетика. ложные прилагательные пишутся через дефис, если

Они обозначают оттенки цветов

Образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис

Путем соединения равноправных слов, между которыми можно вставить союз «и».

Раскройте скобки, объясните слитное и дефисное написание прилагательных.

(Золотисто) сиреневый цвет, (умный) пр…умный волшебник, (бело) снежные чайки, (осенне) зимний сезон, (одно) этажный дом, (грибо) образная крыша, (приёмо) сдаточный пункт, (пухло) щёкий малыш, (мало) сольный огурец, (журнально) газетная статья, (светло) голубая незабудка.

Приводимые ниже словосочетания замените сложными словами.

Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз.

Жучок, который ест кору; заготовка леса; излияние крови; лечение грязями; предназначенный для ловли рыб; приспособление для ловли мышей; по виду змея; производящий ремонт вагонов; тот, кто варит сталь; тот, кто ловит птиц; хранилище овощей.

3.Поставь, где необходимо, дефис в прилагательных. Объясни орфограмму графически.

(Тёмно) каштановая грива, (водо) проводный кран, (светло) голубой лимузин, (ярко) красный тюльпан, (Сельско) хозяйственная улица, (серебристо) белый металл, (кисло) сладкое повидло, (иссиня) чёрные волосы, (паро) ходная палуба, (верто) лётная площадка, (тепло) возное депо, (десяти) этажный дом, (плодово) ягодное варенье, (стале) литейный завод, (юго) восточный ветер, (англо) русский словарь, (средне) вековый рыцарь, (физико) математический факультет, (научно) исследовательский институт, (хлопко) уборочный комбайн, (трёх) метровый удав, (приёмо) сдаточный пункт.

Тема «Мягкий знак на конце и в середине числительных»

Правило: Запомнить правило о мягком знаке помогает такой прием: если в конце числительного есть мягкий знак – в середине его писать не надо, а если в конце числительного нет мягкого знака – он пишется в середине. Писать мягкий знак в числительных нужно только один раз.

Перепишите примеры, подчеркните числительные и сделайте вывод о том, в каких числительных мягкий знак пишется в середине, а в каких на конце.

1) Девятьсот с лишним лет назад москвичи вырыли ров для защиты своей крепости. Он имел ширину пятнадцать-шестнадцать метров. Лет через пятнадцать после того, как археологи нашли остатки Кремля XII века, им удалось найти ров, который был еще больше. Его ширина была тридцать восемь метров. 2) Кремль, который был построен при Иване III, уже пятьсот с лишним лет украшает Москву.

Тема «Дефис в неопределенных местоимениях»

Правило: Неопределённые местоимения с суффиксами –то, -либо, -нибудь и приставкой кое- пиши через дефис: что-то, что-либо, что-нибудь, кое-что.

Если местоимение с приставкой кое употреблено с предлогом, то пиши раздельно в три слова: кое у кого, кое о чём.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать.

Тема «Не и НИ в отрицательных местоимениях»

Правило: В отрицательных местоимениях пишется:

В отрицательных местоимениях при отсутствии предлога не и ни являются приставками и пишутся слитно: нечем, никого; при наличии предлога — частицами и пишутся раздельно (предлог ставится между частицей и местоимением, в результате чего образуется сочетание из трех слов): не с чем, ни при каких.

Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Н..(за)что благодарить; н..(за)что не благодарил; (н..)когда болтать; (н..)кого спросить; (н..)(у)кого спросить; увидел (н..)кого иного, как отца; (н..)кого иного не увидел; (н..)кому доложить; сообщил (н..) кому другому, как директору; (н..)кому другому нельзя доложить; (не)куда спешить; (н..)где не находил покоя; это (н..)как невозможно; (н..)какой благодарности; н..(на)что купить; н..(на)что не обращать внимания; не (от) куда ждать помощи; (не) чем заняться; здание было (н..)чем иным, как университетом; (н..)чем иным объяснить не мог; (н..)когда не опаздывал; (н..)куда не спешил; н..(к)чему не притрагивался; н..(от)куда не ждал вестей; н..(по)чём не догадался бы; я здесь н..(при)чём; это его (н..)сколько не занимало; (н..)чей щенок; (во)что(бы)то(н..)стало; н..(в)какую не соглашался.

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

(Н..)чем зажеч. (кое) (о) ком спрашивать, чем (либо) удивит, чем (то) огорчён, (н..) (перед) чем (н..) остановится, (н..) (с)кем (н..) посоветуется, (н..) (с)кого брать пример, кто (нибудь) сделает, (кое) (о) чём поразмыслить, призвать кого (либо), к кому (то) приехать, что (либо) пр..везти, (кое) (в) чём (н..) согл..ситься, (кое) кого рас..просить

3. Запишите, раскрыв скобки. Обозначьте орфограмму «Правописание отрицательных местоимений».

(Не,ни)какой пользы, (не,ни)кого винить, (не,ни) что не бе..покоило, (не,ни)кто не увид..т, (не,ни)чей портфель, (не,ни) с (какой стороны, (не,ни) у кого не спрошу, (не,ни)чем заняться, (не,ни) с кем обсуждать, (не,ни) к чему не приведёт, (не,ни)чего ждать, (не,ни) перед (чем) не остановится, (не,ни)перед (кем) не в ответе, (не,ни) с (чьим) другом, (не,ни) у (кого) узнать, (не,ни) о (чём) не думала.

Тема «Правописание гласных в суффиксах глаголов -ыва- — -ива-, -ова- — -ева-»

Правило: 1.Проверочным словом для глаголов с суффиксами –ива, –ыва, –ова, –ева является форма первого лица единственного числа настоящего или будущего простого времени.

2. Если в этой форме глагол оканчивается на –ую(–юю), тогда пиши суффиксы –ова или –ева, если на –иваю(–ываю) — суффиксы –ива или –ыва.

Контрольные словарные диктанты

Велосипедный фонарь, старинное пианино, мягкий диванчик, выйти из огня, цыганский наряд, телефонный справочник, сделать изо льда, растёт под окном, расчётливые дельцы, царицыно повеление, расположиться в кабинете, одеваться безвкусно, подъёмная машина, точно рассчитаешь, лиловый цветочек, подняться на цыпочки, качается подо мной, обширная площадь, расцвет искусства, редакция газеты, маршрутное такси, пролетает над озером, чехол для гитары, конфетная коробка, опираться на плечо товарища, безграмотная речь, отцовский ремень, корзиночка с пирожками, расписание на завтра, цикл телевизионных передач, искусное изделие, подробный отчет, цирковой артист, встречаем рассвет, собирается уезжать.

«Контрольный словарный диктант»

Стремиться к достижению цели, отдать рапорт, идти по аллее, портреты героев России, посетить хоккейный матч, изредка выглядывает солнце, устная речь, вести диалог, исчезнуть вдали, раскрытый парашют, тренировать память, низкий барьер, посвятить стихотворение, смотреть вверх, футбольный мяч, варенье из крыжовника, богатое воображение, устный рассказ, повернуть налево, объезжать окрестности, искусство балета, разъярённый зверь, вскоре почувствовать, идти вдвоём, отражаться в озере, впечатление от фильма, играем в баскетбол, синтаксическая ошибка, серьёзное жюри, пейзажная зарисовка, беспримесное вещество, шёлковая шёрстка, обратиться с просьбой, измеряем объем, тяжёлый рюкзак, прекрасный помощник, значительное расстояние, восклицательная интонация, внимательно работаешь, душистая травка, чудесный аромат, лиловые гроздья сирени, праздничный салют, доноситься отовсюду, багряные листья, арабские цифры, отвезти на машине, прелестный образ, речной трамвайчик, никогда не унывает, безвкусная пища, иллюстрации к рассказу, территория зоопарка, тренер известного спортсмена, объявление на вокзале, выразительное лицо, беседовать вдвоём, заботливо держит, компьютерная мышь.

Правописание приставок на -з(-с) и приставки с-

Бе_ценный, бе_человечный, бе_форменный, бе_конечный, бе_корыстный, бе_численный, бе_церемонный, бе_вкусный, бе_толковый, бе_грамотный, бе_цельный, бе_дарный, бе_покойный, бе_шумно, бе_смысленно, бе_болезненно.

В_лететь, в_бешенный, в_дремнуть, в_тревоженный.

Во_рождение, во_действие, во_хождение, во_звание, мирово_зрение, во_любить, во_кликнуть, во_парить, во_препятствовать.

И_гнание, и_полнение, и_бежать, и_пуганный, и_тратить, и_черпать, и_жарить, и_царапать, и_держки, и_давна, и_подлобья.

Ни_падать, ни_провержение, ни_вергаться, ни_ринуться, ни_послать, ни_кий, ни_ший.

Ра_продажа, ра_двоение, ра_чесать, ра_щедриться, ра_биться, ра_щелина, ра_пространить, ра_толочь, ра_четливый, ра_пороть, ра_чертить, ра_крутить.

_дача, _дание, _дельщина, _десь, _бежать, _давать, _бор, _бросить, _доровье, _держаться, _двинуть, _горяча, _дравница, _бить, _гинуть, не видно ни _ги, _дернуть, _гореть.

Правописание слов с двойными согласными

Аб_ревиатура, агрес_ивный, ак_омпанемент, ак_орд, ал_егория, ал_юминий, ан_улировать, апел_яция, ап_арат, ап_етитный, ас_оциация, артил_ерия, ат_рибут, ат_естат, ат_ракцион, бал_отироваться, бал_юстрада, бас_ейн, бел_етристика, бюл_етень, гал_ерея, гал_юцинация, грам_атический, грам_ота, гримас_а, гум_анизм, диаграм_а, дискус_ия, длин_а стола, драм_атический, жок_ей, ж_еный, жуж_ание, ил_юминация, им_итация, им_унитет, импрес_ионизм, ин_ициатива, интел_ект, кавал_ерия, кан_онада, кар_икатура, кол_ичество, кол_ектив, колон_ада, колос_альный, ком_ентарий, ком_ерческий, компромис_, кор_идор, коэф_ициент, кристал_ьный, крос_овки, мас_аж, мил_иметровка, мис_ионер, мож_евеловый, оперет_очный, оперет_а, оп_онент, оф_ициальный, пьес_а, сим_етрия, сум_арный, тер_аса, тер_итория, цел_офан, цивил_изация, экспрес_ия, эл_астичный, эф_ективный, юн_ый.

Правописание чередующихся гласных в корне

Проб_раться, соб_рут, разб_рать, отб_рет, заб_рется, выб_рать, прод_раться, д_рется, зам_реть от страха, ум_рающий, отм_рающие обычаи, уп_реться, зап_реть дверь, отп_рать замок, уп_рающийся, отп_реть, прот_рать, выт_реть, раст_рать, пост_лить, расст_лать, бл_стательный успех, бл_стеть, заж_гательный, выж_гать.

Прик_саться, прик_снуться, прик_сновение, неук_снительно, к_сательная.

Изл_гать, распол_жение, прил_гательное, прил_жение, сл_гаемые, сл_жение.

Подр_сти, отр_стить, выр_щенный, возр_стной, р_стовщик, зар_сли, отр_сль, пор_сль, костюм на выр_ст, подр_стковый.

Несг_раемый, заг_релый, дог_рать, подг_реть.

Прекл_нение, скл_нять, покл_ниться, накл_няться.

Благотв_рительность, тв_рение мастера.

Пл_вучий, попл_вок, пл_вец, пл_вчиха.

Обм_кнуть в воду, пром_кательная бумага, пром_чить ноги, вым_кли под дождем.

Подр_внять волосы, ур_внение, р_внина, р_вноправие, выр_вненный, ср_внить, зар_внять.

Ск_кать на лошади, ск_чок, выск_чка, подск_чить.

Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корне

Безрука_ка, блю_це, вязаные варе_ки, ватру_ка, газетная выре_ка, выру_ка леса, вы_ший пилота_, ги_кая гимнастка, гла_кая поверхность, голодная дворня_ка, деревя_ка, дер_кий ответ, жеребье_ка, жи_кий раствор, жу_кий сон, заморо_ки, зы_кая надежда, издер_ки произво_ства, кно_ка, ко_ьба, кро_ки хлеба, кру_ка молока, надувная ло_ка, наглая ло_ь, моло_ьба, мя_кий хле_, насле_ство, ни_кий, ни_ший балл, перевя_ка раны, пиро_ки с мясом, маленькая пичу_ка, поддер_ка, подкла_ка к пальто, подска_ка, помо_ник капитана, горячая похле_ка, приве_ти товар, убедительная про_ьба, разве_чик, последний раун_, ре_кий лес, ре_ьба по дереву, ро_кий мальчик, ручной тормо_, сва_ьба, свя_ка ключей, скри_ка, народные ска_ки, сколь_кая доро_ка, сла_кий, сле_ственный отдел, сру_ коло_ца, стыко_ка кораблей, у_кая тропинка, упря_ка лошадей, уса_ьба, быстрая хо_ьба.

Правописание слов с непроизносимыми согласными

Аген_ство, безмол_ствовать, блес_нуть на со_нце, ви_жать, високос_ный год, вкус_ные я_ства, влас_ный взгляд, гиган_ское сооружение, гнус_ные намерения, громоз_кий, дилетан_ский, докла_чик, завис_ливый, загвоз_ка, захолус_ный городок, здра_ствовать, извес_ный композитор, интриган_ский, инци_дент, искус_ная работа, комендан_ский час, компроме_тировать, конста_тировать, кос_ная речь, кос_ный бульон, корыс_ный, мелкий ма_штаб, наперс_ница, ненавис_ный, ненас_ный день, неумес_ный вопрос, объез_чик дорог, окрес_ности, опас_ный, пакос_ник, по_скользнуться, пос_ный ужин, по_черк, почу_ствовать облегчение, тревожное предчу_ствие, прелес_ный, пристрас_ный, радос_ный, ровес_ник, сверс_ник, свис_нуть, сладос_ный сон, словес_ная перепалка, сума_шедший, счас_ливый день, трос_никовый сахар, тягос_ный разговор, ужас_ный, взять под уз_цы, ус_ный ответ, уча_ствовать, учас_ливый сосед, хвас_ливый, чес_твовать, час_ное лицо, чудес_ный вид, ше_ствовать по улице, шотлан_ская песня, я_ственный звук, ярос_ное сопротивление.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6928/conspect/

http://multiurok.ru/index.php/files/sbornik-uprazhnenii-po-orfografii-5-6-klass.html