Частица как часть речи
Частица — это служебная часть речи, которая придает смысловые оттенки словам и предложениям, а также употребляется для образования форм слов.
Определим, что такое частица как часть речи в русском языке. Выясним, что выражает частица, для чего используется в речи, какими обладает признаками.
Частица — это служебная часть речи
По своим значениям, грамматическим признакам и синтаксической функции в предложении слова русского языка делятся на группы, лексико-семантические разряды, которые называются частями речи.
В русском языке различают самостоятельные и служебные части речи. Слова самостоятельных частей речи имеют определенное значение (называют предмет, признак, действие и пр.), выступают в роли главных или второстепенных членов предложения, могут поясняться другими частями речи (веселый мальчик, очень веселый мальчик).
Служебные части речи, напротив, не обозначают явлений действительности и их признаки, а только выполняют определенную функцию в словосочетании и предложении.
В русском языке выделяют три служебные части речи:
Служебные слова не имеют лексического значения, не являются членами предложения, но могут входить в их состав. Их признаком является неизменяемость. К служебным частям речи нельзя задать вопрос.
Отличия частиц от других частей речи
Чем же отличается частица как служебная часть речи от предлога и союза? У каждой служебной части речи существует своя функция в связной речи.
Предлог выражает отношения между самостоятельными словами в словосочетании и предложении (пойду в сад, обойдемся без него).
Союз — это средство связи между отдельными словами (однородными членами предложения) и частями сложных предложений.
А частица как служебная часть речи вносит различные смысловые оттенки в высказывание, служит для передачи субъективного отношения говорящего к тому, о чем идет речь. Чтобы убедиться в этом, выразительно прочтем небольшой текст:
В безлунную ночь посмотрим на небо. Как много звезд на черном бархатном пологе! Разве звездам не тесно там? Вот стремительно летит звездочка вниз. Куда же она упадёт? Неужели сгорит, не долетев до Земли? Звезд стало меньше. Надо бы их пересчитать.
Во втором предложении с помощью слова «как» создается настроение удивления и восхищения ( как много звезд…), что передается с помощью этой частицы и восклицательной интонации. В следующем предложении слово «разве» помогает создать вопрос. А частица «вот» указывает на летящую звездочку.
Уберем выделенные слова из этого высказывания. Что произошло? Текст потерял свою «изюминку» — выразительность и экспрессивность, которую ему придавали частицы. Из описания ночного звездного неба исчезла часть красок, с помощью которых создается эмоциональный фон текста и передается отношение автора к красоте природы.
Частицы — это специальные средства речи для передачи различных чувств в высказывании. Но кроме этой функции некоторые частицы помогают создавать грамматические формы слов (ответил бы мне) и даже образуют новые слова (что-то, куда-либо).
Разряды частиц
В связи со значением и функцией в предложении частицы делят на три группы:
- смысловые (модальные)
- словообразовательные
- формообразующие.
Модальные (вносят различные смысловые оттенки, выражают чувства) | Указательные | вот, вон, это, вот и |
Уточняющие | именно, точно, подлинно, почти, как раз, ровно, в точности | |
Усилительные | лишь, ни, же, даже, уж, и, ведь, все-таки, просто, прямо | |
Выделительно-ограничительные | только, лишь, всего, хоть, всего лишь, лишь только, хоть (бы), исключительно, единственно | |
Вопросительные | разве, неужели, ли, а, что ли | |
Восклицательные | как, что за, то-то, просто, ну и, прямо, еще бы, ишь | |
Утвердительные | да, точно, так, ну да | |
Выражающие сомнение | вряд ли, едва ли, навряд ли, авось | |
Выражающие смягчение требования | -ка | |
Формообразующие | Образующие условное наклонение | б, бы Она хотела бы напиться колодезной воды. |
Образующие повелительное наклонение | да, давай, давайте, пусть, пускай Пусть радостным будет твой день! | |
Отрицательные | ||
НЕ | Полное отрицание при сказуемом | Ты не слышишь меня. |
Частичное — при других членах предложения | Не вам судить об этом. | |
Утверждение в восклицательных и вопросительных предложениях | Чего только не увидишь здесь! Кто не знает Юрия Гагарина? | |
В устойчивых сочетаниях | едва не, чуть не, вовсе не | |
При двойном отрицании | Не можем не сообщить об этом (= должны сообщить, обязательно сообщим) | |
НИ | Усиление при отрицании с «не» | Я не скажу больше ни слова. |
Усиление утверждения в придаточных с уступительным оттенком | Как ни трудно, а выполни это. (=хотя трудно, выполни). |
Формообразующие частицы пусть, пускай, да, давай, давайте, бы (б) употребляются при образовании форм повелительного и условного наклонения глагола.
Пусть уйдут навсегда вражда и ненависть!
Хотелось бы услышать ваше мнение.
Словообразовательные частицы -то, -либо, -нибудь, кое- образуют неопределенные местоимения и наречия от слов этих же частей речи:
Частица «не» образует новые слова с противоположным значением:
- правда → неправда (ложь)
- легкий → нелегкий труд (тяжелый)
- громко → негромко (тихо) петь.
Смысловые частицы создают дополнительные оттенки значений у отдельных слов и у всего предложения целиком. Они могут выражать восхищение, удивление, сомнение, уточнение, отрицание и пр. эмоции говорящего.
Сравним:
Разве ты уже прочитал эту книгу? (удивление)
Вряд ли ты уже прочитал эту книгу (сомнение).
Ты не прочитал эту книгу (отрицание).
Основные группы смысловых (модальных) частиц | ||
---|---|---|
Отрицательные | не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не | Я не герой. |
Вопросительные | неужели, разве, ли (ль) | Разве я герой. |
Указательные | вот, вон, это | Вот герой. |
Уточняющие | именно, как раз, прямо, подлинно, приблизительно, точно, точь-в точь | Именно я герой. |
Ограничительно-выделительные | только, лишь, исключительно, почти, единственно, просто, хотя бы, -то | Я почти герой. |
Восклицательные | что за, ну и, как, ведь | Я ведь герой! |
Усилительные | даже, же, ни, ведь, уж, и, всё, всё же, всё-таки, ну | Всё же я герой. |
Со значением сомнения | едва ли, вряд ли | Вряд ли я герой. |
Побудительные (модально-волевые) | пусть, давай, дай, ну, а ну, -ка | Вперед давай и побеждай! |
Сравнительные | будто, как будто, как бы, словно | Я словно герой. |
Утвердительные | да, так, правда, конечно | Я правда герой. |
Признаки частицы
Как и другие служебные части речи, предлог и союз, частицы не изменяются.
По составу они могут быть
1. простыми, состоящими из одного слова:
2. составными, складывающимися из нескольких слов:
По происхождению различают
1. непроизводные частицы:
2. производные от слов других частей речи:
- местоимений — это, всё, что за;
- глаголов — бывало, пусть, пускай, давай, давайте;
- наречий — еще, как, просто, уже;
- союзов — и, да.
Морфологический разбор частицы
III . Разряд по значению
Примеры
На горе стоит церквушка, и как раз внизу бьет родник.
Как раз — это частица, неизменяемая, уточняющая.
Нас этим фокусом вряд ли удивишь.
Вряд ли — частица, неизменяемая, выражающая сомнение.
Стало так страшно, что просто сердце замерло.
Просто — частица, неизменяемая, усилительная.
Видеоурок
Смысловые частицы. Их особенности
В данной статье мы познакомим вас со смысловыми частицами. Расскажем, для чего они служат, какую роль выполняют. Приведем примеры предложений, содержащих смысловые частицы. Рассмотрим различные группы частиц, объясним значение каждой из них. Научимся отличать их от омонимичных и других слов
Знакомство с частицами
Итак, начнем. Частица является служебной частью речи, которая может вносить эмоциональные оттенки или служит для образования особых форм слова. Частицы не изменяются, не являются членами предложения. В русском языке существует много частиц. Нет четких требований к их запоминанию. Необходимо уметь видеть их в тексте и отличать от других служебных частей речи и омонимичных слов (например, наречий).
Частицы и омонимы
Напомним, что омонимами называют слова, которые одинаковы по написанию и одинаковы по звучанию, но разные по значению. Приведем несколько простых примеров: лук (оружие) и лук (растение), коса (косить траву) и коса (прическа из волос), мечи (множественное число от слова меч) и мечи (от глагола метать).
Важно научиться видеть частицы в тексте, уметь отличить их от других слов. Приведем такие примеры.
Давай ему по каплям надежду, и он сделает многое для тебя.
В данном контексте слово давай является не частицей, а формой глагола давать.
А сейчас пускай свой кораблик вниз по течению реки.
Здесь также слово пускай не может быть частицей, здесь это слово является формой глагола пускать.
Роль частиц в предложении
Для чего служат смысловые частицы? Для передачи дополнительного смыслового значения. Также эти смысловые элементы существуют для выражения отношения говорящего субъекта, усиливают его эмоции, расставляют в предложении необходимые акценты. Приведем примеры смысловых элементов.
Смысловые элементы в данных предложениях добавляют оттенки, как видно из приведенных примеров.
Группы и значение частиц
Выделяют такие группы: частицы смысловые, которые подчёркивают эмоциональность сказанного (приблизительно, вот), модальные (ну, да) и формообразующие частицы, которые в свою очередь нужны для образования особых форм слова, могут передать различные грамматические значения (пусть, да).
Уделим особое внимание смысловым частицам.
Значение смысловых элементов заключается в том, что они могут указывать, усиливать смысл сказанного. Делятся они на такие группы:
- Указательные (вон, вот, так, это, во).
Приведем пример в предложении.
- Вот так мы получаем долгожданный результат нашей работы.
- Вот именно это я хотел сказать.
- Это лучший день в моей жизни.
- Вон тот стакан дайте мне.
2. Выделительные и ограничительные (лишь, только, только лишь, всего-навсего, просто). Например:
- Только лишь ты сможешь понять ход моей мысли.
- Наше путешествие было просто незабываемым.
- Всего-навсего незначительный штрих дополняет общую картину.
3. Усилительные (даже, ещё, даже и, просто, прямо). Приведем примеры.
- Просто замечательная новость.
- Даже сильный ветер не испортил мне настроение.
- Ещё много лет я смогу приезжать к тебе в гости.
4. Определительно-уточняющие (именно, как раз, равно, чуть не). Здесь можно привести такие примеры.
- Именно эти цветы были самыми прекрасными.
- Как раз этот случай оказался решающим.
- Люди уважали Василия именно за честность.
5. Вопросительные (неужели, разве, ли, ль).
- Неужели результат твоей работы неоправдан?
- Разве можно быть таким безответственным?
- Разве можно забыть тебя?
- Разве зеркало виновато, коли рожа крива? (пословица).
6. Отрицательные (не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не).
- Вовсе не обязательно было мне писать письма.
- Далеко не самые отрицательные примеры приводит это произведение.
- Они сидели далеко не за партами, а в мерзлых окопах.
7. Восклицательные (что за, ну и, как).
- Как прекрасен этот мир!
- Что за прелесть эта музыка!
- Ну и удивил ты меня!
- Что за чудо эти сказки!
- Как воздух чист!
8. Со значением сомнений (едва ли, вряд ли, якобы).
- Вряд ли мы поедем отдыхать в августе.
- Едва ли хватит ткани на покрой костюма.
- Вам у нас якобы плохо.
Отличие частиц от других слов. Умение находить их в тексте. Примеры
Очень важно уметь отличать смысловые элементы от других частей речи. Для этого необходимо помнить, что к ним нельзя задать вопрос. Это главное их отличие от наречий. Но не надо преувеличивать значение смысловых элементов, так же как не стоит забывать, что чрезмерное употребление частиц ведет к засорению речи, и что немаловажно, потере ее смыслового значения.
Итак, приведем примеры смысловых частиц в предложениях.
Он повернул в переулок и пошел прямо. Зададим вопрос к слову прямо. Пошел (куда?) прямо. Прямо — это наречие, так как в данном предложении к этому слову можно поставить вопрос.
Это прямо чудо какое-то! В этом предложении к слову прямо вопрос поставить невозможно, следовательно, в этом предложении слово прямо мы можем отнести к частицам усилительного значения.
Приведем еще примеры.
Не все ученики запоминают материал одинаково просто. Поставим вопрос к слову просто. Запоминают (как?) просто. В этом предложении слово просто является наречием.
Теперь построим предложение так, чтобы к слову просто нельзя было поставить вопрос.
Просто невероятно сложно запомнить новый материал.
В данном предложении слово просто выполняет роль смысловой частицы усилительного значения.
Приведем еще один пример. На домашнее задание я потратил всего один час. В этом предложении слово всего является смысловой.
Теперь построим предложение так, чтобы слово всего стало, например, местоимением. Он всего боялся.
Употребление частиц в речи (повторение). Приемы развития критического мышления
Презентация к уроку
Цель: закрепление умений употребления частиц в речи; повторение изученного теоретического материала; закрепление навыков правописания частиц в текстах разного типа; развитие творческих способностей учащихся при работе с текстами, создании стихотворения; формирование любви к родной природе; содействие формированию системы знаний, представлений, понятий, обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, способность к творческой деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, дидактический раздаточный материал, классическая музыка.
Технология: критическое мышление.
Приемы критического мышления: инсерт, кластер, “Толстые вопросы”, синквейн.
1. Оргмомент. (Приветствие)
— Добрый день, я рада приветствовать вас в этот весенний день.
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод, —
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
Василий Жуковский. Приход весны (1831)
— На улице растаял снег, бегут ручьи, скоро расцветут первые весенние цветы, солнышко больше припекает, Какие чувства и эмоции вызывает у вас наступление (приход) весны ? Радость, трепет, счастье, умиление.
— Эти эмоции вызвал у вас приход весны, цветы весенние. Скажите, а какая часть речи позволяет эмоционально окрасить нашу речь? (Частица)
— Темой нашего урока является повторение служебной части речи – частицы, а именно употребление частицы в речи : их правописание, значения, которыми обладают частицы, и будем учиться правильно употреблять частицы в речи. Но в самом начале нашей работы давайте вспомним теорию о частицах. Вы прочитаете лингвистический текст о частице, сделаете необходимые пометы в нем, после чего мы составим с вами кластер по теме.
2. Повторение и обсуждение теории (работа с текстом, прием “инсерт”)
Прием “Инсерт” (чтение с пометами)
Частица — это служебная часть речи (не имеет вопросов, не является членом предложения, не зависит от других слов), которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.
В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие.
Частицы не изменяются, не являются членами предложения.
В школьной грамматике, однако, принято подчеркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.
К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошел дождь.
Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:
1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;
2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);
3) указательные: вот, вон, это;
4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;
5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, -то;
6) восклицательные: что за, ну и, как;
7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну;
8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.
По структуре частицы бывают: простые и составные.
Простыми называются частицы, состоящие из одного слова (а, благо, будто, ведь, во (прост.), вовсе, вон, ладно, ли и др.). составные частицы, образовавшиеся из двух (реже — более) слов: вот бы, чуть ли, все-таки, что за, нет ли.
Характерной чертой многих частиц является то, что по своему строению и функциям они сближаются с наречиями, союзами или междометиями и не всегда могут быть им строго противопоставлены; во многих случаях частицы сближаются также с вводными словами.
Значением частицы как отдельного слова является то отношение, которое выражается ею в предложении.
?
З. Составление кластера
4. Практическая работа
— Прекрасно, но мы забыли о весенних цветах (картинки).
2) Составьте предложения о весенних цветах, используя восклицательные частицы. Запишите их. (2-3 примера) А вот мое предложение, в нём использованы частицы разных разрядов:
Какие-то цветы спрятаны под таинственным пологом, едва ли это розы или сирень, пожалуй, здесь притаились подснежники!
— Каковы особенности написания частиц? Вспомните, о чём вы говорили на предыдущих уроках?
3) Задание: Записать предложения, определить написание и разряд частиц, роль частиц в предложениях.
Все-таки первым весенним цветком считается подснежник. Лишь наступление весны пробуждает природу. Давайте бережно относится ко всем растениям и цветам.
Только ли в лесу можно встретить белый ландыш? Любите цветы, ведь они приносят счастье и радость людям. Именно в весенние деньки, когда солнышко начинает припекать, на деревьях появляются первые почки.(Ситак. разбор)
Вывод: необходимо знать правила написания частиц раздельно (бы, ли, же) или через дефис.
4) Работа с деформированным текстом.
Задание: восстановить текст.
— Именно весной, вместе с первыми весенними грозами приходит к нам воспетая художниками и поэтами семицветная радуга. Перед вами деформированный текст, который текстом можно назвать с натяжкой. Ваша задача дополнить его частицами. В текст необходимо внести изменения, вставить недостающие частицы.
Слова для справок: даже, неужели, не, ни, только, как, все-таки, ну, именно.
___ вы ___ разу ___ видели радугу? ___ летом после сильного дождя? ____может этого быть, я вам говорю,____ может!
___ увидев радугу, человек способен понять, ___ красива природа после дождя. Нет, ___ мне жаль вас.
___, выйдите в дождь на берег реки, ____ уходите ни в коем случае, ___ если сильно промокнете. Вам обязательно повезет. ___ вам, потому что вы умеете ценить красоту, а главное — сделали все так, как я сказал!
Неужели вы ни разу не видели радугу? Даже летом после сильного дождя? Не может этого быть, я вам говорю, не может!
Только увидев радугу, человек способен понять, как красива природа после дождя. Нет, все-таки мне жаль вас.
Ну, выйдите в дождь на берег реки, не уходите ни в коем случае, даже если сильно промокнете. Вам обязательно повезет. Именно вам, потому что вы умеете ценить красоту, а главное — сделали все так, как я сказал! (Е.Ильичев)
Вопросы по тексту (прием “толстых вопросов”).
— С чего начинается текст? С риторического вопроса (риторические вопросы – усиливают выразительность, эмоциональность речи. Риторический вопрос не требует ответа).
— Какие частицы использует автор? Вопросительную частицу “неужели” и усилительную частицу “даже”. — Для чего? Для актуализации смысла.
— Частица «только» вносит в текст смысл выделения действия, которое, наверняка, поможет понять, как красива радуга.
— На чём настаивает автор? Не уходить и вводит в высказывание усилительную частицу «даже (если сильно промокните)»
— За это, по мнению Е.Ильичева, вы будете награждены и вам повезет (для усиления уточнения используется частица «именно вам»).
( Для привлечения внимания автор начинает текст риторическим вопросом «Вы ни разу не видели радугу?», в который для актуализации смысла включает вопросительную частицу «неужели» и усилительную частицу «даже». Частица «только» вносит в текст смысл выделения действия, которое, наверняка, поможет понять, как красива радуга. Автор понимает, что радугу невозможно увидеть, не промокнув, поэтому категорично настаивает не уходить и вводит в высказывание усилительную частицу «даже (если сильно промокнете)». За это, по мнению Е.Ильичева, вы будете награждены и вам повезет (для усиления уточнения используется частица «именно вам»).
Звучит этюд “Маргаритки” Скрябина.
Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минутку сами превратиться в цветы. Давайте попробуем превратиться в маленькое семечко опустим голову, и закроем её руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает (гладят себя по голове и телу), ухаживает за ними. С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети медленно поднимаются на цыпочки).
У него раскрываются листочки, (руки тянутся вверх), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).
Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в красивый сильный цветок. Цветок хорошеет, любуется собой (осматривают себя), улыбается цветам-соседям (улыбаются соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей).
— Немного отдохнули. Продолжаем наш урок употребление частиц в речи.
6. Работа с текстом.
— У вас на столах лежат тексты, с которыми вам предстоит поработать. (работать на карточках, уровень сложности определен). Вы выбираете ту карточку, с заданиями которой справитесь. Работаете прямо в карточке.
К-1 (повышенный уровень сложности) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы. Вставьте в текст название цветка. Выделите частицы и укажите их разряд. Докажите, что они усиливают значения отдельных слов, выразительность фразы, а значит, и всего текста. Сделайте вывод о роли частицы в тексте.
Почему мы все реже и реже восхищаемся полевым цветком р_стущим у дорог_ апрельским тума_ным и бе_звучным дождем кленов_ми листьями вмер_шими в речной лед теми чудесами которые (не)перестали быть чудесами?
Вот первые ___ – настоящ_ чудо. Ум_рающий снег почти прозрачен и пропитан водою наскво_ь. Солнце днем нагр_вает стволы деревьев. Снег прота_вает до самой земли и деревья словно в чашах стоят. Даже самый тонкий ствол_к п_ет воду из своего блюд_чка. И тут(же), под кустами, пробив край сугроба наклонились (желтовато)зеленые стрелы ____. Цветы их опуще_ны (в)низ как готовые упасть капли. Только (с)начал_ они кажутся белыми. Ведь цветок как бы переливается осв_щаясь (из)нутри. А в сумерках когда еще подм_раживает гибкие стрелки опускаясь словно пряч_т цветы в снег. Живые капли теплы они дышат и от их дыхания по_вляются в снегу крохотные лунки. Ну разве не чудо?
— Цветы существа живые и у каждого свой характер, поэтому в вазе не всегда ладят друг с другом.
К-2. ( уровень сложности) Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Выделите частицы и укажите их разряд. Докажите, что они усиливают значения отдельных слов, выразительность фразы, а значит, и всего текста. Сделайте вывод о роли частицы в тексте.
Цветы существа живые и у каждого свой х_рактер, поэтому в вазе (не)всегда ладят друг с другом. Самый (не)уживчивый цветок это ландыш(?). Поста_те его в одну вазочку с фиалкой (не)забу_кой или другими весе_ними цветами – пере_сорятся (не)преме_но. Едва ли уживутся. Победителем выйдет ландыш(?) а другие цветы завянут. Одна лишь примула сильнее его. Душистый горошек то(же) (не)уживчивый цветок поэтому и он должен стоять в отдельной вазочк_.
К-3. (средней уровень сложности) Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Какие частицы используются в тексте? Определите их разряд. Для чего они служат в данном тексте?
Как (н_)пр_красен тюльпан своей окраской как (н_)оригинальна его форма но почему(то) (н_)греческая (н_)римская мифология (н_)создали о нем (н_)какого ск_зания. И это тем более стра_но что тюльпаны в диком состо_ни_ в обили_ р_стут в Греци_ где их (н_)могли (н_)заметить как сами жители так и все те которые были тв_рцами мифологии.
Первые сведения об этом пр_лес_ном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный в виде ф_наря или кубка цветок (н_)мог пройти (не)замеч_ным и носил название “турецкая чалма”. Он воспет многими персидскими поэтами которые утверждали что с девстве_ной красотой этого р_стения (н_)могут сравнит_ся (н_)нежные движения кипариса (н_)даже сама роза.
Но еще большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у турок, где ежегодно справлялся чудный волшебный праз_ник тюльпанов.
Комментирование текста (чтение, выделение частиц).
— Попробуйте рассказать о каком цветке идёт речь в тексте и какие частицы используют авторы. Как пишутся эти частицы. Сделайте вывод о роли частиц в тексте. (Они усиливают значения отдельных слов, выразительность фразы, а значит, и всего текста. Делают текст ярким, выразительным).
— Ваши знания по орфографии и пунктуации я оценю, собрав карточки после окончания всей работы на уроке.
7. Творческое задание. Составление синквейна на тему “Частица”, “Весенние цветы, “Весна”
– Все мы с вами любим читать поэтические тексты о весне, где автор воспевает эту чудесную пору. Сейчас вам предстоит почувствовать себя поэтами и создать свой текст, но не простой. Мы с вами знаем, что такое синквейн и умеем его составлять. Я вам предлагаю темы для составления синквейнов. Конечно, в первую очередь это касается нашей темы “Частица”. А так как мы с вами сегодня говорили о замечательном времени года, то и синквейны будут на эту тему “Весенние цветы”, “Весна”.
Вывод: с помощью слов и частиц, которые подходят по смыслу, можно написать свое небольшое стихотворение, в котором будет отражено настроение автора.
Рефлексия. Продолжите предложение:
“Сегодня на уроке я узнал, что…”
“Мне не понравилось …”
— Давайте вспомним, о чём шёл разговор на сегодняшнем уроке? (О правописании частиц, их употреблении, какую роль играют частицы в тексте)
Думаю, что за работу на уроке можно поставить следующие отметки …
Домашнее задание. (дифференцированное).
— Употребление частиц в речи. Два варианта заданий для самостоятельного выбора.
1. Вставьте пропущенные частицы. Назовите, из каких басен эти строки, а также их авторов. Объясните написание этих частиц. Определите роль частиц в предложениях.
1. Чем кумушек считать, трудиться, … лучше … на себя кума, оборотиться.
2. Смотри … кумушка, что, буду … я с него?
3. Вон видишь … через реку тот мост, куда нам путь лежит?
4. Уселись чинно в ряд и всё … квартет … йдёт на лад.
5. Хотел … очень я сам посудить, твоё услышав пенье: велико … подлинно твоё уменье?
6. кумушка, мне странно это: да работала … ты лето.
7. Ну, что … . на взгляд -… он хорош, да зелен, ягодки нет зрелой.
2. Написать сочинение-миниатюру типа рассуждения о роли частиц в тексте, приводя примеры.
http://fb.ru/article/319908/smyislovyie-chastitsyi-ih-osobennosti
http://urok.1sept.ru/articles/620566