Объясните правописание местоимений никого ничего кто то какой то

ГДЗ Русский язык 11 класс Греков В. Ф. §48 Вопрос 268 Объясните (устно) правописание неопределённых и отрицательных местоимений.

Привет всем! Скоро самостоятельная и требуется ответ на вопрос, вдруг попадется…спасиб…
Спишите. Объясните (устно) правописание неопределённых
и отрицательных местоимений.
I. 1) Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого;
(н..)кто лучше его не рассудит какого (н..)будь общего жи-
тейского вопроса. (Гонч.) 2) Никогда он не стеснялся
(н..)чьим присутствием и в карман за словом не ходил.
(Гонч.) 3) Пантелей рассказал ещё (кое)что. (Ч.) 4) На его
зов (н..)кто не явился. (Ч.) 5) Его шальной, насмешливый
взгляд (н..)(на)чём не останавливался. (Ч.) 6) Её [Анну
Сергеевну] увидел (н..)кто Одинцов. (Т.) 7) (Н..)какими
средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего
сделан его [Плюшкина] халат. (Г.) 8) Швейцару дан был
строжайший приказ не принимать (н..)(в)какое время и
(н..)(под)каким видом Чичикова. (Г.) 9) Чиновники, гово-
ря попросту, перебесились и поссорились (н..)(за)что. (Г.)
9) Его [Раскольникова] (н..)кто не заметил, и навстречу
ему (н..)кто не попался. (Дост.) 11) Он (н..)(о)чём не думал,
но какая(то) тоска волновала его и мучила. (Дост.)
12) Княжне Марье в Москве (н..)(с)кем было поговорить,
(н..)кому поверить своего горя. (Л. Т.) 13) Все были увере-
ны, что он [Дубровский], а (н..)кто другой, предводитель-
ствовал отважными злодеями. (П.)
II. 1) Предполагаемая статья есть (н..)что иное, как вве-
дение в статью собственно о Пушкине. (Бел.) 2) Что(то)
случилось. (Кое)кто из дачников вышел за калитку.
(А. Н. Т.) 3) (Н..)кто в классе не знает пока, (н..)кто это
сделал, (н..)что руководило этим учеником. 4) Соседняя
дача пока (н..)кем не занята. 5) Я не знаю, (н..)кем это по-
мещение снято, (н..)чем занимаются занявшие его люди.
6) Этот провал есть (н..)что иное, как угасший кратер. (Л.)
Старцев бывал в разных домах и встречал много людей,
но (н..)(с)кем не сходился близко. (Ч.) 8) Кругом не было (н..)кого. (М. Г.) 9) Говорить с ним было (н..) о чем, да он и
(н..)словоохотлив был. (Бун.)

Отрицательные местоимения

Отрицательные место­име­ния «никто», «ничто», «ника­кой», «ничей», «неко­го», «нече­го» — это сло­ва само­сто­я­тель­ной части речи, кото­рые ука­зы­ва­ют на отсут­ствие лица, пред­ме­та или при­зна­ка, качества.

Что такое отрицательные местоимения?

Среди мно­же­ства место­име­ний, ука­зы­ва­ю­щих на пред­мет, при­знак или коли­че­ство, выде­лим раз­ряд отри­ца­тель­ных место­име­ний. Их осо­бен­но­стью явля­ют­ся ука­за­ние на отсут­ствие лица или пред­ме­та и отри­ца­ние признака.

Никакими сло­ва­ми не опи­шешь это уди­ви­тель­ное явле­ние природы.

Слова это­го раз­ря­да обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных вопро­си­тель­ных место­име­ний путем при­бав­ле­ния отри­ца­тель­ных частиц, став­ших приставкой:

не- под уда­ре­ни­ем и ни- без уда­ре­ния

  • чей — н и че́й;
  • кого — не́ кого.

Если отри­ца­тель­ное место­име­ние ука­зы­ва­ет на отсут­ствие лица или пред­ме­та, то оно отве­ча­ет на вопро­сы кто? что? При отри­ца­нии при­зна­ка место­име­ние это­го раз­ря­да отве­ча­ет на вопро­сы какой? чей?

Отрицательные местоимения (список)

  • никто
  • ничто
  • неко­го
  • нече­го
  • ника­кой
  • ничей

Склонение отрицательных местоимений

Единственное чис­лоМножественное чис­ло
Муж. родЖен. родСр. род
И. п.никто
ничто
ника­кой
ничей
ника­кая
ничья
ника­кое
ничье
ника­кие
ничьи
Р. п.нико­го
ничего
ника­ко­го
ничьего
ника­кой
ничьей
ника­ко­го
ничьего
ника­ких
ничьих
Д. п.нико­му
ничему
ника­ко­му
ничьему
ника­кой
ничьей
ника­ко­му
ничьему
ника­ким
ничьим
В. п.нико­го
ничто
никакого/никакой
ничьего/ничей
ника­кую
ничью
ника­кое
ничье
никаких/никакие
ничьих/ничьи
Т. п.никем
ничем
ника­ким
ничьим
ника­кой
ничьей
ника­ким
ничьим
ника­ки­ми
ничьими
П. п.ни о ком
ни о чем
ни о каком
ни о чьем
ни о какой
ни о чьей
ни о каком
ни о чьем
ни о каких
ни о чьих

Склонение отри­ца­тель­ных место­име­ний име­ет неко­то­рые грам­ма­ти­че­ские особенности.

«Никто» и «ничто»

Отрицательные место­име­ния «никто» и «ничто» не изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам и скло­ня­ют­ся, как и про­из­во­дя­щие место­име­ния «кто?» и «что?»:

  • и.п.кто? никто; что? ничто
  • р.п.нет кого? нико­го; чего? ничего
  • д.п.отдам кому? нико­му; чему? ничему
  • в.п.вижу кого? нико­го; что? ничто
  • т.п.гор­жусь кем? никем; чем? ничем
  • п.п.рас­ска­жешь о ком? ни о ком; о чём? ни о чём.

«Некого» и «нечего»

Склонение место­име­ний «неко­го» и «нече­го» начи­на­ем с фор­мы роди­тель­но­го падежа.

Понаблюдаем за их изме­не­ни­ем по падежам:

  • и.п.
  • р.п.неко­го, нечего
  • д.п.неко­му, нечему
  • в.п.неко­го, нечего
  • т.п.некем, нечем
  • п.п.не о ком, не о чем.

«Никакой» и «ничей»

Отрицательные место­име­ния «ника­кой» и «ничей», как и при­ла­га­тель­ные, изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и падежам:

  • ника­кой дом, ника­кая яго­да, ника­кое пред­ло­же­ние, ника­кие признаки;
  • ничей ответ, ничья прось­ба, ничьё сло­во, ничьи признания.

Синтаксическая роль отрицательных местоимений в предложении

Отрицательные место­име­ния упо­треб­ля­ют­ся в пред­ло­же­нии с отри­ца­тель­ным ска­зу­е­мым. Они уси­ли­ва­ют это отрицание:

Ваня так ниче­го нико­му не сказал.

Местоимения «неко­го» и «нече­го» исполь­зу­ют­ся в без­лич­ных пред­ло­же­ни­ях в соче­та­нии с неопре­де­лен­ной фор­мой глагола.

Некого даже спро­сить об этой новости.

Исходя из того что отри­ца­тель­ные место­име­ния заме­ня­ют собой как суще­стви­тель­ное, так и при­ла­га­тель­ное, они могут быть любым чле­ном предложения:

Примеры

Никто не объ­яс­нил мне этот феномен.

Ничто так не весе­лит , как к месту ска­зан­ная острота.

Это лес­ное уро­чи­ще издав­на был о ничьё .

Нельзя нико­го обви­нять в этой неудаче.

Никакой пред­мет не давал­ся ей с таким трудом.

Эти сло­ва ска­за­ны про­сто в ничто .

Видеоурок-презентация (6 класс)

Упражнение

Отыщите отри­ца­тель­ные место­име­ния и соот­не­си­те с их син­так­си­че­ской функ­ци­ей в предложении:

  1. под­ле­жа­щее
  2. часть ска­зу­е­мо­го
  3. опре­де­ле­ние
  4. допол­не­ние
  5. обсто­я­тель­ство

Вариант 1

А. В дости­же­нии сво­ей цели этот чело­век ни перед чем не остановится.

Б. Никакое обсто­я­тель­ство не поме­ша­ет наме­чен­ной поездке.

В. Они рас­счи­ты­ва­ли, что никто их там не узнает.

Г. Никакой ошиб­ки здесь не было.

Д. Эта лод­ка в камы­шах ничья?

Вариант 2

А. Нельзя идти в лес надол­го без ничего.

Б. У нас не оста­ва­лось ника­ких тем для про­дол­же­ния разговора.

В. Не рас­спра­ши­вай­те его ни о чём.

Г. Ничто, кажет­ся, здесь не инте­рес­но ему.

Д. Скажите, это место ничьё?

Никого – как пишется слово, с «е» или «и», слитно или раздельно

Без ударения с «и», под ударением с «е». «Никого нет». «Некого позвать на помощь».

Отрицательное местоимение «никого» пишется так, как слышится. То есть если на «и» не падает ударение, мы пишем «и». Например: «Я никогО не жду». А если ударение падает и мы слышим «е», то пишем «е»: «нЕкого винить!»

Вот так. Давайте теперь учиться правильно комментировать это слово на уроке русского языка, чтобы ваша учительница точно ни к чему не придралась.

Как объяснять правописание слова «никого»

Сначала надо сказать, что это за слово такое. «Никого» – это отрицательное местоимение. Как запомнить, что это именно местоимение, а не, например, существительное? Ну вот, смотрите, о чем вы думаете, когда слышите слово «кого»? Ни о чем. Вы не представляете никакого конкретного предмета. Потому что местоимение не называет сам по себе предмет, а лишь указывает на него.

Как запомнить, что местоимение отрицательное? По значению. Когда мы говорим «никого» – мы отрицаем факт присутствия кого-либо. Можно даже добавить: «Никого нет».

Идем дальше. Вы обязательно должны отметить, в какой части слова находится орфограмма. В нашем случае орфограмма в приставке «ни» или «не».

Почему именно в приставке? Потому что есть слово «кого». К нему добавляется как раз таки приставочка не/ни.

Теперь само правило. В случае с приставкой не/ни действует такой принцип: «Как слышу, так и пишу». Если на приставку не падает ударение, то мы и на месте «е», и на месте «и» будем слышать «и». Следовательно, мы и пишем «и». Например: «Я никогО не виню в случившемся» – вот и все.

А если ударение будет падать на приставку, то мы будем писать то, что услышим. То есть «е». Например: «Мне нЕкого теперь звать в гости».

Как графически оформить объяснение

Оформляйте орфограмму так. Одной чертой подчеркните букву «и». Тем самым вы покажете, что эта буква вызывает сомнения и ее надо проверить. Затем выделите приставку «ни». И поставьте ударение.

Этого будет достаточно. Учительница поймет: «Ага, буква «и» в приставке «ни», написали с «и», потому что приставка безударная».

Если же на букву «е» падает ударение, то графическое оформление будет немного другим. «Е» надо подчеркнуть двумя чертами, потому что мы в ней уже не сомневаемся – на нее падает ударение и она в так называемой «сильной позиции». Затем опять выделяете приставку («не»), ставите знак ударения. И все.

По правилу «Как слышу, так и пишу» пишутся очень многие приставки. Например, такие, которые оканчиваются на согласный. Сравните: расписать, разбить.

Если вы раньше графически не объясняли орфограммы – начинайте это делать как можно быстрее. Так вы намного эффективнее будете запоминать правила русского. Вот мой небольшой ролик про орфограмму – посмотрите. При объяснении проговаривайте все три вопроса, доводите их до автоматизма.

Что еще почитать по теме

Порекомендую несколько вспомогательных статей. Они небольшие, пробегитесь по ним глазами, чтобы освежить материал в памяти.

  1. Приставка – что это за часть слова, как правильно ее выделить и какие бывают приставки в русском языке.
  2. Ударение – что это такое, как его правильно ставить.
  3. Безударные гласные – на какие три группы они делятся и как проверять гласные каждой группы.
  4. Проверочное слово – очень важная статья, потому что все одиннадцать лет школы дети учатся подбирать проверочные слова к сомнительным гласным и согласным.
  5. Орфограмма – что это за буква такая и как правильно с ней работать.
  6. Как научиться писать грамотно – общая статья, в которой много полезных упражнений и рекомендаций, которые я «проверил» на себе.

Еще рекомендую вам посмотреть подборку с курсами русского языка. Я ее составлял сам. Там в начале описываются бесплатные курсы и тренажеры для мобильных устройств, они очень классные. Затем я даю ссылки на три бесплатных пособия, по которым очень удобно готовиться к ЕГЭ. Ну а дальше уже идут платные курсы и интенсивы.

Заключение

Мы разобрали, как пишется слово «никого». Запомнили ли вы правило? Все ли вам в нем понятно? Сможете ли вы теперь автоматически различить, где надо писать «никого», а где «некого»?

Если остались какие-то вопросы – смело их пишите в комментариях, я отвечу.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/otritsatelnye-mestoimeniia.html

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/nikogo-kak-pishetsya