Объясните лексическое значение данных заимствованных слов замените их русскими синонимами

Школьный этап олимпиад по русскому языку с ответами

Школьный этап олимпиад по русскому языку с ответами

Просмотр содержимого документа
«Задания ВОШ 10-11 кл»

Всероссийская олимпиада школьников 2019 – 2020

Задание 1. (6 баллов) Выпишите слово (слова), в котором (в которых) букв больше, чем звуков. Обоснуйте ответ.

Досчитать, брызжет, выявляющий, французский, разъезжающий, паяльник, уясняя.

Задание 2. (4 балла) Объясните лексическое значение данных заимствованных слов; замените их русскими синонимами.

Задание 3. (8 баллов) Допустим, в русском языке есть следующие фразеологизмы:

1) когда медведь в море зарычит;

2) (у кого-л.) пять отпусков в квартал;

3) мешеный пирог;

4) делать из гвоздя рельс;

5) (как) крокодил пастью заглотнул;

6) матч не стоит клюшек;

7) нашей «Ладе» троюродное «Жигули»;

8) кто в поле, кто за травой.

Какие фразеологизмы, действительно существующие в русском языке, могли бы им соответствовать?

Задание 4. (4 балла) Восстановите словообразовательную цепочку:

А) предусмотрительный ← … ← усмотреть ← …

Б) … ← возобновить ← … ← новый

Задание 5. (4 балла) В стихотворении Е.Баратынского «Водопад» встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны.

Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею.
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.

Задание 6. (4 балла) Укажите, к какой части речи относится слово РАЗ в каждом примере.

2. Раз в начале осени я отправился на охоту.

Задание 7. (6 баллов) Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов:

туфля, ясли, курица, сиденье, джинсы, шорты.

Задание 8. (3 балла) Расставьте знаки препинания в предложении и объясните свой выбор.

И летят мои года пламенно и властно и горит моя звезда и не хочет гаснуть.

Просмотр содержимого документа
«Задания ВОШ 5-6 кл»

Всероссийская олимпиада школьников 2019 – 2020

Продолжительность – 45 минут

Задание 1. (3 балла) Найдите и выпишите слова, в которых находятся рядом два гласных звука:

театр, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.

Задание 2. (6 баллов) Расставьте ударения в следующих словах:

алфавит, сливовый, цепочка, щавель, торты, вручит.

Задание 3. (5 баллов) Выделите приставки в каждом из следующих слов:

вскормить, вспахать, вступить, вскарабкаться, вскочить.

Задание 4. (2 балла) Дано предложение, в составе которого употреблён фразеологический оборот (выделен жирным шрифтом).

Сколько раз твердили Васе, чтобы он делал уроки внимательно –

а ему хоть кол на голове чеши / пиши / теши / паши!

Напишите правильный вариант фразеологического оборота и дайте толкование его значения.

Задание 5. (5 баллов) Вставьте пропущенные в словах буквы, раскройте скобки.

Задание 6. (5 баллов) Дано предложение: Грядку рыло свиное рыло.

Сколько в этом предложении слов? К каким частям речи они принадлежат?

Задание 7. (4 балла) Найдите речевые и грамматические ошибки, запишите предложения в исправленном виде.

1. Мокрый дождь льёт с утра.

2. Все были счастливы и весёлые.

3. Работу нужно закончить к третьему апрелю.

4. Охотник одел шапку и вышел.

Просмотр содержимого документа
«Задания ВОШ 7-8 кл»

Всероссийская олимпиада школьников 2019 – 2020

Продолжительность – 45 минут

Задание 1. (4 балла) Выпишите слово (слова), в котором (в которых) количество букв не равно количеству звуков. Обоснуйте ответ.

Рабочий, подобрать, косматый, ваятель, поездка, огород, нежности, размер.

Задание 2. (5 баллов) Объясните, почему словарь для слова «шляпа» даёт такие синонимы: 1) тюфяк, недотёпа 2) шляпка?

Задание 3. (2 балла) Дано предложение, в котором зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения.

Мы ему на его ошибки несколько раз указывали, а он и в бороду не пыхтит: ничего не исправил, ничем не занимается.

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

Задание 4. (4 балла) Два слова «заблудились» и попали не в свой столбик. Исправьте ошибку и объясните свой ответ.

Задание 5. (5 баллов) Какую синтаксическую роль в предложении может играть имя существительное СТОРОНА?

Составьте предложения с примерами употребления этого существительного (по одному предложению для демонстрации каждой синтаксической роли).

Задание 6. (5 баллов) Найдите речевые и грамматические ошибки, запишите предложения в исправленном виде.

1. Тяжелые бревна ложили на палки и несли.

2. А у нас во дворе сделали новую качель!

3. На счету была каждая минута времени.

4. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее.

5. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы.

Задание 7. (5 баллов) Раскройте скобки в приведённых ниже словах, вставьте пропущенные буквы:

Просмотр содержимого документа
«Задания ВОШ 9 кл»

Всероссийская олимпиада школьников 2019 – 2020

Продолжительность – 60 минут

Задание 1. (4 балла) Выпишите слова, в которых ударение падает на первый слог.

Договор, мельком, зубчатый, кашлянуть, оптовый, черпать, петля, понявший, ракушка, завидный.

Задание 2. (3 балла) Какие фразеологизмы соответствуют толкованиям?

А) Рассказ, известный многим народам.

Б) Письменный документ, безграмотный и/или не имеющий юридической силы (возникло в эпоху Ивана Грозного).

В) Длинная, безысходная, постоянно повторяющаяся сказка, история, ситуация.

Задание 3. (3 балла) Заполните недостающие звенья в словообразовательной цепочке: Примирительница←…←…←…← мир.

Задание 4. (4 балла) Как называются жители следующих городов:

Видное, Дубна, Люберцы, Архангельск?

Задание 5. (9 баллов) Дано предложение: Вчера было тепло, а сегодня одевайся тепло, потому что тепло ушло.

Сколько в этом предложении знаменательных слов? К каким частям речи они принадлежат?

Задание 6. (5 баллов) Сколько Н пишется в словах: мошен…ик, путан…ик, тружен…ик, племян…ик, именин…ик, мучен…ик, измен…ик, беспридан…ица, нефтян…ик, ветрен…к?

Выпишите слова с одной буквой Н.

Задание 7. (2 балла) Составьте два предложения, в одном из которых слово ОДНАКО будет вводным, а в другом – союзом.

Задание 8. (4 балла) Какую синтаксическую роль в предложении играют выделенные слова?

Б) Ученика попросили ответить на вопросы.

В) Мы вышли на балкон подышать свежим весенним воздухом.

Г) Выбрать себе хорошую книгу — значит найти друга.

Просмотр содержимого документа
«Задания ВОШ РЯ 4 кл»

Всероссийская олимпиада школьников 2019-2020

Дорогой друг! Ты участник олимпиады и можешь показать все те знания и умения, которые ты получил на уроках русского языка. Желаем тебе успехов. Будь внимателен, терпелив и настойчив!

Задание 1. (10 баллов) Дан текст в транскрипции. Запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации:

[ч’ и р’исунк’и на a кн’э/ как узор на хрустал’э// щ’ипл’ит вс’акава за нос з’имн’ий д’эдушка марос//]

Задание 2. (5 баллов) Из звуков данных слов получи новые слова с указанным значением.

Лён – название цифры ____________________________________

лей – название дерева ______________________________________

лоб – название настила в помещение _________________________

ток – название домашнего животного ________________________

шёл – неправда ____________________________________________

Задание 3. (5 баллов) Каждое словосочетание замени одним словом с нужным суффиксом.

Тот, кто любит шутить_____________________________________

Тот, кто богат на выдумки__________________________________

Музыкант, который играет на скрипке________________________
Человек, который любит мечтать_____________________________

Задание 4. (5 баллов) Вставь нужную букву в начале слова.

Задание 5. (4 балла) Подчеркни слова, у которых от изменения ударения меняется смысл слова: атлас, щавель, ирис, цемент, трусить, выходить.

Один, семь, отрежь, раз, отмерь, раз.

Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.

Ни, всё, лес, волка, смотрит, сколько, корми, он, в.

Задание 7. (4 балла) Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками в нужное предложение.

как снег на голову.

Я знал городские переулки

как свои пять пальцев.

Скоро дело наладилось и пошло

В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (Тёмный цветок без запаха), отца Кобо-рудо-дир (Большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак-рубу-пеле (Запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?

Просмотр содержимого документа
«Ключи РЯ 10-11 кл»

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

2019 – 2020 учебный год

Школьный этап. 10 – 11 класс

А) Гипотеза – догадка, предположение, положение, вероятный ответ на проблемный вопрос.

Б) Конвенция – международный договор по специальному вопросу.

В) Консенсус – общее согласие по обсуждаемому вопросу, достигнутое в порядке обсуждения.

Г) Презентация – публичное представление чего-либо или кого-либо

1) когда рак на горе свиснет; 2) у кого- либо семь пятниц на неделе; 3) тёртый калач; 4) делать из мухи слона; 5) как корова языком слизала; 6) игра не стоит свеч; 7) нашему забору двоюродный плетень; 8) кто в лес, кто по дрова

А) предусмотрительный ← предусмотреть ← усмотреть ← смотреть
Б) возобновление ← возобновить ← обновить ← новый

1. Оксюморон «сердцем разумею» основан на соединении слова «разумею» (понимаю (умом)) со словом «сердце»; сердце же принято считать средоточием чувств, а не ума.
2. Оксюморон «речь безглагольная» основан на соединении слова «речь» (произносимое (сказанное) слово) со словом «безглагольная», однокоренным слову «глагол» (слово). В результате при буквальном прочтении этого сочетания рождается смысл «речь без слов // бессловесная речь // слова бессловесные»

1. Уж сколько раз твердили миру (сущ.)

2. Раз в начале осени я отправился на охоту (наречие)

3. Раз ты обещал – сделай (союз)

4. А он приятелю раз по руке (междометие)

туфель, яслей, кур, сидений, джинсов, шорт

И летят мои года пламенно и властно, и горит моя звезда и не хочет гаснуть. (1 б.)

Перед нами сложноподчинённое предложение, поэтому его части разделяются запятой. (1 б.)

В предложении два блока однородных членов, соединённых одиночным союзом И (в этом случае запятая не ставится). (1 б.)

Максимальный балл – 39

Просмотр содержимого документа
«Ключи РЯ 4 кл»

Всероссийская олимпиада школьников 2019-2020

Олимпиада по рус. яз 11 кл.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Расставьте ударение в словах:

Августовский, баловать, каталог, еретик, танцовщица, менеджмент, красивее, обеспечение, договор, некролог, облегчить, принудить, усугубить, феномен, экспертный, закупорить.

( За каждый правильный ответ – 0, 5 б.)

Объясните лексическое значение данных заимствованных слов, заменив их русскими эквивалентами:

Гипотеза, конвенция, имидж, консалтинг, консенсус, презентация .

( За каждый правильный ответ – 1 б.)

Все приведенные ниже слова – устаревшие, но 4 слова устарели по одной причине, а одно слово – по другой. Какое? (1 балл) Как называются эти устаревшие слова? (2 балла) В каком разделе русского языка вы найдете ответы на данные вопросы? (1 балл)

Расшифруйте популярные сегодня аббревиатуры:

ЕЭС, ЖКХ, ОМОН, БОМЖ, РАН, СМИ.

Какими терминами можно назвать способ образования этих слов?

(За каждую точную расшифровку аббревиатуры – 0,5б.) (За ответ на вопрос – 1 балл .)

Подберите 5 фразеологизмов, имеющих в своем составе местоимения (например, быть вне себя… ). Укажите разряды местоимений

(За каждый фразеологизм и правильно указанный разряд местоимения – 1балл)

Ознакомьтесь с пародией на текст-объявление. Какие из употребленных в нем слов отсутствуют в русском языке? Каким способом образованы эти несуществующие слова? Какие из слов этого текста, реально существующих в языке, образованы так же?

запрещен и прекращен!

(Итоговое количество баллов – 2,9.)

При создании литературных (чаще всего поэтических) произведений их авторы иногда обращаются к травестии – приему, основанному на гротескно-комическом «переиначивании» классических текстов. В современной литературе травестийный прием может реализоваться в виде имитации обратного перевода: редактор или переводчик переводит произведение иноязычного автора на свой язык, а затем вновь переводит на исходный.

Перед вами отрывок из русской народной сказки в таком «обратном переводе». Что это за сказка? С какого языка она вновь переведена на русский язык? Восстановите её исходный текст, стараясь отразить национальный (народный) колорит языка сказки.

Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят:

— (Имя), организуй доставку воды с реки!

Тогда герлфренды и говорят:

— Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи.

— О кей! – сказал (имя), спустился с камина, на котором обычно лежал часами, взял тару и направился организовывать доставку воды.

(Количество баллов – 11 .)

Фитоним, гидроним, топоним, антропоним … Что означают эти лингвистические термины? Какими словами можно продолжить этот ряд?

(Итоговое количество баллов – 2.)

Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

(Итоговое количество баллов –2.)

Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

Задание 23 § 4 Лексика. Морфемика. Словообразование 9 класс Разумовская М.М.

ПРивет. Не могу справится с заданием, поделитесь ответом.
Расскажите о русской лексике и фразеологии по следующему плану. Приведите примеры и запишите их.
1. Слово как основная единица языка.
2. Прямое и переносное значения слова.
3. Слова исконно русские и заимствованные.
4. Синонимы, антонимы, омонимы.
5. Устаревшие и новые слова.
6. Общеупотребительная лексика и диалектизмы,профессионализмы, арготизмы.
7. Фразеологизмы.
8. Словари русского языка и их роль в речевом развитии человека.

ПРивет, буду долго-долго объяснять тебе.
1) Слово — это основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, обладающая значением и служащая для наименования предметов, явлений, действий, признаков, количеств, состояний и т. д. Каждое слово имеет:
1) свою звуковую оболочку; 2) определённое морфологическое строение. Совокупность всех слов русского языка образует его словарный состав.
2) Одни и те же слова могут по-разному употребляться в речи, получая различные значения. Выделяются прямые и переносные значения слов. Прямое (или основное, главное) значение слова — это значение, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности.
Так, слова стол, черный, кипеть имеют основные значения:
1. Предмет мебели в виде горизонтальной доски на высоких опорах, ножках; 2. Цвет сажи, угля; 3. Бурлить, клокотать, испаряясь от сильного нагрева (о жидкостях). Эти значения носят устойчивый характер, хотя исторически они могут изменяться. Например, слово стол в древнерусском языке означало «престол», «княжение».
Прямые значения слов менее всех других зависят от контекста, от характера связей с другими словами.
Переносные (непрямые) значения слов — такие значения, которые возникают в результате сознательного переноса названия с одного явления действительности на другое на основании сходства, общности их признаков, функций и т.д.
Так, слово стол употребляется в нескольких переносных значениях: 1. Предмет специального оборудования или часть станка холодной формы (операционный стол, поднять стол станка);2. Питание, пища (снять комнату со столом); 3. Отделение в учреждении, ведающее специальным кругом дел (справочный стол).
3) Под исконно русской лексикой понимаются те слова, которые образовались непосредственно в русском языке в разные периоды его развития. Овраг, крыша, кружево.
Помимо исконной лексики в словарном составе русского языка есть и заимствованные слова, составляющие не более десяти процентов от общего количества слов. Заимствование происходит в результате экономических, политических, культурных контактов с другими народами. Гитара, серенада, мантилья, карамель.
4) Синонимы — слова, различные по звучанию, но совпадающие по значению («конь — лошадь»; «отважный — смелый — храбрый — мужественный — бесстрашный» и т. п.). Антонимы (от анти. и ónуmа — имя) — слова с взаимопротивоположными значениями, служащие для обозначения контрастных явлений. Например, «тихий» — «громкий», «появиться» — «исчезнуть», «много» — «мало». Омонимы — слова, совпадающие друг с другом в своем звучании при полном несоответствии значений. Пример: «лук» (оружие) — «лук» (растение).
5) Некоторые слова (или значения слов) воспринимаются как устаревшие (архаизмы и историзмы). Слова, переставшие активно использоваться в языке, исчезают из него не сразу. Какое-то время они еще понятны говорящим на данном языке, известны по художественной литературе, хотя повседневная речевая практика уже не испытывает в них потребности: рече, десница, шкраб — в 20-е годы заменило слово учитель, рабкрин — Рабоче- крестьянская инспекция;
Другие слова — как новые, ещё не вполне «привычные», не вполне закрепившиеся в литературном языке.
1) в состав лексики входят и неологизмы — новые слова, которые еще не стали привычными и повседневными наименованиями соответствующих предметов, понятий, омон, спецназ., СНГ, ГКЧП.


источники:

http://infourok.ru/olimpiada-po-rus-yaz-kl-1608212.html

http://class.rambler.ru/temy-gdz/zadanie-23-4-leksika-morfemika-slovoobrazovanie-9-klass-razumovskaya-m-m-21739.htm