Объясните правописание глаголов 2 лица множественного числа

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание глаголов в форме 2 лица множественного числа» (6 класс)

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку.

II. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

— Посмотрите на доску, какой сегодня день? Чем он особенный? (Первый день весны).

— Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

— Кто услышал глагол в веснянке, русской народной песне? (Приди)

— Какого он наклонения? (Повелительного)

– Давайте вспомним всё, что мы знаем по теме «Наклонение глагола». Задайте вопросы соседям по парте. А затем поработаем рядами.

1) – Как образуется глагол 2 лица повелительного наклонения?

— Что обозначает глагол в изъявительном наклонении?

— Как изменяется глагол в условном наклонении?

2) – Как образуется условное наклонение?

— Что обозначает глагол в повелительном наклонении?

— Как изменяется глагол в изъявительном наклонении?

3) – Как образуется глагол 3 лица повелительного наклонения?

— Что обозначает глагол в условном наклонении?

— Как изменяется глагол в повелительном наклонении?

Были ли у вас трудности? Почему?

На слайде представлены предложения:

1) Вы пишете очень красиво и грамотно.

2) Пишите мне чаще.

— Найдите однокоренные слова в этих предложениях.

— Какой частью речи они являются?

— Определите число и лицо у глаголов.

Задание: запишите эти глаголы в тетрадь.

— На что обратили внимание в правописании этих глаголов?

— Сформулируйте главный вопрос урока.

Главный вопрос урока: Почему в одинаковых глаголах пишутся разные буквы — е или -и перед те?

— Как можно сформулировать тему урока ? (Правописание глаголов в форме 2 лица множественного числа)

Задание: запишите тему и главный вопрос урока.

Запись в тетрадь

Запись в тетради

III . ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

1. Крикните погромче! Если вы крикнете погромче, то вас услышат.

2. Выйдите через калитку. Когда выйдете , поверните направо.

3. Перед тем как ложиться спать, выгоните всех мух. Когда выгоните , закройте окно.

4. Вытрите ноги. Вытрете – проходите.

— В форме какого лица и числа стоят глаголы?

— Определите наклонение выделенных глаголов в предложениях.

Задание : запишите слева в столбик глаголы изъявительного наклонения. Выделите окончания.

— Объясните правописание гласных в окончаниях.

— Сформулируйте вывод: правописание гласной перед –те в изъявительном наклонении зависит от спряжения.

Задание: запишите справа в столбик глаголы повелительного наклонения. Выделите суффикс и окончание –те.

— Сформулируйте вывод : перед –те в повелительном наклонении всегда пишется суффикс –и-. Надо запомнить.

— В каком случае можно отбросить –те?

— Ответьте на проблемный вопрос урока.

— Сравните свой вывод с правилом в рамке на странице 112.

Задание: допишите алгоритм правописания глаголов в форме 2 лица множественного лица.

— Сверьте свою запись с образцом.

Запись на доске (2) и в тетради

Раздаточный материал №1

IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Упражнение 1. Один ученик у доски – образует формы, другие – встать (повелительное наклонение), сесть (изъявительное наклонение), поднять две руки (неправильная форма). Ученик у доски меняется.

Принести – принесИте, принесёте;

остановить – остановИте, останОвите,

писать – пишИте, пИшете,

починить – починИте, почИните,

сказать – скажИте, скАжете,

попросить – попросИте, попрОсите,

шептать – шепчИте, шЕпчете,

улыбнуться – улыбнИтесь, улыбнЁтесь.

Задание: образовать формы 2 лица множественного числа изъявительного и повелительного наклонения. Запишите две формы от любого глагола.

Упражнение 2 . Графический диктант.

1) ЛюбИте книги, овладевайте знаниями!

2) Почему вы не приходИте вовремя?

3) Какое лекарство вы сегодня назначаЕте?

4) ПосетИте обязательно театр.

5) НапишИте сочинение по книге.

6) Когда вы напишЕте сочинение, прочитайте его вслух и проверьте грамотность.

7) ОтыщИте значение слова в толковом словаре.

8) Когда вы отыщЕте значение слова, составьте с ним предложение.

Ключ: И, И, Е, И, И, Е, И, Е.

Задание: При выполнении этого задания учащиеся вместо предложений, диктуемых учителем, записывают только букву –е или –и перед –те.

Индивидуальные задания в течение урока (для тех, кто заканчивает раньше):

1) Выполните синтаксический разбор предложения.

2) Выполните морфемный разбор глаголов.

— Трудно ли было выполнять задания? Почему?

Раздаточный материал №2

Запись в тетради

Раздаточный материал №3

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Задание: Две подруги Катя и Алиса поспорили. «Глагол говорите изъявительного наклонения!» — горячилась Катя. «Нет, повелительного!» — возражала Алиса.

На чью сторону встали бы вы? Почему?

— Подставьте себе в листах самооценки общую оценку за работу на уроке.

Дифференцированное домашнее задание.

На «5»: упр. 298, 299.

Остальным: упр. 298.

Самостоятельно на листах самооценки

Запись в дневник

Алгоритм правописания глаголов во 2 лице мн.ч.

Смысл непонятен Смысл _______________

_____________ наклонение _______________ наклонение

Определи спряжение Запомни

_____спр. ____ спр. И + ТЕ

Алгоритм правописания глаголов во 2 лице мн.ч.

Смысл непонятен Смысл _______________

_____________ наклонение _______________ наклонение

Определи спряжение Запомни

_____спр. ____ спр. И + ТЕ

Алгоритм правописания глаголов во 2 лице мн.ч.

Смысл непонятен Смысл _______________

_____________ наклонение _______________ наклонение

Определи спряжение Запомни

_____спр. ____ спр. И + ТЕ

Алгоритм правописания глаголов во 2 лице мн.ч.

Смысл непонятен Смысл _______________

_____________ наклонение _______________ наклонение

Определи спряжение Запомни

_____спр. ____ спр. И + ТЕ

Принести, остановить, писать, починить, сказать, попросить, шептать, улыбнуться.

Принести, остановить, писать, починить, сказать, попросить, шептать, улыбнуться.

Принести, остановить, писать, починить, сказать, попросить, шептать, улыбнуться.

Принести, остановить, писать, починить, сказать, попросить, шептать, улыбнуться.

Принести, остановить, писать, починить, сказать, попросить, шептать, улыбнуться.

Принести, остановить, писать, починить, сказать, попросить, шептать, улыбнуться.

Принести, остановить, писать, починить, сказать, попросить, шептать, улыбнуться.

Принести, остановить, писать, починить, сказать, попросить, шептать, улыбнуться.

Принести, остановить, писать, починить, сказать, попросить, шептать, улыбнуться.

Принести, остановить, писать, починить, сказать, попросить, шептать, улыбнуться.

Принести, остановить, писать, починить, сказать, попросить, шептать, улыбнуться.

Принести, остановить, писать, починить, сказать, попросить, шептать, улыбнуться.

Выполните синтаксический разбор предложения.

Повторите данное правило три раза, ребята.

Выполните морфемный разбор.

Выполните синтаксический разбор предложения.

Повторите данное правило три раза, ребята.

Выполните морфемный разбор.

Выполните синтаксический разбор предложения.

Повторите данное правило три раза, ребята.

Выполните морфемный разбор.

Выполните синтаксический разбор предложения.

Повторите данное правило три раза, ребята.

Выполните морфемный разбор.

№ 2. Упражнение 296

№ 6. Индивидуальные задания

№ 2. Упражнение 296

№ 6. Индивидуальные задания

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Мельникова Елена ВладимировнаНаписать 254 11.09.2019

Номер материала: ДБ-691650

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    11.09.2019 301
    11.09.2019 224
    11.09.2019 142
    11.09.2019 171
    11.09.2019 47
    11.09.2019 593
    11.09.2019 270
    11.09.2019 450

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября

Время чтения: 1 минута

В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Личные окончания глаголов

О чем эта статья:

Лицо и окончания глаголов

Для начала вспомним определение глагола.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:

Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.

С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.

В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:

  • я плаваю — мы плаваем;
  • я смеюсь — мы смеемся.

2. Второе лицо отражает действие собеседника:

  • ты плаваешь — вы плаваете;
  • ты смеешься — вы смеетесь.

3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:

  • он, она, оно плавает — они плавают;
  • он, она, оно смеется — они смеются.

Правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.

В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:

  • I спряжение: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют);
  • II спряжение: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).

Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:

Управляю

Выберу

Управляем

Выберем

Спорю

Понравлюсь

Спорим

Понравимся

Управляешь

Выберешь

Управляете

Выберете

Споришь

Понравишься

Спорите

Понравитесь

Управляет

Выберет

Управляют

Выберут

Спорит

Понравится

Спорят

Понравятся

Алгоритм написания личных окончаний глаголов:

  1. Убедиться, что глагол употреблен не в форме повелительного наклонения или прошедшего времени — для них действуют другие правила. Личные окончания есть только у глаголов в форме настоящего или будущего времени.
  2. Если в слове есть приставка вы-, нужно ее убрать, проверить ударное окончание и написать ту букву, которую мы слышим под ударением. Например, если убрать приставку у глагола выбер_шь, получится берешь. Под ударением в окончании буква е, значит, ее мы и пишем: выберешь.
  3. Если приставки вы- нет, нужно поставить глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?) и определить спряжение. Дальше остается выбрать из соответствующего столбика нужное окончание.

Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:

  • отличать личные формы глагола от других;
  • уметь ставить глагол в неопределенную форму;
  • знать глаголы-исключения;
  • уметь определять тип спряжения;
  • помнить, что в I спряжении в личных окончаниях стоят буквы е, ю, у, а во II спряжении — и, а, я.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.

Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.

По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:

  • Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
  • Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
  • Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:

  1. Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
  2. Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
  3. По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
  4. Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.

Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.

Правописание разноспрягаемых глаголов

Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.

Хочу

Бегу

Чту

Хотим

Бежим

Чтим

Хочешь

Бежишь

Чтишь

Хотите

Бежите

Чтите

Хочет

Бежит

Чтит

Хотят

Бегут

Чтут (чтят)

Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:

Дам

Ем

Дадим

Едим

Дашь

Ешь

Дадите

Едите

Даст

Ест

Дадут

Едят

Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.

Правописание неопределенной формы глагола

Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.

Повторение. Правописание глаголов и глагольных форм

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Как показывает опыт, больше всего ошибок на экзамене допускается в правописании личных окончаний глаголов, мягкого знака в глагольных формах и правописании суффиксов глаголов и причастий. Эти формы рассматриваются на уроке.


источники:

http://skysmart.ru/articles/russian/lichnye-okonchaniya-glagolov

http://interneturok.ru/lesson/russian/9-klass/povtorenie-orfografii/povtorenie-pravopisanie-glagolov-i-glagolnyh-form