Объясните правописание выделенных букв в следующих словах

Задания олимпиад по русскому 11 класс

Задания олимпиад по русскому языку 11 класс

    Задания олимпиад по русскому языку 11 класс с ответами.

Какой гласный звук (или какие гласные звуки) в соответствии с нормами современного русского литературного языка невозможен (невозможны) в безударном слоге слова шоссе?

Какой ещё звук возможен в том же положении?

Ответ:

В современной орфоэпической норме в этом положении невозможны звуки [у] и [и]. В том же положении возможен ещё звук [ы].

Объясните правописание выделенных букв в следующих словах:

И с чезнуть, меш о к, трущ о ба.

В чем своеобразие этих написаний?

Ответ:

Буква С в слове исчезнуть пишется по правилу о написании приставок на З — С (С перед согласной, обозначающей глухой согласный), О в словах мешок и трущоба по правилу о написании суффиксов существительных после шипящих (под ударением О).

Своеобразие написаний состоит в том, что во всех словах прошел процесс опрощения и указанные буквы пишутся – с точки зрения современного русского языка – в корнях, однако принципы написания сохранились и соответствуют историческому членению слов.

Всем известно, что глаголы в русском языке бывают совершенного и несовершенного вида. Это, в частности, означает, что, к примеру, фразы Можно входить? и Можно войти? будут иметь несколько разный смысл. Вот две ситуации. Определите, какая из этих фраз уместнее в какой ситуации и объясните, почему это так.

А. Школьники на перемене стоят перед дверью пустого класса, в котором должен проходить следующий урок. Звенит звонок. Тогда староста класса, подталкиваемый одноклассниками, приоткрывает дверь и спрашивает у сидящего внутри учителя: «Можно . »

Б. Школьники сидят в классе, идёт урок. Вдруг дверь приоткрывается, и в неё просовывается (непричёсанная) голова опоздавшего мальчика. Он говорит: «Простите, я проспал. Можно . »

Ответ:

Языковое чутьё всегда подскажет русскому человеку, что в первой ситуации требуется спросить Можно входить?, а во второй — Можно войти?. Дело здесь в том, что несовершенный вид в русском языке может (ко всему прочему) указывать на начало действия, сущность которого уже известна заранее, тогда как совершенный этого не может; он, однако, может вводить новое действие. Так, в ситуации А всем участникам диалога уже известно, что когда-нибудь надо будет входить, вопрос лишь в том, можно ли начинать делать это сейчас. В ситуации Б появление опоздавшего — это неожиданность, поэтому его вопрос одновременно сообщает о намерении войти, что как раз и передаётся совершенным видом. Вопрос Можно входить? в этой ситуации не мыслим. Вопрос Можно войти? в ситуации А теоретически допустим, но он должен был бы означать, что спрашивающий (1 человек) просит разрешения войти для себя лично, причём по каким-то своим делам, а не от имени всего класса.

В русском языке есть слова повесть и известь. Если открыть справочную литературу по этимологии, то в ней можно будет прочитать, что одно из них — славянского происхождения, а другое — заимствование из греческого. А возможно ли даже без заглядывания в словари и справочники предположить, что какое из этих слов исконно, а какое заимствовано? И если да, то как?

Ответ:

Заимствованное слово обыкновенно отличается от исконного тем, что по сравнению с ним выглядит в языке чужеродно. Это и позволяет нам отличить повесть от известь. Слово повесть явно делится на две части по- и -весть (от ведать). Повесть — это то, что можно поведать; в этом смысле это слово соотносится с такими другими русскими словами, как весть, безвести, совесть или, с другой стороны, почесть, помесь. Слово же известь при кажущемся сходстве с вышеперечисленными таким образом не членимо. Значит из- в нём не приставка, а -вест- — не корень. Но никакого другого способа истолковать его происхождение через русские слова нет. Всё это заставляет нас предполагать его иноязычное происхождение.

В церковнославянской Псалтыри мы читаем:

не убоимся, внегда смущается земля (не оубоимс#, внегда смущаетс# земл#)

Что означает глагол смущаться в данном контексте?

Ответ:

Глагол смущаться означает здесь ‘дрожать, трястись’, то есть речь идёт о землетрясении.

Значение ‘замешательство, смятение, волнение, связанное с утратой внутреннего равновесия’ мы наблюдаем сейчас у существительного смятение.

В каких примерах из перечисленных ниже примерах омонимы используются как основа осознанной словесной игры?

а) Народ был, народ есть, народ будет есть.

б) Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации.

в) Спортсмен своей меткой стрельбой поражал не только мишени, но и зрителей.

г) Отпуск не проведешь: он всегда кончается вовремя.

1) а, б, в, г; 2) а, б, в ; 3) б, в, г; 4) а, б, г; 5) а, в, г?

Ответ:

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: надменный, почти, дармоед, незадача, недосуг, надсадный, поодаль, датчик, удачливый, достоверный, пограничник, бездарь, поддатый, двуколка, склянка, съедобный, жмот, живость, зависимый, зависть, зараза, разиня, изумительный, искушение, неистребимый.

над-сад-н-ый; корень сад тот же, что и в словах саднить, ссадина

до-сто-вер-н-ый; из достойноверный; это то, что стоит веры, от стоять в вере

жм-от-ъ – человек, который жмется ‘скупится’, прижимистый; чередование жим / жм

Дайте краткую характеристику каждой группе устойчивых выражений, взятых из стихотворений Иосифа Бродского, и восстановите их первоначальный вид:

1) гулял по острию ножа; о философском диаманте;

2) родственник недальний; неколесный транспорт; после нас, разумеется, не потоп, но и не засуха;

3) лжет как сивый мерин; симпатичные чернила; знак допроса; птичкиным языком;

4) треугольник любви; с лицом из камня; курей слеповатых; пройти сквозь ушко иголки.

В приведенных примерах мы имеем дело с идиоматическими выражениями, элементы которых подверглись заменам без или с сопутствующими семантическими отклонениями. С точки зрения природы замен характеристика групп может быть следующей:

1) единицы с синонимическими заменами: гулял по острию ножа (ходить по острию ножа), о философском диаманте (философский камень);

2) единицы с антонимическими заменами: родственник недальний (дальний родственник), неколесный транспорт (колесный транспорт); после нас, разумеется, не потоп, но и не засуха (после нас хоть потоп);

3) единицы с паронимическими заменами: лжет как сивый мерин (ржет как сивый мерин), симпатичные чернила (симпатические чернила), знак допроса (знак вопроса ), птичкиным языком ( птичьим языком);

4) единицы с заменами элементов однокоренными словами с сопутствующим искажением изначальной синтаксической структуры идиомы: треугольник любви (любовный треугольник), с лицом из камня (с каменным лицом), курей слеповатых (слепая курица), пройти сквозь ушко иголки (пройти сквозь игольное ушко).

Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».

О какой переделке документа идет речь и как при этом меняется его жанр?

Ответ:

Поскольку в первоначальном документе употреблялись глаголы в форме 1-го лица, это могло быть заявление или жалоба: Я, Соколов В. В., прошу разобраться в сложившейся ситуации…

Если формы 1-го лица в тексте заменяются на формы 3-го лица, значит, документ становится служебной запиской, отношением, докладом и т.п.: Господин Соколов В. В. обратился с просьбой разобраться в сложившейся ситуации…

Какие варианты пунктуационного оформления имеет предложение Он вышел из комнаты энергичный свежий бодрый радостный ? Укажите эти варианты, расставив знаки препинания. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий.

Ответ:

1. Он вышел из комнаты энергичный , свежий , бодрый , радостный.

В этом случае прилагательные энергичный, свежий, бодрый, радостный являются однородными именными частями составного именного сказуемого, поэтому они разделятся запятыми.

2. Он вышел из комнаты , энергичный , свежий , бодрый , радостный.

В этом случае прилагательные энергичный , свежий , бодрый , радостный можно рассматривать как обособленные определения. Условиями обособления являются следующие: согласованные определения находятся в постпозиции по отношению к определяемому слову, в предложении они образуют достаточно самостоятельное структурно-семантическое единство, между ними и определяемым словом имеется другой член предложения. В этом случае группа однородных определений выделяется интонационно и пунктуационно (запятая перед словом энергичный).

Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов.

де́ти, дете́й, де́тям, детьми́, о де́тях ! неправ. детя́м, детя́ми, о детя́х

диа́гноз ! удар. диагно́з устар.

диало́г ! удар. диа́лог устар.

дикобра́з ! неправ. дикообра́з

длинну́щий [нн] и длинню́щий [н ь н ь ]

Как называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены такие словари?

Ответ:

Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов?

Выбраны слова, вызывающие трудности в произношении и ударении, [как заимствованные, так и русские]; расположение этих слов соответствует алфавитному порядку.

Как называются словари, из которых они были взяты?

Орфоэпический словарь. Словарь трудностей произношения и ударения

Для чего предназначены такие словари?

Словарь трудностей произношения и ударения (оррфоэпический) предназначен для получения справок о словах, для которых в речи закрепилось двойное произношение или ударение, и не всегда ясно, какое из них является литературным, нормативным.

Различные словари и справочники издавались под редакцией Р.А. Аванесова и др.

Задания олимпиад по русскому языку 11 класс: 1 вариант | 2 вариант | 3 вариант

Литература

Русский язык

  • Русский язык 1 класс
  • Русский язык 2 класс
  • Русский язык 3 класс
  • Русский язык 4 класс
  • Русский язык 5 класс
  • Русский язык 6 класс
  • Русский язык 7 класс
  • Русский язык 8 класс
  • Русский язык 9 класс
  • Русский язык 10 класс
  • Русский язык 11 класс
    • Диктанты 1 — 8 класс
    • 1 класс
    • 2 класс
    • 3 класс
    • 4 класс
    • 5 класс
    • 6 класс
    • 7 класс
    • 8 класс

      Школьные сочинения
      для 1 — 11 классов

    • Сочинения 1 класс
    • Сочинения 2 класс
    • Сочинения 3 класс
    • Сочинения 4 класс
    • Сочинения 5 класс
    • Сочинения 6 класс
    • Сочинения 7 класс
    • Сочинения 8 класс
    • Сочинения 9 класс
    • Сочинения 10 класс

    • 1 класс
    • 2 класс
    • 3 класс
    • 4 класс
    • 5 класс
    • 6 класс
    • 7 класс
    • 8 класс

      Объясните правописание выделенных букв в следующих словах : исчезнуть горшок чащоба?

      Русский язык | 10 — 11 классы

      Объясните правописание выделенных букв в следующих словах : исчезнуть горшок чащоба.

      В чем своеобразие этих написаний?

      Согласные после шипящих :

      исчезнуть — орфограмма в корне, поэтому «е»

      горшок — в начале суффиксов и окончаний ( — ок, — онок, — ов, — о и др.

      Объяснить правописание выделеных букв ?

      Объяснить правописание выделеных букв .

      СлОва, шЕлестят, трАва, рОдники, пОзванивают, лЁд.

      Объясните написание выделенных букв : стоИт (в смысле : стОит ли это) состАвляли совпАдение?

      Объясните написание выделенных букв : стоИт (в смысле : стОит ли это) состАвляли совпАдение.

      Объясните написание выделенных букв?

      Объясните написание выделенных букв.

      Напишите два слова на те же правила.

      Слова «реДкостью»и «поЯвились».

      Объясни написание выделенных букв, обозначь часть слова фикуС, кактуС?

      Объясни написание выделенных букв, обозначь часть слова фикуС, кактуС.

      Объяснить написание выделенных букв в следующих словах : напомИнает, нЕвольно, сравнИваешь, прИрода?

      Объяснить написание выделенных букв в следующих словах : напомИнает, нЕвольно, сравнИваешь, прИрода.

      Объясните написание выделенных букв в словах : пОкАзалось, закАчАлось?

      Объясните написание выделенных букв в словах : пОкАзалось, закАчАлось.

      Устно объясни написания выделенных букв?

      Устно объясни написания выделенных букв.

      Называя часть слова, в которой находится выделенная буква.

      , как о объяснить правописание слова «выделенным»?

      , как о объяснить правописание слова «выделенным».

      Определи в какую часть слова входит выделенные буквы объясни написание этих букв?

      Определи в какую часть слова входит выделенные буквы объясни написание этих букв.

      Прочитайте слова обратите внимание на написание букв о шипящих?

      Прочитайте слова обратите внимание на написание букв о шипящих.

      Запомните правописание этих слова.

      Составьте с них словоcoчетание и запишите их.

      Обжора, крыжовник, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, Печора, шов, шорох, шоры.

      На этой странице сайта размещен вопрос Объясните правописание выделенных букв в следующих словах : исчезнуть горшок чащоба? из категории Русский язык с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса соответствует знаниям учеников 10 — 11 классов. Здесь же находятся ответы по заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы. Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.

      1) 684 — 456 = 228 (л) — насколько литров больше привезли в первый магазин, чем во второй 2) 228 : 6 = 38 (л) — литров в одном бидоне 3) 684 : 38 = 18 (б. ) — бидонов в первом магазине 4) 18 — 6 = 12 (б. ) — бидонов во втором магазине Ответ : 18 би..

      1)684 — 456 = 228(л) — привезли больше в первый магазин. 2)228 : 6 = 38(л) — в одном бидоне молока 3)684 : 38 = 18(б) — привезли в первый магазин 4)456 : 38 = 12(б) — привезли во второй магазин Проверка : 18 — 12 = 6 на 6 бидонов больше Ответ : 18 б..

      Заголовок сами придумайте. ПИсьмо, хОтел, пИсьма, пИсьма, пИсьмом, клубничНого, бумаЖке, баноЧка, бОльшими.

      Письмом , клубничного джема ; на бумажке , написала большими бабушкиными буквами я написала там где необходимо ставить пропущенные буквы.

      Напиши предложения или словосочетания, где нужно выполнить это упражнение.

      Значит что за любое дело браться надо умело по другому если не умеешь например мастерить из бумаги то и не надо проще сказать не умеешь не делай умеешь делай ( 2 я написала умеешь делай не надо это я так просто для объяснения ) вот что значит.

      Не урожай не людим не здоровится.

      В интернете на сайте ruskia . Com.

      Винительный падеж (кого? Что? ) Стран[а] — стран[у] ; Туч[а] — туч[у] ; Белк[а] — белк[у] ; Поездк[а] — поездк[у] ; Берёз[а] — берёз[у] ; Деревн[я] — деревн[ю].

      Задания школьного тура олимпиады по русскому языку

      ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Задания для 9 класса (Время выполнения — 180 минут)

      1. Есть ли что-то общее в значении и происхождении слов объегорить и подкузьмить ?

      2. В современном русском языке слово тень обладает необычным свойством, благодаря которому учёные-лингвисты сделали вывод, что в древности это слово было не женского, а мужского рода. Попробуйте догадаться, в чем заключается это свойство.

      3. Объясните образование слов и правописание выделенных букв в словах: ра сс ориться, пятито нн ый, оде сс кий.

      4. Оксюмороном называется сочетание, основанное на антонимическом значении компонентов: живой труп, убогая роскошь, сухое вино и т.п. Почему фразеологизм сгореть от /со стыда с этимологической точки зрения является оксюмороном?

      5. Прочитайте предложение:

      Это упражнение лучше выполнять стоя, чем лёжа на спине или в положении сидя .

      Какими частями речи являются подчёркнутые формы? Какими членами предложения они являются? Какие наблюдения, касающиеся истории образования частей речи, вы можете сделать на этом основании?

      6. Во многих языках есть слова, которые возникли путем перехода имен собственных в имена нарицательные. Есть такие слова и в русском языке. Чаще всего это иноязычные заимствования, но есть и примеры такого перехода собственно русских имен. Приведите примеры подобных случаев и объясните первоначальное значение слов (не более 7 слов).

      7. Прочитайте отрывок из книги известного современного лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»:

      «Увы, для слов не существует музеев. Мы яростно спорим, хорошо это или плохо, что в русском языке появляется так много новых слов, и совершенно не обращаем внимания на то, что тем временем другие слова постепенно исчезают. Конечно, об исчезновении слов всем известно, и любой мало- мальски образованный человек засыплет меня примерами: смерд, чело, десница, засим, вечерять, токмо, паче. Но это все мертвые слова, которые мы никогда не используем в обычной речи, а в современных словарях, если они туда попадают, им соответствует помета «устаревшее». В несуществующем музее слов их следовало бы поместить в какие-то первые залы. Гораздо интереснее смотреть на слова, уходящие из языка в двадцатом и двадцать первом веках, попросту говоря, на наших глазах».

      Далее автор книги предлагает открыть пункт приема уходящих слов, ведь у каждого читателя свой языковой опыт. Какие бы слова вы предложили поместить в музей слов сегодня, в XXI веке? Объясните свой ответ выбор (не более 5 слов с объяснением).

      8. В рассказе А.П. Чехова «Жалобная книга» есть такое предложение: «Кто найдёт кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу». Понятно, что автор намеренно допускает ошибки в речи персонажа, чтобы показать его уровень культуры и представить его как человека безграмотного. Исправьте все возможные ошибки в этой записи и объясните необходимость исправлений.

      9. Составьте и запишите предложение таким образом, чтобы при его пунктуационном оформлении были использованы все знаки препинания.

      Общее в значении слов: «обмануть, перехитрить, поставить в трудное, неприятное положение». (1 балл)

      Общее в происхождении: слова образованы от имён собственных (Егорий и Кузьма) и связаны с именами святых и праздниками, которые устраивались в их честь (2 балла).

      До введения крепостного права на Руси крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому и рядились (нанимались на работу, оговаривали условия). Обычно рядились на Егория (6 мая / 23 апреля) – в день Великомученика Георгия Победоносца, а расчёт получали на Кузьму (14 / 1 ноября) – в день бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна) и матери их преподобной Федотии. При заключении разного рода сделок, расчётов между хозяином и работником каждая из сторон пыталась защитить свои интересы, а потому пускалась на всякие ухищрения, а порой и на обман, т.е. старалась объегорить и подкузьмить . (по 2 балла)

      1) за указание на общность в значении – 1 балл;

      2) за объяснение общности в происхождении – 2 балла;

      3) за объяснение происхождения каждого слова – по 2 балла.

      Итого: 7 баллов максимум.

      2. Слово тень — единственное существительное женского рода 3 склонения, от которого образуется уменьшительное существительное мужского рода (теньтенёк), точно так же, как у существительных мужского рода 2 склонения

      Обычно в русском языке уменьшительное наименование сохраняет род производящего слова (мышьмышка). Вероятно, раньше слово тень было словом мужского рода, и слово тенёк было образовано от него по правилам, с сохранением рода.

      1)за указание на образование уменьшительного существительного тенёк — 3 балла;

      2)за указание аналогий со словами мужского рода 2 склонения (день — денёк, пень — пенёк или др.) — 1 балл;

      3)за указание на правило сохранения рода производящего слова — 1 балл, за пример — 1 балл.

      Итого: 6 баллов максимум *Разделы: морфология, история языка.

      3. Рассориться приставочный способ, от глагола ссориться, при помощи приставки рас-, где на конце пишется с перед глухим согласным. На стыке приставки и корня опускается одна из удвоенных с.

      Пятитонный — сложение основ с одновременным присоединением суффикса н от словосочетания пять тонн. На стыке корня и суффикса опускается одна из удвоенных н.

      Одесский — суффиксальный способ, от основы существительного Одесса при помощи суффикса ск. На стыке корня и суффикса опускается одна из удвоенных с.

      Они подчиняются общему правилу: в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся.

      Три гласных буквы подряд в русском языке писаться могут. Например: длиннош еее (животное), зм еее д.

      -1) за объяснение способа образования и правописания каждого слова — по 1,5 балла, которые складываются из:

      0,5 балла за указание на способ словообразования, указание исходного слова;

      0,5 балла за объяснение выбора буквы с в приставке (рассориться), суффикс -н- (пятитонный), суффикс -ск- (одесский);

      0,5 балла за указание, что на стыке приставки и корня, корня и суффикса опускается одна из удвоенных согласных;

      всего за три слова — 4,5 балла;

      2) за указание на то, что все приведённые слова подчиняются общему правилу (в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся) — 1 балл.

      3) за указание на то, что три одинаковые гласные подряд в русском языке писаться могут — 0,5 балла; за любое количество примеров, т.к. в задании требовалось привести пример — 1 балл.

      Итого: 6 баллов максимум.

      *Разделы: словообразование, морфемика, орфография.

      4. Слово стыд восходит к глаголу стыть, стынуть и является однокоренным со словами стужа, студёный, остудить. Значение глаголов стынуть, остудить антонимично значению глаголов гореть, сгореть.

      3 балла за объяснение этимологического родства слов стыд и стыть, стынуть;

      1 балл за подбор других (дополнительных) однокоренных слов;

      1 балл за указание на антонимию глаголов.

      *Разделы: лексика, этимология.

      5. Лёжа в данном предложении — деепричастие, (деепричастию свойственно такое же управление, как и остальным глагольным формам: лежать на спине / лёжа на спине; имеет зависимое слово, сохраняет видовременные характеристики); стоя и сидя — наречия (по происхождению отдеепричастные).

      Стоя и лёжа в данном предложении являются обстоятельствами образа действия, а сидя — несогласованным определением.

      Исторически многие наречия на и являлись деепричастиями, позже они утратили связь с глагольной семантикой и ныне обозначают лишь признак действия (как наречия), а не добавочное действие (как деепричастия).

      — за верное определение частей речи — по 0,5 балла, всего 1,5 балла;

      — за определение синтаксической роли выделенных слов — по 0,5 балла, всего 1,5 балла;

      — за верный комментарий, касающийся истории образования частей речи, — 2 балла.

      *Разделы: морфология; история языка.

      6. Таких слов в русском языке очень много, приведем некоторые примеры: баян (музыкальный инструмент; Баян — древнерусский певец, сказитель), наполеон (пирожное; Наполеон Бонапарт — французский император),

      меценат (покровитель наук и искусств; Гай Цильний Меценат — римский патриций), ампер, ватт, вольт (единицы измерения и их изобретатели Андре Ампер, Джеймс Ватт, Алессандро Вольта), кипарис (дерево; Кипарис — персонаж античной мифологии, юноша, который случайно убил на охоте своего любимого оленя, а потом попросил у Аполлона вечную скорбь, за что и был превращён в дерево), гиацинт (цветок;Гиацинт — персонаж античной мифологии, сын царя Спарты, погибший во время состязаний в метании диска) и пр.

      Могут быть приведены другие примеры, отличные от предлагаемого ответа. Оценка:

      по 1 баллу за каждое верно приведенное слово с объяснением.

      Итого: 7 баллов максимум.

      *Разделы: лексикология, словообразование.

      7. Максим Анисимович Кронгауз приводит в качестве примера следующие слова: клякса, промокашка, получка и пр. Учитывая то, что данный список слов является открытым, правильными могут быть признаны ответы, в которых приводятся слова, широко употреблявшиеся в 20 веке, но не входящие сегодня в активный словарь.

      по 2 балла за каждое приведенное слово. Итого: 10 баллов максимум. *Разделы: лексика, история языка.

      8. Кто найдёт кожаный портсигар, тот пусть отдаст его в кассу Андрею Егоровичу (ИЛИ:Кто найдёт кожаный портсигар, тот пускай отдаст его в кассу, Андрею Егоровичу). Основания для правки:

      — части сложноподчинённого предложения должны быть разделены запятой (после слова портсигар);

      — во второй части предложения при переходном глаголе требуется дополнение;

      — слово пущай просторечное, требуется замена стилистически нейтральным

      — отчество персонажа дано в разговорной форме, необходима замена стилистически нейтральным вариантом;

      — после словоформы в кассу может быть поставлена запятая (факультативный знак препинания), если требуется уточнить адресата передачи предмета.

      — за указание на необходимость запятой после слова портсигар — 0,5 балла; за объяснение — 0,5 балла,

      -за указание на необходимость дополнения — 0,5 балла; за объяснение — 0,5 балла;

      -за указание на необходимость замены просторечия пущай литературным вариантом пусть или пускай — 2 балла;

      -за исправление отчества персонажа — 0,5 балла; за объяснение — 0,5 балл;

      -за указание на возможность постановки после слов в кассу факультативной запятой — 1 балл; для уточнения адресата передачи — 1 балл, всего 2 балла;

      Итого: 7 баллов максимум. *Разделы: культура речи, пунктуация.

      за верное использование каждого пунктуационного знака — 1балл; повторяющиеся знаки в разных функциях не учитывать .

      Вариант выполнения задания:

      Россия — страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима — Византии; посмотри на карту: «океан» земель (шестая часть света!), держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток (есть ли ещё страна, что могла бы сравниться с её размахом?); она — сверхгосударство, стихия, которая ещё не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега; она вся ещё в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных возможностях.


      источники:

      http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/829921_obasnite-pravopisanie-vydelennyh-bukv-v-sleduusih/

      http://infourok.ru/zadaniya-shkolnogo-tura-olimpiadi-po-russkomu-yaziku-1602379.html