Объясните графически правописание букв в корнях распределив слова по типу орфограмм возрождение

Учебно-методическое пособие «Правописание гласных в корне»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МБОУ «Гимназия№1» Чистопольского муниципального района РТ

Авторское учебно-методическое пособие по русскому языку

для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

«Правописание гласных в корне»

Автор: Оленина Валентина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия№1» Чистопольского муниципального района

Учебное пособие разработано учителем русского языка и литературы В.В. Олениной МБОУ «Гимназия №1» Чистопольского муниципального района РТ для использования на уроках самостоятельной подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Настоящее пособие предназначается для практических занятий по орфографии с учащимися 9-11 классов. Опыт показывает, что к 9 классу программный материал по орфографии требует актуализации. Учащиеся нуждаются в повторении пройденного материала и в овладении более совершенными, по сравнению с 5 – 7 классами, навыками правописания в связи с расширением лексики и ростом языковой культуры.

Материал пособия построен на основе «Правил русской орфографии и пунктуации», изданных в 1956 году и действующих по настоящее время как основной свод правил правописания.

В пособии приводится та часть свода правил по орфографии, знание которой необходима при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Правила преподносятся в доступной формулировке, с необходимыми в отдельных случаях примечаниями и разъяснениями для трудных случаев и исключений.

Раздел «Правописание гласных в корне» выбран не случайно. Результаты практических занятий и контрольных срезов показывают, что наиболее часто учащиеся затрудняются при выборе орфограммы в корне слова: не различают безударную и чередующуюся гласные, не помнят значений корней с чередующимися гласными и принципы выбора буквы.

Упражнения для закрепления разнообразны, наглядны, различной степени трудности. Материал для упражнений взят из произведений художественной и публицистической литературы, некоторые задания составлены автором пособия. В качестве промежуточных и контрольных тестов использованы фрагменты типовых экзаменационных вариантов различных авторов, а также составленные автором. Материал для закрепления, промежуточные и итоговые тесты можно использовать как индивидуальные задания.

Методические рекомендации по использованию

«Правописание гласных в корне»

Учебное пособие для учащихся облегчает работу с теоретическим материалом: даёт возможность быстро, наглядно и эффективно освоить новые темы, повторить в случае необходимости пройденный материал, использовать содержание пособия в качестве опоры для устного информационного сообщения. Данное УП представляет собой продукт дидактического назначения, который обеспечивает реальную поддержку образовательного процесса, позволяет с учетом условий обучения и специфики предметной области реализовать образовательную, воспитательную и развивающую функции образования. УП обеспечивает условия для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Например, в каждой теме предлагаются задания, разные по уровню сложности.

УП является по своей структуре открытой системой. Его можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации. Специфической особенностью УП является то, что оно позволяет легко комбинировать материал с учетом этапа обучения, уровня усвоения материала учащимися.

Предметное содержание УП «Правописание гласных в корне»

Настоящее пособие предназначается для практических занятий по орфографии с учащимися 9-11 классов. Материал пособия построен на основе «Правил русской орфографии и пунктуации», изданных в 1956 году и действующих по настоящее время как основной свод правил правописания.

В пособии приводится та часть свода правил по орфографии, знание которой необходима при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Правила преподносятся в доступной формулировке, с необходимыми в отдельных случаях примечаниями и разъяснениями для трудных случаев и исключений.

Раздел «Правописание гласных в корне» выбран не случайно. Результаты практических занятий и контрольных срезов показывают, что наиболее часто учащиеся затрудняются при выборе орфограммы в корне слова: не различают безударную и чередующуюся гласные, не помнят значений корней с чередующимися гласными и принципы выбора буквы.

Упражнения для закрепления разнообразны, наглядны, различной степени трудности. Материал для упражнений взят из произведений художественной и публицистической литературы, некоторые задания составлены автором пособия. В качестве промежуточных и контрольных тестов использованы фрагменты типовых экзаменационных вариантов различных авторов, а также составленные автором.

Структура и содержание учебного пособия

Теоретические сведения по темам раздела «Правописание гласных в корне»:

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Орфограммы в корнях слов

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1. Повторение знаний о морфемах.

2. Повторение орфограмм в корнях слов.

3. Повторение морфемного и орфографического анализа слов.

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

Окончание – значимая часть слова, которая служит для образования формы слова.

Орфография – это 1) раздел науки о языке, который определяет единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных графических средств (дефисов, пробелов, чёрточек); 2) система правил правописания слов.

Орфограмма – такое написание в слове, которое соответствует определённому графическому правилу или традиции письма.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с.16– 19; 191 с.

        1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 20 – 25; 159 с.
        2. Баранов М. Т., Русский язык: справ. материалы // Баранов М. Т., Костяева Т. А., Пруднкова А. В. – М.: Просвещение, 2006. – с.225 – 227, 229 – 231; 285 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Чтобы правильно писать слова, необходимо соблюдать инструкции, в которых указываются условия выбора правильных написаний (орфограмм) в словах, то есть соблюдать орфографические правила. Вспомним, что условия выбора – это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые и определяют, что и как писать в каждом конкретном случае.

Обычно в орфографическом правиле соединяются 2 – 3 условия выбора. Необходимо запоминать условия выбора орфограмм и понимать их связь с правильным написанием.

Вспомним известные нам правила правописания корней слов. В корнях бывают орфограммы – гласные и орфограммы – согласные.

Орфограммы – безударные гласные в корне слова могут чередоваться, проверяться ударением, а могут не проверяться никакими правилами.

Какие условия выбора орфограмм для проверяемых ударением безударных гласных в корне? Во-первых, безударная гласная должна быть в корне слова (словообразовательное условие); во-вторых, эта гласная должна быть одинаковой с ударной в однокоренных словах (смысловые особенности): осеньосенний, дорогойдорого, дороже; укрощать тигра, чтобы он стал кротким, послушным; сокращать путь – делать его кратким.

Итак, чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

При проверке безударной гласной в корне у глагола следует обращать внимание на вид. Глаголы совершенного вида нельзя проверять глаголами несовершенного вида (что сделать? опоздать – что делать? опаздывать). Опоздать проверяем однокоренным словом – прийти поздно.

Если безударная гласная в корне чередующаяся, то её написание зависит от корня с чередованием.

При чередовании безударных е//и в корнях —бер— – —бир-; —блест— – —блист-; —дер— – —дир-; —жег— – —жиг-; —мер— – —мир-; —пер— – —пир-; —стел— – —стил-; —тер— – тир— выбор гласной зависит от наличия или отсутствия суффикса —а— после корня: если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишем и, если суффикса —а— нет, то в корне – е. Например, бл_ст-е-ть – нет суффикса —а— за корнем: пишем блестеть; бл_ст-а-ть – есть суффикс —а— после корня – пишем блистать.

Непроверяемые безударные гласные в корнях слов надо запоминать и проверять по словарю: генерал.

При выборе гласной оё после шипящей и ц в корне слова вспоминаем правило: в корне под ударением после шипящего пишется буква ё: например, чёрный, жёлтый.

В словах цирк, цикорий, циркуль и других в корне после ц пишется буква и. исключения: цыган, на цыпочках, цыкнуть, цыплёнок, цыц.

Орфограммы – согласные буквы в корне бывают проверяемые, непроверяемые и непроизносимые.

Проверяемые согласные перед гласным звуком и перед согласными л, н, м, р, й слышатся отчётливо, поэтому подбираем такое однокоренное слово, в котором после проверяемая согласная стоит в сильной позиции: перед гласной или сонорной. Например, просьбапросить, ладладный.

Мы знаем, что при стечении согласных в корне слова некоторые согласные не произносятся. Поэтому подбираем такое однокоренное слово, чтобы эта согласная слышалась отчётливо. Если в проверочном слове согласный не произносится, то он и не пишется. Например, лестныйлесть; ужасноужасен.

Непроверяемые согласные, как и непроверяемые гласные, надо запомнить и проверять себя в случае затруднения по словарю: рюкзак, аккуратный.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

В каком ряду во всех словах пропущена буква и?

А) ц_ркуль, ц_корий, ц_ган

Б) нарц_сс, ц_плёнок, пац_ент

В) ц_линдр, ц_стерна, ц_клон

Г) на ц_почках, ц_кнуть, ц_када

Разбор задания: вспомним, что в корне ы пишется только в словах-исключениях: цыган, на цыпочках, цыкнуть, цыплёнок, цыц. Поэтому строки, в которых есть слова-исключения, мы не выбираем.

Ответ: В) ц_(и)линдр, ц_(и)стерна, ц_(и)клон.

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите из предложенного списка проверочное слово к слову горевать.

Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам

Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.

Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.

Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».

Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.

Виды орфограмм

В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:

  1. В корнях.
  2. В приставках и после них.
  3. В суффиксах.
  4. В окончаниях.

Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:

Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.

Как проверять орфограмму – два способа

Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.

Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.

Как обозначать орфограмму при проверке

Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.

Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.

Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).

И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.

Зачем объяснять орфограмму

Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.

Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.

Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.

После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.

Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.

Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.

P. S. Вот мое видео про орфограмму.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6928/conspect/

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-orfogramma