Очевидно не значит верно подлежащее и сказуемое

Конспект по русскому языку на тему: «Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее» (8 кл.)

урока по русскому языку в 8 классе

Тема урока: «Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее.»

1. Сформировать у школьников представление о двусоставном предложении, о главных членах и о подлежащем;

2. Продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в группе, активизировать желание работать творчески, точно определять способы выражения подлежащего, правильно согласовывать подлежащее со сказуемым;

3. Совершенствовать знания о синонимических связях языковых единиц;

4. Воспитывать бережное отношение к русскому языку, повышать грамотность школьников.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: учебник русского языка для 8 класса. Авторы А. Л. Ладыженская; демонстрационный материал В. Малюшкин «Комплексный анализ текста», «Тестовые задания», таблицы «Способы выражения подлежащего», «Способы согласования со сказуемым».

Учитель: Сегодня мы вместе создадим необычный урок. Мне трудно предположить, чего вы ждете от нашего урока: хотите продемонстрировать свои знания или научиться чему-то новому, порадоваться успехам друзей, обменяться впечатлениями, информацией.

Пожалуйста, закройте свои глаза и мысленно проговорите свою цель.

Я знаю, что вы умеете внимательно и активно работать, пользоваться уже полученными знаниями. Что вы думаете о предстоящем уроке? Каким он будет? ( Ответы ребят). Сегодняшний урок – это урок приобретения новых знаний, умений и навыков. Мы разделимся на три команды исследователей (по рядам). Будьте внимательны.

Повторение пройденного материала. Словарная работа.

Учитель: первой команде найти корень в слове удивить, подобрать однокоренные слова и сделать запись в тетрадь; второй команде — в слове поразить; третьей — составить словосочетания с этими словами. Вспомним, что такое словосочетание и какие виды словосочетаний вы уже знаете? Что такое согласование, управление, примыкание? Знания о словосочетании проверяются на экзамене по русскому языку в 9 классе.

Удивить зрителя – глагольное, управление

Поразить знаниямиглагольное, управление

Перестроить в согласование

— Что такое грамматическая основа предложения?

-Какие бывают предложения по количеству грамматических основ?

-Если в простом предложении только один главный член предложения? Как называются такие предложения?

-Чем могут осложняться простые предложения?

Работа с предложением.

Приобретая новые идеи, ты приобретаешь новые глаза.

(синтаксический разбор предложения)

Как вы думаете, всегда ли субъектом действия выступает подлежащее?

(на доске появляется предложение):

Загородный лес пересечен множеством тропинок.

Учитель: давайте найдем в этом предложении подлежащее ( здесь подлежащее не является субъектом действия), нет его. Что же такое подлежащее? Откройте учебник и прочитайте те, которые не смогут сами сформулировать определение подлежащего. Чем может быть выражено подлежащее? Чаще всего существительным. На самом деле , в роли подлежащего могут выступать не только именные , но и другие части речи, даже междометия. Давайте посмотрим таблицу.

3. Изучение нового материала.

Мы никогда не ссоримся.

Двенадцать делится на шесть.

Взрослые никогда не понимают детей.

Вошедший привлек всеобщее внимание.

Курить — здоровью вредить.

Очевидно не значит верно.

Вдали послышалось ку-ку.

Прошло несколько дней.

Определите грамматическую основу. Мы видим, что в роли подлежащего выступает существительное «солнце», местоимение «мы», числительное «двенадцать», прилагательное «взрослые», причастие «вошедший», глагол «курить», наречие «очевидно», междометие «ку-ку», неделимое словосочетание «несколько дней».

Слова, употребляющиеся в значении других частей речи , называются субстантивированными.

Выполняем упр. №90 на стр46. Выпишем только грамматическую основу предложения.

Лиса проведет. (сущ.) Никто не судья. (мест) Мокрый не боится.(прилаг.) Сказать — смешно, утаить — грешно.(глагол)

Утопающий хватается. (причастие) Семеро не ждут. (числит)

Одно лучше двух. (числить) Ленивый спит, работает. (прилагательное) Кто не бывал, не видал. (местоим.) Он бегал, бродил, смотрел. (местоим.) Пешеход видит. (сущ.) Ты слушать пришел. (местоим.)

Учитель: Обращаю ваше внимание на особые случаи согласования подлежащего со сказуемым. Сегодня мы познакомимся с ними.

Способы согласования подлежащего со сказуемым

Глагол- сказуемое в ед.ч.

Много болельщиков участвовало в олимпиаде.

МГУ-Московский Государственный университет

Глагол-сказуемое согласуется с подлежащим университет

МГУ объявил о новом наборе студентов.

СМИ сообщили о важных событиях в стране.

Дадим характеристику предложения. (СМИ-подлежащее, сообщили -сказуемое, о событиях – дополнение, важных – определение, в стране – обстоятельство. Прост., двусост., распр., повест., невоск.)

4. Работа с учебным материалом

А теперь проведем небольшую тестовую работу по дополнительному материалу.

1.Укажите способ связи в словосочетаниях – согласование.

А) каждому труженику;

Б) поиск неизведанного;

Г) первые препятствия;

Е) участвовал в походе

2. Вставьте пропущенную букву:

Ф…нтазия, т…лантливый, тр…диция, к…ндидат

3.укажите способ связи в словосочетании – примыкание

А) добросовестно выполнять;

Б) участвовать в полете;

Г) быть молчаливым;

Д) верные друзья;

4. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:

А) маленькая гостиная была неуютной.

Б) Наше завтра будет прекрасно.

В) Мы с Аликом принялись за работу.

Г) Прямо к станции летит тройка удалая.

5. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено наречием:

А) Пять не делится на двое.

Б) Далече грянуло «ура».

В) Наше завтра будет прекрасно.

Г) Лучший из учеников был награжден грамотой.

Д) Вчера произошло нечто странное.

6. Выберите вариант ответа, в котором правильно указана грамматическая основа предложения: «С руками негде не пропадешь».

А) с руками не пропадешь;

Б) нигде не пропадешь;

7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения: «Читая текст учебника……….»

А) не отвлекайтесь,

Б) каждая фраза должна быть обдумана,

В) это не займет не меньше часа.

Учитель: сейчас вы станете экспертами, поменяйтесь работами. Правильные ответы:1-а, 2-а, 3-а, 4-в, 5-г, 6-в, 7-а. Учтите, что правильные 7 ответов заслуживают оценку «5». 6- «4», 5-4- «3», 3-«2».

5. Проверим правильность ответов.

6. домашнее задание: упр. №97, стр. 47.

Вывод: о том, что мы узнали на уроке, напишите сочинение – рассуждение «Какие части речи выступают в роли подлежащего»?

7. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся.

Главные члены предложения

Тема. “Обобщение сведений по теме “Главные члены предложения”

Тема. “Обобщение сведений по теме “Главные члены предложения”

Цели. 1.Закрепить и углубить знания учащихся о главных членах предложения

1.Закрепить и углубить знания учащихся о главных членах предложения.
2.Обработать умение находить сказуемое (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое) в предложениях.
3.Развивать умение применяя полученные знания на практике.
4.Развивать навыки работы по текстам.
5.Развивать речь учащихся.

Солнце светит всем. Мы никогда не ссоримся

Солнце светит всем.
Мы никогда не ссоримся.
Двенадцать делится на шесть.
Взрослые иногда не понимают детей.
Вошедший привлёк к себе всеобщее внимание.
Курить — здоровью вредить.
Очевидно не значит верно.
Вдали послышалось ку-ку.
Прошло несколько дней.

Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите какой частью речи оно является.

Солнце — существительное. Мы — местоимение

Солнце — существительное.
Мы — местоимение.
Двенадцать — числительное.
Взрослые — прилагательное.
Вошедший — причастие.
Курить — неопределённая форма глагола.
Очевидно — наречие.
Ку-ку — междометие.
Несколько дней — словосочетание.

Найдите верное утверждение. В предложении должны быть обязательно подлежащее и сказуемое

Найдите верное утверждение.

В предложении должны быть обязательно подлежащее и сказуемое.
Подлежащее может выражаться только существительным или местоимением.
Подлежащее может выражаться всеми частями речи.
Между подлежащим и сказуемым всегда ставятся тире.
Подлежащее и сказуемое является словосочетанием.

Проверим Подлежащее может выражаться всеми частями речи

Подлежащее может выражаться всеми частями речи.

Найдите “четвёртое лишнее”. В клетке соловей перестал петь

Найдите “четвёртое лишнее”.

В клетке соловей перестал петь.
Оксана любит рисовать.
Первоклассники будут выступать на торжественной линейке 1 сентября.
Мы будем рады видеть всех у себя.

Проверим В клетке соловей перестал петь

В клетке соловей перестал петь. (Составное глагольное сказуемое)
Оксана любит рисовать. (Составное глагольное сказуемое)
Первоклассники будут выступать на торжественной линейке первого сентября. (Простое глагольное сказуемое)
Мы будем рады видеть всех у себя. (Составное глагольное сказуемое)

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое.

Инфинитив (неопределённая форма глагола)

что делать?
что сделать?

Найти предложение, где есть глагольное сказуемое

Найти предложение, где есть глагольное сказуемое.

Второклассники будут изучать английский язык.
Он пустился бежать наперегонки.
Путь был нелёгким.
Она вам расскажет правду.

Проверим Он пустился бежать наперегонки

Он пустился бежать наперегонки. (Составное глагольное сказуемое)

Запишите предложения, подчеркните сказуемое, определите вид сказуемого

Запишите предложения, подчеркните сказуемое, определите вид сказуемого.

Реки рвут на себе ледяные оковы.
Это был её новый костюм.
Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни.
Вечером мы будем заливать каток.
Облако представляется то косолапым медведем, то гривистым львом.
Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей
Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь
Я намерен был ехать сегодня же.
Варя была с заплаканными глазами.

Сверим Реки рвут на себе ледяные оковы

Реки рвут на себе ледяные оковы. (Простое глагольное сказуемое.)
Это был её новый костюм. (Составное именное сказуемое.)
Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни. (Составное глагольное сказуемое.)
Вечером мы будем заливать каток. (Простое глагольное сказуемое в форме составного будущего времени.)
Облако представлялось то косолапым медведем, то гривистым львом. (Составное именное сказуемое.)
Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей. (Составное именное сказуемое.)
Брату очень хотелось поехать в летний оздоровительный лагерь. (Составное глагольное сказуемое.)
Я намерен был ехать сегодня же.(Составное глагольное сказуемое.)
Варя была с заплаканными глазами. (Составное именное сказуемое.)

Найдите предложения, где между подлежащим и сказуемом надо поставить тире

Найдите предложения, где между подлежащим и сказуемом надо поставить тире.

Жить народу служить.
Сердце не камень.
Жизнь прожить не поле перейти.
Азбука к мудрости ступенька.

Сверим Жить — народу служить Азбука — к мудрости ступенька

Жить — народу служить

Азбука — к мудрости ступенька.

Запишите предложения, расставьте, где нужно, знаки препинания

Запишите предложения, расставьте, где нужно, знаки препинания.

Рябина красавица наших лесов.
Дважды два четыре.
Мороженное вот моё любимое лакомство.
Курить здоровью вредить.
Ласковое слово точно солнышко в ненастье.
Она девушка с характером.
Бедность не порок.

Проверим Рябина — красавица наших лесов

Рябина — красавица наших лесов.
Дважды два — четыре.
Мороженное — вот моё любимое лакомство.
Курить — здоровью вредить.

Главные члены предложения
план-конспект по русскому языку на тему

Главные члены предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_obobobshchenie_po_teme_glavnye_chleny_predlozheniya_8_klass.docx35.71 КБ
obobshchenie_temy_glavnye_chleny_predlozheniya_8_klass_prezentatsiya.pptx69.9 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 8 классе.

Обобщение сведений по теме “Главные члены предложения”.

  1. Закрепить и углубить знания учащихся о главных членах предложения.
  2. Отработать умение находить сказуемые (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое) в предложениях.
  3. Развивать умения, применяя полученные знания на практике.
  4. Развивать навыки работы по тестам
  5. Развивать речь учащихся.

Проверяем глазами готовность к уроку, на столе лежит учебник, тетрадь, ручка, дневник.

Итак, сегодня на уроке мы будем повторять и обобщать то, что изучали на предыдущих уроках .

Сначала выполняем орфографическую разминку. Перед вами слова, в которых на месте пропуска нужно вставить букву и определить, какому правилу подчиняются эти слова.

Раз_езд, об_ём, в_ётся, б_ются, ш_ют, п_ют, раз_единить, пред_юбилейный.

— Давайте, вспомним, что такое орфограмма? ( Это трудное место в слове, где можно ошибиться. Чтобы не ошибиться, нужно применить правило )

— Скажите, какое правило можно применить ко всем этим правилам? ( Правописание разделительного ъ и ь знаков )

— Когда пишется в словах мягкий разделительный знак, когда в словах пишется твёрдый разделительный знак?

Молодцы, вы хорошо, без ошибок справились с орфографической разминкой, а теперь займёмся синтаксической пятиминуткой.

В н_ч_ном небе загорелись бл_стящие звёздоч_ки.

— Объясните орфограммы в словах.

— Подчеркните главные члены предложения.

— Скажите, чем выражены главные члены предложения.

Ⅳ. Объявление темы урока

-Итак, тема нашего урока “Главные члены предложения. Повторение и обобщение”.

Эти лингвистические термины “подлежащее” и “сказуемое”, с которыми вы знакомы с начальное школы, ввёл М.В. Ломоносов.

Подлежащее — значит “лежащее в основе предложения”, сказуемое — называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что “сказано о подлежащем”.

— Из чего состоит предложение? ( Предложение состоит из словосочетаний )

— Как узнать сколько словосочетаний в предложении? (Д ля этого нужно мысленно выбросить подлежащее и сказуемое, предлоги, союзы и посчитать оставшиеся слова, сколько слов, столько и словосочетаний ).

— Итак, сколько словосочетаний в данном предложении? ( 3 )

— Назовите их. ( Блестящие звёздочки, загорелись на небе, в ночном небе )

Ⅴ. Работа по теме урока.

— А сейчас мы займёмся с вами исследовательской работой.

Давайте вспомним, какие слова в предложении называются подлежащим?

Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите какой частью речи оно выражено.

  1. Солнце светит всем.
  2. Мы никогда не ссоримся.
  3. Двенадцать делится на шесть.
  4. Взрослые иногда не понимают детей.
  5. Вошедший привлёк всеобщее внимание.
  6. Курить — здоровью вредить.
  7. Очевидно не значит верно.
  8. Вдали послышалось ку-ку.
  9. Прошло несколько дней
  1. Солнце — существительное.
  2. Мы — местоимение.
  3. Двенадцать — числительное.
  4. Взрослые — прилагательные.
  5. Вошедший — причастие.
  6. Курить — неопределённая форма глагола.
  7. Очевидно — наречие.
  8. Ку-ку — междометие.
  9. Несколько дней — словосочетание.

— Итак, какой вывод делаем:

В роли подлежащего могут выступать не только именные, но и другие части речи, даже междометие .

— А теперь следующее задание.

Найдите верное утверждение:

  1. В предложении обязательно должны быть подлежащее и сказуемое;
  2. Подлежащее может выражаться только существительными и местоимениями;
  3. Подлежащее может выражаться всеми частями речи;
  4. Между подлежащим и сказуемым всегда ставится тире;
  5. Подлежащее и сказуемое являются словосочетанием.

— Правильный ответ — 2.

— Переходим к следующему заданию. Это занимательная лингвистика.

— Найдите четвёртое “лишнее”.

  1. В клетке соловей перестал петь.
  2. Оксана любит рисовать.
  3. Первоклассники будут выступать на торжественной линейке 1 сентября.
  4. Мы будем рады видеть вас у себя.

— Проверяем. ( Третье предложение “лишнее”. В этом предложении простое глагольное сказуемое выражено формой сложного будущего времени )

— Давайте вспомним, чем отличается простое глагольное сказуемое от составного. А поможет нам в этом таблица.

Составное глагольное сказуемое.

( Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного слова: глагола или краткого прилагательного, которые выражают значение начала, конца, продолжительности действия, его желаемости или возможности и неопределённой формы глагола, который выражает лексическое значение ).

— А теперь найдите предложение, где есть составное глагольное сказуемое.

  1. Второклассники будут изучать английский язык.
  2. Он пустился бежать наперегонки.
  3. Путь был нелёгким.
  4. Она вам расскажет правду.

( правильный ответ под цифрой 2 )

Следующее задание. Запишите предложение, подчеркните сказуемое, определите вид сказуемого.

  1. Реки рвут на себе ледяные оковы.
  2. Это был её новый костюм.
  3. Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни.
  4. Вечером мы будем заливать каток.
  5. Облако представляется то косолапым медведем, то гривистым львом.
  6. Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей
  7. Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь
  8. Я намерен был ехать сегодня же.
  9. Варя была с заплаканными глазами.

Ответ (сказуемое выделено жирным шрифтом):

  1. Реки рвут на себе ледяные оковы. (Простое глагольное сказуемое)
  2. Это был её новый костюм. (Составное именное сказуемое)
  3. Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни. (Составное глагольное сказуемое)
  4. Вечером мы будем заливать каток. (Простое глагольное сказуемое в форме составного будущего времени)
  5. Облако представлялось то косолапым медведем , то гривастым львом . (Составное именное сказуемое)
  6. Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей . (Составное именное сказуемое)
  7. Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь. (Составное глагольное сказуемое)
  8. Варя была с заплаканными глазами . (Составное именное сказуемое)

— Следующее задание. Найдите предложение, где между подлежащим и сказуемым надо поставить тире.

  1. Жить народу служить.
  2. Сердце не камень.
  3. Жизнь прожить не поле перейти.
  4. Азбука к мудрости ступенька.

( Тире нужно поставить в 1 и 4 предложении ).

— Молодец, приступаем к следующему заданию. Найдите предложение, где подлежащее и сказуемое выражено словосочетанием.

  1. Глупый осудит, умный рассудит.
  2. И тридцать витязей прекрасных, чредой из вод выходят ясных.
  3. От горячих лучей солнца стал плавиться снег.
  4. Звёзды этой нескончаемой ночи стали блекнуть и исчезать.

( Правильный ответ — тринадцать витязей во втором предложении )

— Запишите предложения, расставьте, где нужно знаки препинания.

  1. Рябина красавица наших лесов.
  2. Дважды два четыре.
  3. Мороженное вот моё любимое лакомство.
  4. Курить здоровью вредить.
  5. Ласковое слово точно солнышко в ненастье.
  6. Она девушка с характером.
  7. Бедность не порок.

( Тире ставится в 1,2,3,4 предложениях ).

Итог урока.
— Что повторяли сегодня на уроке? ( Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое ).
— Какие виды сказуемого вы знаете? ( Простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое ).

Д/З: Тест 17 Е.М.Сергеева Учебно-методический комплект “Тест по русскому языку 8 кл.”. к учебнику С.Г. Бархударова “Русский язык 8 класс” издательства Просвещение.


источники:

http://znanio.ru/media/glavnye-chleny-predlozheniya-2623391

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/01/18/glavnye-chleny-predlozheniya